Подвижное соединение костей осуществляется с помощью чего
Кости, их соединения
Опорно-двигательный аппарат
Помимо того, что вы узнали о строении костей в разделе «соединительные ткани», существует еще ряд важнейших моментов, на которые я обращу внимание в данной статье.
Строение кости
Компактное вещество кости формируют костные пластины, плотно прилегающие друг к другу и образующие остеоны (структурные единицы компактного вещества костной ткани). Компактное вещество придает кости прочность.
Губчатое вещество также содержит костные пластинки, однако они не образуют остеоны, в связи с чем губчатое вещество менее прочное, чем компактное вещество. В губчатом веществе между костными перекладинами (костными балками) расположен красный костный мозг.
В красном костном мозге проходят начальные стадии развития форменные элементы крови: здесь появляются эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Локализуется желтый костный мозг в костномозговых полостях (костномозговом канале) трубчатых костей (в диафизах).
Основные клетки костной ткани, изученные нами в разделе «соединительные ткани»: остеобласты, остеоциты и остеокласты. Остеоциты имеют отростчатую форму и располагаются вокруг Гаверсова канала.
Классификация костей
Кости цилиндрической формы, чаще всего их длина больше ширины. В полости трубчатых костей находится желтый костный мозг.
Ширина губчатых костей приблизительно равна длине. Губчатые кости покрыты снаружи слоем компактного вещества, состоят из губчатого вещества, в котором находится красный костный мозг.
Площадь плоских костей значительно преобладает над шириной. Плоские кости сходны по строению с губчатыми костями.
Плоскими костями являются: теменная, лобная, височная и затылочная (кости свода черепа), лопатка, грудина, ребра, тазовая кость.
Строение трубчатой кости
Обратите свое особое внимание на то, что рост кости в длину осуществляется за счет эпифизарной пластинки. Именно за счет этой пластинки, располагающейся между метафизом и эпифизом, происходит рост кости в длину. Эпифизарная пластинка хорошо кровоснабжается.
Соединения костей
Кости могут быть соединены друг с другом неподвижно: кости таза (подвздошная, лобковая, седалищная), кости черепа (кроме нижней челюсти), позвонки крестцового отдела, копчик.
Суставная сумка (капсула) крепится к суставным поверхностям или в их близи, окружает суставную полость (щелевидное пространство). Суставная сумка изнутри покрыта синовиальной оболочкой, которая секретирует синовиальную жидкость. Синовиальная жидкость заполняет полость сустава, питает сустав, увлажняет его, устраняет трение суставных поверхностей.
Подвижно в скелете человека соединены: нижняя челюсть + височная кость, ключица + лопатка (сустав малоподвижен), бедренная кость + тазовая кость (тазобедренный сустав), плечевая кость + локтевая + лучевая (локтевой сустав), бедренная + большеберцовая + надколенник (коленный сустав), голень и стопа (голеностопный сустав = большеберцовая + малоберцовая + таранная кости), фаланги пальцев.
В норме кости могут смещаться относительно друг друга в суставе, однако при травме, слишком резком и сильном движении это смещение может быть слишком сильным: в результате нарушается соприкосновение суставных поверхностей. В таком случае говорят о возникновении вывиха.
Техника оказания медицинской помощи при вывихах:
Перед вправлением вывиха следует делать рентгенологическое исследование, чтобы убедиться в отсутствии переломов костей, которые иногда сопутствуют вывиху.
Переломы костей
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Тема «ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»
Тема «ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»
1.К мозговой части черепа относятся следующие кости:
А) лобная, теменные и затылочная Б) теменные, скуловые и височные
В) лобная, височные, теменные и затылочная Г) верхнечелюстная, носовая и скуловые.
2.Гибкость позвоночника обеспечивается следующими особенностями строения:
А) подвижным соединением позвонков Б) его длиной и изгибами
В) полу подвижным соединением позвонков Г) разными размерами позвонков.
3.Какое из предложенных определений сустава является, на ваш взгляд, наиболее полным и правильным?
А) подвижное соединение костей Б) сочленение костей позвоночных
В) структура, обеспечивающая подвижное соединение костей позвоночных
Г) структура, обеспечивающая подвижное соединение костей многоклеточных животных.
4.Объясните, почему детские кости редко ломаются, но легко изменяют свою форму под влиянием неправильной осанки?
А) высокая доля неорганических веществ Б) низкая доля неорганических веществ
В) низкая доля органических веществ Г) не зависит от химического состава.
5. Какая особенность строения позвоночника НЕ связана с прямо хождением?
В)5 отделов позвоночника Г)большие размеры тел поясничных позвонков.
6. Назовите кость, которая не входит в состав грудной клетки.
А) грудные позвонки Б) ребра В) ключицы Г) грудина
7.При каких повреждениях опорно-двигательной системы пострадавшему необходимо наложить шину?
А)При переломах костей грудной клетки Б)при переломе свода черепа
В)при растяжении связок Г)при переломах костей конечностей.
8.Какие изменения в мышечной клетке происходят при тренировочном эффекте?
А)Увеличение количества митохондрий и ядер
Б)уменьшение количества митохондрий и увеличение сократительных нитей
В)увеличение количества митохондрий и увеличение сократительных нитей
Г)увеличение количества митохондрий и уменьшение сократительных нитей.
9.Что нельзя делать при травмах позвоночника?
А)Перевозить пострадавшего в сидячем положении Б)укладывать лицом вниз на твердую поверхность
В)переносить пострадавшего вдвоем, не допуская прогиба спины
Г)вызывать скорую помощь.
10.Установите соответствие между повреждениями опорно-двигательной системы и приемами первой доврачебной помощи.
Прием первой доврачебной помощи
Придать костям естественное положение
Положить пострадавшего на твердый настил
Тугая фиксирующая повязка
Доставить в травмпункт
11. Соотнесите названия разновидностей костного мозга и их особенности.
Красный костный мозг
Расположен в губчатом веществе кости
Желтый костный мозг
Расположен в костномозговой полости
Кроветворная соединительная ткань
Тема «ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»
1.Плечевой пояс образован следующими костями:
А)ключицами, лопатками и плечевыми костями Б)ключицами, лопатками и грудиной
В)ключицами и лопатками Г)лопатками и грудиной.
2.Какой из перечисленных органов грудная клетка НЕ защищает?
А)пищевод Б)сердце В)почки Г)легкие
3.По какому признаку можно отличить кости молодого человека от костей старика?
А)в молодых костях выше содержание оссеина (органического вещества)
В)в молодых костях выше содержание солей
Г)в молодых костях меньше содержание органических веществ.
4.Какое словосочетание является ключевым в определении термина «скелет»?
А)соединение костей Б)укрепление связок
В)совокупность костей Г)совокупность костей и хрящей.
5.Назовите особенность строения скелета, которая характерна не только для человека, но и для всех млекопитающих.
В)7 шейных позвонков Г)свод стопы
6.Укажите свойство, которое придают костной ткани входящие в ее состав неорганические вещества.
А)упругость Б)гибкость В)растяжимость Г)твердость.
7.Недостаток подвижности называют……..
А)тренировочным эффектом Б)динамической работой
В)статической работой Г)гиподинамией.
8.Что НЕ характерно для статической работы?
А)быстрое утомление Б)чередование сокращений мышц
В)одновременное сокращение мышц Г)удержание определенной позы и груза.
9.Какие изменения в мышцах происходит при малоподвижном образе жизни?
А)Увеличивается активность биологического окисления
Б)появляется упругость мышц и уменьшается количество солей кальция в костях
В)появляется дряблость мышц и уменьшается количество солей кальция в костях
Г)появляется дряблость мышц и увеличивается количество солей кальция в костях.
10.Установите соответствие между повреждениями опорно-двигательной системы и приемами первой доврачебной помощи.
Прием первой доврачебной помощи
Придать костям естественное положение
Положить пострадавшего на твердый настил
Тугая фиксирующая повязка
Доставить в травмпункт
11. Соотнесите названия костей и особенности их строения и функции.
Компактное вещество в виде пластинок
Тонкое компактное вещество
Губчатое вещество на конечных участках
Отсутствие органического вещества
Тема «ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»
1. У какой из названных костей черепа есть пара?
Какая кость не относится к скелету нижней конечности?
Полость в средней части трубчатой кости взрослого человека заполнена клетками определенной ткани. Назовите эту ткань.
В)красный костный мозг
Г)желтый костный мозг
4.Какие особенности определяют сходство между различными типами костей?
А)форма и химический состав
Б)наличие губчатого вещества
В)расположение в костях губчатого вещества
Г)строение компактного вещества.
5. Какой физиологический изгиб позвоночника появляется у ребенка, когда он начинает держать голову?
6.Укажите, какая функция НЕ характерна для костей.
А)Защита внутренних органов
Б)опора для внутренних органов
Г)участие в механической переработке пищи.
7. Соотнесите названия типов соединения костей с их особенностями.
Соединение между крестцовыми позвонками
Хрящевые межпозвоночные диски
Кости мозгового отдела черепа
Соединение между предплечьем и плечом
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1.К мозговой части черепа относятся следующие кости:
А) лобная, теменные и затылочная Б) теменные, скуловые и височные
В) лобная, височные, теменные и затылочная Г) верхнечелюстная, носовая и скуловые.
2.Гибкость позвоночника обеспечивается следующими особенностями строения:
А) подвижным соединением позвонков Б) его длиной и изгибами
В) полу подвижным соединением позвонков Г) разными размерами позвонков.
3.Какое из предложенных определений сустава является, на ваш взгляд, наиболее полным и правильным?
А) подвижное соединение костей Б) сочленение костей позвоночных
В) структура, обеспечивающая подвижное соединение костей позвоночных
Г) структура, обеспечивающая подвижное соединение костей многоклеточных животных.
Номер материала: 124317
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Комбинированный урок на тему: «Типы соединения костей»
Разделы: Биология
Тема: Типы соединения костей
Цель: 1. Изучить особенности соединения костей, их значение. Закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани.
2. Развивать навык оказания 1 помощи при различных нарушениях целостности скелета. Развивать знания учеников: о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены. 3. Осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ. Прививать интерес к изучаемой теме, предмету.
Оборудование. Таблицы: скелет человека, типы соединения костей. Медицинскую аптечку, для отработки навыков оказания 1 помощи при повреждениях скелета, шины, инструкции. Компьютер, экран, проектор, тесты с заданиями разного уровня.
Эмблемы бегущего человечка на каждого ученика. Творожки “Скелетон”, “Растишка”.
Если не бегать пока здоров, придется бегать, когда заболеешь.
Ход урока.
1. Организационное начало урока.
Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав?
А Вы как считаете? ( Высказывания учеников) Мы вернемся к этому вопросу и решим, кто из вас был прав. Вы уже догадались, что сегодня на уроке мы продолжим знакомство с опорно-двигательной системой человека.
Из чего она состоит? (Скелет и мышцы). Из чего состоит скелет? (Из костей). Каждая кость соединяется с другой или другими. Вот о том, как они соединены, вы узнаете сегодня.
Слайд 1. (См. приложение).
Тема урока: Типы соединения костей.
Слайд 2 Сообщение целей урока: Изучить типы соединения костей.
Углубить и закрепить знания о строении костной ткани.
Развить навык оказания 1 помощи при различных повреждениях скелета.
Убедиться в необходимости занятий спортом для укрепления здоровья.
“Медицинские новости”: сообщит … (называется ученик, который в медицинском халате подготовил сообщение) Слайд 3
— Самая маленькая кость в скелете человека около 3 мм, массой 0, 5 гр – это одна из 3 слуховых косточек в среднем ухе – стремечко.
Слайд 5. Большая берцовая кость человека, в вертикальном положении, может выдержать груз в 1500 кг.
От чего бывают карлики и гиганты? Рост зависит от гормона железы внутренней секреции, расположенного в головном мозге – гипофиза, массой 0,5 – 0,7 грамма! Избыток гормона – приведет к заболеванию – гигантизм, недостаток – карликовости.
– Весь скелет взрослого человека весит всего 8 кг. Почему он такой легкий? ( Кости внутри полые). Работа с таблицей “Внутреннее строение костей”. Эту особенность используют инженеры при создании различных конструкций: например, великий архитектор Джозеф Пакстон в строительстве своего Хрустального дворца.
Кости образованы органическими и неорганическими веществами. Минеральные соли придают костям прочность, а органические – гибкость и упругость, в чем убеждает простой опыт: если кость подержать в 10% м растворе СНI. Соли кальция постепенно растворяются, вступая во взаимодействие с кислотой, кость становится настолько гибкой, что её можно завязать в узел.
— В течение года у человека дважды происходит замена вещества костей. Качественный состав кости меняется в зависимости от пищи. Продукты детского питания: “Растишка” и “Скелетон” имеют специальные добавки кальция, способствующие нормальному росту детских костей. Очень много кальция в твороге. В основе заболевания рахитом, при котором кости мягкие, деформированные – лежит недостаток кальция и фосфора, которые не усваиваются в организме из-за недостатка витамина D и солнечного света. Совет: чаще гуляйте на свежем воздухе, принимайте солнечные ванны!
3. Повторение изученного материала.
Экспресс – опрос: Работа по учебнику с 96 Сонина Н. И. Рубрика “Проверьте свои знания”.
1) Из чего состоит опорно-двигательный аппарат (скелет и мышцы).
2) Какие функции выполняет скелет? (Опора, движение, защита, структура организма, обмен веществ). Кости скелета выполняют еще одну очень важную функцию, о которой образно говорят так: “В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание”. О каких кораблях идет речь и что имеется в виду? (корабли – это клетки крови, а красное море – это … красный костный мозг в эпифизах костей происходит образование клеток крови).
3) В чем заключается двигательная функция опорно-двигательного аппарата? (Кости и мышцы работают согласованно, как рычаги, осуществляя движения в пространстве).
4) Каков химический состав костей? (Органические – придают упругость и неорганические вещества – придают твердость). В каком возрасте заканчивается формирование опорно-двигательной системы? (К 20-25 годам).
Хочу еще раз подчеркнуть, в детском и юношеском возрасте кости легче деформируются. Об этом знали уже в Древнем Китае, используя эту особенность в страшных целях. Зачитаю вам отрывок из книги В. Гюго “Человек, который смеется”: “В Китае с незапамятных времен существовало искусство, которое следовало бы назвать отливкой живого человека. Двулетнего или трехлетнего ребенка сажали в фарфоровую вазу более или менее причудливой формы, но без крышки и дна, чтобы голова и ноги проходили свободно. Днем вазу держали в вертикальном положении, а ночью клали на бок, чтобы ребенок мог спать. Дитя росло, таким образом, в ширину, заполняя своим стиснутым телом и искривленными костями все полые места внутри сосуда. Это выращивание в бутылке длилось несколько лет. По истечении известного времени жертва оказывалась изуродованной непоправимо. Убедившись, что эксперимент удался и что урод вполне готов, вазу разбивали, и из неё выходило человеческое существо, принявшее её форму. Это очень удобно: можно заказать себе карлика, какой угодно формы”. Рекомендация: следите за своей осанкой при письме, ходьбе. Занимайтесь спортом, который укрепляет еще не сформировавшийся опорно-двигательный аппарат.
5. Какая ткань образует кость? (костная).
Слайд 10. Вы рассмотрели эту ткань на прошлом уроке, сейчас же я хочу проверить навык работы с микроскопом (к демонстрационному столу приглашается учащийся). Необходимо правильно настроить микроскоп, приготовить препарат костной ткани, прокомментировать строение костной ткани по таблице или проецируемому слайду.
Плотное вещество костной ткани
Губчатое вещество костной ткани
2) Самостоятельная работа.
Остальные вопросы встретятся вам в тестах, которые разного уровня, вы в праве выбрать для себя уровень сами, просмотрев задания, указав в тетради вариант выбранного теста.
1. Костная ткань — это особый тип:
а) мышечной ткани;
б) соединительной ткани;
в) эпителиальной ткани.
2. Рост костей в толщину достигается за счет:
а) надкостницы;
б) хрящей, расположенных между телом кости и ее концами.
3. Какие органы образуют опорно-двигательный аппарат: кости скелета (а), соединения костей (б) или скелетные мышцы (в)?
1. Функции скелета: а) опорная; б) защитная; в) кроветворная.
2. Какую из функций не выполняет костная ткань: а) соединительную; б) транспортную; в) защитную.
3. Основным неорганическим веществом костной ткани являются соли: а) калия; б) магния; в) кальция.
4. Из перечисленных ниже костей к плоским относится: а) височная; б) плечевая; в) ключица.
6. В скелете человека красный костный мозг расположен в: а) губчатом веществе кости; б) плотном веществе кости; в) надкостнице.
7. Надкостница покрывает: а) поверхность хрящей кости; б) только головку кости; в) поверхность кости.
4. Изучение нового материала.
220 костей в нашем теле – это еще не скелет. Единое целое они будут представлять в соединении.
Самостоятельное знакомство с новым материалом Работа с учебником – с. 95.
Обсуждение прочитанного материала, составление схемы:
— Соединение между костями зависит от выполняемой функции.
Различают непрерывные и прерывные соединения:
Швы (неподвижные) Суставы (подвижные)
Ответ мы найдем, если посмотрим на череп новорожденного. Значительная часть скелета у него состоит из хрящевой ткани, которая заменяется постепенно на костную в течении многих лет. Между костями черепа находятся роднички. В этих местах головной мозг ребенка защищен лишь соединительной тканью. Вот почему необходимо особенно тщательно оберегать от ушибов и толчков голову грудного ребенка. Все имеет в природе целесообразность: роднички позволяют костям черепа сблизиться друг с другом, и облегчить появление на свет при родах. У новорожденного 300 костей, а у взрослого человека – 220, куда кости деваются с возрастом? (Срастаются)
Другое соединение называется полуподвижным. Тест на гибкость позвоночника. И. П – вертикальное, ноги на ширине плеч. Наклонитесь влево и вправо при неподвижном тазе. Если при выполнении упражнения произошло касание икр ног, то у вас очень хорошая гибкость. Продолжайте заниматься спортом. Если вы смогли достать до колен и чуть ниже – у вас нормальная гибкость. Помните, что без занятий физкультурой вы её легко потеряете. А если у вас не получается достать до колен – гибкость очень плохая, надо что-то предпринимать, серьезно подумать о смене образа жизни.
Амплитуда ваших движений большая, но ограниченная. Ведь вы сейчас не можете наклониться назад и “сложиться пополам”. Благодаря чему подвижность позвоночника возможна, но небольшая? (Хрящевые пластинки и упругие связки).
А знаете ли вы, что рост человека меняется в течение дня. Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление.
(Уменьшение роста человека на протяжении суток происходит за счет наличия в позвоночном столбе межпозвоночных хрящей, являющихся своеобразными амортизаторами, пружинами, смягчающими механические удары, толчки. Сдавливаясь при движении и ходьбе, межпозвоночные пластинки несколько сплющиваются, что приводит в незначительному уменьшению роста.)
Подвижное, прерывное соединение – сустав.
Слайд 13. Зачитайте текст учебника о строении сустава. С. 95
“Сустав образуется концами соединяющихся костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, присутствие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Уменьшению трения также способствует и выделяемая внутренней поверхностью суставной сумки специальная жидкость, которая действует как смазка. Снаружи сумки, а иногда и внутри сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами”.
Работа с таблицей “Скелет человека”, показ разновидностей суставов по слайду 13.
Просмотр видеофрагмента о 1 помощи при различных повреждениях скелета.
Первая помощь при растяжении и вывихах. В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется растяжением.
При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна еще и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.
Неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей — вывих. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения.
Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы, прежде всего, обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства (дощечки, полосы плотного картона). Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.
Первая помощь при переломах костей. Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.
При подозрении на перелом только полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.
Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами, полотенцем. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу — к здоровой.
При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.
Не при всяком переломе можно наложить шину. При подозрении на перелом ребра пострадавшему предлагают выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого — дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают. Стянутые в положении выдоха ребра совершают очень ограниченные движения.
Закрепление изученного материала
— Выполнение заданий рабочей тетради.
— Отработка навыков оказания 1 помощи при различных повреждениях опорно-двигательной системы (работа в парах по инструктивным карточкам): наложение шины, давящей повязки, иммобилизация пострадавшего.
Вспомните наш спор в начале урока. Является ли кость живым органом? После перелома, что происходит с костями? Они срастаются, к ним подходят нервы, кровеносные сосуды. Поэтому, конечно, кости – живые.
— Я предлагаю для закрепления изученного материала выполнить тесты, в них задания пронумерованы, включают в себя готовые ответы (один из них – верный). Рядом с ответами цифры, нужно соединить те из них, которые относятся к выбранному, верному ответу. Так постепенно вы разгадаете мой сюрприз – эмблему нашего урока.
1. Подвижное соединение костей:
2. Признаки растяжения связок:
4. Внутри суставной полости находится:
Ребро 8 – 20 – 18 – 19
Вдумаемся еще раз в слова эпиграфа:
Если не бегать пока здоров, придется бегать, когда заболеешь.
Я призываю вас заниматься спортом, укреплять свою опорно – двигательную систему!
Оценивание активных учащихся, комментарий оценок.
Книжная выставка, электронного материала по теме, рекомендации для углубленного изучения темы.