Подготовка к ipo что это
Как компании выходят на IPO и что важно знать инвестору. Рассказывают аналитики
IPO — английская аббревиатура Initial Public Offering, которая расшифровывается как «первичное публичное размещение». Говоря проще, это первый раз, когда компания предлагает купить её акции на фондовой бирже.
В 2020 году большинство IPO были прибыльными, что несколько расслабило инвесторов, поскольку не важно было, во что инвестировать: доходность давали почти любые компании, рассказал «Секрету» принципал Fort Ross Ventures Денис Ефремов. Но и эта доходность в основном освещалась на бумаге, поскольку акции росли в первые дни торгов. Реальная же доходность достигалась только после lock-up периодов, которые в основном равны 180 дням.
Так, инвесторы в AirBNB или Snowflake заработали 2,2 раза и 1,9 раз на свои вложения через 180 дней после IPO, а вот инвесторы Wish или Root Insurance — потеряли по 60% своих вложений уже через полгода. Тем не менее в прошлом году инвесторы всё же зарабатывали: те же полугодовые интервалы дали прирост 104% инвесторам Unity, 44% инвесторам DoorDash, 31% инвесторам Asana и 15% инвесторам JFrog.
«В мире ежегодно рождается много компаний, которые могут стать настоящими звёздами, как Amazon или Facebook. Если инвестор твёрдо уверен в том, что в ближайшие годы бизнес будет расти, акции таких компаний можно купить сейчас, пока они дешёвые и молодые», — пояснил «Секрету» старший персональный брокер по международным рынкам «БКС Мир инвестиций» Александр Бартенев.
Кто может принять участие в IPO?
IPO задуманы так, чтобы акции мог купить любой желающий. В том числе и начинающий частный инвестор, то есть физическое лицо.
Правда, принять участие в IPO иностранных компаний, которые проходят на зарубежных биржах, новичку проблематично — для этого нужно быть квалифицированным инвестором, предупреждает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
Зато в IPO отечественных компаний могут участвовать люди с любой квалификацией и финансовыми возможностями.
Как компании выходят на IPO?
Перед тем, как выпустить ценные бумаги на рынок, компании предстоит договориться с инвестиционным банком, рассказывает Ярослав Кабаков. Именно банк выступит в качестве андеррайтера (компании, которая обеспечивает размещение акций на бирже. — Прим. «Секрета») и организатора размещения.
Рядовое IPO готовят в среднем 6 андеррайтеров, а в случае крупных IPO их число возрастает до 20–25.
«Андеррайтер займётся подготовкой акций, оценкой активов и совместно с независимыми юристами разработает проспект эмиссии, в котором должна содержаться вся информация о компании. В нашей стране проспект эмиссии утверждает Центробанк России, он же даёт разрешение на IPO», — пояснил Ярослав Кабаков.
Подготовка к IPO может растянуться на год и даже больше. Причина в том, что перед выходом на биржу компания проходит несколько этапов:
определение стоимости ценных бумаг и аллокации (доля исполненных заявок на первичное размещение).
«В дальнейшем акции начнут торговаться на бирже как имущество, и инвесторы будут годами передавать ценные бумаги из рук в руки. Со временем компания может выпустить новый пакет акций на продажу. Чем выше капитализация компании, тем выше будут стоить ценные бумаги», — добавил Александр Бартенев.
Как узнать о готовящихся IPO?
В 2020 году на американскую биржу вышли около 400 компаний. Со временем часть из них займёт места «старичков» в индексе S&P500 (фондовый индекс, в корзину которого включены акции 500 публичных компаний, которые имеют наибольшую капитализацию. — Прим. «Секрета»).
Как узнать о новом размещении? Есть специальные сайты — календари IPO, на которых размещается вся информация о предстоящих листингах. «Правда, поскольку большинство публичных размещений проводят иностранные компании, то ресурсы англоязычные», — посоветовал Ярослав Кабаков.
Начинающему инвестору будет полезны календари на iposcoop.com, marketwatch.com, nasdaq.com и другие.
Чтобы узнать об IPO в России, можно отслеживать информацию на сайтах Московской и Санкт-Петербургской бирж. Минус в том, что биржа часто публикует информацию, уже известную крупным инвесторам. Ярослав Кабаков рекомендует действовать на опережение: внимательно следить за прессой и тесно сотрудничать с брокерами, чтобы как можно раньше узнать о готовящихся IPO.
Несравнимо больше зарабатывают венчурные инвесторы, которые заходят за один или за два раунда до IPO, рассказал Денис Ефремов. Так, с учетом динамики после IPO в течение 180 дней, инвесторы последнего раунда Snowflake заработали 3,8 раз на свою инвестицию, а инвесторы предпоследнего раунда — аж 38,4 раза! Аналогично, инвесторы последнего раунда DoorDash увеличили вложения в 3,8 раза, Unity — в 3,9 раз, а Asana — в 2,3 раза.
Как стать участником IPO
Купить акции в ходе их первичного размещения можно ещё до открытых торгов. Для этого физлицу нужно открыть у брокера счёт и положить на него сумму, которую человек хочет инвестировать в акции. Тогда в первый день IPO ценные бумаги придут инвестору, пояснил Ярослав Кабаков.
За свои услуги брокер возьмёт комиссионные. Их сумма разнится в зависимости от портфеля клиента, но в среднем это от 3 до 5%.
«Новичку на фондовом рынке вряд ли будет по силам участвовать в IPO больших международных компаний, где стоимость входа может составлять не один десяток, а то и сотню тысяч долларов. Но в случае с российскими компаниями входной порог более чем приемлем», — добавил Ярослав Кабаков.
Рассматривая участие в том или ином IPO, первым делом нужно понять, зачем компания выходит на открытый рынок. Обычно это либо привлечение капитала, либо возможность продать свои акции инвесторам, рассказал «Секрету» финансовый аналитик TradingView Игорь Кучма.
«Если речь идёт о продаже акций, главный риск — так называемый sell-off (быстрая продажа акций крупными игроками. — Прим. «Секрета»), что неизменно приведёт к обвалу котировок. Так произошло при IPO розничной сети Fix Price. Даже несмотря на высокий спрос со стороны инвесторов, акции компании упали на 17% в течение первых двух месяцев», — пояснил он.
Если же компания выходит на IPO, чтобы расширить свой бизнес, то у бумаги есть некий потенциал, указал аналитик. «Опять же, многое зависит и от цены размещения, а также финансового состояния компании. Всегда помните о соотношении риска и доходности. Чем больше риск, тем больше прибыль, и чем меньше риск, тем меньше доходность», — добавил Игорь Кучма.
После того как будущий частный инвестор определился с компанией, акции которой хочет приобрести, и с брокером, через которого намерен это сделать, ему нужно сделать несколько шагов, говорит Ярослав Кабаков.
Жизнь публичной
компании
«В 2011 году компания BlackRock выпустила письмо о том, что менеджеры компании устали принимать инвестиционные решения после „единственной часовой встречи» с компанией. Это письмо подтвердило необходимость значительно более раннего старта информационных кампаний на рынке, чем было принято до этого»
Раздел 1. Финансовые коммуникации: до, в ходе и после IPO
Глава 1. Первый этап — подготовка к IPO
Жизнь публичной компании
1. Направления и время начала информационной кампании
Одной из трудностей для многих российских эмитентов до сих пор является то, что они слишком поздно начинают задумываться о собственной коммуникационной стратегии, ориентированной на финансовый рынок.
Стоит вспомнить открытое письмо, опубликованное компанией BlackRock в 2011 году, в котором ее менеджеры писали о том, что они устали принимать инвестиционные решения после «единственной часовой встречи» с компанией. Появление такого письма подтвердило необходимость значительно более раннего старта информационных кампаний на рынке, чем было принято до этого.
Другими словами, компании должны начинать создавать свой образ на рынке до старта «режима сделки», то есть до проведения той самой часовой встречи по роудшоу в рамках IPO с компаниями типа BlackRock.
Насколько раньше?
Традиционный ответ (обычный ответ консультантов): «чем раньше, тем лучше». На самом деле такой подход является слишком упрощенным и в конечном счете бесполезным. Нужен ли компании год или около того для подготовки к IPO – это вопрос, который должен быть решен в каждом конкретном случае.
Вне зависимости от времени начала процесса подготовки к IPO, существуют три его основных направления, на которые надо обратить внимание заранее.
1. Создание образа компании в СМИ | 2. Начало диалога с участниками рынка/инвесторами | 3. Построение необходимой информационной инфраструктуры |
---|---|---|
Привлечение и обучение журналистов, чье мнение может повлиять на отношение участников рынка к компании | Работа с sell-side сообществом с самого начала; обучение обучающих | Создание собственного подразделения по работе с инвесторами, в том числе определение функций такого подразделения внутри компании, обеспечение эффективного взаимодействия с подразделениями по PR, финансам, юридическому сопровождению и пр. |
Широкая публикация новостей о компании в СМИ | Участие в основных инвестиционных конференциях; организация целевых встреч с инвесторами путем проведения non-deal роудшоу | Разработка базы для работы с инвесторами, отражающей инвестиционную историю компании: сайт, презентация, другие материалы |
Освещение истории компании в прессе посредством интервью, тематических статей и пр. | Создание системы мониторинга состояния рынка и группы компаний-аналогов для проведения сравнительного анализа; сбор информации, поступающей от рынка | Внедрение эффективной системы корпоративного управления, которая будет давать реальный положительный эффект, а не просто работать формально |
2. Привлечение СМИ до IPO: проблемы, аспекты, рекомендации
Целью компании до IPO является начальное создание необходимого ее образа в ключевых финансовых СМИ, т. е. тех СМИ, которые имеют прямой выход на инвесторов и способны влиять на их решения.
Тем не менее первое взаимодействие компании с финансовыми СМИ может оказаться сложной задачей из-за разницы в менталитете сторон, а также способно повредить компании в случае, если оно не будет проведено аккуратно. Правила поведения, принятые в общении с финансовыми СМИ, часто оборачиваются потрясением для компаний, имеющих с ними дело первый раз. Прежде всего, компания теряет тот уровень «контроля», к которому она привыкла, общаясь с иными видами СМИ (региональные или специализированные на конкретной отрасли СМИ). Например, региональные СМИ могут проявлять более высокую степень лояльности и подчиненности, чем, скажем, «Ведомости» или Financial Times. Поэтому к работе с последними требуется подходить с бoльшим вниманием.
В то же время, если сама компания может проявить интерес к публикации материалов о себе в финансовых СМИ в связи с имеющимися у нее планами по привлечению средств на рынках капитала, то СМИ, целевой аудиторией которых являются инвесторы, не всегда бывают заинтересованы в освещении деятельности какой-нибудь частной компании (за исключением случаев, когда им известно о наличии у компании планов выйти на IPO).
Требуется творческий подход, чтобы найти темы взаимного интереса, т. е. такие темы, на которые нужно и интересно говорить компании и нужно и интересно писать журналистам.
К примеру, если крупная частная компания заинтересована в раскрытии результатов своей деятельности и в отрасли существуют аналогичные компании, акции которых торгуются на открытом рынке, то СМИ будут заинтересованы использовать информацию частной компании для более глубоко анализа и прогнозирования показателей деятельности публичных аналогов. Соответственно, чем больше частная компания предоставит своих данных в контексте их использования в масштабе отрасли, тем больше будут заинтересованы СМИ в их публикации.
Компании могут привлечь внимание СМИ, превратив свои истории в нечто более значимое, нежели простые истории обычных компаний. Это можно сделать, связав их с более важными темами, интересующими инвесторов и СМИ. Например, показатели деятельности компании Х дают возможность увидеть основные потребительские предпочтения, результаты работы компании Y можно использовать для анализа макроэкономических тенденций и т. п. Компании могут привязать свою деятельность к одной из текущих «горячих тем» для СМИ, например, представляя реальные примеры импортозамещения или демонстрируя хорошие результаты несмотря на санкции (либо, что будет даже лучше, хорошие результаты благодаря санкциям).
Одним словом, компания должна объяснить, почему показатели ее деятельности представляют серьезный интерес или ценность для инвестиционного сообщества. Порой для этого требуются серьезные творческие способности.
3. Взаимодействие с инвесторами до IPO: проблемы, аспекты, рекомендации
В какой момент разумно начинать встречаться с инвесторами? Любая встреча – это инвестиция времени для обеих сторон, и обе стороны всегда будут хотеть получить доход от таких инвестиций.
Для начала отметим, что компании могут успешно использовать короткие презентации для больших групп инвесторов на инвестиционных конференциях. На этом этапе компании могут повысить свою значимость и привлекательность для инвесторов, если охотно будут не только рассказывать о себе, но и анализировать состояние своей отрасли и экономическую ситуацию в целом.
Вопрос «Что говорить?» «является не менее важным, чем «С кем встречаться?» и «Когда встречаться?». Компаниям следует тщательно продумывать содержание своих презентаций. Скорее всего, они не имеют большого опыта общения с инвесторами и впервые столкнутся с вопросом, какую же информацию им предоставить.
Как и в других случаях, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Компания должна главным образом понимать, что любая информация, рассказанная ею на этом этапе, скорее всего, останется в памяти тех, кто ее услышал. (Другими словами, любое ваше высказывание может быть использовано против вас).
4. Создание правильной коммуникационной инфраструктуры до IPO: проблемы, аспекты, рекомендации
Какую информацию раскрывать и когда
Продолжая начатый выше разговор о раскрытии информации, следует отметить, что для компаний, которые впервые сталкиваются с публичным раскрытием информации в целях поддержания отношений с инвесторами (т. е. начинают публиковать свои операционные/финансовые результаты), вопрос состоит в том, какую степень раскрытия считать достаточной. Ответ прост: чтобы усилия дали желаемый результат, раскрываемая информация должна быть настолько детализирована, насколько это необходимо для понимания участниками рынка текущего состояния дел в компании и ее будущих перспектив.
К примеру, общая сумма прибыли без коэффициентов рентабельности мало чем поможет читателю отчета, если не считать простого сравнения абсолютных величин. В то же время, частные компании могут не захотеть раскрывать информацию, которой могут злоупотреблять конкуренты. Необходимо найти золотую середину, балансируя между целевыми ожиданиями от выхода на рынок капитала и соображениями по поводу текущей конъюнктуры (разумеется, действует принцип «что хорошо одному, не всегда хорошо для другого»).
Связанный с этим вопрос: «Как найти правильный момент для раскрытия информации?». Здесь нужно исходить из тех же соображений, которые указаны выше. Следует помнить также, что, как только компания начинает публично раскрывать информацию, отказ от такого раскрытия или сокращение его объема будет считаться дурным тоном со стороны участников рынка. Гораздо лучше начать с небольших объемов раскрываемой информации и наращивать их, чем выложить все, что можно, в начале, а затем уйти в тень. Рекламируя в определённый момент высокие результаты, а затем скрывая неудачи, вы пренебрегаете принятыми нормами делового поведения, и это то, что участники рынка замечают сразу.
Когда и как нужно создавать собственное IR-подразделение
Это несомненно поздно. Во-первых, инвесторы могут неправильно понять степень важности отношений с инвесторами для компании. Во-вторых, многие из вопросов, обозначенных выше, могли бы более эффективно продумываться и решаться собственной IR-службой.
Более того, существует общее правило: чем больше должностных обязанностей имеет IR-специалист на этапе подготовки к IPO, которые помогают работе других бизнес-подразделений компании и при этом не относятся к общепринятому кругу его обязанностей (то есть вопросы стратегии, корпоративных финансов и пр.), тем стабильнее он будет работать в этой должности и далее, в случае если выход компании на открытый рынок придется отложить.
Есть и другие вопросы: «Какое место должна занимать IR-служба в существующей организационной структуре компании?», «Как компания может обеспечить ее эффективное взаимодействие и сотрудничество с другими департаментами, включая PR-подразделение?». Это сложные вопросы, требующие внимания и особого решения, в котором будет учтена специфика компании (начиная от особенностей структуры и корпоративной культуры и заканчивая частностями текущей деятельности и моральным аспектом).
Корпоративные материалы, которые компания может создать самостоятельно
Вопросы данной части, к счастью, легче тех проблем, с которыми мы сталкивались до этого, но все же они имеют важное значение. Здесь главная задача состоит в том, чтобы правильно выполнить минимальные требования, а затем расставить акценты на оставшихся вопросах с учетом имеющихся временны?х, ресурсных и общих приоритетов компании.
С момента, когда слово «IPO» впервые прозвучало внутри компании, прошло необходимое время, и теперь нужно обратить внимание на корпоративный сайт. Помимо достижения поставленных коммерческих и корпоративных целей, желательно, чтобы компания ответила «да» на следующие три вопроса: «Подходит ли общее описание компании на сайте для передачи его потенциальным инвесторам, если представить, что встреча с ними должна состояться сегодня?», «Выглядит ли сайт компании более-менее солидно?», «Легко ли им пользоваться?».
Если на все три вопроса даны ответы «да», то этого может быть достаточно для начала. Однако обычно отрицательный ответ дается по меньшей мере на один из вопросов, что уже является сильным аргументом для того, чтобы выделить ресурсы на исправление ситуации.
Корпоративный сайт, скорее всего, должен иметь наиболее высокий приоритет в век стремительно развивающихся цифровых технологий. До рассмотрения компанией вопроса об участии в инвестиционных конференциях и не связанных со сделкой роудшоу у нее должна быть также качественная корпоративная/ориентированная на инвесторов презентация.
Кроме того, существует годовой отчет. Несомненно, компания, которая выпустила годовой отчет на уровне мировых стандартов до того, как ее об этом попросили, может заслужить похвалу у инвесторов. Если же расставлять приоритеты, то тема годового отчета определённо должна возникнуть при составлении списка задач, к исполнению которых можно приступить после прохождения листинга на бирже.
Корпоративное управление
Инвесторы ценят наличие независимых членов совета директоров до IPO, но они хотят видеть больше, а именно:
Другими словами, инвесторы хотят видеть систему корпоративного управления, не внедренную для галочки, а реально работающую.
Общие выводы
Все действия на этапе подготовки к IPO (при условии, что они выполнены правильно) должны помочь создать дополнительную стоимость компании к ее основной стоимости. К тому времени, когда к работе над этим этапом присоединятся консультанты, чтобы максимально увеличить шансы на его успех, компания должна завершить реализацию нижеследующих задач.
Зачем это нужно делать
Все эти действия сводятся к созданию стоимости. Их эффект не так легко оценить, как тонны произведенной руды или рост клиентского трафика (или EBITDA с чистой прибылью), но они могут оказать существенное положительное влияние на ожидаемую стоимость сделки.
Глава 2. Второй этап — сделка
Принципы формального внешнего общения/связей со СМИ во время проведения IPO очень просты и регламентированны. По существу, они сводятся к трем основным объявлениям: 1) Объявлению о намерении провести первое публичное предложение (компания впервые официально заявит о своем намерении разместить акции на фондовом рынке); 2) Объявлению ценового диапазона (компания объявит о ценовом диапазоне и о начале роудшоу); 3) Объявлению цены (после того как, будем надеяться, сделка завершится и цена акции будет установлена). Данные пресс-релизы во многом стандартны и мало чем отличаются от сделки к сделке. Три пресс-релиза – очень просто.
На практике эти процессы протекают во многом по-другому. Серьезную трудность представляет напряженное неформальное общение, которое необходимо для поддержания интереса к размещению и его адекватного освещения в СМИ.
Схема. Практика «полувнешних» (неформальных) коммуникаций при IPO
Глава 3. Третий этап – жизнь после IPO
Первое большое объявление результатов деятельности компании после проведенного IPO. Заявление о результатах деятельности компании состоит из многих частей, которые должны подготавливаться в короткий период времени между моментом, когда цифры окончательно утверждены, и моментом их публикации. Основное внимание уделяется непосредственно финансовым отчетам, но инвесторы также ожидают выхода пресс-релиза, в котором от имени компании будет дано главное обоснование показателей ее деятельности за данный период, и презентации от руководства компании после проведенной сессии вопросов и ответов касательно этих показателей.
Ниже даны основные рекомендации, которые помогут компании успешно справиться с первым выходом отчетных показателей.
Первый годовой отчет. Подготовка годовых отчетов – работа трудная и часто, на первый взгляд, неблагодарная. Рассматривайте годовой отчет как полезный справочный материал, который вы смогли бы открыть на любой встрече с инвесторами, чтобы дать ссылку на нужные факты или информацию, и вам легче будет начать думать о его подготовке.
Кроме того, следуйте двум важным рекомендациям.
После проведения IPO компания впервые связывается нормативным обязательством сообщать плохие новости. Будут ли это низкие финансовые результаты, проблемы с регулирующими органами власти или чрезвычайная ситуация на любом предприятии компании, инвесторы будут ждать такого же своевременного и точного изложения плохой новости, как и хорошей. Сообщать плохие новости может быть делом крайне неприятным, но компании, которые готовятся к этому и выполняют такую работу хорошо, в конечном счете получают преимущество, так как могут контролировать информационный поток по плохой новости и завоевывать доверие инвесторов.
Даже по истечении первого года пребывания в статусе публичной компании, после того как компания преодолела все первые тяжелые препятствия, у нее есть задачи, которые по-прежнему сложны.
Заключение
После прохождения процедуры листинга у компаний наступает очередной этап, полный новых сложных задач. Хотя многие компании будут подсознательно указывать первые результаты, первые отчеты и прочее как большие и трудные задачи, на самом деле небольшая подготовка и заранее спланированный процесс могут превратить эти задачи в будничные дела специалистов по работе с инвесторами. Тем самым компании высвободят свои мощности, время и ресурсы для решения действительно непростых вопросов. Это акционерные конфликты или акционеры-активисты, отказы в рабочих системах, финансовые кризисы – проблемы, на фоне которых написание первого пресс-релиза о результатах деятельности покажется увеселительной прогулкой.
IPO в России и США: ликбез для частного инвестора
У «РБК Инвестиций» есть рассылки: про финансовые новости, дивиденды, стартапы и личные финансы. Например, в рассылке «Личные финансы» наш редактор Аня Хохлова каждую пятницу пишет, какие ценные бумаги покупает и почему, как оценить компанию, что происходит на рынке, как копить, вести личный бюджет и экономить. Вот ее последнее письмо.
В России компании не выходили на биржу с 2017 года. Для сравнения, на рынке США за десять месяцев 2020 года акции разместили уже более 360 компаний. Давайте разберемся, чем отличается IPO в России и США для частного инвестора. Вот мои краткие выводы:
А теперь подробнее. Перед тем как выйти на биржу, компания проходит несколько этапов: оценивает свой бизнес, считает, по какой цене и сколько акций следует выпустить, договаривается с андеррайтером (специалист по оценке рисков) и готовит документы для регулирующего органа. В России — ЦБ, в США — SEC. Процессы почти идентичны.
Часто фонды и компании могут приобрести акции еще на этапе подготовки IPO, но для частного инвестора все начинается с момента, когда регулятор одобряет размещение. Тогда компания начинает сбор заявок — то есть инвесторы сообщают брокеру, что хотят купить бумаги какой-либо компании на IPO. И тут появляется первое отличие.
В России компания публикует пресс-релиз о намерении выйти на биржу, а через неделю объявляет точную дату размещения и диапазон цены. Дальше у инвесторов есть одна-две недели, чтобы подать заявку своему брокеру на участие в IPO. В США сначала появляется диапазон цены, а точная дата определяется позже. Например, в пятницу становится известна дата IPO на следующую неделю.
При этом иностранный брокер в отличие от российского сообщает инвесторам, что примет участие в IPO какой-либо компании за двое суток до дня ее размещения. У инвесторов есть примерно два дня, чтобы подать заявку. На следующий день, после того как дедлайн подачи заявок закончился, акции компании начинают торговаться на бирже. Это в России. А в США — через день. Происходит само IPO.
Еще одно важное отличие российского IPO и американского — это статус квалифицированного инвестора. Пока российские брокеры не требуют такой статус, чтобы участвовать в IPO российских компаний. Для участия в американском, во-первых, придется открыть счет у иностранного брокера, а во-вторых, получить этот статус. Придется подтвердить брокеру уровень доходов, их источник, рассказать об опыте инвестирования и так далее.
Наконец, стоит обратить внимание на локап-период — это время от 90 до 270 дней, когда инвестор не имеет права продавать акции, купленные на IPO. Частного инвестора при участии в российском IPO это правило не затрагивает, он может продать бумаги хоть в первый же день торгов. В США частный инвестор обязан держать в портфеле акции около трех месяцев и не может ничего с ними сделать.
В 2020 году на российском рынке впервые разместили свои акции компании «Совкомфлот» и «Самолет». Я участвовала в обоих IPO ради эксперимента. Результат получился неоднозначным. В одном из прошлых писем я рассказывала, как покупала акции «Совкомфлота» и какие неполадки были у этого размещения. Например, акции долго не приходили на счет, и инвесторы по непонятным причинам не могли продать их в первые часы после размещения.
С IPO «Самолета» таких проблем не возникло. В американском IPO я еще не участвовала, но зато поговорила с человеком, который зарабатывает на размещениях американских компаний регулярно. И теперь, когда досконально разобралась в процессе, хочу попробовать сама.
IPO — рискованный способ инвестирования. Акции после размещения могут взлететь, а могут рухнуть в первый же день торгов. На американском IPO можно заработать 100% доходности за несколько месяцев. Но и потерять столько же. А судить о потенциальной прибыли и возможном убытке от российского IPO пока вообще сложно. В первичном размещении акций стоит участвовать, только если вы просчитали все риски и у вас завалялись лишние деньги. Продавать машину, снимать деньги с финансовой подушки безопасности и вкладывать все в IPO не стоит. Рискуйте. Но с умом.
Понравилась рассылка? Подпишитесь и получайте письма каждую неделю — важные новости, дивиденды, личные финансы и венчур в удобном формате.