Побуждение диалог что это

Побуждение диалог что это

Английский язык

1.1.3. Диалог – побуждение к действию (выражать конкретные предложения в соответствии с ситуацией и темой общения, а также побуждать собеседника к высказыванию своих предложений по обсуждаемой теме/проблеме)

Диалог – побуждение к действию (выражать конкретные предложения в соответствии с ситуацией и темой общения, а также побуждать собеседника к высказыванию своих предложений по обсуждаемой теме/проблеме)

Побуждение диалог что это. Смотреть фото Побуждение диалог что это. Смотреть картинку Побуждение диалог что это. Картинка про Побуждение диалог что это. Фото Побуждение диалог что это

В ЕГЭ проверяют умение вести ДИАЛОГ-ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ

(Задание №2, Устная часть ЕГЭ)

Useful Tips

Вам предлагается ознакомиться с рекламным объявлением и задать пять прямых вопросов на основе ключевых слов и предложенного рекламного объявления.

Формат задания — условный диалог-расспрос.

Время на подготовку — 1.5 минуты

Максимальный балл — 5 баллов

Советы по выполнению задания:

— Чтобы успешно выполнить данное задание, необходимо повторить тему построения вопросов в английском языке:

— Вопрос должен соответствовать поставленной задаче.

— Вопрос должен произноситься с интонацией, соответствующей типу задаваемого вопроса, например — повышаться в общих вопросах и понижаться в специальных вопросах.

— Вы можете задать все пять вопросов одного типа (например, специальные вопросы Special questions); это не повлияет на вашу оценку.

построение вопросов в английском языке

What Is a Direct Question?

A direct question can be answered (i.e., it is not a statement) and always ends in a question mark:

Did Lee catch a large dogfish?

Examples of Direct Questions

There are 3 basic types of question:

Example: Do you like celery?

(The answer to a yes/no question will be yes or no.)

Example: What is celery salt?

(The answer to a «question word» question will be some information.)

(Answer: Celery salt is a seasoned salt made from ground celery seeds and table salt.)

Example: Do you want garlic salt or celery salt?

(The answer to a choice question will be in the question.)
(Answer: Garlic salt)

Forming Yes/No Questions (with Examples)

Here are some examples of yes/no questions:

Побуждение диалог что это. Смотреть фото Побуждение диалог что это. Смотреть картинку Побуждение диалог что это. Картинка про Побуждение диалог что это. Фото Побуждение диалог что это

With the verb to be in the present tense or the past tense, the format is:

Побуждение диалог что это. Смотреть фото Побуждение диалог что это. Смотреть картинку Побуждение диалог что это. Картинка про Побуждение диалог что это. Фото Побуждение диалог что это
Note: As an auxiliary verb is required to form the future tense, the format for the verb to be in the future tense is the same as normal. (Look at the last row of the first table above.)

Forming «Question Word» Questions

«Question word» questions are formed:

Here are some examples of «question word» questions:

Побуждение диалог что это. Смотреть фото Побуждение диалог что это. Смотреть картинку Побуждение диалог что это. Картинка про Побуждение диалог что это. Фото Побуждение диалог что это

Побуждение диалог что это. Смотреть фото Побуждение диалог что это. Смотреть картинку Побуждение диалог что это. Картинка про Побуждение диалог что это. Фото Побуждение диалог что это

When using the verb to be in the present or past tense, the format is:

Побуждение диалог что это. Смотреть фото Побуждение диалог что это. Смотреть картинку Побуждение диалог что это. Картинка про Побуждение диалог что это. Фото Побуждение диалог что это
Forming Choice Questions

Auxiliary Verb + Subject + Main Verb + Choice 1 + «or» + Choice 2

Here are some examples of choice questions:

Побуждение диалог что это. Смотреть фото Побуждение диалог что это. Смотреть картинку Побуждение диалог что это. Картинка про Побуждение диалог что это. Фото Побуждение диалог что это
When using the verb to be in the present or past tense, the format is:

Источник

Диалогическая речь дошкольников в игре

Развитие диалогической речи дошкольников в игре

Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих.

Все реплики в диалоге связаны между собой. Отдельные реплики в диалоге могут быть понятны только в единстве с другими репликами и с учетом ситуации, в которой протекает общение. Содержание диалога раскрывается не только в репликах, но и в паузах, жестах, мимике, интонации.

Открывают диалог инициативные реплики. К ним относятся вопросы, сообщения и побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики-реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.

Реплики имеют различное назначение

• Вопросы, чтобы запросить информацию.

• Реплики-ответы, чтобы выдать информацию.

• Реплики-сообщения, чтобы поделиться с собеседником мыслями, чувствами, информацией.

• Реакция на сообщение, чтобы выразить положительное или отрицательное отношение к обсуждению.

• Реплики-побуждения, чтобы стимулировать собеседника.

• Реакция на побуждение — выполнение действия, к которому человека побуждали.

Выделяют три вида диалогических единств

• «сообщение — реакция на сообщение»,

• «побуждение — реакция на побуждение».

Диалог — не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения». Диалог — это смена высказываний (реплик, связанных между собой одной темой.

Для ведения диалога характерно выполнение таких правил, как:

• соблюдение очередности в разговоре;

• необходимость выслушивать собеседника, не перебивая;

• поддерживать общую тему разговора.

Поскольку в диалоге жесты или мимика могут заменять словесную реплику, возникает необходимость в том, чтобы смотреть на собеседника. Нарушение этого правила приводит к потере связи с собеседником.

Диалог предполагает соблюдение главного правила взаимодействия людей: проявлять уважение и внимание к собеседнику. Его реализация связывается с выполнением общих речевых правил: говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику.

Диалог нередко протекает или начинается в типичных, часто повторяющихся ситуациях общения. Правила поведения в этих ситуациях определяются речевым этикетом, который предусматривает стандартный набор формул и выражений. Выделяется несколько таких типичных ситуаций общения:

• обращение и привлечение внимания,

Любая фраза речевого этикета предназначена определенному лицу или группе лиц, поэтому естественно, что к формуле речевого этикета добавляется обращение. Обращение может начинать фразу речевого этикета (ребята, до свидания) или заканчивать ее (спасибо, мамуля, а иногда обращение попадает в середину фразы (я очень тебя, Танюша, прошу.).

Индивидуализация формул речевого этикета происходит и за счет «приращения» к ним мотивировок:

— Я очень благодарна вам за эту книгу, она мне очень помогла.

— До свидания, Ольга Викторовна, завтра мы обязательно встретимся.

Вежливость фразы усиливается доброжелательностью интонации, мимики и жестов, сопровождающих формулы речевого этикета.

Цель и задачи развития диалогической речи детей

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения.

А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога — как речевыми, так и социальными.

Учитывая двухсторонний характер речевой деятельности, можно выделить два аспекта этого процесса: во-первых, ребенок учится принимать (воспринимать) разные функциональные единицы диалога, реагировать на выполнение (невыполнение) партнером по общению правил поведения в диалоге, а во-вторых, он учится пользоваться разными диалогическими репликами для вступления или поддержания разговора и следовать правилам диалога.

Правила ведения диалога:

• соблюдать очередность в разговоре;

• выслушивать собеседника, не перебивая;

• поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;

• проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;

• не говорить с полным ртом;

• говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

• использовать литературную лексику;

• строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника

и чтобы оно было понятно ему.

Содержание задач по развитию диалогической речи условно можно представить в виде трех блоков:

Первый блок — это комплекс задач, предполагающих усвоение детьми диалогического единства «вопрос — ответ» и соответствующих этой паре реплик форм поведения;

Второй блок посвящен диалогическому единству «сообщение — реакция на сообщение» и правилам, связанным с употреблением этого вида реплик;

Третий блок включает задачи обучения детей репликам и речевому поведению в диалогическом единстве «побуждение — реакция на побуждение».

Содержание блоков

Диалогическое единство Освоение стимулов Освоение реакций Освоение правил поведения

Усвоению детьми правил речевого этикета в процессе работы над диалогическим единством «побуждение — реакция на побуждение» содействуют:

— обогащение лексики детей определенным запасом разнообразных формул и выражений речевого этикета, обслуживающих ситуации просьбы, лагодарности, извинения, предложения и приглашения;

— обучение детей использованию этикетных формул осознанно:

подбирать из числа усвоенных наиболее подходящие для определенных условий, адресовать и по возможности мотивировать.

Для ситуаций речевого этикета можно рекомендовать следующие этикетные формулы.

Языковой материал к обучению речевому этикета

Ситуация общения Инициативные формулы речевого этикета Ответные формулы речевого этикета Рекомендации и примерные фразы для развертывания

— Не стоит извинений.

извинение: я нечаянно, я не подумала.)

но мне хотелось бы

самому (самой) решить, как будет правильно Желательно отказы

Использование игр

Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.

Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

Последовательность использования игр, подобранных для работы по каждому диалогическому единству, подчиняется логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения. Это определяет этапы работы с детьми.

На предварительном этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей, так как известно, что дошкольники заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.

К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства, нужно привлекать внимание детей к диалогам героев. Для этого в беседах после чтения литературных произведений или просмотров спектаклей и фильмов при помощи разнообразных обращений к детям (вопросом, сообщений, побуждений) необходимо выделять:

• инициативные диалогические реплики: «О чем хотел узнать Слоненок? Как он об этом спросил!»; «Листопадничек смотрел па птиц и мечтал полетать. Своей мечтой он поделился с мамой»; «Вспомните, как Мороз высказал свое мнение о том, что мужичок именно ему поклонился»;

• и ответные высказывания: «Что ответил Попугай Слоненку?»; «Как мама отнеслась к мечте Зайчонка? Что она сказала!»; Согласился ли Ветер с мнением Мороза? Вежливо ли он выразил своё несогласие?».

Особая роль в этой работе отводится художественной литературе, поскольку встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к литературным произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.

— Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!

— Отчего не поскакать? Поскачу!

— Лапкой, зайка, постучи-постучи!

— Отчего не постучать? Постучу!

В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения.

В других стихотворных текстах дошкольники заимствуют вежливые формы побуждений:

— Комары, комары! Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.

— Мы и так к тебе добры, но на то мы комары.

А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.

Диалогическое единство вопрос — ответ представлено и в потешках («Кисонька-мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др., и во многих стихотворениях (Е. Благинина «Черемуха», В. Орлов «Ты скажи мне, реченька.», «Отчего ты черен, кот?» и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет детям усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.

Диалогическое единство сообщение — реакция на сообщение не так часто встречается в стихотворениях, тем не менее можно порекомендовать для чтения по ролям такие произведения: А. Барто «Я знаю, что можно придумать.», С. Маршак «Перчатки», А. Берлов «Лягушонок», Н. Сладков «Разговор лисы и зайца» и др. Кроме того, можно использовать стихотворения, не имеющие диалогической формы, но которые поддаются преобразованию в диалогический текст.

Интересными для обыгрывания детьми являются коротенькие фольклорные миниатюры. Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных этюдов, и они с удовольствием показывают друг другу и малышам сценки по мотивам этих миниатюр. Вот примеры таких произведений:

Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные диалогические единства:

— единство реплик вопрос — ответ содержится в дидактических играх: «Почта», «Маковое зернышко», «Фанты», «Вот так»; и в подвижных играх: «Король», «Коршун», «Лиски», «Краски», «Птицы» и т. д. ;

— взаимосвязь реплик сообщение — реакция на сообщение присутствует в играх: «Садовник», «Как у тетушки Ирины», «Колпачок», «Пчелки и ласточки», «Фокины дети», «А мы просо сеяли» и т. д. ;

— реплики из пары побуждение — реакция на побуждение представлены в словесных играх: «Передай письмо», «Вежливые поиски», «Волшебный ключ»; и в подвижных играх: «Змея», «Волк», «Яша», «Хлоп-хлоп, убегай!», «Барашек», «Стадо» и др.

Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.

На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.

Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары. Позже берутся произведения, где разные диалогические пары переплетаются. Желание дошкольников участвовать в играх-инсценировках усиливается, если пригласить на спектакли (кукольные и игровые) детей младших групп, устроить театральные посиделки.

На данном этапе можно также учить детей вести диалог по телефону. Для этого используются игры с телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, звонок маме (бабушке, звонок в поликлинику, цветочный магазин и многие другие. Обыгрывая ситуации, воспитатель знакомит детей с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. Затем дети разыгрывают сходные ситуации.

На третьем этапе используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.

Например, в игре «Да и нет» детей побуждают к построению вопросов в определенной логической последовательности. Они задают цепочку вопросов, чтобы, получая и ответ лишь «да» и «нет», догадаться, какой предмет, животное или растение «спрятано» в волшебном сундучке. Точность вопросов зависит от ясности представлений ребенка о предметах или животных, об их классификационных признаках.

Использованию разнообразия форм вопросов содействуют игры с применением моделей, символически отображающих направленность вопросов. Например, карточка с изображением цветных пятен ориентирует детей на вопрос о цвете предмета. Карточка с изображением геометрических форм — о форме. Изображение большого и маленького предметов стимулирует детей задать вопрос о величине. Если же на карточке изображается кружок в разных местоположениях (на столе, под столом, в стакане, то она символизирует вопросительное слова «где». Изображение часов — «когда». Изображение цифр — «сколько».

Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы:

• формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик);

• отражать естественную логику формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.

1. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с

Источник

Урок по русскому языку на тему «Диалоги с начальной побудительной репликой» (7 класс)

Диалог. Диалоги с начальной побудительной репликой

Цель: обратить внимание учащихся на особенности диалогов с начальной побудительной репликой; научить находить, анализировать и составлять такие диалоги.

Объявление темы и целей урока.

* Работа над языковым материалом.

Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Даже если говоришь ты в шутку, перед тем подумай хоть минутку.

— Какова цель высказывания в побудительных предложениях?

— Докажите, что вторая часть данного высказывания содержит побуждение к действию.

Запишите пословицу по памяти.

Реплики имеют различное назначение:

 запрос информации (реплики-вопросы);

 передача информации (реплики-ответы);

 желание поделиться с собеседником мыслями, чувствами, информацией (реплики-сообщения);

 передача положительного или отрицательного отношения к обсуждаемой теме (реплики – реакции собеседника на сообщение);

 стимулирование собеседника, например, к продолжению разговора (реплики-побуждения);

 словесное или молчаливое выполнение действия, к которому человека побуждали, либо отказ от выполнения действия (реплики – реакции на побуждение).

Закрепление изученного материала.

Прочитайте. Объясните, почему шутка Лёни была неуместной. Какая формула речевого этикета помогла мальчику выйти из затруднительного положения?

– Как дела? – спросил я.

Я хотел повернуться и уйти, но Лёня, виновато улыбнувшись, сказал:

– Н е обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные.

– Да ладно! На обиженных воду возят. – пошутил я в ответ.

— Укажите, из каких реплик состоит данный диалог.

— В какой реплике содержится просьба?

— Какова реакция мальчика на эту просьбу?

* Работа в парах. Разыграйте данный диалог.

Найдите в тексте фразеологизмы и попробуйте объяснить их значение.

Значение побудительных реплик

Что обозначает реплика Примеры реплик

1 Просьба – Ну-ка быстро идите домой!

2 Приказ – Расскажи мне, пожалуйста, об экскурсии.

3 Совет – Желаю вам хорошо отдохнуть!

4 Предложение – Обрати внимание на свой внешний вид.

5 Пожелание – Давай сходим в кино.

1. Прочитайте диалог. Найдите реплику-побуждение. Какова реакция на неё (согласие или отказ)?

– Мама, разреши мне выкупаться в реке!

– О-о, нет, сынок! Вода холодная.

2. Сын-дошкольник решает примеры до десяти в уме и гордо сообщает ответы родителям. Его старшая сестра-школьница, которая также выполняет задание по математике, предлагает:

– Так, брат, садись ко мне за стол. Будешь моим калькулятором!

– Легко! – восклицает довольный мальчик .

3. Дополните соответствующими репликами диалог из правой колонки, сопровождая словами автора.

просьба – Просим Вас, организуйте, пожалуйста, для нашего класса экскурсию.

уточняющий вопрос – К уда бы вы хотели поехать?

согласие (несогласие) – Я могу (к сожалению, не могу) выполнить вашу просьбу.

совет – Н е сиди долго за компьютером. Ладно?

уклончивый ответ – Я подумаю. Наверное, не буду.

аргументация – Что значит «наверное»? А ты знаешь, что.

вопрос – А как на это посмотрят твои родители?

5. Подведение итогов.

*1 вариант. Составьте список ключевых слов и словосочетаний по языковой и речевой темам урока.

* 2 вариант. Ознакомьтесь со схемами диалогов. Укажите, с какими из них вы работали на уроке.

1) – просьба – уточняющий вопрос – объяснение – согласие (несогласие); 2) – совет – уклончивый ответ – аргументация – согласие (несогласие); 3) – предложение – вопрос – разъяснение – несогласие – реакция на несогласие.

6. Домашнее задание.

Источник

Методические рекомендации «Обучение диалогической речи на уроках английского языка»

Департамент образования и науки Приморского края

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Спасский индустриально – экономический колледж»

ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Разработчик: О.А.Скибицкая – преподаватель английского языка первой квалификационной категории

Методический материал предназначен для преподавателей английского языка, а также всех желающих, интересующихся методикой овладения основами обучения диалогической речи на занятиях иностранного языка.

Индивидуально-возрастные особенности учащихся……………..………. 4

Задачи, формы, средства обучения диалогической речи на уроках иностранного языка (на разных этапах)…………………………………….. 6

В настоящее время в большинстве школ, ССУЗов, ВУЗов наблюдается возрастание интереса к изучению английского языка. Не секрет, что современная молодежь, в основном, большую часть времени проводит с поиском информации, обучением, перепиской, играми в электронных устройствах. Часто подобное общение происходит на английском языке. Поэтому современным детям просто необходим минимум знаний английской лексики, грамматики и разговорных выражений.

Помимо вышеперечисленных причин повышения интереса к изучению языка, английский стал языком международного общения, и поэтому уделяется большое значение методам, формам и средствам обучения.

Еще 10-12 лет назад диалог был, скорее, похож на монолог, где участники по очереди делали небольшие выступления. Сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны, но перевес в сторону диалога значительно сильнее. Это и понятно, ведь в реальном общении редко приходится выступать с продолжительным монологом, общение в большинстве своем либо диалогично, либо полелогично. Что касается школьного обучения, диалог – это самая естественная форма общения в классе. На любом этапе урока речь учителя обращена к ученикам.

Цель работы: рассмотрение процесса обучения диалогической речи на уроках иностранного языка на разных этапах обучения. Из этого вытекают следующие задачи:

Рассмотреть индивидуально-возрастные особенности развития детей разных возрастов.

Разобраться в понятиях «диалогическая речь», «диалогическое единство», сформулировать этапы обучения диалогической речи.

Определить особенности методики обучения диалогу школьников разных возрастов на уроках английского языка.

Представить формы и средства обучения диалогической речи на иностранном языке на всех этапах.

Индивидуально-возрастные особенности учащихся

Возрастная психология выделяет, как известно, три группы школьников и дает им примерно следующую характеристику. Младший школьный возраст (1-4 классы), средний возраст (5-7 классы), старшеклассники (8-11 классы). [2, 197]

У младших школьников более развиты непроизвольное внимание и наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. [5]

Поэтому уже на начальном этапе обучения английскому языку учащиеся могут, а учитель должен им помочь приобрести умение пользоваться изучаемым языком для общения. На начальном этапе устное начало с первых шагов создает условия «…для раскрытия коммуникативной функции языка, учитывая способности учащегося 8-10 лет к более легкому восприятию звучащей речи и воспроизведению услышанного и приближает процесс обучения к условиям реального общения, что вызывает интерес учащихся к предмету и создает высокую мотивацию к изучению английского языка». [1]

«Обучение устному общению на данном этапе предполагает широкое использование наглядности, игр, которые дают ребенку возможность подражать увиденным сценам и отношениям людей, уподоблять себя взрослым. Здесь важны концентрация внимания и частая смена приемов обучения». [2]

Диалогическая речь, диалогическое единство.

Этапы обучения диалогической речи

По определению нового словаря методических терминов и понятий, диалогическая речь – это «форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами». Единицей обучения диалогической речи является диалогическое единство (или микродиалог ), состоящее из двух и более реплик, связанных по содержанию и по форме. [7]

Обучение диалогической речи строится на основе образца, данного в виде диалогического текста, связанного с ситуацией, в которой происходит общение.

Основными этапами обучения диалогической речи на уроке являются:

презентация диалога в звуковой или графической форме;

презентация ситуации с помощью словесного объяснения или технических средств обучения;

усвоение языкового материала;

усвоение способов связи реплик в диалоге;

расширение возможностей диалога-образца за счет изменения компонентов ситуации.

При обучении используются такие виды диалогов как диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем

(парная и групповая). На занятиях рекомендуется варьировать различные виды диалогов и формы работы с ними. В процессе выполнения упражнений формируются следующие умения:

Задачи, формы, средства обучения диалогической речи на уроках иностранного языка (на разных этапах)

Говоря о задачах обучения диалогу, надо отметить, что методика обучения диалогической речи не так давно выделилась в самостоятельный аспект обучения устной речи. В этой области есть еще много вопросов, требующих теоретического осмысления и экспериментального исследования.

К их числу можно отнести:

соотношение диалогической и монологической речи в курсе средней школы ;

принципы и приемы создания коммуникативной обстановки на уроке;

отбор материала для обучения диалогу;

отбор ситуаций, лежащих в основе обучения диалогу на разных этапах обучения;

способы создания диалогической речевой ситуации на уроке;

использование ТСО для обучения диалогу;

особенности восприятия речи в процессе диалога.

При обучении школьников диалогической речи решаются следующие основные задачи:

Во-первых, дать понятие диалога во всем его многообразии, в его естественной форме, чтобы ребята убедились, что вопросно-ответная форма — лишь частный, хотя и самый распространенный случай диалогического общения. На различных примерах следует показать ученикам, что речь лишь тогда будет живой, естественной и по-настоящему диалогической, если в содержание реплик будут включаться приветствия, сообщения, приглашения, выражение различного рода чувств (удивления, благодарности, уверенности, сомнения), оценка фактов и т. д.

Во-вторых, обучить ребят нужным репликам, натренировать их до уровня автоматизма при употреблении в конкретной ситуации.

В-третьих, научить школьников обмениваться этими репликами в соответствующих ситуациях, т. е. научить их вести собственно диалог. Осуществлению этих задач, помимо чисто методических приемов, помогает непосредственно языковой материал учебников с системой лексических подборок, специальных упражнений и текстов. На начальной ступени языкового образования обучение носит не только обучающий, но и развивающий характер. Такую возможность дает подход в обучении на основе разумно сбалансированного взаимодействия интуитивных и сознательных приемов обучения.

На всех этапах обучения большое внимание уделяется таким видам диалогической речи как:

диалог этикетного характера;

диалог-побуждение к действию;

диалог-обмен информацией, мнениями. [10]

Рассмотрим каждый из видов и приведем примеры.

Диалог этикетного характера представляет из себя диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула («пароля») и реплики-реакции («отзыва»). Например:

Good morning, children! (пароль)

По значению этикетные диалоги можно разделить на несколько групп.

диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление); побудительные речевые акты (просьба, совет, предложения, команды, приказ, требования); ответные (реактивные) речевые акты (согласие, несогласие, отказ, решение). [8]

Диалог-расспрос отличается невысокой структурой сложностью и относительно небольшим коммуникативным разнообразием. Репликами диалога-расспроса являются преимущественно вопросы, которые подаются в логической последовательности и объединены рассмотрением одной конкретной проблемы. [11]

Например, предлагается ситуация знакомства двух школьников по теме ‘ About myself ’:

My name is Nick. And what is your name?

I am nine years old. And you?

Диалог-побуждение к действию состоит из побудительных предложений, в основе которых находится глагол в повелительном наклонении и выражает побуждение к действию – приказание, просьбу, совет и т.д. Например:

Let’s go to the cinema in the afternoon.

Ok. Shall we take some ice-cream?

Take some money for ice-cream…etc.

How do you think, what is the most interesting place for sightseeing in London, Tom?

As for me, it’s … London glass. And what about you, Jane?

To my mind, it’s … Speaker’s Corner…etc.

Хочется отметить, что на разных этапах обучения виды диалогов остаются прежними, они лишь наполняются дополнительно изучаемым материалом различной степени сложности в зависимости от этапа. Если для младших школьников характерны мини-структурные реплики в диалогах, то в средних классах отмечается наполнение реплик более распространенными предложениями, больше употребляется сокращенных грамматических форм, вводных фраз и выражений. Что касается старших школьников, в диалогической речи (в идеале) необходимо употребление как разговорных выражений, так и довольно сложного монологического высказывания для раскрытия темы диалога с использованием различных слов-связок, предложений-связок, вводных выражений и т.п. Например, при изучении темы ‘ Travelling ’, наиболее простая форма диалога примерно будет выглядеть следующим образом:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *