Пляска и танец в чем отличие
Танцы и пляски
Смерть пляшет или танцует?
Смерть пляшет или танцует?
Глаголы танцевать и плясать обозначают в принципе одно и то же — ритмичные телодвижения в такт музыке. И всё же между ними есть значительная разница в употреблении. Например, предложение «смотрите, как грациозно она пляшет» прозвучит по меньшей мере странно. Но почему?
Разгадка кроется в истории слов. Глагол «плясать» — общеславянский, и испокон веков означал народные танцы, тогда как существительное «танец» (от немецкого Tanz) было заимствовано, собственно говоря, вместе с самими «танцами» — чужеродными плясками, которые были непривычны и необычны для большинства населения.Таким образом, плясал, в основном, простой люд, а танцевали на балах всё больше господа и дамы. Или, точнее сказать, танцовали. Да-да, поначалу этот глагол писался именно так. Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцовало (Л. Толстой). Хотя сейчас эта норма уже устарела, о ней до сих пор напоминают слова «танцор» и «танцовщица».
Хотя современные народные пляски сплошь и рядом называют танцами, в некоторых случаях эти слова не взаимозаменяемы. В виду имеются устоявшиеся конструкции и термины, например, «ноги сами пустились в пляс» (фразеологизм), «Пляска смерти» (сюжет живописи) или «пляска святого Витта» (название болезни).
Русские слоги
Смысловые значения букв, слогов и слов русского языка
Содержание
Гастарбайтеры на службе её величества
Слова: танец, пляс, пляска
Читатель, ты тоже можешь стать этимологом! Смотри, как это просто! Чистить картошку сложнее. Умеешь чистить картошку? Значит, сумеешь быть этимологом. Показываю.
Школьный этимологический словарь русского языка.
ПЛЯСАТЬ. Общеслав. Первичное значение — «пускаться в пляс» (от радости). Конец статьи.
Слова «пляс» в словаре нет. Видишь, как всё просто! Плясать – пускаться в пляс! Делов-то!
ТАНЕЦ. Заимств. в XVIII в. из польск. яз., где taniec
А в этом случае надо под рукой иметь русско-польский словарь. И всё! Такое впечатление, что этимологи стали брать на работу гастарбайтеров. В целях сокращения издержек и увеличения объёма штампуемой продукции.
1. пляс
Буквально: импульсивные (п) движения без ограничений (ля-с)
2. пляска
1) импульсивно (п) без ограничений двигаться (ля-с) скакать, прыгать (ка);
2) резко, быстро (п), близко (ль) не перекрываясь (ас), двигаться, скакать, прыгать (ка).
Пляска — импульсивно, без ограничений двигаться, скакать, прыгать.
По сравнению с обычными движениями, в пляске движения могут быть самыми разнообразными, без всякого ограничения. И взмахи руками, и приседания, и прыжки, и наклоны, и кружения т.д. и т.п.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Пляска — производимая более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений: радости, гнева, любовной страсти, когда человек, подобно ребенку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на месте и т. п. Дети и дикари особенно отличаются неудержимым выражением своих ощущений и страстей посредством рефлекторных движений, не поддающихся действию задерживающих центров мозга…Мало-помалу, однако, П. изменила свое значение; она приобрела более сладострастный характер, льстящий чувственности или симулирующий ухаживание и победу над женщиной, или же превратилась в искусство выделывать трудные па, ходить на носках, производить грациозные движения и т. п. (балет). Цитируется с сокращением.
3. танец
Буквально: полагается (та) окружать, обходить огибать, избегая (не) хватания (ц)
Танец — полагается окружать, обходить огибать, избегая хватания. В отличие от пляски, танец действие чопорное и церемонное, где партнёр не позволяет себе лишнего. Придворные танцы. Кринолины знатных дам этому способствовали, не позволяя партнёру приближаться и хватать даму за бока.
Наша дешифровка исходных смыслов хорошо объясняет, чем пляс отличается от танца. Имеется пролаза. Вот она. В медицине есть термин – пляска святого Вита. Судорожные, хаотические движения тела истерического больного. «Хорея (хореический гиперкинез, ранее «витова пляска» или «пляска святого Вита»; от греческого χορεία, вид танца) — синдром, характеризующийся беспорядочными, отрывистыми, нерегулярными движениями…» ru.wikipedia.org
К вашему сведению. Хорея : ХО – охвачен, РЕ – непрерывным, Я – активным движением. Охваченность непрерывными активными движениями. Хо-ре-я. Опять мы с вами, читатель, без словаря перевели импортное слово. БВП.
Для дешифровки смысла слов использованы значения букв алфавита приведенные в таблице .
Что значат слоги русского языка смотрите на странице Значения слогов .
О методе с помощью которого обнаружены значения букв и слогов читайте в первой книге .
Пляска и танец в чем отличие
Плясать или танцевать? В чём разница и что на ваш взгляд правильно делать? разница взгляд
ТО есть разницы нет?
Если нет разницы почему эти понятия обозначены разными словами?
Вот например, песня и частушка. И то и другое поют, но разница есть. Так же и с пляской.
Я вас понял.
Понятно. Спасибо за ваше мнение!
да пожалуйста
Плясать можно под любую музыку, а танец вид искусства и тут уж оттачивается пластика с помощью ритмичных смен положения тела))
конечно. после росписи, вообще не вопрос
То есть пляска это танец невпопад?
Танцевать это более широкое понятие. Пласка это тоже танец. А вот когда танцуют вальс или танго, то нельзя сказать пляшут.
Ох, сложно это. скорее всего,танец- совместное творчество, социальное. А пляска- демонстрация себя и своих умений.
Классный ответ. Вы молодец! Если можно было бы ставить приоритеты я бы отдал вашему ответу предпочтение.
Спасибо))) просто я немного в теме.
плясать—это когда все накатили и пляшут,а танцевать—это когда умеешь именно танцевать,например зумбу или вальс.
То есть если накатил, то это уже не танец, а пляска?
Пляшут пляски-народные, танцуют танцы-Лат-американские, вальсы, танго, фокстроты.
И в чём же разница?
В плясках самые простые движения, а в танцах-сложные элементы, различные ПА, разработанные специально
Думаю кадриль можно с плясать, а танцевать можно и под Белые розы
Можно и кадриль станцевать, а плясать под Белые розы. Так в чём же разница?
Ритм, техника танца
Да без разницы) Как вы яхту назовете, так она и поплывет))))))))
Два по разному написанных слова не могут иметь абсолютно одинаковый смысл
ну, если хотите серьёзный ответ получить, то все дело в профессионализме
Ну вот это уже другое дело. Спасибо
Многие пляшут, возомнив, что танцуют. Не умеешь-не берись.
Ты очень строга, как умеют, так и двигаются, пляшут, главное, чтоб от души
Смеюсь) )я обьяснила разницу.
Как можно научиться танцевать если не браться за это дело?
Ну, можно конечно и плясать))
Пляшуть одиночки. Танцует пара. Танцевать конечно лучше
Стараюсь плясать и именно от печки. В этом и разница.))))
Так приятно, когда Вы улыбаетесь))
плясать скорее народный танец. ) танцевать балет)))
Если можно танец плясать, то балет и подавно. особенно если что то мешает и ты плохой танцор
Танец— это профессиональное. Плясать— настроение
Пляска и танец отличаются только темпераментом.
Но если он присутствует и там и там, а разница лишь в количественной составляющей, то выходит что они ничем не отличаются
Танец есть физическое движение души.
Пляшут бабы и мужики, танцуют джентльмены и лели
Расшифровка Чем танец отличается от пляски
Содержание третьей лекции из курса Ирины Сироткиной «Что такое современный танец»
В прошлой лекции мы убедились в том, что танец не столь чужд философии, как об этом привыкли думать несведущие люди. Наш следующий шаг — показать, что танец вполне может быть философией. Помните, Ницше говорил, что нужно философствовать и ногами, и головой? Как думают головой, вроде бы понятно. Но можно ли «размышлять ногами»? А ведь некоторые известные танцовщики прямо об этом говорят. Один из создателей танца постмодерн Мерс Каннингем (мы к нему еще вернемся) так и заявлял: «Я не более философичен, чем мои ноги».
Чем больше вы знакомитесь с танцем, тем больше замечаете в нем противоречий. С одной стороны, танец — это освобождение, раскрепощение тела. С другой — в танце очень много правил. Например, танцуя с партнером и свободно шагая, важно не наступать ему или ей на ногу.
На балах всегда были очень строгие правила, касающиеся не только последовательности движений в каждом танце, но и последовательности танцев. Аристократический бал открывался полонезом, за ним следовали более веселые мазурка и котильон. Тщательно предписывалось, кому с кем танцевать: неприлично более трех раз танцевать с одним и тем же кавалером. Еще строже контролировался наряд: обязательным было ношение перчаток (белых и всегда чистых), чтобы, не дай бог, не коснуться кожи партнера. Иными словами, бал весьма и весьма кодифицирован обычаем, правилами, предписаниями. Однако к концу его могли нарастать и «бальные вольности». Недаром на балах начинались влюбленности и браки.
Юрий Михайлович Лотман писал примерно так: танец существует в пространстве между дисциплиной и свободой, порядком и вольностями. Это верно не только про бальные танцы, но и про танец вообще. Существование между порядком и свободой — первая дилемма танца, о которой мы сегодня будем говорить. С ней, кстати, связано присутствие в русском языке двух разных слов: «танец» и «пляска». Эти слова не полные синонимы, они означают разные вещи (я называю их словами-концептами). И происхождение их разное. «Танец» — слово, заимствованное из немецкого языка (der Tanz), «пляска» — коренное русское. Слово «танец» вошло в русский язык тогда же, когда появились первые балы, или «ассамблеи», которые устраивал Петр I.
Если мы расположим танец и пляску на шкале, на одном полюсе которой — максимальная свобода, а на другом — максимум порядка, то пляска окажется ближе к полюсу свободы, а танец — ближе к полюсу порядка. В танце, как мы видели, свобода тоже есть, но в пляске ее больше. Пляской мы называем танец страстный, дикий, вольный, экстатический. В отличие от пляски, танец подчиняется регламенту, правилам создавшей его цивилизации, законам искусства. Пляска и танец в смысле противостоят друг другу, как свободное проявление чувств — самоконтролю.
Вы, наверное, слышали выражения «пляшут нервы», «пляшет душа». Пляшут скоморохи, пляшет канатоходец в небе над ярмаркой. Скоморохи в своей пляске торжествуют над запретами официальной репрессивной культуры — недаром скоморошьи игры церковь запрещала. А самих скоморохов жестоко наказывали: в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» скомороху отрезают его крамольный язык.
Свободная от условностей и ограничений, пляска подчинена лишь музыке, которая и сама — эмоциональная стихия. Пляску нельзя «исполнить», ей можно только отдаться — как страсти или экстазу, «пуститься в пляс».
Как мы можем понять, пляска и танец — еще и классовые антиподы: «танцуют» на балах люди богатые и знатные, «пляшут» крестьяне, простые горожане — одним словом, народ. Пляска демократична, танец аристократичен. Вспомните, как в «Войне и мире» Наташа Ростова, обученная только бальным танцам, неожиданно для всех (и, может быть, для себя самой) пляшет «русскую» под дядюшкину гитару — при полном одобрении крестьян.
Некоторые даже говорят об «инстинкте пляски», якобы универсальном для всех людей, но я не стану под биологическим словом «инстинкт» подписываться. Я предпочитаю, говоря о танце, оставаться в сфере культуры, а не спекулировать о том, что животные тоже танцуют. Мне кажется, что здесь речь идет о разных феноменах.
Конечно, у танца и пляски много и общего. И тот и другая служат для общения — не только личного, тет-а-тет, но и, как говорят социологи, включены в процессы групповой коммуникации. Особенно это заметно в некоторых плясках: посмотрите, например, сколько гордости и вызова в движениях танцоров фламенко. А в русских плясках у мужчин есть даже особые коленца: выходка, ломание (отсюда просторечное «Ну что ты выламываешься?»), хорканье, стращание, трепак. Это вызов, устрашение соперника, поддержание собственного боевого духа. Их исполняют, например, при агрессивном ухаживании или как провокацию к драке. Недаром в завершение сельских праздников, после хороводов и плясок, часто происходили уличные бои. Дрались стенка на стенку (например, ухажеры из-за девушки при поддержке своих команд) или же по географическому признаку: улица на улицу, край на край. Теперь эта традиция отчасти перешла к современному street dance, уличному танцу — хип-хопу. Изначально это соперничество двух банд из разных кварталов: как и в русской деревне, они соревнуются в удали, стращают друг друга, обещая задать друг другу трепака.
С этой способностью уличной пляски — символического противостояния — перерастать в настоящую борьбу, иногда с кровопролитием и членовредительством, возможно, и связано недоверие властей к народным праздникам. Власть всегда пыталась поставить пляску под свой контроль. В дореволюционной России введением народных гуляний в «цивилизованные» рамки занимались, в частности, общественные организации — попечительства о народной трезвости. В противовес трактирам, они открывали так называемые народные дома, где поили чаем, а не водкой. В советское время эту традицию продолжили красные уголки, фабричные и деревенские клубы, Дома культуры. Свободную, неуправляемую энергию народных гуляний и пляски пытались подчинить, ввести в дисциплинарное русло, регламентировать. Для этого организовали «художественную самодеятельность» (что, конечно, парадокс — организованная самодеятельность). Издавали инструкции по проведению клубных вечеров, сборники по «массовым играм и пляскам». В 1928 году на Всесоюзной спартакиаде организовали даже «чемпионат по пляске» между разными народами СССР.
Хор Пятницкого, который возник еще до революции и был неформальным собранием певцов и музыкантов, при советской власти стал «государственным» и даже «академическим». На волне приручения «дикой» пляски, в страшном для страны 1937 году, был создан первый Государственный ансамбль народного танца — им бессменно руководил Игорь Моисеев. Появился довольно странный гибрид народной пляски и классического балета — так называемый народно-сценический танец. Пляску начали ставить специальные хореографы и преподавать в специальных училищах, включая институты культуры. Наконец, пляска поднялась на самый верх официоза: «народные танцы» были включены в физкультурные и прочие парады на Красной площади. В постановке парадов участвовали Моисеев, Касьян Голейзовский, другие профессиональные хореографы, в том числе из Большого театра.
Любопытно, что, когда в Россию на свои первые гастроли приехала Айседора Дункан, ее танец был столь непривычным, он так отличался и от балов, и от балета, что его и не могли назвать. Журналисты, критики, поклонники в один голос писали и говорили о Дункан как о плясунье. Вспомнили опять Ницше (Айседора сама амбициозно представляла себя «полем боя, которое оспаривают Аполлон, Дионис, Христос, Ницше и Рихард Вагнер»). Ее пляска стала для ее фанатов символом бунта против репрессивной культуры, пространством индивидуальной свободы, где возможны творчество и творение самого себя, где раскрывается — а может быть, впервые создается — человеческое «я», личность.
Реконструкция танца Айседоры Дункан, выполненная Сильвией Голд. Музыка Франца Шуберта. 1979 годКак мы помним, «танцующий философ» Ницше признавался, что поверит «только в такого Бога, который умел бы танцевать», и считал потерянным «день, когда ни разу не плясали мы». Он имел в виду — комментировала Айседора — не пируэты и антраша, а «выражение жизненного экстаза в движении». Создавая свой танец — глубоко эмоциональный и личный, — Дункан претендовала на то, чтобы переживать на сцене экстазы и упиваться собственной «волей к танцу». Этим она и привлекала зрителей, любовавшихся «восторгом радости у плясуньи» и считавшими, что ее нужно видеть «хотя бы только из-за этой ее радости танцевать». Пляска-экстаз, пляска-импровизация стала самой характерной утопией Серебряного века. Человеку — писала одна из последовательниц Дункан — надо прежде всего пробудить свою «волю к импровизации». Плясовая импровизация — это «проявление и осуществление своего высшего духовного и физического „я“». Поклонники Дункан видели в ее танце средство вернуть некогда утраченную целостность, преодолеть разрыв между разумом и эмоциями, душой и телом. Недаром ее танец окрестили свободным, вольным.
У Мишеля Фуко есть понятие биовласти — так он называет контроль, который современное общество осуществляет над телом индивида. Речь идет не столько о прямом контроле, сколько о наборе культурных норм и практик дисциплинирования тела. Дисциплинировать тело, воспитывать, подчинять его контролю и самоконтролю требуется именно потому, что в теле видят опасность. Пробуждение телесных сил и энергий может быть чревато и для окружающих, и для самого «владельца тела».
И наоборот, в телесности и пляске часто видят последний островок сопротивления — в том числе сопротивления нормативной культуре, облеченной в слова идеологии.
Танцующее тело — больше, чем простой проводник социальных норм. В отличие от сознания, оно — так верят эти люди — способно ускользнуть от жестких требований морали, отношений доминирования и подчинения, гипноза консюмеризма, потребительства. Тело может стать основой для радикально инаковых отношений. Я не стану ни подтверждать, ни опровергать это утверждение — оставлю его открытым, чтобы слушатели сами могли исследовать отношения порядка и свободы в своем теле и своем танце.
Что еще почитать:
Бахтин М. М. Народно-праздничные формы и образы в романе Рабле. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Гл. 3. М., 1990.
Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык. М., 2004.
Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). Часть 2: бал. СПб., 1994.
Shay A. Choreographic Politics: State Folk Dance Companies, Representation, and Power. Middletown, 2002.
История тела. М., 2012.