Плохая грамотность у ребенка что делать

Как научить ребёнка писать без ошибок?

Может быть, у ребёнка дисграфия?

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили «натянутые» тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят диагноз «дисграфия». По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!

При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

Как научиться писать без ошибок?

Сначала нужно вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило русского языка нужно в этот момент применить на письме.

Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.

Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

Как определить дисграфию у ребёнка?

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии у школьника говорят следующие типы письменных ошибок:

И, наконец, «неаккуратность» в тетради:

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.

1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).

2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение «Образ слова».

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.

3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина. Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение «Шифровка».

Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение «Зоопарк».

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями). Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Советы родителям

Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.

Статья предоставлена сайтом «Логопедический Портал»

Источник

10 способов повысить детскую грамотность

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Грамотность – это умение читать и говорить, правильно расставляя ударения, а также писать без ошибок. Этот навык можно развивать и тренировать, как и любой другой.

В компьютерную эру школьники предпочитают играть в интернете или посещать различные сайты, где часто используются сокращения, сленг, некорректное обращение с орфографией, что невольно переносится в разговорную и письменную речь. Как помочь детям повысить грамотность?

Самостоятельное чтение не только расширяет словарный запас, но и буквально помогает запомнить написание этих слов, поэтому чем больше ребенок будет читать, тем грамотней он будет.

Кроссворд – настоящая зарядка для ума и возможность запоминать правописание слов. Сегодня издается множество детских кроссвордов. Если вам удастся заинтересовать ими ребенка, то впоследствии можно даже пробовать составлять ребусы, шифры, шарады. Важно помнить, что разгадывание кроссвордов не должно превращаться в обязательное обучающее занятие с принуждением. Процесс должен доставлять детям удовольствие.

Длительная поездка или просто прогулка могут стать отличным поводом поиграть в слова:

Младшие школьники любят играть в учителей, дикторов, журналистов. Стоит поощрять такие занятия. Пусть «педагоги» проверяют диктанты и ищут ошибки, а поменявшись с вами местами, диктуют и рассказывают о правилах.

«Дикторам» и «журналистам» будет интересно поработать с диктофоном или с видеокамерой, которая сейчас есть во всех телефонах. Пусть ребенок запишет свою речь на диктофон или сделает видеоклип — со временем он исправит множество речевых ошибок: неправильное построение предложения или использование слов-паразитов.

Общение с грамотными людьми

Именно родители и близкое окружение становятся для ребенка источником информации о правильном произношении слов, расстановке ударений и грамотной речи. Старайтесь больше общаться с ребенком, не коверкая слова и не сюсюкая. Деликатно поправляйте. Слушая вас, дети в разы быстрей запомнят, когда и какие слова и обороты речи следует применять.

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Использование моторной памяти

Для запоминания слов задействованы все области мозга: слух, зрение, моторика. Упражнения на двигательную память — спасение для тех, кто постоянно «витает в облаках» и пропускает мимо ушей важную информацию — собственно запись слова. Эти игры не только обогащают словарный запас ребенка, но и повышают грамотность.

Родителям совсем не обязательно выдумывать игры и развлечения самостоятельно. Сегодня есть возможность приобрести специальные развивающие игры. Примером может послужить хорошо знакомая многим настольная игра «Эрудит» или её зарубежный аналог «Скраббл». Также популярны такие настольные игры на составление слов, как «Тик Так Бумм», «Боггл».

Яркие, красочные настенные постеры, попадая часто в поле зрения, помогают ребенку быстрей запомнить нужную информацию. Если ребенку плохо дается какая-то тема, и он постоянно делает ошибки в однотипных словах, то можно самостоятельно изготовить или подобрать готовые картинки и развесить их в детской, на кухне и других местах, где ребенок бывает чаще всего.

Рифмизация для запоминания правил

Заучивание правил русского языка – занятие, которое однозначно не пользуется любовью у детей. Кроме того, важно не только выучить правило, но и понимать его и уметь применять. Для этого рекомендуется применять рифмизацию — один из приёмов мнемоники — техники, которая облегчает запоминание нужной информации с помощью ассоциаций, рифмовки, формирования в сознании ребенка звуковых и зрительных образов. Мнемоническое запоминание делает правила похожими на ожившие картинки, например:

«Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул «Цыц!», «Одеть Надежду, надеть одежду».

