Подвергать остракизму что значит
Остракизм — что это такое, суть в истории и современности.
Остракизм – это форма межличностного непринятия, сознательное игнорирование и исключение людей.
Что такое ОСТРАКИЗМ — определение, значение простыми словами.
Простыми словами, Остракизм – это отвержение человека путем исключения его из группы или социального окружения. По словам психолога и исследователя остракизма Киплинга Д. Уильямса, это скользкая и невидимая форма насилия.
Как группы, так и отдельные лица могут подвергать остракизму других и сами подвергаться остракизму. Хотя социальное отторжение является неизбежной частью человеческого существования, продолжительный или необоснованный остракизм может привести к одиночеству, депрессии и/или агрессии. Пример остракизма: ученик намеренно не приглашает конкретного человека на вечеринку, хотя он пригласил всех остальных в своем классе.
Социальный контекст остракизма.
Остракизм – это мощное и универсальное социальное явление, которое угрожает физическому и психологическому благополучию людей. Отдельные лица и группы подвергаются остракизму. Большинство людей сталкиваются с угрозами остракизма хотя бы один раз в своей жизни, а некоторые люди сталкиваются с ними ежедневно.
Существует множество других видов, кроме людей, использующих остракизм, обычно для усиления группы (путем устранения более слабых или несогласных членов).
Народы и племена в религиозных, исправительных, образовательных и других учреждениях, а также среди неформальных групп прибегают к остракизму. Остракизм является обычным явлением даже в близких отношениях и среди членов семьи.
Стадии остракизма.
По словам Уильямса, остракизм можно разделить на три стадии.
Человек, которого отвергли, чувствует настоящую физическую боль. Исследование Уильямса показало, что при этом совершенно не имеет значения, кто вас отвергает или даже то, насколько незначительным кажется это пренебрежение.
Люди начинают выяснять, как улучшить свой инклюзивный статус. Они пытаются сотрудничать с другими или даже подчиняться им. Если у них ничего получается, они стремятся одержать контроль над ситуацией.
Если человек слишком долго терпит остракизм, он психологически истощается, не может справиться с этим и сдаётся, впадает в депрессию, отчаяние, становится беспомощным. Даже воспоминания о давнем остракизме могут вызвать эти чувства.
Психологическая реакция на остракизм.
Люди – социальные существа, которые полагаются на связи с другими для удовлетворения фундаментальных социальных, психологических потребностей и потребностей выживания. Даже когда незнакомцы в контексте минимального взаимодействия очень ненадолго подвергают людей остракизму, они проявляют признаки стресса. Подвергаясь процедуре остракизма, люди немедленно чувствуют более низкую степень удовлетворения основных своих потребностей:
Остракизм уникален тем, что он немедленно понижает удовлетворенность четырьмя из четырех основных человеческих потребностей одновременно.
Также, столкнувшись с остракизмом, люди чувствуют более высокий уровень печали и гнева. Долгосрочный остракизм заставляет людей чувствовать себя никчемными. Они часто смиряются с одиночеством или отчаянно требуют внимания к себе, даже путем самоубийства или убийства.
История остракизма и его первоначальное значение.
Впервые суд остракизма как политический процесс стал известен в V века до н.э. в Афинах, где граждане проголосовали за изгнание людей, написав их имена на остраконах (остраках) – черепках глиняной посуды. Люди, считавшиеся слишком могущественными или опасными для города, были высланы на 10 лет всенародным голосованием. Некоторые из величайших имен в истории Греции стали жертвами процедуры остракизма. Тем не менее процедура остракизма была лучшим примером силы простых людей, демоса, в борьбе со злоупотреблениями властью в афинской демократии. Аристотель утверждает, что фактическое учреждение остракизма как процесса было сделано в 508 г. до н.э. при Клисфене, чтобы предотвратить тиранию со стороны одного человека.
Как происходила процедура остракизма.
Решение о том, подвергать ли людей суду остракизма, принималось один раз в год. Голосование проводилось анонимно. Тот, кто набирал наибольшее количество голосов, подвергался процедуре остракизма. Решение не подлежало обжалованию. Человеку давали 10 дней на то, чтобы организовать свои дела, а затем он должен был покинуть город и никогда не возвращаться в регион Аттики в течение 10 лет. Интересно, что лицо, которое подвергалось остракизму, не теряло гражданство, а его личное имущество не конфисковалось. Итак, в первоначальном значении термин остракизм означал ссылку, изгнание.
Изгнание не было постоянным, поскольку некоторые люди действительно возвращались после отбытия наказания и продолжали вести общественную жизнь. Это, возможно, указывает на то, что голоса очень часто подавались против политики отдельного человека, а не против него лично, и что голосование против человека поддерживало его соперника и его политику. Однако были случаи, когда без каких-либо официальных обвинений собрание склонялось к популизму и голосовало против отдельных лиц без уважительной причины. Плутарх в своей биографии Аристида рассказывает о намерении одного члена собрания проголосовать против Аристида просто потому, что ему надоело слышать, что политик постоянно упоминается как «справедливый».
Некоторые из самых выдающихся имен в истории Греции стали жертвами суда процесса остракизма, как показано на 12000 остраках, которые сохранились с древних времен. Известный государственный деятель Фемистокл был сослан в 471 г. до н.э. по обвинению во коррупции. Кимон, великий полководец, подозревался в слишком дружеских отношениях со Спартой в 461 году до н. э.
Последним зарегистрированным человеком, подвергшимся остракизму, был демагог Гиперболос около 417 г. до н. э. Он надеялся использовать этот процесс для изгнания одного из двух своих великих соперников, Алкивиада или Никия, но, объединив усилия, им удалось вывести Гиперболоса из города. После этого случаев остракизма больше не было, хотя процесс оставался юридически возможным до IV века до н. э.
Более поздние источники предполагают, что остракизм также проводился в Аргосе, Мегаре, Милете и Сиракузах, но археологических свидетельств этому мало. Историк 1-го века до н.э. Диодор Сицилийский описывает тип остракизма в Сиракузах, где оливковые листья использовались вместо черепков глиняной посуды в процессе, аналогичном остракизму, известному как petalismos.
Кто чаще всего подвергается остракизму?
Это чаще всего неэффективные члены группы, которые замедляют или подрывают работу команды и в результате стают обременительными.
Они более склонны нарушать групповые нормы и угрожать гармонии и сплоченности группы. В результате это делает их менее заслуживающими доверия.
Они могут стать обузой для группы, необязательно из-за их работоспособности, а потому, что они могут требовать большего внимания и, таким образом, создавать нагрузку для группового взаимодействия. Даже если производительность группы из-за них не страдает, опыт взаимодействия с невротическим членом группы может быть достаточно неприятным и привести к остракизму.
Такие люди действуют артистично, любопытно, творчески, проницательно и оригинально, имеют широкий круг интересов. Их воспринимают как привлекательных и интересных партнеров по взаимодействию и полезных для работы в группе, по крайней мере, если группа стремится к творческим решениям. С другой стороны, открытость также связана с преследованием необычных идей или демонстрацией нестандартного поведения, что может быть воспринято как отклонение от групповых норм. Таким образом, открытость опыту может также представлять угрозу для групповой гармонии и стабильности. Более того, люди с высоким уровнем открытости часто тянутся к новым ситуациям и социальным контекстам. Это может подвергать людей с высокой открытостью остракизму с более высокой вероятностью по сравнению с людьми, которые следуют знакомым образцам.
Это люди, которые действуют активным, напористым, энергичным, восторженным, общительным и разговорчивым образом. Как и люди с высокой степенью открытости, экстраверты могут с большей вероятностью столкнуться с социальными ситуациями и инициировать социальные взаимодействия с новыми партнерами. Это означает, что базовая частота ситуаций, вызывающих риск подвергнуться остракизму, для этих людей выше, чем для лиц, придерживающихся своего близкого социального круга.
Можно ли искоренить остракизм?
Психологи скептически относится к искоренению остракизма. Некоторые люди добиваются юридической защиты от остракизма, который является одной из форм дискриминации на рабочем месте, но трудно зафиксировать и довести то, чего не происходит. Если сотрудника не приглашают на обед, то это легко отрицать. «Преступник» даже может обвинить человека, подвергшегося остракизму, в паранойе. Некоторые люди говорят:
Я бы предпочел, чтобы надо мной издевались. Тогда, по крайней мере, я смог бы показать свои синяки полиции.
Итоги.
Остракизм во всех его многочисленных формах пронизывает почти все аспекты жизни человека. Одна из форм краткосрочного остракизма, тайм-аут, обычно используется в школах и дома. Исследования показывают, что в среднем люди сталкиваются с одним актом остракизма в день. Исследования природы межличностных и внутриличностных издержек этого повсеместного явления продолжаются.
maxxbay
Обо всех и обо всем
Часто в политических передачах можно слышать, как ораторствующие типы употребляют слово «остракизм». Что это значит и откуда возник данный термин, вы узнаете прямо сейчас.
Что значит подвергнуть остракизму
В древних Афинах проводили народное голосование практически по любому поводу. Наверное, то и была единственная демократия за всю историю человечества. Итак, если какой-либо политик представлял, по мнению общества, опасность для демократии вообще или для государства в частности, граждане устраивали голосование.
Они приходили на площадь и писали на черепках (остракизмах) имя деятеля, вызвавшего сомнения в своей политической благонадёжности. Если таких черепков набиралось 6000 и более, голосование считалось состоявшимся. Это значило, что человека подвергли остракизму, и теперь он в десятидневный срок должен был покинуть пределы государства на целых 10 лет.
Человек, подверженный остракизму, покидает пределы государства на 10 лет
По окончании данного времени он спокойно возвращался в свои владения, которые за это время строго охранялись законом, ожидая своего хозяина из изгнания.
Кстати говоря, остракизму подвергли отца Перикла (Ксантиппа), а также Фемистокла и Алкивиада. Это наиболее известные случаи, хотя в целом их было больше.
Так выглядят дошедшие до наших дней черепки-остракизмы, с помощью которых греки голосовали
Ну, вот еще одно умное слово в Вашей копилке знаний. Теперь будет кто-то из знакомых или коллег на работе шутить над вами, пригрозите, что можете подвергнуть его остракизму.
Главное запомнить, что в наше время это слово чаще употребляется просто как отвержение или неприятие обществом кого-либо, чем как голосование и изгнание из страны.
Еще бы, попробовали бы нас «остракизмнуть» в древнегреческом понимании за политическую неблагонадежность!
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Что такое Остракизм? А ведь некоторые уверены, что это очень необходимая сейчас процедура.
Остракизм — в древних Афинах так называли народное голосование, во время которого граждане на глиняных черепках писали имя гражданина, который угрожал демократии государства; если имя одного и того же человека написали 6 000 и более человек, его изгоняли на 10 лет. Однако следует подчеркнуть, что остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а превентивная мера во избежание, например, захвата власти. В литературе часто этот термин ошибочно переводят как «суд черепков» (дословный перевод термина — «черепковать» или «вычерепковать»).
В широком смысле остракизм — гонение, неприятие, отвержение, презрение со стороны окружающего общества.
История возникновения
Как утверждает Аристотель, обычай введён автором демократических реформ Клисфеном после свержения тирании Писистратидов, то есть около 508 г. до н. э., как профилактическая мера против возможных новых тиранов; однако фактически он начал действовать несколько позже, после Марафонской битвы, когда народ, по словам Аристотеля, «почувствовал себя увереннее». Первым изгнанным (в 487 г. до н. э.), действительно, оказался тесть бывшего тирана Гиппарх, сын Харма. Аристотель утверждает, что именно его и имел в виду Клисфен, когда вводил закон об остракизме (по гипотезе современного исследователя, Клисфен хотел лишь обезвредить этого деятеля и получить его поддержку, шантажируя его угрозой изгнания — поэтому остракизм и не применялся на практике первые 20 лет). Очень быстро остракизм превратился в метод решения межпартийных споров (Аристотель считает первой жертвой собственно партийной борьбы Ксантиппа, отца Перикла, изгнанного в 484 или 483 г.). В этом смысле остракизм содействовал стабильности афинской демократии; его отрицательная роль заключалась в том, что он устранял от общественной и военной деятельности многих выдающихся лиц.
В разное время остракизму были подвергнуты Аристид Справедливый, Фемистокл, Кимон; черепки с их именами, как и с именем Перикла и других менее видных деятелей, были найдены при археологических раскопках в Афинах. Иногда такие черепки содержат любопытные приписки, мотивирующие позицию голосующего: например, на одном черепке рядом с именем Аристида приписано: «брат Датиса» (персидский полководец в Марафонской битве), с намёком на его якобы проперсидскую ориентацию. Широко известен анекдот о том, как Аристид по просьбе неграмотного крестьянина написал для него на черепке своё собственное имя.
Процедура остракизма
Остракизм в афинском полисе проводился следующим образом. В январе (в шестую пританию, по афинскому административному календарю) председатели Совета пятисот (пританы) должны были поставить на голосование в Народном Собрании вопрос о необходимости остракизма.
Если решение было положительным, в восьмую пританию (март-апрель) проводился сам остракизм. В назначенный день каждый гражданин в собрании писал на принесённом с собой черепке (остракон) имя человека, которого, по его мнению, следует изгнать; затем входил в особое огороженное пространство и клал черепок, держа его надписью вниз. Затем производился подсчёт, сначала общего количества черепков; если их было менее шести тысяч, голосование считалось несостоявшимся. В противном случае их раскладывали в соответствии с именами, и тот, против кого было подано наибольшее количество голосов, должен был в десятидневный срок (10 дней давались на улаживание личных дел) уйти в изгнание. Причем изгнание это продолжалось столько времени, сколько считалось нужным в видах угрожавшей опасности (обыкновенно — 10 лет).
Изгнанные не лишались прав гражданства и собственности. По окончании срока изгнания они вновь вступали в обладание своим имуществом, которое, за время их отсутствия, должно было оставаться неприкосновенным. Бывали случаи (например, перед нашествием Ксеркса), когда изгнанному позволялось на время вернуться на родину. Для этого требовалось народное постановление, принятое по крайней мере 6000 голосов.
Отказ от использования
Остракизм имел смысл, пока на авансцене политической жизни заправляли представители влиятельных аристократических родов; он утратил значение, когда после смерти Перикла приобрели вес незнатные политики, так называемые «демагоги», и без остракизма целиком зависевшие от милости народа. Он перестал производиться после 417 г. до н. э. по следующему поводу.
В Афинах боролись две мощные партии, имевшие разногласия по ряду принципиальных политических вопросов: сторонники Никия и сторонники Алкивиада. Остракизм 417 г. должен был разрешить этот спор в пользу кого-то из них. Но поскольку ни одна партия не была уверена в своей победе, то их сторонники сговорились и написали имя второразрядного демагога Гипербола, который неожиданно для всех и оказался изгнанным. Как свидетельствует Плутарх, такой исход сначала позабавил, но затем возмутил афинян, считавших, что Гипербол не заслуживал такого наказания. В итоге дискредитировавший себя институт перестал применяться.
Комик Платон, комментируя этот случай с Гиперболом, написал: «Хоть поделом он принял наказание, с его клеймом никак не совместить его, суд черепков не для таких был выдуман.»
Известно, что аналогичные обычаи были также в Аргосе, Мегаре, Сиракузах, Милете, Ефесе и некоторых других городах Пелопоннеса и Великой Греции. В частности, в Сиракузах такой обычай назывался «петализм» (от греч. πέταλον, «лист»), так как имя будущего изгнанника писали на листе оливкового дерева, а изгнание длилось 5 лет.
Наиболее известные случаи остракизма афинских политиков:
Кстати, в Сиракузах изгнание называлось «петализм» (греч. petalismos, от petalon – «листок»), и имя виновника наносилось не на черепок, а на лист оливы. А срок ссылки был более щадящим – пять лет.
При чрезвычайных ситуациях или в случае опасности, грозящей государству, по особому решению Народного собрания ссыльного отзывали обратно. Например, в период греко-персидских войн, перед битвой при Саламине, сосланный отец Перикла вернулся в Афины. Остракизм напоминает советскую «политическую ссылку» 1930-х годов, которая была более жестокой.
Остракизм, можно сказать, являлись «антивыборами». В наше время безудержной толерантности, покрывающей злодеяния и преступления, было бы очень актуально.
Остракизм – что это такое и актуально ли сегодня
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Во все времена общество искало способы защититься от влияния опасных, преступных или просто сомнительных элементов. Иногда это приводило к тюремным срокам и даже казням.
Но в какой-то момент стало популярным подвергать неугодных лиц остракизму. Что это за явление, как оно срабатывает и актуально ли оно в современном мире?
Остракизм – что это значит
Оригинальный термин восходит корнями к древне-греческой основе ὄστρακον. При этом традиционный перевод слова «остракон» дает нам два близких значения:
Однако именно черепки использовались в Афинах в конце VI века вместо бюллетеня во время голосования за возможность убрать определенного гражданина из сферы управления государством или же изгнать кого-то за пределы полиса.
Так появился глагол ὀστρακίζω, давший нам современное понимание этой древней процедуры, нередко именуемой в народе просто «судом черепков» или «черепкованием». Термин прижился быстро, и вскоре каждый грек прекрасно знал, что такое остракизм, и с удовольствием принимал участие в этой процедуре.
В Древней Греции остракизм — изгнание опасных для государства граждан, решавшееся путём тайного голосования черепками, на которых писалось имя подлежащего изгнанию.
Узаконенное изгнание
Сама идея остракизма появилась еще во времена осады Трои, но законный статус обрела на шесть столетий позже – в результате реформаторских начинаний знатного афинянина Клисфена, известного борца с тиранией и приверженца демократических преобразований.
Благодаря введенному Клисфеном закону об остракизме демос значительно расширил свою вовлеченность в дела государства и получил возможность устранять влияние политиков из высшего сословия, злоупотреблявших властью или препятствовавших становлению демократии.
В общем и целом закон был призван защищать афинское общество от любых посягательств – политических, социальных или моральных, – тем самым обеспечивая народную сплоченность и коллективную идентичность.
По сути, остракизм – это внесудебное наказание, одобренное тайным голосованием большинства участников, решавших судьбу нежелательной в политике персоны. На один день Агора (площадь Народного собрания) превращался в избирательный участок, куда стекались горожане со своими глиняными черепками.
На каждом осколке керамики было написано имя подвергаемого остракизму человека, а сами остраконы обязательно помещались надписью вниз. Отдавший свой черепок гражданин вместе с другими проголосовавшими входил на специально отведенную территорию и оставался за ограждением до конца голосования – так исключалась вероятность подачи двух и более голосов.
Историки и исследователи до сих пор спорят о правилах остракизма, но выделили всего несколько ключевых моментов, при этом некоторые из них очень напоминают современные выборы:
Более того, никто не приравнивал людей, подвергшихся остракизму, к преступникам. Да, общество считало необходимым дистанцироваться от них, однако изгнанник как гражданин сохранял все свои права и продолжал получать доходы с имущества, даже находясь за пределами полиса. Иногда срок существенно сокращали.
Остракизм помогал гасить народное недовольство и держать могущественную аристократию в узде, напоминая элите о верховенстве власти демоса. Сохранение же прав, возможность по возвращении занять высокий пост минимизировали риск, что изгнанный политик вступит в сговор с врагами в надежде вернуть былое положение.
К числу наиболее видных жертв афинского остракизма можно отнести таких исторически значимых личностей, как:
Сюда же можно отнести и других крупных деятелей, игравших заметную роль в процветании Афин – например, Кимон (из рода Филаидов), Фукидид (лидер партии аристократов), Мегакл (племянник Клисфена), Каллий из Алопеки (сторонник тирании) и т.д.
Остракизм: что это в современных аналогиях
В более широком смысле даже во времена становления афинской демократии под остракизмом подразумевали не только политическое изгнание, но и любые гонения со стороны общественности. При этом в XX веке определенную популярность обрела более простая и доступная альтернатива в виде бойкотирования.
И это понятно, поскольку покуситься на частную собственность по закону довольно проблематично, равно как и выселить нежелательного гражданина за пределы поселения. И тогда люди стали пытаться игнорировать друг друга и целые компании в общественной сфере.
Это выражалось множеством вариантов отказа:
Вот только оригинальный остракизм был инструментом, зафиксированным на законодательном уровне, а бойкот чаще являлся демонстрацией народного волеизъявления «снизу», обзаведясь массой недостатков.
Однако несмотря на наличие оснований, такая демонстрация отношения остается токсичной практикой, потому что, как и любая гражданская инициатива без четких критериев, бойкот – это все-таки способ травли.
Яркий пример «перекосов на местах» – старый советский фильм «Чучело» (Р. Быков, 1983), где над девочкой долгое время издевались ее одноклассники, вооружившись любым подходящим предлогом.
Когда форма отказа от взаимодействия с неугодным лицом не прописана, это часто влечет за собой тупое ожесточение толпы: некоторые искренне считают, что жертва травли лишается всех прав.
Уже в XXI веке остракизм выродился в «культуру отмены/отказа/бойкота», в СМИ более известную как Cancel Culture, она же – «кансилинг». Отмена человека активируется, когда он публично произносит или совершает нечто неприятное для социально активных граждан из интернета.
Волна оскорблений, петиций охватывает практически все социальные площадки, мотивируя крупные компании сделать свой шаг. Наиболее яркими эпизодами остракизма последних лет можно назвать истории:
Проблема концепции кансилинга в том, что она буквально переписывает историю, заставляя забыть все прочие достижения «отменяемой» персоны. Вымарывает имя из титров, а то и вовсе заставляет перемонтировать фильм, чтобы избавиться от сцен с участием потерявшего благосклонность публики актера.
Вместо заключения
Классика жанра: стремление к так называемой политкорректности, давление не всегда адекватной толпы и попытки корпораций выглядеть толерантными, прогрессивными и гуманными легко приводят к социальному убийству.
Вот такие печальные изменения претерпевает сегодня остракизм. И если первоначальная процедура создавалась для обеспечения демократических преобразований, сдерживания аристократии и сохранения гармонии, то нынешние ее версии превратились в орудие ненависти и инструмент репутационного уничтожения.
Теперь человек, не совершив преступления, оказывается лишенным всего. Хороший повод задуматься: нужно ли поддерживать публичную травлю?