Оптимальными параметрами температуры и влажности воздуха для классных комнат являются

Оптимальными параметрами температуры и влажности воздуха для классных комнат являются

Оптимальное сочетание параметров микроклимата является основным требованием, которое обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности человека.

Микроклимат определяется действующими на организм человека показателями температуры, влажности и скорости движения воздуха и оказывает огромное влияние на состояние организма человека в целом, на его здоровье, самочувствие и работоспособность.

Обеспечить нормальное самочувствие можно лишь при условии сохранения температурного баланса организма, достигаемого за счет работы системы терморегуляции, а также деятельности других функциональных систем.

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание вопросов современных санитарных правил и норм необходимо для каждого ученика и педагога, т. к. несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь к нарушению самочувствия, работоспособности учащихся и вызвать различные заболевания.

Для того, чтобы ученик чувствовал себя хорошо, очень важно поддерживать комфортный микроклимат.

Тема исследования выбрана не случайно, т.к. мы ученики проводим в школе значительную часть своего времени (от 6 до 7 часов), и наше обучение происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды. Меня заинтересовало, соответствует ли микроклимат учебных кабинетов нашей школы санитарно – гигиеническим требованиям.

Объект исследования: микроклимат учебных кабинетов.

Предмет исследования: учебные кабинеты.

Гипотеза: если микроклимат учебных кабинетов не соответствует требованиям СанПиН, то самочувствие и работоспособность учащихся снижаются.

Задачи:

Организовать опытно-экспериментальное исследование основных параметров микроклимата кабинетов.

Провести тестирование среди учащихся пометодике «Корректурная проба» (для оценки работоспособности на проверку устойчивости внимания).

Проанализировать полученные данные.

Методы исследования: лабораторный эксперимент, наблюдения, опрос, факторный анализ.

МИКРОКЛИМАТ ПОМЕЩЕНИЙ

ВЛИЯНИЕ МИКРОКЛИМАТА НА САМОЧУВСТВИЕ

Температура воздуха оказывает существенное влияние на самочувствие человека. Низкая температура вызывает охлаждение организма и может способствовать возникновению простудных заболеваний. При высокой температуре возникает перегрев организма, что ведет к повышенному потоотделению и снижению работоспособности. Ученик теряет внимание.

Влажность воздуха также влияет на теплообмен в организме человека. Она оценивается относительной влажностью, т.е. отношением содержания водяных паров в одном метре кубическом воздуха к их максимально возможному содержанию в процентах.

Сырой холодный воздух увеличивает теплоотдачу и способствует простудным заболеваниям.

Сырой теплый воздух препятствует теплоотдаче и испарению. Сухость воздуха вызывает чрезмерное высыхание кожи и слизистых оболочек верхних дыхательных путей.

Вместимость учебных кабинетов первоначально определяет уровень комфортности для ученика и количество воздуха, которое обеспечивает нормальное функционирование организма одного ученика.

Размеры школьной мебели, учебных кабинетов существенно влияют на здоровье школьников. Для формирования правильной осанки кабинеты снабжены рабочими местами для обучающихся, в соответствии с их ростом. На каждом уроке учителя следят за правильной рабочей позой ученика за школьной партой. Для снятия локального утомления на уроках проводятся физкультурные минутки. В кабинетах начальных классов используют для смены видов деятельности конторки, а также одноместные парты для индивидуальной работы.

Неправильная, патологическая осанка формируется в результате комплекса причин, где не последнее место отводится мебели и кабинетам. Нарушение осанки в виде увеличения естественных изгибов позвоночника, появления боковых искривлений, асимметрии плечевого пояса не только обезображивает фигуру, но и затрудняет работу сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, ухудшает обмен веществ и снижает работоспособность.

Обследование учебных кабинетов на соответствие СанПиН проводилось по следующим параметрам: площадь помещения; школьная мебель; температурный режим; относительная влажность воздуха; внутренняя отделка учебных кабинетов; измерение радиационного фона учебных кабинетов.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РАЗМЕРОВ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ

Методы исследования: измерение длины, ширины и вычисление площади, сравнение с данными СанПиН и анализ результатов.

Порядок выполнения работы и обработки результатов: определялась площадь в перерасчете на одного учащегося, путем деления данных на количество посадочных мест.

Формула для вычисления площади кабинета: S=а*в (м 2 )

Таблица 1. Определение полезной площади учебного кабинета

Источник

Гигиенические требования к классным помещениям и их оборудованию

Важное гигиеническое значение имеют микроклиматические условия. Температура воздуха в зависимости от климата поддерживается на уровне 17—24°; относительная влажность — 25—60%; скорость движения воздуха — 0,15—0,25 м/с.

Вентиляция классных помещений осуществляется централизованным притоком подогретого воздуха в количестве не менее 16 м 3 /ч на одного учащегося. Допускается применение децентрализованного притока неподогретого наружного воздуха, если при этом соблюдаются указанные выше микроклиматические условия. В каждой комнате предусматривается естественная вентиляция, обеспечивающая однократный обмен воздуха за 1 ч.

Достаточная естественная и искусственная освещенность является необходимым условием для поддержания оптимальной работоспособности учеников и профилактики близорукости. В связи с этим необходимо парты располагать так, чтобы свет падал с левой стороны и немного сверху, для чего подоконники должны быть выше уровня парт. Световой коэффициент должен равняться 1:4, а коэффициент естественной освещенности— 1,5 %, освещенность на поверхности и рабочих столах — не менее 300 лк при люминесцентных лампах и 150 лк при лампах накаливания. В классных комнатах следует использовать люминесцентное освещение с лампами белого света (типа ЛБ) и светильники рассеянного света. Для ламп накаливания рекомендуется применять предназначенные для классных комнат кольцевые светильники отраженного света.

Школьная парта — основной вид мебели в классе. Нерациональная конструкция парты может отрицательно сказаться на физическом развитии школьников, способствовать быстрому утомлению, ухудшению зрения, снижению работоспособности.

Конструкцию школьных парт для I — IV классов общеобразовательных школ и лечебно-воспитательных учреждений определяет ГОСТ 5994—72. Парты (одно- или двухместные) могут быть двух типов: с постоянными размерами и универсальные — с изменяющейся высотой стола, сиденья и наклоном крышки.

Ученические столы и стулья используются для учебных кабинетов общеобразовательных школ. Их основные размеры приведены в ГОСТе 11015—77 и 11016—77.

В начале учебного года рекомендуется измерить рост учащихся, чтобы подобрать им соответствующие парты. Для этого можно использовать парты-ростоизмерители.

Следует постоянно следить, за тем, чтобы школьники правильно сидели за партой. Посадка на скамье должна быть глубокой, туловище — прямым, голова лишь немного наклонена вперед, между туловищем и партой остается свободное пространство в 3 — 4 см. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или на подножку парты. Предплечья свободно лежат на столе.

Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 368 с.

Источник

Гигиенические требования к микроклимату класса.

Физическое состояние воздушной среды, известное под названием – микроклимат, характеризуется температурой, величиной атмосферного давления, влажностью, скоростью движения воздуха и мощностью тепловых излучений.Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения учебно-воспитательной работы в школе. В них школьники проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Учитель осуществляет воспитание и обучение детей не только путем разъяснения содержания преподаваемого предмета, а также путем организации всей внутренней жизни, ему необходимо уметь регулировать микроклимат учебных помещений, знать состояние вентиляции, освещения. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму, естественному и искусственному освещению ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, утвержденных 4 августа 1999 г. и введенных с 1 января 2000 г. в действие (СП 2.4.4.782-99).Контроль и управление санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков должны осуществляться совместно с врачом школы, врачом по гигиене детей и подростков ЦГСЭМ.Гигиенически полноценная воздушная среда содержит 21% кислорода, 0,04% углекислого газа. Комфортная, т. е. физически хорошо воспринимаемая температурная зона для школьных классов зависит от того, в какой географической местности живут люди. В различных климатических поясах микроклимат будет различен, так в жарком климате температура в классе должна быть в жаркое время года 17-18 градусов C°, в умеренном климате 19-20 градусов C°, в холодном климате –21-22 градуса C°.Поддержание нормального воздушно-теплового режима в классе осуществляется сменой воздуха через форточки, фрамуги, створки окон. Сквозняков в классе быть не должно, а проветривание проводиться во время перемены, класс в это время должен быть пуст. Совершенно недопустимо следующее: когда наказанного за плохое поведение ученика оставляют сидеть в классе – это вредно для его здоровья, т.к. он подвергается воздействию сквозняка.

Влажность воздуха в классе (относительная влажность), при указанных выше температурах может колебаться в пределах 40-60 % (зимой 30-50%), она зависит также от влажности климатической зоны. Повышение влажности увеличивает теплоотдачу организма. В теплом климате относительная влажность 30- 40%; в умеренном и холодном может доходить до 65%.Большое значение для микроклимата класса имеет скорость движения воздуха, она должна быть не более 0,2-0,4 м/сек. Скорость движения воздуха до 1 м/сек организмом не воспринимается, свыше 1м/сек воспринимается как ветер, а в условиях классной комнаты это означает сквозняк.Атмосферное давление в среднем должно равняться 760 мм ртутного столба, обычные колебания атмосферного давления могут находиться в пределах 760+/-20 мм рт. ст. или 1013+/-26,5 гПа-гектапаскалей (1 гПа равен 0,750 мм рт. ст.)Дети обычно плохо переносят пребывание в зоне пониженного атмосферного давления. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Поэтому класс необходимо проветривать. Зеленые растения улучшают кислородный режим класса.

Гигиеническая характеристика классной комнаты. В настоящее время определение в классных помещениях температуры и влажности воздуха производят с помощью статического психрометра (психрометр Августа) или динамического аспирационного психрометра (Ассмана). Двумя данными приборами можно оценить состояние температурно-влажностного режима. а) Определение относительной влажности воздуха. Психрометрами определяют относительную влажность воздуха в классной комнате, мастерской, компьютерном классе. Название прибора происходит от греческого слова «психрос»–холодный. При помощи статического психрометра (психрометра Августа) определение температуры и влажности воздуха производят в 3-х точках, а именно: в первом, втором и третьем рядах парт. Он подвешивается на расстоянии 0,5м от окна, в зоне дыхания, на высоте 1,2-1,5 м. Измерение производят в течение 4 минут. Измерение следует проводить до и после уроков, или в начале и по истечении каждой из перемен.Затем относительную влажность находим с помощью специальной психрометрической таблицы.Относительной влажностью называется отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженной в процентах.Абсолютной влажностью называется количество водяных паров в граммах, которое содержится в 1куб. м воздуха в момент насыщения.Дефицитом насыщения называется разность между максимальной и абсолютной влажностью.Точка росы – температура, при которой величина абсолютной влажности равна максимальной.При гигиенической оценке микроклимата наибольшее значение имеет величина относительной влажности.б) Определение температуры воздуха.Температуру воздуха определяют спиртовым термометром в тех же 3-х точках. Результаты сравнивают с гигиеническими нормами 18-20 градусов C° – температурой комфорта. При измерении температуры воздуха в классной комнате термометр необходимо экранировать от холодных или горячих поверхностей. С момента установления термометра в точках до снятия измерений должно пройти 10 минут. Измерение производится в 3-х точках (у наружной стены, у внутренней стены, в центре класса – зоне дыхания).Чтобы получить среднюю температуру в помещении, измерения следует обязательно провести в различных местах (около стен: наружной и внутренней, около окон, у пола). После чего показания термометров суммируют и делят на количество измерений.Следует отметить следующее, что до начала занятий в классных комнатах следует поддерживать температуру 15 градусов C°. В связи с этим: учебные классы не должны находиться вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблоков).В каждом учебном помещении различают: рабочую зону (зона, где размещены столы или парты для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности.

Гигиеническая оценка классной комнаты.В настоящее время согласно СП 2.4.2.782-99 площадь учебных кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 кв. м. на одного учащегося при фронтальных формах занятий (например, уроки русского языка, литературы и т.д.) и 3,5 кв. м.– при групповых формах работы и индивидуальных занятиях. Однако большинство школ отвечают более ранним нормам строительства, но площадь на одно ученическое место должна быть не меньше 1,25 –1,5 кв. м. Ширина класса не должна превышать 6,3 м, т.к. при большей ее величине парты третьего ряда, наиболее далеко отстоящие от окон, оказываются в крайне неудовлетворительных условиях естественного освещения. Длина классов в школах должна составлять 8-8,4 м, а удлинение их размеров до 9 м недопустимо, т.к. это может привести к излишнему напряжению органов зрения и слуха детей. Высота классных комнат должна быть равна 3-3,2 м, в результате чего минимальная кубатура, приходящаяся на одного школьника; достигает 3,75 куб. м.Студенты с помощью рулетки измеряют ширину (глубину), длину и высоту учебной комнаты. Определяют ее площадь и объем помещения, приходящегося на одного учащегося; и дают ему гигиеническую оценку.

Таблица 3.Инсоляционный режим Ориентация по сторонам света Время инсоляции Процент инсолируемой площади помещений Количество тепла за счет солнечной радиации, КДЖ/м

Минимальный СВ; СЗ Менее 3 Менее 30 Менее 2100

При западной ориентации создается смешанный инсоляционный режим. По продолжительности он соответствует умеренному, по нагреванию – максимальному инсоляционному режиму.Естественное освещение классной комнаты зависит от следующих основных показателей:- ориентации здания на участке (рекомендуемой ориентацией является юг; юго-восток и восток обеспечивают высокие уровни освещенности, особенно в первую половину дня, во-вторых, создают возможность наиболее ранней аэрации и инсоляции помещений, в отличие от западной ориентации при них не происходит перегрева помещений). При определении ориентации помещений студенты должны пользоваться компасом, устанавливая направление определенного классного помещения.- достаточный коэффициент естественной освещенности (КЕО, СК) (эти показатели зависят от размера окон, конфигурации (формы окон), равномерности освещения).К естественному освещению предъявляются следующие основные требования:1) Достаточность.2) Равномерность.3) Отсутствие слепимости (блесткости) и теней на рабочем месте.4) Перегрев помещений.а) оценку естественного освещения следует начинать с определения светового коэффициента (СК). СК представляет собой отношение остекленной поверхности окон к площади пола. Выражается он простой дробью, числитель которой – величина остекленной поверхности, знаменатель – площадь пола. Числитель дроби приводится к 1, для этого числитель и знаменатель делят на величину числителя (правда в настоящее чаще пользуются коэффициентом естественного освещения (КЕО).Для того, чтобы наиболее точно вычислить коэффициент (СК) от площади остекленной поверхности окон следует отнять 10 % площади (минус), приходящейся на переплет оконных рам.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения классных комнат необходимо:1) Сажать деревья не ближе 10 м от здания;2) Не закрашивать оконные стекла;3) Не расставлять на подоконниках цветы;4) Размещать шторы в нерабочем состоянии в пространствах между окон;5) Очистку и мытье наружных стекол проводить 3 – 4 раза в год и не менее одного раза изнутри.Запыленность и загрязненность окон снижают уровень естественного освещения на 40% и более.Определение коэффициента естественной освещенности (КЕО)КЕО – это отношение естественной освещенности в данной точке внутри помещения к освещенности на горизонтальной плоскости под открытым небом, выраженное в процентах.По современным нормативам КЕО в классных комнатах должен равняться 1,5%.В данном случае КЕО определяют с помощью люксметра, а затем вычисляют по следующей формуле:КЕО=Ев х 100/ЕоЕв – освещенность внутри в люксахЕо – освещенность снаружи в люксахПри оценке естественного освещения следует обратить внимание на окраску стен. В настоящее время рекомендуются следующие тона для стен: нежный розовый, светло-желтый, бежевый, светло-зеленый, для мебели – (парты, столы, шкафы) – от светло до темно-зеленого, для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый, а для дверей, окон, рам – белый.В учебных помещениях обязательно боковое левостороннее освещение. Использование в одном помещении люминесцентных ламп и ламп накаливания запрещается.

Определение искусственного освещения по методу «ватт».Определяют количество светильников в классной комнате, определяя удельную мощность, т.е. количество преобразующейся энергии излучения в ваттах на единицу освещаемой площади.Норма освещенности при лампах накаливания в классных комнатах равна 49 Вт/кв.м., а при люминесцентных 20 Вт/кв.м.Освещенность помещений зависит от окраски потолка, пола, стен, мебели. При этом следует учитывать:

) Темные цвета поглощают большое количество световых лучей, в связи с этим окраска помещений и мебели в школах, детских дошкольных учреждений;2) Белый цвет и светлые тона обеспечивают отражение световых лучей на 70 – 90 %; желтый цвет –на 50%, цвет натурального дерева – на 40 %; голубой на 25 %; светло-коричневый на 15 %; синий и фиолетовый на 10 –11 %.ионный состав воздуха изменяется за время обучения. В классах наблюдается повышение температуры на 2,5 – 6,0 градусов C°. Для предотвращения этих изменений учителю необходимо следить за правильным воздухообменом в классе, а именно учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные во время уроков. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями (СП.2.4.2.782—99).Таблица 8 Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха (смотри СП.2.2.2.782—99 п.п.2.5.5 и 2.5.6.).Наружная температура, град. C° Длительность проветривания помещения, мин

В малые перемены В большие перемены и между сменами

Малокровие.

Малокровие, или анемия — это заболевание, при котором в крови снижено содержание красных кровяных телец и гемоглобина.Симптомы

Для детей, страдающих малокровием, характерна бледность кожных покровов и слизистых оболочек. Чаще заболевают дети раннего возраста, при этом анемия у них может быть как самостоятельным заболеванием, так и симптомом другой (основной) болезни. Различают несколько форм анемии. Большинство из них протекают благоприятно, некоторые, однако отличаются тяжелым течением и трудно поддаются лечению.

Причины заболеванияРассмотрим основные причины, приводящие к развитию анемии. Во всем мире главным фактором, вызывающим малокровие у детей, является недостаток железа.

Железо необходимо организму для построения гемоглобина.При недостатке в пище или затрудненном его всасывании из желудочно-кишечного тракта, возникает железодефицитная анемия.Этой форме в ряде случаев сопутствует т. н. дизалиментарная анемия, возникающая от недостаточного поступления с пищей белка и витаминов. Названная форма анемии возникает, как правило, у детей раннего возраста (6—18 месяцев) при однообразном неправильном вскармливании.Некоторые матери считают, что молоко — единственно нужный продукт для ребенка, и бывают совершенно спокойны, если ребенок получает одно только молоко. На самом же деле уже с 4—5 месяцев жизни, помимо молока, ребенок нуждается и в других продуктах. Наименее ценным является козье молоко, при длительном употреблении которого у детей непременно развивается тяжелая анемия. Возникновению анемии способствует также перекармливание ребенка мучной пищей и кашами.Малокровие развивается и в тех случаях, когда ребенка не начинают своевременно прикармливать яйцами, соками, овощами, фруктами и мясом (с 4—5 месяцев). Поскольку материнское молоко — ценнейший источник железа (содержащееся в нем железо всасывается полнее, чем из любой другой пищи), очень важно кормить ребенка грудью. Дети-искусственники заболевают анемией значительно чаще. В рацион ребенка, которого вскармливают коровьим молоком, с 4 месяца необходимо вводить железо.Второй важной причиной развития анемии являются различные острые и хронические инфекционные заболевания (воспаления легких, почек и почечных лоханок, кишечные инфекции, вирусные заболевания), а также гнойные процессы (воспаление среднего уха). Эта форма анемии носит название постинфекционной. Склонность к развитию анемии имеется у часто болеющих детей.Сочетание анемии, возникающей вследствие неправильного питания, с анемией постинфекционной может возникать у детей с неправильным рационом питания, у которых сопротивляемость инфекции снижена.Еще одной важной причиной анемии является недоношенность. У недоношенных детей склонность к развитию малокровия возникает вследствие дефицита железа в организме и более интенсивного по сравнению с доношенными детьми роста в течение первого года жизни.

ПрофилактикаРебенка желательно кормить грудью, необходимо своевременно вводить прикорм.С ребенком нужно подолгу находиться на свежем воздухе.Следует избегать контактов с инфекционными больными.Больного ребенка нужно лечить, полностью следуя советам врача. Если ваш ребенок родился недоношенным, будьте готовы к тому, что врач с целью профилактики анемии назначит ему ряд препаратов, поскольку без лечения у него непременно возникнет малокровиеБольшое значение имеет правильный гигиенический режим, своевременное лечение рахита и избавление от глистов, если таковые имеются.Картина заболевания при малокровии развивается чрезвычайно медленно. Температура у ребенка нормальная. Часто анемию обнаруживают случайно на основании анализа крови, сделанного по причине какого-либо другого заболевания.Основными признаками малокровия являются бледность кожи и слизистых оболочек (губ, век, ногтей). Если бледность усиливается, цвет кожи становится восковым. Ребенок бывает вялым, быстро устает, дрожит и плачет без причины, легко возбуждается. Аппетит ухудшается, ребенок не прибавляет в весе, рост задерживается.

Лечение ребёнкаУход и домашнее лечение зависят в основном от причины анемии. Детский врач, прежде всего должен выявить причину болезни. Если причиной малокровия является какое-то другое заболевание, необходимо начать его лечение.Если анемия развилась вследствие неправильного питания, необходимо провести коррекцию пищевого рациона. В зависимости от тяжести малокровия и домашних условий врач решает, лечить ребенка дома или в больнице.При домашнем лечении необходимо обеспечить ребенку правильный режим дня, уделив при этом достаточно времени для сна и пребывания на свежем воздухе. Из-за боязни простудить ребенка родители часто недооценивают значение прогулок на свежем воздухе.Помещение, в котором находится ребенок, необходимо часто проветривать.Большое внимание следует уделять питанию больного ребенка.При неправильном питании не помогут и лекарства. По поводу питания ребенка консультируйтесь с детским врачом.Если вы что-то забыли, обратитесь за помощью к литературе для родителей, посвященной детскому питанию.На правильное питание переходите постепенно, в противном случае непривычные продукты могут вызвать у ребенка отказ от пищи или расстройство стула. Для того чтобы приучить ребенка к вкусу овощей, давайте их ему в небольшом количестве и вместе с молоком. К мясу также приучайте ребенка постепенно. Для начала можно дать ребенку вареный фарш. Давайте ребенку достаточное количество животного белка (яйца, мясо, творог). Рекомендуются богатые витаминами и минеральными веществами овощные пюре, густые фруктовые соки, сырые фрукты и ягоды.Грудного ребенка, страдающего малокровием, рекомендуется уже с 2,5 месяцев начинать прикармливать яичным желтком, с 4,5 месяцев — вводить в состав овощного пюре, наряду с картофелем и морковью, кочанную и цветную капусту, свеклу, редьку. Детям, больным малокровием, рекомендуют давать богатые минеральными веществами мясо, овсяные хлопья, гречневую крупу, картофель, свеклу, редис, капусту, орехи, черную смородину, сливы, груши и яблоки.Для лечения анемии ребенку обычно назначают различные лекарства. Их следует принимать, строго руководствуясь предписаниями врача. В ряде случаев общее состояние ребенка, страдающего анемией, может быть не нарушено. Несмотря на это, не следует пренебрегать лечением, поскольку анемия ослабляет ребенка и делает его восприимчивым в отношении других, особенно инфекционных, заболеваний. На фоне анемии другие заболевания протекают тяжелее.

Источник

Норма влажности и температуры в помещении

Оптимальными параметрами температуры и влажности воздуха для классных комнат являются. Смотреть фото Оптимальными параметрами температуры и влажности воздуха для классных комнат являются. Смотреть картинку Оптимальными параметрами температуры и влажности воздуха для классных комнат являются. Картинка про Оптимальными параметрами температуры и влажности воздуха для классных комнат являются. Фото Оптимальными параметрами температуры и влажности воздуха для классных комнат являются

Микроклимат в квартире или доме — это важная составляющая здорового образа жизни. Слишком низкие или высокие показатели влажности и температуры негативно отражаются на здоровье и самочувствии домочадцев, а потому важно следить за ними и вовремя корректировать.

Норма влажности

Влажность воздуха — это параметр, который может быть абсолютным и относительным. Абсолютная влажность — это вес влаги в одном кубометре воздуха.

Абсолютная влажность измеряется в г/м3.

Однако при определении микроклимата используют не абсолютную, а относительную влажность. Этот параметр зависит от наибольшего вмещения воды воздухом при текущей температуре. Чтобы его определить, нужно вес реального водяного пара в воздухе разделить на максимально возможный и умножить на сто процентов.

Например, если температура воздуха составляет 24°С, то один его кубометр может вместить до 21,8 г воды. Если в этом же кубометре воздуха находится 13 г воды, то относительная влажность равняется 60%.

Норма влажности по ГОСТу

Межгосударственные стандарты определяют наиболее комфортную для человека влажность в помещении документом ГОСТ 30494–96. Согласно этим установкам, оптимальная влажность в жилом доме в холодное время года составляет 30–45%, максимально допустимая — 60%. Летом наиболее комфортные условия обеспечивает относительная влажность от 30 до 60%, а вот показатель выше 65% считается недопустимым. Эти параметры установлены для жилых (спальня, гостиная) и проходных комнат (коридор).

ГОСТ уточняет, что оптимальные значения относительной влажности не нормируются для следующих помещений:

Влажность в детской комнате

Детский организм нуждается в особенно нежном и деликатном окружении. Дети больше страдают от недостатка или переизбытка влажности, а потому регулировать микроклимат в детской комнате крайне важно. Оптимальная влажность для детской — 50–60%. При меньшей влажности, даже если она соответствует стандартам ГОСТ, у ребёнка начинают пересыхать слизистые, носоглотка. Такая норма должна поддерживаться в любое время года — и зимой, и летом.

Педиатры рекомендуют поддерживать влажность 60% в комнате здорового ребёнка и повышать её до 70%, если он простудился. Эта мера позволит улучшить самочувствие малыша, снизить першение и зуд, снять неприятные симптомы заболевания и ускорить выздоровление. Однако, повышая влажность, не забудьте проследить за температурой воздуха — она должна быть не выше 22°С. В противном случае в комнате ребёнка будет невыносимо душный «тропический» микроклимат.

Отклонения от нормы

Если в помещении влажность ниже 30%, у жителей дома могут появиться следующие проблемы:

Повышенная влажность (более 70%) приводит к следующим неприятным последствиям:

Согласно исследованиям, опубликованным в Национальном центре биотехнологической информации США, концентрация вредоносных бактерий и вирусов в воздухе минимальна при влажности от 40 до 60%.

Оптимальная температура

Оптимальная температура в жилых помещениях, как и влажность, установлена межгосударственным стандартом ГОСТ Р 51617–2000. Согласно этому документу, в спальне, гостиной и коридоре температура должна колебаться между 20°С и 22°С. Верхний порог для жилой комнаты — 24°С. В ванной комнате ГОСТ устанавливает стандарт в 25°С, в туалете — 18°С, как и в хозяйственных помещениях (кладовой, сушильной). Для кухни установлено значение в 19–21°С.

В жаркое время года температура в квартире должна подняться на 1–2°С, не более. Максимально допустимая температура в комнате летом — 25°С.

Температура в детской

Микроклимат в детской комнате несколько отличается от обычных жилых помещений, ведь ребёнок, будучи активным и подвижным, нуждается в более прохладной обстановке. Более того, температура в детской сильно зависит от возраста ребёнка. Так, грудничок нуждается в более тёплом воздухе — 23–24°С. Дети от трёх лет более комфортно чувствуют себя в прохладе — 18–19°С. Далее по мере взросления ребёнка температуру подводят к «взрослому» значению в 20–22°С.

Чересчур высокая температура в детской заставляет организм ребёнка регулировать свой теплообмен, используя потовые железы. В результате малыш становится потливым, могут образоваться опрелости, покраснения. Более того, теряя значительную часть влаги вместе с потом, ребёнок начинает страдать от обезвоживания — это приводит к болям, проблемам с перевариванием пищи, а также заболеваниям полости рта, вызванным недостаточным выделением слюны.

Температура в спальне

Воздух в спальне не должен быть слишком тёплым — не более 21°С, в идеале — 19°С. Наверняка вы замечали, что в жаркой комнате почти невозможно заснуть. Из-за этого многие люди проветривают спальню перед сном — временно снижая температуру, они помогают себе более спокойно погрузиться в сон. К сожалению, с точки зрения регулировки микроклимата эта мера не совсем верна.

Прохлада в спальне должна поддерживаться не только в момент засыпания, но и в течение всей продолжительности сна, поэтому простым проветриванием комнаты тут не обойтись. Конечно, освежить воздух перед сном никогда не повредит, но если глубокой ночью температура в спальне снова поднимается до отметки в 22–24°С, сон будет беспокойным, а утром человек просыпается совершенно разбитым.

Ещё одна причина поддерживать более низкую температуру в спальне — это хороший внешний вид. В прохладной среде наш организм лучше выделяет мелатонин во время сна. Это вещество помогает бороться со старением, разглаживает возрастные морщины и улучшает цвет и тонус кожи лица.

Температура на кухне

Микроклимат кухни сильно зависит от установленных в ней приборов и интенсивности их использования. Оптимальная температура в этой комнате — 19°С, но зачастую нет необходимости в регулярном поддержании такой температуры.

Главный прибор, который влияет на температуру на кухне — это плита. Газовая конфорка выделяет больше тепла в воздух, а потому на оборудованной ею кухне стоит снизить температуру на 1 градус — недостаток тепла компенсируется готовкой на огне. Активное использование духовки также значительно утепляет комнату.

Если же домочадцы почти не пользуются плитой или духовкой, предпочитая электрическую пароварку или мультиварку, стоит, напротив, поднять температуру до 20°С — такие приборы выделяют мало тепла и не согревают воздух в комнате.

Температура в ванной

Температура в ванной должна быть не ниже 23°С, оптимально — 25°С. Такой высокий показатель обусловлен двумя простыми причинами. Во-первых, высокая влажность при низкой температуре создаёт ощущение промозглого холода и неприятной сырости, а во-вторых, мокрая кожа ощущает температуру ещё ниже, чем она есть на самом деле.

Чтобы из-за сочетания тепла и влажности не появилась плесень, обязательно проветривайте ванную комнату после принятия душа или других водных процедур. Оставьте дверь открытой хотя бы на полчаса — этой профилактики, как правило, достаточно, чтобы предотвратить развитие грибка на стенах.

Отклонения от нормы

Снижение температуры воздуха в квартире ниже указанных норм влечёт за собой негативные последствия:

Если в комнате теплее, чем указано в нормах, это приводит к следующим последствиям:

Что влияет на микроклимат

Влажность и температура в помещении зависят от многих факторов, помимо специально предназначенных устройств (отопительных приборов, вентиляторов, кондиционеров и увлажнителей воздуха). На температуру значительно влияние оказывают следующие моменты:

Влажность в помещении формируют следующие факторы:

Как измерять влажность и температуру

Для того, чтобы измерить параметры микроклимата, существуют самые разнообразные приборы: от обыкновенных ртутных термометров до специально разработанных бытовых станций с множеством «умных» функций. Однако для того, чтобы определить, комфортны ли условия в вашем доме для человека, можно обратиться и к подручным средствам.

Таблица: измерение параметров микроклимата

ПараметрМетодОсобенности
ТемператураТермометрНельзя измерять температуру термометром в ясный день с открытыми шторами — солнечный свет будет сбивать показатели, повышая их на 1–3 градуса. Чтобы получить наиболее точный показатель, нужно провести измерение трижды с пятиминутными перерывами и высчитать среднее арифметическое.
ВлажностьГигрометрГигрометр — это специальный прибор, который устанавливается в комнату и, подобно термометру, указывает на дисплее текущее значение влажности. Гигрометры могут быть как цифровыми, так и аналоговыми. Нужно выбирать прибор с погрешностью не более 1%.
ПсихрометрОсобая разновидность гигрометра — психрометр, который представляет собой два ртутных термометра с подключённым к одному из них резервуаром с водой. Установите прибор в интересующую комнату и измерьте температуру. Нужно вычислить разницу в показателях двух термометров и сопоставить её с таблицей, которая прилагается к психрометру — в ней указан показатель влажности.
Влажный стаканНаполните стеклянный стакан холодной водой и поставьте в холодильник на несколько часов, чтобы остудить её до 3–5°С. Поставьте стакан с охлаждённой водой в комнату (подальше от отопления) и следите за ним. Наружная часть стакана покроется каплями и запотеет. Если она высохла через 5–10 минут — воздух очень сухой, необходимо дополнительное увлажнение. Если капли потекут — воздух чересчур влажный. Если же конденсат остался и не потёк в течение 10 минут, то воздух оптимальной влажности.
ТермометрЭтим методом можно имитировать действие психрометра. Измерьте температуру в помещении и запишите показатель. После этого оберните термометр влажной марлей и снова измерьте температуру в том же помещении. Вычислите разницу в показателях и сверьтесь с психрометрической таблицей (её легко найти в интернете).
СвечаЗакройте окна и двери и зажгите свечу. Если она горит ровно и ярко, то влажность оптимальна. А вот неровное, скачущее пламя с яркими вкраплениями по краям говорит о слишком высоком содержании влаги.

Фотогалерея: приборы для измерения микроклимата

Таблица: регулировка микроклимата

Регулируя температуру и влажность в своём доме, можно значительно улучшить своё самочувствие. Недорогие приборы помогут контролировать микроклимат в помещениях, а подручные средства позволяют без затрат изменять его.

Источник

Оптимальными параметрами температуры и влажности воздуха для классных комнат являются

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2012 г. N 191-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30494-2011 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2013 г.

6 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 7-2016)

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает параметры микроклимата обслуживаемой зоны помещений жилых (в том числе общежитий), детских дошкольных учреждений, общественных, административных и бытовых зданий, а также качества воздуха в обслуживаемой зоне указанных помещений и устанавливает общие требования к оптимальным и допустимым показателям микроклимата и качеству воздуха.

Настоящий стандарт не распространяется на параметры микроклимата рабочей зоны производственных помещений.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 допустимые параметры микроклимата: Сочетания значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать общее и локальное ощущение дискомфорта, ухудшение самочувствия и понижение работоспособности при усиленном напряжении механизмов терморегуляции и не вызывают повреждений или ухудшения состояния здоровья.

2.2 Качество воздуха

2.2.1 качество воздуха: Состав воздуха в помещении, при котором при длительном воздействии на человека обеспечивается оптимальное или допустимое состояние организма человека.

2.2.2 оптимальное качество воздуха: Состав воздуха в помещении, при котором при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивается комфортное (оптимальное) состояние организма человека.

2.2.3 допустимое качество воздуха: Состав воздуха в помещении, при котором при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивается допустимое состояние организма человека.

2.3 локальная асимметрия результирующей температуры: Разность результирующих температур в точке помещения, определенных шаровым термометром для двух противоположных направлений.

2.4 микроклимат помещения: Состояние внутренней среды помещения, оказывающее воздействие на человека, характеризуемое показателями температуры воздуха и ограждающих конструкций, влажностью и подвижностью воздуха.

2.6 оптимальные параметры микроклимата: Сочетание значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и ощущение комфорта не менее чем у 80% людей, находящихся в помещении.

2.7 помещение с постоянным пребыванием людей: Помещение, в котором люди находятся не менее 2 ч непрерывно или 6 ч суммарно в течение суток.

2.8 радиационная температура помещения: Осредненная по площади температура внутренних поверхностей ограждений помещения и отопительных приборов.

2.9 результирующая температура помещения: Комплексный показатель радиационной температуры помещения и температуры воздуха помещения, определяемый по приложению А.

2.10 скорость движения воздуха: Осредненная по объему обслуживаемой зоны скорость движения воздуха.

2.11 температура шарового термометра: Температура в центре тонкостенной полой сферы, характеризующая совместное влияние температуры воздуха, радиационной температуры и скорости движения воздуха.

2.12 теплый период года: Период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха выше 8°С.

2.13 холодный период года: Период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха, равной 8°С и ниже.

3 Классификация помещений

В настоящем стандарте принята следующая классификация помещений общественного и административного назначения:

— помещения 1-й категории: помещения, в которых люди в положении лежа или сидя находятся в состоянии покоя и отдыха;

— помещения 2-й категории: помещения, в которых люди заняты умственным трудом, учебой;

— помещения 3а категории: помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении сидя без уличной одежды;

— помещения 3б категории: помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении сидя в уличной одежде;

— помещения 3в категории: помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении стоя без уличной одежды;

— помещения 4-й категории: помещения для занятий подвижными видами спорта;

— помещения 5-й категории: помещения, в которых люди находятся в полураздетом виде (раздевалки, процедурные кабинеты, кабинеты врачей и т.п.);

— помещения 6-й категории: помещения с временным пребыванием людей (вестибюли, гардеробные, коридоры, лестницы, санузлы, курительные, кладовые).

4 Параметры микроклимата

4.1 В помещениях жилых и общественных зданий следует обеспечивать оптимальные или допустимые параметры микроклимата в обслуживаемой зоне.

4.2 Параметры, характеризующие микроклимат в жилых и общественных помещениях:

— скорость движения воздуха;

— относительная влажность воздуха;

— результирующая температура помещения;

— локальная асимметрия результирующей температуры.

4.3 Требуемые параметры микроклимата: оптимальные, допустимые или их сочетания следует устанавливать в зависимости от назначения помещения и периода года с учетом требований соответствующих нормативных документов*.

* В Российской Федерации действуют [1] и [2]

4.4 Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в обслуживаемой зоне помещений жилых (в том числе общежитий), детских дошкольных учреждений, общественных, административных и бытовых зданий следует принимать для соответствующего периода года в пределах значений параметров, приведенных в таблицах 1-3:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *