Платформа автодата что это
Масштабнее «Платона». Что ждать от новой системы тотального контроля за российским транспортом 09:50, 25 марта 2021 Версия для печати
Взгляд на систему «Автодата» со стороны бизнеса, которому придётся с ней работать.
Российские власти готовятся запустить платформу «Автодата». Юрлицам и ИП придётся установить на свои машины оборудование, которое будет передавать в систему целый набор данных. Бизнес относится к этой инициативе настороженно. Разберёмся, какие риски и выгоды сулит нововведение.
В конце 2020 года стало известно о разработке законопроекта об «Автодате». Он вызвал резонанс в профессиональном сообществе. Месяц назад проект, датированный сентябрём 2020 года, появился в «Новой газете». Однако документ не опубликован в официальных источниках и его не рассматривали в парламенте. Соответственно, общественного обсуждения тоже не было. Тем временем систему уже разрабатывают, а в декабре 2020 года Росстандарт утвердил национальный стандарт «Платформа “Автодата”».
На этот раз задумка масштабнее даже системы «Платон». Если «Платон» собирает данные о движении грузовиков с массой выше 12 т, то «Автодата», согласно проекту, будет отслеживать все транспортные средства, которые используют юрлица и ИП для любых видов перевозок.
Физлица, по некоторым данным, будут предоставлять информацию о своём авто по желанию.
Что государство хочет о нас знать
Как стало известно из перечня данных, который получили для ознакомления автоконцерны, в систему «Автодата» будут передаваться:
Оборудование должно собирать эти данные один раз в минуту и каждые 15 минут передавать в систему.
Также каждые полчаса оборудование будет фиксировать информацию о состоянии фар и габаритных огней, срабатывании индикатора ошибки двигателя, неисправности тормозов.
В сообщении, которое оборудование будет направлять в «Автодату», также будет информация о самом автомобиле: VIN-номер машины, её категория и экологический класс, грузоподъёмность и идентификатор сообщения.
Отмечу: в проекте закона об «Автодате» прописано, что точный перечень передаваемых в систему данных пропишут в подзаконных актах. Так что пока это лишь предварительные сведения.
Проект закона определяет и тех, кто обязан предоставлять данные. Это:
Физлица будут раскрывать данные добровольно и обезличенно. И, возможно, в обмен на бонусы (скидка на ОСАГО или на бензин).
Фото: Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com
Будут ли плюсы для бизнеса
В документе указано, что доступ к части информации для пользователей системы будет платным. Только что это за часть — не указано.
Если данные можно будет использовать для коммерческих целей, то, например, для транспортных компаний потенциальный интерес может представлять информация о потоках грузового транспорта — даже в обезличенном виде.
Эти сведения позволили бы эффективнее выстраивать логистику и сокращать порожние пробеги.
Ещё один позитивный момент для коммерческого сегмента — «обеление» рынка. Если данные через телематику будут прямо с борта автомобиля передаваться в информационную систему, это лишит работы серых перевозчиков с автомобилями без страховки, техосмотра или других документов — регуляторы смогут получать необходимые данные из одного достоверного источника.
Какие риски несёт «Автодата»
В числе основных вопросов к проекту — как система будет обрабатывать данные и как обеспечит их защиту. Важно, чтобы коммерческая информация (о маршрутах, поставках товаров, заказах, потоках, клиентах и так далее) не попала на чёрный рынок — утечка нанесёт непоправимый вред.
Собирать информацию планируют через телематику с высокой степенью автоматизации (речь про бортовые устройства. — Прим. «Секрета»). Существующая телематика автопроизводителей не передает VIN автомобиля и тем более показатели усталости водителя. Значит, каждый автомобиль нужно будет дооборудовать специальным бортовым устройством для работы с «Автодатой».
Если проводить аналогию с покупкой и установкой оборудования для системы ЭРА-ГЛОНАСС, то затраты на одну машину могут составить порядка 30 000 рублей. Кто и как будет платить за трафик сбора данных и инфраструктуру для хранения и обработки информации, пока не понятно.
Фото: Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com
«Автодате» может помешать мировой дефицит микросхем
Производители модулей ЭРА-ГЛОНАСС уже столкнулись с дефицитом микросхем, без которых телематика, включая тахографы и бортовые устройства системы «Платон», не работает.
Причина дефицита в том, что из-за пандемии и коронакризиса прервались циклы выращивания кремниевых кристаллов, необходимых для производства микросхем — спрос на чипы снизился, и производители не стали запускать новый цикл. Проблема общемировая.
По оценкам IHS Markit, из-за нехватки микросхем в первом квартале 2021 года не выпустят около 1 млн автомобилей по всему миру.
Поскольку цикл производства микросхем длится около полугода, то дефицит может затянуться до 2022 года. В таких условиях начать массовое производство бортовых устройств для «Автодаты» будет затруднительно.
Что в итоге
Бизнес пока настороженно смотрит на новый цифровой проект правительства. Впрочем, «Автодата» может быть интересна автоперевозчикам, если они смогут использовать собранные в системе данные. Поэтому важно, чтобы не повторилась история с «Платоном», когда бизнес и общество получают только внешнюю статистику (о собранных средствах и объектах, на строительство и модернизацию которых они направлены), в то время как внутренняя статистика, которая представляет интерес, недоступна.
В России утвердили стандарт по сбору автомобильных данных «Автодата»
Национальный стандарт «Платформа «Автодата» (ГОСТ Р 59237-2020) утвержден приказом замруководителя Росстандарта от 3 декабря. В предисловии к документу указано, что текст подготовлен Ассоциацией разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «Глонасс/ГНСС-Форум». При этом сама платформа «Автодата» – проект межoтраслевого консорциума «Автодата.Рус», среди соучредителей которого НП «Глонасс», Росавтодор, Минпромторг, «Роскосмос», «Яндекс», группа ГАЗ, фонд «Сколково», ФГУП «НАМИ» и др.
Современный подключенный к интернету автомобиль генерирует около 4 ТБ данных в сутки. Это информация о работе его систем, расходе топлива, режиме движения и т. д. Сейчас собственник этой информации в РФ законодательно не определен, поэтому фактически ею владеет автопроизводитель.
Полная ясность в вопросе принадлежности автоданных наступит с принятием закона «О платформе «Автодата», который планируется внести в Госдуму в следующем году. В то же время принятый ГОСТ описывает принцип разделения категорий информации на основную и дополнительную. Основная информация – это та, которая «в соответствии с законодательством подлежит обязательному размещению в платформе «Автодата». Что может быть законодательно отнесено к такой информации, ГОСТ описывает обобщенно: «данные о ТС, эксплуатируемых в РФ», «данные об эксплуатации ТС в РФ», «данные об автодорогах», «сведения об информационных системах, функционирующих с использованием информации из «Автодаты». Дополнительная информация, размещаемая в платформе «Автодата» на добровольной основе, будет включать в себя сведения о поставщике данных и «различного рода специализированные данные об эксплуатации колесных транспортных средств», говорится в документе.
Основные, т. е. обязательные к передаче, данные – это информация для решения государственных задач и исполнения государственных функций, пояснили «Ведомостям» в НП «Глонасс», принимавшем участие в разработке «Автодаты». Куда более впечатляющий потенциал имеет добровольно размещаемая подробная информация об эксплуатации машин, которую ее собственники смогут продавать либо обменивать на те же скидки, отметили в НП.
Ранее консорциум «Автонет» проводил опрос в российских городах-миллионниках и выяснил, что 73% автовладельцев готовы предоставить цифровые данные своего автомобиля при условии, что они не будут содержать информацию об их именах. «И подавляющее большинство готово обменять данные на полис ОСАГО или скидку на топливо», – заявлял ранее «Ведомостям» Александр Гурко, соруководитель «Автонета».
Как рассказали в НП «Глонасс», принятию стандарта предшествовали общественные обсуждения, которые завершились в ноябре.
Они проводились техническим комитетом «Искусственный интеллект» при Росстандарте и не были пустой формальностью: автопроизводители и IT-компании выдвигали множество предложений.
Технические комментарии «Яндекса» в части стандартов были учтены, подтвердили в пресс-службе компании: «Однако они не касаются основного текста законопроекта, в котором все еще есть противоречия. Поэтому мы считаем важным продолжить доработку документа с участниками рынка и органами власти, а вырабатывать стандарты пока преждевременно».
Работа с большими данными имеет важный стратегический потенциал для автомобильного рынка, говорит Яна Аржанова, директор по взаимодействию с органами государственной власти «Вольво восток»: «При этом сбор, обработка и использование данных должны осуществляться на принципах добровольности и с соблюдением требований к защите персональных данных, причем как российских, так и международных». Аржанова подчеркнула, что в Volvo приветствуют намерение правительства РФ создать благоприятные условия для вывода на рынок новых продуктов и применения новых бизнес-моделей, функционирующих с использованием big data: «В то же время компания выступает за дальнейшее всестороннее открытое обсуждение концепции «Автодата», снятие всех разногласий заинтересованных участников как в рамках рабочей группы «Автонет», так и на других компетентных площадках».
Группа ГАЗ голосовала против создания платформы «Автодата» и компания по-прежнему видит в ней серьезные риски для автопроизводителей и потребителей, говорит вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева: «Фактически создается неконкурентная и не отвечающая задачам системообразующих отраслей коллизия, когда через госресурс формируется коммерческий монополист всей информации в транспортной системе и всех участников рынка обязывают принудительно присоединиться». Матвеева отметила, что в итоге доступной может стать не только информация об эксплуатации автомобилей, включая стиль вождения, участие в ДТП, но и информация о коммерческой логистике.
«Автонете» подчеркнули, что вся информация, в том числе коммерческая, в «Автодате» будет защищаться на порядок лучше, чем сегодня, когда ее передача, сбор и обработка вообще никем и никак не регулируются.
Масштабнее «Платона». Что ждать от новой системы тотального контроля за российским транспортом
В конце 2020 года стало известно о разработке законопроекта об «Автодате». Он вызвал резонанс в профессиональном сообществе. Месяц назад проект, датированный сентябрём 2020 года, появился в «Новой газете». Однако документ не опубликован в официальных источниках и его не рассматривали в парламенте. Соответственно, общественного обсуждения тоже не было. Тем временем систему уже разрабатывают, а в декабре 2020 года Росстандарт утвердил национальный стандарт «Платформа “Автодата”».
На этот раз задумка масштабнее даже системы «Платон». Если «Платон» собирает данные о движении грузовиков с массой выше 12 т, то «Автодата», согласно проекту, будет отслеживать все транспортные средства, которые используют юрлица и ИП для любых видов перевозок. Физлица, по некоторым данным, будут предоставлять информацию о своём авто по желанию.
Что государство хочет о нас знать
Как стало известно из перечня данных, который получили для ознакомления автоконцерны, в систему «Автодата» будут передаваться:
Оборудование должно собирать эти данные один раз в минуту и каждые 15 минут передавать в систему.
Также каждые полчаса оборудование будет фиксировать информацию о состоянии фар и габаритных огней, срабатывании индикатора ошибки двигателя, неисправности тормозов.
В сообщении, которое оборудование будет направлять в «Автодату», также будет информация о самом автомобиле: VIN-номер машины, её категория и экологический класс, грузоподъёмность и идентификатор сообщения.
Отмечу: в проекте закона об «Автодате» прописано, что точный перечень передаваемых в систему данных пропишут в подзаконных актах. Так что пока это лишь предварительные сведения.
Проект закона определяет и тех, кто обязан предоставлять данные. Это:
Физлица будут раскрывать данные добровольно и обезличенно. И, возможно, в обмен на бонусы (скидка на ОСАГО или на бензин).
Будут ли плюсы для бизнеса
В документе указано, что доступ к части информации для пользователей системы будет платным. Только что это за часть — не указано.
Если данные можно будет использовать для коммерческих целей, то, например, для транспортных компаний потенциальный интерес может представлять информация о потоках грузового транспорта — даже в обезличенном виде.
Эти сведения позволили бы эффективнее выстраивать логистику и сокращать порожние пробеги.
Ещё один позитивный момент для коммерческого сегмента — «обеление» рынка. Если данные через телематику будут прямо с борта автомобиля передаваться в информационную систему, это лишит работы серых перевозчиков с автомобилями без страховки, техосмотра или других документов — регуляторы смогут получать необходимые данные из одного достоверного источника.
Какие риски несёт «Автодата»
В числе основных вопросов к проекту — как система будет обрабатывать данные и как обеспечит их защиту. Важно, чтобы коммерческая информация (о маршрутах, поставках товаров, заказах, потоках, клиентах и так далее) не попала на чёрный рынок — утечка нанесёт непоправимый вред.
Собирать информацию планируют через телематику с высокой степенью автоматизации (речь про бортовые устройства. — Прим. «Секрета»). Существующая телематика автопроизводителей не передает VIN автомобиля и тем более показатели усталости водителя. Значит, каждый автомобиль нужно будет дооборудовать специальным бортовым устройством для работы с «Автодатой».
Если проводить аналогию с покупкой и установкой оборудования для системы ЭРА-ГЛОНАСС, то затраты на одну машину могут составить порядка 30 000 рублей. Кто и как будет платить за трафик сбора данных и инфраструктуру для хранения и обработки информации, пока не понятно.
Правительство перезапустило процесс создания ГИС «Автодата»
Содержание
Правительство перезапустило процесс создания ГИС «Автодата»
20 октября 2021 года стало известно о том, что в Правительстве РФ перезапустили процесс создания государственной информационной системы (ГИС) «Автодата». В ближайшее время на рынок будут выведены первые сервисы, созданные в рамках этой платформы.
Как пишут «Ведомости», первый вице-премьер Андрей Белоусов доложил президенту РФ Владимиру Путину о создании рабочей группы по согласованию позиций регуляторов, участников рынка, разработчиков и поставщиков новых технологических и бизнес-решений в сфере «Автонет». Эта группа, по словам Белоусова, занялась рассмотрением вопросов реализации проекта создания российской сервисной навигационно-телематической платформы «Автодата» и законодательного закрепления ее статуса. О результатах этой работы правительство доложит Путину в феврале 2022 года.
Предполагается, что в «Автодате» в обязательном порядке будут размещаться сведения о поставщиках информации, сведения об автомобилях и мотоциклах и об их эксплуатации в России, сведения об автомобильных дорогах и об их эксплуатации, а также сведения о государственных, муниципальных информационных системах, взаимодействующих с «Автодатой».
Основными поставщиками информации для «Автодаты» должны стать собственники транспортных средств. Доступ к информации на платформе «Автодата» за исключением отдельных случаев будет осуществляться на платной основе по тарифам, которые установит оператор «Автодаты». Против этой инициативы выступали Минпромторг, «Яндекс», КамАЗ, Volkswagen и др.
В октябре 2021 года со-руководитель рабочей группы НТИ «Автонет» Александр Гурко сообщил, что в нескольких регионах развернуты интеллектуальные интеграционные платформы в рамках проекта «Автодата». Также был отработан механизм обмена данными между платформами: центральной платформой «Автодата», платформами «умная дорога», «умный автомобиль». Также созданы макеты конечных сервисов для отработки информационного взаимодействия. [1]
В России разработан ГОСТ для сбора данных с автомобилей
В середине июля 2021 года стало известно о разработанном в России ГОСТ «Платформа Автодата. Состав данных», в рамках которого приводится перечень информации, собираемой с транспортных средств.
Речь идет в том числе о персональных данных водителя, техосмотрах, правонарушениях, пассажирах, VIN-номере транспортного средства, координатах и местоположении машины. И этот список может дополняться, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на соответствующий проект.
По мнению опрошенных изданием экспертов, из-за требований по сбору данных автомобили в России подорожают, поскольку на автозаводы лягут дополнительные расходы на переоборудование и др. Компенсировать расходы и упущенную выгоду концернов придется покупателям автомобилей, говорится в публикации.
Кроме того, платформа «Автодата» создаёт риски утечки персональных данных. Появляется возможность не только привязки конкретного автомобиля к его водителю, но и, к примеру, отслеживания его перемещений.
Объединение автопроизводителей России (ОАР) направило в Росстандарт обращение, в котором говорится, что внедрение платформы также создаст угрозу для утечки персональных данных. В комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) подчеркнули, что в других государствах аналогичные проекты реализуются на добровольной основе.
Сергей Удалов из «Автостата» полагает, что спор идет за коммерциализацию данных от автомобилей. Проекты вокруг них на цены почти не влияют, но если речь идет об обязательстве автоконцернов создать структуру отслеживания телематики по всему парку, то возникнут новые затраты, которые будут переложены на покупателей машин, считает эксперт.
В рабочей группе «Автонет», которая разрабатывает платформу «Автодата», отметили, что к середине июля 2021 года автоконцерны получают данные от автовладельцев бесплатно и используют ее для своей выгоды. [2]
Завершено проектирование «Биржи данных» для платформы «Автодата»
23 июня 2021 года НП «ГЛОНАСС» и компания «Рексофт» (Reksoft) сообщили о завершении проектирования и создания маркетплейса «Биржа данных» в качестве независимой торговой площадки данных автотранспортной сферы в рамках федеральной сервисной навигационно-телематической платформы «Автодата». Подробнее здесь.
Раскрыты данные, которые будут собираться со всех авто в России
В середине марта 2021 года стало известно о наборе данные, которые будут собираться со всех автомобилей в России. Речь идет об использовании единой цифровой платформы «Автодата».
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на проект перечня данных, которые предполагается собирать с транспортных средств в общую базу, документ разделен на четыре блока, касающихся безопасности — общественной и дорожного движения, повышения эффективности движения, окружающей среды. Каждый из них определяет, как будет обрабатываться информация: это, в частности, выявление потенциально опасных машин и обеспечение разыскных мероприятий.
Сообщается, что раз в минуту производитель будет собирать данные о направлении и скорости движения машин, в том числе координаты, а также информацию о динамике, включая нагрузку на ось, ускорение, срабатывание систем помощи водителю, сигнализации, экстренного торможения, антипробуксовочной системы и других.
Раз в полчаса автомобиль будет передавать данные о состоянии фар и габаритных огней, о дорожных работах, снижении видимости, препятствиях на дороге, «признаках усталости водителя». С такой же частотой производитель будет получать информацию о техническом состоянии автомобиля — срабатывании индикатора ошибки двигателя, неисправности тормозов, износе тормозных колодок.
Собранные сведения автопроизводители должны будут каждые 15 минут передавать в платформу «Автодата» с указанием VIN-номера машины, ее категории и экологического класса и грузоподъемности.
Данные о собственнике при его согласии вносятся в электронный ПТС, где также указан VIN-номер, но другие лица могут запросить выписку из него только в ограниченном объёме — с указанием имени, отчества и первой буквы фамилии
По мнению опрошенных изданием экспертов, внедрение системы может быть критично для рынка, поскольку стоимость массовых машин может заметно вырасти. Концерны также опасаются значительных новых расходов, отмечается в публикации. [3]
В России утвердили стандарт по сбору автомобильных данных
В декабре 2020 года стало известно об утверждении в России стандарта по сбору автомобильных данных «Автодата». С его помощью сформируют крупнейшую базу данных, получаемых с транспортных средств.
