Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает

Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе (31 стр.)

Своеобразие каждого из этих великих реалистов коренится в преимущественно аналитическом подходе к действительности у Бальзака и стремлении синтезировать свое понимание действительности прежде всего в характерах у Гоголя. Это и понятно: бурный, резко меняющийся ход истории, свидетелем которого был Бальзак, события, буквально ежегодно потрясающие Францию в период между буржуазной революцией 1789–1793 годов и революционными выступлениями 1848 года (время жизни героев «Человеческой комедии»), требовали именно скрупулезного исследования действительности, выявления и характеристики важнейших компонентов ее движения. У Гоголя же сфера наблюдения как бы распадалась на слабо связанные внешне пласты жизни, необходимо было выявить и охарактеризовать именно связи между «отдельно» существующими и, на первый взгляд, мало соприкасающимися явлениями. Это и предопределило важнейшую задачу «Мертвых душ»: дать целостную картину жизни страны, включающую в себя и крестьянское бытие, и жизнь поместного и губернского дворянства, и существование чиновничества.

Буржуа, торжествующий у Бальзака, и Чичиков – рождающийся тип приобретателя – преследуют одну цель: выгоду, достижение богатства. Оба писателя едины в оценке саркастически описываемого отношения между «обществом» и «человеком, выбившимся в люди». Богатство в обоих эпических произведениях изображается качеством, способным «воплотить» в себе ум, честь, благородство, красоту, ибо все эти качества, как сами души и жизни, могут быть приобретены за наличность. Забвение идеалов, откровенный аморализм – прямое следствие засилия денег.

Все падает ниц перед миллионом. У Бальзака читаем: «Украдите миллион и во всех салонах будете ходячей добродетелью. Один охотится за приданым, другой, – за ликвидацией чужого предприятия, первый улавливает души, второй торгует своими доверителями, связав их по рукам и по ногам. Кто возвращается с набитым ягдташем, тому привет, почет, тот принят в лучшем обществе».

В «Мертвых душах» купчие крепости Чичикова «произвели самые благоприятные следствия, каких только мог ожидать Чичиков. Именно пронеслись слухи, что он ни более ни менее как миллионщик». И далее: «…в одном звуке этого слова, помимо всякого денежного мешка, заключается что-то такое, которое действует и на людей подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей хороших, словом, на всех действует».

Практика показывает, что для учащихся VIII–IX классов работа по сопоставлению героев Бальзака и Гоголя не является чрезмерно трудной, сложнее для них сравнивать атмосферу соотносимых произведений, находить отличия в художественных средствах. Но и в этих случаях школьники работают, как правило, с интересом и результативно.

Неоднократно девятиклассникам после изучения темы «Бальзак», а также и на факультативных занятиях предлагались для ответа (устно и письменно) следующие вопросы:

1. Тема власти денег в «Человеческой комедии» («Гобсек» и др.) и чичиковского приобретательства в «Мертвых душах».

2. Тема преступления в буржуазном обществе у Бальзака и мошенничество героя поэмы Гоголя.

3. Несомненен аналитический по преимуществу характер исследования действительности у Бальзака и, главным, образом, синтетическое изображение ее у Гоголя. Чем можно было бы объяснить это отличие в реалистическом методе писателей?

4. Плюшкин и Гобсек.

а) Сравните внешность героев, дом Плюшкина и комнаты Гобсека, манеру общения героев с окружающими.

б) Что общего и отличного в приобретательстве Плюшкина и хищническом накопительстве Гобсека?

в) Что можно сказать о жизненных целях Гобсека и Плюшкина?

г) Можно ли полагать, что Плюшкин и Гобсек в равной мере «исключительные типы»?

д) Какие качества каждого из героев становятся рельефнее, колоритнее, очевиднее при их сопоставлении?

Такое соотношение позволяет предположить, что в процессе сопоставления разнонациональных литературных явлений учащиеся наиболее охотно работают над составлением сравнительной характеристики персонажей, затем с анализом исторического процесса периода создания произведения, отразившегося в художественной литературе. Соотнесение художественного отображения менее значимых социально-нравственных понятий дается им с большим трудом. Наконец, наиболее сложны для школьников в процессе сравнения элементы тем теоретико-литературного плана.

В целом такая закономерность подтверждалась и анализом сочинений учащихся в связи с сопоставительной работой и по другим разделам курса. Подтвердилось при этом и другое наблюдение: большая детализация задания (как это сделано в теме 4) предпочтительнее для учащихся. Мы объясняем это недостаточным опытом учащихся в сопоставлении произведений разнонациональных литератур.

Анализ десятков ученических работ, посвященных сравнительной характеристике Плюшкина и Гобсека, убеждает, что учащиеся достаточно ориентируются и в изначально социальной природе изображенных человеческих пороков, и в гибельности этих пороков для человеческой личности. При этом принимается в расчет «национальный» характер соответствующих общественных стимулов. Учащиеся, как правило, выдерживают предложенную им схему от простого к сложному, сравнивая внешний вид героев и обстановку, в которой они живут, затем освещают «деятельность» героев и цели их существования. А вот самостоятельно оценить достигнутые путем сравнения результаты им гораздо сложнее, хотя анализ показывает, что восприятие и оценка характеров, рассматриваемых совокупно, живее и полнокровнее, чем когда школьники просто составляют характеристику Плюшкина или Гобсека. Ребята, приобретшие известный опыт сопоставления сравнительных характеристик, стараются постоянно держать в поле зрения обоих героев.

Сопоставление героев помогает углубить понимание учащимися идейно-эстетической сути классических произведений, выявить и затем прояснить и углубить непосредственное восприятие произведения.

Сопоставление внешности героев и обстановки, их поведения – наиболее простая для школьников задача. Сложнее с характеристикой жизненных целей и социальной природы приобретательства. Но только сопоставление выявляет, на наш взгляд, особенности индивидуального понимания характеров общественных типов, представленных Гоголем и Бальзаком. И здесь необъятные просторы для корректировки работы учителя обратной связью и планирования индивидуальных занятий. В самом деле, лишь взглянем на разнообразие оттенков в ответах:

«Желание власти приводит Гобсека к скупости. Он философ. И все же мы видим, насколько губительно отразились на нем деньги. Именно из-за денег он и приобрел сходство с Плюшкиным – гротеском, утрированным воплощением зла наживы». «Гобсек – человек-паразит, но он не опустился до уровня Плюшкина. Главное, что роднит Плюшкина и Гобсека, – это власть над ними денег, это относит их к сугубо отрицательным персонажам». «Гобсек довольно спокойно принимал подношения, лишнего не брал (в отличие от Плюшкина), но и своего упускать не собирался». «Цели жизни у Плюшкина и у Гобсека различны. Гобсек хочет нажить побольше денег, он ворочает миллионами, но ему все мало. А Плюшкин разоряется, цель его жизни – приобретательство». «Античеловеческие методы наживы, жестокость, эгоизм, цель жизни, мораль хищника роднят Гобсека и Плюшкина – героев Бальзака и Н.В. Гоголя». «Плюшкин и Гобсек – порождение и отражение эпохи начального развития капитализма…Мораль хищника, эгоизм роднят этих героев литературы 30-40-х годов XIX века».

Множество ответов свидетельствуют о разной степени понимания учащимся исторической и национальной принадлежности рассматриваемых литературных типов. Несомненно, однако, что сопоставительная работа активизирует и углубляет понимание учащихся. Наконец, хочется отметить, что сопоставительный анализ способствует выработке определенных эстетических критериев, когда учащийся пытается осмыслить художественную выразительность образов, силу их эмоционального воздействия.

Работа с текстами Гоголя и Бальзака, проводившаяся в школах Москвы, Смоленской области и Хабаровского края (свыше 200 сочинений), позволила сделать некоторые выводы об успешности сравнения учащимися IX классов различных элементов художественных произведений:

Источник

Гобсек

История персонажа

Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек» впечатляет глубоким смыслом и моральной подоплекой сюжета. Это произведение связано с романом Бальзака «Отец Горио», а некоторые герои промелькивают в других сочинениях французского писателя, например, в романе «Человеческая комедия».

История создания

Работая над литературным произведением, Бальзак тщательно формировал описание героев, поднимал волновавшие его проблемы и изобличал пороки. Жадность, тщеславие, лицемерие всегда попрекались автором. Помимо главной мысли повести, Бальзак раздумывал над тем, как придать произведению художественную изысканность. Он пытался сохранить убедительность характеристик, сделать так, чтобы герои, собранные в ансамбле произведения, олицетворяли современную автору эпоху.

Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Смотреть фото Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Смотреть картинку Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Картинка про Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Фото Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближаетПисатель Оноре де Бальзак

Точная дата написания оспаривается историками. После смерти писателя нашли три редакции произведения, в которые он вносил правки в течение 18 лет. Основой для повести послужил короткий рассказ «Ростовщик», написанный Бальзаком на заказ для журнала «Модник». Он послужил основой для первой главы произведения под названием «Опасности беспутства». В 1832 году его перевели на русский язык, а уже в 1835 публика приняла обновленный вариант повести. Название сменилось на «Папаша Гобсек», ассоциировавшееся у читателей с наименованием «Отец Горио».

Нынешнее название Бальзак дал повести в 1848 году, когда в порыве вдохновения вновь вернулся к редактуре. Он убрал мягкое обращение «папаша», решив познакомить читателя с грубым и алчным ростовщиком с необычной биографией.

Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Смотреть фото Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Смотреть картинку Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Картинка про Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Фото Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближаетКниги Оноре де Бальзака

В обоих вариантах повести Бальзак обличал жертв денег и залогов, а также тех, кто располагал властью над ними в виде векселей. В сочинении Бальзака противопоставляются аристократы и простые слои населения; те, кто привык работать без отдыха, и те, кто умеет тратить золото, прожигая жизнь.

Искусствоведы предполагают, что «Гобсек» основан на реальных событиях, свидетелем которых был автор произведения. Повесть называют автобиографичной, усматривая параллели с личной жизнью Бальзака. Писатель обсуждает в своих произведениях значение денег, осуждая их всепоглощающую власть. Драматизм, который несут в себе мужские и женские образы, непредсказуемые коллизии, высокая степень морализма подкупают любого, кто знакомится с творчеством Бальзака вообще и повестью «Гобсек» в частности.

Биография

Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.

Анализ героя позволяет предположить, что в юности он был пиратом. Скупость и эгоизм помогли скопить некоторое состояние, которое он использовал, давая деньги под высокий процент. За неприступность и суровость старика звали «золотым истуканом». Гобсек был востребован в своей среде. После разделения «зон обслуживания» между городскими ростовщиками он стал работать с аристократами и представителями сливок общества. При этом в любой ситуации, сколь бы щекотливой она ни была, он оставался непреклонным в решениях.

Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Смотреть фото Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Смотреть картинку Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Картинка про Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Фото Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближаетИллюстрация к книге «Гобсек»

Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.

Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.

Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Смотреть фото Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Смотреть картинку Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Картинка про Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Фото Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближаетВнешность Гобсека

Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.

Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.

Сюжет

Действие берет начало с беседы Дервиля, графа Эрнеста де Ресто и виконтессы де Гранлье в ее салоне. Дочь высокопоставленной особы выказывала явное расположение к графу, за что была укорена матерью. Эрнест, не располагающий статусом и состоянием, был невыгодной партией для ее дочери. Слыша этот диалог, Дервиль приводит в пример историю Гобсека, которую читатель воспринимает из его уст, как от рассказчика.

Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Смотреть фото Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Смотреть картинку Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Картинка про Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Фото Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближаетГобсек собирает монеты

Знакомство Дервиля и ростовщика длится давно. За это время Гобсек проникся к адвокату Дервилю доверием и поведал историю о том, как однажды взыскал внушительный долг с графини, попавшей в сложное положение. Женщина была вынуждена заложить бриллианты, а деньги посредством векселя достались ее любовнику. Намек ростовщика на то, что он разорит семью графини, не был услышан, но вскоре оправдался.

Позднее за помощью к Дервилю обратился любимец общества Максим де Трай, нуждавшийся в помощи ростовщика. Гобсек отказал в предоставлении услуг, зная о долгах красавца. Ранее обозначенная графиня вновь начала приходить к Гобсеку, закладывая драгоценности. Она делала это ради де Трая, подло грозившего покончить с собой. О сделке узнал супруг графини, благородно скрывший связь супруги. Этим мужчиной был отец Эрнеста де Ресто, полюбившегося дочери виконтессы.

Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Смотреть фото Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Смотреть картинку Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Картинка про Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Фото Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближаетГлавные герои повести «Гобсек» (кадр из фильма)

Спустя некоторое время граф смертельно заболел, а графиня после его кончины сожгла завещание, тем самым передав имущество семьи в руки Гобсека.

Дервиль был посредником в вопросе возвращения наследства Эрнесту де Ресто, но ростовщик не пошел на уступки. Ростовщик умер в ужасных условиях, став заложником собственной скупости и алчности. Состояние было возвращено законному владельцу. Брак дочери виконтессы был организован не без усилий Дервиля.

Экранизации

Произведения классической литературы стали первым материалом, использованным для визуализации в кинематографе. Бальзака постановщики не обошли вниманием. Первый фильм по повести «Гобсек» вышел на экраны в 1936 году. Его снял советский режиссер Константин Эггерт. Роль главного героя исполнил актер Леонид Леонидов. В образе Дервиля предстал Александр Шатов. Любопытно, что в образе графа де Ресто в картине предстал сам постановщик.

Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Смотреть фото Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Смотреть картинку Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Картинка про Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Фото Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближаетАктер Сергей Бехтерев в образе Гобсека

В 1987 году режиссер Александр Орлов предложил вниманию публики собственную версию повести. Экранизация подготовили в СССР, на студии «Молдова-фильм». Гобсека в кинокартине сыграл Владимир Татосов. Роль Дервиля досталась Сергею Бехтереву. Лента стала одной из первых в фильмографии Аллы Будницкой, перевоплотившейся в кадре в графиню де Ресто. Юного графа де Ресто, сыграл театральный режиссер Константин Богомолов, будучи на тот момент еще мальчиком.

Источник

Образ Гобсека в повести Бальзака

Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Смотреть фото Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Смотреть картинку Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Картинка про Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает. Фото Подготовьте краткую характеристику гобсека что сближает

Мы подготовили для Вас несколько сочинений про образ Гобсека из произведения французского писателя Оноре де Бальзака. Используйте наш материал для выполнения школьного задания по литературе.

Сочинение 1

Французский писатель-реалист Оноре де Бальзак считал, что в произведении должно быть больше живых подробностей, бытовых деталей, так как изображение обыденности придает образам и явлениям правдивости. Бальзак – автор эпичного цикла произведений «Человеческая комедия», куда входит и знаменитая повесть «Гобсек».

Главный герой – богатый ростовщик, который считает, что при помощи денег можно управлять людьми. Он находил клиентов в крайней нужде и давал им деньги под огромный процент. Таким образом герой накопил целое состояние. Однако Гобсек продолжал жить скромно, экономил каждую копейку. Ним овладела безумная страсть к накоплению, и вместе с ней появилась подозрительность к людям. Гобсек притворялся бедным стариком, чтобы никто не ограбил его. Однажды он стал заложником сразу двух своих страстей. Герой выронил золотую монетку, но не признал, что она принадлежит ему. Несмотря на жадность к деньгам, он не смог раскрыть себя другим жильцам дома.

Образ Гобсека не однозначный. В нем словно уживаются скряга и философ. Он не просто берет с клиентов проценты, а наслаждается моментами слабости жалких людей, которые попадают к нему в зависимость. Гобсек создает собственную теорию безграничной власти золота над разумом человека. Он уверен, что тот, кто владеет золотом – владеет миром. И все же, Гобсек – не злонравная личность, потому что умеет видеть не только плохие, но и хорошие качества в других. Старик ловко подмечает детали в поведении и даже движениях своих клиентов, знает, когда они боятся, пытаются отстрочить выплату денег. Но Гобсек не умолим, и все векселя собирает без просрочки, самостоятельно бегая «на своих тонких ножках» по домам своих должников.

Однако этот «человек-автомат» знает, что такое дружба, хоть и понимает ее в меру своих убеждений. Когда Дервиль, единственный компаньон ростовщика, просит занять ему денег, тот отказывает, объясняя тем, что деньги губят дружбу: должник чувствует себя обязанным, а кредитор ждет свой процент. Зная себя, Гобсек не хочет иметь «золотую» власть над другом. Человечность Гобсека проявляется и в его отношении к швее Фанни Мальво. Он восхищается благородностью бедной девушки.

Гобсек – хороший аналитик, хотя его выводы и предвзяты. Наблюдая за людьми, он понимает, что единственный постоянный двигатель в мире – это золото. Одно оно, по его мнению, неизменно – а значит, чтобы добиться власти, нужно владеть золотом.

Зачем Гобсеку неограниченная власть над другими? Ответ скрывается в пережитых событиях в молодости. Тогда герой был совсем другим, не циничным реалистом, а отчаянным романтиком. Но предательство и несчастная любовь сделали его сердце черствым. Теперь понятно, почему единственным другом, который не предаст, он называл деньги.

Оноре де Бальзак показывает в образе главного героя то, как культ золота калечит души людей. Ведь Гобсек имел большую внутреннюю силу, но выбрал путь бездушной машины по стяжательству денег, превратившись из человека-философа в полуавтомат.

Сочинение 2

В образе Гобсека мы видим абсолютную власть денег над человеком. Изображая Гобсека, автор объединяет две литературные традиции — романтическую и реалистическую. В романтической внешности героя преобладают цвета золота, серебра, бронзы, то есть драгоценных и благородных металлов. Поступки персонажа сравниваются с действиями беспристрастного человека-автомата. Его возраст невозможно определить сразу. Гобсек, как антиквар из «Шагреневой кожи», жил долго, благодаря сбережениям жизненной энергии, сокращая в себе все чувства. Таким же мрачным был и его дом. Даже став одним из богатейших людей Парижа, он не поменял дом на графский особняк, только снимал его комнаты, чтобы жить в одиночестве.

Автор изображает Гобсека как ростовщика-профессионала. Его способности показаны в сценах покупке бриллиантов у графини Ресто и перепродажи графу. Он обманывает графиню, выдав ей деньги наличными лишь частично, а остальное, заплатив векселями Максима де Трая. Зная, что и эти деньги пойдут на карточные игры, Гобсек переиграл юношу, ведь свои векселя тот никогда не сможет оплатить. То есть батюшка, Гобсек вызывает у нас восхищение своей сообразительностью. Иная ситуация с графом де Ресто, который выкладывает деньги за собственные бриллианты. Гобсек, очевидно, сочувствовал графу, так, хотя и обнаружил «такую ловкость, что превзошел бы участников любого дипломатичного конгресса», все же вернул бриллианты, которые стоили сто тысяч франков, только за восемьдесят тысяч. Конечно, ростовщик в проигрыше не остался, ведь графиня отдала пятьдесят тысяч, и он заработав в течение часа тридцать тысяч франков. Такие законы бизнеса. Как человек деловой, Гобсек советует графу перевести недвижимость на другого человека с правом возврата старшему сыну. Де Ресто вскоре воспользовался этим советом, выбрав доверенным лицом самого Гобсека как честного человека. Деловая инициатива и способности Гобсека оказываются и в том, как он распоряжается недвижимостью графа: сдавая внаем особняк, летом жил в имении и строил фермы, чинил мельницы, пути, насаждал деревья. Его деятельность несла практические результаты для общества – он выступал в роли благодетеля.

Но главное в Гобсеку – не его профессионализм и честность, а его склонность к философии. Собственно, этим он и интересен.

Прошлое Гобсека тоже имеет романтический ореол: он объездил весь мир как юнга, корсар или торговец бриллиантами и людьми, а также владел государственными тайнами. Не зря именно его, старого ростовщика, пригласили работать в комиссии по ликвидации имущества бывших колониальных имений: он хорошо знал государственные дела колоний. Жизнь его была полна жестоких испытаний, и он духовно закалился. Это обязательная черта романтического героя. Гобсек пришел к выводу, что «мораль и убеждения — пустые слова. Непоколебимое только одно чувство, которым наделила всех природа: «особый интерес» или «инстинкт самосохранения». Из всех земных благ, — считает этот философ любитель, — есть только одно, достаточно надежное, которое человек желал его. Это … золото. В золоте воплощены все человеческие силы». Поскольку богачи противостоят беднякам, Гобсек предпочитает «самому притеснять, чем позволять, чтобы тебя притесняли другие».

