Плотские отношения это что

Плотская любовь

Плотские отношения это что. Смотреть фото Плотские отношения это что. Смотреть картинку Плотские отношения это что. Картинка про Плотские отношения это что. Фото Плотские отношения это что

Платоническая любовь

Плотские отношения это что. Смотреть фото Плотские отношения это что. Смотреть картинку Плотские отношения это что. Картинка про Плотские отношения это что. Фото Плотские отношения это что

Если любовь «плотская» ставит в основу, очевидно, плоть, то «платоническая» отсылает нас к небезызвестному философу Платону. Именно он, устами персонажа, рассуждает о духовной любви, позиционируя ее как «идеальную» и «настоящую».

С точки зрения природы такое поведение считается как минимум неразумным. Однако кому какое до нее дело, когда можно вместе наслаждаться музыкой и обсуждать рутинные события, словно захватывающие приключения. Кому не все равно на выживание, когда рядом человек, без которого жизнь, кажется, не имеет ни капли смысла.

Да, такое чувство точно способно принести вдохновение. Именно оно и пронизывает строчки романтических произведений. Но нам также известно и о том, что чувства приходят и уходят, никогда не оставаясь под рукой владельца. Как же быть тогда? Ведь поднявшись так высоко, падение будет очень болезненным. И куда же делось обыкновенное, «земное» желание физической любви? Ведь природу победить нельзя. Или все эти высокие слова о любви не больше, чем миф?

История

Плотские отношения это что. Смотреть фото Плотские отношения это что. Смотреть картинку Плотские отношения это что. Картинка про Плотские отношения это что. Фото Плотские отношения это что

Прежде чем ответить на эти вопросы, стоит немного окунуться в прошлое. А именно мы одним глазком взглянем на любовь и плотские утехи античного мира. Слишком подробно погружаться не будем, дабы не испугать чувствительных читателей. Ведь, надо сказать, люди античности были намного более открыты в любовных делах, чем наши современники. Начнем с родины великих философов.

Древняя Греция

Плотские отношения это что. Смотреть фото Плотские отношения это что. Смотреть картинку Плотские отношения это что. Картинка про Плотские отношения это что. Фото Плотские отношения это что

Взять, к примеру, культ тела у древних греков. Вспомним древнегреческие статуи нагих тел, коих множество. Абсолютно ничем не покрыты, никакого намека на смущение или, боже упаси, цензуру. Все изгибы тела представлены в поразительных деталях, что, кстати, весьма способствует поднятию самооценки.

Или возьмем олимпиаду, наполненную обнаженными спортсменами. Красота их тел оценивалась по достоинству. Это являлось «украшением» самого мероприятия и не несло какой-либо эротический подтекст. Такое явление, однако, трудно себе представить людям XXI века, но тогда обнаженные тела многими воспринимались рутинно, ведь они не были «запретным плодом». Вопрос удобства борьбы нагишом мало кого интересовал.

Римская империя

Плотские отношения это что. Смотреть фото Плотские отношения это что. Смотреть картинку Плотские отношения это что. Картинка про Плотские отношения это что. Фото Плотские отношения это что

Общество великой Римской империи вело не менее «забористый» образ жизни. Суровые легионеры и мудрые императоры тоже должны были как-то отдыхать от непрерывной экспансии. Варварские племена не могли многого предложить, так что приходилось справляться своими силами. О, а если вдруг тебя застигает неодолимое желание ласки прямо во время военного похода, а вокруг только хмурые лица в «железных коронах». Настроение испортится, а без настроения о любви и речи быть не может.

Помимо гомосексуализма, обширно использовалась проституция. Куртизанки быстро вклинились в общественный институт. Никакого порицания, естественно. Обычная работа на благо общества. Услуга за звонкую монету. Профессия-то древнейшая, нужно иметь уважение.

Истинная любовь?

Плотские отношения это что. Смотреть фото Плотские отношения это что. Смотреть картинку Плотские отношения это что. Картинка про Плотские отношения это что. Фото Плотские отношения это что

Ну да ладно, чуть-чуть посмеялись, немного поморщились, но пора вернуться в наше время. Мы поняли, что люди античной эпохи дали бы фору даже самому раскрепощенному из нас. Вопрос о том, что значит плотская любовь, не так сильно беспокоил людей. Но время этих великих государств прошло, и настал час ставить новые вопросы в старых вещах.

Плотские отношения это что. Смотреть фото Плотские отношения это что. Смотреть картинку Плотские отношения это что. Картинка про Плотские отношения это что. Фото Плотские отношения это что

Поэты воспевают платоническую любовь, ведь таким чувством хочется делиться. Оно приносит с собой поразительное дружелюбие и открытость. Но если посмотреть на плотскую любовь, которую так несправедливо закидали камнями, то приходит понимание ее пользы. Да, о такой любви редко слагают песни. Ей не хочется делиться именно потому, что она слишком личная. В такой любви люди часто раскрываются с неожиданной стороны. Они принимают друг друга такими, какие они есть, со всеми «демонами» и недостатками. За закрытыми шторами они остаются наедине со своими инстинктами и перестают их стыдиться. И такое «желание плоти» никак не преуменьшает любовь плотскую и духовную.

Плотские отношения это что. Смотреть фото Плотские отношения это что. Смотреть картинку Плотские отношения это что. Картинка про Плотские отношения это что. Фото Плотские отношения это что

Источник

Плотская любовь — это что такое? Отличие плотской любви от истинной

Плотские отношения это что. Смотреть фото Плотские отношения это что. Смотреть картинку Плотские отношения это что. Картинка про Плотские отношения это что. Фото Плотские отношения это что

Ах, какое прекрасное слово — любовь! Одни только воспоминания заставляют сиять, одно слово о ней словно оборачивает тебя в кокон интимности и некой таинственности. Великое множество поэтов воспевают это чувство с немыслимым вдохновением. Их откровения заставляют желать той же легкости, вдохнуть тот же сладкий цветочный аромат. На нежно шуршащих страницах и в ласковой гармонии музыки любовь представляется способной на любые чудеса. Но так ли благородно это «желание касаться» в реальной жизни?

Плотская любовь

Плотские отношения это что. Смотреть фото Плотские отношения это что. Смотреть картинку Плотские отношения это что. Картинка про Плотские отношения это что. Фото Плотские отношения это что

Один из важнейших инстинктов, заложенных в человеке, — продолжение рода. Неудивительно, что желание слиться в едином экстазе с человеком, который нас привлекает, возникает часто и не всегда ему легко противиться. Мать-природа заставила нас чувствовать удовольствие от секса, дабы мы стремились к удовлетворению и продолжали заселение планеты. Общество, однако, часто заставляет нас испытывать за это стыд и плотно закрывает эти «грязные» скелеты за дверью платяного шкафа. Так кто же прав? Плотская любовь — это безобразно или естественно?

У многих из нас есть знакомые, вполне успешные в плотских утехах. Да, у каждого они вызывают различные эмоции. Но как мы их назовем? С точки зрения природы, они — «альфа-самцы». Общество же вешает на них ярлык «рабов плотской любви». Правы, по-сути, и те и другие. Просто каждый по-своему.

Плотская любовь — это вполне частое явление. Оно, как правило, не предполагает наличие романтических чувств к личности. Это лишь страсть овладения телом. Жажда удовлетворения. Боязнь физического одиночества, если хотите. Согласитесь, это не та любовь, что выливается из прекрасных стихов. Так что же вдохновляет людей искусства творить?

Платоническая любовь

Плотские отношения это что. Смотреть фото Плотские отношения это что. Смотреть картинку Плотские отношения это что. Картинка про Плотские отношения это что. Фото Плотские отношения это что

Если любовь «плотская» ставит в основу, очевидно, плоть, то «платоническая» отсылает нас к небезызвестному философу Платону. Именно он, устами персонажа, рассуждает о духовной любви, позиционируя ее как «идеальную» и «настоящую».

Знакомо ли вам чувство удовлетворения от простого нахождения рядом с человеком? От праздных бесед и безобидных споров? Верим, что знакомо, и надеемся, что не понаслышке. Платоническая любовь — тяга не к телу, а к личности человека. Она предполагает некую асексуальность, отсутствие физического влечения.

С точки зрения природы такое поведение считается как минимум неразумным. Однако кому какое до нее дело, когда можно вместе наслаждаться музыкой и обсуждать рутинные события, словно захватывающие приключения. Кому не все равно на выживание, когда рядом человек, без которого жизнь, кажется, не имеет ни капли смысла.

Да, такое чувство точно способно принести вдохновение. Именно оно и пронизывает строчки романтических произведений. Но нам также известно и о том, что чувства приходят и уходят, никогда не оставаясь под рукой владельца. Как же быть тогда? Ведь поднявшись так высоко, падение будет очень болезненным. И куда же делось обыкновенное, «земное» желание физической любви? Ведь природу победить нельзя. Или все эти высокие слова о любви не больше, чем миф?

История

Плотские отношения это что. Смотреть фото Плотские отношения это что. Смотреть картинку Плотские отношения это что. Картинка про Плотские отношения это что. Фото Плотские отношения это что

Прежде чем ответить на эти вопросы, стоит немного окунуться в прошлое. А именно мы одним глазком взглянем на любовь и плотские утехи античного мира. Слишком подробно погружаться не будем, дабы не испугать чувствительных читателей. Ведь, надо сказать, люди античности были намного более открыты в любовных делах, чем наши современники. Начнем с родины великих философов.

Древняя Греция

Плотские отношения это что. Смотреть фото Плотские отношения это что. Смотреть картинку Плотские отношения это что. Картинка про Плотские отношения это что. Фото Плотские отношения это что

Взять, к примеру, культ тела у древних греков. Вспомним древнегреческие статуи нагих тел, коих множество. Абсолютно ничем не покрыты, никакого намека на смущение или, боже упаси, цензуру. Все изгибы тела представлены в поразительных деталях, что, кстати, весьма способствует поднятию самооценки.

Или возьмем олимпиаду, наполненную обнаженными спортсменами. Красота их тел оценивалась по достоинству. Это являлось «украшением» самого мероприятия и не несло какой-либо эротический подтекст. Такое явление, однако, трудно себе представить людям XXI века, но тогда обнаженные тела многими воспринимались рутинно, ведь они не были «запретным плодом». Вопрос удобства борьбы нагишом мало кого интересовал.

Нормальным считались отношения «мастер» — «ученик», причем важным аспектом «обучения» считалась половая связь. А в Спарте такие отношения вообще вошли в общественный институт. В целом однополая любовь была в порядке вещей, так что люди могли испить, так сказать, сразу из двух «родников».

Римская империя

Плотские отношения это что. Смотреть фото Плотские отношения это что. Смотреть картинку Плотские отношения это что. Картинка про Плотские отношения это что. Фото Плотские отношения это что

Общество великой Римской империи вело не менее «забористый» образ жизни. Суровые легионеры и мудрые императоры тоже должны были как-то отдыхать от непрерывной экспансии. Варварские племена не могли многого предложить, так что приходилось справляться своими силами. О, а если вдруг тебя застигает неодолимое желание ласки прямо во время военного похода, а вокруг только хмурые лица в «железных коронах». Настроение испортится, а без настроения о любви и речи быть не может.

Помимо гомосексуализма, обширно использовалась проституция. Куртизанки быстро вклинились в общественный институт. Никакого порицания, естественно. Обычная работа на благо общества. Услуга за звонкую монету. Профессия-то древнейшая, нужно иметь уважение.

Истинная любовь?

Плотские отношения это что. Смотреть фото Плотские отношения это что. Смотреть картинку Плотские отношения это что. Картинка про Плотские отношения это что. Фото Плотские отношения это что

Ну да ладно, чуть-чуть посмеялись, немного поморщились, но пора вернуться в наше время. Мы поняли, что люди античной эпохи дали бы фору даже самому раскрепощенному из нас. Вопрос о том, что значит плотская любовь, не так сильно беспокоил людей. Но время этих великих государств прошло, и настал час ставить новые вопросы в старых вещах.

В нынешнее время многие убеждены, что плотская любовь — это ложное чувство. И правда, трудно назвать ее «истинной». Но, вернувшись к вопросам, можем ли мы принять только лишь платоническую любовь? Она ведь во многом не вяжется с нашими убеждениями. Множество пар называют причиной разрыва именно отсутствие половой жизни.

Плотские отношения это что. Смотреть фото Плотские отношения это что. Смотреть картинку Плотские отношения это что. Картинка про Плотские отношения это что. Фото Плотские отношения это что

Поэты воспевают платоническую любовь, ведь таким чувством хочется делиться. Оно приносит с собой поразительное дружелюбие и открытость. Но если посмотреть на плотскую любовь, которую так несправедливо закидали камнями, то приходит понимание ее пользы. Да, о такой любви редко слагают песни. Ей не хочется делиться именно потому, что она слишком личная. В такой любви люди часто раскрываются с неожиданной стороны. Они принимают друг друга такими, какие они есть, со всеми «демонами» и недостатками. За закрытыми шторами они остаются наедине со своими инстинктами и перестают их стыдиться. И такое «желание плоти» никак не преуменьшает любовь плотскую и духовную.

Плотские отношения это что. Смотреть фото Плотские отношения это что. Смотреть картинку Плотские отношения это что. Картинка про Плотские отношения это что. Фото Плотские отношения это что

Как выяснилось, платоническая и плотская любовь — это совершенно разные вещи, которые, однако, в симбиозе дают нам привычное чувство. Ни одна из них не хуже и не лучше другой. Они просто разные и для разных. Плотская любовь — это то, что нам шепчет кровь. О платонической любви кричит наш разум. И в конечном счете только вы решаете, кому внимать.

Источник

«Супружеские отношения и грань греха». Грешна ли супружеская близость

«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно…» (Евр. 13: 4).

«Соблюдай меру в своем воздержании, смотря по тому, насколько ты можешь обуздать немощь своей плоти. Не стремись превзойти эту меру, чтобы не ниспасть ниже всякой меры» (свт. Иоанн Златоуст) (1: 647).

«Когда разлучение бывает ради воздержания, то должно быть тое с согласия обоих лиц, и на то время, пока искусят себя, могут ли сие бремя понести. Когда могут, хорошо: да пребывают тако. Когда не могут, да сходятся паки во едино; не всем бо все дано» (свт. Тихон Задонский) (цит. по 2: 177)

2.1. О естественном зачатии

§1. Естественное зачатие, а также чувства физического, или полового, влечения, и удовлетворения, основанные на взаимной любви супругов, сами по себе, то есть по своей сущности, не являются чем-то порочным, постыдным или греховным. И в законном, освященном Церковью, браке они вполне допустимы. Основанием для такого вывода является следующее:

● размножение благословлено Богом (Быт. 1: 28; 9: 1, 7), причем дважды Бог благословил людей размножаться уже после грехопадения прародителей в раю (Быт. 9: 1, 7). В связи с этим, как очевидно, выполнение заповеди Божией не может являться личным грехом, то есть нарушением заповеди. Что же касается определенной нечистоты и греховности, связанной с зачатием и рождением (Лев. 12: 2, 4-8; 15: 18), то они являются следствиями не каких-либо личных грехов родителей, выполняющих заповедь Божию, а следствиями первородного греха (3: 316-367);

● в наставлениях и советах апостола Павла и свт. Иоанна Златоуста, приведенных, в частности, в предыдущем разделе данной темы, по сути дела, говорится о супружеской близости (помогающей избежать «разжигания» страстей, толкающих на незаконное сожительство, которое является большим грехом), а, следовательно, и о негреховности чувства физического удовлетворения в законном браке. Апостол Павел пишет: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно…» (Евр. 13: 4).

В Великом Каноне святого Андрея Критского также говорится о негреховности брака и супружеского ложа: «Бра́к непоро́чный и ло́же нескве́рное благослови́л не́когда Христо́с в Ка́не» (Песнь 9. Читается во вторник первой седмицы Великого Поста).

Одно из постановлений Гангрского поместного собора запрещает порицать благочестивую жену, имеющую со своим мужем физическую близость (Правило 1)» (цит. по 5: 295);

● целомудрие брака и супружеских отношений:

Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие» (1);

Амвросий Медиоланский пишет: «Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Мы не восхваляем одни из них, исключая другие. В этом — богатство церковной дисциплины» (О вдовах);

По словам митр. Сурожского Антония: «Целомудрие именно заключается в том, чтобы относится к своему телу, и к своей душевности как к святыне, которая пронизана Божественным присутствием. И когда человек вступает в телесное общение в браке, это не осквернение, это момент, когда один человек другому — который его любит, его уважает, который к нему относится с благоговением, — отдает свою чистоту, чтобы своей чистотой поделиться с тем, кто в чистоте сердца, в духовном целомудрии его воспринимает. И тогда брак делается действительно таинством, то есть тайной, в которой уже совершается единство двух в чистоте и в святости брака. Вот, мне кажется, где целомудрие и в чем его корень и значение.

Воздержание — другое дело. Человек может воздерживаться от всего плотского и гореть всеми страстями, которые оскверняют его ум и его сердце. целомудрие — в другом: целомудрие не в воздержании, не в отрицании плоти, а в том, чтобы в своей плоти увидеть святость и поделиться этой святыней с другим человеком» (6: 510);

● положительное отношение Русской Православной Церкви к браку, в целом, и супружеской близости, в частности: «Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания…» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г. Гл. Х. Вопросы личной, семейной и общественной деятельности. Разд. Х.6. Добродетель целомудрия) (цит. по 7: 339);

● в некоторых стихах Книги Притчей Соломоновых прямо говорится о супружеских удовольствиях без упоминания об их греховности, напр., в Прит. 5: 18-20. При их толковании проф. А. П. Лопухин полагает, что здесь «Премудрый выражает желание, чтобы нежные отношения между мужем и женою, установившиеся на первых порах их совместной жизни, не ослабевали с течением времени, чтобы взаимная привязанность супругов длилась всю жизнь, и для супруга не было надобности искать супружеских удовольствий на стороне» (8. См. комментарий к Прит. 5: 19-20).

Другим примером поэтического воспевания любви является Книга «Песни Песней Соломона», в которой приводится весьма обстоятельное и поэтичное описание любовных чувств, ожиданий, мечтаний и услаждений (Песн. 1: 1; 4: 7, 10; 7: 2-11).

Несмотря на аллегорический смысл стихов этой Книги (см., напр., в работе (8) комментарии проф. А. П. Лопухина к Песн. 1: 1 и другим стихам Книги «Песни Песней Соломона»), само их приведение в канонической части Священного Писания в виде гимна любви (то есть в положительном, а не в отрицательном смысле) говорит именно об отсутствие греховности в собственно любовных удовольствиях (не следует путать с половой распущенностью!).

Кандидат филологических наук, сотрудник Института перевода Библии А. С. Десницкий говорит об этом так: «В Ветхом Завете есть удивительная книга — Песнь Песней, — которая воспевает именно такую цельную любовь, в которой верность друг другу и душевное единение сочетаются с телесной близостью любящих … Ее издавна толковали аллегорически, как рассказ о любви Бога и избранного народа или Церкви …, но и при таком толковании телесная любовь оказывается возвышенной и прекрасной: ведь это с ней сравнивается мистическое общение с Богом! Если бы она была греховной, такое сравнение просто было бы кощунством» (9);

● продолжение жизни рода, так же, как и продолжение жизни индивидуума, являются одними из основных свойств, заложенных в человеке на уровне инстинктов (инстинкта продолжения рода и инстинкта самосохранения). «Оба эти инстинкты вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа, с вполне понятной и разумной целью — дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно» — говорит прот. Серафим Слободской (10: 98). Поэтому вполне естественны и не греховны по своей сути и действия, направленные на указанное продолжение жизни (напр., половой акт), а также сопровождающие их чувства физического влечения и удовлетворения. Однако здесь следует помнить, что и лекарство может стать ядом при его чрезмерном использовании);

● «если бы брак предполагал сам по себе нечто греховное, то в таком случае слова апостола Павла, который уподобил единство Христа и Церкви брачному союзу, звучали бы кощунственно. Кроме того, среди святых, канонизированных Церковью, немало людей, состоявших в браке, и это не помешало им достичь святости. Истинное отношение Церкви к браку выразилось в том, что Церковь возвела брак на степень церковного таинства, поставив брак в один ряд с такими таинствами, как Крещение, Миропомазание, Священство и другими.

В Священном Писании отношения Бога с Израилем обычно выражаются через образ отношения между мужем и женою, женихом и невестой, например, “Песнь Песней”. И для аскетической литературы, например, для таких авторов, как псевдо Дионисий Ареопагит, прп. Иоанн Лествичник, прп. Нил Синайский характерно говорить о любви человека к Богу через образы, заимствованные из отношений между полами. Причем образы не какой-то платонической любви, а самой что ни есть реальной, плотской.

У прп. Иоанна Лествичника в 5-й ступени Лествицы содержится мысль, которая вообще может показаться кощунственой. Святой отец говорит, что плотская любовь, причем да не в браке, а незаконная, грешная может в некоторых случаях явиться ступенью, приводящей человека к любви к Богу: “Я видел нечистые души, бросавшиеся в плотскую любовь. Именно опыт этой любви приводил их к внутреннему перевороту, когда их эрос сосредотачивался на Господе, преодолев страсть, они стремились любить Бога со всей силой ненасыщаемого желания. Вот почему Христос, говоря о целомудренной блуднице, сказал не о ее страсти, а о том, что она много любила и смогла преодолеть любовь любовью”. Пример Марии Египетской подтверждает истинность этих слов прп. Иоанна» (иерей Олег Давыденков) (11. Гл. «Человек», разд. 3.2.2: Двуединство человеческой природы. Брак. Богоустановленный способ размножения людей).

§2. Вместе с этим, в Библии имеются строгие запреты как на блуд, так и на и прелюбодеяние (физическое и мысленное): Не прелюбодействуй… Не желай жены ближнего твоего (Втор. 5: 18, 21); А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5: 28). Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится. (Прит. 6: 32, 33); Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела… Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1 Кор. 6: 16, 18, 19).

В Священном Писании говорится и о наказании за тяжкие грехи — блуд и прелюбодеяние, напр.: И детей ее не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки» (Ос. 2:4,5); Дети прелюбодеев будут несовершенны и семя беззаконного ложа исчезнет (Прем. 3: 16); А плодородное множество нечестивых не принесет пользы, и прелюбодейные отрасли не дадут корней в глубину и не достигнут незыблемого основания; и хотя на время позеленеют в ветвях, но, не имея твердости, поколеблются от ветра и порывом ветра искореняться; некрепкие ветви переломятся, и плод их будет бесполезен, незрел для пищи и ни к чему не годен; ибо дети, рождаемые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей при допросе их (Прем. 4: 3-6); Дети ее (жены, которая произвела детей от чужого мужа — П.Д.) не укоренятся, и ветви ее не дадут плода (Сир. 23: 34); Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6: 9).

По законам Ветхого Завета за грех прелюбодеяния полагалась смертная казнь: Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка (Лев. 20: 10).

2.2. Истоки негативного отношения
к естественному способу зачатия

«…Человечество, растленное в своем корне, неизбежно должно являться растленным и в своих ветвях. И если первый человек сделался грешным, повредил всю свою природу: то и потомство его не может не наследовать этой же самой греховной и поврежденной природы» (митр. Московский и Коломенский Макарий) (12: 507).

«В браке в одно и то же время распространяется и природа, и порча природы; первое есть добро, а второе есть зло; основою первого служит воля высочайшего Бога, причиною второго служит злая воля первого человека; первое указывает на Бога, как на Устроителя твари, а второе указывает на Него, как на Судию и Карателя за непослушание» (блж. Августин) (цит. по 13: 60).

После грехопадения способ бытия человеческой природы изменился. Все изменилось: и психология, и физиология, даже биология человека изменилась. Естественно, можно говорить и об изменении способа размножения, но лишь в той степени, в какой изменился способ существования человека вообще. Неправильна та мысль, что в качестве наказания Бог измышляет какой-то особый “скотской” способ размножения и навязывает его человеку вместо того, который был раньше. Это означало бы, что изменяется сама человеческая природа, как таковая, и человек перестает быть человеком в подлинном смысле слова… Несмотря на мнение многих авторитетных отцов Церкви, что безгрешного брака не бывает, мнение это никогда так и не стало официальным учением Церкви. Уже Гангрский собор (IV в) своими правилами (1, 4 и 13) предписывает извергать из сана тех клириков и отлучать от Церкви мирян, которые гнушаются браком, то есть тех, кто отказывается от брачной жизни не ради подвига, но потому, что считает брак чем-то недостойным христианина» (11. Гл. «Человек», разд. 2.2: Двуединство человеческой природы. Брак. Богоустановленный способ размножения людей).

§2. Прот. Глеб Каледа пишет: «Иногда приходится встречаться с мнением, что всякие отношения полов — это либо грех, либо извинительная и допустимая слабость. Очень многое в этом вопросе навеяно платонизмом и монашеской аскетической литературой. В истории Церкви случались ереси, отрицающие брак. Отголоски этих воззрений иногда встречаются и в современной богословско-нравственной литературе. Святоотеческая литература посвящена в основном монашескому пути спасения и, естественно, почти не касается духовного художества и невидимой брани в миру, в семье, в браке…

Христос освятил тело Своим вочеловечением, а брак — Своим личным присутствием. Первое чудо, которое Он совершил (и это весьма примечательно), было чудо на браке в Кане Галилейской. Осуждающие брак создали легенду, что новобрачные Каны Галилейской остались девственниками, но эта легенда отнюдь не основана на Священном Писании. Запрещающих вступать в брак апостол Павел прямо называет лжесловесниками, сожженными в совести своей (см. 1 Тим 4:3-2).

§3. Известное негативное отношение к естественному способу зачатия (называемому: унизительным, постыдным, порочным зачатием; зачатием во грехе; скотским способом и т. п.), особенно к чувству, сопровождающему акт зачатия, обусловлено, очевидно, тем, что именно мужское семя и указанное чувство, называемое чувственной похотью, ошибочно принимались за собственно источник (основание, причину) наследственной греховности, за корень греха и сам грех.

Действительно, напр., по мнению блж. Августина: «Чувственная похоть есть грех в собственном смысле этого слова, есть наказание за грех и причина этого греха … Чувственная похоть есть рана и след от греха, есть то, что влечет нас ко греху и что возжигает в нас грех, есть другой закон в членах наших, который противоборствует закону ума нашего, есть неповиновение нам самим» (цит. по 13: 53). «“Человек рождается с виной”, — со всей определенностью заявлял Ансельм Кентерберийский, а Иоанн Дунс Скот называл “виной”, которую воспроизводят “все страстно зачатые”, сам грех первородный: “всякий, кто рождается через похоть плоти, влечет за собой грех”» (М. С. Иванов) (15: 353).

Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы, напр., проф. А. И. Осипов: «Один только был изъят из этой заразы, из этого порока греха, только один — Тот, который родился без семени. По этому поводу очень хорошо пишет Григорий Палама (XV век), он говорит о Христе: “…который был единственным не зачатым в беззаконии, не во грехах чревоносим. Потому что плотское вожделение как-то от начала привносит осуждение, будучи тлением, и является страстным движением человека, несознающего чести, которое наше естество приняло от Бога, но потом уподобилось животным” (Беседы. Москва. 1993. Беседа 16. Т. I, с. 155). И действительно, ведь нормальные же люди стесняются этих вещей, все понимают, что что-то это не то, что соответствовало бы высокой природе человека, что это некое, если хотите, ниспадение с того уровня, к которому призван человек … И вот он (Григорий Палама) пишет об этом очень хорошо, что Христос был единственным не зачатым в беззакониях, не во грехах чревоносим — то есть полностью изъят из этого потока “страстных движений человека” … Христос был максимально изъят из этой (греховной — П.Д.) атмосферы. Почему максимально изъят? — Потому что бессеменное рождение это очень важно, потому что основная сила, вот этой печати наследственной греховности, связана вот с этим вопросом» (17).

§4. Однако, с появлением возможности искусственного зарождения, то есть беспохотливого семенного оплодотворения (искусственного изъятия терапевтическим или хирургическим путем мужской половой клетки — сперматозоида, искусственного или естественного соединения его с женской половой клеткой — яйцеклеткой с последующим искусственным или естественным выращиванием человеческого зародыша) и беспохотливого бессеменного зарождения — клонирования [1], такое мнение необходимо пересмотреть.

Действительно, общим моментом при естественном и искусственном оплодотворении, а также клонировании, является то, что род, вид и отдельные особенности рождаемого (то есть его основные физические признаки) определяются особой информацией (программой), содержащейся в вещественных (точнее, в телесных) генах, или генетической информацией. В ней также заложен и процесс физического старения, который является одним из наиболее общих свойств живых существ и представляет собой направленное одностороннее накапливающееся изменение параметров их тел, необходимо приводящее к физической смерти. Как сказано в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Всякая плоть, как одежда, ветшает; ибо от века определение: смертью умрешь» (Сир. 14: 18).

Вообще, мужское семя и сопровождающее его чувство, называемое «чувственной похотью», не являются необходимыми элементами для объяснения передачи указанных последствий. Как уже говорилось выше, при клонировании, то есть зарождении без семени и похоти (впрочем, как и, вообще, при любом виде зарождения из плоти), передача последствий первородного греха происходит по общему закону преемственности, полагающему акт рождения, как создание из себя подобного себе по роду, виду и некоторым индивидуальным качествам. При этом непосредственный переход последствий физического характера, включая — смертность, происходит на генетическом уровне. Иными словами, при помощи генов, содержащихся в клетках тела и несущих в себе информацию о развитии зарожденного плода.

Механизм же перехода духовных качеств (механизм духовной наследственности) нам не известен, так же как неизвестен и способ образования собственно души. Прот. Николай Малиновский говорит об этом так: «Образ происхождения человеческих душ составляет тайну, относительно которой возможны лишь только предположения…» (16: 337. Кн. 1). Однако, результаты действия этого механизма достаточно очевидны, широко известны, описаны в Библии, рассмотрены в различных работах, и даже нашли свое отражение в известной русской поговорке: «Яблоко от яблони недалеко падает».

Кроме того, отсутствие в человеческом естестве Иисуса Христа укоризненных страстей (уклонения к греху), передающихся всем людям при их зачатии, является следствием чудесного воплощения (то есть образования человеческого естества) Сына Божиего от Духа Свята и Марии Девы (Символ Веры), включающего отсутствие (не требующего наличия) отцовского семени (см. об этом подробнее в 3: 507-512).

Приведем по данному вопросу также мнение М. С. Иванова, отрицающее возможность заражения первородным грехом при зачатии: «Иоанн Дунс Скот усматривает в зачатии греховную похоть, заражающую происходящего от него человека грехом первородным. Однако такой вывод расходится со словами апостола Павла “Брак у всех да будет честен и ложе непорочно” (Евр. 13: 4) и противоречит смыслу таинства брака, в котором Церковь освящает союз мужа и жены, дабы зачатие и рождение детей у них было “непорочно”, а не греховно» (15: 353).

Также необходимо отметить следующее:

● даже «нормальные, стесняющиеся этих вещей и все понимающие люди» имели ранее и имеют в настоящее время в основном одну возможность (один способ) выполнения заповеди Божией (повеления Божиего, благословения Божиего) плодиться и размножаться, а именно — страстное зачатие, то есть зачатие в «потоке страстных движений человека», необходимо сопровождаемое чувствами полового влечения и удовлетворения, называемыми «похотной сластью». Иными словами, семя и данные чувства являются необходимыми (природными или зависящими от природы) элементами естественного зачатия. А, как известно, необходимое не может являться грехом.

● сохранить заповедь «плодиться и размножаться», не прибегая к «страстному», или естественному способу зачатию, можно будет только используя искусственные методы размножения: беспохотливое семенное оплодотворение и беспохотливое бессеменное зарождение — клонирование. В связи с этим, мнение о греховности (порочности) естественного, или «страстного» зачатия содержит в себе как бы косвенный призыв к искусственным методам зарождения, в частности — к клонированию.

Это, впрочем, не относится к высказанному ранее мнению отцов и учителей Церкви о том, что собственно семя и похоть являются причиной (каналом) передачи наследственной порчи. Поскольку в то время информация о генах и искусственных методов зарождения отсутствовала, было вполне логичным считать именно семя и похоть источниками наследственной (прирожденной) греховности. Хотя, исходя из современных знаний, семя является не собственно источником греховности, а лишь одним из возможных носителей генов, содержащих программу развития зародыша, в том числе возможность заболевания, необходимость смерти (как определенной расстроенности тела, при который происходит его разъединение с душой) и пр., то есть, программу, содержащую, в том числе, физические последствия первородного греха.

Сказанное о способах зарождения, включая естественное зачатие, необходимо связанное с сопровождающими его факторами — чувствами физического влечения и удовлетворения, и мужским семенем, — может служить основанием для того, чтобы ни естественное зачатие, в целом, ни указанные факторы, в частности, не считать источником, корнем, причиной наследственной греховности, а также не относить их, в законном браке, к порочным, постыдным и греховным самим по себе, то есть по своей сущности (20).

2. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. — М.: Самшит-издат, 2003.

3. Добросельский П.В. О полемических аспектах происхождения, грехопадения и цели земной жизни человека. — М.: Благовест, 2009. — 816 с. — (Очерки православной антропологии. Вып. 5).

4. Шмалий В., свящ. Проблематика пола в свете христианской антропологии. Богословская наука сегодня. Православное учение о человеке. Избранные статьи. — Москва — Клин: Синодальная Богословская Комиссия, Фонд «Христианская жизнь», 2004.

5. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. — М.: Лепта, 2002.

6. Митрополит Сурожский Антоний. Труды. — М.: «Практика», 2002.

7. О социальной концепции Русского Православия / Под общ. ред. М. П. Мчедлова; ИЦ «Религия в современном обществе». — М.: Республика, 2002.

8. Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов А. П. Лопухина.

9. Десницкий А. С. Что говорит Библия о телесной стороне любви?

11. Давыденков О., иерей. Введение в догматическое богословие.

12. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. В 2-х тт. Т. 1. — М.: «Молодая гвардия», 1999.

13. Гусев Д. Антропологические воззрения блаженного Августина в связи с учением пелагианства // Святоотеческая христология и антропология: Сборник статей. — Вып. 1. — Пермь: Панагия, 2002.

14. Глеб Каледа, проф., прот. Домашняя Церковь. Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. Изд. второе. — М.: Изд. «Зачатьевский монастырь», 1991.

15. Православная Энциклопедия. Т. XII. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

16. Малиновский Н., прот. Очерк православного богословия. — М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. Репринтное издание по: Очеркъ православнаго богословия. Протоiерея Н. Малиновскаго. Изданiе второе. Сегiев Посадъ. Типографiя Св.-Тр. Сегiевой Лавры. 1911 (Кн. 1), 1912 (Кн. 2).

17. Осипов А. И., проф. МДА. Лекция «Грех». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravoslavieyr.narod.ru/ponatiegrexa.htm, свободный.

18. Филимонов С., свящ. Церковь, больница, больной. — М.: Общ. свт. Василия Великого, 2001.

19. Св. Ефрем Сирин. Творения. — Т. 3. — Изд. отд. Московского Патриархата, 1993.

20. Добросельский П.В. Супружеские отношения и грань греха (брак, семья, супружеская близость) — 2 / 3–е изд, испр. и доп. — М.: Оранта, 2012 / 2013. — 464 с. — (Христианская антропология и современность. Вып. 1).

Другими словами, создатели овцы Долли применили метод ядерного трансфера. В его основе лежит перенос ядра соматической клетки (в случае с Долли это были клетки молочной железы шестилетней беременной овцы) в неоплодотворенную овечью яйцеклетку с удаленным ядром (такие клетки называются энуклеированными). Яйцеклетка, подвергнутая этой операции, после обработки биостимуляторами начинает развиваться согласно генетической программе, записанной в пересаженном ядре. Таким образом, все биологические признаки (свойства) носителя используемого ядра клетки будут переходить и на клон.

В дальнейшем были проведены успешные эксперименты по клонированию различных животных (лягушка, мышь, бык, олень, хорёк, кошка, кролик, свинья, корова, собака и др.) с использованием ядер, взятых из соматических клеток.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *