Повествовательное предложение в котором что то утверждается или отрицается
Повествовательное предложение в котором что то утверждается или отрицается
Предложения с точки зрения выраженного в них содержания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
Повествовательные предложения
1. Предложение, в котором что-либо сообщается или что-либо утверждается или отрицается, называется повествовательным предложением.
В произношении в конце повествовательного предложения голос понижается. На письме в конце повествовательного предложения ставится точка:
Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. (П.) Кит — млекопитающее. Кит — не рыба.
Вопросительные предложения
2. Предложение, в котором заключается вопрос, называется вопросительным предложением.
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак:
Что же ты не едешь?
Вопросительное предложение может содержать вопросительное местоимение или наречие:
А почему ехать мне направо? Где ты видишь дорогу? Что там такое чернеется?
Иногда вопрос выражается вопросительной частицей ли, ль:
Знаешь ли ты эту сторону? Не прикажешь ли воротиться? Тебе ль с слоном возиться?
Наконец, вопрос может выражаться только вопросительной интонацией (голос повышается при произнесении главного по смыслу слова в предложении):
Как! Так это о тебе мне сейчас докладывали? (Смысловое ударение на слове тебе, на нём повышается голос.)
Вы просите за Гринёва? (Повышение голоса на последнем слове.)
Восклицательные предложения
3. Предложение, в котором высказываемая мысль сопровождается сильным чувством, называется восклицательным предложением.
Восклицательное предложение произносится с особой восклицательной интонацией. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак:
Что за уха! Да как жирна!
Примечание. Кроме предложений, в которых содержится сообщение, вопрос или восклицание, существуют ещё такие предложения, в которых содержится повеление, просьба или запрещение; они называются повели тельными предложениями. В конце повелительного предложения, в зависимости от того, произносится ли оно спокойным или повышенным тоном, ставится точка или восклицательный знак:
Ну, не сердись, помиримся. Отворяй!’ — сказал Пугачёв.
Упражнения
Упражнение 1.
Прочтите выразительно это стихотворение. Определите каждое предложение по его типу.
«Здорово, парнище!» — «Ступай себе мимо!» —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?» —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. » —
«Так вон оно что! А как звать тебя?» — «Власом». —
«А кой тебе годик?» — «Шестой миновал.
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал. (Н. Некрасов)
Упражнение 2.
Прочтите выразительно эту басню. Спишите и поставьте в конце каждого предложения требуемый знак препинания.
— Приятель дорогой, здорово Где ты был
— В кунсткамере, мой друг Часа там три ходил;
Всё видел, высмотрел; от удивленья,
Поверишь ли, не станет ни уменья
Пересказать тебе, ни сил
Уж подлинно, что там чудес палата
Куда на выдумки природа торовата
Каких зверей, каких там птиц я не видал
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки
Одни как изумруд, другие как коралл
Какие крохотны коровки
Есть, право, менее булавочной головки
— А видел ли слона Каков собой на взгляд Я чай, подумал ты, что гору встретил
— Да разве там он—Там—Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил (Крылов)
Упражнение 3.
Спишите текст и поставьте знаки препинания.
Петя, ты был в Парке культуры и отдыха Неужели ещё не был Почему же ты не побывал ни разу Там же очень интересно С начала зимы там устроены огромные ледяные горы Есть трамплины для лыжников Есть каток А про ледяные фигуры не слыхал Там есть целая аллея ледяных фигур А какие там карусели Послушай, Петя, завтра выходной день Пойдём со мною Согласен Ну вот и хорошо.
Упражнение 4.
Напишите сценку-разговор из жизни вашего класса, вашей школы, используя повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Речь другого лица каждый раз начинайте с новой строки и впереди ставьте тире.
Конспект урока по разделу «Основы логики» для студентов 2 курса
Раздел № 2 : Основы логики.
Тема : Основные понятия формальной логики.
Высказывание может быть либо истинным, либо ложным, и может быть либо простым, либо составным (сложным).
Вопросительные и восклицательные предложения не являются высказываниями, так как в них ни чего не утверждается и не отрицается.
Частные высказывания начинаются (могут начаться ) с таких слов : Некоторые, большинство, многие и т.п.
Например № 1 : Определим значение истинности высказываний :
Лед – твердое состояние воды ( истинное высказывание ),
Треугольник – геометрическая фигура ( истинное высказывания ),
Пример № 2 : Определим тип высказываний :
Все рыбы умеют плавать ( общее высказывание );
Некоторые медведи бурые ( частное высказывание ).
Задание (устно): Объясните, почему следующие высказывания не являются высказываниями:
Какого цвета твой велосипед?
2. Число Х больше пяти?
3. 5Х-2
4. Посмотрите в окно.
5. Пейте томатный сок!
6. Вы были в музее?
7. Разность чисел 12 и Х равна 6.
Какие из следующих высказываний являются истинными, а какие ложными?
Город Москва – столица России.
2. Число 12 – простое.
3. 7*3=1.
4. 12
Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение.
Посылками умозаключения по правилам формальной логики могут быть только истинные суждения. Тогда, если умозаключение проводится в соответствии с правилами формальной логики, то оно будет истинным. В противном случае можно прийти к ложному умозаключению.
Все металлы – простые вещества.
Литий – простое вещество.
Дано высказывание “Все углы равнобедренного треугольника равны”. Путем умозаключений получить высказывание “Этот треугольник равносторонний”.
2. Оцените правильность следующего рассуждения: сидящий встал; кто встал, тот стоит; значит, сидящий стоит.
Алгебра высказываний была разработана для того, чтобы можно было определять истинность или ложность составного высказывания, не вникая в их содержание.
Алгебра логики (алгебра высказываний) – раздел математической логики, изучающий строение (форму, структуру) сложных логических высказываний и способы установления их истинности с помощью алгебраических методов.
Под высказыванием (суждением) будем понимать повествовательное предложение, относительно которого можно сказать, истинно или ложно.
В алгебре высказываний простым высказываниям ставятся в соответствии логические переменные, обозначаемые прописными буквами латинского алфавита.
В алгебре высказываний высказывания обозначаются именами логических переменных, которые могут принимать лишь два значения: “истинна” (1) и “ложь” (0).
В алгебре высказываний над высказываниями можно производить логические операции, в результате которых получаются новые, составные (сложные) высказывания.
Логическая операция – способ построения сложного высказывания из данных высказываний, при котором значение истинности сложного высказывания полностью определяется значениями истинности исходных высказываний.
Рассмотрим три базовых логических операций – инверсию, конъюнкцию, дизъюнкцию и дополнительные – импликацию и эквивалентность.
(от лат. inversion – переворачиваю)
Опр. 8 Инверсия логической переменной истина, если переменная ложна, и, наоборот, инверсия ложна, если переменная истинна.
(от лат. conjunction – связываю)
Опр.9Конъюнкция двух логических переменных истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания, истинны.
(от лат. disjunction – различаю)
Опр. 10 Дизъюнкция двух логических переменных ложна тогда и только тогда, когда оба высказывания ложны.
(от лат. implication – тесно связывать)
Опр. 11 Импликация двух логических переменных ложна тогда и только тогда, когда из истинного основания следует ложное следствие.
А тогда и только тогда, когда В
Опр. 12 Эквивалентность двух логических переменных истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания одновременно либо ложны, либо истинны
При вычислении значения логического выражения (формулы) логические операции вычисляются в определенном порядке, согласно их приоритету:
импликация и эквивалентность.
Операции одного приоритета выполняются слева направо. Для изменения порядка действий используются скобки.
Например: дана формула
— инверсия
— конъюнкция
— дизъюнкция
— импликация
— эквивалентность.
Построение логических схем
Логические схемы нужны для того чтобы в наглядной графической форме отобразить последовательность выполнения операций при вычислении логических формул.
Дискретный преобразователь, который после обработки входных двоичных сигналов выдает на выходе сигнал, являющийся значением одной из логических операций, называется логическим элементом.
Поскольку любая логическая операция может быть представлена в виде комбинаций трех основных, любые устройства компьютера, производящие обработку или хранение информации, могут быть собраны из базовых логических элементов, как из «кирпичиков».
Логические элементы компьютера оперируют сигналами, представляющими собой электрические импульсы. Есть импульс – логический смысл сигнала – 1, нет импульса – 0. На входы логического элемента поступают сигналы-значения аргументов, на выходе появляется сигнал-значение функции.
Преобразование сигнала логическим элементом задается таблицей состояния, которая фактически является таблицей истинности, соответствующей логической функции.
На доске приведены условные обозначения (схемы) базовых логических элементов, реализующих логическое умножение (конъюнктор), логическое сложение (дизъюнктор) и отрицание (инвертор).
Логический элемент «И»:
Логический элемент «ИЛИ»:
Логический элемент «НЕ»:
Устройства компьютера (сумматоры в процессоре, ячейки памяти в оперативной памяти и др.) строятся на основе базовых логических элементов.
Пример 1. По заданной логической функции построить логическую схему.
Наше построение схемы, мы начнем с логической операции, которая должна выполнятся последней. В нашем случае такой операцией является логическое сложение, следовательно, на выходе логической схемы должен быть дизъюнктор. На него сигналы будут подаваться с двух конъюнкторов, на которые в свою очередь подаются один входной сигнал нормальный и один инвертированный (с инверторов).
Пример 2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу:
Тест по теме: «Основы логики» 10 класс
Тест по теме : « Основы логики »
Составила учитель информатики – Глухова Татьяна Ивановна
Наука, изучающая законы и формы мышления, называется:
1) алгебра; 3) философия;
2) геометрия; 4)логика
2. Какое из следующих высказываний являются истинным?
1) город Лондон – столица Франции ; 3) II + VI = VIII ;
2) 5+4 = 6 +2; 4) томатный сок вреден.
3.Повествовательное предложение в котором что-то утверждается или отрицается называется:
1) выражение; 3) высказывание;
2) утверждение; 4) умозаключение.
4. Константа, которая обозначается «1» в алгебре логики называется:
2)истина; 4) неправда.
5. Объединение двух высказываний в одно с помощью союза «и» называется:
1) инверсия; 3) импликация;
2) конъюнкция; 4) дизъюнкция.
6. Чему равно значение логического выражения (1 v 1) & (1 v 0)?
7.Какая из логических операций не является базовой?
1) дизъюнкция; 3) конъюнкция;
2) инверсия; 4) импликация
8. Графическое изображение логического выражения называется:
2) чертёж; 4) рисунок.
9. Двойное отрицание логической переменной равно:
1) 0 3) исходной переменной;
2) обратной переменной; 4)1.
10. Устройство, выполняющее базовые логические операции, называется:
1) регистр; 3) вентиль;
2) ячейка; 4) триггер.
11. Какое состояние триггера является запрещённым?
1) это наука о суждениях и рассуждениях;
2) это наука, занимающая изучением логических основ работы компьютера;
3) это наука о формах и законах человеческого мышления и, в частности, о законах доказательных рассуждений;
4) это наука, изучающая законы и методы накопления, обработки и сохранения информации с помощью ЭВМ
2. Логическая функция – это:
1)простое высказывание; 3) вопросительное предложение;
2) составное высказывание; 4) логическая операция.
3. Как кодируется логическая переменная, принимающая значение «ЛОЖЬ»?
4. Какие из следующих высказываний являются истинными?
1) 8+2=3+5; 3) III + V = VIII ;
2)Число десять – нечётное; 4) город Париж – столица Англии.
5. Чему равно значение логического выражения (1 v 1)&(0 v ¬0)=?
6. Значение логического выражения ¬(А v В) по закону Моргана равно?
7. Логической операцией не является:
1) логическое деление;
2) логическое сложение;
3) логическое отрицание;
4) логическое умножение.
8. Объединение двух высказываний в одно с помощью оборота «если…,то…» называется:
1) дизъюнкция; 3) инверсия;
2) конъюнкция; 4)импликация.
9. Таблица, содержащая все возможные значения логического выражения называется:
1) таблица ложности;
2) таблица истинности;
4) таблица значений.
10. Для сложения одноразрядных двоичных чисел используется:
1) регистр; 3) полусумматор;
2) триггер; 4) сумматор.
11. Какое состояние триггера хранит информацию?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Мне очень нравиться по прохождении любой темы разрабатывать тестовые задания и проводить опрос домашней работы именно в виде тестирования. Здесь и накопляемость оценок, т.е каждый получает оценку, что не мало важно так как часов у нас мало, и дети уже привыкли, и ни один ученик не скажет, что я не учил. Ещё я практикую проводить опрос когда одни ученики сами задают вопросы как бы находясь в роли учителя, а другие отвечают. Может каму-то будет интересно такая форма опроса, попробуйте. Это их как то подстёгивает- играть роль учителя. Эти тестовые задания можно дать как в 10 классе так и в 9 как самостоятельную работу на 15-20 минут.
Номер материала: 345359
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Алгебра логики
1. Наука, изучающая формы и способы мышления, называется :
А) алгебра; В) философия;
Б) геометрия; Г) логика.
2. Повествовательное предложение, в котором что-то утверждается или отрицается называется:
А) выражение; В) высказывание;
Б) вопрос; Г) умозаключение.
3. Константа, которая обозначается «1» в алгебре логики называется:
Б) истина; Г) неправда.
4. Какое из следующих высказываний является истинным?
А) город Париж- столица Англии; В) II + VI = VIII ;
Б) 3+5=2+4; Г) томатный сок вреден.
5. Объединение двух высказываний в одно с помощью союза «и» называется:
А) инверсия; В) дизъюнкция;
Б) конъюнкция; Г) импликация.
6. Чему равно значение логического выражения (1v1) & (1 v 0)?
7. Как называется логическое сложение?
А) инверсия; Б) дизъюнкция; В) конъюнкция; Г) импликация.
8. Какое из обозначений не применяется для инверсии?
А) это наука, изучающая законы и методы накопления, обработки и сохранения информации с помощью ЭВМ;
Б) это наука о суждениях и рассуждениях;
В) это наука о формах и способах человеческого мышления;
Г) это наука, занимающая изучением логических основ работы компьютера.
2. Логической операцией не является:
А) логическое деление;
Б) логическое сложение;
В) логическое умножение;
Г) логическое отрицание.
3. Как кодируется логическая переменная, принимающая значение «ЛОЖЬ»?
4. Какое из следующих высказываний является истинным?
А)2+5=17-9; В) X + I = VIII ;
Б) Москва – столица Германии; Г) луна является спутником Земли.
5. Объединение двух высказываний в одно с помощью союза «или» называется:
А) конъюнкция; В) импликация;
Б) инверсия; Г) дизъюнкция.
6.Чему равно значение логического выражения (1 ٧ 1)&(0 ٧ ¬0)=?
7. Как называется логическое отрицание?
А) импликация Б) дизъюнкция В) конъюнкция Г) инверсия
8. Какое из обозначений не применяется для конъюнкции?
Виды предложений
Каждое предложение произносится или пишется с какой-то целью: что-то рассказать, о чём-то спросить, попросить или приказать что-то сделать. По цели высказывания и интонации предложения делятся на виды:
Виды предложений по цели высказывания
Цель высказывания — это цель, с которой предложение произносится или пишется. Целью высказывания может быть сообщение, вопрос или просьба (приказ, побуждение к действию, совет).
Предложения с точки зрения выраженного в них содержания, то есть по цели высказывания, бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
На улице плохая погода.
В конце повествовательного предложения ставится точка, восклицательный знак или многоточие:
Вопросительное предложение может содержать вопросительные слова:
Иногда вопрос выражается с помощью вопросительных частиц ли, ль, разве и др.:
Не хочешь ли тоже поехать?
Разве тебе уже можно?
Вопрос может выражаться только вопросительной интонацией, в этом случае вопросительных слов и частиц предложение содержать не будет. Повышение голоса будет падать на главное по смыслу слово в предложении:
Поедешь с нами на дачу?
Вопросительные предложения произносятся с вопросительной интонацией — повышение тона голоса на слове, с которым связан смысл вопроса, и к концу предложения:
Побудительные предложения часто содержат обращения:
Примечание: побудительные предложения часто имеют только один главный член — сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении:
Не ходите по мокрому полу.
Побудительные предложения произносятся с побудительной интонацией — с повышением голоса, напряжённо.
Виды предложений по интонации
По эмоциональной окраске (интонации) предложения делятся на восклицательные и невосклицательные:
Восклицательными могут быть повествовательные, вопросительные и побудительные предложения:
Отличный фильм! — предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске — восклицательное.
Что делать будем?! — предложение по цели высказывания вопросительное, по эмоциональной окраске — восклицательное.
Собирайся скорей! — предложение по цели высказывания побудительное, по эмоциональной окраске — восклицательное.