Повесть котлован платонова о чем
Платонов, «Котлован»: краткое содержание и анализ
Начало истории
Вощев, когда ему исполняется 30 лет, на день рождения получает увольнение с завода, где он зарабатывал себе на жизнь. В документе было сказано, что уволен он по той причине, что не успевает за другими работниками, так как много размышляет. Покидает город главный герой. Он, устав в дороге, находит котлован, в котором располагается на ночлег. Но вот около полуночи к нему подходит косарь, работающий на пустыре неподалеку, и будит Вощева.
Как Вощев попадает в котлован
Он объясняет ему, что в этом месте намечено строительство, и скоро оно начнется, и предлагает главному герою устроиться в бараке на ночлег.
Продолжаем описывать произведение, которое создал Платонов («Котлован»). Краткое содержание дальнейших событий следующее. Проснувшись вместе с другими работниками, он за их счет завтракает, и ему рассказывают в это время, что здесь будет сооружено большое здание, в котором будет жить пролетариат. Приносят лопату Вощеву. Инженер дома сделал уже разметку и объясняет строителям, что скоро к ним присоединится еще примерно 50 рабочих, а они тем временем становятся главной бригадой. Наш герой вместе с другими рабочими начинает копать, так как думает, что если они до сих пор живы, работая на столь тяжелой работе, то и он справится.
Визиты Пашкина
Продолжает Платонов «Котлован». Краткое содержание дальнейших событий следующее. Понемногу все привыкают к труду. Частенько на стройку заглядывает Пашкин, председатель окрпрофсовета, следит, в срок ли успевают рабочие. Он говорит, что темпы строительства маловаты, и что живут они не при социализме, и поэтому от того, как они работают, напрямую зависит жалование.
Рабочий Сафронов
Чиклин находит мать с дочерью
На заброшенном кафельном заводе, недалеко от стройки, Чиклин обнаруживает тяжелобольную мать с дочерью. Он перед смертью целует женщину и понимает, что это его первая любовь, с которой он еще в ранней юности целовался. Мама незадолго до кончины просит девочку не сообщать, кто она. Дочка очень удивлена, спрашивает у Чиклина, почему ее мать умерла: по болезни или из-за того, что она буржуйка. Девочка уходит вместе с рабочим.
Радиовышка
Продолжается повесть, которую создал Платонов («Котлован»). Содержание дальнейших событий следующее. Пашкин устанавливает на стройке радиовышку. Доносятся оттуда без перерыва требования к работающим. Сафронову не нравится то, что он не может ответить. Жачеву этот звук надоел и он просит предоставить ответ на данные сообщения. Сафронов сожалеет, что не может собрать рабочих.
Прибывшая с Чиклиным с завода девчушка спрашивает про меридианы, но поскольку тот не знает ничего об этом, он говорит, что это перегородки, отделяющие от буржуев.
Копающие после работы собираются возле девочки и спрашивают ее, откуда она, кем является, кто ее родители. Помня наставления мамы, она объясняет, что не знает родителей, но не хотела при буржуях появиться на свет, а родилась, как только стал править Ленин.
Сафонов замечает, что Советская власть является самой глубокой, ведь даже маленькие дети знают Ленина, не зная при этом своих родственников.
Рабочие отправляются в колхоз
Козлова и Сафронова отправляют вдвоем в колхоз. Здесь они умирают. На смену рабочим приходят Чиклин и Вошев, а также некоторые другие. Собирается Организационный Двор. Чиклин и Вошев колотят плот. Чиклин планирует найти кулаков, чтобы по реке отправить их на нем. Под радио празднуют бедняки, радуясь жизни в колхозе. Утром все идут в кузницу, где слышен постоянно стук молота.
Жителей для работ набирают рабочие со стройки. К вечеру собранные подходят к котловану, но в домиках нет никого, а на месте строительства лежит снег.
Настенька умирает
Роман «Котлован» Платонова продолжается. Чиклин предлагает людям разжечь костер, поскольку Настенька, маленькая девчушка, заболела от холода, и ее нужно согреть. Множество людей ходит возле барака, но никто не интересуется девочкой, поскольку все думают лишь о коллективизации. В конце концов Настенька умирает. Сильно расстроен Вощев. Он теряет смысл жизни, поскольку не смог уберечь невинное дитя, которое доверяло ему.
Финал
«Котлован» (Платонов): анализ
Кратко «Котлован» А. П. Платонов
Повесть «Котлован» А. П. Платоновым написана в сюрреалистическом типаже, с переплетением символических ассоциаций и своеобразного юмора. Это реальная картина эпохи индустриальной коллективизации И. В. Сталина, и ее последствий для простого человека.
Очень краткий пересказ повести «Котлован».
Произведение начинается с главного героя Вощина, уволенного за «задумчивость», который ищет работу в другом городе. Волею судьбы он попадает землекопом на стройку будущего «общепролетарского» дома. Руководит земляными работами прораб Чиклин и угрюмый старший артельщиков Козлов, инженером мероприятия является Прушевский. По умозаключению Вощева, мастеровой артели не хватает энтузиазма. Для настроения Сафронов включает радио, но строительство пролетарского дома дальше котлована не продвигается.
На фоне угрюмой картины привлекает внимание девочка Настя. По протекции инвалида Жачева ее берут на артельный баланс, и выделяют инвентарь для кровати и игрушек – отобранные у крестьян гробы. Девочка умирает, не дождавшись светлого будущего по окончанию стройки.
Символическая визуализация образов – ключевое предназначение повести. Сам по себе котлован ассоциируется с невоплощенными большевистскими идеями «строительства нового на руинах старого». На фоне очевидно противостояние чувств людей, стоящих на «острие перемен» – ненавязчиво показано социальное положение крестьян, у которых работники артели отбирают гробы. Образ бездомной девочки Насти ассоциируется с надеждой на новую жизнь.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание подробно повести «Котлован» по главам.
Глава 1.
В свой день рождения Вощев получает расчет с механического завода по причине низкой личной производительности из-за глобальной «задумчивости». По дороге в соседний город пытается переночевать в пивной, но его выгоняют на улицу. Он находит ночлег в траве оврага, расположенного на окраине. Утром Вощев приходит в завком и просит вернуть работу, но ему отказывают, понимая его «несознательность» как срыв планов рабочего треста.
Продолжая путь за город, он видит на окраине кузню и становится случайным свидетелем разговора кузнеца и калеки на костылях. С наступлением ночи уставший и голодный Вощев уснул в теплой яме, покрытой травой около городского пустыря. Под утро его будит косарь, говорит, что место предназначено для стройки, и советует досыпать в бараке рабочих землекопов.
Глава 2.
В городе полным ходом идет пролетарское строительство. Место, где ночью спал Вощев, уже помечено для будущего котлована, в жерле которого планируется возведение масштабного здания. Это «общепролетарская» конструкция, куда будет помещен рабочий класс, а «единоличные» жилища зарастут травой.
Утром просыпаются жители барака, и после завтрака роют котлован. С ними трудится Вощев, не забывая размышлять о светлом будущем. Он знакомится с мастеровыми артели – недалеким, но добродушным профсоюзным активистом Сафроновым, сильным трудягой бригадиром Чиклиным и чахлым артельщиком Козловым, всеобщим изгоем.
Инженер Прушевский сообщает мастеровым, что в понедельник будет подкрепление рабочей силы. Артель продолжает копать до вечера.
Глава 3.
Начинается с мечтаний Прушевского о башне для счастливых рабочих. Интеллигентный инженер задается вопросом производительности труда в случае трудового прироста населения. Умственные разборки о «монументальном новом доме» вносят хаос в тонкую душевную организацию инициатора масштабной стройки – Прушевского мучают бессонница и суицидальные мысли.
На следующий день рабочие продолжают копать котлован. На стройке появляется окрпрофсоветский председатель Пашкин. Наблюдая за ходом работ, он делает выводы, что люди плохо справляются с обязанностями, и присылает новых рабочих. Хилый Козлов использует момент для передачи начальству доносов.
В это время, обследуя соседнюю местность, Чиклин убеждает Прушевского о необходимости переноса землекопных работ. Он показывает овраг, который можно использовать как котлован, немного расширив в периметре.
Вечером безногий инвалид Жачев, чей разговор с кузнецом подслушивал Вощев, устраивает политические дебаты под окнами квартиры Пашкина, громко сетуя на свою обездоленность и возмущаясь зажиточностью чиновника. Не желая портить пролетарские отношения с увечным, председатель выносит ему завернутую в бумагу еду. Довольный результатом своей политагитации, Жачев отстает от чиновника, чтобы присоединиться к общей трапезе с Сафроновым и Чиклиным. Сверток Пашкина он прячет в бараке.
Размышления Вощева заходят в тупик – поиски жизненного смысла теряются на фоне неустанных раскопок котлована. Прушевский и Чиклин впадают в любовную лирику. Каждый из них вспоминает о прошедшей любви. Чиклин грезит дореволюционным поцелуем дочери заводского хозяина, а Прушевский мечтает о незнакомке, прошедшей однажды мимо дома.
Глава 4.
Доносчик Козлов просится на общественный труд, чтобы избежать тяжелой работы землекопа и пугает артельцев заявлениями. Жачев решает перевоспитать «рвущуюся вперед сволочь», но Чиклину удается разнять дерущихся. Артельные землекопы усердно роют котлован, а Пашкин продолжает критиковать трудовую производительность.
В артельном бараке появляется новенький – мужик с желтыми глазами, пришедший со стороны города и молчаливо выполняющий женскую работу по хозяйству. Сафронов присматривается к нему с осторожностью, раздумывая взять работника на иждивение.
Для идейного вдохновения пассивной артели Сафронов решает поставить радио, чтобы мастеровые ежедневно слушали призывы к внутриресурсной мобилизации для строительства социализма.
Следуя за воспоминаниями, Чиклин идет на руины кафельного завода, где находит умирающую в дальней комнате женщину. Перед ней сидит маленькая девочка Настя, которой мать наказывает не говорить о своем «буржуазном» происхождении. Чиклин, затаившись, слушает их разговор. Он хочет узнать, возможно ли что умирающая и есть та самая дочь заводского хозяина, поцеловавшая его когда-то.
Дотронувшись губами до ее высохших губ и ощутив их вкус, он узнает «ту самую». После смерти женщины, он обнимает спящую рядом с телом девочку и греет ее своим теплом.
Глава 5.
Жачев и Вощев высказываются против информационного радиовещания в бараке. Но Сафронов запрещает выключать радио и настаивает на сознательной одержимости каждого гражданина «костром классовой борьбы, чтобы стянуть с себя шкуру капитализма».
Утром Чиклин приходит с девочкой в артель. Настя осваивается и быстро становится любимицей рабочего барака. Сафронов пытается внушить ей дух идеологии коммунизма. Вечером девочка ложится спать рядом с Чиклиным, а Жачев накрывает ее армяком, отобранным у мужика с желтыми глазами.
Во время вечерней прогулки по городу, Прушевский разглядывает прохожих-женщин в поисках таинственной незнакомки из мыслей, и одновременно думает над составлением проекта своего самоубийства.
На рассвете Чиклин приводит в барак человека с деревни, который просит Прушевского отдать ему гробы. Выясняется, что накануне, в яме с северной стороны котлована, землекопами было найдено около ста штук гробов.
Два из них конфискованы Чиклиным для Насти, в одном девочке соорудили постель, в другом она хранит свои игрушки. Мужик с желтыми глазами помогает крестьянину забрать из артели гробы, и уходит вместе с ним в деревню. Погруженный в свои мысли, Вощев идет вслед за ними.
Глава 6.
Новоиспеченный активист и профсоюзный деятель Козлов приезжает вместе с Пашкиным в начальственном автомобиле к землекопам и корит рабочих за пассивность. В обеденный перерыв Пашкин сообщает артельцам о необходимости «классовой борьбы с деревенскими пнями капитализма». На вечернем собрании мастеровые назначают Сафронова и Козлова ответственными за коллективизацию деревни и снаряжают их в дорогу.
По личной инициативе Пашкин решает 6-кратно увеличить размер котлована. Утром из деревни возвращается подвода, на которой сидят Вощев и мужик с желтыми глазами. Они приехали, чтобы забрать у Насти оставшихся два гроба.
Настя сообщает Чиклину, что инвентарь забирают для Сафронова и Козлова, которые «умерли в избушке». Чиклин идет за подводой в деревню. Процессия останавливается возле организационного дома, где живет Активист – сельский исполнитель государственных директив, который тут же зачисляет его в ряды «мобилизационной армии».
Активист посылает Чиклина сторожить тела умерших к зданию сельсовета. С обиды на убийц товарищей, Чиклин сгоряча убивает кулаком мужика с желтыми глазами, пришедшего обмыть мертвых.
На краю деревни Активист выбирает двор для «организации массового обучения бедняков», куда собирает всех крестьян, подозреваемых в кулачестве. Чиклин получает письмо, где Прушевский пишет, что котлован закончили копать, а Настя в сопровождении Жачева посещает детский сад и уже умеет писать буквы.
На следующее утро, в процессе выявления Активистом «передовых» людей для агитации под знаменами за сельскую коллективизацию, деревней проходит волна арестов. Слепо верящие в колхоз, как в конец вселенной, крестьяне готовят себе гробы и стараются побыстрее умереть. Деревенский поп, напуганный репрессиями, жертвует церковные доходы на покупку колхозом сельскохозяйственной техники.
Глава 7.
Компания «сознательных» граждан в лице Чиклина, Вощева и еще троих крестьян по приказу Активиста заняты постройкой плота для отправки местных «кулаков» по реке.
Руководящий колхозом собирает людей в одном месте с требованием определиться «между коммунизмом и капитализмом». Крестьяне просят сутки отсрочки. Активист угрожает «сомневающимся» прогулкой по речке вместе с «кулаками».
В деревне начинается суматоха, из хат слышны стенания, домашний скот забивается и съедается, чтобы не отдавать колхозу. Перед записью о вступлении крестьяне прощаются и отпускают взаимные обиды.
Глава 8.
В новообразовавшийся колхоз с миссией «представителя культурной революции» прибывают Жачев, Прушевский и Настя. Девочка уже посещает городской детский сад и твердо уверена в благой цели «истребления кулаков».
Один из крестьян хочет показать Чиклину самого угнетенного из батраков, работавшего ранее почти даром по дворам, а сейчас трудящегося в кузне на молотобойне. Он является в кузню, чтобы восстановить справедливость над пролетарием и обнаруживает у кузнеца на подработках медведя, умеющего дуть меха и бить по наковальне.
Чиклин просит кузнеца отпустить работника-молотобойца «показать кулаков». Вместе с медведем и Настей они ходит по деревне, «раскулачивая» дворы, на которые рычит молотобоец. «Несогласных» с политикой социализма отправляют по реке плотом.
Глава 9.
На крыльце организационного дома Активист выставляет радио, чтобы отпраздновать успешную ликвидацию деревенского «кулачества». Под громкую музыку, новоиспеченный колхоз весело трясется в социалистическом танце до полуночи. Рядом с крестьянами резвится Настя, Чиклин пытается ее поймать, чтобы укрыть от холода, но ребенок убегает в толпу. Чтобы остановить всеобщее веселье, Жачев начинает брать людей тележкой и опрокидывать их на землю для отдыха.
С полуночи Чиклин бродит по деревне в поисках Вощева и находит его уныло бродящим по улице. Мечтатель собирает по дороге брошенный хлам, жалея мусор как покинутого человека. Вместе они возвращаются на организационный двор, и заходят в дом, где руководящий колхозом Активист переписывает собранный хлам в колхозную ведомость. В этот момент в комнате просыпается Настя и интересуется содержимым мешка Вощева. Чиклин ей отвечает, что это игрушки, а Активист передает ей хлам по ведомости для игр.
Под утро к Активисту в дом приходит крестьянин и сообщает о медведе, который в кузне стучит и рычит громко после «раскулачивания». Чиклин решает сам разведать обстановку. От кузнеца он узнает причину возмущения медведя – «кто-то из крестьян повесил на плетень красный флаг, вот материя и раззадорила животное». Чиклин отсылает кузнеца спать, а сам разжигает горн.
Глава 10.
Утром жители деревни собираются перед кузней, где Чиклин с медведем всю ночь ковали железо. Местные крестьяне замечают недочеты в процессе, и просят остановить ковку угрозой исключения из членов колхоза. Не вытерпев, мужики прогоняют Чиклина и берутся сами за кузнечную работу.
В это же время деревенская молодежь собирается в избу-читальню учиться письму и чтению. По пути одна из девушек приглашает Прушевского идти с ними на «культурную революцию».
Глава 11.
Деревенские кузнецы не успокоились, пока не сожгли уголь в кузне и не истратили весь запас железа на почин мертвого инвентаря. Медведь-молотобоец устает раньше всех, тихо выползает на улицу и засыпает на снегу. Помогающий мужикам в кузне Вощев также ложится возле медведя немного отдохнуть.
К деревне подъезжает запыхавшийся всадник на коне и требует проводить к Активисту. Через короткое время он лихо мчится назад, держа сдаточную книгу. В организационном доме остается сидеть Активист с полученной директивой в руках.
Чиклин, неся из кузницы выкованный прут в подарок Насте, заходит в дом и видит, что девочка температурит. Его внимание отвлекает слеза Активиста, капнувшая на директиву. В бумаге говорится о «маложелательных явлениях перегибщины с намеченной четкой линии социализма», а также написаны обвинения в «спекуляции на искреннем середняцком чувстве тяготения в колхоз». Активиста же директива именует «партийным вредителем и объективным врагом пролетариата, который должен быть немедленно изъят из руководства».
Настя в бреду зовет маму, Чиклин и Жачев пытаются ее согреть. В дом приходит Вощев с медведем. Члены новообразованного колхоза собираются возле организационного дома, чтобы спросить совета, как жить дальше. Жачев и Вощев пытаются привести в сознание лежачего Активиста, но быстро понимают, что он мертв. Вощев решает взять его полномочия на себя и командует отправить усопшего Активиста по реке. Люди повинуются новому руководящему колхозом и выносят на улицу тело.
Артельцы возвращаются к котловану, который за время их отсутствия заносит снегом, а барак покинут рабочими. Пока Чиклин разводит для Насти костер, пытаясь согреть девочку, Жачев идет в город, чтобы выклянчить у Пашкина пирожные и сливки. С добытыми продуктами он возвращается к бараку. Утром все понимают, что Настя умерла.
От отчаяния, чтобы не думать о смерти девочки, Чиклин пытается отвлечь себя копанием ямы в котловане, но ломает лопату и возвращается в барак. Тяжелую тишину осознания гибели Насти среди присутствующих в комнате нарушают вошедшие Вощев и медведь. Они привозят девочке мешок редких игрушек, специально отобранного для утилизации. Увидев мертвое тело, Вощев теряется, а Чиклин выходит из барака, чтобы дальше рыть котлован.
К землекопным работам Чиклина присоединяется весь колхоз. Жачев, разочаровавшись в идеях коммунизма, уходит в город.
Днем Чиклин начинает рыть для Насти могилу. Он долбает ее из вечного камня, а сверху мастерит гранитную плиту, чтобы девочку «не душил могильный прах». Ночью, когда в бараке все спят, он несет тело к каменному ложу, чтобы закопать. По пути от шороха просыпается медведь и Чиклин дает ему прикоснуться к девочке на прощание.
Кратко об истории создания произведения.
Роман Андрея Платоновича Платонова «Котлован» был написан в смутное время необоснованных перемен и негуманных методов «строительства» нового будущего. Произведение разоблачало сущность коллективизации под видом образования «идеальных» социальных перемен. Контекст «Котлована» поднимает проблемы становления деревенского и городского уклада во время принудительной коллективизации, и ее влияние на человека.
В машинописных версиях романа указан время написания с декабря 1929 –апрель 1930гг. В авторских записях А. П. Платонова есть упоминание о завершении работы над антиутопической повестью в 1930 году. Многие исследователи творчества писателя убеждены – роман был написан во время пика коллективизации(1925-28 гг.).
Произведение подверглось жесткой цензуре, при жизни автора официально не печаталось, распространялось самиздатом в узких литературных кругах. За хранение «Котлована» в домашней библиотеке люди подвергались репрессиям и преследованиям. Впервые в России повесть опубликовал журнал «Новый мир» 1987 года.
Жизнь и творчество А. П. Платонова. Повесть «Котлован»
В первой половине ХХ века за антисоветские, антикоммунистические идеи серьезно наказывали, поэтому писатели пытались скрыть их за символическими образами. К этому приему обратился и А. Платонов, создавая повесть «Котлован». Ученики изучают ее в 11 классе. Если не учитывать смысл, скрытый между строк, читается произведение нелегко. Облегчить подготовку к уроку, посвященному «Котловану», поможет анализ произведения, который мы предлагаем в этой публикации.
Краткий анализ
Год написания – декабрь 1929 – апрель 1930 гг.
История создания – Работу над произведением А. Платонов завершил в 1930 г. Тема, идеи его были продиктованы историческими событиями первой половины ХХ века. Долгое время повесть распространялась только в самиздате. В СССР ее впервые опубликовали в 1987 г.
Тема – Главные темы – строительство нового «идеального» общества, коллективизация.
Композиция – По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвященную копанию котлована и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.
Жанр – Повесть.
Направление – Антиутопия.
Название
Платоновская повесть получила название по аналогии с популярными производственными романами 1920-30-х годов – «Бруски» Панферова, «Цемент» Гладкова, «Лесозавод» Караваевой и так далее. Большая часть подобных названий имела метафорическое значение. В частности, цемент у Гладкова – не только строительный материал, выпускающийся на заводе, но и рабочий класс, которому суждено скрепить «трудовые народные массы» и выступить в роли фундамента новой жизни. Платонов следует литературному шаблону того времени. Котлован – это место, где разворачивается значительная часть действия, а также яма и могила. В итоге в платоновской повести рядовой строительный объект, коих немало было в первую советскую пятилетку, превращается в символ исторического тупика. Копание котлована в произведении – первый этап строительства общего дома для пролетариев. В финале котлован так и не выкопан до конца.
История создания
Повесть А. Платонова «Котлован» была создана в смутные времена перехода от старого к новому. Не все методы «строительства» нового общества были гуманными, не все перемены были обоснованными. Писатель попытался разоблачить их сущность. Так появилось анализированное произведение.
Цензура не допустила повесть к печати, поэтому долгое время она распространялась в самиздате. Однако, даже за хранение таких брошюр жестоко наказывали. В одной из машинописных версий самиздата А. Платонов указал период работы над повестью – декабрь 1929 – апрель 1930 г. Большинство исследователей жизни и творчества писателя считают, что произведение было написано раньше. Упомянутые же даты указывают на период пика коллективизации. В критике можно найти разные отзывы о повести, все зависит от того, когда они были написаны.
В СССР «Котлован» напечатали в 1987 г.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Персонажи
В «Котловане» Платонов представляет читателю модель советского общества на фоне событий 1929 и 1930 гг. Например, Сафронов выступает в роли выразителя официальной идеологии. Подобные ему люди считались идейной опорой власти. Козлов – типичный приспособленец, решивший покинуть котлован ради общественной работы. Председатель окружного бюро профессиональных союзов Пашкин – функционер-бюрократ, получающий солидную зарплату.
Что касается девочки Насти, то она символизирует новую советскую Россию. Ее мать – умершая буржуйка Юлия – Россия историческая. По мысли Платонова, новая Россия, старающаяся отказаться от собственного прошлого, без России старой существовать не способна. Именно поэтому в финале умирает Настя, истосковавшаяся по матери.
Главный герой повести – Вощев, человек, пытающийся отыскать истину, обрести смысл жизни. Без этого не радует его ничего на белом свете. Есть у Вощева странное увлечение – собирать всякую ветошь «для социалистического отмщения». В финале он так же соберет деревенских жителей и приведет их на строительство котлована. Деятельность Вощева тесно связана с реальной установкой советской власти на сдачу утиля, что должно было помочь сбору денег на индустриализацию и созданию сырьевой базы промышленности. В «Котловане» деревенский народ, которого Вощев привел на стройку, — фактически такой же утиль, расходный материал. Ничего хорошего его не ждет.
Анализируемая повесть – обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.
Тема повести – строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др.. Основа проблематики – социальные перемены и вечные моральные ценности.
В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.
Вощев остается с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.
Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Ее образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят. На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь
Сюжет помогает произведения, символическое значение образов – ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.
В повести можно выделить внутренний конфликт – чувства людей, находящихся на «острии перемен» и внешний – столкновение старого и нового.
Тематика
Важнейшая тема произведения – тема поиска истины, смысла жизни. Главным образом этим занят Вощев. Ему без смысла и без истины жизнь не мила. Пытаясь найти ответы на вечные вопросы, он забывается в работе, чтобы было не так мучительно существовать. Смысл жизни ищет не только Вощев, но и другие персонажи повести. Например, медведь, работающий на кузнице. Его Вощев берет в свидетели, что истины нет, а потом о. В финале произведения так и не удается обнаружить ни истины, ни смысла жизни. Настя умирает, котлован не выкопан.
Другая важная тема повести – тема смерти. Она в произведении напрямую или косвенно упоминается постоянно. Котлован походит на могилу. Насте дарят два гроба – предполагается, что в одном девочка будет спать, в другом хранить игрушки. Вощева автор называет «заочно живущим». Про рабочих, спящих в бараке, говорится, что они «были худы, как умершие». Для инженера Прушевского весь мир – «мертвое тело». Примеров можно привести еще много. Кстати, тема смерти и ее преодоления – пожалуй, самая главная во всем творчестве Платонова. Как отмечает Анатолий Рясов, в платоновских произведениях страшный опыт смерти – это одновременно и опыт бессмертия.
«Котлован» считается одним из сложнейших произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Каждый, кто внимательно прочитает повесть, поймет ее по-своему, а при повторных прочтениях будет постоянно открывать новые грани.
Композиция
В«Котловане» анализ стоит продолжить характеристикой композиции. По смыслу произведение делится на две части: городскую, посвященную копанию котлована и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Такая организация не случайна. Она основана на речи Сталина, произнесенной зимой 1929 г. В ней особое внимание обращалось на проблему «противоположности между городом и деревней».
Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.
Особенности изложения
Обласканные большевиками современники автора — писатели Катаев, Леонов, Шолохов — в своих произведениях воспевали достижения социализма, изображая коллективизацию с положительной стороны. Поэтике Платонова, в отличие от них, оптимистическое описание картин самоотверженного труда и строительства было чуждо. Этого автора не привлекала масштабность задач и устремлений. Интересовал его прежде всего человек и его роль в исторических событиях. Поэтому произведению «Котлован», так же как и другим творениям этого автора, свойственно вдумчивое, неспешное развитие событий. Много в повествовании отвлеченных обобщений, так как автор сосредоточен на мыслях и переживаниях своих героев. Только помогают внешние факторы герою разобраться в себе самом, а заодно и в символических событиях, о которых рассказывает нам Платонов.
Главные и второстепенные герои
В повести «Котлован», кроме основных персонажей, есть несколько действующих лиц второго плана. Они необходимы для того, чтобы автор мог как можно полнее раскрыть творческий замысел. Главные герои:
Второстепенных персонажей немного, но каждый из них важен. У одного нет имени — читателям он представлен как активист в деревне. Остальные герои имеют имена или прозвища. Перечень персонажей:
Три мотива в произведении Платонова
Платонов писал, что его в жизни поразили три вещи — любовь, ветер и дальняя дорога. Все эти мотивы присутствуют в произведении «Котлован». Краткое содержание по главам, если вы к нему обратитесь, подтвердит нашу мысль. Но следует отметить, что эти мотивы представлены в своеобразной подаче автора. Сюжет завязан на образе дороги. Однако Вощев, герой Платонова, хотя и является странником, но отнюдь не в традициях отечественной литературы, поскольку, во-первых, он вынужден странствовать, вернее, скитаться, из-за того, что его уволили, а во-вторых, цель его — поиск не приключений, а истины, смысла существования. Куда бы потом ни отправлялся этот герой, вновь и вновь автор возвращает его в котлован. Как будто замыкается жизнь человека и идет по кругу.
Множество событий составляют повесть «Котлован», однако нет между ними причинно-следственных связей. Герои как бы кружат вокруг котлована, мечтая вырваться из этой ямы. Один хотел уйти учиться, нарастив стаж, другой ожидал переквалификации, третий мечтал перебраться в руководящий аппарат партии.
Своеобразие авторского стиля Андрея Платонова
Основной авторский стиль Платонова нередко называется «косноязычным» потому, что автор нарушает языковые нормы, привычные связи между словами, нанизывая морфологические, синтаксические и семантические ошибки друг на друга. Многим может показаться, что перед ними не великие русские романы и повести, а неуклюжие опыты бездарного студента, который понятия не имеет о правилах русского языка. Однако формальные стилистические нарушения таят в себе множество новых смыслов и создают эффекты, наиболее точно отражающие идейно-тематическое содержание. Каждое, казалось бы, случайное предложение выражает авторскую мысль, причем, непростую. «Философию общего дела», которую по-своему исповедовал Платонов (как многие поэты и прозаики 20-ых годов 20 века), невозможно донести ярче и убедительнее. Художественный мир Платнова построен на специфическом новоязе, как тоталитарное государство Оруэлла. Для новых идей появились новые формы. Именно их мы проанализируем на примере повести«Котлован».
Образ Насти
Для понимания смысла произведения очень важен образ девочки, живущей с землекопами на строительстве. Настя является ребенком революции 1917 года. Мама ее была буржуйкой, то есть представительницей отжившего класса. Отказ от прошлого, как известно, означает потерю культурных традиций, исторических связей и замену их родителями идейными — Лениным и Марксом. У отрицающих свое прошлое людей не может быть, по мысли автора, будущего.
Метод монтажа эпизодов произведения
Платонов в композиции произведения использует метод монтажа разноплановых эпизодов: здесь присутствует и медведь-молотобоец, и активист, который просвещает в политике деревенских баб, и кулаки, которые прощаются перед отправкой в море на плоту друг с другом.
Некоторые эпизоды, о которых рассказывает произведение Платонова «Котлован», кажутся вовсе случайными и немотивированными: внезапно по ходу действия крупным планом всплывают незначительные персонажи, столь же внезапно исчезая. Как пример можно привести одетого только в штаны неизвестного, которого привел Чиклин в контору неожиданно для всех. Опухший от горя мужчина требовал вернуть гробы, заготовленные впрок, которые были найдены в котловане, своей деревне.
Андрей Платонов: интересные факты из жизни и литературы
Таким образом, «косноязычие» стиля Платонова не пустая экспрессия и не новаторство, как самоцель. Это смысловая необходимость. Языковые эксперименты позволяют ему пересказать содержание десятитомника описаний в одной повести. К сожалению, его опасения, виртуозно сформулированные в «Котловане», не были напрасны или хотя бы преувеличены. Его единственный сын оказался задержан и 2 года без вины просидел в тюрьме в ожидании, пока его дело рассмотрят. Его отпустили, но он уже был неизлечимо болен туберкулезом, которым заразил всю семью. В результате, без денег и ухода в своеобразной изоляции от общества (никто не давал им работать и писать) все Платоновы вскоре умерли. Такова была цена стиля, с триумфом вошедшего в историю литературы.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Анализ повести «Котлован» Платонова (подробно)
Повесть «Котлован» Платонова является одним из самых блестящих, совершенных созданий писателя. Ее замысел относится к осени 1929 г., завершена работа была в апреле 1930 г.
«Котлован» начинается фразой, ставшей за последние годы столь же привычной, как и «В ворота губернского города NN…» или «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай…» и многие другие начала, прочно вошедшие в сознание русского читателя. «В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Как емок и информативен первый абзац — зачин! В нем не только содержится завязка действия, но и подсказан тип героя, близкого автору, — созерцателя, вдумчивого наблюдателя, похожего на Фому Пухова, Александра Дванова. Здесь задан один из конфликтов повести: живого, страдающего человека, обделенного самым необходимым, и общества, которое требует только темпов труда, но не видит личности. Уже чувствуется и негладкий, «неправильный» язык Платонова. В необычном выражении «в день тридцатилетия личной жизни» два последних слова избыточны, но в них ощущается масштаб повествования — не бытовой, а бытийный.
После изгнания с завода Вощев попадает в другой город, на строительство котлована: «…через год весь местный класс пролетариата выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом». А через 10—20 лет должна возникнуть «в середине мира башня, куда войдут на вечное, счастливое поселение трудящиеся всей земли»; в этих строках сквозь толщу конкретно-социального прорывается мифологическая стихия.
На стройке трудится артель землекопов — около двадцати человек, молчаливых, изможденных и «худых, как умершие». Их вымученный энтузиазм граничит с крайней усталостью, апатией; «смирившись общим утомлением», артель засыпает, как живет, в одежде, чтобы не трудиться над расстегиванием пуговиц, а хранить силы для производства. Едят мастеровые «в тишине, не глядя друг на друга», автоматически, «не признавая за пищей цены».
Среди героев — землекопы Чиклин, Сафронов, Козлов, инженер Прушевский, безногий инвалид Жачев. Рытье котлована контролирует Пашкин, председатель окрпрофсовета; он постоянно подгоняет рабочих: «Темп тих!»
В забытом помещении неработающего кафельного завода Чиклин обнаруживает умирающую женщину. Это дочь бывшего владельца завода; перед смертью она завещает своей дочери Насте никому не открывать, что ее мать была «буржуйкой». Чиклин забирает Настю с собой, она становится всеобщей любимицей.
В композиционном отношении повествование делится на две части: городскую, или, точнее, «котлованную», и деревенскую. Сюжетное пространство деревни обнаруживает себя внезапно и зловеще: на стройку приходят два мужика — они забирают гробы, заготовленные крестьянами для себя впрок и спрятанные в овраге, где роют котлован. Вслед за мужиками уходит Вощев, довольный тем, что он «больше не участник безумных обстоятельств».
Артель отряжает для помощи колхозу Сафронова и Козлова, но скоро становится известно, что они убиты. Их заменяют Чиклин и Вощев, позже к ним присоединяются остальные герои. В деревне действует «активист общественных работ по выполнению государственных постановлений», загоняющий бедняков и середняков в колхоз имени Генеральной Линии. С помощью Чиклина и «остаточного батрака» района, медведя-молотобойца, проходит раскулачивание. Тех, кого сочли кулаками, отправляют в «далекую тишину» «посредством сплава на плоту». Активист ждет одобрения и новых указаний. Приходит директива, в которой актив колхоза обвиняется «в забегании в левацкое болото правого оппортунизма», а сам активист объявляется «вредителем партии». Чиклин убивает его.
Рабочие вместе с Настей возвращаются на строительство. Девочка заболевает и умирает. На стройку приходит весь колхоз: «Мужики в пролетариат хотят зачислиться».
Чиклин хоронит Настю в основании котлована.
Название повести и время ее создания у приступающего к чтению вызывают ассоциации с эпохой первых пятилеток. Шло активное строительство (за счет ресурсов, выкачивавшихся из деревни), газеты постоянно помещали фотографии возводимых предприятий, электростанций, жилых домов и котлованов для них. «Строительство» становится ключевым понятием, знаком эпохи, в язык входят выражения «партийное строительство», «фронт социалистического строительства», «строительство личности» и т. д. Тему преобразований в различных областях жизни осваивают в те годы Л. Леонов, В. Катаев, М. Шагинян, А. Макаренко, И. Эренбург. Характерны названия «производственных» романов, посвященных индустриализации: «Доменная печь», «Гидро. Создание нового мира показано в них как процесс, требующий колоссального напряжения сил, но при этом общая атмосфера остается радостной, творческой, оптимистичной. Платонов видит это время иначе. На последней странице рукописи повести указаны даты: декабрь 29 г.— апрель 30 г. Естественно понимать их как обозначение времени начала и окончания работы, но в то же время эти даты совпадают с границами исторического промежутка, в котором проходит действие повести. В реальной жизни этот период отмечен, с одной стороны, речью И. Сталина «К вопросам аграрной политики в СССР» (декабрь 1929 г.) — о необходимости «сломить кулачество и ликвидировать его как класс»; с другой стороны, циничными статьями вождя в «Правде»: «Головокружение от успехов» (март 1930 г.) и «Ответ товарищам колхозникам» (апрель 1930 г.) — в них насильственные меры по созданию колхозов, борьба с середняком, «скоропалительные темпы» коллективизации названы « головотяпством», «забеганием вперед», «искривлением партийной линии»; ответственность за эти «ошибки» возлагалась на местных руководителей. Социально-политическая ситуация в стране отражается в тексте настолько точно, что он может рассматриваться как исторический документ.
В директиве, полученной активистом из области, откровенно пародируется речь Сталина: «…отмечались явления перегибщины, забеговщины, переусердщины и всякого сползания по правому и левому откосу с отточенной остроты четкой линии». Таких сцен, где можно обнаружить своеобразный «диалог» Платонова со Сталиным, в повести несколько.
Призыв Пашкина «начать классовую борьбу против деревенских пней капитализма» и «бросить (туда) что-нибудь особенное из рабочего класса» связан с решениями Пленума ЦК (ноябрь 1929 г.) о мобилизации 25 тысяч пролетариев на постоянную работу в колхозы.
Ребенок, возвращая твердую невкусную конфету, заявляет активисту: «Сам доедай, у ней в середине вареньев нету: это сплошная коллективизация, нам радости мало!» Обыгрывая лозунг партии, который вошел в обиходную речь в 1929—1930 гг., Платонов употребляет слово «сплошной» во всевозможных сочетаниях: сплошной народ, сплошная каменистая конфета, сплошная тишина.
Историческая точность повествования состоит не столько в отражении конкретных событий и реалий жизни «года великого перелома», сколько в передаче особенностей мифологизированного, утопического сознания устроителей земного рая. Землекопы убеждены, что социализм — рядом и его приближение зависит только от их упорного труда. Ради ребенка, «будущего радостного предмета», они начинают работу на час раньше, «чтобы «как можно внезапней построить котлован», — совсем как в Чевенгуре, где такие же мечтатели твердо знают: «Еще рожь не поспеет, а социализм будет готов!» Слово таких героев «преданалитично», оно «стенографирует самое первое впечатление человека о мире», ибо мышление «массового человека» интуитивно, ограничено несвязными чувственными восприятиями. Такой тип мышления характерен для персонажа, центрального в группе рабочих, — Никиты Чиклина, напоминающего Чепурного своей способностью к сочувствию, доброго, заботливого к товарищам, Насте, но беспощадного к врагам. «Думать он мог с трудом, и сильно тужил об этом — поневоле ему приходилось лишь чувствовать и безмолвно волноваться».
Среди мастеровых выделяется «сознательный» социалист, «наиболее активный» — Сафронов, стремящийся соответствовать «благополучной линии» и идеологическим установкам. Он чувствует себя выше «серой массы» и осуждает «людскую некультурную унылость». Его речь — один из каналов, через который в повесть входит изощренно-косноязычная стихия официальных речений, директив. Вот он просит инвалида Жачева: «…доставь нам на своем транспорте эту жалобную девочку, мы от ее мелодичного вида начнем более согласованно жить». Для такой речи характерно смешение стилей — канцелярского, газетного, просторечного, ненормативное употребление синтаксических моделей, искусственность словаря, неточное понимание значения слов. Сафронов постоянно «делает» свое лицо («активно мыслящее»), голос («вящий», «нравоучительный», «верховный голос могущества»), походку (то «интеллигентную», то «легкую руководящую»). В его поведении все кажется искусственным, механическим, нарочитым. Но и он переживает минуты печали и сомнений; «Если глядеть лишь по низу в сухую мелочь почвы и в травы… то в жизни не было надежды…
— А отчего, Никит, поле так скучно лежит? Неужели внутри всего света тоска, а только в нас одних пятилетний план?»
То, что М. Горький писал Платонову о своем понимании «Чевенгура» — «вы придали освещению действительности характер лирико-сатирический», — во многом можно отнести и к «Котловану», к способу изображения персонажей.
В ироническом ключе обрисован самый плохой на котловане работник Козлов. Это приспособленец, он уходит со стройки по болезни, но возвращается уже как общественный деятель — в серой тройке, пополневший, уверенный. Он читает книги, чтобы запомнить «формулировки, лозунги, стихи, заветы, всякие слова мудрости, тезисы различных актов, резолюции, строфы песен и прочее» и затем пугать «и так уже напуганных служащих своей научностью, кругозором и подкованностью». Каждое свое выступление перед трудящимися он начинает «некими самодовлеющими словами»: «Ну хорошо, ну прекрасно». Ликвидировав «как чувство» любовь «к одной средней даме», посылает ей «последнюю итоговую открытку: „Где раньше стол был яств, Теперь там гроб стоит“». Среди новых землекопов, прибывших на строительство, уже нет энтузиастов, каждый «придумал себе идею будущего спасения» с котлована. И есть те, которые готовятся повторить путь Козлова, «пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате».
Рытье котлована контролирует Пашкин, председатель окрпрофсовета; он постоянно подгоняет рабочих: «Темп тих!» Для характеристики этого персонажа используются приемы сатиры и гротеска. Пашкин живет «в основательном доме из кирпича», так как озабочен тем, чтобы «невозможно было сгореть»; он укрепляет свое здоровье и «научно хранит свое тело». В этой фигуре зафиксированы черты нового слоя — советской бюрократии, наиболее беспринципного и ловкого. Блестящая сцена разговора Пашкина с женой войдет в коллекцию разоблачительных «супружеских» сцен в русской литературе (вспомните диалоги четы Горичей, Маниловых): «Жена Пашкина умела думать от скуки: „Знаешь что, Левочка. Ты бы организовал как-нибудь этого Жачева, а потом взял и передвинул его на должность… Ведь каждому человеку нужно иметь хоть маленькое господствующее значение…“ — „Ольгуша, лягушечка, ведь ты гигантски чуешь массы! Дай я к тебе за это приорганизуюсь“ ».
С инженером Прушевским связана в повести тема интеллигенции и революции. Автор проекта общепролетарского дома и производитель работ, он тем не менее ближе к рабочим, с ним так же не считаются. В отличие от землекопов, он осознаёт свое положение («мною пользуются, но никто не рад»), чувствует себя выброшенным из жизни, постоянно испытывает тоску и думает о смерти. Будущее кажется ему пустым и чуждым.
Чиклин приводит на стройку Настю, дочь умершей буржуйки; девочка становится всеобщей любимицей. Детского, естественного в ней мало; она помнит завет матери — скрывать свое происхождение: «…знала, что присутствует в пролетариате, и сторожила сама себя». Настя уклоняется от ответа на вопрос о родителях и предусмотрительно спешит сообщить: «а я знаю, кто главный… Главный — Сталин, а второй — Буденный». Казалось бы, Настя быстро и легко учится оценивать людей по принятым здесь классовым нормам: «Умирать должны одни буржуи», «Убей их пойди» (о кулаках); становится безжалостной: «Они все равно умерли, зачем им гробы?» Но слушая объяснения о ликвидации целого класса, не может не спросить: «А с кем останетесь?» И быстро утомляется, тоскует от этих разговоров: «Мне у вас стало скучно».
В деревне действует «активист общественных работ по выполнению государственных постановлений», загоняющий бедняков и середняков в колхоз имени Генеральной Линии. Его роль страшна — он вдохновенный исполнитель жестокой воли Центра. У активиста нет имени, это обобщенный образ партийного деятеля, черты его заострены и даны гротескно. Активист не знает сострадания к людям, сильные чувства он испытывает только к казенным бумагам. При непогашенной лампе ночами он ждет, не прискачет ли верховой из района; каждую новую бумагу читает «с любопытством будущего наслаждения», плачет над ней, любуясь подписями и штемпелями, а потом «с жадностью» докладывает об исполнении. При всей искренности переживаний активист не совсем бескорыстен: он «не хотел быть членом общего сиротства», ибо лучше «уже сейчас быть подручным авангарда и немедленно иметь всю пользу будущего времени». Деятельность его сеет семена подозрительности, страха, лицемерия. Лишенный прихода, униженный поп не хочет больше жить, так как «остался без Бога, а Бог без человека». В поминальный листок он заносит теперь тех, кто еще заходит в церковь поставить свечу, а по ночам сообщает эти имена активисту. Даже «горе горевать в остатнюю ночь» крестьяне не смеют без дозволения этого главного человека деревни.
Вокруг активиста царит атмосфера абсурда. Так, он проводит «сквозной допрос» в поисках человека, съевшего петуха (о последнем молчит, так как съел его сам). О мертвеце, оказавшемся рядом с Сафроновым и Козловым, сообщает, что тот «сам пришел сюда, лег на стол между покойными и лично умер».
С этим безумием резко контрастирует поведение мужиков. Вот как прощаются они друг с другом накануне вступления в колхоз: «Каждый начал целоваться со всею очередью людей, обнимая чужое доселе тело, и все уста грустно и дружелюбно целовали каждого.
…. — Прощай, Егор, — жили мы люто, а кончаемся по совести. После целования люди поклонились в землю — каждый всем». Перед лицом новой жизни, равной для них смерти, простой человек вспоминает о вечных, христианских законах. Ненависти и вражде противостоит любовно-родственная связь с ближним.
С помощью Чиклина и «остаточного батрака» района, медведя-молотобойца — за эту сцену Платонова называли первым серьезным сюрреалистом в русской литературе — проходит раскулачивание. Выброшенный из дома в снег зажиточный мужик пророчествует: «Ликвидировали. Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!» Голос остается неуслышанным и ничего не может изменить. Тех, кого сочли кулаками, отправляют «в далекую тишину» «посредством сплава на плоту». Активист ждет одобрения и новых указаний. Приходит директива, в которой верхушка колхоза обвиняется «в забегании в левацкое болото правого оппортунизма», а сам активист объявляется «вредителем партии». Впервые фанатик утопии задумывается над собственной судьбой: «Разве он видел — радость в последнее время, разве он ел или спал вдосталь, или любил хоть одну бедняцкую девицу?» Финал его жизни закономерен: Чиклин убивает «паразита» при полном равнодушии колхоза.
Смысл названия произведения и всей повести по мере прочтения наполняется все более сложным, трагическим содержанием. Котлован, вырытый под фундамент грандиозного здания, становится не началом счастливого царства, а приговором социальному эксперименту, пропастью, в которой похоронены мечты, настоящее и будущее. Рытью ямы нет конца (она будет «еще шире и глубже») — это символ коллективного самоуничтожения, самоистребления. Здесь не только скептическое отношение автора к революционным преобразованиям, но и горькие размышления о превышении человеком своих физических и духовных возможностей. Это метафизическая тоска от «неопределенности места и роли человеку в мироустройстве», от «тщеты усилий обрести гармонию».
«Котлован» — философское произведение, здесь сказалось пристальное внимание писателя к онтологическим вопросам: природе бытия, статуса живого, духовного существа в материальном мире и в мире природы. Общепролетарский дом должен не только вместить угнетенных людей, но и стать убежищем от разрушающего влияния мира, сохранить смысл «общего и отдельного существования». С особой силой эти проблемы раскрываются в картинах природы, в сквозных мотивах умирания и смерти, скуки и сиротства. Решение этих вопросов связано с образом главного героя повести Вощева; он композиционный и идейный стержень произведения.
Вощев — уже известный нам тип «сокровенного человека», усомнившегося в насильственно предлагаемых рецептах счастья. С другими платоновскими героями его роднит дух скитания. Так же как «душевный бедняк» из повести «Впрок», он измучен заботой за всеобщую действительность; он не имеет в душе «основной золотой миллиард, нашу идеологию» — это человек с открытой, незамутненной душой. Вощева не устраивает правда исторического момента, он согласен терпеть только ради приближения к высшей, «конечной» истине. Без высшего смысла у него «тело слабеет» и «скучает» голова. «Вощевская» линия в повести — линия сомнения и поиска — ведущая, постепенно она захватывает и других героев, первоначально «верующих».
Вощев — наиболее «авторский», концептуальный персонаж, во многом через него вводятся в повесть идеи Федорова. Этот герой поглощен высшей задачей — противостоянием забвению, смерти, упадку (энтропии). Он движется по пространству истории со своим вещевым мешком (возможно, отсюда его фамилия; по другой версии, она образована от «вотще» — идея тщеты); в него он собирает разные мелкие предметы, «забвенные пустяки», содержащие частицу сущности умерших. Странная деятельность Вощева противостоит строительству общепролетарского дома, открывает иной тип культурных ориентиров, напоминает о вечных нравственных ценностях. Роль образа Вощева значительна. Он взывает к восстановлению нарушенного идеального порядка жизни и духа, продолжая традиционное для русской классической литературы XIX века направление.
Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. — СПб.: «Нева», 1998