Побуждение диалог что это такое
Побуждение диалог что это такое
Английский язык
1.1.3. Диалог – побуждение к действию (выражать конкретные предложения в соответствии с ситуацией и темой общения, а также побуждать собеседника к высказыванию своих предложений по обсуждаемой теме/проблеме)
Диалог – побуждение к действию (выражать конкретные предложения в соответствии с ситуацией и темой общения, а также побуждать собеседника к высказыванию своих предложений по обсуждаемой теме/проблеме)
В ЕГЭ проверяют умение вести ДИАЛОГ-ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ
(Задание №2, Устная часть ЕГЭ)
Useful Tips
Вам предлагается ознакомиться с рекламным объявлением и задать пять прямых вопросов на основе ключевых слов и предложенного рекламного объявления.
Формат задания — условный диалог-расспрос.
Время на подготовку — 1.5 минуты
Максимальный балл — 5 баллов
Советы по выполнению задания:
— Чтобы успешно выполнить данное задание, необходимо повторить тему построения вопросов в английском языке:
— Вопрос должен соответствовать поставленной задаче.
— Вопрос должен произноситься с интонацией, соответствующей типу задаваемого вопроса, например — повышаться в общих вопросах и понижаться в специальных вопросах.
— Вы можете задать все пять вопросов одного типа (например, специальные вопросы Special questions); это не повлияет на вашу оценку.
построение вопросов в английском языке
What Is a Direct Question?
A direct question can be answered (i.e., it is not a statement) and always ends in a question mark:
Did Lee catch a large dogfish?
Examples of Direct Questions
There are 3 basic types of question:
Example: Do you like celery?
(The answer to a yes/no question will be yes or no.)
Example: What is celery salt?
(The answer to a «question word» question will be some information.)
(Answer: Celery salt is a seasoned salt made from ground celery seeds and table salt.)
Example: Do you want garlic salt or celery salt?
(The answer to a choice question will be in the question.)
(Answer: Garlic salt)
Forming Yes/No Questions (with Examples)
Here are some examples of yes/no questions:
With the verb to be in the present tense or the past tense, the format is:
Note: As an auxiliary verb is required to form the future tense, the format for the verb to be in the future tense is the same as normal. (Look at the last row of the first table above.)
Forming «Question Word» Questions
«Question word» questions are formed:
Here are some examples of «question word» questions:
When using the verb to be in the present or past tense, the format is:
Forming Choice Questions
Auxiliary Verb + Subject + Main Verb + Choice 1 + «or» + Choice 2
Here are some examples of choice questions:
When using the verb to be in the present or past tense, the format is:
Диалогическая речь дошкольников в игре
Развитие диалогической речи дошкольников в игре
Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих.
Все реплики в диалоге связаны между собой. Отдельные реплики в диалоге могут быть понятны только в единстве с другими репликами и с учетом ситуации, в которой протекает общение. Содержание диалога раскрывается не только в репликах, но и в паузах, жестах, мимике, интонации.
Открывают диалог инициативные реплики. К ним относятся вопросы, сообщения и побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики-реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.
Реплики имеют различное назначение
• Вопросы, чтобы запросить информацию.
• Реплики-ответы, чтобы выдать информацию.
• Реплики-сообщения, чтобы поделиться с собеседником мыслями, чувствами, информацией.
• Реакция на сообщение, чтобы выразить положительное или отрицательное отношение к обсуждению.
• Реплики-побуждения, чтобы стимулировать собеседника.
• Реакция на побуждение — выполнение действия, к которому человека побуждали.
Выделяют три вида диалогических единств
• «сообщение — реакция на сообщение»,
• «побуждение — реакция на побуждение».
Диалог — не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения». Диалог — это смена высказываний (реплик, связанных между собой одной темой.
Для ведения диалога характерно выполнение таких правил, как:
• соблюдение очередности в разговоре;
• необходимость выслушивать собеседника, не перебивая;
• поддерживать общую тему разговора.
Поскольку в диалоге жесты или мимика могут заменять словесную реплику, возникает необходимость в том, чтобы смотреть на собеседника. Нарушение этого правила приводит к потере связи с собеседником.
Диалог предполагает соблюдение главного правила взаимодействия людей: проявлять уважение и внимание к собеседнику. Его реализация связывается с выполнением общих речевых правил: говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику.
Диалог нередко протекает или начинается в типичных, часто повторяющихся ситуациях общения. Правила поведения в этих ситуациях определяются речевым этикетом, который предусматривает стандартный набор формул и выражений. Выделяется несколько таких типичных ситуаций общения:
• обращение и привлечение внимания,
Любая фраза речевого этикета предназначена определенному лицу или группе лиц, поэтому естественно, что к формуле речевого этикета добавляется обращение. Обращение может начинать фразу речевого этикета (ребята, до свидания) или заканчивать ее (спасибо, мамуля, а иногда обращение попадает в середину фразы (я очень тебя, Танюша, прошу.).
Индивидуализация формул речевого этикета происходит и за счет «приращения» к ним мотивировок:
— Я очень благодарна вам за эту книгу, она мне очень помогла.
— До свидания, Ольга Викторовна, завтра мы обязательно встретимся.
Вежливость фразы усиливается доброжелательностью интонации, мимики и жестов, сопровождающих формулы речевого этикета.
Цель и задачи развития диалогической речи детей
Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения.
А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога — как речевыми, так и социальными.
Учитывая двухсторонний характер речевой деятельности, можно выделить два аспекта этого процесса: во-первых, ребенок учится принимать (воспринимать) разные функциональные единицы диалога, реагировать на выполнение (невыполнение) партнером по общению правил поведения в диалоге, а во-вторых, он учится пользоваться разными диалогическими репликами для вступления или поддержания разговора и следовать правилам диалога.
Правила ведения диалога:
• соблюдать очередность в разговоре;
• выслушивать собеседника, не перебивая;
• поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
• проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;
• не говорить с полным ртом;
• говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
• использовать литературную лексику;
• строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника
и чтобы оно было понятно ему.
Содержание задач по развитию диалогической речи условно можно представить в виде трех блоков:
Первый блок — это комплекс задач, предполагающих усвоение детьми диалогического единства «вопрос — ответ» и соответствующих этой паре реплик форм поведения;
Второй блок посвящен диалогическому единству «сообщение — реакция на сообщение» и правилам, связанным с употреблением этого вида реплик;
Третий блок включает задачи обучения детей репликам и речевому поведению в диалогическом единстве «побуждение — реакция на побуждение».
Содержание блоков
Диалогическое единство Освоение стимулов Освоение реакций Освоение правил поведения
Усвоению детьми правил речевого этикета в процессе работы над диалогическим единством «побуждение — реакция на побуждение» содействуют:
— обогащение лексики детей определенным запасом разнообразных формул и выражений речевого этикета, обслуживающих ситуации просьбы, лагодарности, извинения, предложения и приглашения;
— обучение детей использованию этикетных формул осознанно:
подбирать из числа усвоенных наиболее подходящие для определенных условий, адресовать и по возможности мотивировать.
Для ситуаций речевого этикета можно рекомендовать следующие этикетные формулы.
Языковой материал к обучению речевому этикета
Ситуация общения Инициативные формулы речевого этикета Ответные формулы речевого этикета Рекомендации и примерные фразы для развертывания
— Не стоит извинений.
извинение: я нечаянно, я не подумала.)
но мне хотелось бы
самому (самой) решить, как будет правильно Желательно отказы
Использование игр
Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.
Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.
Последовательность использования игр, подобранных для работы по каждому диалогическому единству, подчиняется логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения. Это определяет этапы работы с детьми.
На предварительном этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей, так как известно, что дошкольники заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.
К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства, нужно привлекать внимание детей к диалогам героев. Для этого в беседах после чтения литературных произведений или просмотров спектаклей и фильмов при помощи разнообразных обращений к детям (вопросом, сообщений, побуждений) необходимо выделять:
• инициативные диалогические реплики: «О чем хотел узнать Слоненок? Как он об этом спросил!»; «Листопадничек смотрел па птиц и мечтал полетать. Своей мечтой он поделился с мамой»; «Вспомните, как Мороз высказал свое мнение о том, что мужичок именно ему поклонился»;
• и ответные высказывания: «Что ответил Попугай Слоненку?»; «Как мама отнеслась к мечте Зайчонка? Что она сказала!»; Согласился ли Ветер с мнением Мороза? Вежливо ли он выразил своё несогласие?».
Особая роль в этой работе отводится художественной литературе, поскольку встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к литературным произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.
— Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!
— Отчего не поскакать? Поскачу!
— Лапкой, зайка, постучи-постучи!
— Отчего не постучать? Постучу!
В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения.
В других стихотворных текстах дошкольники заимствуют вежливые формы побуждений:
— Комары, комары! Вы уж будьте так добры,
Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.
— Мы и так к тебе добры, но на то мы комары.
А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.
Диалогическое единство вопрос — ответ представлено и в потешках («Кисонька-мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др., и во многих стихотворениях (Е. Благинина «Черемуха», В. Орлов «Ты скажи мне, реченька.», «Отчего ты черен, кот?» и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет детям усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.
Диалогическое единство сообщение — реакция на сообщение не так часто встречается в стихотворениях, тем не менее можно порекомендовать для чтения по ролям такие произведения: А. Барто «Я знаю, что можно придумать.», С. Маршак «Перчатки», А. Берлов «Лягушонок», Н. Сладков «Разговор лисы и зайца» и др. Кроме того, можно использовать стихотворения, не имеющие диалогической формы, но которые поддаются преобразованию в диалогический текст.
Интересными для обыгрывания детьми являются коротенькие фольклорные миниатюры. Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных этюдов, и они с удовольствием показывают друг другу и малышам сценки по мотивам этих миниатюр. Вот примеры таких произведений:
Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные диалогические единства:
— единство реплик вопрос — ответ содержится в дидактических играх: «Почта», «Маковое зернышко», «Фанты», «Вот так»; и в подвижных играх: «Король», «Коршун», «Лиски», «Краски», «Птицы» и т. д. ;
— взаимосвязь реплик сообщение — реакция на сообщение присутствует в играх: «Садовник», «Как у тетушки Ирины», «Колпачок», «Пчелки и ласточки», «Фокины дети», «А мы просо сеяли» и т. д. ;
— реплики из пары побуждение — реакция на побуждение представлены в словесных играх: «Передай письмо», «Вежливые поиски», «Волшебный ключ»; и в подвижных играх: «Змея», «Волк», «Яша», «Хлоп-хлоп, убегай!», «Барашек», «Стадо» и др.
Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.
На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.
Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары. Позже берутся произведения, где разные диалогические пары переплетаются. Желание дошкольников участвовать в играх-инсценировках усиливается, если пригласить на спектакли (кукольные и игровые) детей младших групп, устроить театральные посиделки.
На данном этапе можно также учить детей вести диалог по телефону. Для этого используются игры с телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, звонок маме (бабушке, звонок в поликлинику, цветочный магазин и многие другие. Обыгрывая ситуации, воспитатель знакомит детей с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. Затем дети разыгрывают сходные ситуации.
На третьем этапе используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.
Например, в игре «Да и нет» детей побуждают к построению вопросов в определенной логической последовательности. Они задают цепочку вопросов, чтобы, получая и ответ лишь «да» и «нет», догадаться, какой предмет, животное или растение «спрятано» в волшебном сундучке. Точность вопросов зависит от ясности представлений ребенка о предметах или животных, об их классификационных признаках.
Использованию разнообразия форм вопросов содействуют игры с применением моделей, символически отображающих направленность вопросов. Например, карточка с изображением цветных пятен ориентирует детей на вопрос о цвете предмета. Карточка с изображением геометрических форм — о форме. Изображение большого и маленького предметов стимулирует детей задать вопрос о величине. Если же на карточке изображается кружок в разных местоположениях (на столе, под столом, в стакане, то она символизирует вопросительное слова «где». Изображение часов — «когда». Изображение цифр — «сколько».
Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы:
• формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик);
• отражать естественную логику формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.
Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.
1. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с
Проблемно-диалогическая технология на уроках в начальной школе
Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, видеть перед собой проблемы и искать способы их решения. Как успешно учить всех ребят без отсева и отбора, укрепляя в каждом из них чувство собственного достоинства, веру в свои силы и радость от полученных результатов труда? Как пробудить в каждом желание самосовершенствования, самопознания, саморазвития?
Довольно успешно работая многие годы в рамках традиционной программы, имея высокое качество уровня обученности детей, я постоянно совершенствовала свою систему работы, изучала передовой педагогический опыт, осваивала современные технологии обучения.
Сегодня я работаю по УМК ОС “Школа 2100”, используя в работе технологию проблемно-диалогического обучения. Значимость этой технологии трудно переоценить. Мне импонирует, что она позволяет воспитывать ребенка внутренне свободным, умеющим творчески относиться к делу. Технология представляет собой целостную систему (она отражена в программах, методических разработках, учебниках, есть система контроля и мониторинга); обеспечивает здоровьесбережение школьников, поскольку применима в обстановке полной комфортности ребенка на уроке и не только способствует формированию высокого мотивационного потенциала обучения, но и помогает достижению прочных и глубоких знаний.
Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности. Проблемно- диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.
Слово “диалогическое” означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. В своей работе я использую три способа постановки учебной проблемы:
1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
2. Подводящий к теме диалог.
3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Каждый из этих способов имеет свою особенность. Приведу примеры возможных подходов к постановке учебной проблемы.
1. Побуждающий диалог. Этот метод требует от учителя последовательного осуществления следующих действий: создание проблемной ситуации; побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; побуждение к формулированию учебной проблемы; принятие предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.
На своих уроках я использую различные приемы создания проблемной ситуации. В основу создания проблемных ситуаций “с удивлением” я использую самый простой пример: одновременное предъявление классу противоречивых фактов, теорий, мнений или другой прием, суть которого состоит в том, что учитель сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или задание на новый материал.
Например: урок математики. Тема “Порядок действия в выражениях со скобками”.
— Что вас удивило? (Почему в одинаковых примерах разные ответы?)
В основе проблемных ситуаций “с затруднением” лежит противоречие необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается другими приемами: дается практическое задание, невыполнимое вообще, задание не сходное с предыдущими, т.е. такое с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.
Например: Урок математики во 2 классе.
При изучении темы “Умножение двузначного числа на однозначное” подвела к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4 * 6, 20 * 3, 9 * 8, 10 * 6 и т. д. Последним был о выражение 14 * 6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы:
Учитель: Почему затрудняетесь в нахождении результата?
Дети: Мы такие ещё не решали.
Учитель: В чём затруднение?
Дети: Не умеем умножать двузначное число на однозначное.
Учитель: Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?
Дети: Научиться умножать двузначное число на однозначное.
Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения.
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из приемов будет свой.
Так, например, когда я предъявляю противоречивые факты, ставлю следующие вопросы: “Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Если к классу предъявляются противоположные научные теории, диалог строю иначе: “ Почему вы удивились? Сколько существует мнений?”
Для побуждения к формулированию учебной проблемы я использую одну из двух реплик: “Какова будет тема урока? или “Какой возникает вопрос?”
2. Подводящий к теме диалог.
Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога я включаю разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомните, выполните по образцу), мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Необходимо учитывать, что все это должно опираться на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.
Например: Русский язык.
Тема урока: “Повторяем гласные звуки и буквы”
На доске запись букв:
Д Б Е М К А Т С У Х Ц Э Ш Ь И
— Назовите каждую третью букву (Е,А,У,Э,И)
— Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Гласные буквы и их звуки)
3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Учитель сам сообщает тему урока, стремясь вызвать к ней интерес учащихся. Для этого я использую прием “яркое пятно”, который состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока.
Математика. Тема: “Число3. Цифра 3”
Учитель: В далекие времена люди с большим трудом научились считать: сначала всего до двух. За двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали “ один, два, много”, то после двух было “всё”. Поэтому число 3, которое при счете должно идти за числом 2, означало “ВСЕ”. Долгое время число 3 было для многих народов пределом счета, совершенством, счастливым числом. Число 3 стало излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Сегодня мы тоже познакомимся с числом 3.
Обучение грамоте. Тема: “Из чего сделаны слова?”
— Какое слово лишнее? Почему? ( Стол, т.к. все остальные слова – живая природа, а стол- неживая)
— Кто сделал стол? ( Человек)
— А из чего сделан стол? ( Из дерева)
— Как вы думаете, а из чего сделаны слова?( Не знаем)
— Хотите узнать? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.
Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам открыть новое знание. На уроке существует две основные возможности обеспечить такое открытие: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае завершается сообщением учителя. При этом общее побуждение представляет собой стандартную готовую реплику, а подсказку необходимо придумывать каждый раз заново.
При выдвижении гипотез побуждающий диалог выглядит так. Общее побуждение осуществляется стандартной репликой: “Какие есть гипотезы?”, которая провоцирует выдвижение любых гипотез – как ошибочных, так и решающей. Если ученики молчат или выдвигают только ошибочные гипотезы, дается подсказка к решающей гипотезе, которая продумывается учителем заранее для каждого конкретного урока. Если подсказка не срабатывает, диалог завершается сообщением решающей гипотезы.
При проверке гипотез побуждающий диалог выглядит так. Для устной проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: “Вы согласны с этой гипотезой? Почему?”, подсказка дается к аргументу или контраргументу, в крайнем случае последние сообщаются в готовом виде. Для практической проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: “Как нам проверить эту гипотезу?”, подсказка дается к плану проверки, в крайнем случае, план сообщается в готовом виде.
На уроках с одной решающей гипотезой обычно появляются еще и ошибочные гипотезы. При последовательном варианте сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая и так вплоть до появления решающей гипотезы.
При одновременном варианте сразу выдвигаются все гипотезы (несколько ошибочных и одна решающая), а затем осуществляется либо отдельная проверка каждой гипотезы (начиная с ошибочных), либо общая проверка всех гипотез сразу.
Результативность педагогического опыта
Использование технологии проблемного обучения на уроках ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка. На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Изучение нового по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала. В конце такого урока учащиеся без труда могут выделить все этапы урока, самостоятельно сделать подробный вывод по уроку.
Внедрение опыта привело к повышению качества знаний. Меньше учащихся не справляются с контрольной и проверочной работами, тестированием.
Дети обращаются к справочной и энциклопедической литературе, что играет важную роль в самостоятельном усвоении знаний. С большим интересом дети выполняют задания логического и проблемного характера, а также задания повышенной трудности, находя свои, порой оригинальные, решения.
С каждым годом ученики всё активнее принимают участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах. Работая в парах, группах, коллективе дети умеют сотрудничать при решении учебных задач, оказывают помощь друг другу, объясняют трудные моменты, высказывают личное мнение, не боясь быть осмеянными, если их мнение не совпадает с мнением других, дискутируют, доказывают свою точку зрения.
Кроме того, разрешение учебных проблем оказало положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. Они искренне радуются успехам своим и чужим.
В течение 5 лет уровень обученности класса составляет 100 %, качество знаний возрастает с 27% до 40%. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет добиться положительной динамики качества обучения. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности. Уровень внутренней мотивации увеличивается с 35% до 55%.