Подготовка к школе для чего нужны занятия
Почему важна подготовка к школе?
Тамара Степаненко
Почему важна подготовка к школе?
1. Поступление в школу – это резкое изменение всей жизни вашего ребенка.
2. Подготовка к школе – это длительный процесс, который следует начинать заранее и осуществлять постепенно.
3. При подготовке к школе недостаточно научить ребенка просто читать, писать и считать.
4. Подготовка к школе направлена на комплексное развитие детей. Прежде всего, на развитие речи ребёнка, его внимания, памяти, логики и образного мышления, моторики, воли, интеллекта.
Учеными установлено, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, и развитие речи идет параллельно с развитием мелкой моторики дошкольника. Следовательно, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг и, соответственно, речь ребенка. Если же мелкая моторика развита слабо, то и речевое развитие оставляет желать лучшего.
Особенно важна готовность руки ребенка к письму, что также имеет тесную связь с уровнем развития мелкой моторики. Если тонкая моторика развита недостаточно, то ребенок при письме быстро устает. Все внимание в таком случае будет сконцентрировано на самом процессе письма, а не на правильности написания слов или букв, решение задачки и загадки.
Процесс развития мелкой моторики ребенка и подготовки его руки к письму длительный по времени, достаточно трудоёмкий для ребенка. Поэтому, делайте с детьми упражнения для развития тонкой моторики, они приносят ребенку радость и живой интерес.
Консультация для родителей: «Подготовка к школе» Консультация для родителей «Подготовка к школе» Незаметно прошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой.
Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.
Зачем нужна подготовка к школе?
И вот в жизни нашего дошкольника наступает ответственнейший момент — 6 лет, последний год перед школой. Ребенку-то все равно, он продолжает резвиться и радоваться жизни, но родители — в ужасной тревоге. Наверняка, Вы все чаще задумываетесь о том, что должен уметь Ваш малыш и насколько он готов к школе? Куча вопросов, тревог и волнений…
Школа — это совершенно новая реальность для ребенка. Даже если он ходил в садик и в целом привык к социальной среде обитания детей, школа — это то, чего у него ещё никогда не было. Нет опыта — есть стресс. Для того, чтобы воспринимать новую информацию, нужно основательно подготовить не только свой разум, но и чувства и тело. У психологов есть такое понятие — «разогретая» группа. Имеется в виду, что люди, прошедшие некую подготовку, в состоянии работать гораздо эффективней. Точно так же детям, чтобы начать учиться, нужен «разогрев», но значительно более долговременный, чем взрослым.
Для родителей, которые желают подготовить своего малыша к новому, серьезному этапу в его жизни и сделать это до школьного звонка, существуют специализированные детские центры предлагающие программы по подготовки к школе.
Когда говорят о подготовленности ребенка к школе, подразумевают как психологическую готовность ребенка к началу школьной жизни, так и набор определенных умений и навыков, которые необходимы малышу, чтобы начать обучение в школе.
Программа подготовки к школе не только развивает интеллектуальные способности Вашего ребенка, она дает возможность заранее смоделировать ситуацию учебной деятельности, когда ребенок попадает в новую, не знакомую для него среду, где он должен научиться общаться со сверстниками и взрослыми, где от него требуется усидчивость и концентрация внимания. Кроме того, Ваш ребенок получает знания, которые необходимы для успешного прохождения тестов, определяющих уровень готовности Вашего ребенка к школе.
Чтобы психологически подготовить ребенка к школьной жизни, на занятиях:
Чтобы дать малышу конкретные знания, которые пригодятся ему за школьной скамьей, на занятиях:
Посещая занятия по подготовке к школе, Вы сделаете переход Вашего малыша к школьному обучению плавным, безболезненным и радостным!
Подготовительные курсы и их роль в формировании первоклассника
Ирина Круглова
Подготовительные курсы и их роль в формировании первоклассника
О подготовке детей к школе написано и сказано немало. Говорят психологи, говорят учителя, говорят родители, причем мнения их не всегда совпадают. В магазинах глаза разбегаются от количества книг, пособий,в названиях которых крупными буквами выделены все те же слова: «подготовка к школе«.
Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.
1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)
2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредото-читься, управление эмоциями)
3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться)
Ребенок должен учиться понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя.
1. Подготовка будет полезна в первую очередь для тех детей, родители которых не научили их читать и писать. В этом случае неподготовленный ребенок уже в первом классе остро почувствует, что отстает от своих более подготовленных одноклассников, может начать испытывать комплексы по этому поводу, замкнуться в себе. Чувство собственной неполноценности может быть настолько велико, что в дальнейшем ребенок просто не будет развивать свои способности, и так на всю жизнь «пропишется» в отстающих учениках. С этой точки зрения плюс дошкольной подготовки в том, что детей «подтягивают» до общего уровня.
3. Если ребенок никогда не ходил в детский сад, то подготовка к школе ему особенно нужна. Как бы прекрасно мама ни занималась со своим чадом сидя с ним дома, главное, чему научится ее ребенок на подготовительных занятиях – это общение в коллективе. «Домашний» ребенок не привык слушаться кого бы то ни было, кроме родителей, а тут надо беспрекословно выполнять просьбы учительницы. Такой ребенок мог всегда договориться с мамой на тему «хочу – не хочу», в школе же эта система не работает. Нельзя не хотеть в данный момент заниматься математикой, а хотеть – музыкой. Таким образом, даже если ваш ребенок читает на скорость русскую классику, подготовка для него явно не будет лишней.
Мною составлена развивающая мини-программа «Пчелка», разработанная для подготовки детей к школьному обучению в начальной общеобразовательной школе. Данная программа направлена на изучение готовности ребенка к школьному обучению, на выявление индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитив-ной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при подготовке к обучению в школе.
Задача моей программы – способствовать тому, чтобы возрастные особенности (или новообразования) не просто учитывались, но и активно формировались. Педагог, используя материалы, представленные в программе, в качестве перспективы видит сформированность у детей полноценной психологической готовности к школе. Основной его задачей является создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для развития ребенка.
В данной программе применяемые методы и формы воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями детей 6 – 7 лет, т. е. обуче-ние ведется в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической и изобразительной деятельности. Основной формой организации и проведения развивающих занятий с детьми является игра, ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятное условия для психического и личностного развития ребенка. Кроме того, следует иметь ввиду,что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация: например, развитию тонкой моторики руки способствует и лепка, и конструирование, и рисование, и раскрашивание, и шитье, и мозаика, и все это готовит руку ребенка к письму. Для развивающей программы были разработаны и использованы раз-личные методики, тесты, игровые задания, которые прилагаются к данной про-грамме.
Учитывая все вышеизложенное, не стоит забывать о том, что в ходе развива-ющих занятий у ребенка формируется и социальная зрелость – умение общаться со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детских групп, а так-же способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что подготовка к школе является важным этапом в жизни ребенка, от которого зависит его психологическая готов-ность посещать школу, социальная адаптация, уровень знаний и навыков, кото-рые облегчат ему учебу в школе.
1. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М. : ТЦ «Сфера», 1998 г.
2.Руководство практического психолога:Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М. : Из-дательский центр «Академия», 1998г.
Роль книги в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников «Роль книги в формировании духовно – нравственного воспитания дошкольников» «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если.
Роль распевки в формировании певческих навыков Методическое сообщение преподавателя фольклорных дисциплин МБУ ДО «Краснознаменская школа искусств» Цыганковой Ольги Васильевны «Роль распевки.
Консультация «Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника». Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального.
Роль игр-драматизаций в формировании нравственных ценностей В современной дошкольной педагогике игры-драматизации относятся к разновидности творческих театрализованных игр. Театрализованные игры,.
Роль книги в формировании творческой личности учащихся «Обращение с книгами приготовляет к обращению с людьми. И то и другое равно необходимо» Карамзин Н. Современный мир информационных технологий,.
Роль музыки в формировании основ экологической культуры «Роль музыки в формировании основ экологической культуры» Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики.
Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ Е. Н. Вельгорецкая, Е. В. Смоловая, МБДОУ «ЦРР – Д/С №168» городского округа.
Статья «Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности» Роль семьи в формировании духовно- нравственной личности Семья – это колыбель не только физического, но и духовного рождения человека.
Подготовка к школе: деньги на ветер или необходимость
Родители шестилеток уже думают, куда отдавать детей на подготовку к школе и стоит ли это вообще делать. Наш блогер, учительница начальных классов Ольга Катаева, показывает, чем школьные курсы отличаются от развивающих центров и почему они нужны, а ещё рассказывает, как не перегружать детей.
Прошла первая четверть. Первоклассники потихоньку привыкают к школьной жизни, для них пора подготовки к школе прошла. Наступает время подготовительных курсов для дошколят. Подобные курсы открываются как в самих школах, так и в развивающих центрах. Куда отдать ребёнка на подготовку? Этот вопрос встаёт перед родителями, которые тщательно планируют поступление в первый класс или, в принципе, уделяют большое внимание полноценному развитию ребёнка. Поговорим о преимуществах подготовительных курсов при школах и при развивающих центрах.
Я сама пару лет была руководителем курсов при школе, общалась с педагогами, с родителями и детьми. Опыт работы учителем на подготовительных курсах тоже есть. Если бы передо мной встал выбор, куда вести ребёнка на подготовку к школе, то выбор был бы очевиден — в школу.
Подготовительные курсы при школе
Обычно на подготовительных курсах работают педагоги, которые набирают класс, поэтому важно познакомиться с ними и ребёнку, и родителям. Одно дело, когда родители владеют информацией об учителе от выпускников или их родителей, другое дело личное знакомство. Живое общение с педагогами, набирающими первоклассников, даёт возможность оценить будущее взаимодействие.
Часто педагоги, набирающие класс, дают открытые уроки. Родители перед поступлением могут посмотреть, какая атмосфера на уроке и какая у педагога манера ведения урока, как он общается с детьми, насколько логично выстроен урок и подобраны задания по теме.
Любой родитель, не имеющий педагогического образования, может понять, интересно ли ему, взрослому, на уроке. Открытые уроки помогают родителю не только оценить профессионализм учителя, но и увидеть, как ребёнок ведёт себя на уроке: как включается в деятельность, понимает ли задание и инструкцию к нему, правильно ли выполняет.
Подготовительные курсы при школе позволяют ребёнку увидеть свою учительницу, познакомиться с ней, привыкнуть к её голосу — всё это облегчает адаптацию к школе. Часто на подготовке можно познакомиться с теми, кто, возможно, станет одноклассниками.
12 ненужных вещей, которые вы обязательно купите к школе
Подготовительные курсы в школе дают возможность проконсультироваться. Когда я была руководителем школы для подготовишек, то проводила мастер-классы для родителей по волнующим их темам (посты в моём блоге — это материалы проведённых мастер-классов для родителей будущих первоклассников). Я занималась консультированием родителей. Самая популярная консультация была по чтению. Родители приходили вместе с детьми и получали рекомендации, например, о том, что нужно делать, чтобы навык чтения формировался правильно, чтобы не пропадал интерес, чтобы увеличивалась скорость.
Ещё одно преимущество подготовительных курсов при школе — программы. Педагоги, работающие на подготовительных курсах, никогда не дублируют программу первого класса. Поэтому ребятам точно не будет скучно в первом классе из-за того, что они знают материал. Престижные школы часто подтягивают до того уровня, который необходим для поступления именно в эту школу (например, гимназию). Многие школы с углублённым изучением определённой дисциплины требуют более высокого уровня подготовки к школе. Это и понятно, в гимназиях большая нагрузка, и программы по многим предметам имеют углублённое содержание.
Курсы — отличная возможность для педагога провести входную диагностику будущих учеников
Все знают, что тестирование запрещено, в любую школу обязаны принять любого ребёнка (по прописке). Для педагога-профессионала не составит труда определить уровень готовности детей к школе, не проводя специальных тестов — всё выясняется в ходе наблюдения и анализа выполненных заданий. Это хорошо тем, что можно выстроить индивидуальный маршрут подготовки к школе каждому ученику и дать рекомендации каждому родителю.
Многие родители отдают детей на подготовительные курсы при школе с той лишь целью, чтобы попасть именно в эту школу. Это большое заблуждение. Сейчас в школу поступают по прописке и в порядке очереди подачи документов. Подготовительные курсы можно выбрать не в своей школе, а в другой, которая не по прописке. Не страшно, если программы подготовки будут разные, главное, чтобы они не повторяли программу первого класса.
Многие убеждены, что подготовительные курсы при школе ничему не научат. Действительно, чему можно научить ребёнка на занятии в 25 минут раз в неделю?
1564 рубля на канцелярию и 2300 — на форму. Сколько тратят родители на сборы в школу
Правильно сидеть и поднимать руку на уроке, даже решать задачи и писать примеры его научили уже в садике (про то, что часто садики берут на себя функционал школы, это отдельный разговор). Так для уверенности, что ребёнка отлично подготовят к школе, родители параллельно отдают его на программы подготовки при развивающих центрах, а это сильнейший перегруз.
Представьте, ребёнок после садика идёт ещё на пару часов на учебные занятия! Чтобы снизить нагрузку, школьные курсы подготовки организуют в субботу — это ещё один плюс подготовительных курсов при школе.
Подготовительные курсы при развивающих центрах
Я негативно отношусь к развивающим центрам, если они являются дополнением к садику и кружкам. Они хороши вместо садика и кружков, и то, смотря какие программы развития и подготовки предлагают.
Сейчас модно отдавать детей на курсы скорочтения, ментальной арифметики и так далее. Родители думают, что именно эти программы отлично готовят к школе. Курсы скорочтения — это беда всех учителей первоклассников. Скорочтение хорошо тогда, когда навык чтения сформирован, ребёнок бегло читает, умеет правильно списывать. Когда навык чтения только формируется, скорочтение опасно. Ментальная арифметика — отлично, но не на первых порах овладения счётом.
При выборе программы подготовки к школе при развивающем центре лучше проконсультироваться со специалистом
Не со специалистом центра, а с учителем, к которому планируете идти. Я бы параллельно проконсультировалась с психоневрологом и логопедом. Специалисты данного профиля помогут определить проблемы, если они есть, и подскажут программу коррекции. Это гораздо важнее сделать до школы, чем готовить к ней без профессионального сопровождения.
Есть родители, которые категорически против подготовительных курсов — не нравится ребёнку, перегрузка и другое. Но к школе ребёнка подготовить надо. Встаёт вопрос, что должен уметь делать, знать будущий первоклассник?
1. Желательно читать или хотя бы знать буквы. Произносить все звуки правильно.
2. Описывать картинку, выстраивать последовательность картинок и составлять по ним рассказ.
3. Уметь считать до 100. Прямой и обратный счёт.
4. Уметь составлять математический рассказ по картинке.
5. Знать некоторые геометрические фигуры, уметь их рисовать.
6. Рисовать человека, дом, дерево.
7. Уметь правильно держать ложку, вилку, кисточку, карандаш, ножницы.
8. Уметь вырезать. Обводить шаблон.
9. Знать много сказок, иметь хороший словарный запас.
10. Уметь играть и организовывать коллективные игры. Решать бесконфликтно коммуникативные ситуации.
11. Ориентироваться на листе. Писать графический диктант.
12. Уметь общаться со сверстниками, знать и владеть правилами общения со взрослыми.
13. Уметь слушать инструкцию учителя и придерживаться её при выполнении задания.
14. У ребёнка должна быть развита эмоционально-волевая сфера.
Кстати, именно этому и учат или корректируют эти умения на правильных подготовительных курсах хоть в школе, хоть в развивающем центре. Всё остальное — дело школы. Главное, будьте к ней готовы!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Статьи и новости
Интересная информация и новости нашей студии
Зачем нужна подготовка к школе. По дороге в первый класс.
Подготовка к школе: быть или не быть?
Многие родители задумываются, важна ли подготовка к школе, нужно ли готовить ребенка к этому важному событию. Одни готовы учить свое чадо день и ночь, а другие говорят: «мы шли в школу, ничего не умея, и наши дети там всему научатся».
Так нужно или нет?
Школа – новая важная ступенька в жизни ребенка. И если раньше дошколята ждали этого момента с радостью и нетерпением, то теперь все чаще дети собираются в школу с неохотой, а родители со страхом. Почему? Да потому что современная школа предъявляет к будущему первокласснику достаточно высокие требования. И если первоклассник им не соответствует, это может значительно осложнить ему жизнь.
К сожалению, прошли те времена, когда дети приходили в первый класс в свои семь лет, не умея ни читать, ни писать. Теперь для успешного обучения уже до поступления в школу ребенок должен обладать определенными способностями и иметь за спиной немаленький багаж знаний и навыков. Те ребята, обучение которым дается не легко, которые никак не могут запомнить эти похожие друг на друга буквы и цифры, которые не понимают с одного раза, как сливается слог и почему буквы и звуки это не одно и тоже…. будут испытывать трудности с первого же дня обучения. Смогут ли они работать в том темпе, в котором работает класс? Ведь не смотря на то, что дети, поступающие в один класс, совершенно разные, требования к ним предъявляются одинаковые и критерии оценок едины для всех.
А если интеллектуальный потенциал у ребенка высокий, он все понимает с полуслова и схватывает налету? Скорее всего, он справится со свалившимся на него потоком информации, вот только если бы не это «негласное» тестирование и деление на классы.
И сколько бы мы не спорили о его правомерности и не рассуждали о том правильно это или нет, оно было, есть и будет. На этом самом тестировании учителя проверяют, умеет ли ваш ребенок читать, писать, считать, решать задачи и т.п. И по его результатам предлагают обучение по той или иной программе. И вот здесь даже самый смышленый дошкольник, который просто не успел еще получить определенные навыки, не сможет показать себя с лучшей стороны и неоправданно попадает не в тот класс, в котором бы хотели его видеть родители.
Подготовка к школе: что важно? или Учим учиться.
Конечно, обучение чтению и письму, умению считать и решать задачи это важно.
Но, несмотря на все вышесказанное, смысл обучения состоит не в заучивании конкретных сведений и не в отработке навыков (это как бы само собой разумеющееся, но не главное).
Смысл в том, что информация должна быть, не просто выучена, а понята и усвоена. Выучить правило, формулу, теорему может любой ученик, а пользоваться ими умеет далеко не каждый. Учителям хорошо знакома ситуация, когда ребенок отвечает правило и тут же пишет с ошибками, выводит формулу и не может решить задачу. Это говорит о том, что главная проблема не в памяти (хотя она тоже нужна). У ребенка должно развиваться мышление. Мы не получаем его в готовом виде при рождении. Оно развивается постепенно и к 7-8 годам может не сформироваться без целенаправленной работы. Нужно научить ребенка думать, анализировать, систематизировать, в конце концов пользоваться теми знаниями, которые у него есть.
Что еще важно при подготовке к школе?
Давайте посмотрим, что же происходит на уроке в школе? Урок на 60-70% состоит из устных рассказов учителя. Но восприятие информации на слух не является простым и автоматическим процессом. Чтобы понимать объяснения, ребенок должен:
Зачем все это нужно? Да потому что, когда мы слушаем, то мысленно как бы повторяем услышанное, но не буквально, а «своими» словами, теми, которыми владеем и смысл которых понимаем. И запоминаем мы не то, что говорит другой человек, а то, что мы повторяем за его речью.
В этом можно убедиться на собственном опыте. Попробуйте прослушать информацию на малознакомом иностранном языке. Реально вы услышите и сможете повторить только отдельные слова или словосочетания. И чем дольше вы будете слушать, не понимая, тем труднее вам будет удерживать внимание. Постепенно вы отвлечетесь, перестанете следить за речью и что-то мысленно повторять. Речь будет восприниматься, как шум.
Поэтому важно развивать речь ребенка.
Итак, что у нас получилось?
Кроме определенного багажа знаний, которые помогут первокласснику влиться в учебный процесс и осилить первый класс, подготовка к школе научит его воспринимать информацию и применять ее в конкретных ситуациях. А проще говоря, нужно научить детей учиться.
Подготовка к школе: когда начать?
Развивать ребенка нужно всегда, начиная с самого рождения. Вряд ли с этим кто-то не согласится.
Когда же нужно заняться именно знаниями и умениями, необходимыми для школы?
Учитывая, что те самые школьные собеседования начинаются уже весной, а занятия в кружках частенько не с начала сентября, остается у нас в учебном году перед школой всего пол года. Минус любимые всеми зимние каникулы, пропущенные занятия из-за болезней и дней рождений. Что же там остается? Конечно, и за это время можно дать ребенку много полезного и нужного, это лучше, чем ничего. Но все-таки хочется более спокойно и целенаправленно подойти к этому вопросу, поэтому лучше начать готовить к школе за два года до поступления в нее. Тем более 5 лет – это отличный возраст для занятий. У детей уже начинает формироваться интерес к учебной деятельности, они быстро впитывают новые знания, интересуются окружающим, способны запомнить большой объем информации, а главное – им все это интересно и доставляет удовольствие (при правильном подходе, конечно).