Как пишут «Ведомости», национальный стандарт «Платформа «Автодата» (ГОСТ Р 59237-2020) утвержден приказом замруководителя Росстандарта от 3 декабря 2020 года. Текст документа подготовлен Ассоциацией разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «Глонасс/ГНСС-Форум».
В стандарте описан принцип разделения категорий информации на основную и дополнительную. В основной категории содержится информация, обязательная к размещению на платформе «Автодата»: данные о транспортных средствах, эксплуатации машин в РФ, автодорогах и ИТ-системах, использующих «Автодату».
Дополнительная информация размещается на добровольной основе и включает сведения о поставщике и различного рода специализированные данные об эксплуатации колёсных транспортных средств. Один из руководителей проекта «Автонет» Александр Гурко пояснил, что дополнительные передаваемые данные будут обмениваться на скидки при покупке ОСАГО или топлива.
В публикации издания говорится, что к декабрю 2020 года в России законодательно не определен собственник данных, который генерирует подключенный к интернету автомобиль, поэтому этой информацией фактически владеет автопроизводитель.
В 2021 году в России планируется принять закон об «Автодате», который создала рабочая группа НП «ГЛОНАСС». Оператора платформы правительство назначит отдельно. Предполагается, что данные станут передавать на платформу в обезличенном виде. На возмездной основе любая компания сможет получить доступ к информации и на ее основе разрабатывать автомобильные сервисы.
Создан законопроект о платформе для сбора автомобильных данных «Автодата»
В конце сентября 2020 года стало известно о разработке законопроекта о платформе «Автодата». В нем сообщается, что данные производителей, собственников автомобилей и владельцев дорог должны быть обязательно размещены в этой системе. Предполагается, что владельцы автомобилей будут передавать информацию через посредника — изготовителя.
Как пишет «Коммерсантъ», документ разрабатывается НП ГЛОНАСС и рабочей группой национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет». Проект закона утвержден на заседании рабочей группы, которое состоялось 18 сентября 2020 года.
Согласно законопроекту, пользоваться автоданными будут государственные органы, компании и сами граждане. На платформе будут размещены технические и навигационные данные, информация с бортовых систем, а также телематических устройств и систем Connected Car. Все эти сведения можно будет использовать в коммерческих целях: владельцам авто предоставят доступ к новым сервисам и скидкам. Третьи лица смогут получить доступ за плату, кроме тех случаев, когда данные будут необходимы для безопасности.
Близкий к «Автодате» источник «Коммерсанта» отметил, что пробел в законодательстве позволяет автопроизводителям, продавцам машин и другим лицам коммерциализировать такую информацию без согласия собственника. Очень часто собственника об этом даже не уведомляют. При этом, передача данных за рубеж обеспечивает конкурентное преимущество иностранным производителям, а у российских компаний такого доступа нет.
В компании Nissan, которая входит в рабочую группу «Автонет», считают реализацию проекта важной и своевременной и подчеркивают, что «требования к автопроизводителям должны быть разумными и соответствовать общемировой практике». Иностранные компании в целом с большой осторожностью относятся к инициативе, говорит партнер и руководитель группы по обслуживанию предприятий автомобильного сектора Deloitte в СНГ Татьяна Кофанова. [4]
24 июля 2020 года стало известно о том, что создание национальной платформы по обработке данных с автомобилей «Автодата» обойдется в 3-5 млрд рублей. В рамках системы будет собрана вся информация об эксплуатации автотранспорта, что позволит запускать интеллектуальные транспортные системы в городах и различные сервисы для автомобилистов.
Как пишут «Известия» со ссылкой на презентацию НП «Глонасс» (отвечает за разработку и внедрение «Автодаты»), первые проекты тестирования платформы запущены в Самарской, Курской и Волгоградской областях, к ним готовы присоединиться еще 15 регионов — Санкт-Петербург, Хабаровский, Красноярский и Ставропольский края, Воронежская, Московская, Новосибирская, Томская, Нижегородская, Белгородская, Астраханская, Пензенская, Калининградская области, а также Башкортостан и Чечня.
Для того, чтобы привлечь водителей к использованию телематической системы, им предлагаются различные скидки: на платные парковки, услуги страховых компаний, сетей АЗС, автосервисов, указано в презентации. Проведение пилотов в Самарской, Курской и Волгоградской областях будет завершено к концу 2020 года, а в новых — может занять от 6 до 12 месяцев, пояснил изданию официальный представитель НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев.
Утверждается, что в трех регионах «Автодата» позволила увеличить среднюю скорость движения в потоке на 30%, исключить пробки, организовать так называемую «зеленую» волну.
По данным «Известий», только пилотные проекты обойдутся федеральному примерно в 150-200 млн рублей. Внедрение платформы потребуется до 5 млрд рублей, в эту сумму входят расходы на оборудование, оплату труда подрядчиков на разработку платформы и программного обеспечения. Окончательная сумма для реализации основной части проекта будет зависеть от количества регионов-участников. [5]
Учителя в Москве смогут управлять светофорами с помощью приложения
В середине июля 2020 года стало известно о том, что учителя в Москве смогут управлять светофорами с помощью приложения, чтобы безопасно проводить длинные школьные группы по пешеходному переходу. Программа для смартфона будет называться «Гусеница». Подробнее здесь.
Подробности второго этапа работ по созданию платформы «Автодата»
2 июля 2020 года «Рексофт» (Reksoft) сообщил подробности второго этапа работ по созданию федеральной сервисной навигационно-телематической платформы «Автодата». В его рамках была выполнена вторая часть научно-исследовательской работы «Проектирование Платформы «Автодата», а именно были разработаны техническое задание на создание Платформы и ее эскизный и технический проекты. Генеральным подрядчиком работ выступила компания «Рексофт», один российских разработчиков ПО. Второй этап проектирования продлится до конца сентября 2020 года.
На втором этапе на основе существующей концепции было разработано детальное техническое задание на создание платформы «Автодата», описывающее все требования к ее функциональным и техническим возможностям и предоставляемым услугам. Особое внимание в нем было уделено принципам максимальной открытости и масштабируемости Платформы с точки зрения ее долгосрочного развития. Другим важным моментом при разработке технического задания стало определение бизнес-процессов взаимодействия с Платформой потребителей услуг и поставщиков данных. При формировании требований к этим бизнес-процессам командой «Рексофт» использовались современные подходы к созданию сквозных бизнес-цепочек, начиная от получения Платформой данных, заканчивая предоставлением услуг потребителям.
В рамках эскизного проектирования была проведена большая работа по расчету объемов входных данных от основных источников Платформы «Автодата», с учетом среднесрочных прогнозов подключения транспортных средств к телематическим и сервисным платформам участников рынка, а также объемов данных из подсистем ИТС, государственных и подведомственных информационных систем. Предполагается, что прогнозный объем входных данных за 6-ой год эксплуатации платформы превысит 15 Пбайт, а необходимый объем хранилища данных с учетом резервирования составит более 170 Пбайт. На основе информации, полученной из десятков различных систем путем обогащения и обработки методами искусственного интеллекта, предиктивной и рекомендательной аналитики, будут сформированы данные высокой степени обработки, предоставляемые Платформой «Автодата» большому кругу потребителей в качестве услуги.
Разработанная в рамках технического проектирования архитектура Платформы основана на подходах и технологиях, используемых при построении систем обработки больших данных. «Автодата» спроектирована таким образом, что не имеет единой точки отказа и концентрации нагрузки и предполагает работу в двух и более территориально распределенных ЦОД в режиме разделения нагрузки. Таким образом, Платформа практически не имеет ограничений по масштабированию как с точки зрения роста объема данных, так и по увеличению числа предоставляемых услуг.
Также в техническом проекте была проработана первая очередь коммерческих услуг, которые будут предоставляться Платформой «Автодата». В нее вошли услуги, предоставляемые на основе формируемого Платформой «озера» больших данных. Командой «Рексофт» были проработаны логика и механизмы их предоставления. Потенциальными потребителями этих услуг являются автопроизводители, страховые компании, лизинговые компании, компании-операторы автомобильных аукционов, корпоративные автопарки, автотранспортные предприятия, станции технического
обслуживания, автодилеры, собственники транспортных средств, операторы дорог, центры организации дорожного движения, региональные органы исполнительной власти и местного самоуправления, рекламные и маркетинговые агентства, финансовые учреждения и др.
Здесь же были разработаны требования к пользовательской аналитике и статистике, способы доступа пользователей к данным в соответствии с их ролевой моделью. Также подготовлена вся необходимая информация для разработки пользовательских интерфейсов и уровня представления услуг.
В отдельное направление были выделены разработка требований и проектирование подсистемы защиты информации, в рамках которых были разработаны модель угроз, модель нарушителя, определены и обоснованы классы защищенности по ПнД и ГИС. В ходе проектирования были определены меры и средства защиты информации, обеспечивающие соответствие подсистемы защиты информации Платформы «Автодата» всем требованиям регуляторов для выбранных классов защищенности.
В России запустят «цифрового дальнобойщика» для контроля грузов и водителе
15 июня 2020 года стало известно о создании в России «Цифрового дальнобойщика» — сервиса, позволяющего отслеживать перемещение груза, контролировать установку прицепа, смену водителя, а также конечную разгрузку. Подробнее здесь.
В России колонны фур начинают ездить без остановок благодаря умной системе
18 мая 2020 года стало известно о запуске в России системы свободного проезда колонны грузовиков. Она делает так, чтобы фуры проезжали городские улицы без остановок на светофорах, сокращая объём вредных выбросов и износ асфальтового покрытия.
Как рассказал РИА Новости представитель рабочей группы НТИ «Автонет», пресс-секретарь НП «Глонасс» Ярослав Федосеев, технология функционирует в Курске, а её вывод на федеральный уровень в России запланирован на 2021 год.
Система собирает информацию о количестве, местонахождении и скорости передвижения машин. Для этого используют телематические устройства и системы спутниковой навигации.
Данные передаются в платформу «Автодата». Затем вся полученная информация соотносится с сигналами светофоров. Водители получат рекомендации по режиму движения (выбор скорости), что позволит сократить число остановок грузового транспорта, он будет проезжать светофоры колоннами, максимально быстро без ущерба окружающей среде, сообщил Федосеев.
По оценкам авторов инициативы, её распространение позволит снизить число ДТП, сократить расход топлива минимум на 20%, уровень выбросов – примерно на 10%, а износ дорожного полотна на некоторых участках — до 15% после 2-3 лет эксплуатации асфальта.
Проект системы для свободного проезда колонны грузовиков ранее был представлен Минпромторгу, Минтрансу и МВД. В сентябре 2020 года он будет представлен на межведомственной рабочей группе в рамках платформы «Автодата». [6]
Всегда зелёный: в России запустили ИИ-систему для водителей
11 мая 2020 года стало известно о запуске в Волгограде системы, предназначенной для создания так называемого «зелёного коридора» на дорогах. Умная технология включает перед водителями зелёный свет светофора, позволяя им проезжать по улицам города без остановки. Это должно сократить пробки.
О проекте, получившем название «Зелёная волна», РИА Новости рассказал представитель рабочей группы НТИ «Автонет», пресс-секретарь НП «Глонасс» Ярослав Федосеев.
Проект предполагает запуск использующей искусственный интеллект системы, которая собирает данные с автомобилей, телематических устройств и систем спутниковой навигации информацию о количестве, местонахождении и скорости передвижения автомашин и соотносить её с сигналами светофоров. Затем эта система передаёт рекомендации по скорости движения автовладельцам.
Для этого большинство автомобилей в городе должны быть оснащены технологиями связи V2X (сервисами, посредством которых автомобили взаимодействуют друг с другом, окружающей средой и инфраструктурой).
Ожидается, что внедрение технологии сократить время проезда по дорогам в среднем до 20%. Запуск системы на федеральном уровне в России запланирован в 2021 году. Интерес к проекту проявили более 20 регионов, сообщил Федосеев.
По его словам, проект «Зелёная волна» ранее был Минпромторгу, Минтрансу и МВД, а в сентябре 2020 года будет представлен в правительстве на межведомственной рабочей группе в рамках платформы «Автодата». [7]
В России появились умные дороги, предупреждающие водителей об открытых люках
15 апреля 2020 года стало известно о появлении в России умных дорог, предупреждающих водителей о пешеходах и открытых люках поблизости. Такие пилотные проекты запущены в Самаре, Волгограде и Курске, рассказал РИА Новости представитель рабочей группы НТИ «Автонет», пресс-секретарь НП «Глонасс» Ярослав Федосеев.
По его словам, технология призвана снизить на дорогах количество опасных ситуаций и ДТП с участием пешеходов, особенно в условиях плохой видимости (ночью, в дождь, туман). Интерес к этой системы проявили 20 регионов России, в том числе Башкирия, Хабаровский край, Красноярский край, Пензенская и Калининградская области.
Система фиксирует вибрацию от пешеходов и открытых люков на дорогах и передает данные на бортовой компьютер через технологию V2X — она позволяет автомобилям взаимодействовать между собой и окружающей инфраструктурой. Кроме того, информация об открытых люках будет передаваться в систему «Безопасный регион».
Вся собранная информация будет храниться на платформе «Автодата». Речь идёт о данных об эксплуатации автомобиля, а также о внешней окружающей среде — качестве дороги, погодных условиях, географии использования.
По результатам обработки данных водители будут видеть процентное соотношение загруженности ряда на 500 м и 1 км. Технология позволяет определить точность расположения события до 1 м. Плотность определения — до 20 человек на 20 м участка обочины. Воспользоваться сервисом можно будет с помощью мобильного приложения. [8]
В России запустят ИТ-систему для отслеживания непристёгивающихся водителей
17 февраля 2020 года стало известно о предстоящем запуске в России ИТ-системы для отслеживания непристёгивающихся водителей. Соответствующая функция с 2022 года будет реализована в рамках проекта по сборку автомобильных данных «Автодата». При этом регистрируемая информация о пристегивании водителей ремнями безопасности будет обезличена, и штрафы выноситься не будут, рассказал ТАСС официальный представитель НП «ГЛОНАСС» и НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев.
Кроме того, система начнет собирать данные о техническом состоянии автомобиля, экологические параметры и информацию навигационного характера. Эта информация, как говорит Ярослав Федосеев, может быть передана дистанционно посредством беспроводной интернет-связи или же при подключении автомобиля через порт автодиагностики на станции техобслуживания.
В НТИ «Автонет» объём российского рынка транспортной телематики по итогам 2019 года оценивают в 15 млрд рублей и ожидают, что расходы будут расти примерно на 10% в год.
В феврале 2020 года ГИБДД опубликовала статистику по штрафам за 2019 год, из которой следует, что езда с непристегнутым ремнем безопасности является одним из самых распространенных нарушений. Всего за год было выписано 142,1 млн административных постановлений, что на 14 млн больше, чем в 2018 году. Сколько среди них пришлось на штрафы за отказ пристёгиваться, не сообщалось. [9]
Разработана система, которая сообщает водителю о свободной парковке и приближении пешеходов
В декабре 2019 года стало известно о разработанной НТИ «Автонет» системе, которая сообщает водителю о приближении пешеходов, появлении машин в «слепых» зонах и наличии парковочных мест. Сервис будет реализован в рамках телематической платформы «Автодата», которая, как ожидается, к 2025 году соберёт миллионы гигабайт автомобильных данных.
Речь идёт о технологии V2X, позволяющей транспортным средствам обмениваться данными между собой, а также с объектами дорожной инфраструктуры. Это решение начнут внедрять в «Сколково» в марте 2020 года, а его полноценный запуск состоится в течение того же года, сообщил ТАСС официальный представитель НТИ «Автонет» и пресс-секретарь НП «Глонасс» Ярослав Федосеев.
По словам заместителя руководителя департамента ЖКХ, транспорта и благоустройства фонда «Сколково» Кирилла Жанайдарова, в единую платформу планируется включить системы распознавания номеров, фото- и видеофиксации, диспетчеризацию электрозарядных станций и поездок на автобусах, автомобильные мойки и цифровую карту дорог.
Позже технологию, которую сначала опробуют в «Сколково», начнут внедрять в других российских городах, заявили представители «Автонет». Отмечается, что в будущем автомобильные данные инновационного центра можно будет сравнивать с аналогичными системами других городов, сопоставлять информацию, делать выводы и выбирать наиболее практичные и результативные технологические решения. [10]
Для проекта «Автодата» нужно ещё 1,3 млрд рублей
11 ноября 2019 года стало известно о том, что для развития платформы «Автодата» дополнительно потребуется около 1,3 млрд рублей бюджетных средств. Ранее государство уже выделило 325 млн рублей.
О новых расходах «Ведомостям» рассказал советник руководителя НТИ «Автонет» и вице-президент НП «Глонасс» Евгений Белянко.
По его словам, новые средства пойдут на доработку программного обеспечения для этих сервисов, закупку оборудования и тестирование. Белянко надеется на выход проекта на самоокупаемость за 3–5 лет.
Проект «Автодата» предполагает создание национальной платформы, которая будет собирать, хранить и обрабатывать автомобильные и транспортные данные уже существующих цифровых систем. Это данные об эксплуатации автомобиля, здоровье водителей, а также о внешней окружающей среде: качестве дороги, погодных условиях, географии использования и так далее.
Как писал в начале сентября 2019 года «Коммерсантъ», собирать и обрабатывать данные с автомобиля для «Автодаты» можно будет только с согласия собственника, за исключением случаев, когда к этому обязывает закон. Данные будут собирать только с машин, эксплуатируемых на территории РФ, они станут открытыми и к ним должен быть обеспечен недискриминационный доступ.
По данным собеседников издания, сбор информации может быть выгоден российским автоконцернам для планирования производства сервисов и продуктов. При этом статистику аварий, информацию о транспортных потоках, а также деньги и технологии при реализации инициативы получит государство. [11]
Завершение работ по подготовке концепции
17 июня 2019 года компания «Аладдин Р.Д» сообщила, что ее эксперты завершили работы по подготовке концепции информационной безопасности для телематической платформы «Автодата».
«Автодата» станет российской сервисной навигационно-телематической платформой, обеспечивающей формирование массива статистических и аналитических данных о колёсных транспортных средствах, дорожной инфраструктуре и иной информации в транспортной сфере, в том числе связанной с логистикой людей и вещей. Заказчиком проекта является НП «ГЛОНАСС».
Научным руководителем работ выступил Олег Левенков, руководитель отдела управления проектами «Аладдин Р.Д.». В рамках работ над концепцией специалисты «Аладдин Р.Д.» провели анализ типовой телематической системы и её взаимодействий со смежной информационной системой, разработали обобщённую модель угроз и нарушителя безопасности информации для бортового телематического оборудования, подготовили перечень мер нейтрализации угроз безопасности информации, обрабатываемой на бортовом телематическом оборудовании, и предложений по созданию системы защиты информации «Платформа «АвтоДата», а также обеспечению информационной безопасности при взаимодействии со смежными информационными системами.
Создание платформы «Автодата» позволит сформировать массив «больших» данных автотранспортной сферы с момента выпуска в обращение до утилизации автомобиля, включая данные о функционировании бортовых систем, поведении водителя и взаимодействии с инфраструктурой, а также создаст цифровую среду для поддержки движения транспорта с различными степенями автоматизации по дорогам общего пользования.
- Платформа авто что это
- Платформа автомобиля что это