Когда Гобсек у Бальзака абсолютизирует власть золота в обществе, он выступает как романтический герой. Не только его внешность, поведение, дом свидетельствуют об этом, но и цель его философских размышлений. Когда человек относится к деньгам только как к денежным знакам, за которые можно, что-нибудь приобрести, — этого человека можно назвать реалистом. Когда человек любит власть, которую дают деньги, как это произошло с Гобсеком, то этот человек переживает, как это ни парадоксально звучит, романтическим мировосприятием. Для него идея становится важнее реальной жизни. Так произошло с антикваром из повести «Шагреневая кожа» и Гобсеком, которые воспринимают деньги как символ владения миром. Ростовщику кажется, что он имеет власть над людьми, не утруждая себя, а мир не имеет над ним ни малейшей власти.

Но финал повести доказывает обратное. Гобсек теряет чувство реальности, находясь в мире собственных иллюзий. Он не продает продукты, которые несут ему из колоний как взятку не потому, что он скряга. Продукты портятся, и страшное зрелище поражает Дервиля в пустых комнатах дома, где умирает Гобсек. Конечно, практически ростовщик не мог этого не понимать. Дело в том, что перед смертью он перестал быть ростовщиком-реалистом, остается, сражаясь философом-романтиком. Его решение передать все свое наследство неизвестной ему внучке сестры, парижской куртизанки — тоже решение романтика, для которого родственные связи, какими бы они небыли далеки, важнее многолетней дружбы с Дервилем.

Было бы справедливо оставить наследство единому близкому человеку — честному и порядочному адвокату, который много лет подкармливал старика и оказывал ему юридические консультации. Адвокату Гобсека оставляет кучи испорченных продуктов, а его милой жене — сервиз работы выдающегося мастера. С другой стороны, если Дервиль стал наследником Гобсека, разве мог бы он так объективно рассказать читателям эту историю? Гобсек и Дервиль во многом — антиподы. Например, если Гобсек — философ-романтик, то Дервиль во всем — реалист. Скажем, адвокат отказался от предложения виконтессы способствовать карьере, потому что не имел особого таланта к юриспруденции.

Именно реалистичный взгляд на жизнь привел бракосочетания Дервиля с трудолюбивой парижской работницей, которая получила большое приданое от дядюшки, что позволило молодому адвокату вернуть Гобсеку долг за контору. Для реалиста деньги — это только деньги, в данном случае — средство вернуть долг и стать владельцем имущества. То есть дело не в самих деньгах или их мифической власти. Дело в идеалистическом или прагматическом отношении к ним. Любой фанатизм, абсолютизация идеи — это черты романтического мировоззрения. Гобсек-философ романтизирует действительность только тогда, когда речь идет о «пункте» в этом и заключается фанатика власти денег. Когда он размышляет о других вещах, то выражает столь мудрые рассуждения, что нельзя с ним не согласиться.

В романах Бальзака деньги — не виноваты, потому что они — это только условность, придуманная людьми. Все дело в том — в чьих руках деньги, и с какой целью они используются.

Сочинение 3

Родился французский писатель в Париже 20 мая 1799 года. Согласно биографическим данным, его отец был крестьянином, а мать родом из буржуа. Аристократическую приставку «де» Оноре начал использовать в год выхода своей повести «Гобсек», сокращенно ознакомиться с которой вы сможете в этой статье.

Получив степень бакалавра, Бальзак приступил к трехлетней службе в нотариальной конторе. Предложение отца об открытии своей практики юноша уверенно отклонил. Своим увлечением и работой он видел только литературу. Стоит сказать, что на тот момент произведения юного парня не представляли ни малейшего интереса для издательств.

Переполненный нетерпением, Оноре переехал в нищий парижский квартал и взялся за работу. Роман, который он принялся писать, спустя много лет сделает его популярным среди истинных ценителей литературы, но критики того времени безжалостно не признавали его творений. Повесть «Гобсек» занимает особенное место среди других произведений Оноре Бальзака первой половины 30-х годов. Это одно из самых выдающихся произведений писателя.

Центральный образ произведения — процентщик Гобсек. Биография Гобсека, какую Бальзак вводит в рассказ, раскрывает жизненную основу его философии. Философия Гобсека — своеобразный итог его личного жизненного пути. Он был моряком, морским торговцем, объехал весь мир, видел далекие и экзотичные страны. Его развитое сознание, не свойственное ему с детства, объясняется тем, как много он видел в течение своей жизни. Он прошел через все, чтобы накопить свое богатство: имел связь с корсарами, был причастен к американской войне за независимость, страдал от голода, прошел через смертельную опасность, несколько раз терял и снова добывал богатство.

Возможно, потому сначала Бальзак и назвал свою повесть «Опасности безпутства». Именно под таким названием повесть полностью вышла в апреле 1930 года в первом томе «Сцен частной жизни». Первая глава ее была выдана несколько раньше, в феврале 1930 года, под названием «Процентщик». Изменялись названия, но характер бальзаковского персонажа остался неизменным.

«Папаша Гобсек насквозь проникнут одним принципом, который руководит всеми его поступками. По этому принципу, деньги — это товар, что его можно со спокойной совестью продавать дорого или дешево, в зависимости от обстоятельств. Капиталист, на его взгляд, — это человек, который принимает участие в прибыльных делах и спекуляциях, требуя большие проценты за свои деньги. И если оставить в стороне его финансовые принципы и философские взгляды на природу человеческую, что ими он обосновывает свое ростовщическое поведение, я глубоко убежден, что вне этих дел он самый деликатный и самый честный человек во всем Париже».

Мировосприятие Гобсека формировалось под воздействием реальной жизни. Его высказывания говорят о глубине этого мировосприятия и подтверждают, что его интеллект значительно превосходит аристократию.

Освещая отсталость дворянства, его ограниченность, Бальзак показывает Гобсека, который держит в своей памяти целые континенты. Он понял и основы современного ему общественного строя, утверждая, что везде идет борьба между бедняками и богачами. Но двадцатилетние скитания по миру сделали его безразличным ко всему, кроме золота. Он разочаровался в моральных ценностях. Поэтому Габсек бездушный. Он уверен, что из «всех земных благ» лишь одно достаточно надежно — золото. А из всех человеческих чувств он признает лишь инстинкт самосохранения. Из скептицизма вырос социально-политический нигилизм, потому что Гобсек осуждает всех тех, кто печется за своими близкими. Он видит смысл лишь в борьбе бедняков и богачей, уверенный, что эта борьба бесконечна, и потому считает, что лучше быть эксплуататором, чем эксплуатируемым. Язык Гобсека подчеркивает бедность его философии относительно собственного достоинства, ведь человек, способный лишь на унизительные чувства, не способен даже на самоуважение, не говоря уже об уважении со стороны других людей.

Грустный и конец Гобсека. Рассказ завершается описанием его ужасного амбара и страшной смерти Гобсека. Его страсть к деньгам, его скупость, стремления к наживе привели к патологической мании все присваивать. Многолетняя активность в обогащении оказалась бесплодной, ведь оставить накопленное оказалось некому. Даже хорошее упоминание о себе он не оставил. Все человеческое в его натуре вытеснила жажда к обогащению. Ведь в течение целой жизни он брал взятки и разрабатывал новые финансовые аферы. «Гобсек был ненасытным удавом этого большого предприятия. Каждое утро он получал свою дань и осматривал ее.

Гобсек принимал все, начиная от корзины с провизией от какого-либо бедняка и кончая пачками свеч от людей скупых, брал посуду от богачей и золотые табакерки от спекулянтов. Никто не знал, куда делись все эти подарки. Все приносили к нему, но ничего оттуда не выносили».

Только после смерти процентщика это станет понятным. Не понятно лишь то, чем руководствовался человек, накапливая такое богатство.

Поистине такую жизнь и можно назвать еще одной человеческой комедией, о которой рассказал Оноре Бальзак на страницах своих произведений. Следовательно, повесть «Гобсек» хотя и является отдельным законченным произведением, однако связанная с другими повестями и романами писателя, которые вошли уже в первое издание «Человеческой комедии». Связанна тем, что имена персонажей встречаются в других произведениях, и тем, что сюжетно перекликается с романом «Отец Горио».

По-видимому, и не может быть иначе, ведь каждая человеческая жизнь имеет множество незримых ниточек, которые связывают его с жизнью других людей и жизнью целого общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *