Поведенческая психология что это

Поведенческая психология — Развитие теории и практики бихевиоризма

Бихевиоризм — это особое направление психологии человека и животных, буквально: наука о поведении. В своей современной форме бихевиоризм является исключительно продуктом американской науки; его зачатки появились в Англии, а затем в России.

Начало бихевиоризму было положено публикацией статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с бихевиористской точки зрения» в 1913 году. Она рассматривает в качестве объекта психологии не субъективный мир человека, а объективно обусловленные особенности поведения, вызванные какими-либо внешними воздействиями. Это постулирует связь между стимулом (S) и ответом (R) как единицу анализа поведения. Все реакции можно разделить на врожденные (рефлексы, физиологические реакции) и приобретенные (привычки, мышление, язык), которые формируются путем связывания (обусловливания) врожденных реакций, вызываемых необусловленными стимулами, с новыми (обусловленными) стимулами. Позже, однако, было показано, что само обусловливание является довольно сложным процессом с психологическим содержанием.

Постепенно изменения в понятийном аппарате бихевиоризма стали очевидными, что привело к разговорам о его трансформации в нео-бихевиоризм. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии и методов программированного обучения.

Поведенческая психология что это. Смотреть фото Поведенческая психология что это. Смотреть картинку Поведенческая психология что это. Картинка про Поведенческая психология что это. Фото Поведенческая психология что это

Поведенческая психология что это. Смотреть фото Поведенческая психология что это. Смотреть картинку Поведенческая психология что это. Картинка про Поведенческая психология что это. Фото Поведенческая психология что это

Развитие теории и практики бихевиоризма

Бихевиоризм — это направление психологии, которое фокусируется на поведении. Первые попытки научного понимания возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого поведение трактовалось в соответствии с характером взаимодействия физических тел. Теория эволюции в биологии (Ч. Дарвин) позволила объяснить целенаправленность поведения живых существ, что стимулировало развитие объективных методов изучения поведения в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма было разработано учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И.П. Павлов считал поведение. Бихевиоризм противопоставлял поведение и сознание и считал, что объектом психологии является только поведение, которое сводится к набору двигательных реакций на внешние стимулы.

Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Он называл себя не бихевиористом, а «коннекционистом» (от «connexia» — связь). Исследователей и их концепции, однако, следует оценивать не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работа Торндайка открыла первую главу в летописи бихевиоризма.

Торндайк значительно расширил область психологии. Он показал, что это выходит далеко за рамки сознания. Ранее предполагалось, что за этими пределами психолога могут интересовать только бессознательные явления, скрытые в «недрах души». Торндайк решительно изменил ориентацию. Область психологии оказалась взаимодействием между организмом и окружающей средой. Старая психология утверждала, что между феноменами сознания образуются связи. Она называла их ассоциациями. В ранней физиологии утверждалось, что между стимуляцией рецепторов и ответным движением мышц образуются связи. Их называли рефлексами. Согласно Торндайку, связь — это связь между реакцией и ситуацией. Очевидно, что это новый элемент. На языке более поздней психологии связь — это элемент поведения. Правда, Торндайк не использовал термин «поведение». Он говорил об интеллекте, об обучении.

Торндайк, как никто другой, подготовил почву для появления бихевиоризма. В то же время, как уже упоминалось, он не считал себя бихевиористом; в своих объяснениях процессов обучения он использовал концепции, которые позднее бихевиоризм призвал изгнать из психологии. Это были, с одной стороны, понятия, относящиеся к сфере психики в традиционном смысле (в частности, понятия о состояниях удовлетворения и дискомфорта, испытываемых организмом при установлении связей между двигательными реакциями и внешними ситуациями), и, с другой стороны, понятия из нейрофизиологии (в частности, «закон готовности», который, по мнению Торндайка, подразумевает изменения в способности направлять импульсы). Бихевиористская теория запрещала бихевиористу заниматься как тем, что испытывает субъект, так и физиологическими факторами.

Психологический подход — бихевиоризм

Теоретическим лидером бихевиоризма был Джон Браадус Уотсон (1878-1958). Он выступал против мнения, что опыт сознания относится к области психологии. Изучая поведение животных и младенцев, Уотсон вообще не обращался к концепции сознания. Он пришел к выводу, что психология животных и психология младенцев могут не только рассматриваться как отдельные дисциплины, но и служить моделями для психологии взрослых.

Научный материал бихевиоризма, доступный Уотсону, касался условных и безусловных рефлексов. Но его понятие безусловного рефлекса было подчинено принципу причинности, который соответствовал схеме действия и противодействия и слишком сильно совпадал с широко распространенным в 19 веке понятием механизма. Эта точка зрения преобладала и в работах русского физиолога И.П. Павлова, опубликованных примерно в то же время. Даже психология «стимула и реакции», разработанная в последующие 3-4 десятилетия, не изменила эту точку зрения.

С точки зрения бихевиоризма, истинным объектом (человеческой) психологии является поведение человека от рождения до смерти. Поведенческие наблюдения могут быть представлены в терминах стимулов (С) и ответов (Р). В этом случае вполне уместна простая схема C-P. Задача поведенческой психологии разрешима, если известны стимул и ответ. В любой реакции человека есть поведенческие, нейрофизиологические и физико-химические проблемы. Когда поведенческие явления точно сформулированы в терминах стимула и реакции, бихевиоризм становится способным предсказывать эти явления и контролировать (овладевать) ими — два необходимых условия для любой науки.

Из всех полученных им результатов наибольшее значение он придавал тем, которые легче всего повторить на опыте. Они были в значительной степени основаны на наблюдении за животными: Павловские собаки и белые крысы зоопсихологов. Считалось, что поведение человека не сильно отличается от поведения животных и подчиняется тем же законам. Чтобы поддержать свое утверждение о том, что психология является точной наукой, и собрать дополнительный материал для своей книги, Уотсон опирался на результаты анатомии и психологии. Павлов пошел по аналогичному пути, утверждая, что его эксперименты с поведением на самом деле были «исследованиями физиологических процессов в коре головного мозга». Но ни один из ученых не смог провести прямые наблюдения за процессами в нервной системе, которые могли бы объяснить поведение человека. В результате они были вынуждены делать поспешные интерпретации сложных моделей поведения. Например, Уотсон утверждал, что мысль — это язык, который предшествовал всему языку; а для Павлова язык был просто «второй сигнальной системой». Уотсону практически нечего было сказать о субъективных намерениях человека, постановке целей и творчестве. Он подчеркивал большие технические возможности поведенческой науки, но его примеры касались не столько манипулятивного управления поведением.

Берчус Фредерик Скиннер (1904-1990) — американский психолог, один из самых известных представителей бихевиоризма. Он разработал теорию оперантного обучения. Он является автором теории программированного обучения.

Б. Скиннер выступал против концепций, подчеркивающих автономную природу человека и определяющих его поведение внутренними факторами (бессознательное, архетипы и т.д.), поскольку эти теории не доказуемы, не могут быть проверены на опыте и носят спекулятивный характер.

В своем учении о человеческом поведении Скиннер различает 2 типа поведения:

По словам Б. Скиннера, люди полностью обусловлены прошлым опытом, что означает, что поведение людей является продуктом прошлого подкрепления — мы делаем вещи, которые уже были подкреплены опытом. Индивидуальные различия в поведении являются результатом разного подкрепления в прошлом.

Социальные проблемы современного общества

Чтобы решить социальные проблемы современного общества, Б. Скиннер разрабатывает технологию поведения, направленную на контроль одних людей над другими. Поскольку человеческие намерения, желания и самосознание в бихевиоризме не рассматриваются, средство контроля поведения не является апелляцией к сознанию людей. Одним из таких средств является контроль режима подкрепления, с помощью которого можно манипулировать людьми.

Иван Павлов (1849-1936) — русский физиолог, разработавший теорию условных рефлексов и высшей нервной деятельности, которая оказала большое влияние на возникновение американского бихевиоризма. Он также известен своими работами в области темперамента.

С введением метода условных рефлексов отпала необходимость строить догадки о внутреннем состоянии животного при воздействии на него различных раздражителей. Вся деятельность организма, которая до сих пор изучалась только субъективными методами, стала доступна объективному исследованию. Появилась возможность на собственном опыте познать отношение организма к окружающей среде. Сам условный рефлекс стал, по словам Павлова, «центральным явлением» для физиологии, что позволило более полно и точно изучить как нормальную, так и патологическую деятельность больших полушарий. Впервые Павлов сообщил об условных рефлексах на четырнадцатом Международном медицинском конгрессе в Мадриде.

Учение о высшей нервной деятельности

На протяжении многих лет Иван Петрович вместе со своими многочисленными соратниками и учениками разрабатывал учение о высшей нервной деятельности. Шаг за шагом раскрывались тонкие механизмы корковой деятельности, выяснялись взаимоотношения между корой больших полушарий и нижележащими отделами нервной системы, изучались закономерности протекания процессов возбуждения и торможения в коре. По мнению Павлова, сложное взаимодействие этих двух процессов лежит в основе всей анализирующей и синтезирующей деятельности коры головного мозга. Эти идеи создали физиологическую основу для изучения сенсорной активности, которая до Павлова основывалась в основном на субъективном методе исследования.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

Поведенческая психология что это. Смотреть фото Поведенческая психология что это. Смотреть картинку Поведенческая психология что это. Картинка про Поведенческая психология что это. Фото Поведенческая психология что это

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Поведенческая психотерапия

Содержание

История

Несмотря на то, что поведенческая терапия является одним из новейших методов лечения в психиатрии, приемы, которые в ней применяются, существовали уже в глубокой древности. Издавна было известно, что поведением людей можно управлять с помощью положительных и отрицательных подкреплений, то есть вознаграждений и наказаний (метод «кнута и пряника»). Однако лишь с появлением теории бихевиоризма эти методы получили научное обоснование. [5]

Методы поведенческой терапии в значительной степени основаны на идеях русских ученых Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927) и Ивана Петровича Павлова (1849—1936). Работы Павлова и Бехтерева были хорошо известны за границей, в частности, книга Бехтерева «Объективная психология» оказала большое влияние на Дж. Уотсона. Павлова называют своим учителем все крупнейшие бихевиористы Запада.

Уже в 1915—1918 годах В. М. Бехтерев предложил метод «сочетательно-рефлекторной терапии». И. П. Павлов стал создателем теории об условных и безусловных рефлексах и о подкреплении, с помощью которого поведение может быть изменено (благодаря выработке желательных условных рефлексов или «угасанию» нежелательных условных рефлексов). [3] Проводя эксперименты с животными, Павлов установил, что если кормление собаки сочетается с нейтральным стимулом, например, со звоном колокольчика, то в дальнейшем этот звук будет вызывать слюноотделение у животного. Павлов также описал феномены, связанные с выработкой и исчезновением условных рефлексов:

Таким образом, Павлов доказал, что новые формы поведения могут возникать в результате установления связи между врожденными формами поведения (безусловными рефлексами) и новым (условным) раздражителем. Позднее метод Павлова получил название классического обуславливания.

Благодаря применению этих приемов страх у ребёнка постепенно исчез. Таким образом, Мэри Джонс создала метод систематической десентизации, который успешно применяется для лечения фобий. Психолог Джозеф Вольпе(en:Joseph Wolpe, 1915—1997) назвал Джонс «матерью поведенческой терапии». [9]

Фредерик Скиннер (англ. Burrhus Frederic Skinner ; 1904—1990) продолжил исследования Торндайка и внес существенный вклад в развитие теории оперантного обуславливания. С точки зрения Скиннера, как у животных, так и у людей вероятность появления того или иного поведения напрямую связана с тем, к каким последствиям приводило это поведение в прошлом. В частности, Скиннер установил, что к исчезновению того или иного паттерна поведения может привести не только неприятный для индивида результат, но и отсутствие какого-либо результата. Разница заключается лишь в том, что при наличии неприятного результата паттерн поведения исчезает быстрее, чем при отсутствии какого-либо результата.

Метод классического обуславливания применялся также в клинике условно-рефлекторной терапии Эндрю Сальтера (en: Andrew Salter; 1914—1996).

Идеи поведенческой терапии получили широкое распространение благодаря публикациям Ганса Айзенка (нем. Hans Eysenck ; 1916—1997) в начале 1960-х годов. Айзенк определил поведенческую терапию как применение современной теории научения в целях лечения поведенческих и эмоциональных расстройств. В 1963 г. был основан первый журнал, посвященный исключительно поведенческой психотерапии (Behavior Research and Therapy).

В 1950—1960 годах теория поведенческой терапии развивалась в основном в трех исследовательских центрах:

Методы, сходные с приемами поведенческой терапии, использовались и в Советском Союзе начиная с 1920-х годов. Однако в отечественной литературе долгое время вместо термина «поведенческая психотерапия» использовался термин «условно-рефлекторная психотерапия» [12]

Основные принципы

Схема поведенческой терапии

Оценка состояния клиента

Эта процедура в поведенческой терапии называется «функциональным анализом» или «прикладным поведенческим анализом» (англ. Applied behavior analysis ). На этом этапе в первую очередь составляется список паттернов поведения, которые имеют негативные последствия для пациента. Каждый паттерн поведения описывается по следующей схеме:

Составление плана терапии

В поведенческой терапии считается необходимым, чтобы в работе с пациентом терапевт придерживался определенного плана, поэтому после оценки состояния пациента терапевт и пациент составляют список проблем, которые следует решить. Однако не рекомендуется работать с несколькими проблемами одновременно. Множественные проблемы должны решаться последовательно. Не следует переходить к следующей проблеме, пока не будет достигнуто значительное улучшение в работе с предыдущей проблемой. При наличии сложной проблематики целесообразно разбить её на несколько компонентов. При необходимости терапевт составляет «лестницу проблем», то есть диаграмму, которая показывает, в каком порядке терапевт будет работать с проблемами клиента. В качестве «мишени» выбирается паттерн поведения, который следует изменить в первую очередь. При этом для выбора используются следующие критерии:

Приоритет в выборе цели всегда согласуется с пациентом. Иногда терапевтические приоритеты могут быть пересмотрены в ходе терапии.

В поведенческой терапии крайне важным фактором успеха является то, насколько хорошо пациент понимает смысл приемов, которые применяет терапевт. По этой причине обычно в самом начале терапии пациенту подробно объясняются основные принципы этого подхода, а также разъясняется цель каждого конкретного метода. Затем с помощью вопросов терапевт проверяет, насколько хорошо пациент понял его объяснения, и при необходимости отвечает на вопросы. Это не только помогает пациенту правильно выполнять упражнения, которые рекомендует терапевт, но и увеличивают мотивацию пациента ежедневно выполнять эти упражнения.

В поведенческой терапии широко распространено использование метода самонаблюдения и применение «домашних заданий», которые пациент должен выполнять ежедневно, или даже, при необходимости, несколько раз в день. Для самонаблюдения используются те же вопросы, которые были заданы пациенту на этапе предварительной оценки:

Давая пациенту «домашнее задание», терапевт обязательно должен проверить, правильно ли пациент понял, что он должен делать, и имеет ли пациент желание и возможность ежедневно выполнять это задание.

Не следует забывать, что поведенческая терапия не сводиться лишь к устранению нежелательных паттернов поведения. С точки зрения теории бихевиоризма, любое поведение (как адаптативное, так и проблемное) всегда выполняет какую-то функцию в жизни человека. По этой причине, при исчезновении проблемного поведения в жизни человека образуется своего рода вакуум, который может оказаться заполненным новым проблемным поведением. Для того, чтобы этого не произошло, составляя план поведенческой терапии, психолог предусматривает, какие формы адаптативного поведения следует выработать для замены проблемных паттернов поведения. Например, терапия фобии не будет полной, если не будет установлено, какие формы адаптативного поведения заполнят время, которое пациент посвящает фобическим переживаниям. План терапии должен быть составлен в позитивных терминах и указывать, что пациент должен делать, а не то, чего он делать не должен. Это правило получило в поведенческой терапии название «правило живого человека» — поскольку поведение живого человека описывается в положительных терминах (то, что он способен делать), в то время как поведение мертвого человека может быть описано лишь в отрицательных терминах (например, мертвый человек не может иметь вредные привычки, испытывать страх, проявлять агрессию, и т. д.). [12]

Завершение терапии

Методы поведенческой терапии

Проблемы, возникающие в ходе терапии

Иногда у клиента присутствуют дисфункциональные убеждения и установки и, мешающие его вовлечению в терапевтический процесс. К этим установкам относятся:

При наличии подобных дисфункциональных убеждений имеет смысл применить методы когнитивной психотерапии, помогающие клиенту пересмотреть свои установки.

Одним из препятствий к достижению успеха является недостаточная мотивация клиента. Как было указано выше, сильная мотивация является необходимым условием успешности поведенческой терапии. По этой причине мотивация к изменению должна быть оценена в самом начале терапии, а затем, в ходе работы с клиентом, ее уровень следует постоянно проверять (не следует забывать, что иногда демотивация клиента принимает скрытые формы. Например, он может прекратить терапию, уверяя, что его проблема решена. В поведенческой терапии это называется «бегство в выздоровление»). Для повышения мотивации:

При этом терапевт не должен забывать, что неуспех терапии может быть связан не с дисфункциональными установками клиента, а со скрытыми дисфункциональными установками самого терапевта и с ошибками в применении методов поведенческой терапии. По этой причине необходимо постоянно использовать самонаблюдение и помощь коллег, выявляя, какие искаженные когнитивные установки и проблемные типы поведения мешают терапевту добиться успеха в работе. Для поведенческой терапии характерны следующие ошибки:

Противопоказания к применению поведенческой психотерапии

Поведенческая психотерапия не должна применяться в следующих случаях:

В этих случаях основной проблемой является то, что пациент неспособен понять, для чего он должен выполнять упражнения, которые рекомендует психотерапевт.

Поведенческая психотерапия третьего поколения

Новые направления в поведенческой психотерапии объединяются под термином «поведенческая терапия третьего поколения». [18] (См. например Acceptance and Commitment Therapy и Диалектическая поведенческая терапия).

Источник

Поведенческая психология

Вы будете перенаправлены на Автор24

Бихевиоризм и поведенческая психология

Поведенческая психология является одним из начальных направлений развития психологии двадцатого века. Бихевиористическая теория была сформулирована еще в прошлом столетии, но ее влияние на психологию остается значительным и сегодня.

Бихевиоризм выражается формулой: «стимул — реакция», которая предметом психологии делает поведение человека, а не сознание.

Развитие бихевиоризма в 20 веке прошлого столетия связано с именами таких ученых, как Э.Толмен, К.Халл и Скиннер.

Толмен сформулировал два основных закона научения:

Халл ввел в психологию термин машинообразной целесообразности поведения. Он считал, что человека допустимо рассматривать в качестве робота, который машинообразно поддерживает свое существование. Живая машина, по его мнению, способна изменять свое поведение в соответствии с изменяющимся условиям. Основная идея Скиннера заключалась в описании роли обратной связи в управлении поведением. Знаменитая концепция Скиннера явилась основой программированного обучения. Согласно концепции вводился принцип расчленения процесса решения задачи на отдельные операции, контролируемые подкреплением, которое служит сигналом обратной связи.

Готовые работы на аналогичную тему

Поведение человека управляемо, если использовать определенные психологические закономерности:

Основным недостатком бихевиоризма является:

Фрейдизм и поведенческая психология

Еще одним ведущим направлением в психологии в XX века является фрейдизм. Фрейд обозначал данное направление термином «психоанализ». Фрейдом было открыто подсознание в качестве источника первичных стимулов человеческого поведения. Соответственно, психоанализ можно определить как общую теорию механизмов человеческого подсознания, которая служит базой для целостного понимания человека.

Так же под психоанализом понимается система специальных методов, при помощи которых можно исследовать человеческое подсознание человека для излечения психических и нервных болезней.

Фрейд отказался от традиционного разделения телесного и духовного и понятие психики наполнил новым содержанием. В фрейдовской системе анализа души человека раскрыто влияние неосознаваемых человеческой личностью влечений, мотивов, интересов на ее поведение и на представление о себе и иных людях.

Источник

Бихевиоризм: основные положения, представители и направления

Поведенческая психология что это. Смотреть фото Поведенческая психология что это. Смотреть картинку Поведенческая психология что это. Картинка про Поведенческая психология что это. Фото Поведенческая психология что это

Как вы считаете, в чем выражается сущность человека? Думаем, вы согласитесь, что наиболее ярко личность проявляется именно в поступках и действиях. Все люди по-разному начинают свой день и проводят его, по-разному общаются с окружающими, по-разному выполняют работу и проводят досуг, по-разному реагируют на жизненные обстоятельства и действия других людей. Так вот, все, что относится к области человеческого поведения, уже десятки лет является предметом изучения разных научных направлений, одним из самых популярных среди которых еще не так давно был бихевиоризм.

Бихевиоризм: кратко о самом главном

Итак, что же такое бихевиоризм? Понятие «бихевиоризм» происходит от английского слова «behavior», означающего «поведение», и представляет собой систематический подход к изучению поведения людей (и, конечно же, других животных). Он основан на предположении, что поведение человека составляют рефлексы и реакции на какие-либо стимулы окружающего мира, а также последствия личной истории человека.

Таковыми последствиями являются подкрепление и наказание, и они действуют вместе с мотивационным состоянием человека в текущий момент времени и стимулами, контролирующими его поведение. Несмотря на то, что бихевиористы осознавали серьезную роль наследственности в поведении людей, основной интерес для них представляли факторы окружающей среды.

Сознание же как самостоятельное явление представители бихевиоризма полностью отрицали. Для них оно было не более чем поведенческими реакциями на внешние стимулы. Мысли и чувства они сводили к двигательным рефлексам, которые вырабатываются у человека по мере получения жизненного опыта.

Идеи бихевиоризма, возникшие не фоне критического отношения к главному методу изучения человеческой психики в конце 19 века – интроспекции, оказались революционными на момент их появления (первая половина 20 столетия) и на многие годы определили облик американской психологии. Все научные представления о психике в одночасье преобразовались, и ученые начали изучать не сознание, а именно поведение человека.

Недоверие к интроспекции было обусловлено недостатком объективных измерений и разноплановостью получаемых данных. Объективным же феноменом психики для психологического бихевиоризма стало поведение.

Философской базой для нового направления послужили идеи английского педагога и философа Джона Локка, настаивавшего на том, что человек появляется на свет, являясь «чистым листом», а также идеи английского философа Томаса Гоббса, отрицавшего в человеке мыслящую субстанцию как таковую.

Однако основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон, предложивший схему для разъяснения поведения любого животного на нашей планете, включая человека. Схема эта выглядела достаточно просто: стимул вызывает реакцию. А учитывая то, что оба этих понятия можно измерить, воззрения Уотсона быстро нашли сторонников.

По мнению Уотсона, если применить к изучению поведения правильный подход, можно будет полностью это поведение предсказывать, формировать и даже управлять им посредством продуцирования изменений в окружающей действительности. А сам механизм такого воздействия основывался на обучении через классическое обуславливание, во всех подробностях изученное русским и советским ученым Иваном Петровичем Павловым.

О теории Павлова нам тоже следует сказать несколько слов, но прежде позвольте предложить вам к просмотру видеоролик о бихевиоризме и его основателе Джоне Уотсоне. Беря во внимание то, что в статье мы рассматриваем бихевиоризм кратко, это видео послужит для нашего материала прекрасным дополнением.

Вклад Павлова и Торндайка

Бихевиоризм в психологии зиждется на научных изысканиях известного большинству (как минимум со школы) академика Ивана Петровича Павлова. В процессе своих исследований он установил, что безусловные рефлексы определяют соответствующее им реактивное поведение у животных. Но посредством внешнего влияния вполне реально выработать у них условные – приобретенные рефлексы, а это значит, что будут сформированы и новые поведенческие модели.

Академик Павлов, как вы помните, проводил эксперименты над животными, а Джон Уотсон пошел дальше и начал экспериментировать над людьми. Работая с младенцами, он смог выявить у них три основополагающих реакции на основе инстинктов. Этими реакциями стали любовь, гнев и страх.

В итоге Уотсон пришел к выводу, что любые другие отклики в поведении наслаиваются на первые три. Но механизм формирования сложных форм поведения им, к сожалению, раскрыт не был. К тому же эксперименты, проводимые ученым, воспринимались обществом очень спорно с моральной точки зрения, и подвергались критике.

Но вслед за Уотсоном появилось немалое число людей, внесших в развитие идей бихевиоризма немалый вклад. Один из самых ярких представителей – американский психолог и педагог Эдвард Торндайк, который ввел в психологию термин «оперантное поведение», формирующееся на основе проб и ошибок.

О том, что природу интеллекта составляют ассоциативные реакции, заявлял еще Томас Гоббс. На то, что приспосабливаться к условиям окружающей среды животному позволяет умственное развитие, указывал другой философ Герберт Спенсер. Но только Торндайк смог установить, что сущность интеллекта можно выявить, не обращаясь к сознанию.

В противовес Уотсону, Торндайк считал исходным моментом не внешний импульс, заставляющий индивида двигаться, а проблемную ситуацию, требующую приспособиться к условиям внешней среды и выстраивать поведение соответствующим образом.

Согласно воззрениям Торндайка, концепция «стимул – реакция» характеризуется следующими признаками:

Развитие бихевиоризма многим обязано теории Торндайка. Но все же в своей работе этот ученый оперировал понятиями, впоследствии исключенными из бихевиоризма. В то время как Торндайк указывал на формирование поведения организма за счет чувства дискомфорта или чувства удовольствия и вводил «закон готовности», изменяющий импульсы реагирования, представители «чистого» бихевиоризма не допускали, чтобы специалист принимал во внимание внутренние ощущения и физиологические особенности изучаемого субъекта.

Так или иначе, благодаря влиянию упомянутых ученых сформировались основные идеи бихевиоризма, а также разные его направления. О направлениях мы поговорим чуть позже, а пока давайте кратко обобщим сказанное.

Основные положения и особенности бихевиоризма

Рассматривая бихевиоризм в психологии в качестве фундаментального научного направления, мы можем выделить целый комплекс его основных положений. Представим их в тезисной форме (чтобы понять эту тему лучше, конечно, стоит почитать тематические книги – работы Торндайка, Уотсона и других авторов):

Не сложно понять, почему идеи бихевиоризма оказали на общественность и научное сообщество такое влияние. И поначалу вокруг этого направления царил неподдельный энтузиазм. Но у любого направления в науке есть и преимущества, и недостатки. И вот, что мы имеем в случае с бихевиоризмом:

Наличие таких существенных с современной точки зрения недостатков привело к тому, что со временем некогда прогрессивнейшее научное направление перестало выдерживать какую бы то ни было критику. Однако итог мы пока не подводим, т.к. для полноты картины есть смысл кратко рассмотреть направления, появившиеся на основе классических бихевиористских воззрений, а также наиболее ярких их представителей.

Направления бихевиоризма и их представители

Поведенческая психология что это. Смотреть фото Поведенческая психология что это. Смотреть картинку Поведенческая психология что это. Картинка про Поведенческая психология что это. Фото Поведенческая психология что это

Лидером движения бихевиористов был Джон Уотсон, но идеи бихевиоризма активно поддерживались и другими учеными. Среди особо выдающихся можно выделить Уильяма Хантера, создавшего в 1914 году так называемую отсроченную схему изучения реакции в поведении.

Известность ему принесли эксперименты с обезьянами: ученый показывал животному два ящика, в одном из которых лежал банан. После этого он закрывал ящики ширмой, а спустя несколько секунд убирал ее. Обезьяна же сразу находила банан, и это стало доказательством того, что животные имеют как непосредственную (сиюминутную) реакцию, так и отсроченную.

Другой исследователь – Карл Лешли решил пойти дальше. Посредством экспериментов он помогал какому-нибудь животному выработать навык, после чего удалял ту или иную часть его мозга, стараясь понять, зависит ли от удаленной части выработанный рефлекс. И наблюдал, как определенные функции перебирает на себя другая часть.

Внимания достойны и идеи Берреса Фредерика Скиннера. Как и идеи предыдущих представителей, они были подтверждены экспериментально, а методом исследований послужил функциональный анализ. Именно Скиннер глубоко разделял идею об изучении, прогнозировании и контроле поведения через управление средой.

Однако этими тремя учеными список выдающихся бихевиористов далеко не исчерпывается. Вот лишь небольшой перечень известных представителей этого направления: Д. М. Байер, А. Бандура, С. Хайес, С. Бижу, В. Бехтерев, Р. Эпштейн, К. Халл, Д. Леви, Ф. Келлер, Н. Миллер, У. Баум, Ч. Осгуд, К. Спенс, Ж. Фреско, М. Вулф и другие.

Большинство исследователей пропагандировали идеи бихевиоризма Джона Уотсона, но все же их старания привести сознание к единому знаменателю – комплексу стандартных поведенческих реакций успехом не увенчались. Бихевиоризм нуждался в расширении понимания психологии, и требовал включения в него новых понятий, например, мотива.

Это привело к тому, что во второй половине 20 века стали появляться новые направления бихевиоризма. Одним из таковых стал когнитивный бихевиоризм, основанный американским психологом Эдвардом Чейзом Толменом. Толмен предложил не ограничиваться при изучении психических процессов концепцией «стимул – реакция», а использовать еще и промежуточную фазу между двумя данными событиями. Эта фаза – когнитивное представление.

Так появилась новая схема, объясняющая суть человеческого поведения: стимул – когнитивная деятельность – реакция. Средний элемент включает в себя знаки-гештальты, состоящие из когнитивных карт – образов изученной местности, хранящихся в уме, возможных ожиданий и некоторых других элементов.

Свои доводы Толмен подкреплял результатами экспериментов. К примеру, животным нужно было найти корм в лабиринте, и они всегда его находили, двигаясь по разным путям, и не имело никакого значения, к какому пути изначально их приучали. Здесь можно сказать о том, что цель действий гораздо важнее поведенческой модели. Кстати, по этой причине Толмен дал своей систем название «целевой бихевиоризм».

Следующим направлением стал социальный бихевиоризм. Его сторонники полагали, что, определяя стимулы, воздействующие на поведение индивида, необходимо брать во внимание его индивидуальные особенности и социальный опыт. Пожалуй, более остальных тут выделился канадский психолог Альберт Бандура. Он проводил эксперименты с участием детей: их делили на три группы и показывали им фильм, где мальчик избивает тряпичную куклу.

Для каждой группы детей была своя концовка: положительное отношение к избиению куклы, наказание за избиение куклы и безразличие к этому процессу. После этого детей приводили в комнату с такой же куклой и смотрели, что они будут с ней делать.

Дети, увидевшие в фильме, что за избиение куклы наказывают, не трогали ее. А дети из оставшихся двух групп проявляли агрессию к кукле. Это и послужило доказательством того, что человек попадает под воздействия общества, которое его окружает, т.е. социальный фактор имеет значение.

И, наконец, третье направление бихевиоризма – это необихевиоризм, ставший альтернативой классическому бихевиоризму, не способному дать целостное объяснение поведению людей и животных. Ключевые представители необихевиоризма – Беррес Фредерик Скиннер и Кларк Леонард Халл.

Необихевиористы также расширили модель «стимул – реакция», внеся в нее некоторые промежуточные переменные, каждая из которых влияет на процесс формирования навыков и привычек, т.е. ускоряет подкрепление, замедляет его или же препятствует ему. Впоследствии данное направление потеряло свои позиции, уступив место когнитивному психологическому подходу. Так что эту веху в истории бихевиоризма можно считать началом его заката. На смену пришли новые направления, концепции и теории, оказавшиеся более подходящими для реалий современности и позволяющие более объективно, адекватно и полноценно трактовать человеческое поведение, действия и поступки. При этои даже сегодня некоторые идеи и положения бихевиоризма активно применяются в практической психологии и психотерапии.

Заключение

Человек – это очень сложное и многогранное существо, и для изучения его и его жизни требуется предпринять еще много усилий. Идеи бихевиоризма стали попыткой дать всему этому объяснение, но получилось это лишь отчасти.

Итогом бихевиористских исследований стала выработка частичного понимания человеком своего и чужого поведения, открытие возможности создания обстоятельств, побуждающих к совершению определенных действий. В то же время и поведение самого человека является стимулом, вызывающим у окружающих конкретные реакции.

Копая глубже, мы можем заключить, что если поступки другого человека нам не нравятся, в первую очередь мы должны пересмотреть собственное поведение. Следует отдать теории бихевиоризма должное, ведь она указала, что иногда нужно руководствоваться не понятием о правильности или не правильности наших поступков, а тем, как другие люди могут их расценить и интерпретировать.

И в завершение. Если вас заинтересовала тема, советуем обратиться к специализированной литературе. Кроме работ таких выдающихся ученых как Уотсон, Торндайк, Павлов, Скиннер и других представителей направления, обратите внимание на следующие книги:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *