Пленочный фотоаппарат что это
Гид по пленочным фотоаппаратам: что выбрать и как пользоваться
Еще буквально пять лет назад пленочный фотоаппарат был атрибутом исключительно андерграундной и творческой молодежи. Пока все остальные хвастались снимками на «Полароид», они выкладывали в Instagram атмосферные фото, которые стали олицетворением романтики и ностальгии по прошлому. А к 2021 году пленка переросла в настоящий мейнстрим!
Старшее поколение до сих пор недоумевает, зачем пользоваться устаревшей техникой, если есть iPhone, качество которого в разы лучше. На таких фотоаппаратах нельзя сразу посмотреть, что получилось. Да и количество фотографий ограниченно – не больше 36 (а бывает вообще 12). Но за этим всем стоит целая философия и своего рода протест. А процесс проявки пленки для многих стал настоящим ритуалом. Мы сами каждый раз ждем готовые фотографии с трепетом и даже легким волнением.
Если ты давно мечтаешь о покупке пленочного фотоаппарата, но не знаешь, с чего начать, то этот материал для тебя. Мы поговорили с ребятами из нашей любимой фотолаборатории «Перспектива» (к слову, именно там мы проявляем пленку для нашей рубрики «Хроники московских вечеринок») и узнали, как правильно выбрать фотоаппарат, какие бывают пленки и с чего стартануть новичку.
По каким критериям выбирать пленочный фотоаппарат?
Нужно отталкиваться от имеющихся навыков и желания их приобрести. Если ты уже знаком с фототехникой и обладаешь минимальным набором знаний о выдержке – диафрагме или хотел бы освоить базовые принципы работы с фотографией, то мы советуем начинать с полностью механической техники. Ты будешь контролировать все настройки и поймешь принцип работы с камерой.
Если же тебе просто хочется делать кадры и минимально думать о настройках, тогда смело бери компактную автоматическую камеру. Все, что от тебя потребуется, – правильно заправить пленку в фотоаппарат.
Какие камеры стоит выбрать новичку?
Если ты все же решил освоить базовые навыки съемки на механический фотоаппарат, то для начала подойдет любая камера, оставшаяся «в наследство» от родителей. С ними ты поймешь, как правильно заправлять пленку в камеру, какие настройки влияют на получаемое изображение, а еще сможешь поэкспериментировать с оптикой. Пример таких камер: «Зенит», «Фэд», «Киев», «Зоркий» и другие.
После того как ты почувствуешь, что уже достаточно освоился в работе с пленкой, можно выбрать себе камеру более высокого уровня – Nikon F, Canon EOS, Pentax.
Говоря о пленочных камерах, можно условно разредить их на две категории: мыльницы и более дорогие компакты (компактные камеры. – Прим. ред.) известных производителей с хорошей оптикой. Наверняка у многих в семье были фотоаппараты по типу Olympus Trip (это простая в использовании камера без особых качеств, но позволяющая получить хорошую картинку с минимальным количеством усилий).
Есть еще более совершенные, но дорогие компактные камеры вроде Contax T2 или Olympus mju ll. У таких фотоаппаратов есть возможности, отсутствующие в дешевых аналогах, например поправка экспозиции, ручной контроль диафрагмы или выдержки, более надежный корпус, хорошая оптика. Однако такие фотоаппараты намного реже встречаются на рынке и стоят на порядок дороже.
Плёночная фотография для начинающих
Производители камер лишь около 15 лет назад подвели нас к заре цифровой фотографии. Поползли слухи, что пленка умерла. Хотя большинство профессионалов перешли от пленки к «цифре», пленка все еще остается очень популярным форматом, который стоит изучения.
С чего начать работу с пленкой
Для тех, кто втянулся в фотографию лишь недавно, пленка может показаться устаревшим форматом, который более не имеет смысла. Но я не собираюсь посвятить остаток статьи попыткам сравнить цифровую и пленочную фотографию, дабы переубедить вас! Для них требуются различные техники, но многое из того, что вы узнаете через пленочную фотографию, может помочь вам в работе с «цифрой».
Хотя мой фотографический опыт начался с цифровой камеры, только когда я однажды взял в руки пленочный аппарат, я действительно начал понимать, что такое ISO, экспозиция, диафрагма и затраты времени на то, чтобы получить правильный снимок!
Пленка и «цифра»
Хотя выбор между пленочной и цифровой камерой всегда остается за фотографом, в пленочной фотографии есть несколько фундаментальных элементов, которые я считаю серьезными преимуществами ее перед цифровой. С пленочной камерой всю работу делаете вы сами, так что вы обязаны понимать физический процесс создания кадра и должны корректно настраивать экспозицию.
Там нет возможности щелкнуть на кнопочку, посмотреть на дисплей и попытаться снова. Для меня это значит, что я гораздо сильнее вовлечен в процесс создания снимков. Я также знаю, что электронные мозги цифровой камеры не сделают за меня всю работу.
Затраты
Цена также заслуживает рассмотрения. Многие люди считают, что пленочная фотография гораздо более затратна из-за необходимости покупать пленку и платить за проявку и печать, но хорошая пленочная камера останется с вами на всю жизнь. Мой старенький Pentax старше, чем я сам, а работает прекрасно и не собирается устаревать.
В случае с цифровыми камерами обновление происходит практически ежегодно. Производители стремятся сделать так, чтобы вы шли в ногу с технологией, имели больше пикселей, новейшие характеристики и наирезчайшие кадры. Конечно, эти обновления очень полезны, но в итоге выливаются в дополнительные траты.
Форматы пленки
Существует несколько разных видов пленки, подходящих для разных целей. Основные типы – негативная (черно-белая и цветная) и обращаемая (слайдовая). Наиболее популярная размерность пленки – 35 мм. Многие однообъективные зеркальные фотоаппараты (SLR) и дальномерные камеры используют этот тип пленки. Она обычно продается в виде катушек на 24 или 36 кадров.
Два других основных формата – среднеформатная пленка и широкоформатная пленка. Среднеформатная пленка намного больше 35-мм пленки и предназначена для среднеформатных камер. Считается, что средний формат обеспечивает лучшее качество, чем 35мм, и потому все еще используется многими профессиональными фотографами. Она бывает 120 или 220 формата.
Почти все среднеформатные камеры могут работать с 120 форматом, т.к. эта пленка покрыта слоем непрозрачной бумаги по всей длине (ракорд). Пленка 220 нет, она покрыта бумагой только в начале и в конце, так что только некоторые камеры могут с ней работать, но отсутствие ракорда по всей длине позволяет включить в катушку больше пленки, если быть точным, в 2 раза больше.
Широкоформатная пленка отличается от 35мм и среднеформатной тем, что она выпускается в отдельных листах 4 x 5 дюймов (или даже больше), и заправляется в специальные держатели для пленки. Заправляться она должна в темноте. В каждый держатель помещается только два кадра. Традиционный фотожилет со всеми этими карманами изначально был создан для пользователей большого формата. Вам действительно нужно много карманов, чтобы распихать все эти держатели для пленки.
Типы пленки
Когда вы определились, с каким форматом вы будете работать, вам нужно выбрать из множества доступных видов пленки. Помимо типов, упомянутых выше, такие компании как Fuji, Ilford, Kodak и Agfa выпускают огромное разнообразие пленок. Каждая имеет разные возможности в зависимости от светочувствительности, назначения и контраста.
На эту тему можно написать отдельную статью, но прежде чем вы поспешите покупать кучу катушек, ознакомьтесь с описанием на веб-сайте производителя пленки, чтобы понять, какая из них больше соответствует вашим потребностям. Также постарайтесь не использовать самую дешевую пленку; если у вас есть хорошая камера, и вы хотите получить потрясающие снимки, тогда стоит использовать пленку профессионального качества.
Пленочные камеры
Если вы погружаетесь в царство пленочной фотографии, вы столкнетесь с выбором пленочной камеры. Так же, как и в мире цифровой фотографии, существуют разные виды камер для разных целей. Наиболее популярные камеры, как я и упоминал выше, это 35мм. Они выпускаются в диапазоне от автоматических «мыльниц» и простых (но профессиональных) дальномерных камер до SLR камер с полным ручным (или полностью автоматизированным) управлением.
Дальше идут среднеформатные камеры, которые немного более громоздки, зато с их помощью можно создавать бóльшие кадры с более высоким «разрешением». Если вы действительно хотите начать с чего попроще, вы можете даже попробовать Lomo или игрушечную камеру, очень модные на сегодняшний день и сконструированные так, чтобы ими было очень легко пользоваться.
Терпение, дисциплина и правильные настройки
Одно из основных отличий между съемкой на цифру и на пленку состоит в том, что в случае с пленкой у вас нет возможности оценить ваши кадры во время работы. Некоторым из вас может быть тяжело к этому привыкнуть. Вы больше не сможете использовать метод проб и ошибок. Мне кажется, это неплохо.
Когда вы снимаете на пленку, вам нужно потратить немного больше времени, чтобы убедиться, что вы настроили экспозицию корректно, в соответствии с доступным светом, для чего очень полезен будет экспонометр. Вам нужно будет проверить, что вы выстроили композицию именно так, как вы хотите, и что вы будете довольны снимком, который собираетесь сделать. Для всего этого вам необходимо хорошо разбираться в своей камере. Так что убедитесь, что ознакомились с инструкцией или потратили достаточно времени на ее освоение.
Дисциплина и терпение приведут к тому, что гораздо больший процент сделанных вами пленочных кадров будет хорошего качества, а практика помогла мне значительно улучшить мою фотографию в целом, поскольку я стал тратить на каждый кадр время, а не просто щелкать в надежде, что получу тот снимок, который мне хотелось.
Проявка
Когда вы отсняли пленку, вам нужно набраться терпения до того, как вы сможете увидеть результат. Для меня это часть удовольствия. Когда вы решите проявить пленку, убедитесь, что делаете это правильно. Если вы не знакомы с процессом проявки, или у вас нет для этого ресурсов, отнесите его в лабораторию, чтобы ее проявили за вас.
Помните, что если вы доверяете кому-то проявку своих пленок, лучше отнесите ее туда, где, вы уверены, с ней обойдутся аккуратно, вместо того чтобы заплатить пару долларов в местной лавочке. Если есть возможность, попробуйте научиться проявлять самостоятельно. Это очень важная часть пленочной фотографии, и это обеспечит вам как фотографу гораздо более высокий уровень контроля над результатом.
Сканирование и загрузка в интернет
Когда вы получите отпечатки, вам, скорее всего, захочется как-нибудь перенести их в компьютер. Некоторые фотолаборатории смогут записать для вас фотографии на диск, но, пожалуйста, не рассматривайте это как альтернативу отпечаткам. Это сильно ослабит весь процесс. Это волшебный момент, когда вы впервые просматриваете ваши новые отпечатки.
После этого вы также сможете отсканировать кадры, чтобы сохранить их в компьютере, что в общем здорово, только помните, что плохой сканер сильно повредит качеству изображений. После сканирования вы сможете загрузить ваши новые красивые пленочные кадры в интернет и показать миру, как здорово они выглядят. И не нужно просто оставлять отпечатки пылиться где-нибудь в коробке!
Творческий подход
Теперь ваша очередь дать шанс пленочной фотографии. Надеюсь, вы стали лучше понимать, что такое пленочная фотография, но есть еще множество вещей, которые вам только предстоит узнать. Попробуйте заполучить пленочный фотоаппарат. Сэкономьте пару пенни и найдите один на Ebay, или пойдите и поищите на чердаке в доме родителей.
Вы можете отправиться на съемку с цифровой и пленочной камерой, и испытать оба варианта в одно время. Сравните результаты и продолжайте экспериментировать с пленкой. Скоро вы будете готовы попробовать самостоятельную обработку результатов своих экспериментов!
Вы уже поклонник пленки? Размещайте ссылки на ваши пленочные фотографии в комментариях ниже. Расскажите нам о своей любимой пленочной камере и поделитесь опытом!
Выбираем плёночный фотоаппарат под наши задачи
Какой у вас фотоаппарат? Что он может? В каких условиях можно снимать на ваш фотоаппарат, а в каких лучше этого не делать?
Иерархия плёночных фотоаппаратов:
От самых слабых к самым сильным.
Плёночные мыльницы
Продаются на Авито, стоят от 150 рублей за штуку. Не важно, что написано на камере, они все одинаковые.
Примеры фотографий:
Продвинутые компакты
Таких фотоаппаратов много. Kanon, Nikon, Fuji, Leica и другие. Все фотографируют +- одинаково.
Честно говоря, я не понимаю зачем их покупают. Olympus mju II стоит сегодня от 15000 рублей в сносном состоянии. А за проверенные экземпляры просят 50000 и даже больше. За такие деньги можно взять топовую плёночную зеркалку с люксовым объективом. При этом качество фотографии с компактов меня не устраивает.
Примеры фотографий:
Советское
Требуют определённых знаний (выставлять ручные установки). Хорошо бы знать в какую сторону врёт экспозиция и на сколько. Чаще всего это выясняется экспериментально.
В 1999 я начал снимать на Зенит-122. Тогда это была свежая модель в идеальном состоянии и он делал прекрасные снимки. Сегодня не такой уже не возьму, потому что время превращает советскую фототехнику в тыкву. Общаюсь со многими фотографами, сидящими на ФЭД и Зенит и страдающими непонятно ради чего. Я и сам честно пытался заставить свои ФЭДы выдавать приемлемые фото, но плюнул.
Примеры фотографий:
Японское и немецкое железо
Отсюда начинается профессиональная плёночная фотография. Японские и немецкие фотоаппараты от 40-х до 80-х годов (как дальномерные, так и зеркальные) позволяют снимать всё что угодно и в любых условиях (при возможности снимать на соответствующую плёнку).
Примеры фотографий:
Плёночные зеркалки
Это высший пилотаж, самая передовая плёночная фототехника и мой любимый инструмент.
Плёночные зеркалки почти не отличаются внешне от цифровых зеркальных фотоаппаратов. Многое из плёночных зеркалок перекочевало в цифру.
Зеркальные плёночные фотоаппараты бывают профессиональными и любительскими. С кучей промежуточных моделей. Я считаю, что даже самая простецкая плёночная зеркалка уровня Canon 3000 экспонирует плёнку качественнее, чем отвлечённый Nikon F3 (легендарный топовый механический фотоаппарат). При этом полностью электронный Canon удобнее, легче и намного дешевле. И к нему подходят все EF-объективы, рисуйте имеющейся оптикой на здоровье!
Единственный минус этих безупречных плёночных инструментов: вы совершенно не почувствуете, что снимаете на плёнку. Зато никаких ограничений: снимайте что угодно, вплоть до самых динамичных сцен (репортаж, свадьба, дети, животные, спорт), если вам позволяет чувствительность плёнки!
Виды пленочных фотоаппаратов
Ранее мною уже была написана статья про то, как начать фотографировать на пленку. Конечно, уместить все в одну статью максимально содержательно если и невозможно, то достаточно трудно, поэтому на некоторых аспектах остановимся поподробнее. Один из самых распространенных вопросов у новичков — какие камеры вообще бывают? В этой статье расскажу про три основных вида камер: дальномерные, зеркальные и шкальные.
Как и написано выше — есть три основных вида пленочных камер:
Остановимся на каждой из них поподробнее, но без глубокого погружения в различные научные и технические термины, а затронем лишь основные принципы работы данных аппаратов и то на что стоит обратить внимание новичку.
Дальномерные пленочные фотоаппараты
Данный вид пленочных камер появился еще в начале 20 века, однако, стал популярен далеко не сразу. Первыми успешными дальномерными камерами стали устройства от компании «Leica». Именно данная фирма, выпуская дальномерные камеры, начала приносить данное хобби в массы. Основная особенность и отличие от других типов камер заключается в том, что при съемке происходит оптическое совмещение двух изображений — из видоискателя и из самого дальномера (при помощи параллакса).
Плюсы дальномерных камер:
Да, плюсов много, но конечно же, есть и недостатки.
Минусы дальномерных камер:
Тем не менее этот вид камер остается одним из самых популярных и используемых среди пленочных фотографов. Одни из самых популярных камер данного типа производились фирмами Leica, Canon, Contax. Из советских — ФЭД, Зоркий, Москва (во многом наши камеры были копиями известных зарубежных моделей).
Зеркальные пленочные фотоаппараты
» data-medium-file=»https://kruch.in/wp-content/uploads/2020/03/img_5348-scaled-300×300.jpg» data-large-file=»https://kruch.in/wp-content/uploads/2020/03/img_5348-scaled-1024×1024.jpg» data-lazy-srcset=»https://i0.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2020/03/img_5348-scaled.jpg?strip=info&w=600&ssl=1 600w,https://i0.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2020/03/img_5348-scaled.jpg?strip=info&w=900&ssl=1 900w,https://i0.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2020/03/img_5348-scaled.jpg?strip=info&w=1200&ssl=1 1200w,https://i0.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2020/03/img_5348-scaled.jpg?strip=info&w=1500&ssl=1 1500w,https://i0.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2020/03/img_5348-scaled.jpg?strip=info&w=1800&ssl=1 1800w,https://i0.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2020/03/img_5348-scaled.jpg?strip=info&w=2000&ssl=1 2000w» alt=»Виды пленочных фотоаппаратов | Кручин» data-height=»2560″ data-id=»1954″ data-link=»https://kruch.in/obzor-fotoapparata-nikon-f80/img_5348/» data-url=»https://kruch.in/wp-content/uploads/2020/03/img_5348-scaled.jpg» data-width=»2560″ svg+xml,%3Csvg%20xmlns=’http://www.w3.org/2000/svg’%20viewBox=’0%200%200%200’%3E%3C/svg%3E» data-amp-layout=»responsive» title=»Виды пленочных фотоаппаратов 3″ data-lazy-src=»https://i0.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2020/03/img_5348-scaled.jpg?ssl=1″>
» data-medium-file=»https://kruch.in/wp-content/uploads/2019/09/img_3486-300×225.jpg» data-large-file=»https://kruch.in/wp-content/uploads/2019/09/img_3486-1024×768.jpg» data-lazy-srcset=»https://i2.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2019/09/img_3486-scaled.jpg?strip=info&w=600&ssl=1 600w,https://i2.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2019/09/img_3486-scaled.jpg?strip=info&w=900&ssl=1 900w,https://i2.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2019/09/img_3486-scaled.jpg?strip=info&w=1200&ssl=1 1200w,https://i2.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2019/09/img_3486-scaled.jpg?strip=info&w=1500&ssl=1 1500w,https://i2.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2019/09/img_3486-scaled.jpg?strip=info&w=1800&ssl=1 1800w,https://i2.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2019/09/img_3486-scaled.jpg?strip=info&w=2000&ssl=1 2000w» alt=»Виды пленочных фотоаппаратов | Кручин» data-height=»2700″ data-id=»1439″ data-link=»https://kruch.in/img_3486/» data-url=»https://kruch.in/wp-content/uploads/2019/09/img_3486-scaled.jpg» data-width=»3600″ svg+xml,%3Csvg%20xmlns=’http://www.w3.org/2000/svg’%20viewBox=’0%200%200%200’%3E%3C/svg%3E» data-amp-layout=»responsive» title=»Виды пленочных фотоаппаратов 4″ data-lazy-src=»https://i2.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2019/09/img_3486-scaled.jpg?ssl=1″> Зеркальный пленочный фотоаппарат Зенит-122К
» data-medium-file=»https://kruch.in/wp-content/uploads/2019/05/IMG_1106-300×225.jpg» data-large-file=»https://kruch.in/wp-content/uploads/2019/05/IMG_1106-1024×768.jpg» data-lazy-srcset=»https://i2.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2019/05/IMG_1106-scaled.jpg?strip=info&w=600&ssl=1 600w,https://i2.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2019/05/IMG_1106-scaled.jpg?strip=info&w=900&ssl=1 900w,https://i2.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2019/05/IMG_1106-scaled.jpg?strip=info&w=1200&ssl=1 1200w,https://i2.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2019/05/IMG_1106-scaled.jpg?strip=info&w=1500&ssl=1 1500w,https://i2.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2019/05/IMG_1106-scaled.jpg?strip=info&w=1800&ssl=1 1800w,https://i2.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2019/05/IMG_1106-scaled.jpg?strip=info&w=2000&ssl=1 2000w» alt=»Виды пленочных фотоаппаратов | Кручин» data-height=»2700″ data-id=»1162″ data-link=»https://kruch.in/vidy-plenochnih-fotoapparatov/img_1106/» data-url=»https://kruch.in/wp-content/uploads/2019/05/IMG_1106-scaled.jpg» data-width=»3600″ svg+xml,%3Csvg%20xmlns=’http://www.w3.org/2000/svg’%20viewBox=’0%200%200%200’%3E%3C/svg%3E» data-amp-layout=»responsive» title=»Виды пленочных фотоаппаратов 5″ data-lazy-src=»https://i2.wp.com/kruch.in/wp-content/uploads/2019/05/IMG_1106-scaled.jpg?ssl=1″>
Один из самых популярных и распространенных видов камер, появившийся в 60-ых годах прошлого века. Основная особенность — кадр в видоискателе фотоаппарата «показывается» при помощи зеркала, изображение на которое поступает через призму и попадает в видоискатель. Главным преимуществом зеркальных камер является — возможность наблюдать в видоискателе четкие границы кадра вне зависимости от установленного объектива, а также более наглядно отслеживать глубину резкости при съемке. При этом, зеркальные камеры отлично подходят для макросъемки и астрофотографии. Телевики, супертелевики и объективы Fish-Eye существуют только для зеркальных камер.
Плюсы зеркальных камер:
Минусы зеркальных камер:
Несмотря на наличие недостатков, зеркальные камеры, которым уже удалось стать довольно популярными, будут актуальными еще много лет. На выбор камеры также влияют и различные дополнительные функции, такие как наличие автофокуса, различных режимов съемки, экспокоррекция и т.д.
Из моделей на которые стоит обратить внимание: Зенит (122, 122К, ЕТ), Canon AE-1, Olympus OM-1, Nikon FE и др.
Шкальные пленочные фотоаппараты
Еще один довольно распространенный вид пленочных камер — шкальные. Они довольно схожи с дальномерными камерами, но их отличительной чертой является то, что наводить на резкость нужно при помощи шкалы расстояний. Если проще — то наводить на резкость нужно без помощи зеркала/дальномера, а визуально оценить расстояние до фотографируемого объекта, выставить значение на фокусировочном кольце, выставить диафрагму/выдержку и нажать спуск. Данный вид фотоаппаратов очень прост в использовании и имеет максимально простую конструкцию, что значительно увеличивает его надежность по сравнению с другими видами камер. При этом, несмотря на более простую конструкцию, данные фотоаппараты не уступают по качеству снимков зеркальным или дальномерным фотоаппаратам, а небольшие сложности вызванные необходимостью приноровиться к необычному способу наведения на резкость нивелируется крутым скиллом в будущем — после освоения шкального фотоаппарата можно не волноваться о том, что вам не удасться освоить другие виды фототехники.
Плюсы шкальных фотоаппаратов:
Минусы шкальных фотоаппаратов во многом совпадают с минусами дальномерных камер, но также можно добавить:
Из моделей шкальных фотоаппаратов на которые стоит обратить внимание можно выделить «Смена» (8М, Символ, СЛ).
Итоги
В сущности, если вы только планируете начать увлекаться пленочной фотографией, то особого значения выбор первой камеры не имеет, ибо все равно придется привыкать, ошибаться, учиться. Также, многое зависит и от бюджета. Если денег не так много, то можно присмотреться к советским камерам. Если бюджет есть, то можно взять иностранные модели. При этом советую не останавливаться только на одной камере или даже одном виде камер. Для полного погружения и изучения пленочной фотографии, расширения собственного опыта, нужно снимать и на зеркальные, и на дальномерные, и на шкальные. Вот тогда и можно будет однозначно ответить себе на вопрос о предпочтении определенного вида камер.