Повышенный коэффициент на воду без счетчиков что это такое
Расчет водоотведения
Квартира не оборудована ИПУ холодной и горячей воды. При расчете платы за холодную и горячую воду УК применяет повышающий коэффициент к объему потребленной коммунальной услуги. УК, применяя повышающий коэффициент к объему ХВС и ГВС, тем самым увеличивает объем водоотведения и плату. Правомерно ли УК применяет повышенные объемы ХВС и ГВС при расчете платы за водоотведение?
С 1 июля 2016 г. повышающий коэффициент утвержден Правительством РФ, что не требует подтверждения на местах. С 1 июля 2016 г. РСО (ресурсоснабжающая организация) и исполнители коммунальных услуг обязаны применять повышающий коэффициент при расчете платы граждан за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и электроснабжению (С 1 января 2017 г. исключена коммунальная услуга по отоплению). С 1 января 2017 г. величина повышающего коэффициента установлена на уровне 1,5. То есть плата за электричество, холодную и горячую воду автоматически увеличивается на 50%.
Но согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном ИПУ сточных вод, рассчитывается:
— исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленной в таком жилом помещении, определенных по показаниям ИПУ холодной и (или) горячей воды за расчетный период;
— исходя из норматива водоотведения (путем умножения норматива на количество проживающих в помещении граждан и тариф) при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды.
Действующее законодательство не обязывает собственников помещений оснащать МКД приборами учета сточных вод ни в помещении, ни в целом по дому. Соответственно, и в приложении № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, не упоминается о применении повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальной услуги по водоотведению. Точно так же в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ говорится о применении коэффициентов к нормативу потребления только коммунальных услуг по водо- и электроснабжению.
Однако норматив водоотведения в жилых помещениях определяется исходя из суммы норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Органы власти должны утверждать как базовый, так и повышенный нормативы потребления, учитывающие повышающие коэффициенты. Самовольно исполнитель не вправе умножать базовый норматив на коэффициент, об этом сообщил Минстрой России в письме от 18.03.2015 № 7288-ач/04.
В некоторых регионах власти ограничиваются утверждением базовых и повышенных нормативов потребления услуг по холодному и горячему водоснабжению. В этом случае при выполнении всех необходимых условий применения повышенных нормативов по водоснабжению норматив по водоотведению исчисляется как сумма повышенных нормативов по водоснабжению. Фактически выходит, что плата за водоотведение также увеличивается. Об этом же упомянул Минстрой России в указанном выше письме: при наличии технической возможности установки приборов учета холодной и горячей воды или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) такой возможности для расчета платы за водоотведение применяются повышенные нормативы.
В других регионах уполномоченные органы власти предусматривают базовые и повышенные нормативы потребления коммунальной услуги по водоотведению (путем суммирования соответствующих видов нормативов потребления холодной и горячей воды). Это удобно, если помещение не оснащено индивидуальными счетчиками горячей и холодной воды.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Применение повышающего коэффициента при начислении платы за водоотведение действующим законодательством не предусмотрено.
Применение повышающего коэффициента при начислении платы за водоотведение действующим законодательством не предусмотрено.
Частью 1 ст.157 Жилищного кодекса установлено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости, потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и 17.12.2014 N 1380 в Правила N 306, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 в Правила № 354 введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Вместе с тем, ни в Правилах N 354, ни соответственно в Приложении 1 к Правилам N 306, ни в Правилах N 124, не упоминается о применении повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальной услуги по водоотведению. Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации о применении повышающих коэффициентов к нормативу потребления только коммунальных услуг по водо- и электроснабжению.
Действующим законодательством не установлена обязанность собственников помещений в жилых домах или управляющих компаний устанавливать индивидуальные или общедомовые приборы учета сточных вод, равно как, и не установлено самостоятельное значение норматива по водоотведению. В перечне нормативов потребления коммунальных услуг, которые согласно Правилам N 354 определяются с учетом повышающего коэффициента, коммунальная услуга по водоотведению отсутствует.
Данная позиция поддержана судами (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 августа 2017 г. по делу № А33-21426/2016, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.02.2018 № Ф03-119/2018).
Повышенный коэффициент на воду без счетчиков что это такое
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 августа 2016 г. № 26049-ОД/04 «О порядке применения повышающих коэффициентов к плате за коммунальную услугу»
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел письмо от 18 июля 2016 г. № 955-АС (вх. Минстроя России от 19 июля 2016 г. № 63327/МС) и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг были введены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в целях применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учета коммунальных ресурсов. При этом указанные коэффициенты возможно применять только в случае наличия технической возможности установки соответствующих приборов учета.
Применение повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, предусмотрено также в пунктах 60 и 60.1 Правил № 354:
— при недопуске Исполнителя к прибору учета потребителя для целей проверки технического состояния прибора учета и (или) достоверности представленных сведений о показаниях приборов учета (п.61 Правил № 354).
При применении повышающих коэффициентов для определения размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном в пунктах 42, 60 и 60.1 Правил № 354, исполнителю коммунальных услуг необходимо учитывать следующие особенности:
— Правила № 354 не содержат случаев применения повышающих коэффициентов при определении в соответствии с пунктом 42 Правил № 354 размера платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета горячей воды, при нецентрализованной системе теплоснабжения, горячего водоснабжения в многоквартирном доме (с применением пункта 54 Правил № 354), а также размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения в коммунальных квартирах, а также жилых домах, не оборудованных квартирными приборами учета воды, электрической энергии (с применением пункта 50 Правил № 354);
— повышающие коэффициенты не применяются при определении в соответствии с пунктом 42 Правил № 354 размера платы за коммунальные услуги по водоотведению.
При этом в пункте 60 Правил № 354 предусмотрено применение повышающих коэффициентов в порядке их включения в состав нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами № 306 в период до 1 июля 2016 года. Соответственно определение исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 60 Правил № 354 возможно в случаях сохранения действия в период после 1 июля 2016 года таких нормативов потребления коммунальных услуг.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормативы потребления коммунальных услуг с повышающими коэффициентами, принятые в соответствии с Правилами № 306 в период до 1 июля 2016 года, в части установления таких нормативов для собственников жилых домов, были приняты в соответствии с действующим законодательством и применяются до истечения срока, на который установлены нормативы.
Внесение изменений в данные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части установления нормативов потребления коммунальных услуг с повышающим коэффициентом для собственников помещений в многоквартирных домах, не требуется, так как применению подлежит размер повышающего коэффициента, прямо указанный в Правилах № 354. Акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат применению в части не противоречащей федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 6.2. Положения Минстрой России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства.
Следует отметить, что письма Минстроя России с такими разъяснениями являются не нормативными правовыми актам, а изложением позиции Минстроя России по тому или иному вопросу, входящему в его компетенцию.
Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства | О.Н. Демченко |
Обзор документа
Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг применяются при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не имеющих приборов учета ресурсов. При этом соответствующая техническая возможность имеется.
Кроме того, учитываются положения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки соответствующих приборов учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Повышающие коэффициенты применяются также при выходе из строя индивидуального (квартирного или комнатного) прибора учета, его утраты либо истечения срока его эксплуатации в расчетные периоды, превышающие 3 месяца невосстановления работоспособности. Есть еще ряд оснований.
Разъяснено, как правильно применять повышающие коэффициенты с учетом утверждения регионами нормативов потребления коммунальных услуг с учетом этих коэффициентов.
ЖКХ без счетчика подорожали на 50%
Что стряслось?
1 января вступило в силу постановление правительства, которое повысило коэффициент на тарифы ЖКХ при отсутствии счетчиков. Теперь за свет, воду, газ и отопление без прибора учета нужно платить в 1,5 раза больше, чем если бы счетчик стоял.
Повышенные тарифы не используются, когда счетчик нельзя установить по техническим причинам — например, в аварийном доме.
Как было раньше?
В 2009 году в России приняли федеральный закон «Об энергосбережении». По этому закону до 1 июля 2012 года во всех квартирах и жилых домах должны быть установлены приборы учета воды, тепловой и электрической энергии. До 1 января 2015 года нужно было установить счетчики на газ, если дом газифицирован.
Для тех, кто не успел или не захотел установить счетчики, в 2014 году правительство установило повышающие коэффициенты к тарифам ЖКХ. Например, с 1 января 2015 года нужно было платить на 10% больше. С 1 января 2016 года — на 40%.
Несмотря на то, что по закону все обязаны это делать, никаких других санкций не предусмотрено. Если в доме нет счетчика на воду или газ, в квитанции просто будет указан повышенный тариф. Для заключения договора на новое подключение счетчик придется установить в любом случае. Например, если построен новый дом и нужно подвести электричество, воду и газ, при заключении договора нужно установить счетчики и предоставить их паспорта. Без этого договор не заключают.
А если дом построен давно, в нем есть газ, вода и свет, но нет счетчиков, ресурсами все равно можно пользоваться. Но платить придется на 50% больше. Или если управляющая компания в старом многоквартирном доме предлагает установить счетчики на воду, но некоторые собственники не хотят или не могут это сделать, им тоже просто придет квитанция с повышенным тарифом.
Если счетчик в доме нельзя установить по техническим причинам, коэффициенты не применяются. Для этого нужно иметь акт обследования, который подтвердит этот факт. Например, счетчики нельзя установить в аварийных домах или маневренном фонде.
Если счетчик нельзя установить, потому что он некрасиво смотрится на кухне или придется разбирать шкафчик в ванной, повышенные коэффициенты все равно применяются.
Что изменилось?
Принцип расчета тарифов не изменился. Но повышающий коэффициент правительство увеличило с 1,4 до 1,5. То есть по сравнению с 2016 годом плата за коммунальные услуги без счетчика вырастет на 7%.
Например, если за свет, отопление и воду в 2016 году без счетчиков семья платила 6000 рублей в месяц, то в 2017 году будет платить 6420.
А если семья установит счетчик в квартире, то в 2017 году будет платить 4300 рублей в месяц. Экономия за год составит 26400 рублей.
Зачем повышать тарифы? Без счетчиков и так оплачиваешь больше, чем фактически потребляешь.
Минстрой посчитал, что счетчики есть в 70% квартир и домов. В остальных домах счетчики не установлены по разным причинам.
Например, у хозяев нет денег, чтобы купить приборы учета и оплатить работу мастера. Или устанавливать счетчик невыгодно, потому что в квартире прописаны двое, а фактически проживает семеро. И если сейчас в квитанции учитывается объем воды на двоих, то после установки счетчика будет учитываться тот объем ресурсов, который тратят семеро.
Или кроме дома газом отапливается еще теплица и гараж. В квитанции учитывается только жилая площадь. После установки счетчика станет понятно, сколько кубометров газа на самом деле потребляет это домовладение. Оплачивать придется фактический объем.
Повышенные тарифы — одна из мер реализации федерального закона. Правительство так делает для того, чтобы не было воровства ресурсов и их не тратили больше, чем нужно.
А если счетчик есть, тарифы не вырастут?
Правительство решило не увеличивать тарифы на ЖКХ с 1 января 2017 года. То есть стоимость 1 куб. м горячей воды или 1 кВт электроэнергии останется такой же, как в 2016 году.
Но с 1 июля тарифы увеличатся. Насколько повысится плата за ЖКХ, решают субъекты. Правительство установило средние индексы повышения тарифов с 1 июля. Например, в Астраханской области коммунальные услуги подорожают в среднем на 4,4%. В Иркутской области — на 5%, в Москве — на 7%, а в Петербурге — на 6%.
Что мне делать сейчас?
Если вы не хотите переплачивать за коммунальные услуги, внимательно посчитайте, выгодно ли вам устанавливать счетчики. Посчитать нужно каждый вид ресурсов. На газ устанавливать счетчик может быть выгодно, а на воду — невыгодно. И наоборот.
Стандартного расчета нет, для каждой семьи нужно учитывать свои обстоятельства:
Пример, когда считать воду невыгодно. В частном доме с участком прописана одна бабушка. С ней летом живет сын с женой и ребенком. У бабушки есть огород и две теплицы, которые она поливает с мая по сентябрь. По квитанции без счетчика бабушке начисляют норматив потребления воды на 1 человека и полив 2 соток. Фактически воду тратят 4 человека, а поливает бабушка не 2 сотки, а 4. А еще за грядками есть газон, и туда каждую ночь выставляют разбрызгиватель, чтобы трава была зеленой. Бабушке невыгодно ставить счетчик. Выгоднее платить за воду по повышенному тарифу.
Пример, когда считать свет выгодно. В квартире родителей прописаны их дети и внуки. На самом деле там живут одни родители, потому что дети с семьями снимают жилье. А на все лето супруги уезжают на дачу и в квартире бывают только по выходным. Каждый месяц весь год по квитанции начисляется плата за свет по нормативам на 7 человек. На самом деле электроэнергией пользуются только двое и не весь год. В этой квартире выгодно установить счетчики на электроэнергию, чтобы платить меньше.
При расчете выгоды учитывайте, сколько счетчиков нужно установить, их цену и стоимость работы мастера. В разных регионах цены отличаются. Если вы устанавливаете счетчик на газ, узнайте, какой именно разрешат установить в вашем доме. Уличные газовые счетчики стоят дороже, чем внутренние.
После того как закончится срок поверки счетчика, его нужно менять или платить за повторную поверку.
Некоторые управляющие компании устанавливают счетчики бесплатно.
Если вы решили установить счетчики в квартире, обратитесь в управляющую компанию. Если у вас нет управляющей компании, позвоните по телефону, указанному в квитанции на ЖКХ. Вас проконсультируют по цене и срокам установки.
Если вы против приборов учета, можете их не устанавливать. За несоблюдение требований федерального закона пока нет других санкций, кроме повышенных тарифов.
Повышенный коэффициент на воду без счетчиков что это такое
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 августа 2016 года N 26049-ОД/04
[О повышающих коэффициентах к нормативам потребления коммунальных услуг]
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел письмо и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг были введены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в целях применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учета коммунальных ресурсов. При этом указанные коэффициенты возможно применять только в случае наличия технической возможности установки соответствующих приборов учета.
Применение повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, предусмотрено также в пунктах 60 и 60.1 Правил N 354:
— при недопуске Исполнителя к прибору учета потребителя для целей проверки технического состояния прибора учета и (или) достоверности представленных сведений о показаниях приборов учета (п.61 Правил N 354).
При применении повышающих коэффициентов для определения размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном в пунктах 42, 60 и 60.1 Правил N 354, исполнителю коммунальных услуг необходимо учитывать следующие особенности:
— Правила N 354 не содержат случаев применения повышающих коэффициентов при определении в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размера платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета горячей воды, при нецентрализованной системе теплоснабжения, горячего водоснабжения в многоквартирном доме (с применением пункта 54 Правил N 354), а также размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения в коммунальных квартирах, а также жилых домах, не оборудованных квартирными приборами учета воды, электрической энергии (с применением пункта 50 Правил N 354);
— повышающие коэффициенты не применяются при определении в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размера платы за коммунальные услуги по водоотведению.
При этом в пункте 60 Правил N 354 предусмотрено применение повышающих коэффициентов в порядке их включения в состав нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами N 306 в период до 1 июля 2016 года. Соответственно определение исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 60 Правил N 354 возможно в случаях сохранения действия в период после 1 июля 2016 года таких нормативов потребления коммунальных услуг.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормативы потребления коммунальных услуг с повышающими коэффициентами, принятые в соответствии с Правилами N 306 в период до 1 июля 2016 года, в части установления таких нормативов для собственников жилых домов, были приняты в соответствии с действующим законодательством и применяются до истечения срока, на который установлены нормативы.
Внесение изменений в данные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части установления нормативов потребления коммунальных услуг с повышающим коэффициентом для собственников помещений в многоквартирных домах, не требуется, так как применению подлежит размер повышающего коэффициента, прямо указанный в Правилах N 354. Акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат применению в части, не противоречащей федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 6.2 Положения Минстрой России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства.
Следует отметить, что письма Минстроя России с такими разъяснениями являются не нормативными правовыми актами, а изложением позиции Минстроя России по тому или иному вопросу, входящему в его компетенцию.
Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
О.Н.Демченко