По нормативу что значит
«ТНС энерго НН» разъясняет, от чего зависит социальная норма потребления электроэнергии
В связи с участившимися вопросами, поступающими от клиентов по поводу применения социальной нормы энергопотребления, специалисты ПАО «ТНС энерго НН» подготовили разъяснения на наиболее распространенные из них.
Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) — это определенный объем электроэнергии, который оплачивается населением по сниженному тарифу. Считается, что данного объема электроэнергии должно быть достаточно для того, чтобы удовлетворить основные человеческие потребности в быту. Энергопотребление сверх социальной нормы оплачивается по более высокому тарифу.
Например, в Нижегородской области одноставочный тариф для городских жителей, дома которых оборудованы газовыми плитами, составляет 3,71 руб. за кВт.ч — в пределах социальной нормы, и 6,45 руб. за кВт.ч — сверх социальной нормы.
Для горожан, чьи дома оборудованы электроплитами, а также для сельских жителей, одноставочный тариф в пределах социальной нормы составляет 2,67 руб. за кВт.ч, тариф сверх социальной нормы — 4,65 руб. за кВт.ч.
Информация о тарифах с дифференциацией по зонам суток находится на сайте nn.tns-e.ru, раздел «Информация»/«Тарифы и нормативы»/«Таблица тарифов».
Стоит отметить, что социальная норма энергопотребления принята и действует лишь в 8 регионах России, включая Нижегородскую область.
В нижегородском регионе размер социальной нормы энергопотребления устанавливается правительством Нижегородской области и составляет 50 кВт.ч в месяц на одного зарегистрированного (прописанного) в жилом помещении человека.
Если в квартире (доме) только один зарегистрированный — соцнорма энергопотребления составит 85 кВт.ч в месяц.
Кроме того, некоторые льготные категорий граждан имеют право на социальную норму энергопотребления в 75 кВт.ч на человека:
Распределение социальной нормы по зонам суток
Если помещение оборудовано многотарифным прибором учета, то социальная норма распределяется пропорционально объемам потребления в соответствующие зоны суток (т.е. в какую зону суток больше потребили электроэнергии, в ту зону суток больше начислят социальной нормы).
Например, в квартире прописан один человек, его социальная норма 85 кВт.ч. Предположим, что месячный объем потребления электроэнергии 100 кВт.ч, из них 70 кВт.ч приходится на дневное время, 30 кВт.ч — на ночное время. В этом случае социальная норма будет распределяться таким образом:
Перенос социальной нормы
Если нужно перенести соцнорму, например, в связи с летним переездом из городской квартиры на дачу — следует оформить временную регистрацию (прописку). Соцнорма применяется только при наличии постоянной или временной регистрации по месту пребывания. Свидетельство о временной регистрации вместе с заявлением о переносе соцнормы по указанному адресу предоставляется в центр обслуживания клиентов (ЦОК) ПАО «ТНС энерго НН», либо отправляются сканированные копии документов через сайт компании — www.nn.tns-e.ru, раздел «Обращение в компанию» или «Напишите нам».
Перерасчет социальной нормы
Если изменилось количество прописанных жильцов в жилом помещении, соответственно изменится и объем социальной нормы энергопотребления. В такой ситуации собственник должен уведомить поставщика электроэнергии — ПАО «ТНС энерго НН» — лично обратившись в клиентский центр, или дистанционно — через сайт компании, и представить соответствующие документы. Стоит отметить, что в этом случае перерасчет платы за электроснабжение осуществляется с месяца, в котором произошло изменение состава домохозяйства, но не более чем за 3 предыдущих расчетных периода.
С федеральными и региональными законами, регулирующими социальную норму энергопотребления, можно ознакомиться на сайте nn.tns-e.ru, в разделе «Информация»/«Законодательство».
ПАО «ТНС энерго НН» — гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Нижегородской области, обслуживает более 39 тыс. юридических лиц и более 1,2 млн лицевых счетов физических лиц. По итогам 2018 года компанией было реализовано 9,5 млрд кВт ч электрической энергии.
ПАО ГК «ТНС энерго» является субъектом оптового рынка электроэнергии, а также управляет 10 гарантирующими поставщиками, обслуживающими около 21 млн потребителей в 11 регионах Российской Федерации: ПАО «ТНС энерго Воронеж» (Воронежская область), АО «ТНС энерго Карелия» (Республика Карелия), ПАО «ТНС энерго Кубань» (Краснодарский край и Республика Адыгея), ПАО «ТНС энерго Марий Эл» (Республика Марий Эл), ПАО «ТНС энерго НН» (Нижегородская область), АО «ТНС энерго Тула» (Тульская область), ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» (Ростовская область), ПАО «ТНС энерго Ярославль» (Ярославская область), ООО «ТНС энерго Великий Новгород» (Новгородская область) и ООО «ТНС энерго Пенза» (Пензенская область). Совокупный объем полезного отпуска электроэнергии Группы компаний «ТНС энерго» по итогам 2018 года составил 65,3 млрд кВт ч.
Каким образом производится расчет платы за коммунальную услугу при непредоставлении потребителем показаний индивидуального прибора учета?
В соответствии с п.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из пп. «к (1)» п. 33 Правил № 354 следует, что при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета потребитель имеет право ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Между тем пп. «ж» п. 31 Правил № 354 перед исполнителем установлена обязанность принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
При этом осуществлять проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, исполнитель имеет право не чаще 1 раза в 3 месяца (пп.1 п. 32 Правил
Необходимо отметить, что в соответствии с пп. «з» п. 31 Правил № 354 в обязанности исполнителя также входит уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу.
Расчет по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса потребителем производится начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более
3 расчетных периодов подряд.
Если по истечении указанных 3 расчетных периодов потребителем не предоставлены сведения о показаниях индивидуального прибора учета, то в соответствии с пунктом 60 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
428018, г. Чебоксары, Московский пр., 3Д
По нормативу что значит
Теперь для обозначения этого понятия используется новая аббревиатура – КР на СОИ. Это коммунальные ресурсы (КР), потребляемые для содержания общего имущества (СОИ) многоквартирного дома.
Если говорить о воде, то в КР на СОИ входит влажная уборка подъездов, промывка систем коммуникации, полив прилегающих к дому клумб и газонов. Также к КР на СОИ относится вода, потраченная на сброс из системы отопления при проведении ремонта и при опрессовке. Сюда же приплюсовываются технологические потери воды в связи с особенностями труб, стояков, радиаторов и других элементов водопровода.
Если установлен общедомовой прибор учета, КР на СОИ рассчитывается как разница между показаниями общедомового счетчика и суммой показаний индивидуальных счетчиков с потреблением воды в квартирах по нормативу.
Введение платежа обусловлено федеральным законодательством, а именно Жилищным кодексом РФ. Подробнее об этом сказано в частях 1,2, и 3 статьи 154, а также частях 9, 9.1, 9.2, 9.3 статьи 156.
Начисление КР на СОИ производится на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. По закону к этой площади относятся межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, помещения для охраны либо консьержа, не принадлежащие отдельным собственникам. При этом чердаки и подвалы при начислении платы за КР на СОИ по воде и водоотведению не учитываются.
Для расчета платы за КР на СОИ по каждому виду ресурсов для конкретного помещения в доме есть специальная формула.
Тариф на коммунальный ресурс х Норматив потребления КР на СОИ х Площадь общего имущества (БЕЗ ЧЕРДАКОВ И ПОДВАЛОВ) х Площадь помещения собственника / Общая площадь всех помещений в МКД.
Размер платы за КР на СОИ отражается в платежном документе отдельными строками по каждому виду ресурсов: за содержание и текущий ремонт общего имущества, за холодную воду на СОИ, за горячую воду на СОИ, за отведение сточных вод на СОИ.
Кроме того, Департаментом тарифного регулирования Томской области установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, поэтому в платежном документе он должен отражаться строками: компонент на холодную воду на СОИ и компонент на тепловую энергию на СОИ.
Первая причина — невысокая оснащенность многоквартирников индивидуальными и общедомовыми приборами учета холодной и горячей воды.
Вторая – не были введены в действие региональные нормативы потребления коммунальных услуг по холодной и горячей воде.
Применявшиеся до настоящего момента нормативы потребления воды устанавливались муниципальными администрациями. Они уже включали расходы на общедомовые нужды. Предъявлять гражданам плату за КР на СОИ в этот период было нельзя: получилось бы, что жители оплачивают одну и ту же услугу дважды.
На начало 2020 года оснащение многоквартирников общедомовыми приборами учета воды достигло в Томской области 76,8 процента, а индивидуальными приборами учета — 82,9 процента.
Кроме того, с 1 декабря 2019 года в Томской области начали действовать нормативы по воде, они утверждены приказом регионального департамента ЖКХ и госжилнадзора.
Таким образом, в Томской области больше нет объективных причин для продления моратория на КР на СОИ, введение которого требуется Жилищным кодексом РФ.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов на содержания общего имущества утверждены приказом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 31.05.2017 № 20.
Величина платежа зависит от тарифа на воду, категории жилого помещения, площадей квартиры и мест общего пользования. То есть, в разных районах региона величина платежа будет разной.
В Томске, например, для собственника квартиры площадью 54 «квадрата» (при условии платы по нормативу) платеж за КР на СОИ составит от 40 до 76 рублей.
Да. Для начала необходимо установить индивидуальные и общедомовые приборы учета и ежемесячно предоставлять ресурсоснабжающим организациям корректные показания счетчиков.
Нельзя ограничивать доступ представителей управляющей компании или ТСЖ в помещения собственников для контрольного съема показаний и препятствовать установке антимагнитных пломб на счетчики.
Также в каждом многоквартирнике нужно актуализировать сведения о количестве фактически проживающих граждан в каждой квартире.
По общему правилу, установленному жилищным законодательством РФ, оплата КР на СОИ производится по региональному нормативу.
При этом собственники на общем собрании могут принять решение о начислении КР на СОИ по факту, то есть по показаниям общедомового прибора учета.
При превышении расходов над нормативом собственникам совместно с управляющей организацией необходимо принимать меры по их уменьшению.
Однако если домом управляет УК, то трата воды сверх норматива будет ее убытком, ведь именно управляющая организация ответственна за обеспечение надлежащего содержания общего имущества, а значит и за то, чтобы фактический объем КР на СОИ не превышал норматива.
Если же домом управляет ТСЖ, то превышение будет убытком ТСЖ, и собственникам придется решать вопрос, каким образом его оплачивать. Ведь ТСЖ — это объединение собственников, а значит, именно они ответственны за контроль расхода ресурса в доме.
На общем собрании собственники могут решить оплачивать КР на СОИ по факту. Для этого берется разница между потреблением воды по общедомовому счетчику и всеми начислениями в квартирах и нежилых помещениях (магазинах, аптеках, спортзалах, кафе на первых этажах). Тогда нормативное ограничение не действует, и если в МКД возникнет перерасход, то оплатить придется всю потраченную на общее имущества дома воду.
Если у жителя в квартире есть счетчик на воду и его показания ежемесячно передаются, то в случае неоплаты долг будет числиться только за ним и не ляжет на соседей.
Другое дело, когда житель не передает показания счетчика или занижает их, либо когда в квартире без счетчика проживает больше человек, чем зарегистрировано. Тогда за индивидуальное потребление будут расплачиваться соседи этих нерадивых жителей.
Чтобы такого не возникало, законодательство предоставляет управляющим организациям и ТСЖ целый ряд инструментов для качественного учета потребляемых коммунальных ресурсов. Это и проведение проверок работы счетчиков в квартирах и правильности их показаний, и проверки наличия незаконных врезок к внутридомовым сетям, и упрощенный порядок составления актов о фактическом проживании незарегистрированных квартирантов без счетчиков, и повышающие коэффициенты на воду для жильцов, не установивших счетчики.
Первоначально с вопросами по начислению платы КР на СОИ необходимо обращаться в управляющую организацию, в том числе ТСЖ, ЖК, ЖСК, а при непосредственном способе управления — в обслуживающую либо ресурсоснабжающую организации.
Если вы не получили удовлетворительного ответа, можно обратиться за консультацией в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области по телефону горячей линии (3822) 90-55-42 либо написать письмо в департамент (634041, город, Томск, пр. Кирова, 41, кабинет 416).
По нормативу что значит
В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.
Общие моменты по оплате отопления
Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:
— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);
— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));
— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);
— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).
Варианты оплаты отопления: старое и новое
Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.
Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.
1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).
— на основании показаний ИПУ данного помещения;
— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).
Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.
Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.
— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).
В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:
— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;
— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.
В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).
Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:
— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;
— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.
В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).
В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.
Слабые места регулирования платы за отопление
Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.
Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.
Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354). А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Коммунальные услуги
Коммунальные услуги – это деятельность по подаче потребителям коммунальных ресурсов (холодная и горячая вода, электричество, газ, тепловая энергия) и оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для обеспечения благоприятных и безопасных условий использования помещений в МКД.
Требования к качеству предоставляемых коммунальных услуг
Холодная вода
Должна быть доступна жителям дома всегда. В случае аварии перерывы в подаче воды могут составлять не более 8 часов в месяц в целом. Единовременное отключение допускается максимум на 4 часа.
Горячая вода
Допускается ежегодное 14-дневное отключение на профилактические и ремонтные работы. Воду могут отключить не более чем на 8 часов суммарно в течение месяца из-за аварии и на 4 часа единовременно. В случае аварии на тупиковой магистрали допускается отключение на 24 часа подряд. Температура воды должна составлять 60-75 градусов.
Отклонения не допускаются.
Электроснабжение
Должно быть бесперебойным. Допустимая продолжительность перерыва – 2 часа при наличии двух независимых взаиморезервирующих источников питания и 24 часа при одном источнике питания. Электроэнергия должна соответствовать ГОСТ 32144-2013 по напряжению и частоте тока.
Газоснабжение
Должно быть бесперебойным и круглосуточным. Допустимый перерыв – не более 4 часов в течение месяца. Газ должен соответствовать всем требованиям ГОСТ 5542-2014 и иметь давление от 0,0012 МПа до 0,0030 МПа. Максимально допустимое отклонение давления – 0,0005 МПа.
Отопление
Должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение всего отопительного сезона. Допустимая продолжительность перерыва – не более 24 часов в течение месяца. Единовременно – не более 16 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 градусов тепла, не более 8 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 10 до 12 градусов тепла и не более 4 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 до 10 градусов тепла.
В случае несоблюдения данных требований нужно немедленно сообщить об этом в диспетчерскую службу своей управляющей организации или Единую диспетчерскую службу Московской области. Если это не помогает, стоит обратиться в Госжилинспекцию Московской области.
Как начисляется плата за коммунальные услуги
Если установлены счетчики
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению зависит от:
Если счетчиков нет
Плата начисляется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги и тарифа на коммунальный ресурс. Для потребителей коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению и газоснабжению, у которых не установлены счетчики, работает повышающий коэффициент 1,5. Он не будет действовать, если отсутствует техническая возможность установки прибора учета, подверженная актом.
Формулы для расчета платы за коммунальные услуги
Установлен счетчик
Нет счетчика
[Плата за электроэнергию] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]
*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.
Скидка на оплату электроэнергии для жителей сельских территорий составляет 30%, а для пользователей электрических плит – 27,4%.
Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.
Как снизить платеж:
Установлен счетчик
Нет счетчика
Как снизить платеж:
Установлен счетчик
Нет счетчика
[Плата за холодную воду] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]
*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.
Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.
Как снизить платеж:
Стоимость 1 м³ горячей воды
Расчет платы за горячую воду
Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.
Как снизить платеж:
Установлен счетчик
Нет счетчика
[Плата за газ] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]
*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.
Как снизить платеж:
Кто имеет право на сниженный платеж:
1. Неработающие пенсионеры:
— прекратившие трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию – на 30%;
— достигшие возраста 70 лет и старше – на 50%;
— достигшие возраста 80 лет и старше – на 100%.
2. Льготники, имеющие право на компенсацию расходов на ЖКУ.
Где найти информацию по установленным тарифам и нормативам
Для жителей Московской области разработан специальный сервис, где можно найти актуальные тарифы, установленные для муниципалитетов и ресурсоснабжающих компаний.
Действующие нормативы
* Смотри Приложение 2 «Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях».
Как сделать перерасчет платы за коммунальные услуги
В каких случаях можно требовать перерасчет
Если в квартире нет индивидуальных приборов учета, при отсутствии технической возможности их установки, подтвержденной актом, и отсутствии потребителя более пяти полных календарных дней подряд можно требовать перерасчет за холодную и горячую воду, водоотведение, газо- и электроснабжение. Платить придется только за отопление и газоснабжение для отопления жилых помещений, а также коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества (на общедомовые нужды).
Перерасчет осуществляется в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия. Заявления о перерасчете направляются в управляющую организацию. Приложите подтверждающие отсутствие документы: билеты, гостиничные счета, справку из санатория, командировочное удостоверение.
Плата за коммунальные услуги уменьшается вплоть до полного освобождения от нее, если, например, температура горячей воды была ниже нормы или света не было больше установленного периода.
Факт оказания некачественной услуги должен быть подтвержден заявкой потребителя в аварийно-диспетчерскую службу, зафиксированной в журнале регистрации, и актом проверки.
Если в доме произошла авария, в результате которой предоставление услуги было прекращено на срок дольше установленного, управляющая компания обязана автоматически выполнить перерасчет всему дому. Если этого не произошло, надо обратиться с заявлением в управляющую компанию. Если она не выполнит перерасчет, обращайтесь в Госжилинспекцию.
Если есть другие основания полагать, что вы переплачиваете за коммунальные услуги, обратитесь в управляющую компанию. Там обязаны непосредственно при обращении потребителя проверить правильность начислений и немедленно по результатам проверки выдать документы с правильно начисленными платежами. По вашей просьбе они должны быть заверены подписью руководителя и печатью.
Если УК проигнорирует требование перерасчета, обращайтесь в Госжилинспекцию.
Если проведение такой проверки непосредственно при обращении невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и управляющей организации, но не превышающий месяца со дня обращения. Документы по результатам проверки предоставляются способом, согласованным потребителем и управляющей организацией, не позднее пяти рабочих дней после завершения проверки.
Расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества (КРСОИ) – на общедомовые нужды (ОДН)
Расходы на КРСОИ (ОДН) – это плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме*. Они входят в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Также в расходы на КРСОИ (ОДН) закладываются возможные технологические потери, связанные с особенностями установленного электрооборудования и внутридомовых инженерных сетей*.
* Не применяют в МКД с непосредственным способом управления.
Не относятся к КРСОИ (ОДН)
Как рассчитывается плата за КРСОИ (ОДН)
Начисление платы за КРСОИ (ОДН) производится по нормативу с последующей корректировкой платы по показаниям общедомового прибора учета (ОДПУ). Ежемесячное начисление по показаниям ОДПУ возможно в следующих случаях*:
* При отсутствии соответствующего решения ОСС или отсутствии системы снятия показаний приборов учета применяются норматив и тарифы, установленные в Московской области.
Плата за КРСОИ (ОДН) зависит от площади помещений, входящих в состав общедомового имущества и норматива потребления КРСОИ (ОДН). Распределение этого объема между потребителями производится также пропорционально занимаемой площади.
Объем КРСОИ (ОДН) определяется произведением норматива на площадь всех территорий, которые относятся к так называемым местам общего пользования – т.е. подъезды, подвалы, чердаки, лестницы и т.п.
Нормативы можно уточнить у управляющей компании или в администрации муниципального образования.
Действующие нормативы потребления КРСОИ (ОДН)
Распоряжение № 63-РВ от 22.05.2017 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области» (с изменениями на 18 сентября 2020 года).
Льготы по оплате ЖКУ
В Московской области ряд категорий граждан имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Она составляет 50% или 100% расходов на оплату ЖКУ.
Программа «Коммунальный бонус»
Что такое «Коммунальный бонус»
«Коммунальный бонус» – это программа лояльности, с помощью которой онлайн-плательщики по счетам за ЖКУ смогут получать бонусы в виде скидок, купонов и промокодов на различные товары и услуги. Ее разработало Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области по поручению губернатора региона Андрея Воробьева.
Оплата через онлайн-ресурсы позволяет не только получать выгоду в виде скидок и бонусов, но и платить за коммунальные услуги без комиссии – благодаря этому можно сэкономить от тысячи рублей в год.
Кто может стать участником программы
Участником программы «Коммунальный бонус» может стать каждый житель Московской области, который своевременно полностью оплачивает коммунальные счета МосОблЕИРЦ онлайн без комиссии. Срок оплаты указан в квитанции над таблицей с расчетами.
Для того, чтобы получать кешбэк в виде купонов на скидку, клиент также должен не иметь задолженностей за жилищно-коммунальные услуги за прошлые периоды.
Как получить купон на скидку
После оплаты счета клиенты автоматически будут перенаправлены на промостраницу со списком партнеров программы. Там необходимо выбрать понравившееся предложение, указать Ф.И.О., лицевой счет, электронную почту и номер телефона.
После этого сформируется купон, который можно сохранить в формате pdf или получить на указанную электронною почту.
В программе «Коммунальный бонус» собраны десятки выгодных предложений. Кешбэк доступен в следующих категориях: «Красота и здоровье», «Дом и сад», «Развлечения», «Кафе», «Онлайн-гипермаркеты», «Спортивные товары», «Продукты питания», «Техника» и «Онлайн-образование». Среди партнеров программы – METRO Cash&Carry, Burger King, AliExpress, iHerb и другие. Число участников со временем будет увеличиваться.