Повесть нос о чем предупреждает гоголь
Сочинение на тему «О чем предупреждает нас повесть Нос»
1. Мы читаем о событии, которая приключилась с коллежским асессором Ковалевым. Он по своей сути – карьерист, который желает, чтобы его называли майором. Этот человек остается без носа, а нос обнаруживает цирюльник в своем доме. Предполагается, что вечно пьяный парикмахер случайно отрезал Ковалеву нос. Нос ведет себя очень комично, как отдельная личность. Он гуляет по Невскому в мундире статского советника. Нос набожен, посещает церковь, молится в ней. Он даже хочет сбежать в Ригу под подложным паспортом, но блюститель закона разоблачает его.
Читая о том, как Ковалев ищет нос, мы видим, как ведет себя петербургское общество гоголевских времен. Незадачливый Ковалев и его амбициозный нос вызывает смех, но автор создал это произведение не только для того, чтобы развеселить своего читателя. Ковалев – типичный представитель столичного общества.
2. Я читаю о том, как вышестоящие чины жестоко и грубо обращаются с низшим сословием. И как эти же люди заискивают перед теми, кто рангом выше их. Гоголь описывает, насколько для людей важны внешние факторы. Человек без носа – уже не человек. Он не может показаться в уважаемом обществе, на его карьере поставлен крест. Главный герой большое внимание уделяет связям, званным обедам. Его отношения с женщинами поверхностны, сводятся к легким интрижкам. Он не любит ни одну из них. Во взаимодействии персонажей повести не чувствуется искренности, теплых и дружеских чувств.
3. Гоголь видит, что отношения между людьми, существовавшие в те времена, приведут к взрыву, к серьезным переменам. Об этом он предупреждает свое поколение. История подтвердила опасения великого писателя – взбунтовался народ, произошла революция.
Я задаю себе вопрос: «Что важного в повести для нас, для современной молодежи?» Мы изучаем произведения писателя, знаем историю нашей страны. Для нас важно, чтобы современное общество основывалось на искренности и внутренней культуре. Пусть человек развивается, занимается своим внутренним миром. Пусть он открыто говорит о себе, выражает себя, свои взгляды и чувства. Большое значение имеет выбор работы по душе, чтобы зарабатывание денег приносило и прибыль, и радость. Для нашего общества важно научиться жить по-новому, чтобы оставить в прошлом революции, войны, кровавые уроки нашей истории.
Урок-размышление по произведению Н.В. Гоголя «Нос»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Путь Гоголя от «Тараса Бульбы» к современному административному центру- К ПЕТЕРБУРГУ
«Петербургские повести»- третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства. Тема Петербурга не являлась в 1830-е годы чем-то новым и неожиданным.
Петербург как город русской славы Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия;
город социальных контрастов Стряхнул шинель, разделся, лег, Но долго он заснуть не мог В волненье разных размышлений. О чем же думал он? О том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь…)
Два петербурга… Было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой Набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью – “полнощных стран краса и диво”. Но был и другой – “дома без всякой архитектуры”, кишащие “цеховым и ремесленным населением”, Мещанские, Садовые и Подъяческие улицы, набережные “Канавы”; харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки, ночлежки. Творцом такого Петербурга был Николай Васильевич Гоголь.
Беседа с учащимися Петербург является городом детства Н.В.Гоголя? Когда впервые Гоголь познакомился с Петербургом? В каких районах Петербурга, проживал молодой Гоголь? Как вы думаете, испытал ли Гоголь восторг провинциала перед масштабностью столицы? Как вы можете прокомментировать слова Гоголя : “Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал красивее, великолепнее. ”?
Гоголь недаром сделал местом действия повести «Нос» Петербург. По его мнению, только здесь могли «произойти» обозначенные события, только в Петербурге за чином не видят самого человека. Гоголь довел ситуацию до абсурда – нос оказался чиновником пятого класса, и окружающие, несмотря на очевидность его «нечеловеческой» природы, ведут себя с ним как с нормальным человеком, соответственно его статусу
Нос –самая выдающаяся часть лица. Нос – орган дыхания. Нос – орган обоняния. Нос придаёт индивидуальность каждому из нас. Нос есть у всех. Нос делает нас непохожими на окружающих.
Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего Каково время действия? Где происходит действие? Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего? О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам? Обратимся к сюжету повести:
Брадобрей Иван Яковлевич Соблюдение внешних приличий, хотя под обманчивым лоском скрываются убожество души, тщеславие, грубость, лесть, зависть, трусость… «Человек почтенный во многих отношениях…» «Как всякий порядочный русский мастеровой был пьяница страшный» «каждый день брил чужие подбородки …но его собственный был у него вечно небрит» На вывеске его заведения было написано: «И кровь отворяют»(т.е. должны быть чистота, стерильность) А у него вечно воняли руки. Фрак…был в пятнах, воротник лоснился, вместо пуговиц торчали нитки. Для «приличия» надевает фрак, «пьёткофий» по утрам…(как принято в обществе). «Был циником», т.е. человеком, пренебрегающим нормами нравственности и благопристойности.
Кто такой Ковалев? С какой целью Ковалев приехал в Петербург? Каков портрет Ковалева? Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым? Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором? Обратимся к сюжету повести:
Беседа с классом: Изменилось ли поведение Ковалёва после утраты носа и после его возвращения? Как вы понимаете фразеологизм “Остаться с носом”? Что делает автор, чтобы разрушить маску “приличия” изображаемого им общества? О чём предупреждает нас Гоголь? Для чего автор создаёт гротескную ситуацию? Зачем Гоголь в вполне реалистическое повествование ввёл фантастический сюжет?
Сорвать маску с пороков общества – вот задача Н.В. Гоголя. Ковалев – не тот, за кого себя выдает: не настоящий майор, не соответствует вице-губернаторскому месту, неискренен со своими знакомыми. Он становится честным, активным, готовым заплакать только тогда, когда с ним случается беда, когда он теряет нос. А когда нос вернулся, то вернулась его прежняя маска: прежние привычки, прежние знакомства. Понадобилось вмешательство нечистой силы, чтобы сорвать с него маску, открыть его истинное лицо.
Маска у всех героев: у брадобрея, у частного пристава, у доктора, у квартального полицмейстера – у всей России… Под внешним приличием кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть. Сорвать маску с пороков общества – вот задача Н.В. Гоголя.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-669697
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Анализ повести «Нос» (Н.В. Гоголь)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.09.2019 · Обновлено 12.11.2020
Творчество Николая Гоголя занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Его произведения являют собой ценное свидетельство о жизни жителей Российской империи девятнадцатого века, а также показывают, в каком направлении мыслила русская интеллигенция того времени. Одним из таких произведений является его сатирическая повесть «Нос», в которой писатель отобразил жизнь в Санкт-Петербурге, какой он видел её. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.
История создания
История написания повести «Нос» представляет собой весьма интересные факты:
Направление и жанр
Повесть нос относится к литературному направлению реализма. Хоть автор и позволяет себе фантастическое допущение, его произведение призвано прежде всего отразить повседневную реальность. Образы, персонажи, их слова и действия приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что герои Гоголя могли существовать на самом деле.
Жанр произведения «Нос» можно определить, как повесть. Повествование охватывает небольшой промежуток времени и включает в себя малое число персонажей. Однако сюжет пестрит огромным количеством подробностей и деталей, присутствуют названия реальных мест. Всё это глубже погружает читателя в атмосферу произведения, усиливая его веру в описываемые события.
Реальное и фантастическое в повести «Нос» Многомудрый Литрекон описал в формате таблицы:
Суть: о чём произведение?
Повесть начинается с того, как цирюльник Иван Яковлевич находит в батоне хлеба нос своего знакомого и клиента – коллежского асессора Ковалёва. Находясь в ужасе и желая избежать проблем, Иван выкидывает свою находку в Неву.
В тот же день Ковалёв обнаруживают пропажу. Выйдя на улицу, он внезапно натыкается на собственный нос, который зажил собственной жизнью, надел мундир статского советника и спокойно разъезжает по Санкт-Петербургу. Нос явно не хочет возвращаться на своё место и при первой же возможности скрывается от Ковалёва.
Герой спешит в редакцию газеты, чтобы подать заявление, но чиновник отказывает в помощи, не желая втягивать газету в скандал и вредить её репутации. Абсолютно равнодушен к проблеме Ковалёва и частный пристав, который, будучи не в духе, даже не стал слушать его.
В отчаянии Ковалёв возвращается домой, считая свою жизнь оконченной. Спасение приходит в облике полицейского, которой возвращает герою его нос, который пытался уехать в Ригу по поддельному паспорту.
Однако нос решительно отказывается возвращаться на своё место. Ситуацию не может исправить даже вмешательство врача, который, как оказывается, никогда никому не помогает, а только берёт деньги за приём.
Ковалёв подозревает, что во всех его злоключениях виновата Александра Подточена, которая таким образом хочет женить его на своей дочери, но эти подозрения не подтверждаются.
Ковалёв и его нос оказываются под пристальным вниманием всех сплетников и зевак города. Через некоторое время нос, к счастью для героя, прирастает обратно к его лицу, и жизнь Ковалёва возвращается в привычное русло.
Главные герои и их характеристика
Система образов в повести «Нос» отделилась от книги и убежала в таблицу Многомудрого Литрекона:
герои повести «нос» | характеристика |
платон ковалёв | кавказский коллежский асессор. пустой, пошлый и невежественный человек, который жаждет лишь карьерного роста и невесты с хорошим приданным. любит называть себя майором. довольно высокомерный человек по отношению к тем, кто находится ниже его на социальной лестнице. перед вышестоящими лицами робеет, лепетал даже перед своим собственным носом, потому что тот был выше его по званию. |
нос | часть тела ковалёва, отделившаяся от хозяина. обладает собственным сознанием, умеет говорить и даже хмурить брови. набожен. некоторое время успешно дурачил окружающих, выдавая себя за статского советника, но провалился из-за плохо подделанных документов. нос успешен в делах благодаря своей наглости и слепоты окружающих, которые готовы принять даже нос, если он обладает чином. |
иван яковлевич | цирюльник. неопрятный и грубый человек. склонен к пьянству. до ужаса боится привлекать к себе внимание властей, из-за чего даже готов оставить ковалёва без носа на всю жизнь. |
образ города | санкт-петербург представлен во своем шумном и суетливом многообразии: везде люди, гомон, толкотня, но никому нет дела до человека и его беды. ковалев сталкивается с чудовищным равнодушием и цинизмом. горожане безразличны до слепоты: принимая нос за полноценного человека, они демонстрируют, что готовы принимать кого-угодно, лишь бы при нем был чин. на личность никто не обращает внимания, и все отношения в столице построены на формализме и расчете. |
Тематика повести Гоголя «Нос» тоже весьма своенравна и предпочитает свободно разгуливать по данной странице. Если она Вам насолила, пожалуйтесь на нее Многомудрому Литрекону в комментариях:
Проблемы
Проблематика повести «Нос» хорошо знакома каждому современному жителю России:
Смысл
Гоголь показал нам типичных обывателей своего времени. Чиновники средней руки, лавочники, газетчики и прочие мещане представляют собой настоящий калейдоскоп грубости, пошлости, алчности и духовной немощности, которые писатель безжалостно клеймил большую часть своей жизни. Это и есть главная мысль повести «Нос» — осуждение реальных пороков общества посредством гротеска и фантастического допущения.
По мнению Гоголя, столица сосредоточила в себе самые худшие черты российской действительности, которые теперь стали настолько повседневными и обыденными, что представить жизнь России без них уже попросту невозможно. Основная идея Гоголя в повести «Нос» — это демонстрация того, что люди стали заложниками формализма и бюрократии, и теперь всякое существо оценивается только по мундиру, а не по своей сути.
Чему учит?
Автор повести «Нос» осуждает грубость, пошлость, коррупцию, равнодушие и мелочность и заставляет задуматься о том, как мы слепы в погоне за материальными ценностями и выгодными знакомствами. Даёт нам яркий пример нездорового общества и того, как жить не надо.
Повесть «Нос» имеет ярко выраженную мораль — учит нас мыслить шире, смотреть на мир своими глазами, а не слепо подчинятся чьим-то предписаниям. Вывод из книги можно сделать такой: нужно жить не только телом, но и душой.
