Почему организации лучше разработать политику работодателя в области охраны труда как отдельный
Как составить положение об организации работы по охране труда
Организация безопасных условий работы — это одно из первоочередных обязательств предприятия по отношению к персоналу. Законодательство, в свою очередь, требует от работодателя надлежащего ведения соответствующей документации. Зафиксировать все, что необходимо в связи с обеспечением процесса охраны труда, призвано соответствующее положение.
Для чего необходимо
Главным предназначением, которое выполняет положение об организации работы по охране труда в организации (ОТ), является описание всех аспектов обеспечения безопасности жизни и здоровья сотрудников предприятия: организационного, правового, технического, социального, реабилитационного, профилактического. Таким образом, в локальном нормативном акте фиксируется:
Порядок утверждения
Обязанность по составлению и утверждению на предприятии правил по ОТ продиктована ч. 2 ст. 212 ТК РФ. В Письме Минтруда от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-2373 разъясняется, что организация вправе самостоятельно устанавливать, какие разделы и требования включать в документ в зависимости от специфики ее деятельности.
Следовательно, локальный нормативный акт, который утвердит образец положения по охране труда в организации на 2019 год, подписывает руководитель предприятия.
Что касается разработки документа, то ответственное за нее лицо назначается на усмотрение работодателя. Обычно эта обязанность закрепляется за специалистом по ОТ. Наиболее эффективной является коллегиальная схема разработки положения, задействующая представителей бухгалтерии, кадровой, юридической службы и, самое главное, представителей производственных подразделений. Это позволит учесть все возможные нюансы, в том числе производственного характера, и минимизировать вероятность замечаний от различных контролирующих органов.
Типовое положение
При разработке документа по ОТ рекомендуется придерживаться структуры, предложенной Приказом от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».
Раздел | Содержание |
---|---|
Общие положения | Цель, нормативная база |
Политика по ОТ | Принципы обеспечения безопасности рабочих условий |
Цели предприятия | Цели работодателя в области ОТ |
Обеспечение функционирования системы управления ОТ | Распределение обязанностей по ОТ между должностными лицами |
Процедуры по обеспечению ОТ | Порядок обучения и ознакомления с принципами ОТ. Перечень профессий, мероприятий по ОТ и рисков |
Планирование мероприятий по реализации процедур | Порядок подготовки, пересмотра и обновления плана процедур |
Контроль | Описание мероприятий по оценке условий труда |
Планирование улучшений | План по усовершенствованию системы ОТ |
Реагирование на аварии, травмы и несчастные случаи | Алгоритм действий в чрезвычайной ситуации |
Управление документами | Правила ведения и хранения документов по ОТ |
Образец положения
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА
Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда директором Общества.
Функции службы охраны труда в Обществе возлагаются на должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, которое подчиняется непосредственно директору Общества.
Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с комиссией по охране труда.
Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевыми), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Общества.
Основные задачи должностного лица, ответственного за организацию работы по охране труда:
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н, межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», национальным стандартом РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и иными нормативно-правовыми актами об охране труда.
Система управления охраной труда (СУОТ) — часть общей системы управления, обеспечивающая управление рисками и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью Общества.
Органы управления Общества образуют Систему управления охраной труда.
Настоящее положение определяет порядок и структуру управления охраной труда в Обществе, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов.
Объектом управления является охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Основными принципами системы управления охраной труда в Обществе являются:
Основные задачи Системы управления охраной труда в Обществе:
ЦЕЛИ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Основные цели работодателя в области охраны труда содержатся в Политике в области охраны труда, определенной разделом 2 настоящего Положения, и достигаются путем реализации работодателем соответствующих процедур.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ
Структура системы управления охраной труда. Организационно система управления охраной труда является трехуровневой.
Управление охраной труда на первом уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет работодатель в лице директора Общества.
Управление охраной труда на втором уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда.
Управление охраной труда на третьем уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет комиссия по охране труда.
Порядок организации работы по охране труда в Обществе определяется ее Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.
ФУНКЦИИ ДИРЕКТОРА ОБЩЕСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
Директор Общества в порядке, установленном законодательством:
Где хранится и сколько
Порядок хранения локального нормативного акта по ОТ определяется на усмотрение работодателя. Типовое положение об охране труда в 2019 году — не исключение. Для этой цели издается приказ, в котором указывается место хранения документа и ответственное за него лицо.
