Площадка мкд что это
Что такое многоквартирный дом?
С точки зрения архитектуры, многоквартирный дом является строением различной формы, этажности и планировки. Со стороны действующего законодательства все несколько сложнее, ведь от статуса жилого объекта напрямую зависит способ его содержания, а также права и обязанности собственников помещений, расположенных в здании.
Трактовка многоквартирного дома в Жилищном кодексе
С юридической точки зрения, многоквартирный дом – это здание, содержащее в себе две и более квартиры с выходом в помещения общего пользования или на территорию земельного участка, прилегающего к МКД.
Согласно п.3, ст.16 ЖК РФ, квартирой считается обособленная площадь, состоящая из жилых комнат и вспомогательных помещений, предназначенных для удовлетворения бытовых нужд.
В Жилищном кодексе Российской Федерации, а именно в п.1, ст.36, многоквартирный дом рассматривается как недвижимость, находящаяся в общей долевой собственности. При этом, кроме квадратных метров, указанных в Свидетельстве, владельцам помещений принадлежат:
Доля собственности на общее имущество прямо пропорциональна площади, принадлежащей конкретному гражданину (на основании п.1, ст. 37 ЖК РФ).
Законодательная база
Существует несколько законодательных актов, определяющих порядок установления статуса МКД и регламентирующих права собственников помещений, расположенных в нем:
Наименование документа | Его суть |
Постановление Правительства №47 от 20.01.06. | Законодательный акт, устанавливающий основные требования к жилым помещениям. |
Градостроительный кодекс | Свод законов, определяющих порядок территориального планирования, проектирования и строительства зданий. |
СНиП 31-01-2003 | Свод правил, содержащий в себе основные требования, предъявляемые к многоквартирным домам. |
Постановление Правительства № 491 от 13.08.06. | Акт, регламентирующий содержание общего имущества в МКД. |
Постановление Правительства № 290 от 03.04.13. | Документ, содержащий в себе перечень минимальных услуг, необходимых для поддержания функциональности имущества в МКД. |
Постановление Госстроя РФ № 170 от 27.09.03. | Законодательный акт, содержащий в себе правила и нормы технической эксплуатации жилых помещений. |
Постановление Правительства № 416 от 15.05.13. | Нормативно-правовой акт, определяющий стандарты управления МКД. |
Виды многоквартирных домов
Многоквартирный дом – понятие, обобщающее несколько видов зданий, классифицирующихся по следующим признакам:
От материалов несущих конструкций напрямую зависит срок эксплуатации здания. Панельные дома могут служить 100-120 лет, тогда как монолитные и кирпичные – до 150 лет.
Требования, предъявляемые к многоквартирным домам
Основные требования, предъявляемые к многоквартирным домам, указаны в своде правил СНиП 31-01-2003, введенном 20.05.2011. Регламент распространяется на проектирование и строительство МКД и включает в себя требования к:
Данный законодательный акт не распространяется на объекты блокированной постройки, мобильные здания.
Отличия частного дома от МКД
Согласно п.3, ст.48 Градостроительного кодекса РФ, частным домом (или объектом индивидуального строительства) является здание, состоящее не более чем из трех этажей и предназначенное для проживания одной семьи. Отсюда одним из явных отличий МКД от частного дома является этажность (многоквартирные дома неограничены законодательством в количестве этажей). Кроме того, МКД рассчитаны на проживание большего количества семей, не связанных друг с другом.
Еще одним принципиальным различием рассматриваемых объектов становится наличие общей собственности в многоквартирных домах. Частные же постройки, как правило, не имеют общих лестничных площадок, лифтов и технических помещений, а земельный участок, на котором расположено строение, принадлежит одному или нескольким собственникам.
Определение МКД предполагает наличие управляющей компании, ТСЖ или кооператива. Собственники частного дома платят исключительно за коммунальные услуги, не делая взносы на текущее содержание жилищного фонда, капитальный ремонт и т. д.
Многоквартирный дом блокированной постройки
Согласно пп.2, п.2, ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, дом блокированной постройки представляет собой здание, в высоту не более трех этажей, состоящее из обособленных блоков (предназначенных для проживания отдельных семей каждый), имеющее общие стены без проемов между блоками и выход на территорию общего пользования.
Блокированная постройка представляет собой дом с отдельным выходом из каждой квартиры непосредственно на земельный участок общего пользования. А отличительной чертой такого объекта недвижимости становится постановка на учет в кадастровый реестр отдельно каждого блока (квартиры), с прилегающей к нему территорией.
Данный вид недвижимости не относится к МКД, а значит не входит в проекты региональных программ и содержится за счет собственников помещений (по аналогии с частным домом).
Возможна ли смена статуса дома?
Нередко, после пристройки дополнительных сооружений или сноса части здания, статус объекта может быть изменен (при согласии всех владельцев помещений, расположенных в строении). Основанием для обращения в органы местного самоуправления становятся следующие документы:
Смена статуса жилого дома влечет за собой изменения в правах и обязанностях собственников помещений, а также способе управления объектом недвижимости.
Особенности МКД
Многоквартирные дома отличаются от прочих жилых объектов и имеют ряд особенностей:
Площадка мкд что это
Когда собирается слишком много мусора,
самое лучшее — убрать его.
Джонатан Келлерман (Ледяное сердце)
С 01 января 2019 года во всех регионах страны начинают работать региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – РО по ТКО). А услуга, которая ранее называлась вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) и ранее входила в состав работ по содержанию жилья, теперь полностью перешла в разряд коммунальных услуг: коммунальная услуга по обращению с ТКО. Переходный период, установленный нормативно-правовыми актами для субъектов РФ, органов местного самоуправления (ОМСУ), региональных операторов по ТКО и организаций ЖКХ для перехода на новые условия, закончится как раз 01 января 2019 года.
Ранее в нашем блоге неоднократно публиковались статьи на эту тему: ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.
Сегодня в нашей статье мы рассмотрим вопрос о том, кто же обязан оборудовать контейнерную площадку и установить контейнеры для сбора ТКО для многоквартирных домов (МКД).
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Правительством РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее – Правила 354) к коммунальным услугам относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 4 ст. 13.4 Закона 89 органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.
На основании ст. 6 Закона 89 в полномочия субъекта Федерации входит разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 6 ст. 13.3. Закона 89 территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта РФ для всеобщего и бесплатного доступа.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, в соответствии с которым утверждены Правила обращения с отходами, установлены следующие понятия:
Согласно п. 13 Правил 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО.
При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
В случае нарушения прав граждан или юридических лиц, а также норм действующего законодательства действиями или бездействием, нормативно-правовыми актами или решениями государственных органов власти субъекта РФ или ОМСУ при согласовании мест накопления ТКО либо утверждении территориальной схемы, указанные граждане и юридические лица имеют право на обжалование незаконных действий или решений (нормативно-правовых актов) в судебном порядке.
А что же сказано про обязанности управляющих организаций по этому вопросу в Правилах содержания имущества и других НПА?
Правила содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. (далее – Правила 491).
Пункт 11. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и:
д-1) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности;
д-2) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее – Перечень 290).
Пункт 25. Работы по содержанию придомовой территории в теплый период года, в том числе и:
Пункт 26(1). Работы по содержанию мест накопления ТКО, в том числе и:
Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила 170).
Пункт 3.7.1. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе:
установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Хотя правомерность применения Правил 170 под большим вопросом, который мы разбирали в нашей статье ЗДЕСЬ, но суды и органы государственного жилищного надзора (ГЖН) думают иначе и активно применяют их в своей деятельности.
Исходя из вышеуказанных норм, оборудование контейнерной площадки и приобретение контейнеров для сбора ТКО не входит в обязанности управляющей организации. Обязать это сделать могут при условии:
Надлежащем оформлении границ придомовой территории и земельного участка придомовой территории в собственность собственников помещений МКД (до такого оформления земельный участок находится в собственности муниципального образования);
Принятии решения общим собранием МКД об оборудовании контейнерной площадки, приобретении контейнеров и порядке и размер финансирования этих мероприятий;
Включение (согласование) места сбора ТКО (контейнерной площадки) на придомовой территории в территориальную схему обращения с отходами.
При изучении судебной практики выяснилось, что нашлись умные головы в ОМСУ и органах ГЖН, которые попытались возложить (ничего нового, да?) на всемогущие и богатые управляющие организации обязанности по оборудованию контейнерных площадок и приобретению контейнеров. Этим светлым головам невдомек, что любые работы и приобретение имущества (контейнеров для сбора ТКО) требуют определенных финансовых затрат. Им даже неважно, что собственники не принимали решения финансировать такие работы и покупки, которые не являются обязательными в силу норм закона. А за счет каких средств управляющая организация должна сделать это, никому из них неинтересно. Потом те же светлые головы в ГЖН составят протокол в отношении УО за нецелевое использование средств собственников при очередной жалобе.
Судебная практика по рассматриваемому вопросу следующая.
Определение ВС РФ от 23 июня 2016 г. № 310-ЭС16-3721: Управа Коминтерновского района городского округа город Воронеж решила в исковом порядке возложить обязанности по оборудованию контейнерной площадки и приобретению контейнеров на управляющую организацию. Суд прекратил производство по делу из-за неподведомственности его арбитражному суду.
При этом ВС указал: «Суд исходил из того, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды; бытовые отходы образуются в результате жизнедеятельности собственников помещений дома, следовательно, спор в настоящем деле возник из экологических правоотношений и направлен на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Постановление 17ААС от 18 января 2018 г. № 17АП-17635/2017-АКпо делу № А60-32385/2017: признано незаконным предписание органа ГЖН, которым управляющая организация обязывалась обеспечить оборудование контейнерной площадки для установки мусоросборников; обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых бытовых отходов; обеспечить установку специально отведенных площадок или бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов. В данном деле имелась ссылка на вступившее в законную силу суда общей юрисдикции по иску прокурора к администрации города, которым эти обязанности возложены на ОМСУ.
Решение Артемовского городского суда Свердловской области от 11 июня 2014 года по делу № 2-627/2014: удовлетворены требования Артемовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Артемовского городского округа об обязании организовать ликвидацию контейнерных площадок, а также в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обустроить в соответствии с требованиями СанПиН площадки для установки контейнеров и установить на них мусорные контейнеры в районе жилых домов по перечисленным адресам.
Аналогичные судебные акты: Постановление АС Уральского округа от 28 марта 2018 г. № Ф09-823/18 по делу № А60-28034/2017, от 30 марта 2018 г. № Ф09-1222/18 по делу № А60-32384/2017, от 7 марта 2018 г. № Ф09-8909/17 по делу № А60-25426/2017.
Апелляционное определение Московского областного суда от 20 марта 2018 г. по делу № 33-11232/18: по иску собственника к ГБУ «Жилищник» о взыскании ущерба поврежденному автомобилю, который причинен в результате обрушения ненадлежаще оборудованной контейнерной площадки. Суд указал, что обязанность по оборудованию площадки возложена законом на ответчика, но ущерб причинен в связи с ураганным ветром и ливневым дождем, повредившим площадку и автомобиль, поэтому в иске отказано.
Постановление 1ААС от 28 мая 2018 г. по делу № А43-13961/2017: «…С учетом приведенных выше положений статьи 161, 162 Жилищного Кодекса, а также Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.03.20103 № 170, обязанность по оборудованию контейнерных площадок для мусорных контейнеров лежит на домоуправляющей компании, которой в рассматриваемом случае, является ООО «Дзержинская управляющая компания № 4». Судом взыскан ущерб в порядке суброгации в пользу страховой компании из-за того, что контейнер повредил застрахованный автомобиль. Контейнерная площадка была не оборудована надлежащим образом.
Обнадеживает, что органы Прокуратуры и в большей части суды считают все-таки ОМСУ ответственными за оборудование контейнерных площадок и установку контейнеров на улицах городов и иных поселений. Хотя некоторые попытки судов сделать опять таки ответственными за это управляющие организации заставляют сомневаться в том, что можно как-то изжить эту нехорошую привычку из нашей действительности…
Компания «Бурмистр.ру» предлагает своим клиентам юридическое обслуживание. Целый штат профессиональных юристов поможет разобраться в любом вопросе. Вся информация тут.
С уважением, Ильмира Носик.
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или можете оставлять свои комментарии под этой публикацией.
О новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора
Обязанности органа местного самоуправления по № 89-ФЗ
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ обязал органы местного самоуправления определять схему размещения мест накопления твёрдых коммунальных отходов и вести их реестр. В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении мест для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках площадок (ч. ч. 4, 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ).
Рассмотрим подробно каждый из этих разделов нового постановления.
Муниципалитет согласует размещение мест сбора мусора
Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.
Если собственник земельного участка – муниципалитет, то орган МСУ сам создаёт на этом месте контейнерную площадку. Делается это в соответствии с правилами благоустройства территории и с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.
Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.
В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.
Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов
Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.
Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.
В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:
1. Местоположение площадки.
Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.
2. Технические характеристики.
Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.
3. Сведения о собственнике места.
Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.
4. Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).
Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок
Муниципалитет после решения о создании на своей земле площадки для сбора мусора должен в течение трёх рабочих дней внести информацию о ней в реестр. Если территория под местом накопления ТКО – частная, то собственник подаёт в орган МСУ заявление на внесение контейнерной площадки в реестр. Заявка должна быть подана по установленной муниципальными властями форме не позднее, чем через три дня после начала использования места для сбора отходов.
Орган МСУ может ответить на заявление отказом, если оно не соответствует утверждённой форме, в нём содержится недостоверная информация или создание контейнерной площадки не было ранее согласовано. На устранение нарушений и повторное обращение за внесением сведений в реестр закон даёт 30 рабочих дней. При положительном решении данные о месте сбора ТКО вносятся в реестр в течение пяти рабочих дней.
Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора мусора
ПП РФ № 1039 должен сделать процесс взаимодействия органов самоуправления и управляющих организаций по вопросам обустройства контейнерных площадок более урегулированным.
На каждый этап ПП РФ № 1039 отводит от трёх до тридцати дней. «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» вступают в силу с 1 января 2019 года.
Многоквартирный жилой дом
В современной России небывалый размах в последние годы приобретает строительство — города стремительно растут. Там, где ещё совсем недавно было чистое поле — воздвигаются целые кварталы. Назначение строящихся зданий самое разнообразное — промышленное, торговое и, разумеется, жилое. Помещения, предназначенные для проживания людей бывают разными, поэтому необходимо понимать особенности и правовой статус каждого из них.
Понятие многоквартирного дома
Львиную долю всего жилья представляют многоквартирные жилые дома (далее — МКД). Законодатель раскрывает значение этого термина — под МКД следует понимать совокупность двух или более квартир, каждая из которых имеет собственный выход на земельный участок, прилегающий к такому дому, или в помещение общего пользования. Жилищный кодекс Российской Федерации определяет жилой дом как индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат и нежилых помещений вспомогательного пользования для удовлетворения бытовых нужд.
Понятие многоквартирного жилого дома содержится в законодательстве
Нередко понятия многоквартирного и жилого дома отождествляются между собой. Делать этого не следует ни в коем случае, потому как между этими видами жилых помещений существует ряд различий.
Таблица: чем отличается многоквартирный дом от жилого дома
Характерные отличительные признаки жилых зданий | Жилой дом | Многоквартирный дом |
Наличие собственников | Один собственник | Множество собственников |
Составляющие жилого здания | Комнаты | Квартиры |
Наличие долевой собственности на общее имущество | Нет | Есть |
Органы управления жилым зданием | Собственник | Общее собрание |
Отличия многоквартирного дома от индивидуального жилья
Градостроительный кодекс РФ в статье 49 определяет понятие индивидуального жилого дома, понимая под ним жилое строение, имеющее в высоту не больше трёх этажей и предназначенное для проживания одной семьи.
Индивидуальный жилой дом — это строение, предназначенное для проживания одной семьи
Что же касается многоквартирного дома, то он никак не ограничен по числу этажей и проживающих в нём семей (отличия, касающиеся количества собственников отражены в предыдущем разделе).
Что входит в состав многоквартирного дома
Под составом многоквартирного дома понимается общее имущество многоквартирного дома и имущество собственников МКД.
Квартиры
Квартирой можно считать часть жилого помещения в многоквартирном доме, обособленного и имеющего отдельный выход в помещение общего пользования или на прилегающий земельный участок, предназначенное для проживания людей (например, собственника этой квартиры или арендатора).
Нежилые помещения
Нежилое помещение — это изолированное помещение в МКД, которое не предназначено для проживания в нём людей.
В многоквартирном доме нежилые помещения можно разделить на первичные — которые при строительстве дома таковыми изначально и планировались, и вторичные, то есть такие, которые были жилыми, но в дальнейшем были переоборудованы под нежилые. Первичные могут быть как общедомовой собственностью, так и самостоятельными (отдельными) объектами недвижимости.
Чаще всего под нежилые помещения в МКД оборудуются первые и подвальные этажи зданий, которые предназначаются для осуществления различного рода коммерческой деятельности — в них зачастую располагаются кафе, магазины, частные детские сады, спа-салоны и др.
Очень часто первые этажи многоквартирных домов становятся нежилыми помещениями, оборудованными для оказания услуг населению
Для того чтобы жилое помещение было оборудовано в нежилое, необходимо соблюсти ряд обязательных условий:
Видео: самозахват нежилого помещения МКД
Общее имущество МКД
Все собственники квартир в многоквартирном жилом доме имеют право на долю в общем имуществе. Размер этой доли находится в прямой пропорции с размером доли в МКД. Общее имущество разделяется на несколько категорий:
Границы МКД
Определение границ каждого не только жилого дома, но и любого строения определяется законодательно. Для МКД они отражены в Жилищном кодексе, говорящем о том, какие объекты относятся к придомовым участкам. Кроме того, этот вопрос частично регулируется Гражданским и Земельные кодексами, а также строительными нормами и правилами (СНиП).
Такие придомовые участки передаются жильцам бесплатно, в ходе приобретения ими прав на недвижимое имущество в МКД, однако, впоследствии, в обязанность собственникам вменяется уплата налогов на такие территории. Кроме того, на них ложится обязанность по содержанию таких территорий в чистоте и порядке, их благоустройству. Расходы несут все собственники пропорционально размеру своих жилых долей в доме.
Распорядиться своей долей придомовой территории по собственному усмотрению не получится. Иными словами, придомовой участок — это территория, окружающая жилой дом. Она закреплена за каждым зданием в правоустанавливающей (землеустроительной, учётной и градостроительной) документации. Размер участка прикреплённого к МКД, осуществляется индивидуально, по специальной формуле, руководствуясь правилами, закреплёнными в СНиП.
Приблизительно такая территория равна 4–7 метрам, но при расчёте могут использоваться другие факторы:
Придомовая территория = Общая площадь зданий х удельный показатель земельного участка на 1 кв.м. жилплощади (с учётом числа этажей, даты возведения дома и пр).
При этом эта формула может быть дополнена и другими показателями. Допускаются ломанные линии в плане придомовой территории, если некоторые участки по тем или иным причинам не могут быть рассчитаны в обычном порядке.
При необходимости сведения о границах придомовой территории МКД можно узнать:
Все объекты недвижимости стоят на кадастровом учёте, это удобно — из кадастрового паспорта можно узнать любую информацию о площади, границах и других характеристиках здания
Права и обязанности собственников
Все собственники квартир несут ряд обязанностей по проживанию и эксплуатации их МКД, в том числе:
Управление МКД
Жилищное законодательство предусматривает несколько способов управления жилым многоквартирным домом:
Выбор остаётся за собственниками, которые путём общего голосования определяют наиболее приемлемый и комфортный для себя способ.
Непосредственная форма управления и кооперативы
Непосредственная форма управления и кооперативы предполагают самостоятельный уход жильцов за объектами общей собственности и придомовой территорией многоквартирного дома.
Жильцы вправе создавать кооперативы, которые не подлежат никакой регистрации, так как зачастую носят временный характер и целевую направленность. Например, такой кооператив может заключать договор подряда с посторонними организациями для различных разовых работ — например, ремонт подъездов и т.д. Но в современной жизни такая форма управления стала анахронизмом и встречается достаточно редко, так как имеет ряд существенных недостатков.
Товарищество собственников жилья
Весьма распространённый способ управления — ТСЖ — юридическое лицо, призванное отражать законные интересы собственников жилых помещений.
Неравнодушные к вопросам благоустройства своего многоквартирного дома жильцы могут организовать непосредственное им управление — тогда управляющая компания не понадобится
Такая полноценная организация весьма удобна при управлении, так как упрощается заключение различных договоров с подрядчиками и организациями, предоставляющими те или иные услуги. При разрешении судебных споров ТСЖ может выступать как истцом, так и ответчиком.
Товарищество имеет руководителя (директора), а так же устанавливаемый штатно-должностной расчёт. Должности и зарплата, определяемая к ним, устанавливаются жильцами в ходе общих собраний. Членами ТСЖ могут быть как нанятые специалисты, так и участники ТСЖ, если они обладают необходимым уровнем профессионального образования и навыков.
Основным преимуществом ТСЖ можно считать выборный характер руководящих должностей и возможность осуществления прямого контроля в случае необходимости.
Управляющая компания
В последнее время такой способ управления стал наиболее популярен и постепенно вытесняет ТСЖ. Главным достоинством можно считать то, что управляющие компании предлагают услуги профессиональных мастеров — сантехников, электриков, механиков и т.д.
Решение на передачу управления домом профессиональной управляющей компании принимается голосованием собственников. В тех случаях, когда ТСЖ не создавалось, а собственники не желают самостоятельно выбирать управляющую компанию, то это право приобретает государство, которое на конкурсной основе отдаёт это право той или иной компании. Однако жильцы в любой момент могут поменять такую компанию путём решения, принятого на общем собрании.
При этом сотрудничество с управляющей компанией тоже имеет ряд недостатков — очень часто такие УК стремятся поскорее и побольше «выжать» из жильцов с помощью нечистоплотных махинаций с начислением коммунальных платежей, а также другими способами. На федеральном уровне рассматриваются возможности и способы исключения УК из цепочки поставщик коммунальных услуг — потребитель.
Видео: всё о документации при непосредственном управлении МКД
На первый взгляд, проживание в многоквартирном доме не налагает на жильцов каких бы то ни было обременительных обязанностей, однако знание основ законодательства, а также своих прав и обязанностей по отношению к другим людям, проживающим в вашем доме, помогут сделать проживание в многоквартирном жилом доме максимально бесконфликтным и комфортным.