Лучшие рассказы чехова список
Лучшие произведения Чехова
Стилю русского писателя подражают во всём мире. Его наследие изучают в разных странах. Рассказы входят в обязательную программу в российских школах. Истории перечитывают во взрослом возрасте. Автор первым среди современников поставил во главу угла не глобальные поиски смысла жизни, а проблемы обычного человека. Лучшие произведения Чехова остаются актуальными и сейчас.
Рейтинг произведений Чехова
За годы творчества Антон Павлович создал больше 500 произведений. В небольшой форме – драма человеческой жизни. По глубине раскрытия характеров и остроте поднятых тем произведения не уступают объёмным романам. Чтобы среди многообразия пьес и историй выбрать лучшие, команда проекта VyborExperta.ru пообщалась с кандидатом наук, защитившим диссертацию на основе трудов русского писателя, узнала у школьников, какие рассказы у них самые любимые, изучила отзывы покупателей. Номинанты рейтинга оценивались по следующим критериям:
Формат произведения также важен при покупке. Многие читатели предпочитают покупать книги в бумажном переплёте. Другим удобнее держать библиотеку в цифровом варианте в телефоне или планшете. Часть пользователей прослушивают аудио варианты произведений.
Лучшие рассказы Чехова
1. Палата No 6
Открывает список лучших произведений Чехова. Повесть рассказывает об истории доктора Андрея Ефимовича Рагина из психиатрической больницы. Он безнадёжно одинок в большом городе. Жители погрязли в сплетнях и обсуждении пороков друг друга. Врачу не с кем поговорить по душам, и неожиданно для себя он находит друга в палате для душевнобольных. Ещё одна важная тема – поиск своего места в жизни. В юности медик мечтал стать священником. Однако родители настояли на том, чтобы сын поступил в университет на врачебное дело. Теперь мужчина не любит свою профессию, он не чувствует отдачи от работы и всё больше сожалеет о потраченных годах.
Обрамляет эту трагедию души показ проблем окружения. Психиатрическая больница уже много лет разрушается, однако чиновникам нет до неё дела. Деньги, предназначенные на ремонт, они забирают себе. Персонал лечебного учреждения ненавидит пациентов. Не оказывают должного внимания, над многими издеваются.
Среди этого хаоса зародившаяся дружба между врачом и больным дворянином даёт надежду на сохранение душ. Повесть имела оглушительный успех среди современников. Журналы и сборники с опубликованным произведением раскупали в считанные часы. Виссарион Белинский, Лев Толстой, Николай Лесков восхищались языком и актуальностью поднятых проблем.
Достоинства:
Недостатки:
2. Человек в футляре
Благодаря писателю это выражение стало крылатым. На 13 страницах показана трагедия жизни персонажа. Беликов – рядовой учитель греческого в школе. Он стремится закрыться от окружающего мира. Повсюду ходит в шляпе и пальто. Воротник поднят настолько высоко, что из-за него не видно глаз мужчины. Однажды педагог влюбился в сестру друга. Однако из-за шутки её брата передумал создавать семью. Сотканный из комплексов и стереотипов, главный герой не может наслаждаться жизнью.
Антагонистом Беликова выступает коллега по фамилии Буркин. Он подшучивает и высмеивает трусость друга, при этом сам наполнен пороками мещанства. Единственный, кто выбивается из этого круга, Коваленко. Он задыхается среди окружающих и пытается показать несостоятельность того образа жизни, который ведут окружающие. Особенностью произведения Чехова является показ и обличение минусов современности. Писатель рассказывает, к чему приводит отказ от собственных ценностей и трусость. Повествование построено в форме монологов. История из уст одного персонажа плавно перетекает к другому.
Достоинства:
Недостатки:
3. Вишневый сад
Одно из самых известных произведений Чехова. На первом плане трагедия дворянской семьи Раневских. Из-за накопленных долгов домочадцам приходится продать имение. Покупатель по фамилии Лопахин – бывший крепостной, который когда-то здесь служил. Со временем мужчина стал зажиточным купцом. После приобретения усадьбы он тут же преступает к переустройству территории. Первым делом вырубает знаменитый вишнёвый сад. Бывшие хозяева насаждений с грустью наблюдают за происходящим, но не могут остановить процесс.
Пьеса наполнена образами. Главные персонажи не люди, а деревья. Они символизируют Россию 19 века, которая оказалась бессильна перед всепоглощающими переменами. Разрушенный сад олицетворяет падение дворянских устоев и смену механизма правления.
Пристальное внимание автор уделил построению диалогов. Некоторые вопросы героев получают ответы, не связанные с поднятой темой. Этим писатель хотел показать, что люди часто не слышат и не понимают друг друга. Развязка показывает, насколько разнится понимание мира у разных классов.
Достоинства:
Недостатки:
4. Каштанка
Чехов написал это произведение для детей. Главная героиня рассказа – дворняга по имени Каштанка. Она предана хозяевам, помогает охранять мастерскую. Однажды собака теряется и попадает в незнакомый мир. Её спасителем становится цирковой артист. Он забоится о животном и приобщает к искусству. Но перед сном Каштанка всегда вспоминает о хозяевах. На одном из выступлений они воссоединяются, собака возвращается в семью.
Писатель показывает о том, каким безграничным бывает преданность питомцев. Несмотря на ласку и хорошее питание в новой семье, Каштанка выбрала не самую счастливую жизнь с прежними владельцами. Повествование ведётся от четвероного персонажа. Она рассуждает о происходящем, тоскует о былом и радуется долгожданной встрече. Автор погружает читателей в психологический мир героини, показывает его многогранность.
Достоинства:
Недостатки:
5. Толстый и тонкий
Произведение Чехова входит в основную школьную программу. В рассказе писатель в сатирической манере описывает встречу двух бывших одноклассников. Михаил тучной фигуры, добился высокого чина. Порфирий остался худым, работает рядовым клерком. Между ними завязывается интересный диалог, резко меняющийся, когда менее успешный друг узнаёт о высоком звании другого. Худой одноклассник тут же сгибает спину в полупоклоне и начинает рассыпаться в комплиментах. Однако эффект хвалебных речей оказался противоположным.
Автор показывает, как неправильно выстроенная иерархия в обществе культивирует в обычных людях пресмыкание перед чиновниками. Чехов подчёркивает, что в детстве оба героя были равны. Они хорошо дружили, однако по мере взросления классовые различия начали главенствовать над разумом человека. Важно искоренять лицемерие и разграничивать рабочие и приятельские отношения.
Достоинства:
Недостатки:
6. Дядя Ваня
Входит в мировой рейтинг лучших произведений Чехова. Пьеса показывает драматическую историю семьи. Серебряков после жизни в шумном городе решает перебраться в имение первой, ныне покойной, жены. Его приезд нарушает неспешный быт жителей. Пока персонаж оценивает пройденный жизненный путь, его новая супруга увлекается другим мужчиной. Любовный треугольник дополняет общую сюжетную линию, не выбивается на первый план, но подталкивает к развитию другого сюжета, который может закончиться трагически.
Пьеса состоит из 4 актов. История из первой части плавно перетекает в последующие, обрастая необходимыми для развития подробностями. Писатель поднимает несколько тем. Любовь выступает не спасительным чувством, а эмоциями, которые зачастую супруги ищут на стороне. Семейная жизнь в произведении также показана в серых тонах. Многие пары образуются по расчёту. Мужья и жёны преследуют корыстные цели без желания лучше узнать другого человека. Ценности тоже часто бывают ложными, в погоне за ними теряется душа.
Достоинства:
Недостатки:
7. Дама с собачкой
Критики 19-20 веков называют этот рассказ Чехова одним из лучших в отечественной литературе. Писатель создал его после отдыха в Ялте. Сюжет строится вокруг курортного романа. Однако это не история о поиске любви, а о том, как путы общественного мнения сковывают и очерствляют душу. Дмитрий Гуров давно разлюбил жену, периодически заводит романы на стороне. И когда на набережной появляется красивая девушка, ловелас тотчас решает очаровать новую жертву.
Анна Сергеевна вышла замуж по расчёту, и легко уступает напору галантного ухажёра. 3 месяца отношений пролетели быстро, любовники возвращаются в реальность. И именно с этого момента, по задумке Чехова, начинается главная сюжетная линия. Души, познавшие любовь, стремятся к воссоединению. Однако на их пути стоит общественное осуждение, которого персонажи боятся.
Автор не обличает отношения главных героев. Показывает, как чувства преображают и заставляют по-новому смотреть на мир. Двойная жизнь, которую вынуждены вести герои после знакомства, сначала приносит новые эмоции, а потом тяготит нависшей безысходностью.
Достоинства:
Недостатки:
Исследователи выдвигают несколько версий появления рассказа Чехова. Все сходятся в одном: история взята из реальной жизни. В конце 19 века было несколько похожих случаев в разных уголках страны. На поверхности литературной истории лежит ссора двух человек из разных классов. Но смысл истории глубже: показан конфликт внутри одного человека. Обвешенный собственными ярлыками, герой погружается в глубокую депрессию. Поглощённый тяжёлыми переживаниями, он так и не находит выход из ситуации и умирает.
Автор обнажает взращенное в обществе чинопоклонничество. Показывает, до какого абсурда оно может довести человека. По мере развития сюжетной линии Червякова читатель видит, как душа персонажа оскверняется и разлагается под влиянием ярлыков общественного мнения. Автор не делает отрицательного героя из генерала. Напротив, он изображает его свободным от стереотипов. Червяков же полон ими и продолжал обрастать пороками по ходу повествования.
Достоинства:
Недостатки:
9. Три сестры
В центре сюжета героини из провинциального города. У Прозоровых разные темпераменты, однако проблемы схожие. Сёстры скучают по столичной жизни и ждут, что кто-то изменит их быт. Женщины часто разговаривают сами с собой. Так автор подчёркивает одиночество душ. Писатель не разделяет персонажей на положительных и отрицательных. Люди противопоставляются обществу и стереотипам, культивирующихся в нём.
Действие разделено на 4 акта. Сёстры заводят семьи, меняют работы. Однако ничто не приносит удовлетворения. Даже, когда один из героев погибает, остальные не чувствуют горя. Они грезят переехать в столицу и не способны в полной мере оценить происходящее.
Достоинства:
Недостатки:
10. Скучная история
Сюжетная линия строится вокруг умирающего профессора. На заре жизни он оценивает пройденный путь и приходит к выводу, что не удовлетворён финалом. На фоне философских размышлений Николая Степановича, его семья продолжает вести привычный быт, не обращая внимания на страдания главы семьи. Единственная, кто скрашивает последние дни главного героя – приёмная дочь. Основная идея рассказа – переосмысление личных ценностей.
В своих метаниях врач приходит к мысли о том, что главный профессиональный труд в корне неверен. Несмотря на всемирное признание Николай Степанович одинок, ему нечего оставить потомкам. Он не находит поддержки у коллег, в кругу семьи. На смертном одре врач сожалеет о том, что не смог обзавестись любящим окружением.
Достоинства:
Недостатки:
На что обращать внимание при выборе
Антон Павлович – мастер малых форм. На нескольких страницах он раскрывает характеры героев, показывает внутренние и внешние конфликты, оставляет почву для размышления читателям. Чтобы среди богатейшего литературного наследия найти рассказы и пьесы по душе, нужно обращать внимание на ряд параметров.
Писатель выделялся среди современников необычным подходом к сюжету, темам, поднимаемым проблемам и выбору формам. Рассмотрим основные жанры произведений Чехова и художественные приёмы, которые он применял.
Тип произведения | Описание |
---|---|
Рассказ | Чехов сделал этот жанр самым популярным в литературе конца 19 века. Показ незначительных деталей раскрывает человеческую трагедию, обнажает характеры. Таким образом осуждаются пороки общества |
Драматическая комедия | Соединены черты противоположных видов творчества. Трагедия «маленького человека» демонстрирует несовершенство государственного строя. Нет деления на отрицательных и положительных персонажей |
Детектив с элементами иронии | Показывает изнанку общественных явлений, высмеивает и обличает её. Демонстрирует, к чему приводит слепое следование навязанных канонов |
Пьеса | Среди разнообразия героев автор никогда не выделял кого-то из них. Показывает, как обстоятельства влияют на формирование и развитие личности |
Тематика и проблематика
Писатель первым среди современников стал поднимать темы, далёкие от глобального поиска смысла жизни и мироустройства. Герои рассказов страдают от собственных комплексов, они жертвы браков по расчёту, зависят от чужого мнения. Одна из острых проблем – чинопоклонничество.
Автор обличает тех, кто не видит за высокой должностью человека и старается угодить ему ради собственной выгоды. Обличает Антон Павлович и тех, кто сам загнал себя в рамки общественного строя, постепенно превращаясь в «серую массу». Любовь в рассказах и пьесах часто остаётся недоступным чувством для героев. Они предпочитают сытую и благополучную жизнь, создав семью из корысти.
Сюжетная линия
В произведениях Антона Павловича нет резких смен сцен и поворотов событий. Действия протекают неспешно, но всегда держат внимание читателя. По мере развития сюжета каждый герой проявляет свою сущность. Финал часто остаётся открытым.
ВыборЭксперта.ру рекомендует
Филигранному слогу Чехова подражают, спустя 2 века. Он первым среди своих современников начал поднимать проблемы личности. Многие постулаты актуальны до сих пор. Чтобы среди богатого авторского наследия выделить произведения, которые станут настольными для всей семьи, сотрудники портала ВыборЭксперта.ру пообщались с опытными литературоведами, прочитали несколько десятков пьес и рассказов, изучили отзывы читателей. На основе проделанной работы выделили несколько историй:
Антон Павлович Чехов остаётся одним из самых популярных авторов в мире. Пьесы и рассказы наполнены актуальными образами, поднимают злободневные темы, формируют правильные слог и речь.
Читайте рассказы А. П. Чехова онлайн
Популярное
Популярное
Несмотря на то, что А. П. Чехов воспринимается преимущественно как автор произведений для взрослых, в его творчестве есть немало юмористических и поучительных историй для детей. Это «Ванька», «Каштанка», «Репетитор» и масса других текстов, которые вы найдете и сможете прочитать в нашей виртуальной библиотеке. Утром, днем и вечером наш портал дает возможность приобщиться к миру русской литературы вместе с дошкольниками и учениками младших либо средних классов, и все, что для этого нужно – выбрать в списке понравившийся рассказ!
Короткие рассказы Чехова для детей
За свою жизнь Антон Павлович написал множество произведений, включая пьесы и краткие повести для детей, и каждое его творение имеет особое настроение и запоминающийся сюжет. Мальчикам и девочкам школьного возраста обязательно стоит прочесть собрание его сочинений, и библиотека – не единственное место, где это можно сделать. Наш сайт предлагает полные тексты писателя, созданные в ранние и поздние годы творчества, причем платить за их изучение нет необходимости. Истории доступны бесплатно и в круглосуточно режиме – выбирайте литературу, которая вам нравится или нужна для уроков, и читайте без ограничений!
Кстати, кроме комедий в числе доступных для прочтения историй есть драматические произведения, которые смогут по достоинству оценить учащиеся средних и старших классов. Даже для взрослых будет интересно восстановить в памяти творчество легендарного автора, тем более что платить деньги для этого не придется, а текст можно будет загрузить не только на компьютере, но и на телефоне.
Все юмористические рассказы бесплатны
Собрание сочинений русского писателя огромное, и среди трагикомедий и пьес особое место занимают детские истории. Они рассчитаны на читателей возрастом от 5-6 лет и практически всегда поучительные, хотя и по-своему веселые. Вместе с героями юный читатель будет переживать победы и поражения, окунаться в школьную жизнь прошлой эпохи и обретать новый опыт, который обязательно пригодится в реальности. Если малыш недостаточно хорошо соединяет буквы в слова, а слова в предложения, либо есть желание с пользой провести с ним время, стоит рассмотреть вариант чтения вслух в свободное время или перед сном. Список произведений поможет быстро выбрать интересную сыну или дочке историю, а если не дочитаете, то на следующий день легко будет найти нужное место благодаря содержанию.
Самые известные произведения Чехова
Произведения Антона Павловича Чехова относятся к классике русской и даже мировой литературы. Ими зачитываются во многих странах мира. Они переведены более чем на сотню языков и наречий. Этот гениальный русский писатель, прозаик и драматург по профессии, был врачом. Литературные творения Чехова интеллигентны и полны тонкого юмора. Его рассказы, повести и пьесы просты, как все великие вещи и доступны для восприятия даже детям. Антона Павловича Чехова считают одним из лучших и известнейших драматургов мира. В этой статье рассмотрим самые известные произведения Чехова.
1. Палата No6
Истории создания этой известной повести Чехова такова: впервые автор упоминает о ней в письме к издателю его произведений, А. Суворину. В конце марта 1892 года Чехов признался, что пишет повесть. И сообщил, что перед тем, как напечатать её, желает прислать своё творение Суворину для цензуры, так как ценит его мнение. В середине апреля того же года писатель привозил рукопись в столицу, чтоб отдать в редакцию «Русского обозрения». В конце апреля Чеховым была продолжена работа. Он признавался, что считает «Палату № 6» скучной, потому что среди персонажей нет женщин, а в сюжете не идёт речь о любви. Повесть была завершена к середине мая того же года, то есть, она была написана ровно за два месяца.
Действия произведения разворачиваются в палате для душевнобольных, что отражено в её названии. Там обитают пятеро болящих — от городского дурачка до бывшего судебного пристава. Больница отличается бедностью и антисанитарией. Врач иногда выпивает и очень любит читать. С некоторых пор доктор стал захаживать в палату № 6. После цепочки роковых событий он попадает в неё уже пациентом.
2. Человек в футляре
Однажды летом Чехов задумал создать «Маленькую трилогию» — серию, которая состояла из трёх произведений. Среди них должен был разместиться рассказ «Человек в футляре». Когда автор работал над написанием рассказов, активность творчества внезапно пошла на спад, а позже Чехов заболел. У него обнаружили туберкулёз.
Рассказ начат в конце весны — начале лета, в 1898-ом году. В середине июня «Человек в футляре» был отправлен в журнал.
Говорят, что прототипом главного персонажа послужила личность инспектора гимназии города Таганрога. Однако, эти сведения могут быть неточными. Описание Беликова, центрального действующего лица, слегка утрировано. Он излишне тепло одевается, создавая себе «кокон», «футляр». Он очень мнителен и боязлив. Карикатурная личность показана на достаточно серьёзном общем фоне. Этот персонаж хорошо запоминается и поэтому его прозвище стало именем нарицательным.
3. Каштанка
Есть разные версии истории создания этого известного произведения Чехова. В. Л. Дуров считал, что события, происходившие с его собакой, послужили материалом для написания «Каштанки». В. А. Гиляровский думал, что артист Вася Григорьев, бывавший у Чехова, в метких выражениях рассказал о собаке, которая попала в Тамбове в цирк. Ефимьев, товарищ Чехова, вспоминал о неком столяре, имевшем своим спутником собаку. Он считал, что в рассказе описана именно она. Ещё когда был жив Чехов, произведение уже перевели на несколько европейских языков.
Произведение «Каштанка» любимо детьми и взрослыми многих поколений. Злоключения несчастной собачонки вызывает искреннее сочувствие и сопереживание.
4. Толстый и тонкий
В список самых популярных произведений Чехова входит «Толстый и тонкий». Рассказ основан на анекдотическом случае: конфликт персонажей, вызван оплошностью «тонкого». В вариации 1886 года внесены изменения, изменившие смысл. Автор убрал служебную подчинённость: один лебезит перед другим просто так, без всякой необходимости.
5. Дама с собачкой
Существует версия, что произведение написано Чеховым после визита в Ялту и встречи там с его последней любовью, которую звали Ольга Книппер.
В рассказе идёт речь о курортном знакомстве мужчины и женщины. Оно имело продолжение, даже когда они вернулись в свои родные города, в свои семьи. «Дама с собачкой» имела большой резонанс. Не всем понравилась сюжетная линия, учитывая то, что оба героя произведения состоят в законном браке. У Гурова по сюжету есть трое детей.
В отечественной экранизации (почти шестидесятилетней давности) Анну и Дмитрия превосходно сыграли Ия Саввина и Алексей Баталов.
6. Дядя Ваня
«Дядя Ваня» — одна из самых известных пьес Чехова. Вначале автор дал произведению название «Леший». Окончательный вариант, как гласит подзаголовок, демонстрирует сцены из деревенской жизни. Пьеса выдержала огромное количество театральных постановок в России (при жизни автора, в советское и в постсоветское время) и за границей. Её не раз экранизировали.
Местом действия пьесы является деревенская помещичья усадьба. Среди главных героев — профессор Серебряков. Он в возрасте, но женился на молоденькой женщине. У него есть дочь от первого брака, Соня. Иван, родной брат её матери, приходится ей дядей. Он-то и есть дядя Ваня. У Сони и Ивана несколько натянутые отношения с профессором. Иван влюблён в жену Серебрякова, а Соня — в доктора, который лечит её отца. Феерия чувств и эмоций овладевает героями. Однако, заканчивается всё достаточно мирно и спокойно.
7. Вишнёвый сад
«Вишнёвый сад» — самое известное произведение Чехова, написанное за год до его преждевременной кончины. Пьеса является одним из наиболее известных драматических произведений тех лет. Полное сентиментальности произведение пишет о красивом, но несовременном и ненужном образе жизни.
Во времена былой помещичьей жизни деревья росли и цвели ради прихоти. Теперь сад стал нерентабельным. Пьеса сочетает комическое и трагическое. Она имеет огромный мировой успех и колоссальное число постановок и экранизаций.
8. Три сестры
Пьеса Чехова «Три сестры» написана на рубеже двух столетий, в самом начале 20 века. Автор создал её специально по заказу МХАТа. Почти 120 лет её ставят в отечественных и зарубежных театрах. Известные режиссёры в каждой очередной постановке рассматривали произведение по-новому.
И в нашем тысячелетии оно не утратило актуальности. В чём-то сюжет перекликается с «Вишнёвым садом». Возвышенные и романтичные сёстры (Ольга, Маша, Ирина) и другие герои тоскуют по более деятельной и общественно-полезной жизни. Финал — увеличившаяся дистанция разделяет мечты и реальность.
9. Дом с мезонином
Это произведение Чехова отражает множество жизненных впечатлений и является отображением личного опыта писателя. Прототипами главных героев стали реальные люди. Рассказ ведётся от лица художника, живущего по-барски, праздно. Он знакомится с двумя девушками, сёстрами. Одна трудится, обучая детей. Другая — гуляет и читает. Даже детали в произведении выписаны чрезвычайно подробно.
10. Скучная история
Завершает наш список известная повесть Чехова с названием «Скучная история». Некогда Чехов был студентом медфакультета в университете. У него преподавал профессор, с которого автор и написал героя этой истории. Герой произведения тяжело болен и утомлён жизнью и семейными дрязгами.
Лучшие произведения Чехова: список популярных
Творческий период А. П. Чеховаохватывает болеедвух десятилетий, за которые было написано около 900 произведений. Это короткие и более объемные рассказы, повести, пьесы, очерки на злободневные темы.
Ранние произведения Чехова
Список открывают напечатанные первыми «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. д.» и «Письмо к ученому соседу». Далее последовало множество коротких рассказов-сценок, носящих юмористический или сатирический характер и высмеивающих реалии жизни, пороки людей, в числе которых бездушие, угодничество, чинопочитание и т. п. Это хорошо знакомые современному читателю «Унтер Пришибеев» и «Хамелеон», «Толстый и тонкий» и «Лошадиная фамилия», «Радость» и «Пересолил», «Налим» и «Хирургия», «Злоумышленник» и «Папаша», «Размазня» и «Тоска», «Смерть чиновника» и многие другие. Всего более 400. Краткость, выразительность, особая роль художественной детали, говорящие фамилии – вот их основные признаки. Рассказы 80-х годов публиковались в основном в юмористических журналах под псевдонимами.
Завершают ранний период более объемные произведения Чехова. Список этот включает повести «Цветы запоздалые», «Скучная история», «Драма на охоте», «Степь». Последняя ознаменовала перелом в мировоззрении писателя и переход к новому этапу.
Зрелое творчество
90-е годы часто именуют мелиховским периодом в литературной деятельности Антона Павловича. Это было время, когда он попытался максимально сблизиться с народом и разобраться в его непростой судьбе. Символом эпохи становятся многие произведения Чехова. Список их также велик: «Дом с мезонином», «Палата № 6», «Студент», «Попрыгунья», «Дама с собачкой», «Душечка», «Невеста», «Мужики», «В овраге». Вершиной прозы Чехова стали «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») и «Ионыч». Героями поздних рассказов и повестей становятся, как правило, интеллигенты, отгородившиеся от окружающей действительности и живущие в своем комфортном мирке, или малообразованные, доведенные человеческим равнодушием до состояния безразличия люди из народа.
Драматургия
Театр всегда играл значимую роль в жизни писателя. Посещение его в тринадцатилетнем возрасте превратилось для Чехова в страстное увлечение. А первая драма была написана еще во время учебы в гимназии. Конечно, пьеса «Безотцовщина» не получила известности, но в какой-то мере определила будущее Чехова-драматурга.
Произведения о Сахалине
1990 год ознаменовался для писателя тем, что он направился на Сахалин. Целью поездки была борьба с голодом. Однако увиденное оставило такой глубокий след в душе Антона Павловича, что итогом стали новые произведения Чехова. Список их невелик: книга очерков «Остров Сахалин», рассказы «В ссылке», «Убийство», иногда сюда же относят «Палату № 6». Но в них острее, чем прежде, ощущается протест против царивших в стране порядков, ограничивавших нормальную жизнь ее граждан.
Произведения Чехова для детей
Список здесь не велик, так как Антон Павлович писал в основном для взрослых. Он считал, что нет необходимости придумывать что-то для маленькой аудитории. Достаточно выбрать из хорошей литературы то, что можно дать почитать мальчикам и девочкам. И даже те произведения Чехова, героями которых стали дети («Ванька», «Гриша», «Спать хочется») явно адресованы взрослым читателям. Так что, если пересмотреть все, что написал Чехов, произведения, список для детей ограничится «Каштанкой», «Белолобым» (писатель в шутку называл эти и подобные им рассказы звериными) и «Мальчиками». Успехом несомненно пользуется история о собаке. А вот двум последним рассказам младшие школьники и подростки чаще предпочитают «Радость», «Толстого и тонкого», «Лошадиную фамилию», «Хамелеона», «Налима»…
Конечно, в одной статье нет возможности привести весь список произведений А.П. Чехова. Да это и не главное. Гораздо важнее, чтобы современный читатель взял томик с фамилией писателя и в полной мере, рассказ за рассказом, оценил всю прелесть и чеховского языка, и чеховского юмора, и чеховской иронии…
5 самых трогательных рассказов Чехова
Выходец из народа, потомок родовых крестьян, что выкупили себя и стали купцами, Антон Павлович Чехов закончил медицинский университет, занимался врачебной практикой и параллельно писал рассказы. Вроде бы ничего особенного, в тот период времени тысячи людей тяжело трудились, а в свободное от работы время тратили чернила на свою прозу — однако к концу 1880-годов Чехову соблаговолил успех, за ним пришла известность, а уже спустя пятнадцать лет, буквально после его смерти, он был причислен к знаменитым писателям, а произведения его открыто причисляли к одним из лучших шедевров русской литературы.
О том, что он выделился из тысяч других заурядных писателей коротких рассказов, говорит и его непростое отношение с «коллегами по цеху». Многие фельетонисты его просто ненавидели; они завидовали ему и не могли понять, как из под его руки с такой лёгкостью один за одним выходили шедевры — ведь написать ничего подобного они не могли, даже потратив на это всю свою жизнь. Однажды после публикации знаменитого рассказа«Палата №6» Чехову пришло одно язвительное письмо: «Ваш рассказ есть уже на каждой полке книжных магазинов», — писал его автор, а дальше намекал, что рассказ — просто хамство и плевок на достоинство всех менее талантливых писателей.
Но что же позволило Чехову выделиться и без особого образования писать в коротком жанре прозы лучше сотен тысяч писателей, которые жили до и после него и тратили на своё творчество столько же времени? Конечно, не секрет — его особенностью была предельная лапидарность: в свои лаконичные тексты он вкладывал столько смысла, сколько у иных не умещалось в целые романы, а уникальная плотность его художественных описаний впечатлила далеко ни одну сотню миллионов читателей. Но это было присуще не ему одному, — однако множество таких же лаконичных писателей не получило подобной известности и затерялось под песками истории.
По мнению некоторых литературоведов, основная черта гениальности Чехова состоит в уникальной психологичности его творений. Именно она, в сочетании оглашёнными выше особенностями его стиля, даёт незабываемый художественный, литературный эффект. В его рассказах нет материальных предметов, нет действий — есть только люди, их отношение к ним, их эмоциональная жизнь. Охранник консерватории уходит из парикмахерской с наполовину бритой головой, потому что в голове парикмахера разыгралась чувственная драма; наследник знаменитых купцов хочет убежать от своих миллионов, потому что с детства ненавидел алчную купеческую жизнь; вдова плачет от рассказа студента семинарии: она ощутила на себе тоску отрекшегося от Иисуса Петра.
Поистине, Чехов писал не просто рассказы, а самые настоящие картины из букв; некоторые его творения можно перечитывать десятки раз — и всегда возникает ощущение, как после созерцания полотен талантливого художника или после прослушивания трогательных нот фортепьяно, — ведь его проза звучит. Рассказы этого автора раскрываются через мелочи, и он описывал эти мелочи настолько живо и нежно — так, что читателю они представляются, словно наяву. Каждая из мелочей имеет эмоциональную взаимосвязь с чувствами описываемых героев; дотрагиваясь до струн души читателя, она даёт свой, особый звук и заставляет читателя почувствовать всю атмосферу рассказа уже не просто разумом, а всем сердцем.
1.«Анна на шее». Рассказ начинается со свадьбы молодой бедной девушки, которая вышла замуж за чиновника. Свадьба была дешёвая и скромная, несмотря на то, что чиновник очень богат. Отец девушки, обнищалый учитель, бежит за поездом и, расплёскивая вино из стакана, кричит: «Горька! Горька! Счастья невесте!», — но сам он пьян и растерян, ведь он понимает, что дочка его из-за своей бедности «продалась», продалась человеку жадному и алчному, пузатому чиновнику, и всё это только лишь ради того, чтобы прокормить своих маленьких братьев; и всё, что он может сделать в своём бессилии перед жизнью — это только наигранно кричать поздравления, а затем напиться ещё больше, забыться и упасть. Но жизнь идёт своим чередом: молоденькая девушка живёт с чиновником, она запугана и почти что забита, она носит своим маленьким братьям объедки со стола и в свободное от досуга время занимается мелкой благотворительностью. Однако на одном бале её замечает светская публика, чуть позже сам губернатор начинает приглашать её на обеды, и она понемногу привыкает чувствовать свой общественный вес. Скоро она становится настоящей светской дамой, львицей в хрупком девичьем теле; её муж теряет перед ней авторитет, она тратит все его сбережения «направо и налево»; теперь она его даже не боится. Один из коллег чиновника как-то шутит: «У Вас не награда(прим.: Орден Святой Анны) — у Вас жена, Анна, на шее».
2.«Дама с собачкой». Усталый от жизни гуляка по фамилии Гуров приезжает в Ялту отдыхать. Он часто видит на берегу молоденькую даму с собачкой, — а ему и не прочь бы завести курортный роман. Ведь жене он уже давно изменяет, да и жена у него совсем не та, чтобы её нельзя было обманывать — гордая, глупая женщина с несимпатичной физиономией, она сама давно уже знает об его изменах и намёками позволяет ему «гулять». Роман этот закончился быстро, но почему-то Гуров всё продолжает о ней вспоминать, — об этой маленькой даме, с собачкой. Влюблённость? Неужели? В его-то сорок с лишним лет. У него были десятки других девушек, но ни с одной такого не было. Однако это чувство никак не хочет его покидать. Страдания и внезапная любовь заставляют его по-другому взглянуть на жизнь: он видит, что прожил её бессмысленно, потратил на пьянство, игры, пустые разговоры ни о чём. Жизнь среди людей начинает удручать его, он не может больше видеть «свиные» и безучастные ко всему лица своих друзей и коллег; он сам себе он признаётся: » И чувствуешь себя, словно в психиатрических палатах или арестантских ротах, ни никуда отсюда нельзя деваться и уйти.» Только любовь уже на склоне лет приносит в его жизнь хоть толику смысла.
3.«Шампанское. Рассказ проходимца.». Зима, степь, железнодорожный полустанок, — и ничего более. Главный герой несколько лет назад поставлен начальником этой маленькой станции, и вот всё это время его окружение — это некрасивая занудная жена и ещё пару подчинённых ему человек; даже его заместитель — и тот уехал в город из-за болезни. Он смотрит на поезда, какая-нибудь миленькая дамская головка, что промелькнёт в пролетающем окне, напоминает ему о большой жизни, о городе; а заснеженная белая степь «давит» его и видится ему не лучше, чем колорит заброшенного татарского кладбища. Жизнь потрачена ни на что, какое положение могло бы быть ещё хуже? Проезжие евреи травят его палёной водкой, жена постоянно плачет по пустякам — и он хотел бы куда-то бежать, но только бежать некуда. И вот перед праздником к нему приезжает его малознакомая молодая тётка. По одному её взгляду он видит, что она не из числа скромных девушек, — она из тех, кто не любит оставаться без любовного приключения. Стоило только его плаксивой жене выйти из комнаты — как он вспомнил романс «Как люблю я вас, Очи чёрные» и «опьянел»; всё полетело верхним боком к чёрту, жизнь подняла его безумных вихрем и понесла неизвестно куда. Так он очутился в «этом тёмном грязном переулке». Что могло бы быть хуже? — спрашивает он.
4.«Тоска». Старый извозчик работает в вечернем городе. Он, как и обычно, хмур, суров и молчалив, делает своё дело и не задаёт лишних вопросов; пассажиры смотрят на него, и не видят в нём ничего особенного — он для них простой русский мужик, крестьянин, выполняющий свои обязанности, для них он — всего-навсего простой извозчик, и даже не человек. Но на душе у извозчика тоска. Вдруг, пытаясь найти в своих пассажирах хоть каплю сочувствия и понимания, он обращается к ним, стыдливо и боясь резкого ответа, говорит: «Знаете, а у меня на этой неделе того. сын умер. «. Но люди не хотят его слушать. Вместо этого они кричат ему: «Быстрее, быстрее! Пррава держи! Чума старая, ты совсем не умеешь держать лошадь!» — однако ему совсем не до этого, всем нутром он пытается избежать переживаний и тоски, он хочет поведать кому-нибудь своё горе и не оставаться в одиночестве. Но людям его тоска не интересна: военный спешит по срочному делу, молодые гуляки летят к своим девушкам — и даже дают ему оплеуху, чтобы он ехал быстрее, — им важны лишь собственные мелкие дела, и совершенно никому не нет дела до трагедии чьей-то жизни. Люди не умеют обращать внимания друг на друга, им не важно ничего, кроме собственных мимолётных проблем сытого счастья, — намекает Чехов, — в этом и основная проблема морали всего человечества. В итоге извозчик обращается к своей лошади, только она может его понять, — и он видит это по её глазам. На этом недвусмысленно и проницательно заканчивается весь небольшой рассказ; возможность додумать его автор предоставляет самому читателю.
5.«Устрицы». Маленький мальчик и его чудаковатый отец стоят на одной из городских улиц. Отец борется со своими чувствами, никак не может преодолеть в себе скромность; он притрагивается до одежды проходящих мимо господ, хочет им что-то сказать, но когда они оборачиваются, он лишь сконфуженно говорит: «Извиняюсь. Это случайно». Дело в том, что отец переехал в этот город на службу — писцом, — но был уволен; и вот у них не осталось денег, несколько дней им совсем нечего есть. Мальчик из последних сил сопротивляется голоду, он с радостью съел бы свои ботинки и рваное пальто, если бы это было возможно. На вывеске какого-то трактира он видит надпись:«Устрицы», и задаёт отцу вопросы: «А что это такое? А этих устриц можно попробовать или съесть?» Они видятся ему какими-то сказочными жареными животными, похожими по вкусу на говядину или жареных куриц; потом, после описаний отца, ему представляется, что это страшная жаба — но в своих фантазиях он всё равно её ест. Вот отец не выдерживает и с криком кидается наземь: «Люди добрые, помогите! Нищие мы! Ребёнок три дня ничего не ел! Ну что же вы?!», а сынишка видит это и кричит: «Устрицы, устрицы! Дайте мне устриц!» Два серьёзных джентльмена замечают слова мальчика: «Ты серьёзно хочешь попробовать устриц?», — и ведут его в трактир. Под внимание пьяной толпы они ставят ему тарелку и. он начинает грызть ракушки. Толпа неистово гогочет.