Рифмизация используется и для запоминания ударений в словах: «Не налезли шорты — часто ели тОрты»

Орфографический словарь должен быть в каждом доме. Но важно научиться не использовать его бездумно, как подсказку. Поэтому рекомендуется завести дополнительно для ребенка персональный словарик. В него он сможет выписывать слова, которые вызывают у него сложности в написании. Подобрав группы таких слов, вы сможете с ребенком вести работы над ними, например, использовать для составления кроссвордов, написания мини-рассказов или сказок.

Источник

Почему ребенок пишет с ошибками и как с этим бороться

Сегодня, в Международный день грамотности, «Призыв» вместе с владимирскими педагогами, родителями и логопедом искал причины ошибок в письменной речи детей, выяснял, как связаны спорт, перинатальное развитие и грамотность, выяснял, куда бежать, если у ребенок много пропускает буквы на письме? Как оказалось, не всегда учитель русского языка может помочь справиться с этой проблемой. Нужно обращаться к другим специалистам.

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Миф или реальность?

Начнем с азов. Существует три вида речи, которые формируются у ребенка на разных этапах развития:

Руководитель образовательного центра «Высший бал», эксперт ЕГЭ, автор онлайн – курсов по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Екатерина Комарова считает, что главной проблемой многих современных детей является отсутствие «переключателя» между письменной и устной речью. Как слышат — так и пишут.

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Екатерина Комарова считает, что врожденной грамотности не существует

Ребенок не понимает, как от устной речи перейти к письменной, у которой другие законы. Умение это не формируется, поэтому так много безграмотных людей. Кстати, Екатерина Комарова уверена, что врожденной грамотности не существует:

— Именно устная речь – основа письменной. Должно быть грамотное развитие ребенка родителями в дописьменный период (в возрасте от 2 до 5 лет). В развивающих центрах, детском саду и в семье должны формировать у ребенка внутреннюю и устную речь.

А учитель русского языка и литературы школы №2 города Владимира Татьяна Хренова считает: врожденная грамотность – это не миф, но обладают ей единицы. И такие дети хорошо пишут диктанты, у них развита речь, сочинение не вызывает затруднений. Татьяна Анатольевна делится личным опытом:

— У меня двое взрослых детей. С уверенностью могу сказать, что дочь в наследство получила способность писать грамотно, а у сына есть проблемы. Научиться грамотно писать можно только с помощью упорного каждодневного труда.

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Педагог Татьяна Хренова советует списывать тексты, читать книги, выписывать сложные слова

У педагога три совета, как улучшить грамотность:

— нужно, чтобы дети читали;
— переписывали тексты (лучше, если они будут из сборника диктантов);
— можно завести словарик, записывать туда слова, в которых были допущены ошибки.

Чтение не панацея?

Владимирская мама Анна Форсова уже выучила двоих дочерей в школе, сейчас помогает сыну победить «великий и могучий». Сын Анны перешел в шестой класс. И если с математикой все хорошо, то с русским языком у школьника не очень. Женщина сетует, что с дочерьми проблем не было, а вот сын в одном слове может сделать две-три ошибки:

— И снова для нас начался год мучений с безударными гласными, непроизносимыми согласными и словарными словами. Учитель нам говорит: учите правила, читайте книги. Но у нас это не работает, ничто не помогает победить нашу безграмотность.

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Какой ведущий канал?

Екатерина Комарова на собственном опыте репетитора убедилась, что не только в чтении дело:

— Я двумя руками за чтение. Но, дорогие родители, вы должны понимать, какой ведущий канал восприятия у вашего ребенка. Советую его определить. Чтение на 100 % работает только у визуалов. Сейчас большинство детей именно с визуальным каналом получения информации. Но чистых визуалов мало, они смешаны с кинестетиками и аудиалами. Даже в работе с ребенком из старших классов у меня часто возникает необходимость определить его ведущий канал, от этого зависит построение занятий, эффективность обучения.

Визуалы запоминают графический образ текста. Например, они видят слово «мо-ло-ко», и именно так оно отпечатывается в их сознании. Или слово «ко-рабль», который они будут писать правильно, потому что запомнили его по книгам. Врожденная грамотность бывает у гениальных визуалов, которые способны настолько концентрировать свое внимание, удерживать в памяти зрительный образ слова, что им не нужны правила, чтобы его воспроизвести.

Аудиалам сложнее всего, потому что у них регистр трудно переключается между устной и письменной речью. Аудиалы напишут «ка-рабль». Как слышат, так и будут писать, так как их ведущий канал аудиальный.

Екатерина Комарова предостерегает: ругать такого ребенка не надо, этот канал ему пригодится в очень многих видах работ: при написании изложения, в аудировании по иностранному языку. Есть упражнения, которые помогу «переключить» регистр восприятия.

Когда кинестетики читают слово «ко-рабль», они его представляют. Они видят образ: корабль, пираты, море. Но они не воспринимают слово ни на слух, ни как оно написано. Для кинестетиков тоже существуют упражнения, которые помогают формировать образ слова, его видение.

Орфографическая зоркость появляется примерно к 11 годам, так как до этого возраста у ребенка формируются органы зрения.

Если к этому времени орфографическая зоркость не сформировалась, то есть вероятность, что она, по мнению Екатерины Комаровой, не сформируется никогда. Ребенок будет заучивать правила, стараться, но грамотности не будет. Самое эффективное упражнение – списывание с образца, но опять же в большей степени оно сработает у визуалов.

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Ищите источник проблемы

Екатерина Комарова вспоминает, когда ее старший сын пошел в школу, у него были пропуски букв в словах. Одна гласная терялась, также пропадало несколько гласных из слова. Слово могло состоять только из согласных. Екатерина была панике, потому что с ребенком много читали, развитие было по возрасту. Она стала искать источник проблемы. И поняла, что правила здесь не сработают.

Обучаясь на эксперта ЕГЭ в Москве, Екатерина случайно попала на лекцию по нейрофизиологии. И узнала, что формирование ребенка до года влияет на многие функции, в том числе, на письменную речь и грамотность:

— По описанию профессора, который вел лекцию, я узнала портрет своего ребенка. Сын поздно научился кататься на велосипеде, был неловкий какое-то время. У него не интегрировался двигательный рефлекс. На это повлияли тяжелые роды, кислородное голодание. Но в большей степени на него повлияло то, что в детском возрасте мы пропустили стадию ползания. Он сразу сел и стал ходить. Ползать он хотел, но был холодный пол, мы его поместили в ходунки. Все эьти моменты могут сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

Работа с нейрофизиологом и упражнения в течение полугода положительно отразились на грамотности старшего сына Екатерины, проблема была решена. Тем, кто страдает дислексией, дисграфией, кому стандартные упражнения, репетиторы и дополнительные занятия не помогают, нужно задуматься о том, что, возможно, проблема лежит глубже. И ее надо обязательно определить по специалистом.

Какие еще причины?

Логопед, психолог Ольга Халчева считает, что повторяющиеся, стойкие ошибки на письме допустимы в первом классе, так как происходит усвоение навыка письма. Но если во втором классе ошибок становится больше, они усложняются, то первая помощь ребенку — диагностика у специалиста (начните с логопеда). Специалист выявит причины нарушений. Возможно, логопеду придется работать в связке с нейропсихологом, неврологом.

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Логопед Ольга Халчева считает, что ошибки на письме могут говорить о серьезных нарушениях, которые надо вовремя диагностировать

Дисграфию (нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированностью высшей психической деятельности, участвующей в процессе письма), дислексию (нарушение формирования навыка чтения, связанное с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем) и дизорфографию (специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью, то есть хорошо выученное правило не может применяться на письме) можно выявить у ребенка ко второму классу. В первом классе идет усвоение навыка, который автоматизируется. Многим детям с дисграфией, дизорфографией и дислексией нужна помощь невролога.

По мнению нашего эксперта, ошибки на письме – это не изолированное нарушение. Первичный дефект, являющийся причиной трудности освоения чтения и письма, всегда сказывается на состоянии остальных психических функций, в состав которых входит. Если нарушено чтение и письмо, значит, страдают базовые психические функции, следовательно, есть трудности в обучении, которые могут проявиться не сразу.

Причиной дисграфии и дислексии могут быть:

На письме могут отражаться дефекты речевого развития первичного характера:

При нарушениях вторичного характера очень хорошо помогает подключение нейропсихолога.

Спорт и музыка помогают грамотно писать

Когда специалист выявляет причину, что именно страдает, например, слухоречевая память или зрительно-пространственные представления, то разрабатывается индивидуальный маршрут коррекции, который помогает справиться с нарушениями. Но лучше профилактика нарушений в дошкольном возрасте, чем коррекция нарушений в школе. В дошкольном возрасте необходимо исправить все имеющиеся речевые нарушения.

Ольга Халчева советует отдать ребенка дошкольного возраста в спортивную секцию или в танцы. Именно там он научится произвольной регуляции, разовьет моторику, внимание, скорость реакции, что является базой, необходимой для грамотного письма. Занятия музыкой, особенно игра на фортепиано, также положительно сказывается на развитии моторики и формировании межполушарных связей.

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Логопед также советует чаще гулять с ребенком:

— Важно и в школе сохранить режим бодрствования и сна, отдыха и работы. При прогулках мозг ребенка насыщается кислородом, улучшается работоспособность. После школы и вечером после приготовления уроков ребенку можно массировать шейный отдел и затылочную область, мозг будет хорошо снабжается кровью, поступать больше кислорода.

Не только в профилактике, но и в процессе коррекции важны прогулки, массаж, спорт и занятия со специалистом. Помните, что для ребенка письмо – сложный процесс. В процессе подготовки ребенка к школе научите его сначала читать, а только потом писать, но никак не наоборот.

Подготовила Елена Середина

Источник

Трудности в обучении: как понять, что у ребенка дислексия, дисграфия, дискалькулия

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Дислексия, дисграфия, дискалькулия — это особенности восприятия информации. Так, дислексия — это сложности в овладении чтением. Дисграфия и дизорфография — это трудности в овладении письмом, а дискалькулия и акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетом.

Симптомы этих нарушений начинают проявляться еще в раннем детстве, а следствием могут стать сложности в обучении и низкая успеваемость в школе. По статистике, около 15–20 процентов людей на планете испытывают эти трудности.

Почему возникают такие нарушения, кто помогает детям научиться читать, писать и считать и сможет ли ребенок ходить в обычную школу, рассказала Мария Пиотровская, учредитель и основатель Ассоциации родителей детей с дислексией.

Почему у детей появляются эти состояния

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

«Для каждого ребенка будет свой собственный ряд факторов, который определяет трудности в обучении, — рассказывает Мария Пиотровская. — Иногда дислексия наблюдается как наследственный феномен. В другом случае причиной могут послужить внешние неблагоприятные факторы: патология протекания беременности, родовая травма, черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания и прочее».

В результате возникают особенности в развитии высших психических функций: речи, памяти, восприятия, внимания и т.д., которые препятствуют овладению письмом и чтением. Механизмы дислексии могут быть разными: у одного ребенка она является следствием речевых трудностей, у другого регуляторных или зрительно-пространственных.

Кроме того, есть нарушения письма и чтения, которые требуют коррекции, однако не квалифицируются как дислексия. Это, например, трудности овладения навыком вследствие педагогической запущенности, при билингвизме.

Нарушение может быть ярко выражено или относительно. Например, у ребенка недостаточен регуляторный компонент, отвечающий за программирование, регуляцию и контроль деятельности, а также серийную организацию движений. На письме это можно увидеть пропуском букв, слогов, слов, повторением одного и того же слова или слога, слитным написанием нескольких слов.

Коррекция во всех случаях определяется ведущим механизмом нарушения.

Симптомы дислексии, дисграфии, дискалькулии

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Симптомы дислексии: трудности заучивания букв алфавита, медленный темп чтения, потеря строки при чтении текста, ошибки при чтении слов, игнорирование знаков препинания при чтении, чтение без понимания.

Симптомы дисграфии и дизорфографии: большое количество ошибок (более пяти в одной работе), ребенок переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги. Испытывает постоянные трудности с выполнением письменных работ и ориентации на листе бумаги, имеет проблемы с почерком и освоением программы по русскому языку. Часто медленно пишет. Сложности с письменным изложением мыслей.

Симптомы дискалькулии и акалькулии: трудности с освоением прямого и обратного счета, отображение похожих символов (3 и 8, 6 и 9) перевернутыми или зеркальными. неспособность начать счет с определенной цифры, трудности распознавания даты и времени, сложности восприятия графиков, формул, таблиц.

Какие еще проблемы сопровождают детей:

«В таких ситуациях важно терпимое, сочувственное, принимающее и поддерживающее отношение к ребенку со стороны значимых для него людей — семьи, учителей, сверстников», — уточняет эксперт.

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Могут ли дети с дислексией учиться в обычной школе

Дети с дислексией и дисграфией могут обучаться в обычной школе. При этом они имеют право на получение необходимой коррекционной помощи.

Родители детей, испытывающих трудности в обучении, могут обратиться в Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). После прохождения ПМПК ребенок получает рекомендации по созданию специальных условий обучения, например, это занятия со специалистами или обучение по адаптированной общеобразовательной программе (АООП).

Кроме того, школа может рассмотреть возможность предоставить и другие привилегии. Например, ребенок с дислексией может не читать вслух перед всем классом, пользоваться компьютером на уроке при выполнении письменных работ или диктофоном вместо конспектирования, а некоторые письменные работы могут быть заменены на устные. На выполнение письменной работы ребенку могут давать больше времени. Также для него может быть разработана специальная шкала оценок.

По окончании школы ребенок получает обычный аттестат, сведения об особом статусе не сохраняются.

Какие специалисты работают с дислексией

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Помощь детям с трудностями в обучении начинается с грамотной диагностики у специалистов. Необходимо понять причину и характер ошибок, разработать индивидуальную программу обучения. Для этого родители могут обратиться к школьному логопеду, психологу (если они есть в школе), либо на консультацию в ПМПК, ППМС-центр, а также в Ассоциацию родителей детей с дислексией.

В системе психолого-педагогического сопровождения детей с дислексией и дисграфией в школе работают логопед и психолог — ребенку необходимы систематические коррекционные занятия.

Большинству детей с дислексией также необходимы занятия с нейропсихологом с целью развития тех или иных психических процессов, составляющих функциональный базис чтения и письма. Содержание, структуру и частоту таких занятий нейропсихолог определяет после развернутой диагностики.

Помимо систематических занятий со специалистами психолого-педагогического профиля, в ряде случаев ребенку с дислексией могут понадобиться консультации других специалистов. Например, невролога, если есть подозрения на нарушения в работе центральной нервной системы, или психиатра, если ребенок тревожный, неуверенный в себе или, напротив, гиперактивный, чрезмерно подвижный.

Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть фото Плохая грамотность у ребенка что делать. Смотреть картинку Плохая грамотность у ребенка что делать. Картинка про Плохая грамотность у ребенка что делать. Фото Плохая грамотность у ребенка что делать

Семейный психолог работает с ребенком, если родителям оказывается трудно организовать выполнение домашних занятий, есть вопросы по взаимодействию родителей и ребенка, ребенка с братьями и сестрами.

Также может понадобиться консультация врачей узких специальностей (эндокринолога, гастроэнтеролога), если специалисты предполагают, что трудности обучения связаны с особенностями соматического здоровья.

Важная задача и у родителей — они должны почувствовать своего ребенка и уделить ему достаточно времени и внимания, чтобы помочь развитию его сильных сторон, а также следовать рекомендациям специалистов.

В любом случае процесс сопровождения ребенка с трудностями в обучении длительный, нужно быть к этому готовым. Он может занимать всю начальную школу, а может длиться в течение всего периода обучения в образовательной организации. Точные сроки обозначить сложно, поскольку все ученики требуют индивидуального подхода.

«По мере взросления ребенок адаптируется в окружающем мире в соответствии со своими особенностями восприятия обработки информации, — подытоживает Мария Пиотровская. — Существует большая разница между ребенком, который каждый день проводит в школе и испытывает трудности в обучении, и взрослым, который уже приспособился к своим особенностям и максимально оградил себя от ситуаций, где может быть неуспешным».

Справка: Ассоциация родителей и детей с дислексией была основана в 2016 году. Специалисты помогают семьям, воспитывающим детей с трудностями в обучении, и консультируют по проблемам дислексии, дисграфии, дизорфографии, дискалькулии, общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития, задержки психического развития, дефицита внимания.

Дополнительные источники:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *