По каким трем параметрам оцениваешь что сделал свою работу хорошо
Оценка по KPI работников бэк-офиса. Разберем по шагам
Как правило, системы мотивации, основанные на KPI, измеряют ключевые показатели эффективности (KPI работников), поскольку они основаны на SMART-критериях. Поэтому такие системы мотивации удобны для применения к работникам, занятым в центрах прибыли, где есть объективные, а главное – измеримые критерии: объемы продаж, финансовые ключевые показатели эффективности деятельности (KPI работников), сроки и пр., – и работа, основанная на SMART-целях и задачах, имеет конкретный результат. Однако не все виды работ могут иметь такие цели и задачи. Например, как оценить процессную деятельность (не предполагающую достижения конкретного результата), где нет SMART-задач и тех, кто «отдален» от экономических и операционных процессов компании, – «клерков»: секретаря, оператора call-центра, системного администратора службы поддержки, инспектора по кадровому делопроизводству, бухгалтера, кадровика и т.п.? Эти работники (бэк-офис) выполняют рутинные функции, и, в отличие от труда менеджеров, работу «клерков» трудно оценивать. Как оценить качественную сторону работы этой категории персонала?
Ключевые показатели эффективности (KPI работников) — на что следует обращать внимание?
В данном случае необходимо оценивать исполнение функций. В значительной степени это лишь качественная оценка, а, как известно, качественная оценка представляет собой экспертную оценку. Предложенная в статье методика помогает оценивать труд именно с этой стороны.
Каждый руководитель ценит в своих работниках способность выполнять работу быстро и качественно. И сокрушается, когда эти требования не выполняются. Нередко ему приходится мириться с этим и уповать на то, что он когда-нибудь найдет сотрудника получше, но и с новым работником все повторяется. Почему так происходит? Для ответа на этот вопрос углубимся в природу рассматриваемых параметров и их соотношение.
Что такое «скорость работы»? Из физики нам известно, что скорость – это отношение объема работы ко времени ее выполнения. А значит, руководитель оценивает своего работника по трем параметрам: объем работы, время ее выполнения и качество работы.
Таким образом, любую деятельность можно оценивать по трем ключевым показателям эффективности (KPI работников), назовем их «триадой эффективности» (см. приложение):
Причем, каждый руководитель может для себя решить, какую работу он оценивает:
Однако не так-то просто «примирить» скорость работы и качество. Действительно, можно убедиться, что легко реализовать только любые два параметра «триады» и трудно сделать так, чтобы все задачи были выполнены в срок, качественно и в нужном объеме. Такую систему сложно сбалансировать – и в этом ответственность руководителя.
Чаще всего работа выполняется качественно и в срок, но, возможно, это будет не весь объем работы. Нередко сотруднику удается выполнить все задания, но либо со снижением качества некоторых из них, либо с нарушением сроков.
А про ожидания досрочного выполнения всех задач при сохранении превосходного качества начальству можно и вовсе забыть. Мало того, руководители привыкли видеть в способности работника выполнять повышенный объем задач досрочно и с превосходным качеством признаки его недостаточной загруженности, а не одаренности. Не этим ли обусловлен современный кадровый тренд «поиска талантов»? Мечта работодателей о так называемых талантах – это мечта о работниках, которые способны устойчиво выполнять три этих критерия в полном объеме. Согласитесь, их не так-то много.
Сам по себе учет задач и функций – дело творческое. Они имеют разную значимость, а значит, должны быть с разным весом. Кроме того, все ключевые показатели эффективности (KPI работников) могут иметь свой вес в системе (см. табл. 1), который определяет руководитель, исходя из актуальных задач, особенностей труда и пр., выделяя тем самым то, что важнее всего. Например, для отдела подбора важны сроки, а для бухгалтерии – качество.
Итоговая оценка вычисляется как средневзвешенная величина оценок. Это сумма произведений оценки по каждому из ключевых показателей эффективности (KPI работников) и его веса:
35% х 3 + 40% х 4 + 25% х 1 = 1,05 +1,6 + 0,25 = 2,9 (при максимуме – 4 балла)
или
35% х 75% + 40% х 100% + 25% х 25% = 26,25% + 40% + 6,25% = 72,5%
Второй вариант расчета итогового балла этой методики приведен в приложении.
Стоит повториться: естественно, такие оценки грешат субъективизмом. Если объем работы можно определить, да и сроки поддаются измерению, то качество (при отсутствии специализированных измерений, например, числа жалоб клиентов или результатов оценки, проводимой по технологии «тайный покупатель») оценивается субъективно.
Автор статьи предлагает оценить эффективность персонала, провести обучение руководителей и сотрудников, оценку, онлайн оценку персонала, командообразование и бизнес-симуляции.
Алексей Широкопояс — эксперт по развитию персонала, основатель портала КОМПЕТЕНЦИИ /hr-media.ru/ a.shirokopoyas@bis-db.ru; 8-926-210-84-19
Ключевые показатели эффективности (KPI работников) — что повышает объективность методики?
Во-первых, оценочные критерии формулируются особым образом. Это сделано неслучайно: по истечении месяца руководитель не всегда может в деталях вспомнить, какие сроки были нарушены, и сколько дел сотрудник завершил с надлежащим качеством. Однако у него сложилась общая, целостная картина работы подчиненного, написанная «крупными мазками». Такими же «крупными мазками» ему предлагается нарисовать «портрет эффективности» сотрудника.
Во-вторых, объективность методики повышает практика ее применения. Более чем десятилетний опыт использования методики показывает, что эффективность высока в том случае, когда ее заполняют и руководитель, и сам работник. Затем они обсуждают полученные результаты, и это имеет важный смысл:
В-третьих, в силу указанных эффектов обе стороны стремятся к достижению договоренности, что, как сформулировали сатирики, является «продуктом непротивления сторон». Поскольку основное практическое применение этого метода заключается в возможности регулировать месячную или квартальную премию (см. табл. 2), то именно это обстоятельство делает методику ценной, т.к. договоренность приводит к справедливости, а это важнее, чем точность измерений, и мотивирует сильнее, чем математически точный и порой обезличенный учет баллов.
В-четвертых, объективность методики повышается в силу «эффекта масштаба» в случае применения ее во всех подразделениях компании. Данный эффект дает возможность сравнивать результат с объективными данными, а это еще один мощный критерий верификации и источник коррекции результатов. Так, вышестоящий руководитель, получив полную картину оценок по компании (совокупность оценок результативности менеджеров, занятых в центрах прибыли, и оценок эффективности работников центров затрат компании), может сравнить ее с финансовыми и другими объективными ключевыми показателями эффективности сотрудника (KPI работников) эффективности организации в целом. Может получиться, что общая оценка всех работников по методике «Триада эффективности» окажется завышенной по сравнению с объективными ключевыми показателями эффективности (KPI работников) организации. Тогда работодатель вправе своей властью ввести коррекцию при выплате премий.
Из таблицы 2 видно, что у сотрудника Данилина в феврале был отпуск, и в соответствии с политикой компании премия за это время не начислялась. У Широковой наметилась тенденция к повышению эффективности. У других работников эффективность снизилась.
Обратите внимание: выполнение даже 50% плана может быть вознаграждено, тем более что одновременно три ключевых показателя эффективности (KPI работников)«триады» трудновыполнимы, и высокими могут быть два из трех за счет ресурса третьего. В связи с этим любое число менее 50% – тоже определенное достижение.
Ключевые показатели эффективности (KPI работников) — системное применение метода
Метод может применяться каскадно (когда вышестоящие работники оценивают нижестоящих), в масштабах всей организации и независимо от того, есть у работников «объективные ключевые показатели эффективности (KPI работников))» или нет. Каскадное применение метода придает оценке системность и дополнительную объективность, особенно когда речь идет о начислении премий.
А если к тому же метод применяется в течение долгого времени, то он приобретает целый ряд полезных свойств. Рассмотрим их.
Так, на рисунке видно, что подчиненные руководителя отдела 1 обладают разными умениями (это наглядно показывают «мини-диаграммы»): инженер работает медленно, но качественно, специалист – быстро, но недостаточно качественно. Вышестоящий руководитель оценивает работу начальника, а значит, и всего отдела 1 так: подразделение решает большой объем задач со средним качеством и с некоторым нарушением сроков. А общий анализ работы всего отдела показывает, что у руководителя есть дополнительный объем задач – помимо тех, что решают его подчиненные, и это может говорить о проблемах с делегированием. К тому же деятельность начальника каким-то образом «ухудшает» качество работы инженера и «замедляет» труд специалиста. В итоге сроки и качество работы отдела – не выше среднего. Руководителю начальника отдела 1, пожалуй, стоит задуматься о его эффективности как управленца.
Руководитель отдела 2 работает быстро, но выдает «на-гора» меньше дел, чем его подчиненный. Ведущий специалист медленно выполняет большой объем работ. Значит, этот начальник берет на себя те задачи, которые можно решить быстро, при этом и качество его работы не назовешь низким. Очевидно, что здесь все в порядке с делегированием, качеством работы и соблюдением сроков, а значит, и с ответственностью.
Итак, несмотря на явную субъективность метода «Триада эффективности», его полезные свойства очевидны:
А главное – это не очередной «точный инструмент», а способ опосредовать диалог руководителя с подчиненным по вопросу вознаграждения. Ведь ничто так не снижает мотивацию работника, как отсутствие признания и понимания путей развития. В таком диалоге работник может понять, чем его шеф недоволен, и на что он обращает внимание. Другими словами, метод наделяет мотивацию очень важным управленческим эффектом – обратной связью подчиненному о его работе.
Зачем делать работу хорошо? Манифест Качества
Генеральный директор компании Nekki Дмитрий Терёхин поделился своими мыслями о том, почему одни люди делают работу хорошо, даже когда этого никто не видит, а другие поступают небрежно, независимо от вознаграждения.
То, что я напишу здесь, достаточно трудно понять, и еще сложнее объяснить. Тем не менее, я верю, что мы все подсознательно знаем, о чем идет речь, и со временем смысл сказанного будет раскрываться всё полнее.
Многие из понятий, которые я использую, не имеют однозначного определения и допускают различные трактовки. Не цепляйтесь к словам — просто попробуйте почувствовать то, что за ними стоит.
Итак, начнем. То, о чем я собираюсь поговорить, я называю Качеством. Качество — не синоним правильности. Это нечто большее. Правильно выполненная работа — это еще не работа, выполненная Качественно. Это просто работа, удовлетворяющая чьим-то правилам. А что, если нет того, чьи правила надо выполнять?
Для тех, кто не понимает разницы, всегда возникает вопрос: зачем делать что-то сверх правил? Зачем делать качественнее, чем меня просят? Зачем делать качественно то, что никто не увидит и не оценит? Зачем делать то, за что мне не платят?
Никто не сможет дать на этот вопрос убедительного ответа. Ответа, который расставил бы всё по местам и дал бы каждому достаточную мотивацию для Качества. А когда убедить нельзя, остаётся только верить и выбирать с кем по пути. Для тех, с кем мне по пути, я решил написать манифест.
Но сначала немного теории.
Самым родственным понятием Качеству на данный момент я считаю древнегреческое Арете. Этим словом называлось совершенство в чем-либо, будь то военное дело, спорт, искусство или знания. Арете было тесно связано с личной эффективностью и максимальным раскрытием человеческого потенциала. Рискну предположить, что для древних греков Арете было смыслом жизни.
Поэтому, возвращаясь к вопросу, зачем поступать качественно, если этого не просят — можно дать ответ: поступать иначе противоречит смыслу жизни. Поступать иначе — значит пренебрегать своими возможностями. Пренебрегать потенциалом, данным человеку, когда он пришел в этот мир.
Но как добиться Качества?
Возможно, и на этот вопрос нельзя дать логического ответа. Мы выяснили, что недостаточно просто выполнять работу по правилам. То проявление Качества, которое может быть описано словами, автоматически превращается в правила, и мы возвращаемся к тому, с чего начали.
Значит, у Качества есть и другое проявление. Помимо логического, рационального, есть еще и второе — духовное, романтическое проявление качества. То необъяснимое, что внушает благоговение тем, кто соприкасается с ним.
Научить Качеству нельзя, но можно задать себе вопросы: люблю ли я то, что делаю? Не стыдно ли мне за это? Могу ли я вдохновиться своей работой и вдохновить других? Совершил ли я хотя бы маленький подвиг, стал ли хоть немного лучше?
А еще можно спросить себя: если бы я знал, что этот поступок станет последним в моей жизни, сделал бы я его так же?
Можно еще много сказать о Качестве, но Качество заключается и в краткости. Поэтому я попробую декларировать главные принципы в виде короткого манифеста:
Закончить эту статью я хочу цитатой из замечательной биографии Стива Джобса, написанной Уолтером Айзексоном:
«Прошло полвека, а этот забор на заднем дворе дома в Маунтин-Вью так и стоит. Показывая мне его, Джобс гладил штакетины и вспоминал урок, который преподал ему отец. Нужно тщательно отделывать обратную сторону шкафа и забора, учил Пол. Неважно, что они не на виду. «Ему нравилось все делать хорошо. Даже то, что никто никогда не увидит».
Как оценить эффективность работы сотрудников
Оценка эффективности работы подчинённых – одна из основных задач каждого руководителя. Если отвлечься от её решения, всё сразу пойдёт вразнос:
Результат всегда один: вы теряете деньги, потому что время сотрудников – оплаченный вами ресурс – расходуется не оптимально. Сегодня поговорим о том, как оценить эффективность работы сотрудника и какие выводы из этой оценки сделать.
Методы оценки эффективности сотрудников
Есть несколько подходов к оценке эффективности работы подчинённого, но в глобальном плане все их можно разделить на две больших группы:
У каждого решения есть свои преимущества и недостатки, которые нужно учитывать.
Оценка эффективности работы по результату
Здесь всё просто: вы ставите сотруднику задачу и знаете, какой результат хотите получить. Если подчинённый справился, всё хорошо. Если нет, плохо. Наиболее часто данный метод используется в формате ключевых показателей эффективности работы – KPI.
Плюсы такого подхода очевидны:
Главный минус – это то, что KPI, как и корпоративный тайм-менеджмент, никак не показывает возможности ваших специалистов к работе над собой. Допустим, у вас есть сотрудник с отличным потенциалом, но он выполняет KPI за 30% рабочего времени, а оставшиеся 60% просто отдыхает. Вы об этом даже не узнаете, потому что по отчётам всё в порядке – а значит не сможете подумать над вовлечённостью работника и повышением отдачи от него.
Кроме того, жёстко закреплённые критерии оценки эффективности сотрудников хороши только в том случае, если они адекватно соответствуют возможностям персонала. А для определения этих возможностей неплохо было бы собрать данные по рабочему процессу.
Оценка эффективности работы по процессу
Если в случае с KPI вы смотрите на то, как сотрудники поработали, то здесь вас интересует сам процесс: как ваши люди трудятся. Сколько времени они тратят на тот или иной процесс, насколько быстро справляются с конкретными задачами… и сколько прокрастинируют.
В среднем обычный сотрудник обычной организации тратит на работу только 50% своего времени. Оставшееся уходит на общение в чатах, просмотр соцсетей, новостных лент, перекуры и т. д. Любопытно, что сами подчинённые как правило в этом не виноваты – во-первых, так устроена психика человека (мы не можем концентрироваться все 100% времени), во-вторых, к подобному распределению ресурсов часто подталкивает сложившаяся в организации атмосфера. По сути, прокрастинация – неизбежное зло, но это не значит, что с ним нельзя бороться.
Вы можете использовать разные подходы к повышению продуктивности своих сотрудников, причём штрафы за безделье – это далеко не главный инструмент. Гораздо лучше будет сформировать такие условия труда, которые сами по себе подтолкнуть специалиста работать больше и становиться лучше.
Например, вы можете упростить рутинные процессы: найти, какие задачи требуют больше всего времени, и оптимизировать их. Сдвинуть официальное время перекуров так, чтобы оно всех устраивало. Перераспределить задачи, чтобы каждый сотрудник работал над тем, что ему интересно.
Чтобы предпринять все эти действия, вам нужно не только видеть результат работы, но и непосредственно наблюдать за её процессом. В этом помогают системы учёта рабочего времени – например, Kickidler фиксирует всю активность специалиста за компьютером: какие приложения открывал, на какие сайты заходил, сколько времени провёл за разными делами и т. д. Анализируя сводки Кикидлера, вы чётко видите зоны возможного роста и проблемные процессы, над которыми стоит поработать.
Самоконтроль: по каким параметрам можно оценить свою работу
Ещё один важный момент: в идеальном мире ваши сотрудники – и вы сами – самостоятельно контролируете эффективность своей работы. Ни один руководитель или наблюдатель не сможет настолько же результативно справиться с прокрастинацией, как сам работник, только дайте ему для этого нужные инструменты и мотивацию.
Мы используем для этого модуль «Автокик»: систему автоматических уведомлений о падении эффективности. Она обезличена – нет негатива из-за ощущения наблюдения за собой – и беспристрастна, не создаёт лишний стресс. В сочетании с хорошей системой мотивации (интересный проект, «вкусные» премии, лояльность к компании) «Автокик» помогает повысить общую продуктивность на 10-20%, причём без негативных последствий.
Какие методы оценки эффективности сотрудников лучше использовать
Все, но в разумных пределах. Мы предлагаем сочетать все перечисленные инструменты:
При таком подходе вы получаете комплексный контроль над эффективностью работы своих сотрудников, а также используете полученные данные на максимум.
Система учёта рабочего времени Kickidler.
BOSSHUNT
Вы не уверены в том, правильно ли вы отвечаете на вопросы про результаты и достижения? У вас нет значимых достижений? В вашей компании вообще нет системы KPI? Come on, cheer up! Не вешайте нос! Не унывайте – все решаемо.
Используйте советы и примеры ответов в новой серии статей «Подготовка к собеседованию». Вы сможете самостоятельно составить ответы на вопросы про результаты и достижения и показать себя перформером на собеседовании.
Также этот блок статей будет полезен сотрудникам, которым предстоит пройти ассессмент-центр или интервью середины и конца года на текущей работе.
Содержание:
Часть I. Как отвечать на вопросы про результаты и достижения
Часть II. Примеры ответов на вопросы про результаты и достижения
• Ведущий аудитор
• HR-менеджер
• Бизнес-аналитик
• ИТ-директор
• Руководитель техподдержки
• Управляющий банком
• Руководитель проектов по оптимизации бизнес-процессов
• Младший бренд-менеджер
• Бренд-менеджер
• Продакт-менеджер
• Категорийный менеджер
• Директор по закупкам
• Финансовый директор
• Директор юридического департамента
• Директор по правовым вопросам
• Старший юрист
• Директор по продажам
• Руководитель розничной сети
• Национальный менеджер по продажам
• Региональный менеджер по продажам
• GKAM (Group Key Account Manager)
• КАМ(Group Key Account Manager)
• Пресейл-менеджер
• Менеджер по продажам
Часть I. Как отвечать на вопросы про результаты и достижения
Узнаете, научитесь, сможете
Узнаете:
• Как оценивают кандидатов на собеседовании. Что из опыта кандидатов представляет особую ценность для работодателя?
• Почему задают вопросы про результаты и достижения?
• Какие вопросы задают кандидатам, чтобы определить наличие компетенции: ориентированность на результат?
• Чем отличаются достижения от результатов?
• Как выбрать ключевые результаты и как из результатов выбрать достижения.
• Что такое KPI?
• Что такое STAR? Какие дополнительные вопросы по STAR могут задать и как подготовить на них ответы?
Научитесь:
• Оценивать свой профессиональный опыт с точки зрения работодателя.
• Составлять примеры по ключевым показателям эффективности по технике STAR.
Сможете:
• Подготовить примеры результатов и достижений.
• Показать себя кандидатом-перформером на собеседовании.
Перформеры vs Делатели
Эффективность на рабочем месте является одним из ключевых критериев оценки сотрудника. Как известно, главная цель бизнеса — получение прибыли. Чтобы получать б0льшую прибыль коммерческим компаниям нужны сотрудники, ориентированные на результат. Поэтому при отборе отдают предпочтение не кандидатам-делателям, а кандидатам-перформерам.
Кто такие перформеры?
Перформеры (от англ. performer – исполнитель) — это сотрудники, которые обеспечивают наилучшие результаты, доводят до конца идеи и берут полную ответственность за результаты своей работы. Они знают, куда идти и что делать, и именно перформеры на самом деле толкают компанию вперед.
Кто такие делатели?
Делатели – это сотрудники, которые большую часть своего рабочего времени создают имитацию бурной деятельности. Конечно, в какой-то степени они желают помогать, тем не менее их вклад не сильно влияет на общий результат. Возможно, у многих из них даже есть огромное желание учиться и совершенствоваться. Поэтому при правильном руководстве и обучении в будущем они могут стать перформерами. Но, не сейчас. А работодателям нужны готовые перформеры уже сегодня. Будущий работодатель ждет от сотрудников не предложений по улучшению работы, а действий с реальными результатами, которые позволят исправить или улучшить текущую ситуацию в компании.
Если вы не из тех, кто работал на результат, это не означает, что вы не сможете показать себя перформером на собеседовании. Следовать общепринятому принципу офисных манагеров — «вспотел — покажись начальству» можно не только на работе, но и на собеседовании. С той лишь разницей, что нужно не показать, а рассказать. Рассказать о том, как вы не «жалея живота своего» трудились на благо компании. Даже если вы из числа тех, кто большую часть рабочего времени создавал имитацию активной деятельности, то создать образ перформера на собеседовании вам также под силу.
Чаще всего, как раз настоящие перформеры не могут продемонстрировать работодателю свои преимущества и выгоды. Они не привыкли рассказывать о своих достижениях, и многим из них достаточно сложно себя хвалить перед другими людьми. У делателей это получается намного лучше. На то они и делатели. Тем не менее и тем и другим нужна помощь. Если вы знаете, какие вопросы вам могут задать и как на них нужно отвечать, вы сможете показать себя кандидатом, ориентированным на результат.
Давайте узнаем, как оценивают на собеседовании главную компетенцию: ориентированность на результат.
Как проверяют кандидатов на ориентированность на результат
Догадаетесь для чего, тогда и поймете, как надо ответить.
Ориентированность на результат — это набор знаний, умений и навыков, которые показывают, способен ли сотрудник выполнять большой объем работы и достигать при этом поставленных целей в короткие сроки. Ориентацию на результат оценивают по 2-м показателям: качество работы и количество работы.
Примеры результатов кандидата – основной фактор оценки того, насколько высока или низка вероятность, что кандидат успешно справится с новой должностью. Эти два показателя результативности (качество и количество) имеют критически важное значение для успеха в любой должности. Остальные компетенции не будут иметь веса при отборе, если кандидат не показывает высокие результаты по первым двум. Какое будет иметь значение, что у него сильные навыки коммуникации, если он не способен добиваться результатов?
Поэтому нам важно знать, что хочет выяснить интервьюер, задавая вопросы про результаты и достижения. Как и у любого другого вопроса на собеседовании, у таких вопросов также есть свои цели и задачи.
Во-первых, работодатели ищут кандидатов с релевантным опытом работы. Что это означает? Кандидат имеет релевантный опыт работы, если выполнял задачи, схожие с задачами вакансии, на которую он претендует. Если контекст предыдущей работы (обязанности, задачи) во многом схож с контекстом вакансии, то такой кандидат скорее всего будет соответствовать требованиям этой вакансии.
Во-вторых, интервьюер хочет понять, добивался ли тот или иной кандидат результатов, схожих с теми, которые хотелось бы видеть его руководителю. Поэтому при оценке кандидатов также обращают внимание на результаты работы. Основная цель – проверить, как кандидат оценивает свою работу и насколько его результаты в предыдущих компаниях могут быть полезны для выполнения задач на новой позиции. Т. е. насколько то, о чем кандидат будет рассказывать может быть использовано или применимо в новой компании.
Если большая часть результатов не будет соотноситься с областью задач, то и предыдущий опыт не будет востребован на этой позиции. А значит, можно легко определить, насколько тот или иной кандидат подходит для данной вакансии. Например, когда оценивают кандидата, имеющего релевантный опыт работы в сфере розничной торговли на позиции менеджера по продажам, опытные интервьюеры знают, как различить на собеседовании перформера от делателя. Для этого кандидату достаточно задать три группы вопросов:
Если менеджер по продажам ориентирован на результат, то он подробно расскажет, за что он отвечал и как оценивали его работу. Объем продаж, средний чек, АКБ, коэффициент дебиторской задолженности – вот главные KPI, которые должен озвучить на собеседовании кандидат-перформер. Однако, если в ответе соискатель пытается оправдать отсутствие KPI тем, что в компании такой системы не было, — это означает, что результаты его работы никогда не подвергались количественной оценке, и вероятнее всего, что он не сможет достичь желаемого результата.
Это говорит интервьюеру о том, что риск неудачи в выборе такого кандидата намного выше, потому что он никогда не работал в схожих условиях. Поэтому в краткосрочной перспективе, ожидаемая выгода от найма такого кандидата, который никогда отвечал за конкретные показатели эффективности и не подвергался жесткому контролю, намного ниже, чем от найма кандидата, который работал в таких же условиях и уже знаком с подобными требованиями оценки по системе KPI.
Чтобы сразу отсеивать таких кандидатов, менеджеры по персоналу используют серию прямых вопросов:
И затем просят привести примеры ключевых результатов и рассказать о своих достижениях. Если кандидат говорит, что его работу никто никогда не оценивал, или дает неопределенные расплывчатые ответы, без показателей и деталей, то он – типичный делатель. Если кандидат четко и ясно может обозначить зону своей ответственности, рассказать о системе KPI и привести конкретные примеры результатов и достижений, то он – перформер.
Что такое KPI?
KPI (Key Performance Indicators) — ключевые показатели эффективности.
В зависимости от сферы и уровня позиции сотрудники в компании отвечают за те или иные KPI. Например, для коммерческого или исполнительного директора одним из ключевых показателей эффективности может быть EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — прибыль до амортизации, налогов и процентов по займам. EBITDA показывает чистую операционную эффективность бизнеса компании, вне зависимости от стоимостью заёмного финансирования и системы налогообложения. Также значимым KPI для этих позиций является маржинальный доход — доход, полученный от реализации после возмещения переменных затрат.
Правильный выбор KPI имеет значение. Самое важное — установить связи между прошлым опытом и будущим. Так как результаты должны отражать основные KPI с учетом позиции, на которую вы претендуете в настоящее время и соответствовать задачам на новой работе. Будущему работодателю не интересно знать о ваших достижениях в то время, когда вы работали в банке финансовым контролером, если в настоящее время вы ищите работу финансовым директором.
Напомню, что самый актуальный опыт для оценки работодателем — последние 3-7 лет. Поэтому обратите внимание на ваши самые последние достижения – на вашей нынешней должности или на месте работы, которое было перед этим. Но убедитесь, что они имеют отношение к должности, на которую вы претендуете в настоящее время.
Лайфхак: Добавьте результаты и достижения в резюме
Содержание резюме также должно быть ориентировано на результаты, а не на описание обязанностей. Если резюме не содержит раздел «Ключевые результаты», то вам могут задать вопрос на собеседовании: Почему вы не добавили достижения в свое резюме? «Я не знал…» или «Я не посчитал это нужным…». Если честно, я не знаю ни одного уместного и подходящего ответа на такой вопрос. Наличие в резюме отдельного блока: «Ключевые результаты» или «Достижения» поможет вам избежать неудобных вопросов в дальнейшем.
Как правильно выбрать и составить примеры узнайте в статье: Примеры достижений и результатов в резюме.
N! B! Почему это важно?
По тому, как кандидат оценил итоги своей работы в резюме можно определить насколько хорошо он владеет навыком постановки задач по SMART. SMART-задачи определяют дальнейшие действия сотрудников и ясно дают им понять: что и когда ждать в результате выполнения ими поставленных задач. Если вы владеете методом SMART, то без труда составите результаты по KPI.
Для тех, кто не знаком с этим методом, рекомендую его освоить. Изучите статью «Метод SMART для постановки задач» — мини-тренинг с кейсами.
В статьях из рубрики «Составляем резюме» содержится раздел KPI и примеры результатов и KPI по различным сферам и позициям. Вы сможете выбрать наиболее подходящие примеры и/или по аналогии составить свои.
Достижения vs Результаты
Чем достижения отличаются от результатов?
Легко объяснить, в чем заключается принципиальное отличие результатов от достижений на примере процесса обучения студентов. В случае если студент получает одни пятерки и зачеты по предметам в конце сессии – это хорошие результаты по итогам прохождения обучения, но это всего лишь ожидаемые результаты. Но можно ли в последствии гордиться тем, что вы получили зачет и перешли на следующий семестр? Пройдет пару лет и вам в голову не придет ответить на вопрос про достижения, что вы когда-то получали пятерки. Это и есть результаты. «5» – отличный результат, «4» – хороший результат, «3» – удовлетворительный результат, «2» – нулевой результат, т. е. вы не выполнили задачу по обучению.
Достижение – это нечто большее, что отличает вас от большинства ваших сверстников и коллег. Вы смогли сделать то, чего не сделали другие студенты или сотрудники. Например, для выпускников это могут быть: победа в Олимпиаде по математике, лучшее выступление на форуме, 1-ое место в конкурсе, золотая медаль, красный диплом и т. д.
Для опытных кандидатов достижениями могут быть: глобальные проекты, перевыполнение плана в 2 раза, выход на новые рынки, вход в федеральную сеть, заключение договора с крупным клиентом, который отказывался работать с компаний несколько лет и т. д.
Подведем итог: Достижения vs Результаты
Список вопросов про результаты и достижения
Вот список самых распространенных вопросов, которые используют менеджеры по персоналу чтобы проверить кандидатов на компетенцию: ориентированность на результат. Формулировки вопросов могут быть различными. Чтобы уверенно отвечать на такие вопросы, достаточно подготовить 5-6 примеров по результатам и 2-3 примера по достижениям.
Прямые вопросы про достижения
Прямые вопросы про результаты
Непрямые проверочные вопросы на ориентацию на результат
Топ-ошибки кандидатов: что делать нельзя?
• Не уточняйте после заданного вопроса «Чем вы гордитесь больше всего?», что имеет в виду интервьюер. Например, «Если вы имеете в виду в части личных достижений — то в целом это то, что я всегда достигал того, чего хотел». Вы — на собеседовании, интервьюер имеет в виду ваш профессиональный бэкграунд. Даже задавая вопрос о личных достижениях, он имеет в виду ваши достижения в работе. Запомните, все, что интересует интервьюера на собеседовании — ваш опыт, знания, навыки.
• Не рассказывайте о личных достижениях в других сферах жизни. Например, «Я научился летать на воздушном шаре, я покорил Эверест. К тому же в школе я был мастером спорта международного класса по легкой атлетике». А вы вообще когда работать-то успеваете?
• Не рассказывайте семейные истории. Например, «Я горжусь своими детьми. Моя дочь поступила в Гарвард. Мой сын – чемпион по боксу». И что с этого работодателю?
• Не давайте общую и лишнюю информацию. Главное – конкретика. Поэтому избегайте абстрактных и неопределенных описаний. Например, «Когда в начале своей карьерной лестницы меня не устраивал мой функционал, я воспользовался уникальной возможностью пообщаться об этом с председателем правления, который открыл для меня все карьерные перспективы. С тех пор многие годы я работал напрямую с председателем правления и брал на себя наиболее ответственные и важные задачи». Нельзя гордиться тем, что вы были/есть член совета, председатель комитета, представитель, второй заместитель, советник и т. д. И что с этого работодателю? В чем смысл, Карл?
• Не используйте в речи слова-индикаторы. По речи можно определить, насколько кандидат может соотнести KPI с результатами, разделяет ли он ответственность за результаты всей команды, как оценивает свой личный вклад в общий результат. Если вы употребляете часто слова «стабильное выполнение планов», «регулярное выполнение», «стабильный рост», то возможно, вы — хороший ответственный сотрудник, но если работодателю нужен перформер, то выберут другого кандидата. Для них такие слова означают, что вы скорее всего не склонны проявлять инициативу и не будете стремиться к достижению амбициозных планов.
• Не используйте в речи пассивный залог. Использование пассивного залога смещает фокус с кандидатуры соискателя. Это контрпродуктивно, так как интервьюер должен быть сосредоточен на вас и ваших результатах. Избегайте пассивных конструкций, таких как «был задействован», «мне было поручено» и других выражений, опосредованно свидетельствующих об отсутствии личной инициативы. Русский язык дает нам самый верный и надежный способ рассказать о своих результатах — язык глаголов. Поэтому скажите «да» — активным глаголам действия и «нет» — пассивному залогу, причастиям, деепричастиям, существительным в косвенных падежах.
Пассивная конструкция | Активные глаголы действия |
---|---|
Было | Стало |
удалось добиться | добился |
удалось повысить | повысил |
создано | создал |
устранено | устранил |
сокращено | сократил |
повышено | повысил |
реализованные | реализовал |
внедрена | внедрил |
запущено | запустил |
завершено | завершил |
сделано предложение | сделал предложение |
преобразовано | преобразовал |
Примеры с использованием пассивного залога — фокус на других | Примеры с использованием глаголов действий — фокус на себе |
---|---|
Было | Стало |
Продажи 2016 г были увеличены на 113% в 2017г при росте рынка около 7%. | Увеличил продажи на 113% при росте рынка 7% в 2017 vs 2016. |
Увеличено количество первичных обращений на 20%. | Увеличил количество первичных обращений на 20%. |
Была снижена стоимость обращения на 15%. | Снизил стоимость обращения на 15%. |
Продажи агентства с моим приходом были увеличены на 44%. | Увеличил продажи на 44% в 2017 году по сравнению с 2016 годом. |
Расходы на персонал были сокращены на 20%. | Сократил расходы на персонал на 20%. |
Выиграно арбитражных дел с покупателями на сумму 17,5 млн руб. | Выиграл арбитражных дел с покупателями на сумму 17,5 млн руб. |
Как выбрать результаты и достижения под вакансию
Пошаговый план
1. Определите свои KPI под каждую задачу вакансии.
2. Выберите результаты, опираясь на KPI, как на отправную точку. Составьте лонг-лист — список из 6-5 главных результатов.
N! B! Почему это важно?
Все зависит от того, какие требования и какие задачи предъявляют к кандидату на позиции. Советую перед подготовкой к интервью понять основные задачи вакансии — чем вам придется заниматься? Какой релевантный опыт можно применить касательно этой задачи. Как вы планируете добиваться результата? Важно постоянно думать о своей пользе для работодателя. Думать о пользе – то есть смотреть на себя в первую очередь с точки зрения пользы для компании. Вокруг этого и будут строиться ваши ответы и выбор результатов. Под каждую задачу подготовьте результат, который вы уже показали при выполнении аналогичной задачи в предыдущей компании.
3. Выберите из лонг-листа 2-3 самых значимых результата. Это будет ваш шорт-лист – список достижений.
4. Подготовьте описание примеров результатов и достижений из списков по каждому KPI c использованием техники STAR.
5. Обратите особое внимание в примерах на корреляцию поставленной задачи и конечного результата.
N! B! Почему это важно?
Способность контролировать выполнение задачи можно проверить по результату. Как вы сами оцениваете свои действия и свое участие в результате? Берете ли вы ответственность на себя или делите ее с командой? Исследования показывают, что люди, которые склонны оценивать работу исключительно за счет правильных решений, собственных действий и работы команды в целом, склонны лучше справляться с работой независимо от должности. Сотрудники, которые считают, что могут напрямую контролировать свои условия работы, добиваются значительно более высоких результатов, чем те, кто связывает результаты работы с внешними факторами, такими как условия на рынке, конкуренция, удача.
Что такое STAR? Детектор лжи для кандидата
Услышать правду на собеседовании помогает метод STAR.
Большинство кандидатов пользуются заранее приготовленными ответами, поэтому, чтобы проверить, говорит ли кандидат правду о своих результатах, опытные интервьюеры используют STAR. Как считают эксперты в сфере HR, хороший способ выяснить, не преувеличивает ли соискатель размеры своих достижений, – попросить его привести пример из практики, наглядно демонстрирующий его опыт и знания. Если человек на самом деле достиг выдающихся результатов, он сможет ясно и четко ответить на все вопросы по STAR. Тот, кто действительно работал на результат или подготовил ответы заранее, никогда не забудет деталей. Также STAR помогает определить насколько структурированно кандидат выражает свои мысли.
Все ответы на вопросы, которые вам могут задать на собеседовании, должны быть составлены заранее. Все, о чем вы хотите рассказать, нужно обдумать перед собеседованием. Вспомните все детали полученных результатов. Имейте в виду, что ни один ответ кандидата не принимается эйчарами за чистую монету. Важен не первый ответ кандидата на вопрос, а ответы на последующие вопросы, которые и являются основным материалом для анализа. Чтобы копнуть поглубже, интервьюер может задать вам серию уточняющих вопросов по STAR. Чтобы собрать полный пример, используйте в подготовке следующую последовательность вопросов по STAR.
S — (Situation — cитуация). В какой компании вы работали? Сколько человек участвовало в работе? Какая ваша роль? Что это была за ситуация? Описание общей ситуации. В чем была ее специфика? В чем была основная трудность? Что было главным в этой ситуации?
T — (Task — задача). Какие цели были поставлены перед вами? Какие задачи выполняли? Какую главную задачу вы поставили себе в этой ситуации? Чего вам было важнее всего добиться? Используйте метод SMART для постановки задач.
R — (Result — результат). Каких результатов вы достигли? Что удалось? Какой полезный опыт вы извлекли из этой ситуации? Довольны ли вы результатом? Если бы ситуация повторилась, что бы вы изменили в своих действиях?
N! B! Почему это важно?
Обратите внимание, что помимо самого контента примера ценятся структурированные ответы, которые объясняют ваш конкретный вклад в результат и с помощью чего вам удалось добиться этого результата.
Также очень важное значение придается на сколько приводимые примеры в ответах на вопросы резонируют с корпоративной культурой компании.
Вывод:
Лайфхаки
Лайфхак №1. Запасной вариант
Представим, что вы на собеседовании уже рассказали о всех результатах и достижениях. И вам задают вопросы: А что еще? А еще чем гордитесь? Поэтому всегда в запасе необходимо иметь дополнительно 1-2 примера.
Если вы находитесь в ситуации, когда все заготовки уже использованы и вы не знаете, о чем еще можно рассказать, то уместен будет такой ответ: «Ключевые результаты я вам уже озвучил (а). Это …. (кратко резюмировать предыдущие ответы). Уверен (а), что самые главные достижения у меня еще впереди. Надеюсь, что я смогу достичь их в вашей компании».
Лайфхак №2. Математическая точность
Цифры результатов и достижений должны сходиться во всех примерах, которые вы рассказываете на всех собеседованиях. Если вам предстоит пройти несколько этапов интервью с руководителями разных уровней в одной компании, то важно озвучивать одинаковые цифры всем представителям компании. Например, я была очень удивлена, когда узнала, что решающим фактором в принятии решения в пользу моей кандидатуры был тот факт, что я была более убедительной в своих достижениях, чем другие кандидаты. Оказывается мои интервьюеры записывали все цифры, которые я озвучивала и передавали эту информацию друг другу. Я прошла эту проверку, другие – нет. Не повторяйте чужих ошибок.
Лайфхак №3. Правильные местоимения
Опытный интервьюер может легко определить по стилистике речи кандидата-перформера от кандидата-делателя. На собеседовании вас также могут попросить вспомнить, когда вы в последний раз ставили для себя задачу, которую не смогли выполнить и почему. Местоимения, которые вы будете использовать при ответе, на многое прольют свет.
Если вы ответите: «Мне следовало лучше спланировать свои действия» или «Я должен был предвидеть, что мои решения вызовут проблемы», то, скорее всего, вы – человек, который ориентирован на результат и готов нести личную ответственность за свою работу. И напротив, если вы начнете винить ситуацию на рынке или свое начальство – « Это было решение руководителя компании» или «Это было в то время, когда случился кризис…» – то, скорее всего, вы вызовете обеспокоенность и определенную настороженность у интервьюера, чем явно уменьшите свои шансы на успешный исход собеседования.
Лайфхак №4. Умные вопросы
Какие вопросы задать самому кандидату, чтобы подтвердить, что он ориентирован на результат?
Следующие вопросы на собеседовании позволят вам получить именно ту информацию от работодателя, которая будет полезна в дальнейшем.
• Каких результатов вы хотите, чтобы я достиг (ла) в первые 3 месяца?
• В каких проектах я буду задействован (а) в первые 6 месяцев?
• Что вы ожидаете от меня в первые 6 месяцев?
• Какие навыки и знания имеют решающее значение для успешного выполнения задач на этой должности?
Получив понимание потребностей работодателя с помощью таких вопросов, вы не только подтвердите свою нацеленность на результат, но и сможете скорректировать свои ответы для следующего этапа собеседования.
Во второй части я приведу примеры ответов для кандидатов без опыта работы и с опытом работы.
Полезные ресурсы
Подборка статей для подготовки к компетенционному собеседованию с примерами по навыкам по системе STAR
Книга
Курсы по подготовке к собеседованию
По каким трем параметрам оценишь что сделал свою работу хорошо мой ответ
Ассистент руководителя
Привет! Моя компания активно развивается, и мне нужен ассистент, способный высвободить мое личное время!
Заполни анкету и помни, что на этом этапе уже есть конкуренция!
* Обязательно
Меня зовут Шаймарданов Лев! Я являюсь экспертом в торгах по банкротству и недвижимости. Занимаюсь обучением действующих брокеров и новичков, помогаю им освоить рынок торгов и начать зарабатывать от 100 000 рублей в месяц, или вырасти в доходах.
1. Назначать диагностики/консультации
2. Подтверждать время встречи
3. Искать блоггеров для рекламы
4. Искать спикеров на прямые эфиры
5. Организовывать прямые эфиры
6. Подготавливать материалы для прямых эфиров (афиши, анонсы)
7. Делать презентации (оформлять красиво)
8. Заполнять договоры
9. Оформлять рассрочки
10. Отсылать информацию по курсу
11. Отсылать материалы лид-магнита и другие
12. Давать пробный доступ
13. Готовить текст вакансий
14. Размещать вакансии
15. Фильтровать вакансии (выполнили тест задание/не выполнили)
16. Рассылать тестовые задания
17. Искать участников для марафонов
18. Проверять тексты постов
19. Отправлять документы (вызов курьера и тд)
20. Вести отчетность
21. Записывать тех, кто сам хочет со мной работать и в воронку найма их заносить
22. Оформлять тексты постов
23. Осуществлять рассылки
Требуемые навыки:
1. Ничего не забывать
2. Исполнительность
3. Безотлагательность
4. Умение работать в офисных программах (создание таблиц и графиков), оформление презентаций
5. Амбициозность
6. Желание обучаться
7. Полная вовлеченность в рабочий процесс
8. Нетерпимость к недоделыванию
9. Умение находить любую информацию
Критерии, по которым можно судить об эффективности работы сотрудника
1. Работник может оценить объем работ и выполнить его в этот срок.
Способность оценить объем работы, а также разбить ее по пунктам и оценить каждый из них — это очень непростая задача. Если еще придется выполнять этот объем задач, а также необходимо будет уложиться в отведенные сроки, то это по плечу только настоящему профессионалу.
Если разработчики выполняют проект в оцененное ими же время, значит это можно считать критерием эффективной работы сотрудника.
2. Выполнение проекта без внесения, в последствии, значительных изменений.
Этот критерий означает что сотрудник хорошо ознакомился с задачей, понял ее и при реализации принимает верные решения и современные способы реализации. Важным тут является то, что задача должна быть подробно описана и не иметь двойного смысла. Чтобы все понимали эту задачу одинаково без разночтений.
3. Редко ошибается, полученный результат содержит мало ошибок.
Выполнять работу без ошибок может только высококвалифицированный и внимательный сотрудник. Это означает что работник ценит свое время, время компании. После выполнения работы не надо будет долго переписываться с отделом тестирования или заказчиком, чтобы проект был принят.
4. Реализация дополнений к проекту проходит быстро с минимальными затратами.
Этот критерий говорит об опыте сотрудника. На сколько он все продумал и учел. Сделал свою работу адаптивной к изменениям.
5. Сотрудник обучает других.
Способность научить другого человека чему-то — это талант и терпение. Все ведущие разработчики должны научиться обучать других. Благодаря этому в коллективе будут расти профессиональные качества остальных работников, а также это очень сильно объединяет людей. Таких людей в вашей компании надо ценить и мотивировать.
6. Сотрудник помогает руководителю и консультирует его.
Квалифицированная поддержка и помощь в принятии решения очень важный критерий для руководителя. Аргументированные доводы всегда полезны особенно там, где другие не очень компетентны и их решения основываются на мнении своих подчиненных.
7. Самообучение и Саморазвитие.
Человек который не развивается, не развивает и компанию. Ему нечего предложить, он довольствуется тем что есть. Современный мир очень динамично развивается и чтобы быть наравне со всеми, не говоря уже о том, чтобы быть выше остальных, надо постоянно обучаться и внедрять что то новое, перспективное. Поэтому люди, которые в перерывах между проектами не сидят социальных сетях, а изучают что то инновационное, очень ценятся в коллективе.
Мы с вами рассмотрели критерии, по которым можно определить насколько эффективно сотрудник работает. Найти такого, который удовлетворяет всем критериям — это сложная задача. Но, имея несколько из них в своем запасе, сотрудник из простого подчиненного превращается в мощный «двигатель» развития компании. Таких сотрудников надо выявлять, ценить и всячески поощрять и даже материально.
Как пройти собеседование: любимые вопросы HR-специалистов
У каждого менеджера по персоналу есть свои любимые вопросы для кандидатов. Проект Карьерист.ру выяснил, о чём эйчары чаще всего спрашивают соискателей на собеседовании.
Надежда Смирнова, ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel:
«Назовите три основные задачи, которые вы должны были решить на прежнем месте работы. Каковы были приоритеты?»
Этот вопрос адресован обладателям пространно составленного резюме и помогает выяснить именно не функционал и обязанности, а то, насколько чётко и структурировано соискатель может излагать свои мысли и выделять главное в своей работе. А также помогает подтвердить/скорректировать пункты резюме.
«С чем бы вам не хотелось столкнуться на новом месте?»
Так я выясняю наиболее критичные для кандидата моменты в работе, иногда пересекающиеся с мотивацией.
«Чем отличается определение «отличный сотрудник» (должность, на которую собеседуется кандидат) от просто «хорошего»?
Формулировка проясняет модель успеха кандидата, модель, к которой он стремится, которой хочет соответствовать. Остаётся проверить соответствие «идеалу».
«Три компании сделали вам предложение о работе и ждут вашего решения. По каким критериям вы будете выбирать работу?
Необходимость данного вопроса лежит на поверхности — мотивация.
«Вы не согласны с руководителем. Ваши действия?»
Ответ на этот вопрос помогает мне понять тип желаемого руководителя и организации, который подходит кандидату.
«В каком направлении вы хотели бы развиваться?»
Из ответа кандидата становится ясно, как планы индивидуального развития соискателя сочетаются с планами и возможностями работодателя.
Вера Филатова, руководитель департамента b2b-рекрутмента компании Antal Russia:
«Как вы представляете себе идеальное место работы?»
Ответ на этот вопрос должен коррелировать с позицией и сферой деятельности, которую избрал кандидат.
«Что не нравилось на предыдущем месте работы?»
Из ответа на этот вопрос можно понять, насколько кандидат склонен негативно отзываться о предыдущем работодателе и выяснить, чего он ожидает от нового места работы.
«Что мотивирует вас работать?»
Важно внимательно выслушать кандидата, чтобы понять, какие мотивационные факторы для него являются наиболее значимыми.
Вопрос про уровень дохода на предыдущем месте.
Когда рекрутер задаёт этот вопрос, ему важно не столько узнать цифры, сколько увидеть реакцию кандидата. Некоторые, услышав такой вопрос, начинают нервничать, увиливать. Как правило, это не очень хороший знак.
Ирина Исаева, эксперт по управлению персоналом:
— Вопросы зависят в первую очередь от того, на какую должность проводится собеседование. На позицию менеджера по продажам они одни, а для кандидата на вакансию бухгалтера — совсем другие. И чем больше опыт работы у HR — менеджера, тем меньше он задаёт стандартных, шаблонных вопросов, и тем больше они «заточены» под каждого конкретного кандидата.
«Что такое идеальная компания?»
В потоке перечислений характеристик идеала чётко прослеживаются именно те, которые важны для соискателя. Оцениваются моменты реальности и объективности запросов, выделяются мотивирующие факторы для данного кандидата, а также приходит понимание того, может ли компания, в которую подбирается сотрудник, удовлетворить его потребности.
«Что может вас побудить уволиться в один день?»
При ответе на данный вопрос эйчар ловит каждое слово кандидата, а также интонацию, с которой тот говорит. Ведь из полученной информации можно сделать выводы о стрессоустойчивости соискателя, его стабильности, конфликтности, умении вести себя в сложных ситуациях и находить из них выход, лояльности к компании. Также это вопрос позволяет обнаружить след негативного опыта кандидата по увольнению со скандалом.
«Почему одни сотрудники эффективно работают в отсутствии руководителя, а другие нет?»
Данный вопрос позволяет менеджеру по подбору персонала сделать выводы о том, насколько кандидат самоорганизован, ориентирован и мотивирован на достижение результата, требует ли он постоянного контроля со стороны руководителя или только периодического.
Кира Лопаткина, директор по подбору персонала рекрутмент-центра Luxoft Personnel:
— Правильно оценить кандидата — основная задача любого рекрутера. И может показаться, что в IT-рекрутменте главное, чтобы кандидат обладал необходимым образованием, опытом работы в проектах разработки и техническими навыками. Проводя собеседование с кандидатом на IT-позицию, важно оценить не только его профессиональные, но и личностные компетенции.
У каждого рекрутера Luxoft Personnel существуют свои любимые вопросы, их много, поэтому я перечислю самые основные.
«В каком направлении вам хотелось бы развиваться: менеджмент или технологии?»
Этот вопрос позволяет оценить возможные карьерные пути кандидата, хочет он развиваться как менеджер или углублять свои технологические знания. Иногда это может помочь рекрутеру определить начальную позицию, на которой кандидат сможет максимально эффективно себя проявить.
«По каким параметрам/показателям вы бы оценивали свою собственную работу?»
Вопрос раскрывает, насколько кандидат ориентирован на результат или на процесс.
«Опишите любой из реализованных вами проектов и свою роль в нём».
Ответ кандидата позволяет понять степень вовлечённости кандидата в проект, умение видеть только отдельный процесс или глобальную задачу в целом, системность и структурность мышления соискателя, умение выделять доминанту, а также хорошо демонстрирует, как кандидат работает в команде с коллегами.
«Расскажите о неудачном проекте».
При ответе на этот вопрос кандидат прежде всего демонстрирует объективную оценку себя как специалиста, а также показывает, как он относится к неудачам, «раскрывает» своё поведение в стрессовых ситуациях.
«За что можно уволить человека сразу?»
Это провокационный вопрос: отвечая, кандидат проявит, насколько он критичен к себе и к окружающим. Получая ответ на этот вопрос, HR-менеджер может предположить, как данный специалист поведёт себя в роли менеджера и какие основные проступки может совершить в качестве рядового сотрудника.
У IT-рекрутеров существует еще множество уточняющих вопросов, например, приходилось ли кандидату вести коммуникации с заказчиком, какие технические навыки он хотел бы применять на проекте, сможет ли он пройти интервью на английском с носителем языка и др. Но всегда для рекрутера главное не только слушать, что отвечает кандидат, но и слышать, как он это делает — демонстрирует ли кандидат навыки анализа, рассуждает ли, если не знает правильного ответа, ведь уметь анализировать — одна из важнейших компетенций для IT-специалистов любого уровня.
Татьяна Копылова, независимый консультант по управлению персоналом:
— Мои любимые вопросы — своего рода мини-кейсы на решение проблем, типичных для позиции, на которую претендует кандидат. Ответы на них позволяют понять, сталкивался ли специалист с подобными ситуациями раньше и как их разрешал, дают представление о том, как мыслит и рассуждает кандидат, на чём делает акценты и т.п.
Например, вопрос-кейс для кандидата на позицию руководителя складского комплекса: «На складе время от времени происходят хищения. Как найти виновных и предотвратить кражи в будущем?». В ходе обсуждения предмета я задаю дополнительный вопрос «Как вы думаете, почему люди воруют?». Первый вопрос даёт представление, как кандидат планирует действовать и разрешал ли подобные проблемы раньше, второй (достаточно известный, кстати, вопрос из проективных методик) — личное отношение кандидата к воровству как таковому.
На такие вопросы не существует изначально правильных ответов, кроме того, они достаточно редко используются, что минимизирует вероятность использования кандидатами «домашних заготовок». Помимо этого, я выбираю какой-либо блок в должностных обязанностях кандидата и прошу его рассказать подробнее, что именно и как он делал в данном направлении, каких результатов достиг. Это помогает понять, является ли кандидат специалистом в данном вопросе или просто «позаимствовал» пару фраз для «красоты» резюме.
5 признаков хорошей работы
1. Перспективы
Одну из известных теорий мотивации выдвинул американский психолог Фредерик Герцберг. Согласно его исследованию, факторы, которые мотивируют людей работать, — это признание, ответственность и ощущение своей ценности для компании.
Как можно понять, что вас ценят и признают ваши заслуги? Например, по возможности роста в должности, если не сейчас, то в перспективе, расширению круга задач, денежным поощрениям — за высокие результаты или успешный проект. Если на вашей работе возможностей для развития нет, и ничего кроме устного «Спасибо!» вы не получаете (и то не всегда), то система в итоге дает сбой: дела превращаются в рутину, а стремления двигаться вперед нет.
Как проверить. Представьте себя через три года в той же компании. Вас повысили в должности? Поменялись задачи? Увеличилась ли зона ответственности? Интересно ли вам это?
Если представить на своем примере тяжело, посмотрите на коллег: а какая у них карьерная история? Довольны ли они? Считают ли они, что их оценивают по достоинству?
Если на все эти вопросы ответ «нет», то по этому пункту можно ставить работе минус.
2. Зарплата, которая не ущемляет
Конечно, зарплата — главный фактор, по которому оценивают место работы. И конечно, чем она выше, тем лучше, а предела мечтам нет. Но на что ориентироваться, если говорить не о мечтах, а о реальности?
На рыночный уровень. Ваша зарплата в рынке, выше рыночного уровня или ниже него? А что, если она выше средней по рынку, но ниже зарплаты вашего коллеги на той же должности, о чем вы случайно узнали и очень расстроились? Говорить уместно скорее об отношении к зарплате, а не о ее фактическом размере.
Как проверить. Очень просто. Вам хватает вашей зарплаты на жизнь? У вас есть возможность на этой работе получать больше? А в других местах? Какую зарплату предлагают в вакансиях с обязанностями аналогичными вашим? Вы считаете, что компания платит вам столько, сколько вы заслуживаете?
3. Гарантии и выполнение обязательств
Стабильность для россиян — очень важное качество. Один из опросов на hh.ru показал, что ее ждут от работодателей 60% опрошенных соискателей. В это понятие входит не только официальное оформление, но и социальные гарантии, уверенность в том, что работа не будет создавать проблем с законом — в том или ином виде.
Как проверить. У вас белая зарплата? А есть та самая «уверенность в завтрашнем дне»? Хотели бы вы, чтобы ваши близкие имели работу с такими же гарантиями, что и у вас?
4. Развитие
Развитие может быть и личным, и профессиональным. А лучше — и то, и другое сразу: разочарование от работы, в рамках которой вы не развиваетесь, может быть даже сильнее разочарования от маленькой зарплаты. Вам наверняка встречались примеры, когда люди уходили из престижных компаний, с хороших должностей, отказываясь от довольно высоких зарплат, на условия поскромнее, но с большими возможностями для развития, и объясняли это тем, что «засиделись» и «задыхаются».
Как проверить. Что нового вы узнали за последний год работы? У вас есть возможность обучаться чему-то непосредственно на работе или за счет работодателя? Представьте себя лет через 5-10: в будущем вам пригодятся навыки, которые вы получили на этой работе? Вы можете с гордостью говорить о результатах своей работы?
5. Коллектив, внушающий доверие
Коллег, в отличие от друзей, выбирают — правда, за нас это делают руководители и рекрутеры. И на отношения в коллективе во многом влияют компания и ее руководители. Уважительные и доверительные отношения внутри организации — обязательный фактор, который отличает хорошую работу. Сюда же входит уважение и доверие к руководителю.
Как проверить. Прислушиваются ли коллеги к вашему мнению? Вы можете доверять своему начальнику? Вы готовы попросить совета у коллег, если нужна помощь? Вам есть чему учиться у окружающих? В коллективе здоровая психологическая атмосфера?
Оценка по KPI работников бэк-офиса. Разберем по шагам
Как правило, системы мотивации, основанные на KPI, измеряют ключевые показатели эффективности (KPI работников), поскольку они основаны на SMART-критериях. Поэтому такие системы мотивации удобны для применения к работникам, занятым в центрах прибыли, где есть объективные, а главное – измеримые критерии: объемы продаж, финансовые ключевые показатели эффективности деятельности (KPI работников), сроки и пр., – и работа, основанная на SMART-целях и задачах, имеет конкретный результат. Однако не все виды работ могут иметь такие цели и задачи. Например, как оценить процессную деятельность (не предполагающую достижения конкретного результата), где нет SMART-задач и тех, кто «отдален» от экономических и операционных процессов компании, – «клерков»: секретаря, оператора call-центра, системного администратора службы поддержки, инспектора по кадровому делопроизводству, бухгалтера, кадровика и т.п.? Эти работники (бэк-офис) выполняют рутинные функции, и, в отличие от труда менеджеров, работу «клерков» трудно оценивать. Как оценить качественную сторону работы этой категории персонала?
Ключевые показатели эффективности (KPI работников) — на что следует обращать внимание?
В данном случае необходимо оценивать исполнение функций. В значительной степени это лишь качественная оценка, а, как известно, качественная оценка представляет собой экспертную оценку. Предложенная в статье методика помогает оценивать труд именно с этой стороны.
Каждый руководитель ценит в своих работниках способность выполнять работу быстро и качественно. И сокрушается, когда эти требования не выполняются. Нередко ему приходится мириться с этим и уповать на то, что он когда-нибудь найдет сотрудника получше, но и с новым работником все повторяется. Почему так происходит? Для ответа на этот вопрос углубимся в природу рассматриваемых параметров и их соотношение.
Что такое «скорость работы»? Из физики нам известно, что скорость – это отношение объема работы ко времени ее выполнения. А значит, руководитель оценивает своего работника по трем параметрам: объем работы, время ее выполнения и качество работы.
Таким образом, любую деятельность можно оценивать по трем ключевым показателям эффективности (KPI работников), назовем их «триадой эффективности» (см. приложение):
Причем, каждый руководитель может для себя решить, какую работу он оценивает:
Однако не так-то просто «примирить» скорость работы и качество. Действительно, можно убедиться, что легко реализовать только любые два параметра «триады» и трудно сделать так, чтобы все задачи были выполнены в срок, качественно и в нужном объеме. Такую систему сложно сбалансировать – и в этом ответственность руководителя.
Чаще всего работа выполняется качественно и в срок, но, возможно, это будет не весь объем работы. Нередко сотруднику удается выполнить все задания, но либо со снижением качества некоторых из них, либо с нарушением сроков.
А про ожидания досрочного выполнения всех задач при сохранении превосходного качества начальству можно и вовсе забыть. Мало того, руководители привыкли видеть в способности работника выполнять повышенный объем задач досрочно и с превосходным качеством признаки его недостаточной загруженности, а не одаренности. Не этим ли обусловлен современный кадровый тренд «поиска талантов»? Мечта работодателей о так называемых талантах – это мечта о работниках, которые способны устойчиво выполнять три этих критерия в полном объеме. Согласитесь, их не так-то много.
Сам по себе учет задач и функций – дело творческое. Они имеют разную значимость, а значит, должны быть с разным весом. Кроме того, все ключевые показатели эффективности (KPI работников) могут иметь свой вес в системе (см. табл. 1), который определяет руководитель, исходя из актуальных задач, особенностей труда и пр., выделяя тем самым то, что важнее всего. Например, для отдела подбора важны сроки, а для бухгалтерии – качество.
Итоговая оценка вычисляется как средневзвешенная величина оценок. Это сумма произведений оценки по каждому из ключевых показателей эффективности (KPI работников) и его веса:
35% х 3 + 40% х 4 + 25% х 1 = 1,05 +1,6 + 0,25 = 2,9 (при максимуме – 4 балла)
или
35% х 75% + 40% х 100% + 25% х 25% = 26,25% + 40% + 6,25% = 72,5%
Второй вариант расчета итогового балла этой методики приведен в приложении.
Стоит повториться: естественно, такие оценки грешат субъективизмом. Если объем работы можно определить, да и сроки поддаются измерению, то качество (при отсутствии специализированных измерений, например, числа жалоб клиентов или результатов оценки, проводимой по технологии «тайный покупатель») оценивается субъективно.
Автор статьи предлагает оценить эффективность персонала, провести обучение руководителей и сотрудников, оценку, онлайн оценку персонала, командообразование и бизнес-симуляции.
Алексей Широкопояс — эксперт по развитию персонала, основатель портала КОМПЕТЕНЦИИ /hr-media.ru/ a.shirokopoyas@bis-db.ru; 8-926-210-84-19
Ключевые показатели эффективности (KPI работников) — что повышает объективность методики?
Во-первых, оценочные критерии формулируются особым образом. Это сделано неслучайно: по истечении месяца руководитель не всегда может в деталях вспомнить, какие сроки были нарушены, и сколько дел сотрудник завершил с надлежащим качеством. Однако у него сложилась общая, целостная картина работы подчиненного, написанная «крупными мазками». Такими же «крупными мазками» ему предлагается нарисовать «портрет эффективности» сотрудника.
Во-вторых, объективность методики повышает практика ее применения. Более чем десятилетний опыт использования методики показывает, что эффективность высока в том случае, когда ее заполняют и руководитель, и сам работник. Затем они обсуждают полученные результаты, и это имеет важный смысл:
В-третьих, в силу указанных эффектов обе стороны стремятся к достижению договоренности, что, как сформулировали сатирики, является «продуктом непротивления сторон». Поскольку основное практическое применение этого метода заключается в возможности регулировать месячную или квартальную премию (см. табл. 2), то именно это обстоятельство делает методику ценной, т.к. договоренность приводит к справедливости, а это важнее, чем точность измерений, и мотивирует сильнее, чем математически точный и порой обезличенный учет баллов.
В-четвертых, объективность методики повышается в силу «эффекта масштаба» в случае применения ее во всех подразделениях компании. Данный эффект дает возможность сравнивать результат с объективными данными, а это еще один мощный критерий верификации и источник коррекции результатов. Так, вышестоящий руководитель, получив полную картину оценок по компании (совокупность оценок результативности менеджеров, занятых в центрах прибыли, и оценок эффективности работников центров затрат компании), может сравнить ее с финансовыми и другими объективными ключевыми показателями эффективности сотрудника (KPI работников) эффективности организации в целом. Может получиться, что общая оценка всех работников по методике «Триада эффективности» окажется завышенной по сравнению с объективными ключевыми показателями эффективности (KPI работников) организации. Тогда работодатель вправе своей властью ввести коррекцию при выплате премий.
Из таблицы 2 видно, что у сотрудника Данилина в феврале был отпуск, и в соответствии с политикой компании премия за это время не начислялась. У Широковой наметилась тенденция к повышению эффективности. У других работников эффективность снизилась.
Обратите внимание: выполнение даже 50% плана может быть вознаграждено, тем более что одновременно три ключевых показателя эффективности (KPI работников)«триады» трудновыполнимы, и высокими могут быть два из трех за счет ресурса третьего. В связи с этим любое число менее 50% – тоже определенное достижение.
Ключевые показатели эффективности (KPI работников) — системное применение метода
Метод может применяться каскадно (когда вышестоящие работники оценивают нижестоящих), в масштабах всей организации и независимо от того, есть у работников «объективные ключевые показатели эффективности (KPI работников))» или нет. Каскадное применение метода придает оценке системность и дополнительную объективность, особенно когда речь идет о начислении премий.
А если к тому же метод применяется в течение долгого времени, то он приобретает целый ряд полезных свойств. Рассмотрим их.
Так, на рисунке видно, что подчиненные руководителя отдела 1 обладают разными умениями (это наглядно показывают «мини-диаграммы»): инженер работает медленно, но качественно, специалист – быстро, но недостаточно качественно. Вышестоящий руководитель оценивает работу начальника, а значит, и всего отдела 1 так: подразделение решает большой объем задач со средним качеством и с некоторым нарушением сроков. А общий анализ работы всего отдела показывает, что у руководителя есть дополнительный объем задач – помимо тех, что решают его подчиненные, и это может говорить о проблемах с делегированием. К тому же деятельность начальника каким-то образом «ухудшает» качество работы инженера и «замедляет» труд специалиста. В итоге сроки и качество работы отдела – не выше среднего. Руководителю начальника отдела 1, пожалуй, стоит задуматься о его эффективности как управленца.
Руководитель отдела 2 работает быстро, но выдает «на-гора» меньше дел, чем его подчиненный. Ведущий специалист медленно выполняет большой объем работ. Значит, этот начальник берет на себя те задачи, которые можно решить быстро, при этом и качество его работы не назовешь низким. Очевидно, что здесь все в порядке с делегированием, качеством работы и соблюдением сроков, а значит, и с ответственностью.
Итак, несмотря на явную субъективность метода «Триада эффективности», его полезные свойства очевидны:
А главное – это не очередной «точный инструмент», а способ опосредовать диалог руководителя с подчиненным по вопросу вознаграждения. Ведь ничто так не снижает мотивацию работника, как отсутствие признания и понимания путей развития. В таком диалоге работник может понять, чем его шеф недоволен, и на что он обращает внимание. Другими словами, метод наделяет мотивацию очень важным управленческим эффектом – обратной связью подчиненному о его работе.