мэйфлауэр подошел к мысу код в новой англии
Прибытие Mayflower: как британские пилигримы 400 лет назад высадились в Новом Свете
Легендарное английское торговое судно Mayflower 400 лет назад прибыло в Северную Америку. На его борту находились больше 100 человек, которых принято называть пилигримами. В пункте назначения они основали колонию, которая стала одним из первых британских поселений в Новом Свете. Считается, что с этого плавания и началась история Соединенных Штатов.
На Mayflower сели не в мае, как требовало название и здравый смысл, а в сентябре. Помимо нескольких авантюристов и торговцев, костяк группы составляли английские пуритане от слова puritas, чистота. Очистить они требовали англиканскую церковь от католических пережитков, но сделать это было невозможно, поэтому решили очистить Англию от своего присутствия.
Сначала сепаратисты попробовали жить в религиозно терпимой Голландии. Не понравилось и дети росли иностранцами, и самим приходилось гнуть спину, и язык было не выучить. Решили строить землю обетованную в недавно открытой Америке. Mayflower собирали, как Ноев ковчег, не поместившиеся члены семьи рыдали при прощании, как на поминках.
Поминками, а не переселением, вполне могло и закончиться все участники первой попытки десанта 1607 года погибли в тот же год в американском Джеймстауне, так что сейчас американцы отмечают не первой, а первой удачной эмиграции.
Mayflower отчалил из Плимута 16 сентября 1620 года. На борту было 102 пассажира, около 30 членов экипажа, пара собак, овец, козы, курицы. Инструментов и провизии впритык, несколько пушек для обороны, которые не пригодились.
Несмотря на шторм и на тесноту (жилая площадь была всего 150 квадратных метров, как одна большая квартира), только один человек в дороге погиб, но один и родился. Его назвали Океанусом. Только очень сильная вера в обретение земли обетованной могла подвигнуть людей на такое опасное путешествие.
В ноябре 1620 года в таком же количестве, что и отплыли, пилигримы прибыли на американский в Массачусетсе, не сходя на берег (индейцы не пустили), подписали соглашение, в котором обещали подчиняться законам во благо новообразованной колонии.
Король Джеймс и его порядки оставались на другом берегу, хотя избавиться от мудрого руководства английской метрополии американцам удалось только через 163 года. Без президента справлялись первые 169 лет. этого документа, прибытия и основания новой нации в этом году помешал отпраздновать не только коронавирус.
В отличие от Центральной и Южной Америки, в Северной не было своей государственности, но были хозяева племя вампаноаги. Через полвека после высадки индейцы подняли восстание против колонистов и убили каждого пятого белого. Тогда был раскол на белых и красных, сейчас на синих и красных, демократов и республиканцев, но суть разъединение общества сохранилась.
День прибытия Mayflower в Новый Свет никогда не был праздником не всем удалось обустроиться. Но главный для американцев День благодарения это напоминание о первом пире после сбора первого урожая на следующий год.
Осенью 1620 г. торговое судно «Мэйфлауэр» со 102 пассажирами и командой на борту, покинуло английский порт Плимут и направилось к берегам Нового Света, чтобы основать там колонию. Это были первые переселенцы, «отцы-пилигримы», как их позже стали называть. С них и началась история современной Америки и зарождение традиций (в том числе и празднование Дня Благодарения, который отмечается каждый четвёртый четверг ноября). Корабль, на котором переселенцы пересекли Атлантику, не сохранился, но в середине прошлого века воссоздали его копию и назвали Мэйфлауэр II, теперь это музей на воде, который находится в американском городе Плимут, штат Массачусетс.
В начале 17 в. в Англии религиозная группа, которая называла себя «Saints» («Святые»), не захотела больше иметь отношение к англиканской церкви и отправилась в более либеральную Голландию за новой жизнью и свободой вероисповедания. Но и в новой стране они не нашли того, чего хотели, местные не очень их жаловали и позволяли «Святым» работать только на низкооплачиваемой и грязной работе. Довольно быстро такая ситуация надоела переселенцам и они решили переехать снова, на этот раз в далёкий Новый Мир. Для этого они получили от The Virginia Company разрешение на основание поселения на восточном побережье современной Америки между 38 и 41 градусами северной широты, а английский король позволил им официально отделиться от англиканской церкви. «Saints», которых было не так много, решили объединиться с другой группой людей под названием «Strangers» и в августе 1620 г. отправились покорять новый континет на двух кораблях «Mayflower» и «Speedwell». Буквально с первых дней «Speedwell» начал подтекать и стало понятно, что долго он не протянет и оба корабля вернулись обратно в порт. Люди уже были решительно настроены на долгое путешествие, поэтому объединились, пытаясь уместить на одном корабле в два раза больше людей, чем должно было быть.
«Мэйфлауэр» на самом деле вообще не был предназначен для перевозки людей. Корабль состоял из трёх палуб: верхней (где в основном находился экипаж за работой), грузовой и средней (где и жили переселенцы по время плавания). Отсек с пассажирами был в длину 80 футов (24,38 м), в высоту 5,5 футов (1,68 м) и ширину 25 футов (7,62 м). Не самые комфортные условия для сотни человек.
Из-за того, что корабль вышел из порта с опозданием почти в месяц, он попал в сезон штормов, добавив путешественникам неприятностей. Штормовая погода во много также повлияла на то, что корабль сбился с пути. На самом деле конечной точкой его маршрута должна была стать местность в районе современного Нью-Йорка, вместо этого корабль «Мэйфлауэр» бросил якорь сильно севернее в районе современного штата Массачусетс, а именно в Cape Cod. Это произошло 11 ноября 1620 г., спустя 66 дней после выхода из английского порта. За это время корабль преодолел расстояние в 2750 миль.
Первую зиму, пока возводились дома на суше, переселенцы провели на корабле. Был голод и холод, запасов практически не было, в итоге примерно половина бывших пассажиров «Мэйфлауэра» умерла. На самом деле погибнуть могли все, если бы им не помогли аборигены. Англоговорящий индеец по имени Самосет свёл прибывших англичан с индейским народом вампаноаги, которые научили европейцев охотиться на местных животных и выращивать культуры на незнакомой до этого им земле. Следующей осенью выжившие пассажиры «Мэйфлаура» разделили с местными индейцами первый успешный урожай, устроив трёхдневный обед, позже это переросло в традицию празднования Дня Благодарения.
В апреле 1621 г. «Мэйфлауэр» вернулся в Англию и по одной из самых популярных версий, спустя 2 года был разобран на брёвна. Точных чертежей корабля, на котором переселенцы прибыли в Америку не существует, приблизительно он выглядел вот так:
В 1957 г. корабль «Мэйфлауэр II» (копия судна 17 в.) вышел из английского Девона, пересёк Атлантику и бросил якорь в городе Плимут, США, где он и стоит до сих пор и работает в качестве музея.
Автономный корабль повторит поход 400-летней давности, но зачем?
В 1620 году совершилось одно из самых важных исторических событий. Большой группе англичан удалось переплыть Атлантический океан и основать первое поселение на территории Северной Америки. Это стало возможно благодаря торговому судну «Мейфлауэр», управление которым взял на себя капитан Кристофер Джонс. С тех пор прошло ровно 400 лет и в честь этого знаменательного события исследовательская организация ProMare разработала автономный корабль Mayflower Autonomous Ship. В 2021 году он повторит исторический маршрут из Англии в США, в ходе которого займется выполнением сразу нескольких исследовательских задач. Внутри него не будет ни одного живого человека, но как же он сможет придерживаться нужного маршрута? Без высоких технологий эта миссия была бы невозможной.
Современное автономное судно Mayflower
Исторический маршрут англичан
Плавание оригинального «Мейфлауэра» началось 16 сентября 1620 года. На борту корабля оказались 102 человека, которым было суждено стать основателями первого английского поселения на территории Северной Америки. Эта группа людей называла себя «пилигримами» и состояла из 41 взрослых мужчин, 19 женщин, нескольких детей и двух собак. За плавание корабля, помимо капитана, отвечали еще около 30 человек. Судно отправилось из английского города Плимут и прибыло на место, которое тоже было названо Плимутом. Корабль преодолел путь примерно за два месяца.
Оригинальный «Мейфлауэр» в представлении художника
Впоследствии корабль «Мейфлауэр» использовался для осуществления торговли с Францией, Испанией и Норвегией. Если верить историческим документам, капитан Кристофер Джонс умер в 1623 году. Что случилось с кораблем после этого события, никому точно неизвестно. Возможно, его продолжили использовать как торговое судно. Но историки больше склоняются к версии о том, что корабль «Мейфлауэр» был попросту разобран, а его составные части использовались для сооружения других построек или просто в качестве дров.
Полноразмерная копия «Мейфлауэра», расположенная в Плимутской бухте (США)
Автономный корабль Mayflower
На сборку судна Mayflower потребовалось всего лишь два года. Он представляет собой тримаран — плавательную конструкцию, которая состоит из трех соединенных между собой параллельных частей. В отличие от других кораблей, тримараны обладают повышенной устойчивостью на воде. А она исследовательскому аппарату в ходе плавания очень даже пригодится, потому что внутри не будет ни одного живого человека. Управление кораблем будет полностью находится в распоряжении искусственного интеллекта AI Captain от компании IBM. Авторы проекта просто укажут ему конечный пункт названия и система будет самостоятельно строить маршрут, учитывая погодные условия, направление океанических течений и другие данные.
Главное сходство между нашим проектом и оригинальным судном 400-летней давности заключается в том, что никто не уверен, что все завершится успехом.Но мы рискуем гораздо меньше, чем люди давних времен, — отметил руководитель проекта Mayflower Бретт Фанеф (Brett Phaneuf).
Для получения подробностей об окружающих условиях, внутри 15-метрового корабля будет установлено более 30 разнообразных датчиков. Для принятия решений будут использоваться около четырех компьютеров Intel. Помимо всего этого оборудования внутрь корабля можно поместить дополнительный груз весом до 700 килограмм. В качестве источника питания будут использоваться несколько аккумуляторов, регулярно заряжаемые установленными по всему корпусу солнечными панелями. По словам авторов проекта, автономный корабль Mayflower в два раза короче оригинального торгового судна. Также он в несколько раз легче, потому что конструкция собрана из легких материалов.
Автономный корабль Mayflower на воде
Отплытие корабля Mayflower
Ранее предполагалось, что автономное судно отправился из британского Плимута а американский Плимут уже в сентябре 2020 года. Однако, из-за пандемии коронавируса запуск миссии пришлось перенести на апрель 2021 года. В ходе переправы через Атлантический океан аппарат займется определением количества микроскопических частиц пластика в разных областях. Также компания IBM намерена проверить, можно ли будет использовать автономные корабли вроде Mayflower для доставки грузов. Ведь при помощи автоматических аппаратов без экипажа можно будет значительно сэкономить на грузоперевозках. До начала миссии корабль Mayflower совершит несколько испытательных плаваний.
Внутреннее строение корабля Mayflower
Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!
Напоследок хочется напомнить, что недавно исследователям удалось найти отлично сохранившиеся останки корабля XVII века. Считается, что он затонул 400 лет назад, то есть как раз во времена оригинального «Мейфлауэра». Почитать подробности о затонувшем корабле можно в этом материале.
Новости, статьи и анонсы публикаций
Свободное общение и обсуждение материалов
Он распознает лица. Он знает, какие видео могли бы вам понравиться. Возможно, он сможет порекомендовать лучшее лечение конкретно под ваш случай. Искусственны…
Человечество находится в опасности забвения под мощью искусственного интеллекта, и ему просто необходимо развивать возможности коммуникации с машинами напрям…
Ученые запустили программу Odeuropa, в рамках которой хотят собрать всю информацию о запахах, которые витали в воздухе в разные исторические эпохи. 🌺🕗 В этом деле им помогут древние книги и искусственный интеллект, который способен быстро обрабатывать большие объемы информации.
400 лет назад пилигримы на «Мэйфлауэре» отплыли в Америку
Английским колонистам удалось закрепиться в Северной Америке только в начале XVII века. В 1606 году король Яков I даровал хартию Вирджинской компании. В нее вошли Лондонское и Плимутское отделения, занявшиеся освоением северо-восточного побережья Америки, включая доставку на континент английских колонистов. Многочисленные иммигранты добирались до Нового Света семьями и даже целыми общинами за свой счет.
Предполагалось, что Плимутская компания будет управлять поселениями, которые располагаются в северной части континента, а южные территории вместе со всеми колониями отойдут в ведение Лондонской компании. В итоге плимутские агенты не слишком преуспели в заселении далеких американских земель, но лондонская группа добилась видимых успехов, организовав колонию на южном побережье Чесапикского залива.
В 1607 году на берегу реки Джеймс вырос городок с названием Джеймстаун.
С другой стороны, девственные леса, простиравшиеся более чем на 2000 км по всему Атлантическому побережью, изобиловали всем необходимым для строительства жилищ и кораблей, а богатая природа удовлетворяла потребности колонистов в продуктах питания. Все более частые заходы европейских кораблей в естественные заливы побережья обеспечивали их товарами, не производившимися в колониях.
Ради получения дохода колонисты наладили импорт товаров в метрополию. В 1608-м в Англию отплыл первый корабль с грузом древесины и железной руды.
В 1610–1620 годах дела начали налаживаться: колонисты обнаружили для себя перспективную сельскохозяйственную культуру — табак, и с энтузиазмом принялись ее возделывать. Они отстояли свои права на землю в многолетней борьбе с индейцами и добились самоуправления посредством представительной ассамблеи. За несколько лет Джеймстаун превратился в процветающий город благодаря заложенным там в 1609 году обширным табачным плантациям, которые стали основным источником дохода жителей.
В условиях экономического подъема в сельском хозяйстве остро ощущался недостаток в рабочей силе. Колонистам приходилось привлекать к работе наемных работников (сервентов) и даже использовать в небольших масштабах рабский труд. В 1619 году в Вирджинию прибыл голландский корабль с первыми черными африканцами, двадцать из которых были немедленно куплены колонистами в качестве слуг.
Негров превращали в пожизненных рабов, а в 1660-х статус раба в Вирджинии и Мэриленде стал наследственным.
«Не все поселенцы приезжали в Америку за золотом или другой выгодой, многие эмигрировали в поисках религиозной свободы, — отмечает американский историк Роберт Римини. — После протестантской Реформации и религиозных войн между представителями различных сект и вероисповеданий преследование по религиозным мотивам было в порядке вещей. В Англии монархи возглавляли англиканскую церковь, которая противостояла римско-католической, хотя англиканство сохранило немало католических обрядов и ритуалов. Протестанты, считавшие, что церковь Англии нуждается в очищении от таких атрибутов, стали известны как пуритане. Еще более радикальные протестанты стремились вообще отделиться от англиканской церкви».
Ровно 400 лет назад произошло событие, вошедшее в историю Америки как начало целенаправленной колонизации континента англичанами. 16 сентября 1620 года в Новый Свет на галеоне «Мэйфлауэр» из Плимута отплыли 102 пилигрима. Эти люди предпочли покинуть лоно англиканской церкви, будучи недовольными ее религиозной иерархией, догмами и ритуалами, которые, на их взгляд, чересчур напоминали католические. Первоначально группа английских религиозных диссидентов, стремившаяся к еще большей религиозной свободе, бежала в Голландию, власти которой проявляли веротерпимость. Пилигримам, однако, так и не удалось адаптироваться к местному образу жизни. Получив от Лондонской компании разрешение на поселение в Вирджинии, они покинули Голландию, отплыв в Новый Свет.
Двухмесячное плавание по Атлантическому океану получилось тяжелым. Из-за бурь и штормов корабль отклонился далеко на север. Два человека умерли в пути. Один ребенок родился на корабле и получил имя Океанус Хопкинс.
Изначально пилигримы планировали основать свою колонию в северной части Вирджинии, но их корабль сбился с курса и 21 ноября 1620 года причалил к берегу в 200 милях от намеченного пункта — у мыса Код на берегу Массачусетского залива. Здесь ими было основано поселение Плимут.
Очутившись вне зоны влияния Вирджинской компании, пилигримы решили выработать собственный кодекс жизни в Новом Свете.
Еще находясь на палубе, все совершеннолетние мужчины в количестве 41 человека, главы семейств, подписали документ, вошедший в историю как «Мэйфлауэрское соглашение». Переселенцы договорились «объединиться в гражданский политический организм для поддержания лучшего порядка и безопасности» и поклялись «следовать и подчиняться сформированным законам, ордонансам, актам, установлениям и учреждениям, служащим всеобщему благу колонии». Эти принципы были развиты позднее в аналогичных соглашениях, достигнутых колонистами Коннектикута, Нью-Хэмпшира и Род-Айленда, и в более поздних документах американской истории. Документ пилигримов стал со временем символом демократического самоуправления. После подписания губернатором избрали Джона Карвера.
Мэйфлауэрское соглашение стало первым из многих документов, декларировавших принципы, которые впоследствии были положены в основу правительства и политической системы жителей Нового Света. В дальнейшем у американцев вошло в обычай использовать письменный документ как авторитетный источник при провозглашении принципов и процедур, которыми должны руководствоваться все члены общества.
Как пояснил политический лидер колонистов Уильям Брэдфорд, важность поддержания порядка усугублялась «ужасной и пустынной дикостью, полной страшных зверей и нецивилизованных людей», в которой предстояло жить его подопечным. Существовала еще одна причина для объединения этих людей: они рассматривали себя как часть некоего божественного плана, направленного на очищение религии.
С 25 ноября небольшие группы пилигримов начали высаживаться на побережье и исследовать новую землю. Почти сразу же на них напали индейцы. Благодаря огнестрельному оружию поселенцы вышли победителями из вооруженного столкновения.
В определенной мере им повезло: два коренных жителя, Сканто из племени потаксет и Самосет из племени пемаквид, немного говорили по-английски и были дружелюбно настроены по отношению к европейцам. Индейцы научили пилигримов выращивать кукурузу и показали места для ловли рыбы и охоты. Колония выжила и процветала, а колонисты благодарили Бога за свою счастливую судьбу. В наши дни десятки миллионов жителей США имеют хотя бы одного предка из числа отцов-пилигримов.
«Потеряв половину членов своей общины, но выжив на еще не изведанной ими земле в суровых условиях первой американской зимы и последовавшего за ней неурожая, колонисты подали пример своим соотечественникам и другим европейцам, прибывающим в Новый Свет уже готовыми к ожидавшим их невзгодам. После 1630 года в Плимутской колонии возникло не менее дюжины небольших городков, в которых поселялись вновь прибывавшие английские пуритане. Иммиграционная волна 1630–1643 годов доставила в Новую Англию около 20 тыс. человек, еще не менее 45 тыс. избрали для своего местожительства колонии американского Юга или острова Центральной Америки», — резюмирует заведующий отделом Института США и Канады РАН Эдуард Иванян в «Истории США».
За первые 75 лет освоения Северной Америки появились 13 колоний.
Переселенцы занимали незаселенные территории или выменивали землю за бесценок у индейцев. Помимо англичан закрепиться здесь пытались голландцы, испанцы и французы. Нередко между ними происходили кровопролитные стычки. Но быстрое освоение северо-восточных земель и тем более продвижение вглубь континента, за Аппалачские горы, затруднялось отсутствием дорог, непроходимыми лесами и горами, а также опасным соседством с враждебно относившимися к пришельцам индейскими племенами.
Мэйфлауэр подошел к мысу код в новой англии
Из предыстории Соединенных Штатов Америки
Опубликовано: Новая и новейшая история. 1974 г. №5.
«Именем Господа, аминь.
мыс Код, 11 ноября. Anno Domini 1620″ [ 1 ]
Приведенный документ уже давно вызывает самую противоречивую оценку. Вернее, всеми исследователями он признан предусмотрительной договоренностью людей, прибывших в далекую страну, совсем недавно вошедшую во владения английской короны, и оказавшихся без официальных руководителей, а потому вынужденных организовать управление для создаваемой ими колонии. Еще в XVIII в. автор «Истории Америки» Уильям Робертсон писал, что Соглашение и созданные на его основе общественные институты «опирались на обычные принципы человеческого благоразумия» [ 2 ]. Что это за принципы? Почему проявили благоразумие, которым не могли похвастаться поселенцы других колоний? Здесь начинаются расхождения.
Робертсон сформулировал упомянутые принципы следующим образом: «Привилегия выражать свои собственные мнения и привилегия управлять с помощью законов, составленных по собственному разумению». И пассажиры «Мэйфлауэра», и Робертсон подразумевали под «собственным мнением» собственное мнение о вере в бога. Таким образом, то были принципы, принадлежавшие определенной эпохе. Но вспомним, что Соглашение датировано 1620 г. Тогда и При сделанной поправке нельзя отнять у него прогрессивных начал. К тому же, по словам Робертсона, указанные им привилегии служили пилигримам «утешением среди опасностей и трудностей, выпавших на их долю» [ 3 ]
Робертсон был историографом английского короля. Соглашение на «Мэйфлауэре» казалось ему примечательным, но не слишком важным событием в колонизации Западного полушария. Когда вышло первое издание его «Истории Америки», английские поселенцы выиграли битву при Саратоге (1777 г.), а через шесть лет Англия признала независимость восставших колоний. Еще через четыре года конгресс их представителей утвердил конституцию Соединенных Штатов. С этого времени американцы все чаще стали задумываться над тем, где им следует искать истоки своей национальной гражданской истории. Одним из них, нередко главным, признается Соглашение на «Мэйфлауэре».
Во время празднования 300-летия со дня прибытия пилигримов в Америку на торжественном заседании в г. Провиденсе профессор Джеймсон, директор департамента истории в Институте Карнеги (Вашингтон), закончил речь патетическими словами: «Таким образом, мы собрались здесь отметить зачатки американского самоуправления, первое проявление в Новом Свете духа добровольного объединения, духа подчинения большинству, духа демократии, который с тех пор завоевал континент. Поистине, не избранный ли мы народ? Я хочу, чтобы мы сделали всегдашней привычкой думать о своей собственной истории как о священной истории» [ 4 ].
Как проявление «духа демократии» оценивал Соглашение противник бонапартистской диктатуры Наполеона III француз Э. Лабулэ. Он писал: «Духовный строй первых переселенцев был республиканский, и с самого начала их правительство стало республиканским» [ 5 ].
Поклонник конституционных установлений, русский буржуазно-либеральный историк П. Мижуев подчеркивал «принципиальную важность» Соглашения как опыта государственного устройства на демократической основе, еще неизвестного Европе 20-х годов XVII в. Участники этого опыта, замечал, правда, он, «были весьма далеки от мысли, что они делают что-либо, имеющее великое принципиальное значение: им казалось, что они удовлетворяют наиболее практическим образом свои ближайшие жизненные нужды и ничего более» [ 6 ].
Рассуждения Мижуева дополнил профессор А. Савин в своих лекциях 1907-1910 гг., дважды изданных в советское время: «И все же их скромная высадка II ноября 1620 г. у мыса Код открывает новый раздел в истории английской политической практики и теории. Во владениях английской короны, хотя бы за тысячу миль от носителя короны, открыто складывается церковная организация, которая по законам страны подлежит суровому преследованию; самим фактом своего существования она подрывает позицию государственной церкви, даже самый принцип полновластия государства в религиозной жизни» [ 7 ].
Много лет спустя Д. К. Уинслоу, потомок семьи, один из членов которой участвовал в составлении Соглашения, писал: «Является ли Соглашение, как утверждают некоторые, исходной точкой американских демократических свобод, еще можно спорить. Одно очевидно: хотя в нем выражено уважение к власти английского короля, оно составлено без какого-либо официального разрешения и создало «гражданский политический организм». Таким образом, поселенцы присвоили себе в какой-то мере автономный статут еще до высадки на берег Новой Англии, и это раннее проявление независимости было впоследствии оценено их потомками как источник большинства их столкновений с правительством метрополии вплоть до революции. Соглашение, можно сказать с основанием, содержало в себе семя республиканизма» [ 8 ]
А. В. Ефимов в обобщающем труде «США. Пути развития капитализма» делал следующий вывод:
«Значение этого Соглашения состоит в том, что в нем в зародышевой форме содержится идея о суверенитете народа, о пgраве самого народа устанавливать власть, государственное правление. Это Соглашение было составлено под влиянием учений кальвинистов задолго до «Общественного договора» Ж. Ж. Руссо и само могло повлиять на французского просветителя. Но основатели Плимутской колонии, стремившиеся к капиталистической наживе, были далеки от признания подлинного суверенитета народа, от подлинной демократии, которая возможна только в обществе, где нет эксплуататоров и эксплуатируемых» [ 13 ].
Из приведенных высказываний видно, что советские авторы, не отказываясь от традиционного подхода, давали (когда касались интересующего нас предмета более подробно) Соглашению классовую оценку.
Следует отметить, что некоторые американские историки отрицали «принципиальное значение» Соглашения [ 14 ]. Еще в начале века Э. Чаннинг утверждал:
В комментариях к «Документам американской истории», изданным Г. Коммаджером, указывается, что «Соглашение составлялось не в качестве конституции, оно было распространением обычного церковного ковенанта на область гражданских отношений» [ 16 ].
Сходные суждения можно встретить у некоторых других видных американских ученых, например, у Джеймса Адамса и Чарлза Эндрюса [ 17 ]. Джордж Уиллисон обращал особое внимание на стремление наиболее влиятельных и относительно имущих пассажиров «Мэйфлауэра», прежде всего владевших слугами, закрепить Соглашением свою власть над ними [ 18 ]. Но он и другие американские авторы, подвергавшие сомнению изначальную «конституционность» документа, тем не менее, как правило, подтверждали мысль о том, что в нем содержался «демократический элемент», который в ходе колониальной истории получил развитие и вылился в американскую конституцию.
Обратимся, однако, к самому документу. Выше, не считая опущенных подписей, он приведен полностью. Это представляется необходимым, поскольку нередко авторы, отвлекаясь от текста самого Соглашения, давали увлечь себя своим логическим построениям или слишком доверчиво воспринимали суждения других авторов. Кроме того, на русском языке документ цитируется в немногих старых изданиях. К ним вряд ди обратится современный читатель. Архаичность языка, а иногда некоторая вольность перевода отвлекают от сути дела. Текст Соглашения приведен, правда, в примечаниях к труду В. Л. Паррингтона [ 23 ], но напечатанный петитом и в конце книги он не может привлечь должного внимания.
Упоминание бога в первой же строке Соглашения, а также в ряде последующих в данном случае не следует рассматривать лишь как формальное подражание нормам тогдашнего официального языка. Половина пассажиров «Мэйфлауэра» считала себя «святыми», находившимися в непосредственном общении с богом, который в лице Христа искупил их грехи и тем дал возможность надеяться на «спасение». Кто были эти люди и что привело их на борт корабля?
Сказанное выше позволяет предположить, что сепаратизм и конгрегационализм в определенных условиях и в определенной мере ‘могли содействовать развитию в среде «святых» демократических тенденций и идей самоуправления. Эти тенденции должны были стимулироваться многолетней эмигрантской жизнью, так как в Лейдене они вынуждены были сами устраивать свои внутренние дела. Противостоя материальным невзгодам и нападкам голландских кальвинистов, которые, как и английские пуритане, порицали их за сепаратизм, лейденцы, потеряв слабых и нестойких, духовно и организационно сплотились в своей церковной общине.
Что касается «святых», то кроме всех вышеуказанных обстоятельств, которые стимулировали или позволяли проявиться инициативе в деле самоуправления, они имели на этот счет и конкретные распоряжения. Незадолго до отплытия «Мэйфлауэра» из Англии их духовный пастырь и фактический руководитель отправил им из Лейдена 27 июля 1620 г. напутственное письмо-проповедь. Робинсон наставлял их избегать всяких ссор и конфликтов с «чужаками», которых они получили в попутчики и компаньоны и с которыми они составят единое «гражданское сообщество». Он умолял их до прочного обоснования на американской земле «не расшатывать Дом бога», объединявший лейденцев, «ненужными новшествами».
«Наконец, поскольку вы становитесь политическим организмом, осуществляющим гражданское самоуправление, и не имеете среди вас каких-либо особо выдающихся людей, из которых вы могли бы избрать правителя, проявите мудрость и благочестие, не только избирая для этой цели людей, проявляющих со всей очевидностью любовь и волю к достижению всеобщего блага, но и выказывая все необходимое уважение и подчинение их законному управлению; вы должны видеть в них не простую заурядность, а божественное указание к достижению всеобщего блага, чтобы не стать глупой толпой, которая больше уважает яркий наряд, чем добродетельный ум человека или чудесное предначертание Господа; вы ведь хорошо знаете, что образ божеской власти и авторитета, который воплощается в правителе, должен уважаться в ком бы то ни было» [ 27 ].
Они прибыли в Америку. Их корабль стоял у мыса Код. Что могло помешать исполнению задуманного? Нежелание «чужаков» согласиться на предлагаемую форму правления. Такая угроза была реальной.
В море единоначалие капитана корабля, напутственные слова Робинсона своей пастве, а также опасности и невзгоды, равные для всех, могли притушить взаимное недовольство, даже сблизить некоторых, до того враждовавших. Если это и случилось, то тем не менее не обеспечило единства и мира. Летописец Нового Плимута Уильям Брэдфорд, рассказывая о Соглашении на «Мэйфлауэре», объяснял, что его необходимость вызывалась «частично недовольством и мятежными речами, которые вели некоторые чужаки, а именно, что, когда они сойдут на берег, будут вести себя как захотят из-за отсутствия какой-либо власти для управления ими, так как они имели патент для Виргинии, а не для Новой Англии, принадлежавшей другому хозяину, к которому Виргиния не имела никакого отношения. А частично потому, что заключенное ими самими такое соглашение. могло быть прочным как обусловленное патентом, а в некоторых отношениях еще и более прочным» [ 30 ].
Среди лейденцев «бунтовщиков» не было (мятежные речи «вели некоторые чужаки» ). Сомнительно, чтобы ими могли стать наемные специалисты. Они ехали за заработком, которого лишились бы при распаде колонии. Они не предполагали оставаться в ней больше года. Из 17 слуг шестеро были подростки и одна женщина. Судя по всему, слуги «святых», составлявшие большинство в этой категории пассажиров (13), были обращены лейденцами в свою веру, по крайней мере нанимались из людей сочувствовавших и собиравшихся по окончании срока контракта остаться в колонии. Некоторые были чуть ли не на положении членов семьи. Таким образом, из слуг потенциальными «мятежниками» наиболее вероятно считать только четверых, принадлежавших «чужакам». При этом нельзя забывать, что люди, только что законтрактованные, еще не приступившие к ожидавшей их тяжелой работе, но уже получившие кров, питание и одежду, пусть плохие, имели не так уж много оснований для бурного возмущения. Они согласились на кабальные условия контрактов, надеясь через семь лет обрести свободу и обзавестись в Америке землей и хозяйством. В Англии они их не имели или лишились, за что их же преследовали и наказывали как «бродяг» и «лентяев» [ 32 ]. Вряд ли в этих условиях именно слуги стали зачинщиками «мятежа», участие в котором грозило им впоследствии жестокими наказаниями и лишало всякой надежды вернуться в среду добропорядочных англичан, на что они рассчитывали, отправляясь за океан [ 33 ].
Возможное недовольство слуг, будь то их положением, будь то обращением с ними хозяев, могло, разумеется, находить выход в «мятежных речах». Однако главными «мятежниками» следует скорее всего считать собственно «чужаков» и, может быть, тех из них, которые владели слугами. «Мятеж» направлялся против «святых». Вернее, против явной претензии их руководителей (Карвер, Брэдфорд, Брюстер) на главенство среди колонистов, против несомненного намерения этих руководителей осуществить свой план организации поселения.
Они составляли организованную и духовно спаянную силу, твердо знали, чего хотели. Этого нельзя сказать о «чужаках». Претендовавший на лидерство Мартин дискредитировал себя. Руководители «святых», исполняя наставление Робинсона, привыкшие к пропаганде своих взглядов, проявлявшие «христианское милосердие» к своим болевшим спутникам, поддерживаемые всей церковной общиной сепаратистов, относительно более образованные, не могли не пользоваться авторитетом. Он рос с падением престижа Мартина.
Среди лейденцев «бунтовщиков» не было (мятежные речи «вели некоторые чужаки» ). Сомнительно, чтобы ими могли стать наемные специалисты. Они ехали за заработком, которого лишились бы при распаде колонии. Они не предполагали оставаться в ней больше года. Из 17 слуг шестеро были подростки и одна женщина. Судя по всему, слуги «святых», составлявшие большинство в этой категории пассажиров (13), были обращены лейденцами в свою веру, по крайней мере нанимались из людей сочувствовавших и собиравшихся по окончании срока контракта остаться в колонии. Некоторые были чуть ли не на положении членов семьи. Таким образом, из слуг потенциальными «мятежниками» наиболее вероятно считать только четверых, принадлежавших «чужакам». При этом нельзя забывать, что люди, только что законтрактованные, еще не приступившие к ожидавшей их тяжелой работе, но уже получившие кров, питание и одежду, пусть плохие, имели не так уж много оснований для бурного возмущения. Они согласились на кабальные условия контрактов, надеясь через семь лет обрести свободу и обзавестись в Америке землей и хозяйством. В Англии они их не имели или лишились, за что их же преследовали и наказывали как «бродяг» и «лентяев» [ 32 ]. Вряд ли в этих условиях именно слуги стали зачинщиками «мятежа», участие в котором грозило им впоследствии жестокими наказаниями и лишало всякой надежды вернуться в среду добропорядочных англичан, на что они рассчитывали, отправляясь за океан [ 33 ].
Возможное недовольство слуг, будь то их положением, будь то обращением с ними хозяев, могло, разумеется, находить выход в «мятежных речах». Однако главными «мятежниками» следует скорее всего считать собственно «чужаков» и, может быть, тех из них, которые владели слугами. «Мятеж» направлялся против «святых». Вернее, против явной претензии их руководителей (Карвер, Брэдфорд, Брюстер) на главенство среди колонистов, против несомненного намерения этих руководителей осуществить свой план организации поселения.
Они составляли организованную и духовно спаянную силу, твердо знали, чего хотели. Этого нельзя сказать о «чужаках». Претендовавший на лидерство Мартин дискредитировал себя. Руководители «святых», исполняя наставление Робинсона, привыкшие к пропаганде своих взглядов, проявлявшие «христианское милосердие» к своим болевшим спутникам, поддерживаемые всей церковной общиной сепаратистов, относительно более образованные, не могли не пользоваться авторитетом. Он рос с падением престижа Мартина.
1. «Bradford’s History of Plymouth Plantation». Ed. by W. T. Davis. New York 1908, p. 107.
2. W. Robertson. The History of America, vol. III. London, 1821, p. 311.
4. J.Jameson. The Arrival of the Pilgrims. Providence, 1920, p. 39.
5. Э. Лабулэ. История Соединенных Штатов, т. 1. СПб., 1870, стр. 104.
6. П. Мижуев. История великой американской демократии. СПб. 1906, стр. 23.
7. А.Савин. Лекции по истории английской революции. М., 1937, стр. 77.
8. D. К. Winslow. Mayflower Heritage. London, 1957, p. 37.
9. «Английская буржуазная революция XVII века». Под ред. Е. А. Косминского и Я. А. Левицкого, т. 1. М., 1954, стр. 134.
10. «Очерки новой и новейшей истории США». Под ред. Г. Н. Севостьянова и др., т. 1. М., 1960, стр. 15.
12. А. Чанышев. Протестантизм. М., 1969, стр. 74.
13. А. Ефимов. США. Пути развития капитализма. М., 1969, стр. 311.
15. Е.Channing. A History of the United States, vol. II. New York, 1932, p. 309.
16. «Documents of American History». Ed. by Н. Commager. New York, 1945, p. 15.
17. J.T.Adams. The Founding of New England. Boston, 1922, p. 98; Ch. М. Andrews. The Colonial Period of American History, vol. 1. New Haven, 1937, p. 292.
18. G. F. Willison. Saints and Strangers. New York, 1945, p. 144.
19. J. Jameson. Ор. cit., р 29.
20. J.Jameso п. Ор. cit., р. 30; Ch. M.Andrews. Ор. cit., р. 292; «Documents of American History», p. 15; F. M. Gregg. The Founding of a Nation. The Story of the Pilgrim Fathers. Clevelend, 1915, p. 15.
21. Ch. M. Andrews. Ор. cit., vol. I, p. 274; F. M. Gregg. Ор. cit., p. 15-16; G. F. Willison. Ор. cit., p. 130. Вне связи с Соглашением эту однородность подчеркивал Осгуд.- Н. L. Оsgood. Ор. cit., р. 107.
22. J.T.Adams. Ор. cit., р. 99; V.F. Calverton. The Awakening America. New York, 1939, p. 57-69.
23. В. Л. Паррингтон. Основные течения американской мысли, т. 1. M., 1962, стр. 486.
24. Вначале термин «пуритане» (чистые) охватывал всех английских протестантов, позже распавшихся на пресвитериан и сепаратистов (браунистов, индепендентов, конгрегационалистов). Ко времени Английской революции и в ходе ее религиозные разногласия приобрели политическую окраску: просвитериане, индепенденты, левеллеры. В Америке в первый период колонизации сложились два основных протестантских течения: сепаратистов и пуритан, как их принято именовать в исторической литературе. При этом в новых условиях те и другие испытали некоторую эволюцию, в какой-то мере их сблизившую.
25. К. Маркой Ф.Энгельс. Соч., т. 7, стр. 362.
26. Некоторые исследователи предполагают, что капитана подкупили голландцы; другие, что капитан сбился с курса; третьи, что существовал сговор между компаньонами Пирса и Советом Новой Англии.
27. «Bradford’s History», р. 84-86.
30. «Bradford’s History», p. 106.
32. См.К. Маркой Ф.Энгельс. Соч., т. 21, стр. 408; т. 23, стр. 725-773; см. также: «Английская буржуазная революция XVII века», Т. 1, гл. 1.
34. «Documents of American History», p. 16.
36. «Bradford’s History», р. 107.
37. А. Самойло. Английские колонии в Северной Америке в XVII веке. М., 1968, стр. 106.
38. К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 21, стр. 347.