Что касается срока хранения документа, то он регламентирован законом — Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». В соответствии с этим законодательным актом, положение об ОТ подлежит хранению в течение 45 лет, а при наличии тяжелых, вредных и опасных условий труда — в течение 75 лет.
С чего начать охрану труда на предприятии (нюансы)?
План мероприятий по организации охраны труда
Каждой компании необходимо определиться с комплексом мероприятий по охране труда, которые ей необходимо проводить согласно законодательным актам РФ в зависимости от отрасли и специфики своей деятельности. Подобные процедуры — своего рода внутренний план действий компании по охране труда персонала.
ВНИМАНИЕ! С 01.04.2021 года обновлен перечень вредных/опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медосмотры.
С 1 марта 2022 года действуют новые требования к системе охраны труда на предприятии. Подробнее — здесь.
План поможет определиться с дальнейшими действиями, рассчитать финансовые затраты на организацию охраны труда (если они необходимы). Планирование деятельности по охране труда также позволяет сравнить фактические результаты с прогнозными значениями, выявить недочеты и определить дальнейшую стратегию по улучшению безопасности труда работающего персонала.
Итак, на этапе организации работы по охране труда на предприятии важно:
Об обязанностях, которые отразятся в таких инструкциях, читайте в материале «Какие обязанности инженера по охране труда (перечень)».
Система управления охраной труда на предприятии
Определившись с направлением действий в области охраны труда, руководству стоит задуматься о том, как ею управлять. Во главе системы управления охраной труда (СУОТ) находится руководитель компании. По сути, в его задачи входит организация охраны труда на предприятии. Сущность СУОТ заключается во взаимосвязи производственной среды, средств и предметов труда, персонала с целью формирования безопасных условий для осуществления рабочего процесса.
При помощи СУОТ должны быть реализованы следующие функции предприятия в области охраны труда:
О том, с какой периодичностью проводятся инструктажи, читайте в статье «Периодичность проведения инструктажа на рабочем месте».
Для того чтобы реализовать вышеперечисленные функции, руководителю необходимо создать специализированную службу (отдел) или добавить в штатное расписание должность соответствующего специалиста.
Руководители и рядовые сотрудники предприятий обязаны проходить обучение по охране труда. Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали, как это происходит на практике. Получите пробный доступ к материалу на данную тему бесплатно.
Служба охраны труда на предприятии
В компании, где численность персонала составляет больше 50 человек, должна быть создана специальная служба или принят на должность специалист по охране труда (к примеру, инженер). Об этом говорится в ст. 223 ТК РФ. Если в организации трудится меньше 50 человек, решение о том, кто будет заниматься вопросами охраны труда, остается за руководителем. Вариантами здесь могут быть:
Как возложить функции отсутствующего в штате специалиста по охране труда на руководителя организации или другого работника, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по кадровым вопросам. Это бесплатно.
Главный вопрос, который обычно стоит перед работодателями: что лучше — отдельная служба или один специалист? Руководители нередко сходятся во мнении, что содержать целый отдел инженеров по охране труда невыгодно с финансовой точки зрения. С другой стороны, обеспечение безопасности труда персонала и обучение его технике безопасности — долг работодателя.
Прежде чем принимать решение, следует принять во внимание несколько факторов:
Чем оно крупнее, тем сильнее потребность в создании специализированной службы. Если предприятие имеет подразделения, его руководству стоит задуматься о создании разветвленной службы по охране труда. А вот на малом предприятии будет достаточно отдельного специалиста.
На законодательном уровне установлена обязанность предприятия по проведению аттестации ряда рабочих мест и оформлению соответствующей документации. С большим объемом работы один специалист, скорее всего, не справится.
Как правило, должность специалиста по охране труда на предприятии называется «инженер по охране труда». Глава специализированной службы обычно именуется главным инженером по охране труда или начальником отдела (службы) охраны труда.
Какие квалификационные требования предъявляются к подобным должностям?
Данный вопрос регулируется рядом нормативных документов, например, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. В соответствии с ним специалисты данного профиля ранжируются по определенным категориям.
I квалификационная категория:
II квалификационная категория:
Без квалификационной категории:
Начальник службы по охране труда или главный инженер должен иметь высшее образование и работать в должности инженера по охране труда категории I не менее двух лет.
В установленном порядке производится проверка эффективности системы охраны труда на предприятии. Подробнее читайте в экспертном материале, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.
Документы по охране труда на предприятии
После того как создана система управления охраной труда, сформирован отдел или принят на работу соответствующий специалист, важно разработать документальную базу.
В ее состав могут входить:
Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали об особенностях составления инструкций по охране труда. Получите пробный доступ к материалу на данную тему бесплатно.
Конечно, выше приведен только примерный перечень документов. Каждое предприятие должно самостоятельно определиться с составом необходимой документации исходя из особенностей своей деятельности и требований законодательства.
В Путеводителе по Кадровым вопросам от «КонсультантПлюс» собраны образцы всех распорядительных документов, журналов и положений. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Образец приказа по охране труда на предприятии
Пожалуй, главным приказом по охране труда в компании является приказ руководителя о назначении лиц, ответственных за охрану труда. Он составляется в свободной форме на фирменном бланке компании.
В приказе необходимо:
Приказ подписывается руководителем организации. С содержанием приказа упомянутые в нем лица должны быть ознакомлены под роспись.
Образец приказа о назначении лиц, ответственных за охрану труда на предприятии, вы можете скачать на нашем сайте по ссылке ниже:
ВАЖНО! Работник, не прошедший в установленном порядке проверку знаний требований охраны труда, к работе не допускается (абз. 17 ст. 214 ТК РФ). Работодатель обязан отстранить его от работы. По общему правилу на период отстранения заработная плата не начисляется (ч. 1, ч. 3 ст. 76 ТК РФ).
ВАЖНО! С 1 марта 2022 года работники предприятия информируются о системе и условиях охраны труда.
Особенности охраны труда на производственных предприятиях
Производственные предприятия имеют некоторые особенности организации системы охраны труда. Прежде всего, производство предполагает наличие вредных и опасных факторов из-за применения оборудования, механизмов, токсичных и воспламеняющихся материалов и др.
О том, какие именно факторы включены в перечень вредных и опасных, читайте в статьях:
На производственных предприятиях проводится аттестация рабочих мест с целью выявления степени влияния вредных и опасных факторов на физическое здоровье человека. Согласно действующему законодательству для проведения замеров приглашается сторонняя независимая аттестующая компания. В ее обязанности входит составление отчетной документации после завершения процедуры. В частности, протоколов, на основании которых внутренняя комиссия предприятия разрабатывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда. В состав такой комиссии должны входить специалисты по охране труда предприятия.
Вредные и опасные факторы могут наблюдаться не только на производстве, но и в офисе. При их наличии в установленном порядке проводятся медосмотры работников.
В целом при аттестации производственных мест акцентируется внимание на следующем:
На основании составленных карт выявляются те рабочие места, на которых занимающие их сотрудники имеют право на компенсации или определенные льготные условия, например:
Руководству производственного предприятия необходимо помнить, что аттестация рабочих мест — это не столько обязанность, вмененная ему государством, сколько залог безопасности труда персонала.
Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали о практическом алгоритме создания системы управления охраной труда на предприятия. Получите бесплатный пробный доступ к материалу на данную тему.
Итоги
Итак, с чего следует начать охрану труда на предприятии?
Каждое предприятие должно определиться с перечнем мероприятий по охране труда, которые необходимо проводить в соответствии с законодательными актами в зависимости от отрасли и специфики осуществляемой деятельности.
После этого руководству предприятия следует задуматься о создании системы по охране труда на предприятии и управлении ею. Во главе системы находится руководитель, который может приказом делегировать ряд своих обязанностей службе (отделу) по охране труда или соответствующему специалисту. На этот выбор влияют масштаб и специфика деятельности компании.
На предприятии также должна быть разработана и утверждена вся необходимая документация по охране труда (документальная база).
Обязательна ли в организации Политика по охране труда?
Обязательна ли в организации
Политика по охране труда?
Политика должна быть, это составная часть Положения о СУОТ. В проверочном листе № 31 указано, что инспектор ГИТ должен проверить ее наличие. А вот отдельно утверждать Политику или нет, решает сам работодатель. (СУОТ – система управления охраной труда!)
Обоснование Роструд в письме от 06.07.2018 № 224-11-2 сообщил, что раздел «Политика работодателя в области охраны труда» является частью Положения о СУОТ и может не утверждаться отдельным документом на основании пункта 8 Типового положения, утвержденного приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н. В форму проверочного листа № 31 по созданию и функционированию системы управления охраной труда включили требование как о наличии у работодателя Положения о СУОТ, которое утверждается приказом работодателя, так и о наличии Политики в области охраны труда. Учитывая мнение Роструда, достаточно разработать и утвердить Положение о СУОТ, которое будет включать раздел «Политика в области охраны труда».
Включите в Положение о системе управления охраной труда раздел «Политика в области охраны труда».
Политика организации в области охраны труда — это основные принципы, с помощью которых работодатель обеспечивает безопасность своих сотрудников. Для формирования общих положений этого раздела можно, например, использовать ГОСТ 12.0.230–2007 и ГОСТ Р 12.0.007–2009.
Работодатель декларирует в Положении о СУОТ свои добровольные намерения в области охраны труда, указывает, каким образом он гарантирует выполнение своих обязательств. Например, в Положении о СУОТ нужно записать, что Политика по охране труда направлена на непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ. Это общее направление, которого обещает придерживаться работодатель. Подробнее о совершенствовании СУОТ напишите в разделе о планировании действий по совершенствованию системы.
Подготовить раздел Положения о Политике в сфере охраны труда вам помогут три действия:
· первое: определите, какие работы нужны, чтобы СУОТ функционировала;
· второе: определите ресурсы, без которых не сможете реализовать Политику;
· третье: составьте план мероприятий по охране труда.
На каждом этапе вам могут помочь работники или их представители. Если нужно, консультируйтесь с ними. В итоге раздел Положения о Политике в сфере охраны труда должен содержать информацию:
· об условиях труда, которые гарантируют работникам;
· профессиональных рисках, от которых защитят работников;
· процедурах, при помощи которых работодатель предотвратит травматизм и профзаболевания;
· специфике деятельности организации, которую учтут в мероприятиях по охране труда;
· законах, нормативных актах, программах по охране труда, коллективных договорах и соглашениях по охране труда и о других требованиях, которые организация обязуется выполнять;
· обязанности организации консультироваться с работниками и их представителями, а также привлекать их к активному участию во всех элементах СУОТ;
· общем порядке усовершенствования СУОТ.
В разделе о целях в области охраны труда напишите, что работодатель собирается сделать, чтобы достигнуть запланированных результатов. В пункте 16 Типового положения № 438н есть формулировка «по возможности». Она не означает, что эти требования можно игнорировать. Если хотите создать эффективную систему управления охраной труда, то обоснуйте в Положении о СУОТ, почему не использовали ту или иную возможность.
Чтобы определить конкретную задачу, сформулируйте элементы, из которых складывается информирование. Поставьте задачи для каждого элемента. Например, работодатель хочет повысить уровень информированности работников об охране труда. Чтобы достичь этой цели, определите направления, в которых необходимо двигаться. В данном случае это будут обучение по охране труда, оформление кабинетов, уголков, стендов по охране труда, создание или приобретение видеоматериалов и т. д.
Политика в области охраны труда
(может быть включена в СУОТ!)
ООО «Лютик» (далее — Общество), по основному направлению деятельности являясь одним из ведущих предприятий в отрасли машиностроения, осознает характер и масштабы влияния своей деятельности, продукции и услуг на работников, понимает свою ответственность за обеспечение безаварийной деятельности на своих производственных объектах, безопасных условий труда работников, предотвращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижения уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, уровней профессиональных рисков.
Соблюдение требований законодательства в области охраны труда является важной и неотъемлемой частью общей системы управления деятельностью Общества, залогом стабильности бизнеса и улучшения экономического положения и благополучия всех сотрудников организации в целом.
2. Ключевые принципы и цели Политики в области охраны труда
Политика в области охраны труда включает в себя следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых Общество принимает на себя:
a) обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
б) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;
в) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
г) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
· обеспечение безопасности и здоровья сотрудников в процессе трудовой деятельности;
· стремление к нулевому травматизму, исключение чрезвычайных, аварийных ситуаций;
· предотвращение возникновения профессиональных заболеваний.
Для достижения указанных целей Общество берет на себя следующие обязательства:
· соблюдать требования применимого к деятельности Общества международного, федерального и муниципального законодательства, а также иные требования в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, которые Общество обязуется выполнять;
· принимать меры по предотвращению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также снижению риска пожароопасных и аварийных ситуаций, уменьшению масштабов возможных аварий и пожаров, предотвращению их распространения за территорию производственных объектов Общества;
· осуществлять рациональное природопользование, охрану и восстановление природных ресурсов, реабилитацию территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности;
· проводить консультации с работниками по вопросам обеспечения промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды;
· постоянно улучшать систему управления и показатели в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды;
· соблюдать законодательные и нормативные требования в области обеспечения охраны и условий труда;
· обеспечивать соответствие системы менеджмента охраны труда Межгосударственному стандарту ГОСТ 12.0.230–2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»;
· постоянно совершенствовать систему управления охраной труда;
· проводить оценку всех возможных рисков на рабочих местах сотрудников, учитывая специфику и виды производства, характер риска, с целью выявления возможных и реальных опасностей, а также обеспечивать управление рисками в соответствии с утвержденными процедурами на предприятии;
· организовывать работу по предупреждению травматизма, травмоопасных ситуаций, ухудшения здоровья сотрудников;
· осуществлять разработку и реализацию планов мероприятий, целевых программ по минимизации и возможному устранению рисков, угроз аварийности, чрезвычайных ситуаций, травматизма и заболеваемости персонала, улучшению состояния здоровья сотрудников;
· проводить анализ результативности функционирования системы управления охраной труда;
· обеспечивать здоровые и безопасные условия труда для сотрудников;
· обеспечивать доступность достоверной информации о состоянии условий и охраны труда;
· повышать уровень ответственности и обеспечивать вовлеченность каждого работника независимо от его профессии или должности в соблюдение обязанностей в области охраны здоровья и безопасности труда;
· поддерживать на высоком уровне и постоянно улучшать подготовку сотрудников в области обеспечения безопасности путем организации качественного обучения;
· повышать уровень безопасности и условий труда за счет обеспечения безаварийной работы оборудования, внедрения новых технологий и применения современных средств коллективной и индивидуальной защиты.
Обеспечение сохранения жизни и здоровья работников, создание безопасных условий труда, предупреждение травматизма, контроль за промышленными и чрезвычайными рисками — неоспоримый приоритет Общества.
Политика в области охраны труда:
· соответствует специфике организации, ее размеру, характеру деятельности и масштабам рисков, а также взаимосвязана с хозяйственными целями Общества;
· предоставляется всем работникам организации и находится в легко доступных местах для их ознакомления;
· подлежит анализу для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям;
· доступна в установленном порядке для внешних заинтересованных организаций.
Система управления охраной труда совместима с другими системами управления Общества.
4. Участие работников и их представителей
Участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации.
В Обществе практикуется привлечение работников к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия в процессе возможных аварий.
Общество организовывает мероприятия для работников и их представителей по охране труда таким образом, чтобы они имели время и возможность для активного участия в процессах организации, планирования и реализации, применения, оценки и действий по совершенствованию системы управления охраной труда.
Общество обеспечивает создание, формирование и эффективное функционирование комиссии по охране труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Обществе внедрен и постоянно совершенствуется трехступенчатый контроль соблюдения требований охраны труда на трех уровнях:
Целью трехступенчатого контроля является выполнение требований законодательства Российской Федерации по контролю за условиями труда на рабочих местах согласно статье 212 Трудового кодекса РФ, пункту 55 Положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н.
Система Управления Охраной Труда: банальное выполнение требований законодательства или инструмент повышения эффективности?
Но не всем работодателям и специалистам в области охраны труда до конца ясно, что это за «фрукт» такой СУОТ и с чем его «едят». Зачем государственные органы навязывают выполнение лишней, ненужной работы и так непомерно загруженным специалистам по охране труда и к какому итоговому результату приведет выстраивание этой сложной и непонятной системы?
Вопросов возникает достаточно много: для чего необходимо внедрять СУОТ в организации, в чем заключается ее истинная сущность и как правильно выстроить результативную систему? Именно в этом и попробуем разобраться в данной статье.
Система управления охраной труда
Для того, чтобы упорядочить деятельность, связать между собой все элементы и обеспечить их взаимодействие, необходимо грамотно выстроить систему управления.
СУОТ, как и любая система менеджмента, представляет собой замкнутый цикл, состоящий из этапов планирования, выполнения, контроля, анализа и оценки, разработки мероприятий по улучшению.
Первый этап. Планирование
Планирование включает в себя разработку Политики и Целей в области охраны труда, Процедур, необходимых для функционирования СУОТ, а также мероприятий, направленных на выполнение требований в области охраны труда и достижение показателей, установленных в Целях.
Политика – это основные намерения и направления деятельности организации в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, сформулированные высшим руководством и оформленные документально.
Цели – то, чего организация стремиться достичь в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда.
Цели разрабатываются на основании Политики организации по правилу SMART: должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, мотивирующими на результат и ограниченными во времени. Для каждой установленной цели должны быть определены количественные или качественные показатели, а также сроки достижения.
На основании установленных Целей разрабатываются мероприятия, направленные на их достижение. За выполнение каждого мероприятия в организации должен быть назначен ответственный.
Процедуры, необходимые для функционирования СУОТ, могут быть представлены в виде инструкций, методик, положений и т.д. В процедурах описывается порядок выполнения деятельности, устанавливаются требования к ее осуществлению и определяются ответственные лица, с указанием их обязанностей и полномочий.
Второй этап. Выполнение
Выполнение требований процедур и запланированных мероприятий является обязательным условием функционирования СУОТ и достижения установленных Целей. На данном этапе немаловажную роль играет уровень компетентности персонала в области охраны труда, знание и понимание требований по охране труда, пожарной и промышленной безопасности. Для этого необходимо проводить периодические инструктажи и обучение сотрудников с последующей проверкой знаний.
Третий этап. Контроль, анализ и оценка
Контроль соблюдения сотрудниками установленных требований при выполнении работ, осуществляется посредством проведения внутренних и внешних проверок. Осуществление проверок является всего лишь инструментом сбора информации о соответствии или несоответствии деятельности установленным требованиям для последующего анализа, оценки и поиска путей улучшения.
Анализ и оценка проводятся для того, чтобы убедиться в результативности и эффективности функционирования СУОТ. Анализ и оценка СУОТ должны проводиться высшим руководством по всем показателям деятельности в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности. Анализ функционирования СУОТ должен учитывать степень достижения установленных целей и результативность выполненных мероприятий, результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок, дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда [3].
Четвертый этап. Улучшение
На основании проведенного анализа и оценки СУОТ разрабатываются действия по ее постоянному улучшению, с целью внесения необходимых изменений в деятельность по функционированию СУОТ. На данном этапе цикл не завершается, а вновь переходит на этап планирования, но уже с учетом разработанных мероприятий по улучшению.
Создание и внедрение эффективной системы управления охраной труда
Возникает вопрос: на кого возлагается обязанность по созданию и внедрению СУОТ, на плечи рядовых сотрудников, ответственных за охрану труда или это общее дело всех структурных подразделений организации? СУОТ является частью общей системы менеджмента предприятия. Вопросы безопасности при выполнении работ зависят от многих факторов: уровня знаний и опыта сотрудников, состояния технологического оборудования, инфраструктуры, используемых в работе сырья и материалов, факторов производственной среды. Таким образом создание безопасных условий труда является обшей задачей и ответственностью всех сотрудников предприятия от высшего руководства до конкретных исполнителей. Высшее руководство берет на себя обязательства по обеспечению безопасных условий труда своих сотрудников, утверждает Политику, устанавливает конкретные Цели с измеримыми показателями и проводит анализ функционирования СУОТ. Руководители структурных подразделений должны контролировать выполнение подчиненным персоналом требований охраны труда. Ответственные лица определенных сфер деятельности, в рамках возлагаемых на них обязанностей, должны обеспечивать реализацию мероприятий по обеспечению безопасных условий выполнения работ. Персонал структурных подразделений должен понимать необходимость соблюдения установленных требований к безопасности и вносить свой вклад в достижение целей организации.
Создание и правильная организация СУОТ является достаточно трудоёмким процессом, требующим участия всех сотрудников организации. Для того, чтобы выстроить наиболее результативную и эффективную систему управления, необходимо максимально оптимизировать все входящие в неё процессы.
В век компьютеризации и автоматизации существует множество способов оптимизации любой области деятельности. Охрана здоровья и обеспечение безопасности труда не исключение. Одним из наиболее эффективных инструментов автоматизации деятельности в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности является применение программного продукта «Охрана труда».
Программа позволяет разрабатывать Положение о СУОТ по установленному шаблону, Политику в области охраны труда, фиксировать Цели организации с установленными показателями, размещать и хранить необходимые процедуры в документообороте, а также формировать матрицу ответственности и различные виды отчетов, необходимых для анализа функционирования СУОТ.
Шаг 1. Формирование Политики и Целей в области охраны труда
Политику в области охраны труда можно создать по установленному шаблону и разместить в документообороте. Сформировать Цели с установленными показателями и их значениями, указать ответственных лиц и сроки достижения Целей, возможно в документе «Установка Целей».
По мере реализации Целей имеется возможность отображать факт по показателям и проводить оценку достижения Целей.
Шаг 2. Распределение ответственности
Программа позволяет распределить обязанности по предприятию и назначить ответственных лиц.
Распределив ответственность, обязанности и полномочия можно сформировать Матрицу ответственности.
Шаг 3. Разработка Положения о системе управления охраной труда
Для того, чтобы создать Положение о СУОТ, необходимо указать в табличной части документа процедуры, используемые в рамках СУОТ, включая Политику, Цели и распределение ответственности.
Автоматизировать деятельность нужно вовсе не для того, чтобы программа все сделала за специалиста, который занимается работой в той или иной области, а для того, чтобы помочь сэкономить время, затрачиваемое на подготовку множества необходимых документов и формирование аналитической отчетности, облегчить ведение учета и осуществление контроля за сроками выполнения задач. Ведь с помощью программного продукта все это можно сделать достаточно быстро. А при выполнении такой трудоёмкой работы, как создание и поддержание функционирования СУОТ, автоматизация процессов в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда является ещё более актуальной.
Для чего необходимо внедрять систему управления охраны труда?
Внедрение СУОТ позволяет правильно организовать деятельность и сделать ее результативной. Долгое время все действия по достижению каких-либо результатов в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда сводились лишь к осуществлению контроля соблюдения установленных требований и применения штрафных санкций в случае выявления нарушений. Но нельзя только за счет проведения проверок исключить травматизм или предотвратить профзаболевания. Должен быть создан целый комплекс мероприятий, в котором контроль соблюдения требований является лишь одним из его элементов.
Можно проводить бесконечное множество проверок выполнения требований, но, если не анализировать причины возникающих несоответствий и не разрабатывать мероприятия по их устранению, не устанавливать цели по улучшению и не достигать их показателей, это не приведет к желаемому результату.
Необходимо уйти от функций администрирования, которые направлены на тотальный контроль соблюдения требований, и внедрить механизм, позволяющий комплексно управлять деятельностью, как единой системой взаимодействующих элементов, и постоянно улучшать ее показатели.
Безусловно, поддерживать идеологию о соблюдении правил безопасной работы, которой должен проникнуться каждый сотрудник, и обеспечивать функционирование СУОТ в организации должен работодатель. Ведь именно за ним остается выбор: «прикрываться бумажками» при проверках, осуществляемыми государственными надзорными органами, или в действительности повышать эффективность и результативность деятельности в области охраны здоровья сотрудников и обеспечения безопасности труда!
Андреюк Елена
Методист по программным продуктам
Список источников.
1. Трудовой кодекс Российской федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ).
2. Приказ от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».
3. ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования.
4. Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (Зарегистрировано в Минюсте России13.10.2016 N 44037).
Политика в области охраны труда
Жизнь и здоровье человека являются высшими социальными ценностями, охраняемыми государством. Соответственно, труд наёмных работников должен быть безопасным. Для этого каждый работодатель создаёт условия, отвечающие государственным стандартам и нормам, установленным законодательством. Совокупность таких условий на локальном уровне закрепляется внутренней политикой в сфере охраны труда. О том, что это такое, как и кем оформляется, читайте в материале этой статьи.
Что такое политика в области охраны труда и зачем необходима
Прежде всего, необходимо обратиться к законодательству и уточнить, что входит в обязанности работодателя касаемо охраны труда. Ст. 212 ТК РФ содержит исчерпывающий перечень действий.
Например:
В контексте рассматриваемой нормы присутствуют и другие важные обязанности, которые следует знать каждому работодателю. Государством организован контроль их выполнения, поэтому нарушение, выявленное в ходе проверки, может повлечь наложение штрафных санкций.
Если политика не будет отлажена и произойдет авария, работодатель рискует понести административное или уголовное наказание (в зависимости от тяжести последствий).
Как следует из перечисленных обязательств, обеспечение безопасного труда является ёмкой и многоаспектной деятельностью. Работодатель должен сформулировать цели, задачи и принципы ОТ в рамках своего хозяйствующего субъекта, что закрепляется специальным документом.
Из ст. 9 раздела II Типового положения по ОТ, утвержденного Приказом Минтруда N 438н следует, что политика в области охраны труда – это открытое, декларируемое намерение работодателя выполнять требования ОТ. Издание документа подтверждает осведомлённость о вышеперечисленных и других обязанностях и свидетельствует о проводимой систематической работе.
Составляющие политики работодателя в области охраны труда
Содержание и структура документа должны быть простыми и понятными как для работников, так и для проверяющих. При написании необходимо руководствоваться нормативными актами в сфере ОТ, не использовать многозначных формулировок и иных приёмов, вводящих в заблуждение.
Основываясь на политике, работодатель в дальнейшем составляет:
Рассматриваемый документ обязателен и при проверке его наличие обязательно проверят инспекторы.
Согласно Приказу N 438н, в политике должны отражаться:
Кроме этого, важно отразить намерение предприятия учитывать мнение коллектива касательно управления политикой ОТ. Каждый работник должен иметь право делать замечания, подавать предложения по улучшению условий работы. При этом предприятие также контролирует эффективность такого взаимодействия.
Рассматриваемый документ, следуя принципу открытости, должен быть доступен для каждого работника. Целесообразно разместить копию на информационном стенде или на веб-ресурсе компании.
Как оформить политику в области охраны труда в организации
Со стороны законодательства нет каких-либо унифицированных форм или бланков для этого документа. Компания вправе действовать исходя из локальных требований по делопроизводству. При этом нужно отразить ряд обязательных элементов, соответствующих цели документа.
Структура политики по ОТ:
Проект политики следует тщательно вычитать и исключить возможные ошибки. Этот документ не подразумевает частое изменение. Исключением является вступление в силу новых нормативных актов. В этом случае работодатель обязан переработать политику по ОТ согласно действующим законам.
Хотя образец политики в области охраны труда представлен в различных видах на информационных ресурсах сети Интернет. Однако, наиболее точный вариант можно разработать самостоятельно, опираясь на Приказ Минтруда N 438 и другие законодательные и ведомственные акты.
Образец политики в области охраны труда в организации
Рассматриваемый документ будет иметь юридическую силу исключительно при наличии подписей лиц, причастных к его разработке. Автографы выполняются пастой синего цвета. Гербовая печать ставится только на подписи генерального директора.
Оформляя политику по ОТ, важно помнить о значимости профессиональных союзов, представляющих и защищающих интересы трудящихся. Представитель профкома должен согласовать проект рассматриваемого документа прежде, чем он попадёт на подписание к генеральному директору.
Подписанную и зарегистрированную политику необходимо хранить на протяжении всего периода существования компании. Устаревшие редакции передаются в архив, где хранятся установленный номенклатурой период.
Генеральный директор предприятия является лицом, отвечающим за разработку и реализацию политики по ОТ. Кроме него, в процессе участвуют начальник отдела по охране труда, юрисконсульт и также при необходимости представители других подразделений.
Заключение
Таким образом, рассмотренный документ имеет декларативные функции. Политика отражает цели, намерение администрации выполнять действующее законодательство в сфере охраны труда и другие элементы. На основе этого документа формируется весь процесс обеспечения ОТ в компании.