Пмо что это в педагогике
Доклад на педагогическую конференцию «Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы в образовательном процессе»
«Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы в образовательном процессе».
В апреле 2020 года наша школа приступила к апробации персонализированной модели образования (ПМО) с использованием школьной цифровой платформы. Цифровая платформа – это инструмент, позволяющий обеспечить процесс персонализации. При работе с платформой понимаешь, что она позволяет:
— поддерживать, а не отбивать у обучающихся, интерес к учебе;
— стимулировать у учителя понимания необходимости постоянно учиться;
— формировать проектное мышление;
— ориентироваться в информации, анализировать, классифицировать, отбрасывать лишнее.
Я считаю, что в первую очередь, для того, чтобы начать осваить с детьми персонализированную модель образования нужно установить общие правила работы, для этого нужно создать так называемый, Кодекс деятельности. В последствии, при переходе на дистанционное обучение, данный кодекс будет трансформирован применительно к ситуации. Обучающиеся будут ознакомлены со структурой построения модуля, будут учиться ставить учебные цели и производить отбор заданий под поставленные цели. Образовательный процесс, строится по модульному принципу. Основную работу обучающийся выполняет в классе в своем индивидуальном темпе. Нет строгого деления на классную и домашнюю работу. Обучающийся всегда может вернуться к заданию, в котором допущены ошибки, и выполнить его заново. Ориентация на цели, выбор учебных целей, уровня их достижения самим обучающимся – это системообразующий фактор ПМО. Все это положительно влияет на мотивацию обучающегося.
Цифровая платформа позволяет учителю как использовать готовый модуль, так и добавлять свой материал в модуль или полностью создать свой модуль. Каждый модуль начинается с мотивурующего и проблемного задания. Мотивирующие задания позволяют обучающимся понять зачем изучать данный модуль, увидеть его связь с ключевыми идеями, определить свою готовность к изучению модуля. Кто-то из учеников сможет ответить на поставленный вопрос сразу, для кого-то это будет сделать сложно. Учитываются все мнения учащихся, но я считаю, что не стоит говорить ученикам, кто из них прав. В момент дискуссии можно выяснить какие дополнительные знания надо получить, чтобы мы могли однозначно ответить на поставленную проблему. И обязательно в конце модуля, подводя итоги, с учащимися возвращаться к проблемному вопросу. Как правило, все обучающиеся в этом случае уже могут дать правильный ответ на этот вопрос. Задания в модуле формируем по целям обучающихся:
— я могу воспроизвести решение,
— я понимаю и могу применить решение в усложненной ситуации,
— я могу проанализировать ситуацию и применить решение в незнакомой ситуации.
Это позволяет обучающемуся увидеть траекторию своего движения, оценить реальный уровень. Есть 4 уровня.
Уровень 1.0 служит в основном для информирования и диагностирования обучающихся и ориентирован на освоение цели уровня 2.0.
Уровень 2.0 – это уровень простейшего понимания. Задания данного уровня подобраны таким образом, чтобы при решении обучающийся показал свое понимание изучаемого материала и его применение на базовом уровне.
Уровень 3.0 – целевой уровень. Учащиеся должны уметь анализировать и применять изученное к различным примерам. Синтез нескольких простых элементов.
Уровень 4.0. На этом уровне обучающийся показывает умение исследовать, проектировать, переносить достигнутые образовательные результаты в другую область. Применение знаний в практических ситуациях. На данном уровне обучающийся демонстрирует углубленные знания и умения за пределами содержания изучаемой темы, применяет полученные знания в новом контексте.
Большой плюс в данной модели, что разработчики предусмотрели различные формы оценивания выполнения заданий: самопроверка учащимся по ключам, проверка учителем, автоматическая проверка, проверка работы одноклассником. В завершении модуля обучающиеся выполняют проверочную работу по модели ВПР, ОГЭ.
На платформе предусмотрена обратная связь с учителем. При работе на данной платформе могут быть привлечены и любимые обучающимися гаджеты.
На этой платформе мы только начнем работать с учащимися 5 классов с 01.09.2020.
В работе с обучающимися старших классов были использованы платформы МЭО, Учи.ру и т.д.
На платформе МЭО задания собраны по темам. Каждая тема заканчивается тестовой проверкой. Тестовые задания проверяются автоматически. Тренировочные задания задаются учителем с помощью матрицы заданий. После выполнения заданий обучающимся учитель проверяет выполнение заданий. Минус платформы в том, что на учителя ложится очень большая нагрузка. Модуль по подготовке к ОГЭ по математике не отвечает требованиям ДЕМО-версии 2020 года, представлен без учета изменений.
Для подготовки к олимпиадам и вывода учащихся на более высокий уровень очень активно использованы были Учи.ру. На платформе Учи.ру очень удачно представлен материал по подготовке к ОГЭ и серия вебинаров по подготовке к ОГЭ.
Все учебные платформы повышают мотивированность учащихся к самообразованию, развивать культуру включенности и обучения. Использование платформы, как инструментам персонализированного образования, комбинированного обучения позволяет уделять обучающимся более индивидуальный подход, чем обычно дает традиционное обучение.
Единственная проблема по подключению к школьной цифровой платформе может возникнуть у детей дома, так как я предполагаю, что не у всех учеников есть дома телевизоры с HDMI входом, который потребуется для подключения смартбокса.
Три школы области участвуют в эксперименте по внедрению персонализированной модели образования
Гимназия в Старой Руссе. Урок геометрии в 8а классе с использованием персонализированной модели образования.
Персонализированная модель образования (ПМО) – это электронная платформа. Цель персонализации в школах, как говорят разработчики платформы, – максимальное развитие образовательного и личностного потенциала каждого учащегося, развитие внутренней мотивации ученика.
Важным фактором нового подхода называют значимость командной работы в процессе обучения, развитие «гибких» навыков в ходе освоения предметного содержания, «право на ошибку», то есть возможность самому оценить правильность совершенного выбора, возможность оставаться «почемучкой» на протяжении всего процесса обучения.
В настоящее время для внедрения персонализированной модели образования в 5-8 классах отобрано 15 школ из пяти регионов: республики Татарстан, Нижегородской, Калужской, Липецкой и Новгородской областей. По итогам апробации в августе 2020 года будет принято решение о масштабировании новой модели на более чем 100 российских школ.
От Новгородской области в проекте участвуют гимназия «Гармония» и школа №36 из Великого Новгорода и гимназия Старой Руссы.
– У нас экспериментальным является 8а класс, с которым занимаются активные педагоги. Учащиеся же имеют опыт работы на других образовательных платформах, в частности «Якласс», – объяснила директор старорусской гимназии Татьяна Матюшкина. – ПМО располагает образовательными модулями по всем школьным дисциплинам для 5-8 классов. Но мы пока остановились на математике и физике.
Как объяснила Татьяна Матюшкина, в отличие от онлайн-ресурса «Якласс», ПМО предлагает детям самим выбрать уровень погружения в изучаемую тему: базовый, повышенный или научно-исследовательский.
– Сложность, если в будущем все классы переводить на ПМО, будет заключаться в необходимости каждого учащегося обеспечить мощными ноутбуками и скоростным интернетом, – заметила Матюшкина.
Педагоги, работающие с экспериментальным классом, уже прошли несколько обучающих курсов – в Москве и Старой Руссе. На занятиях выступили ведущие эксперты России в области применения новейших технологий в учебной отрасли и методологии.
Кураторы столичной организации «Платформа новой школы» – разработчика ПМО, регулярно приезжают в школы, участвующие в эксперименте – консультируют учителей, присутствуют на уроках, отвечая на вопросы детей и помогая им делать задания.
Персонализированная модель образования
Что такое
«Персонализированная модель образования»?
В основе программы лежит персонализированный подход в образовании — способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором учащийся выступает субъектом учебной деятельности.
Персонализированный подход базируется на положении, что ребёнок учится и развивается лучше, если он мотивирован, активен и, если учитываются его индивидуальные особенности. Учащемуся предоставляется возможность планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя учебные цели, управлять временем и темпом обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать себя и других. Указанные параметры определяются по большей степени (в пределе — полностью) самим учащимся (в индивидуализированном обучении — педагогом с учётом индивидуальных особенностей обучающегося). При этом персонализация нацелена, прежде всего, на развитие личности, а не только на усвоение определённого объёма знаний. Персонализированный подход предполагает фокус внимания в образовании на развитии у детей навыков XXI века: умения ставить цели и достигать их, работать в команде, понимать себя и других, быть креативными и критически мыслить.
Учебный процесс в школе «Вектор» выстроен с использованием
цифровой платформы персонализированного обучения «СберКласс», созданной по поручению Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. No Пр-118 (пункт 1а) ПАО «Сбербанк». Это вариативный и адаптируемый контент, соответствующий требованиям ФГОС, дает ученику свободу в выборе образовательной траектории и темпа ее освоения.
Платформа не заменяет учителя: его роль наставника, тьютора и навигатора в образовательном процессе является ключевой.
Учебные материалы на платформе «СберКласса» и предлагаемые ученикам задания изложены так, что ребенок легко понимает, что нужно сделать, где взять материалы, как это рекомендуется сделать (самостоятельно, в паре, в группе), в каком виде и как представить результат работы и как она будет оценена. Это снижает ощущение зависимости от учителя и учебной беспомощности.
Персонализированная модель обучения, наоборот, предлагает ребенку возможность выбора, систему ориентиров движения внутри предмета, возможность уйти вперед, сэкономить время и ответственно им распорядиться. Это дает учащемуся ощущение того, что он водитель собственного «Феррари», а не пассажир товарного вагона. В этом заключается главный долгосрочный мотивирующий фактор.
Развитие образовательного и личностного потенциала обучающихся через внедрение персонализированной модели образования на основе школьной цифровой платформы
1. Пояснительная записка
Я никогда не учу своих учеников,
я лишь стараюсь обеспечить условия,
в которых они могут учиться.
А.Энштейн
Как только возникает вопрос о конкуренции России на мировом рынке, мы понимаем, что будущее страны формируется в школе. Поэтому приоритетной задачей системы образования становится формирование человеческого капитала, создание нашего будущего.
Но изменилась ли школа? Появились ли новые педагогические технологии, обеспечивающие ускоренное, глубокое или гарантированное
формирование компетенций, овладение знаниями и навыками?
Задумываясь над тем, какие образовательные подходы и технологии будут в полной мере отвечать вызовам ХХI века я, как молодой педагог, находящийся в поиске пыталась найти ответы на вопросы:
— что нужно изменить в моей работе так, чтобы образование было востребованным и современным?
— как сделать преподавание предмета интересным и релевантным цифровой реальности?
— как развивать навыки и умения (компетентности) каждого ученика?
Из слов Владимира Владимировича Путина: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху…» я сделала вывод, что ответом на мои вопросы должна стать гибкая система обучения, воспитания и развития, которая позволяет:
— через подбор личной образовательной программы соединить конкретного ребенка с социально-культурным сообществом, в котором он живет, и обеспечить перспективность его образования [5].
— поддерживать у ребенка живой интерес к учебе, стимулировать желание непрерывно учиться у учителей;
— формировать проектное мышление;
— кастомизировать предложение, создавать продукт под запрос конкретного человека, обеспечивать условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Екатерина Булычева, руководитель программы фонда «Цифровая платформа персонализированного образования в школе», на заседании экспертно-стратегического совета Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» подчеркнула, что цели персонализированной модели образования сопряжены с целями национального проекта «Образование». Отличительной особенностью представленного подхода является то, что при сохранении федеральных государственных образовательных стандартов, новая методология качественно меняет организацию образования в школе.
