План мероприятий к акции блокадный хлеб в школе
План мероприятий в рамках Всероссийской Акции памяти «Блокадный хлеб»
Алла Коновалова
План мероприятий в рамках Всероссийской Акции памяти «Блокадный хлеб»
2020 год — Года памяти и славы
Цель: Акцией «Блокадный хлеб» способствовать сохранению в памяти дошкольников память поколений и гордость за мужество мирного населения блокадного Ленинграда.
Задачи:Познакомить детей дошкольного возраста с незабываемым для народа событием: блокадой, направленной на уничтожение голодом миллионов жителей Ленинграда;
вызвать у участников Акции памяти эмоциональный отклик и гордость за мужество ленинградцев в годы блокады.
№ Дата и время проведения мероприятия Название мероприятия Краткое описание мероприятия Ответственные
1. 20.01.20г. Тематическая беседа с использованием презентации (старшие/подготовительные группы) на тему «Блокада Ленинграда». Информирование детей о историческом прошлом с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Воспитатели групп.
2. 21.01.20г. НОД «Блокадный хлеб» (старшие/подготовительные группы). Знакомство детей с жизнью в блокадном Ленинграде. Воспитатели групп.
1. Игра-путешествие «Как хлеб на стол пришёл». Воспитатели групп
2.Выставка рисунков: «Хлеб – всему голова». Рассматривание иллюстраций, чтение произведений о хлебе в годы Великой Отечественной войны с целью развития чувства патриотизма, гордости за свой народ, который в тяжёлых условиях победил врага и отстоял независимость своей Родины. Воспитатель по ИЗО-деятельности Кравец Е. В.
4. 23.01.20г. Беседы в средних, старших, подготовительных группах «Почему надо беречь хлеб».Составление с детьми синквейнов на темы: «Хлеб», «Война», «Голод». Воспитатели групп.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, эмоциональную отзывчивость.
5. 24.01.20г. Час памяти «Забыть не имеем права». Проведение занятия для дошкольников на базе ДОУ сотрудниками музея. Зам. зав. по ВОР Шеняк Л. Г.
6 27.01.20г.Подведение итогов недели:
1. Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб» – Литературный вечер ко дню снятия блокады для старших дошкольников. Муз. руководители, воспитатели.
2. Выставка-ярмарка сладких изделий. Проведение мероприятия с целью воспитания патриотизма. Воспитатели, Щукина И. И.
Фотоотчёт мероприятий, посвящённых Дню памяти равноапостольного князя Владимира 28 июля – день памяти равноапостольного князя Владимира. Каждый год в этот день наш храм празднует престольный праздник. Это замечательное.
Фотоотчет о подготовке детей к Всероссийской акции «Свеча памяти» Ну, что мы знаем о Войне? Нас время далеко умчало… На майской праздничной волне Мы вспоминаем слишком мало. Оказывается, есть такой.
Отчет об участии во всероссийской акции «Красная гвоздика» В этом году мы с ребятами старшей группы приняли участие во Всероссийской акции: Красная гвоздика», посвященная Великой Победе 1945 года.
План мероприятий на 2018 год в рамках года добровольца (волонтера) в РФ в средней группе детского сада План мероприятий на 2018 г. в рамках года добровольца (волонтера) в Российской Федерации в средней группе МДОУ Детского сада № 2 «Колокольчик».
«Помним, гордимся и чтим!» 2 класс — участники Всероссийской акции «Красная гвоздика» За всё, что есть сейчас у нас, За каждый наш счастливый час, За то, что солнце светит нам, Спасибо доблестным солдатам, Что отстояли мир.
Репортаж об участии во «Всероссийской экологической акции «Чистая Россия» Экологическое воспитание предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество;.
Новости
17.01.2020 10:30 Просмотров: 342 План мероприятий в рамках акции Года памяти и славы «Блокадный хлеб»
Дата
Время
Название мероприятия
Ответственный за проведение на месте
Место (в том числе – торговые центры и др)
Чтение «Детской книги войны»
Школьная библиотека МБОУ СШ № 2 г. Демидова
Эти страшные числа блокады Ленинграда
Учитель Галушкина Е.Н.
МБОУ Михайловская ОШ
Чтение «Детской книги войны» и выставка книг
Библиотека школы МБОУ СШ № 1 г. Демидова
Чествование блокадницы Волковой В.М., проживающей в городе
Зам директора по ВР Кривовяз Л.И.
В гостях у Волковой В.М. г. Демидов
Показ фильма «Спасти Ленинград» 2019 г. Алексея Козлова
Актовый зал МБОУ СШ № 1 г. Демидова
Показ фильма «Спасти Ленинград» 2019 г. Алексея Козлова
Зам. дир. по ВР Зятикова С.Е.
МБОУ Заборьевская СШ Демидовского района Смоленской области
Видеопросмотр проекта 1 канала «Моя блокада»
Автор сценария: Марина Сиволова
Режиссер: Ольга Антропова
Учитель Мешкова В.Н.
МБОУ Михайловская ОШ
Выставка книг «Детские книги о войне»
Библиотекарь Добринец Н.П.
Школьная библиотека МБОУ Бородинская ОШ
Показ фильма «Спасти Ленинград» 2019 г. Алексея Козлова
Заместитель директора по ВР
Каб. № 14 МБОУ СШ № 2 г. Демидова
22.01.2020 и 23.01.2020
«Блокада Ленинграда. Народная книга памяти»
Директор музея Капшурова Л.И.
МБУ Демидовский историко-краеведческий музей
Воробьева Ольга Петровна, МОБУ «Академическая СОШ» Вышневолоцкого района Тверской области, социальный педагог.
Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию школьников:
акция «Блокадный хлеб»
Подготовили и провели: социальный педагог Воробьева Ольга Петровна, общественное молодежное объединение «Лидер».
Цель акции: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Познакомить ребят с понятием блокада;
Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны;
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью.
Ведущий (ученик)1: В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны.
(аудизапись «В далеком тревожном военном году…»)
Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душе раздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
Аудизапись «Сводка советского информбюро о освобождении блокадного Ленинграда».
27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные отряды. На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.
Ведущий(ученик)6: С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Блокадный хлеб – это пищевая целлюлоза 10 %, жмых – 10 %, обойная пыль – 2 %, выбойки из мешков – 2 %, хвоя – 1 %, ржаная обойная мука – 75 %. При выпечке этого хлеба формы для выпечки смазывали соляровым маслом (другого не было).
В начале блокады хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц к этой смеси стали добавлять льняной жмых, отруби и муку из затхлого зерна.
Ведущий(ученик)7: А еще месяц спустя тесто делали из целлюлозы, хлопкового жмыха, обойной пыли, мучной сметки, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, березовых почек и сосновой коры.
Когда была в наличии, использовалась коревая мука (от слова корка). Как и откуда бралась эта мука? Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в блокадный город, ночью специальные бригады крючьями на веревках поднимали из воды мешки. Иногда мука находилась под водой больше двух недель. В середине такого мешка какое-то количество муки было сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании схватывалась, превращаясь в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, а затем измельчали и перемалывали. Эта коревая мука давала возможность значительно сократить количество других малосъедобных добавок в блокадном хлебе.
Ведущий(ученик)8: И не смотря ни на что, множество людей рисковало жизнью, доставляя муку через Ладогу осажденному, умирающему, но несдающемуся городу. Блокадный хлеб был бесценен.
Не легче было и всем остальным и на фронте и в тылу. Не будь хлеба – не было бы и Победы!
Ведущий(ученик)2: Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя». Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Ведущий(ученик)5: Ольга Бергольц писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.
Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение.
На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Ведущий(ученик)6: Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.
Ведущий(ученик)7: 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)
Ведущий(ученик)8: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.
Скольких людей спасла эта дорога!
Ведущий(ученик)1: Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года, но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.
Ведущий(ученик)2: Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках. Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.
Ведущий(ученик)3: 13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок.
Ведущий(ученик)4: За две недели они разгромили немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.
Ведущий(ученик)5: В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Ведущий(ученик)7: Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой.
Ведущий(ученик)8: Предлагаем все желающим подойти и взять кусочек хлеба, символизирующий тот блокадный кусочек хлеба весом 125 грамм и просто помянем погибших в Ленинграде в годы блокады.
Аудизапись «Темная ночь», «Священная война»
Мероприятия
17.01.2020
План мероприятий УМПКиС и культурно-досуговых учреждений Очерского городского округа в рамках Всероссийской Акции «Блокадный хлеб»
Дата и время проведения мероприятия
Краткое описание мероприятия
Интеллектуальная игра «Шрэк» 2-й тур игры: «Блокадный Ленинград»
Интеллектуальная игра в формате «Что? Где? Когда?» по истории блокады Ленинграда.
Выставка-дневник «Девочка с Васильевского острова»
По материалам Дневника Тани Савичевой
МБУК «ЦДБ», Пермский край г. Очёр ул. Ленина, 33
Выставка по материалам Дневника Тани Савичевой и произведениям художественной литературе, посв. Блокаде Ленинграда. Мероприятие проводится совместно с МАУК «Очерский краеведческий музей имени А.В. Нецветаева, образовательные организации города
Информационный час с детьми детского сада (старшая/подготовительная группа) на тему «Блокадный хлеб»
Информирование детей о историческом прошлом с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Информационный час с участниками клубного формирования «Эрудит» на тему «Блокадный хлеб»
Информирование детей о историческом прошлом с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Инфоурок-ретроспектива «Детям о блокадном Ленинграде»,
МБУК «ЦДБ», Пермский край г. Очёр ул. Ленина, 33
Информационно-познавательная программа для обучающихся школ
Час памяти «Забыть не имеем права»
МБУК «ЦДБ», Пермский край г. Очёр ул. Ленина, 33
Информационно-познавательная программа для обучающихся школ
Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб»
г. Очёр, ул. Ленина, 34
Сотрудники музея проводят занятие для младших школьников на базе экспозиции «Зал воинской славы», рассказывая, в том числе, и об акции «Блокадный хлеб». В завершении занятия организаторы вручают участникам акции 125 гр. черного хлеба, упакованного в пищевую пленку и листовку с информацией о блокадном хлебе.
Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб»
г. Очер, ул. Ленина, 49
Волонтеры и участники театральной студии «Белое солнце», МБОУ «ОСОШ №1», в костюмах времен блокадного Ленинграда, на центральной улице города на импровизированной площадке коротко информируют об историческом событии-блокаде Ленинграда. Вручают участникам акции 125 гр. черного хлеба, листовку с информацией о блокадном хлебе и тематический карманный календарь.
Час истории «Хроники блокадного Ленинграда» с выставкой литературы «Бесстрашие и сила Ленинграда»
МАУК «ЦБ Очерского ГО», г. Очёр, ул. Ленина, 37
Час истории для учащихся общеобразовательных учреждений города
Архив новостей
Дата последнего обновления раздела: 24.11.2021 | 15:52
План-конспект воспитательного мероприятия на тему «Блокадный хлеб»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Станция юных натуралистов»
г. Мичуринска Тамбовской области
План-конспект мероприятия «Блокадный хлеб»
Образовательные: сформировать представление о блокаде, о трудностях блокадного города и его жителей.
Развивающие: развить интерес к чтению художественной литературы и просмотру документальных и художественных фильмов о ВОВ.
Воспитательные: воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям; бережное отношение к хлебу.
Оборудование: телевизор, иллюстрации, фото и видео из истории блокадных лет г. Ленинграда, стихотворения, хлеб, художественный фильм «Крик тишины», губки, трубочки, клей.
Тип мероприятия: теоретическое занятие с элементами практики.
Приёмы и методы: словесный, наглядный.
План занятия: 1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Закрепление изученного.
4. Подведение итогов.
Педагог: Здравствуйте! В этом году наша страна будет отмечать 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война. Это значит, что 75 лет мы все с вами живем под мирным небом. А война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории.
Сегодня мы с вами узнаем, что такое блокадный хлеб и какова его цена.
Объяснение нового материала:
Педагог: Давно закончилась война. Много трагических событий и славных побед произошло в годы ВОВ. Одно из них – Блокада Ленинграда (Санкт – Петербург). Ещё этот город называют северной столицей нашей страны.
22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Так называлась наша Родина в то время. И началась Великая Отечественная война.
В августе 1941 года тяжелые бои шли уже на подступах к городу, немцы решили взять город измором.
8 августа 1941 года этот город оказался со всех сторон окруженный врагом. Город был взят в кольцо и отрезан от остальной страны. Начались бомбежки, холод и нехватка продовольствия. Так началась блокада Ленинграда (блокада – это окружение города, крепости, армии и т.п. войсками противника с целью не дать возможности оказать помощь окруженным извне и тем самым принудить их к сдаче или прекращению военных действий)
Блокада города длилась почти 900 дней. А точнее, это были 872 дня мужества и героизма. Жители города продолжали жить, трудиться и сражаться.
Вот несколько важных фактов о блокаде Ленинграда.
Самая суровая зима.
Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.
Работали административные и детские учреждения, типографии, поликлиники, театры, продолжали работу ученые. Женщины, подростки работали на заводах, заменив мужчин, ушедших на фронт.
Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды и дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились.
Писатель Александр Фадеев сказал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».
Запасов продовольствия и топлива было очень мало. На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, который выдавали по карточкам (паек), но и его не хватало. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется». Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства. Другие продукты в этот период не выдавали.
ПОКАЗЫВАЮ КУСОЧЕК ХЛЕБА 125 Г.
Обучающийся: Кютинен Даниил Иванович в блокадном Ленинграде выпекал хлеб. Умер от истощения, но не взял ни куска. Даниил Иванович по происхождению фин. До блокады жил и работал пекарем в Ленинграде. В боевых действиях он не участвовал, его профессиональные навыки были важнее. Ежедневно выходя на очередную смену, своим трудом спасал десятки тысяч голодных Ленинградцев. Через его руки проходили сотни, а то и тысячи буханок хлеба. Но он не взял ни одной. Умер прямо на рабочем месте от истощения. Выписка о смерти этого достойного человека гласит-«Умер от дистрофии» в возрасте 59 лет. Его имя занесено в КНИГУ ПАМЯТИ «БЛОКАДА»
Чтобы не умереть от голода, люди варили и ели «суп» из древесного клея, разрезанных на куски кожаных сапог, ремней и туфель. Начались болезни из-за голода.
ПРОСМОТР ВИДЕО МУЗЕЙ ОБОРОНЫ ЛЕНИНГРАДА (Новая экспозиция музея)
Началось массовое заболевание дистрофией. Дистрофия (голодная болезнь) – нарушение общего питания организма вследствие длительного недоедания. После войны у дистрофии появилось еще одно название «Ленинградская болезнь».
Карточная система не спасала положение.
В это время на сутки выдавали хлеба:
— бойцам на передовой линии обороны – 500 гр.,
— рабочим горячих цехов – 375 гр.,
— остальным рабочим и инженерам – 250 гр.,
— служащим, иждивенцам и детям – всего 125 гр.
Особенно страдали дети.
Как много в жизни человеку надо!
Он мечется порою от тоски.
А нам, голодным детям Ленинграда,
Нам снились хлеба тёплого куски.
Пахучего, с растрескавшейся коркой,
Хрустящего, как в сказке, под ножом…
Его во сне рассматривали зорко
И вспоминали с завистью потом.
Хлебные нормы были настолько малы, что люди умирали от истощения тысячами. Жители Ленинграда умирали на улицах города, за станками, в очередях. За три месяца умерло больше 250 тысяч человек.
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Никогда не забудется 125 – блокадных грамм – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло.
Обучающийся читает стихотворение:
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
не зря «священным даром» назван
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.
Педагог: Блокадный хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба, на вкус он был горький и травянистый. 125г черного хлеба с добавлением опилок и травяной муки. На половину он состоял из несъедобных примесей, заменявших муку.
Обучающийся читает стихотворение:
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.
Педагог: Метроном – биение сердце города. Звук метронома.
Для своевременного оповещения всех жителей города об обстрелах и бомбежках на улицах Ленинграда власти установили 1500 громкоговорителей. Звук метронома стал настоящим символом живого города. Быстрый отчет ритма означал приближение вражеских самолетов и скорое начало бомбардировки.
Медленный ритм оповещал об окончании тревоги. Радио работало в круглосуточном режиме. По распоряжению руководства осажденного города жителям было запрещено отключать радио. Оно было главным источником информации. Когда дикторы прекращали трансляцию передача, метроном продолжал свой отсчет. Этот стук назвали биением сердца города.
Коты, спасшие город от грызунов
Практически все домашние животные были съедены жителя осажденного Ленинграда уже в первую блокадную зимы. Из-за отсутствия кошек страшно расплодились крысы. Под угрозой оказались запасы продовольствия. Тогда было решено завести котов из других регионов страны. В 1943 году четыре вагона прибыли из Ярославля. Они были заполнены кошками дымчатой окраски – именно их считают лучшими крысоловами. Кошек раздали жителям и через короткое время крысы были побеждены. В знак благодарности в современном Санкт-Петербурге на карнизе одного из домов на Малой Садовой установили памятник коту Елисею и кошке Василисе.
ФОТО ПАМЯТНИКОВ КОШКАМ, ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЕ С САЙТА.
Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Большая дружная семья Савичевых погибла в дни блокады от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева.
Педагог: А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. И город жил, работал и сражался до последнего вздоха.
Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она 30 км по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев, поэтому получила название «дорога Жизни».
Обучающиеся читают стихотворение: