Хочу приобрести катер длиной от 5м до 6м для прогулок и отдыха на воде и задумался с каким двигателем: водомет (катера sea doo), катера со стационарным движком (винт) или ПМ? Интересует в плане практичности, ремонта, обслуживания. Хотелось бы выслушать мнения или хотя бы получить ссылку на тему где это уже обсуждалось.
Понятно, что водомету камни, каряги, бревна, мели вроде как пофиг. Ну а если он (водомет) выйдет из строя, не важно по каким причинам, мне ж его сложнее будет отремонтировать, надо везти его с катером, да и рынок водометов, как я понимаю скудный. А ПМ снял, увез, отремонтировали или на крайняк новый купил. Да и продать, по отдельности, катер и мотор проще по моему. Вот, что я хотел обсудить, а не характеристики водометных движетелей, куда меня отправил г-ин Danev.
2 катерщик: 1. поэтому и спрашиваю 2. я не говорил, что тороплюсь с покупкой 3. чем сейчас и занимаюсь
Сегодня приходят пацаны, показывают лодку ( полностью снаряжена) и начинают задавать вопросы. В кратце рассказываю теорию и историю. Следует следующая серия вопросов.
Мужики, говорю, садитесь и газ в пол. Сразу количество вопросов уменьшится.
И ещё: как общественность относится к алюминиевым корпусам, в чем их приемущество/недостатки перед пластиком?
Такой ещё вопрос: допустим катер налетает на приличное по размеру бревнышшко/мель. Тяжелей последствия будут для ПО колонки или для ПМ, что больше пострадает?
Ну а если он (водомет) выйдет из строя, не важно по каким причинам, мне ж его сложнее будет отремонтировать, надо везти его с катером, да и рынок водометов, как я понимаю скудный.
В целом же правильно сказал катерщик тест-драйв поможет в принятии решения. Мы, например, для этого и предоставляем тест-драйв, что бы человек сам попробовал катер в действии.
Давно прошли те времена, когда владельцы лодок могли насладиться чистым пением птиц, звуками гребного колеса и поскрипывающих в паровом котле поленьев. Место лодочной романтики заняла суровая, но крайне полезная эффективность. Современные катера оборудуются высокопроизводительными моторами, которые, в зависимости от габаритов транспортного средства и некоторых других параметров могут быть подвесными и стационарными.
Особенности подвесных моторов
Подвесные двигатели наиболее распространены. Они сочетают в себе непосредственно двигатель, то есть мотоголову, и движитель – дейдвуд с редуктором. Такая конструкция обладает рядом неоспоримых преимуществ:
Среди недостатков можно отметить невозможность снижения уровня шума, а также ускоренный износ силового агрегата. Служит он по сравнению со стационарной моделью значительно меньше времени.
Стационарные двигатели
Такие модели моторов устанавливаются преимущественно на средних и больших катерах. На маленькой лодке двигатель установить можно, но он займет слишком много места. Зато стационарные модели имеют следующие преимущества:
При этом его сложнее ремонтировать, во время стоянок он не поднимается над водной гладью, запчасти иногда можно найти только в дилерских магазинах, а при проблемах с системой вентиляции устройство может стать причиной возникновения пожара.
Сказать, что какая-то из этих моделей лучше, а другая – хуже, нельзя. У всех есть свои преимущества, недостатки и рекомендации по использованию. При выборе мотора нельзя ограничиваться только его типом. Важно учитывать и другие параметры, о которых вам подробно расскажет продавец.
Катер Parker 800 Weekend: стационарный или подвесной двигатель? Мнение владельцев
Плюсы есть у обоих и приверженцы каждой из версий отстаивают свою правоту исходя из собственных параметров и приоритетов. Мы решили провести свой тест, взяв для него два одинаковых катера Parker 800 Weekend, разработанных норвежской группой Askeladden совместно с польским производителем Parker Poland и предоставленными нам эксклюзивным дилером компанией Nord Boat.
Владельца катера с подвесным мотором это не смущает, главное, что она в принципе присутствует, что существенно облегчает работу с мотором и сход на причал. Обе купальные платформы снабжены телескопическими лестницами для купания.
Визуальные различия в кокпите весьма незначительны: кормовые сиденья у катера с подвесным мотором прямые как диван, а на стационаре среднее чуть выдается вперед, что позволяет разместить там корзины для кранцев и поручни для держателей удилищ.
Однако норвежские инженеры для версии катера с подвесным мотором рецесс сделали трансформирующимся, центральная скамья складывается и поднимается вверх, освобождая много места, что позволяет поднять мотор полностью из воды. Сняв крышку мотора, мы имеем также доступ со всех сторон, а две купальные платформы обеспечивают легкий доступ к винто-рулевой группе.
Запускаем двигатели: Новый Volvo оснащен новейшей системой без ключевого доступа, подносим «метку» и загорается лампа включения зажигания, далее осталось нажать кнопку “START” на любом посту и характерный дизельный рык оповестит, что мотор запущен. Шумоизоляция справляется хорошо, шум слышен, но не раздражает.
Управление на обоих моторах электронное, ручки удобные и мягкие на ход. Ручка Mercury нам показалась удобнее, однако Volvo имеется удобных дисплей EVC бортового компьютера и позволяет выводить на экран практически любую информацию, даже не относящуюся к двигателю.
Радиус вращения при полной перекладке руля в двое меньше чем у Mercury, мы даже не пользовались носовым подруливающим устройством. Скорость на малом ходу нам показалось избыточной, приходилось часто одерживать катер при маневрах. Бензиновый Verado позволяет плавно регулировать малый ход, шум мотора минимальный, маневренность чуть хуже и чаще вспоминаешь о подрульке, но не существенно.
Решено было «пройтись» часа два, чтобы дать возможность владельцам продемонстрировать свои катера во всей красе и немного покуражиться на открытой воде.
Водитель второго Parker 800 Weekend не ожидая такого поворота, тут же добавляет газу и легко прыгая на волнах, догоняет соперника, даря нам незабываемые кадры.
Через месяц уже чувствовал себя моряком с многолетним опытом, но по-настоящему зауважал и стал доверять катеру после сильного шторма в Ладожском озере, из которого выбрался «сухим». Верим на слово, так как катер демонстрирует отличную мореходность.
Баки на обоих катерах одинаковые по 260 л и в случае со стационарным дизельным двигателем это больший плюс: расход топлива меньше, а значит больше автономка. Разница в расходе примерно в 25-30% и надо помнить стоимость топлива, тут дизелю нет равных. На максимальных оборотах разница не существенна, но на крейсерском ходу дизель пройдет на 100 км больше, чем подвесной бензиновый мотор.
Важный критерий цена, разница в 20% в пользу катера с подвесным мотором, на другой чаще экономичность, но когда эффект от экономии топлива окупит разницу, при эксплуатации? У каждого владельца свои критерии выбора. Мы не спорим, катера выглядят гармонично, поэтому просим сравнить на ходу и швартовке.
Решено было сделать остановку на форте «Тотлебен», там есть причальная стенка, хотя не очень хорошо оборудована. Решено встать лагом друг другу, первый швартуется катер с Mercury Verado.
Похоже, соревнование для владельцев уже окончено, так как разговоры живо переходят в русло обсуждения впечатлений и эмоций. На обратном пути решено поменяться катерами и поделиться впечатлениями от «собрата».
Тестом довольны все стороны: мы получили объективное сравнение двух версий одной модели Parker 800 Weekend, а штурманы массу удовольствия от соревнований и тест-драйва. Каждый из владельцев уверен в правильности своего выбора, что для нас является важным доказательством продуманности данного катера со стороны конструкторов и производителей Parker. Ведь если катер отвечает запросам и пожеланиям своих покупателей, то он обязательно будет радовать своих владельцев!
Мы решили не оставаться в стороне и раз и навсегда разобраться в этом вопросе. Какой мотор — стационарный или подвесной — предпочтительней и почему?
Было бы неинтересно сравнивать различные четырехтактные стационарные и подвесные двигатели, а потом писать о преимуществах каждого из них… Мы пошли другим путем и сравнили два катера популярной марки Crownline с одинаковыми корпусами, но разными силовыми установками. Наш выбор пал на модели серии Eclipse, которые выпускаются как со стационарным, так и подвесным двигателем.
Выбор не случайный. Катера серии Eclipse пользуются большим уважением у знатоков и профессионалов, любителей комфортных и быстрых катеров, так как построены по современной технологии F.A.S.T. Tab и обладают множеством преимуществ благодаря поперечному редану обратной стреловидности и крепкому корпусу с усиленным набором. Эти навороты действительно работают, и от этого было еще интересней сравнить эти катера в деле.
Итак, перед вами две модификации боурайдера Сrownline E4 из серии Eclipse. Они обладают просторной открытой носовой палубой с комфортными сиденьями, портативным душем и телескопическим трапом на небольшой купальной платформе, расположенной в носу для схода на берег. Форма носовой части — симбиоз обводов тримарана с приподнятыми боковыми спонсонами и обводов типа «глубокое V». Угол наклона форштевня 39 градусов, днище с переменной килеватостью, на транце 19 градусов.
Оба катера оснащены моторами мощностью 300 л. с. Однако для версии с индексом XS и подвесным двигателем эта мощность является максимальной, в то время как вариант со стационарной силовой установкой может обладать гораздо более высокой энерговооруженностью.
Заводим моторы. Подвесной рядный шестицилиндровый мотор задорно урчит, требуя высоких оборотов. Спокойный басовитый стационарный V8 напоминает о высоком крутящем моменте под темпераментное улю-лю…
Выходим на «глиссер»: подвесной двигатель начинает бодро раскручивать маховик и звучать подобно форсированному мотоциклетному движку, разгон уверенный. Катер легко поддается на регулировки трима и хорошо реагирует на штурвал. Поворот на скорости около 50 км/ч не вызывает никаких затруднений.
Сравним со стационаром.Мощный двигатель, оживая с приливом топлива, задает мощный темп разгона, однако (видимо, в силу большей массы самого двигателя) старт показался не таким резким, как с подвесником. Но после трех тысяч оборотов происходит «подхват», и стационар начинает демонстрировать характер, играя мускулами. В целом на высоких оборотах стационар работает тише, а крутые виражи катер закладывает даже увереннее, чем версия с подвесником, — очевидно, благодаря более правильной развесовке и низкому центру тяжести.
Тем не менее разница в поведении двух версий на воде не настолько велика, чтобы однозначно отдать предпочтение стационарному или подвесному мотору. Поэтому мы решили сравнить плюсы и минусы различных компоновок.
Конечно, кокпит E4 ХS с подвесным двигателем заметно выигрывает у катера со стационаром с точки зрения вместимости. Но зато у классической модели на корме есть большая купальная платформа, которая гораздо удобнее, если вы решили отдохнуть и искупаться. Задний диван на обеих моделях раскладывается в огромную кровать, но вид на природу в варианте ХS немного портит сам двигатель, который всегда у вас в поле зрения. В то же самое время подвесной двигатель можно вовсе поднять из воды и подойти буквально вплотную к берегу, не боясь зацепить дно винтом. Однако у обоих катеров серии Eclipse есть возможность сойти на берег с носа, так как передняя дека представляет собой вторую купальную платформу, оборудованную душем и лестницей для подъема/спуска на берег.
По большому счету модели серии Eclipse — это отличные многофункциональные катера, которые отлично подойдут как для активного отдыха, так и для рыбалки. В стандартной комплектации уже есть гальюн с раковиной, отличная стереосистема, все необходимые приборы, включая эхолот с указателем температуры воды и воздуха, объемные рундуки для дельных вещей, а также комфортная планировка и диван-трансформер.
Чтобы окончательно определиться с выбором, советуем представить, как именно вы будете использовать свой катер чаще всего и что в конечном итоге вам ближе: рыбалка или активный отдых. Безусловно, на обоих катерах можно заниматься и тем, и другим. Но если вы заядлый рыбак и, скорее всего, будете использовать катер не только в теплую погоду, а также часто выходить на мелководье, обратите внимание на вариант с подвесным двигателем. Возможность вынуть целиком двигатель из воды — неоспоримое преимущество данного варианта, особенно когда ударят морозы, так как с подвесного двигателя при подъеме почти полностью сливается вода.
Для вашего удобства советуем заказать дополнительный отопитель салона и тент-палатку. Таким образом вы сможете продлить сезон и получить удовольствие от любимого увлечения в любую погоду.
Если же вы любите активно отдыхать на катере с семьей и друзьями, то наличие удобной, практичной и безопасной платформы для купания на корме будет очень кстати. Купаться, отдыхать с детьми, надевать лыжи или доску гораздо удобнее на катере со стационарным двигателем.
Для такой версии катера можно порекомендовать заказать вейкбордическую арку и мощную стереосистему. В любом случае список опций не зависит от типа двигателя, так что вы ничем не ограничены в выборе и можете создать свою уникальную модификацию E4.
В заключение отметим, что вместе с увеличением мощности подвесных моторов этот тип двигателя появляется и на более крупных лодках с еще более широкими возможностями. Пример — Crownline E9 XS, скоростной боурайдер длиной 29 футов — с каютой, гальюном и всеми возможными удобствами, о котором мы обязательно напишем позже.
Итак, вы выбрали катер и собираетесь поставить на него подвесной двигатель. В обилии моделей таких моторов неспециалисту легко запутаться. Схожие, на первый взгляд, модели, могут на деле серьезно отличаться друг от друга.
Для выбора подходящего варианта покупателю мало ориентироваться на количество лошадиных сил и габариты двигателя. Придётся разобраться с литражом, количеством цилиндров, отличиями двухтактных двигателей от четырёхтактных, карбюраторных — от инжекторных, а систем непосредственного впрыска топлива — от электронных.
Какой мощности должен быть подвесной мотор
Мощность современных подвесных двигателей варьируется от 2 до 450 л.с. (Mercury Racing 450R). Есть еще, правда Seven Marine 627SV, чья мощность 627 л.с., но осенью 2020 года Volvo Group, в которую входит бренд, объявила, что собирается прекратить их производство.
Мощность двигателя зависит от двух основных параметров: количества цилиндров и литража. Литраж также называют «рабочим объемом» двигателя. Это сумма рабочих объемов всех цилиндров, которые рассчитывают на основе их сечения и длины рабочего хода поршня. Литраж показывает, сколько топлива двигатель может сжечь за один цикл.
Если производитель хочет увеличить мощность двигателя, у него есть два пути: увеличить число цилиндров или увеличить их объем.
У крошечного Yamaha 2 DMHS мощностью 2 л.с. всего один цилиндр и рабочий объем 50 см³ (0,05 литра). У мощного Mercury Racing 450R 8 цилиндров и рабочий объем 4,6 литра. Для сравнения, двигатель такого же объема используется на автомобилях BMW x5.
Цилиндры двигателя могут располагаться как с одной стороны, так и друг напротив друга, под углом (тогда в названии модели появляется буква V).
Сколько лошадей может «выдержать» лодка — зависит от каждой конкретной модели. Причём перестараться и поставить слишком мощный мотор на лодку ничуть не лучше, чем поставить недостаточно мощный. Если мощность двигателя слишком велика, транец, на котором закреплён мотор, может разрушиться или оторваться от корпуса.
Верфь всегда рассказывает будущему владельцу, на какую минимальную и максимальную мощность двигателей рассчитан катер.
Оптимальным считается соотношение 1 л.с. на каждые 20–25 кг веса загруженного катера.
Небольшим простейшим RIB и лодкам из ПВХ зачастую достаточно крошечных подвесников мощностью 5 л.с.
Хотя даже в этом случае не всегда максимальная мощность и длина корпуса находятся в связке. Например, 3-метровый RIB Brig Falcon 300 поставляется с подвесным двигателем Honda BF в 4 раза мощнее — 20 л.с. (хотя владелец может остановиться и на вариантах мощностью 4–15 л.с.) На 4-метровый RIB Boston Whaler 130 Super Sport ставят Mercury ELPT EFI мощностью 25–40 л.с.
На 5-метровом алюминиевом рыболовном катере NorthSilver 545 Fish максимальная мощность двигателя уже переваливает через сотню и доходит до 115 л.с.
6-метровый стеклопластиковый боурайдер Jeanneau Cap Camarat 6.5 BR в максимальной комплектации может похвастаться Yamaha F200 FETL на 200 л.с. Минимум для этой модели — 130 л.с. Ещё на метр увеличиваем длину корпуса, и обнаруживаем уже до 250 «голов» «в табуне» 7,1-метрового алюминиевого катера Volzhanka Voyager 700.
На 8-метровых катерах (например катере с центральной консолью Chris-Craft Catalina 27) уже ставят практически самые мощные подвесники — до 425 л.с. Хотя на указанной модели можно ограничиться и 200 л.с., до абсолютного максимума, 450 л.с. на один двигатель, такой лодке совсем недалеко.
Самые мощные подвесники встречаются уже на 9,6-метровом «внедорожнике» с траулерной рубкой Grizzly 960 Unimog. Ему необходимо в общей сложности 900 л.с., и этого добиваются, установив либо пару двигателей по 450 л.с., либо три по 300 л.с.
Вес двигателя в зависимости от мощности
Чем отличаются двухтактные и четырехтактные подвесные моторы
Ещё одна немаловажная характеристика двигателя — сколько раз опускается поршень цилиндра за один цикл. От этого зависит, как происходит очистка камеры цилиндра от выхлопного газа и её наполнение топливом: одновременно или в два этапа.
По этому параметру двигатели делятся на двухтактные и четырёхтактные.
Двухтактные двигатели весят меньше и из-за более простой конструкции их легче обслуживать. Они не привередливы к качеству топлива.
При равном объеме двигателя двухтактный будет чуть более мощным, чем четырёхтактный.
Ещё один плюс — двухтактные двигатели на 30–40% дешевле. Но в то же время они шумные и потребляют на 20% больше топлива, чем четырёхтактные.
К тому же из-за склонности к замасливанию свечей зажигания они работают неровно, особенно на низких и холостых оборотах. Хотя на современных моделях производители стараются свести все эти минусы к минимуму.
Двухтактными делают большинство маломощных подвесных моторов (2,5–4 л.с.). Хотя такую систему можно встреть на моделях мощностью вплоть до 250 л.с. А для четырёхтактных двигателей каких-либо ограничений по мощности нет.
В первую очередь за счёт своей экономичности четырёхтактные двигатели намного популярнее. Кроме того, они тише и экологичнее.
У них более сложная конструкция, поэтому они тяжелее и их обслуживание не такая простая работа, как обслуживание двухтактных моторов.
К качеству топлива четырёхтактные моторы тоже более требовательны. Но зато не требуют смешивания бензина с маслом.
Это, правда, вызывает проблемы при транспортировке.
Если двухтактный двигатель можно перевозить в любом положении, то четырёхтактные – либо вертикально, либо на одном определённом боку.
Если не следовать этим рекомендациям, масло попадёт в камеру сгорания и зальёт свечи (а затем и багажник автомобиля).
Кроме того из-за этого к обслуживанию четырёхтактного двигателя добавляется смена масла после каждых 100 часов работы.
Карбюраторный или инжекторный подвесной мотор?
Системы подачи топлива в двигателях делятся на карбюраторные и инжекторные.
В карбюраторном двигателе жидкое топливо сперва в отдельной камере смешивается с воздухом до состояния однородной смеси (этот процесс и называется «карбюрация») и лишь только затем засасывается в цилиндры.
Конструкция карбюратора сравнительно проста, поэтому финансовые затраты на покупку и последующее обслуживание такого двигателя гораздо ниже, чем в случае инжекторных систем. Для работы карбюратора не требуется электричество — ему достаточно потока воздуха, который всасывает двигатель.
Карбюраторы менее требовательны к качеству топлива.
Они могут дольше и стабильнее, чем инжекторные двигатели, проработать с очевидно плохим бензином. А при засоре их можно почистить вручную.
Небольшое попадание воды карбюраторы тоже переживают без последствий.
Однако карбюраторы гораздо менее экологичны, чем инжекторы. Без микрокомпьютера в них невозможно непрерывно контролировать состав выхлопа, чтобы тот соответствовал жёстким современным стандартам. Хотя карбюраторный двигатель меньше шумит и вибрирует.
Увы, экономичность карбюраторов с точки зрения потребления топлива тоже оставляет желать лучшего.
Без контролирующей электронной системы вне зависимости от оборотов двигателя карбюратор всегда подаёт одинаковое количество топлива.
Компенсировать это использованием дизеля вместо бензина не получится — карбюраторы бывают только бензиновые.
Инжекторные системы, появившиеся во второй половине ХХ века, отличаются от карбюраторов тем, что в них впрыскивание топлива в поток воздуха происходит принудительно с помощью форсунок. Электронная система точно рассчитывает необходимую дозировку.
На судовых двигателях для этого используются два способа: непосредственный впрыск (Direct Fuel injection (DFI)) и электронный (Electronic Fuel Injection(EFI)).
Система непосредственного впрыска применяется как на бензиновых, так и на дизельных двигателях. В соответствии с названием, при непосредственном впрыске топливо впрыскивается под давлением напрямую в камеры сгорания цилиндров.
Топливо охлаждает камеру сгорания, что положительно влияет на мощность двигателя и позволяет снизить расход топлива и уровень выбросов.
При электронном впрыске топливо распыляется в поток воздуха непосредственно перед впускным клапаном каждого цилиндра.
В отличие от непосредственного впрыска охлаждается не камера сгорания, а впускной клапан. Это улучшает испарение топлива перед попаданием в камеру сгорания.
Двигатели с инжектором быстрее заводятся и стабильнее работают при любом уровне нагрузок.
Инжекторные системы и надёжные. Но если что-то в них всё же сломалось, из-за сложного устройства решить проблему «на коленке» не получится. Для диагностики инжекторов требуется специальное оборудование из сервисного центра.
Длина ноги
Подвесные моторы отличаются друг от друга также длиной вала и «ноги», внутри которой он проходит от мотора в верхней части двигателя до винта в нижней. Труба, в которой находится вал, называют «дейдвудной трубой». Из-за этого и всю «ногу» целиком называют также «дейдвуд».
Длина дейдвуда должна правильно соотноситься с высотой транца катера — расстоянием от верхней точки транца до киля.
Моторы с короткой «ногой» в основном предназначены для небольших лодок из ПВХ и RIB. Однако на них иногда ставят и двигатели с большим дейдвудом.
Если установить мотор слишком высоко, винт будет подвержен кавитации (начнёт захватывать пузырьки воздуха) и из-за этого — коррозии. К тому же при кавитации скорость лодки снижается, а обороты двигателя — растут. В результате мотор перегревается.
Не допускать кавитацию помогает антикавитационная плита над винтом.
Но при высокой установке мотора она не работает. Её место — на 5–25 мм ниже днища.
Устанавливать мотор слишком низко тоже не стоит. Из-за этого неоправданно возрастает сопротивление воды. Двигатель будет тратить лишнюю энергию на то, чтобы преодолеть возникшее трение, мощность будет теряться. Также из-за увеличенной осадки высок риск случайно повредить винт на мелководье.
Выделяют четыре типа дейдвудов. Но у каждого производителя они отличаются как по обозначению, так и по длине. Стоит также учитывать, что в зависимости от производителя вместо самого дейдвуда может указываться рекомендованная высота транца.
Винт или водомёт
На конце «ноги» среднестатистического подвесного двигателя располагаются антикавитационная плита и винт.
В базовой комплектации производители поставляют с двигателем винт с усреднёнными характеристиками. Он с большой вероятностью может не подходить для нагрузок, которые ждут винт во время эксплуатации у конкретного владельца. Поэтому, определившись с двигателем, стоит заняться подбором винта к нему. О том, как это сделать, мы уже рассказывали ранее.
Однако есть ещё один вариант — водомёт.
Да, помимо классического стационарного водомёта, который можно встретить и на яхтах, существует также подвесной водомётный двигатель. Такие модели можно встретить в сегменте моторов от 25 до 150 л.с.у Mercury, Yamaha, Honda, Tohatsu, Evinrude.
Верхняя часть и «нога» такого двигателя выглядят абсолютно также, как и у любого другого подвесника. Но вместо антикавитационной плиты и винта под ней на конце «ноги» расположена водомётная установка.
Стоит отметить также, что «нога» у водомётных подвесных двигателей очень короткая. Водомёт располагается сразу под креплением, за которое двигатель вешают на транец.
Преимущества у водомёта перед винтом в данном случае, такие же, как и на стационарных двигателях. Поскольку винт закрыт, а мотор (даже по меркам подвесных двигателей) не уходит глубоко в воду, лодка с таким оборудованием может свободно ходить по мелководью, не боясь зацепить каменистое дно и сломать винт.
В чём же тогда отличие подвесного водомёта от стационарного? Скажем сразу. Не только в уровне мобильности (хотя это и немаловажный плюс подвесников).
Преимущества стационарного водомёта:
Преимущества подвесного двигателя:
Тип управления и система запуска
На небольших надувных лодках из ПВХ, RIB и рыболовных катерах подвесной двигатель заводят вручную, а управление лодкой осуществляют, поворачивая двигатель в нужную сторону за румпель, совмещённый с ручкой газа.
Но уже начиная с 3,3-метров появляются модели с центральной консолью (вроде Brig Falcon 330), на которых управление и контроль газа переведены на отдельную панель со штурвалом. Система электрического запуска появляется на моторах мощностью от 20 л.с.
И чем больше длина корпуса, тем вероятнее, что запуск и система управления даже подвесным двигателем будут дистанционными. На лодках длиннее 6,3 метров румпель не используется совсем. Примером одной из самых больших моделей такого типа может служить американский рыболовный катер Lund 2075 Pro Guide.
Производители
Хотя лидером на рынке подвесных моторов является американская компания Mercury Marine, большинство её конкурентов — японские фирмы.
Как сэкономить на подвесном моторе?
Необходимость покупки двигателя отдельно от лодки означает увеличение конечной стоимости катера чуть ли не вдвое. Идея сэкономить на моторе в этой ситуации выглядит крайне заманчивой. И существует как минимум два способа сделать это.
Первый — найти подходящий двигатель на вторичном рынке.
Купить не новый, а подержанный подвесник. Но за экономию денег придётся заплатить временем, которое придётся потратить на поиск варианта в хорошем состоянии. Иначе скупой заплатит дважды, став постоянным клиентом ремонтных мастерских.
Второй способ сэкономить при покупке двигателя — отдать предпочтение китайским производителям.
Их продукция на 30–50% дешевле, чем модели соседей-японцев. Вот только качество материалов и сборки у китайцев зачастую, мягко говоря, ужасное. Так что при покупке такого мотора требуется быть предельно терпеливым, внимательным и осторожным. Подробный гид по миру китайских подвесников для тех, кто всё-таки хочет рискнуть и присмотреться к ним, мы публиковали в 2019 году.
Что лучше: один подвесной мотор или несколько?
У двух или даже трёх подвесников есть несомненное преимущество. Так как винты у них обязательно вращаются в разные стороны, лодку с такой системой проще швартовать.
Кроме того, независимый дополнительный мотор или моторы — гарантия, что лодка не останется без двигателя в случае поломки. Шансы, что два или, тем более, три-четыре мотора сломаются одновременно, значительно ниже.
Однако если выбор стоит между тем, поставить ли, например, один двигатель на 300 л.с. или два по 150 л.с., существенного выигрыша в мощности, как может показаться на первый взгляд, «умножение сущностей» не даёт. Зато увеличиваются расходы на заправку и обслуживание. Два менее мощных двигателя почти всегда будут весить больше, чем один более мощный.
Выбирать вместо одного двигателя два с этой точки зрения имеет смысл, если суммарная мощность превосходит возможности одинарных двигателей (как в примере с Grizzly 960 Unimog, который мы приводили выше). Также из-за характерного снижения сопротивления воды сдвоенные или строенные установки позволяют лодке немного быстрее разгоняться.