В сентябре 2020 года МБОУ СОШ № 4 стала пилотной площадкой проекта «Персонализированная модель обучения на Школьной цифровой платформе» (ПАО «Сбербанк России») и мне предстояло изучить курсе «Основы персонализированной модели образования» и на практике апробировать данную технологию.
Разработанный мною проект «Развитие образовательного и личностного потенциала каждого учащегося через внедрение персонализированной модели образования на основе Школьной цифровой платформы» является своевременным, актуальным и значимым в развитии системы образования, направленной на развитие образовательного и личностного потенциала обучающихся.
Цель проекта: создание организационно-педагогических условий для развития образовательного и личностного потенциала каждого учащегося через внедрение персонализированной модели образования на основе Школьной цифровой платформы.
Задачи проекта:
Участники проекта: обучающиеся 5а класса, их родители (законные представители), педагоги-психологи, учителя-предметники, администрация МБОУ СОШ № 4.
Срок реализации проекта: 2020-2023 учебный год.
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта «Персонализированная модель образования»
С 1 сентября 2020 года ученики 5 Б и 5 В классов принимают участие в апробации цифровой платформы персонализированной модели образования (ПМО).
Персонализированная модель образования (ПМО) соответствует федеральным государственным образовательным стандартам начального, основного, среднего общего образования в отношении положенного в основу ФГОС системно-деятельностного подхода (формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активная учебно-познавательная деятельность; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся).
Проведены родительские собрания, на котором были рассмотрены такие вопросы как: «Что такое ПМО? Как зайти на платформу? Что делать, если нет интернета?» и др. Администрацией школы заключены соглашения
с родителями об участии их детей в программе ПМО на ШЦП.
Персонализированная модель обучения предполагает, что у учащихся будет больше свободы. Дети быстро привыкают к новым условиям, но это не происходит само по себе, нужна подготовительная работа. Становление культуры учения проходит через несколько этапов: фундамент, развитие, устойчивость, саморазвитие.
С учащимися данных классов мы находимся на стартовом этапе. На данном этапе «Фундамент» учитель полностью управляет обучением: устанавливает правила поведения, обустраивает пространство класса, устанавливает учебные цели, задаёт стандартный темп для всего класса, система оценивания целиком в руках учителя.
На первых занятиях учащиеся создали кодекс взаимодействия. Прошли обучение, как зайти на ШЦП.
При обучении каждого ученика в классе в собственном темпе главным ориентиром – к чему нужно прийти в конце маршрута – является цель.
Учебная цель – те действия, которые сможет выполнить ученик, поэтому сам ученик формулирует цели доступными и понятными для него: «Чему я научусь?», «Зачем мне это нужно?», «Как это будет оцениваться?»
В персонализированной модели образования цели шкалированы – разделены на базовый (2.0), целевой (3.0) и продвинутый (4.0) уровни.
Такая цель-шкала служит для учащегося ориентиром откуда и куда двигаться в учении, также «дорожной картой» для самостоятельной учебной деятельности и «переговорной базой» для обсуждения с учителем своих достижений и перспектив.
На платформе имеются готовые модули. Учитель может использовать их в готовом виде, модифицировать (добавить/удалить отдельные задания), глубоко переработать или создать собственный модуль.
Обучение учителей разным аспектам ПМО также идёт с использованием Платформы и тех же педагогических технологий, которые они смогут
применять в ходе обучения школьников.
На данный момент учителя, работающие в пятых классах проходят обучение на IV этапе «Учебные цели и оценивание результатов» на школьной цифровой платформе, созданная благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Участвуют в вебинарах, практикумах ПМО, изучают модули.