Художественное своеобразие
Николай Гоголь любил использовать в своем творчестве разнообразные тропы и средства выразительности:
Критика
Интеллигенция того времени очень живо отреагировала на творение Гоголя. Сам А.С. Пушкин помог опубликовать книгу в «Современнике», назвав её невероятно оригинальной, весёлой и неожиданной.
Повесть не прошла мимо Виссариона Белинского, который увидел в ней крайне актуальный социальный комментарий, осуждающий косность и бюрократизм русского общества. Его поддержал и С.Г. Бочаров, который утверждал, что автор заставил людей взглянуть правде в глаза. В.В. Набоков считал «Нос» одним из самых удачных творений Гоголя.
Однако не все разделили этот энтузиазм. Например, Н.Г. Чернышевский называл повесть старым «анекдотом», и считал, что Гоголь ничего нового не придумал, а просто пересказал старое.
Повесть нос о чем предупреждает гоголь
Повесть «Нос», впервые напечатанная в журнале «Современник» 1836 г., т. III за подписью «Н. Гоголь», снабжена там следующим примечанием от редакции, принадлежащим А. С. Пушкину: «Н. В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки, но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила нам его рукопись».
Известный филолог В. В. Виноградов отмечает, что в литературе о Гоголе укрепилось субъективно сложившееся у читателя, далекого от начала прошлого столетия, мнение о странности сюжета повести «Нос». Рассматривалась ли эта новелла как «шутка своеобразной авторской фантазии и авторского остроумия», или как осуществление определенной художественной цели, направленной на воспроизведение окружающей пошлости, — происхождение анекдота о носе, послужившего поводом для разработки комических приемов, оставалось загадочным. Между тем утверждение, что «композиция у Гоголя не определяется сюжетом — сюжет у него всегда бедный, скорее — нет никакого сюжета» (Эйхенбаум. Как сделана «Шинель» Гоголя), — можно применить и к повести «Нос». В ее основу положен ходячий анекдот, объединивший те обывательские толки и каламбуры о носе, о его исчезновении и появлении, которые у литературно образованных людей начала XIX столетия осложнялись еще реминисценциями из области художественного творчества. Ведь даже в 50-х годах Н. Чернышевскому новелла Гоголя «Нос» представлялась «пересказом общеизвестного анекдота».
Замысел «Носа» тесно связан с царившей в журналистике начала 30-х годов атмосферой «носологии». Это — заметки, анекдоты и даже целые рассказы об исчезнувших, отрезанных, восстановленных или вообще диковинных носах. К примеру, можно указать на переводный «французский анекдот» — «Нос» в «Литературных прибавлениях к Русскому Инвалиду» (1831, № 72 от 9 сентября), где передается трагикомическая исповедь человека, вызывавшего гонения и насмешки одним лишь видом своего лица, все черты которого «заслонены были чудовищно-большим носом». Лицо, превратившееся в один большой нос, встречается у Гоголя в незаконченном отрывке 1832 г. «Фонарь умирал».
Особое значение для Гоголя должна была иметь повесть Г. Цшокке «Похвала носу», где в шуточной форме подчеркивалось значение носа для «всякого человека» и намечался уже трагикомический эффект его потери. «В самом деле, отнимите нос у самого приятного милого личика, и что останется? Совершенный кочан капусты».
Важную роль в формировании «носологии» в журналах и газетах первой четверти прошлого века сыграл перевод на русский язык замечательного романа Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шанди», выходивший в шести частях с 1804 по 1807 г. Этот роман вызвал в русской литературе многочисленные подражания, например роман Якова Санглена «Жизнь и мнения нового Тристрама» (М., 1825), и укрепил в ней ряд комических приемов.
Ситуация с носом, запеченным в хлеб, скорее всего, явилась у Гоголя пародийным использованием эпизода с «печеной головой» из популярного тогда романа Морьера «Мирза Хаджи Баба», вышедшего в начале 30-х годов в двух переводах. Кроме подбрасывания «печеной головы» к цирюльнику, можно отметить и в других деталях романа некоторое сходство с «Носом».
Сюжет «Носа» не стоит особняком и в творчестве самого Гоголя. Связанные с носом мотивы и образы встречаются и в других его произведениях и даже в переписке: ср. эпизод в «Невском проспекте» с носом «жестяных дел мастера» Шиллера, которому сапожник Гофман собирался отрезать его. Этот эпизод представляет вариацию того же мотива, что образы и гиперболы, связанные с носом в «Заколдованном месте», в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», в «Риме», в заметке в альбоме Е. Г. Чертковой и, наконец, в письмах Гоголя (в особенности в письмах к М. П. Балабиной от 15 марта и от апреля 1838 г.).
В цикле петербургских повестей Гоголя «Нос» занимает особое место не только по своеобразию своего сюжетного замысла, но и по своей литературной направленности.
Фантастическая невероятность сюжета, необычность его для традиций русской повествовательной литературы в известной мере сближают повесть Гоголя с фантастикой Гофмана и русского «гофманианства» конца 20-х — начала 30-х годов. Можно привести и ряд отдельных мотивов, общих у «Носа» Гоголя с «Двойником» А. Погорельского и «Пестрыми сказками» В. Ф. Одоевского. Однако многие исследователи отмечают, что «Нос» Гоголя не фантастическая повесть романтического типа, а «ироническая пародия на романтику».
Гоголь, совпадая с Гофманом в фантастичности сюжета, реализует этот сюжет не на фольклорном материале, а на материале реалистически показанной действительности. Но хотя Гоголь дает известную параллель романтическому мотиву о потере тени или отражения, — как символу потери полноценности личности, — однако самый выбор столь «тривиальной» и комически-подчеркнутой ситуации, как исчезновение носа, являлся прямым снижением романтической символики. Недаром в своем редакционном примечании Пушкин назвал «Нос» Гоголя «шуткой», подчеркивая этим его фарсовый характер. Если юмор Гофмана абстрактен, основан на символической двуплановости его повестей, то юмор Гоголя конкретен, социально направлен, реалистичен.
При всей своей необычности и полемической заостренности повесть «Нос» не была отмечена критикой. В этом едва ли, однако, надо видеть сознательное замалчивание: отсутствие высказываний скорее объясняется случайными причинами. Появление повести в 1836 г. могло остаться незамеченным, так как критика только что исчерпывающе высказалась о «Миргороде» и «Арабесках», а выход в марте 1836 г. «Ревизора», возбудившего оживленные споры, окончательно заслонил повесть, появившуюся несколькими месяцами позже. Перепечатка повести в собрании сочинений в 1842 г. также не обратила на себя внимания, так как критика была целиком занята появлением «Мертвых душ». Чаще всего «Нос» зачислялся современной ему критикой в разряд «фарсов» и «анекдотов» Гоголя, рассматриваясь не иначе как со всей совокупностью других его произведений
Единственно значительным и принципиальным был отзыв Белинского в его рецензии на 11 и 12 тома «Современника» 1838 г. Белинский подчеркивает как сатирическую направленность повести, так и социальную обобщенность и типичность образа майора Ковалева: «Вы знакомы с майором Ковалевым? — писал Белинский: отчего он так заинтересовал вас, отчего так смешит он вас несбыточным происшествием со своим злополучным носом? Оттого, что он есть не майор Ковалев, а майоры Ковалевы, так что после знакомства с ним, хотя бы вы зараз встретили целую сотню Ковалевых, — тотчас узнаете их, отличите среди тысячей».
Анализируя сюжет и композицию «Носа», В. В. Виноградов делает несколько важных выводов. Во-первых, сюжетная конструкция «Носа» предполагает сложный смысловой контекст литературной и внелитературной «носологии» 20—30-х годов XIX в. Его раскрытие устанавливает разные формы художественной ориентации Гоголя на предшествующие литературные традиции (особенно «стернианскую»), на «низкие» жанры газетно-журнальной литературы (вроде «смеси»), на злободневный внелитературный материал, на устный бытовой анекдот, иногда «скабрезного» характера (особенно — с точки зрения норм художественной литературы 30-х годов). Все эти тенденции характеризуют поиски Гоголем «низкой натуры» — в борьбе с высокими традициями сентиментального романтизма.
Во-вторых, обратившись к жанру «фантастического, неестественного гротеска», в 30-е годы прикрепленному к имени Гофмана, Гоголь строил мир «фантастической чепухи» путем художественного развития «новой логики вещей», которая извлекалась им из форм разговорно-бытового, часто «внелитературного» языка. Утверждение на этой основе новых форм стилистического построения, отвлеченных и освобожденных от номинативно-бытовых связей слов, было в то же время процессом созидания новой «художественной действительности», которая, хоть и была связана с литературными традициями, в то же время соотносилась непосредственно с действительностью быта — на принципах «несоответствия».
В-третьих, проблема «увечного» героя, выброшенного из общества и не нашедшего защиты в государстве, разрешенная в «Носе» к «общему благополучию», указывает на своеобразное отношение Гоголя к поэтике французского романтизма.
Необычно и ярко тема «носа» у Гоголя раскрыта Владимиром Набоковым в лекциях, прочитанных им для американских студентов. Он пишет: «Его большой и острый нос был так длинен и подвижен, что в молодости (изображая в качестве любителя нечто вроде «человека-змеи») он умел пренеприятно доставать его кончиком нижнюю губу; нос был самой чуткой и приметной чертой его внешности. Он был таким длинным и острым, что умел самостоятельно, без помощи пальцев, проникать в любую, даже самую маленькую табакерку, если, конечно, щелчком не отваживали незваного гостя (о чем Гоголь игриво сообщает в письме одной молодой даме)… Нос лейтмотивом проходит через его сочинения: трудно найти другого писателя, который с таким смаком описывал бы запахи, чиханье и храп. То один, то другой герой появляется на сцене, так сказать, везя свой нос в тачке или гордо въезжая с ним, как незнакомец из «Повести Слокенбергия» у Стерна. Нюханье табака превращается в целую оргию. Знакомство с Чичиковым в «Мертвых душах» сопровождается трубным гласом, который он издает, сморкаясь. Из носов течет, носы дергаются, с носами любовно или неучтиво обращаются: пьяный пытается отпилить другому нос; обитатели Луны (как обнаруживает сумасшедший) — Носы. …>
Носы и веселят нас, и печалят. Знаменитый гимн носу в «Сирано де Бержераке» Ростана — ничто по сравнению с сотнями русских пословиц и поговорок по поводу носа. Мы вешаем его в унынии, задираем от успеха, советуем при плохой памяти сделать на нем зарубку, и его вам утирает победитель. Его используют как меру времени, говоря о каком-нибудь грядущем и более или менее опасном событии. Мы чаще, чем любой другой народ, говорим, что водим кого-то за нос или кого-то с ним оставляем. Сонный человек «клюет» им, вместо того чтобы кивать головой. Большой нос, говорят, — через Волгу мост или — сто лет рос. В носу свербит к радостной вести, и ежели на кончике вскочит прыщ, то — вино пить. Писатель, который мельком сообщит, что кому-то муха села на нос, почитается в России юмористом. В ранних сочинениях Гоголь не раздумывая пользовался этим немудреным приемом, но в более зрелые годы сообщал ему особый оттенок, свойственный его причудливому гению. Надо иметь в виду, что нос как таковой с самого начала казался ему чем-то комическим (как, впрочем, и любому русскому), чем-то отдельным, чем-то не совсем присущим его обладателю и в то же время (тут мне приходится сделать уступку фрейдистам) чем-то сугубо, хотя и безобразно мужественным. Обидно читать, как, описывая: хорошенькую девушку, Гоголь хвалит ее за плавность черт гладкого, как яйцо, лица.
Надо признать, что длинный, чувствительный нос Гоголя открыл в литературе новые запахи (и вызвал новые острые переживания). Как сказано в русской пословице: «Тому виднее, у кого нос длиннее», а Гоголь видел ноздрями. Орган, который в его юношеских сочинениях был всего-навсего карнавальной принадлежностью, взятой напрокат из дешевой лавочки готового платья, именуемой фольклором, стал в расцвете его гения самым лучшим его союзником. Когда он погубил этот гений, пытаясь стать проповедником, он потерял и свой нос так же, как его потерял майор Ковалев».
Отдельно нужно отметить статью С. Г. Бочарова «Загадка “Носа” и тайна лица», в которой автор предлагает глубокое и оригинальное прочтение знаменитой повести. Исследователь показывает, как из «загадки» «Носа» можно выйти к большим смыслам творчества Гоголя, к тайне его понимания человека, к художественной антропологии писателя. В частности, Бочаров уделяет особое внимание мотиву тумана, неясности и «сюрреалистичности» мира «Носа», он пишет: «Это всеобщее, «повсеместное помраченье» было для Гоголя историческим признаком современного состояния человека. Гоголевские образы этого состояния — туман, ослепленье, сон наяву. Нарастая, образы эти породили эсхатологическую атмосферу «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Стряхни же сон с очей своих и порази сон других». «Была на то воля Промысла, чтобы непостижимая слепота пала на глаза многих». «Очнитесь! Куриная слепота на глазах ваших!». «Проходит страшная мгла жизни, и еще глубокая сокрыта в том тайна».
Гоголь дал единственное во всемирной культуре столь потрясающее поэтическое свидетельство о том историческом состоянии, о котором сказано: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти. » Видение предельно неясное, неотчетливое, гадательное, сквозь тусклое стекло, и знание предельно сбивчивое, неуверенное, «отчасти» (ковалевское «почти» ср. вообще исключительную роль неопределенных словечек, передающих это знание «отчасти» и создающих «сумеречный туман над текстом» — «как-то», «какой-то», «несколько», «даже», и «как-то даже», и «несколько даже», и «в некотором роде», «кажется», «впрочем», и несть им числа) и есть состояние гоголевских героев, видение же, знание (человеком мира и другого человека) «лицем к лицу» — чаемый гоголевский идеал.
«Точно туман какой-то ошеломил, черт попутал». «Туман» дважды прямо вступает в действие «Носа» в тех местах, где обрывки даже такой невозможной фабулы могли бы все-таки как-то связаться: происшествие «закрывается туманом», и дальнейшее неизвестно. В оформлении мира повести моментом решающим было устранение первоначальной развязки (в черновой редакции) — пробуждения Ковалева. Все стало происходить в действительности, хотя и как будто во сне. «Мотивировка сюжетного движения сном, как леса художественной постройки, убрана Гоголем. Но композиционный прием отрывочной склейки кусков сохранен и даже острее подчеркнут» (В и н о г р а д о в В. В. Поэтика русской литературы, с. 24.) Мотивировка убрана — композиция сна осталась. Какой-то «вывернутый в реальность сон», сон, который «непроницаем и выхода из него нет». Устранена оказалась граница сна и яви, фантастического и действительного, мнимого и реального, бреда и достоверного во всех материальных подробностях быта. Тем самым слились с действительностью туманные («Ничего не разберу. » — позиция Ивана Яковлевича перед совершившимся фактом), косноязычные, извращенные относительно главных вещей и соотношений представления героев о действительности. Не будет невероятным предположить, что такого рода диффузию бесформенного сознания персонажей с внешней реальностью и представляет собой косноязычный сюжет «Носа». Такой диффузией фантастического и реального, «тумана» в головах людей и в порядке вещей и представлялось Гоголю состояние современного мира».
Заканчивая наш комментарий, отсылаем интересующегося читателя к списку литературы о повести «Нос», расположенному ниже.
Анненский И. Книги отражений. М., 1979.
Белый А. Мастерство Гоголя. М.; Л.: ГИХЛ, 1934.
Бочаров С. Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Гоголь: История и современность (К 175-летию со дня рождения). М.: Сов. Россия, 1985.
Виноградов В. В. Натуралистический гротеск (Сюжет и композиция повести Гоголя “Нос”) // Избранные труды: Поэтика русской литературы. М., 1976.
Манн Ю. Поэтика Гоголя. М.: Худож. лит., 1978.
Маркович В. Петербургские повести Н. В. Гоголя: Монография. — Л.: Худож. лит., 1989.
Набоков В. Николай Гоголь // Набоков В. Лекции по русской литературе. — М.: Независимая газета. — 1999.