Топовые аудиосистемы для авто
Рейтинг-тест Авторевю 2020: как Голованов оценил аудиосистемы всех машин?
Сравнить аудиосистемы всей десятки, от простенького Polo до премиум-SUV-флагманов, причем с единой меркой? Я так и сделал, но не обнаружил ни одного аудиоаутсайдера. Редкий случай, когда все наши финалисты оказались по звуку как минимум неплохи. Причем самый дешевый не стал худшим.
Н е знаю, как вы, а я раньше ездил без музыки: голос мотора и все другие «функциональные шумы» — эта мелодика одушевленного механизма с двигателем внутреннего сгорания была куда милее. Но в последние годы… Нет-нет, я не жалуюсь. Как там у Горького — «я славно пожил, я видел небо»? Сейчас даже соколы ползают ужами, и это прекрасно, потому что нет ничего ценнее спасенных жизней. Скучно? Включаем аудио.
И здесь куда хуже тем, кто вообще не получает от музыки никакого удовольствия. А вот для меломанов и аудиофилов открываются, так сказать, дополнительные возможности.
Для оценки мне пришлось не только залить на флешку мои обычные тестовые треки, большинство которых я «по наследству» получил от Алексея Слонова вместе с моей домашней аудиосистемой Slonov Sound, но и одолжить у предусмотрительного Ветрова USB-переходник, поскольку почти все машины были с новомодными разъемами Тype-С.
Я начал с Polo как с самого дешевого — и удивился. Это мини-Octavia… Или микро-Superb? Неплох звук. Сочный, вполне динамичный. Правда, грязненький: тембры инструментов окрашены искажениями, поэтому классическую музыку слушать неприятно. Знаете, почему все меньше слушают записи живых оркестров? Кто сказал «поглупели»? Вслед за булгаковским Воландом повторю — обыкновенные люди в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их. Ведь если бы у каждого была возможность купить домой хорошую систему… Тысяч этак за двести… Долларов, само собой.
Если бы я купил Polo, то не удержался бы от экспериментов — этот звук можно заметно улучшить малой кровью
Впрочем, цена еще ничего не гарантирует.
Словом, от тембральной окраски и других искажений всех сортов, свойственных несовершенному аудиотракту, сильнее всего страдает восприятие записей инструментов со сложными спектрами. Скрипки визжат, духовые режут, рояль стеклит. Какое уж тут удовольствие!
Но зато в Polo чувствуется объемность звучания — и даже есть некое подобие сцены, разве что пришлось сместить баланс вправо, дабы сфокусировать звук по центру. А вот Karoq этого совершенно лишен. Звук в нем почище, классика уже воспринимается нормально. Однако запаса мощности усилители почти не имеют: в попытке расслышать нюансы громкость пришлось выкручивать практически на максимум. И если в Polo оркестр хотя бы равномерно рассажен в недрах передней панели, то Karoq опускает его не просто в яму — где-то под ногами играют бедолаги.
Так что в целом именно Karoq на последнем месте.
А после Polo идет плотная группа из двух Kia — и Arteon, звук в котором сочетает кароковскую относительную чистоту и приемлемый динамический диапазон Polo. Впрочем, кому теперь интересно, как играет система машины, выведенной с рынка… И как не поругать электронщиков группы Volkswagen за аудиоинтерфейс, в котором просто не предусмотрен поиск файлов, рассортированных по папкам?
И Seltos, и K5 с аудиосистемами Bose — крепкие середнячки. Так оно и должно быть, ведь компания ныне покойного доктора Боуза редко старается для настоящих аудиофилов — их электроника и акустика рассчитаны на массового потребителя. Главное, чтобы уши не уставали. Но фирменный мягкий и в то же время вполне динамичный звук теперь жизненно необходим тем, кто в Kia пользуется аудиозаставками: шум «живого леса» или звяканье вилок в «уютном кафе» будут приятны, только если их нормально воспроизвести. И Seltos, и K5 с этим справляются. А вот новый Sorento, к примеру, не особо.
Bose в Kia звезд с аудионеба не хватает, зато Seltos хорош еще и дизайном решеточек
На ступеньку выше стоит RAV4. Да-да, я сам удивился! Ярче и сочнее. Особенно хороши низы — Пьер Мишло, контрабасист джазового пианиста Жака Лусье, просто сидит у вас в моторном отсеке. С верхами чуть хуже, но можно их немного прибавить. Хотя, по-хорошему, систему нужно слушать «в нулях». Помните, дети, любой темброблок — это костыли, которые пихают в ваши неуверенные ручки производители всяческой аудиошняги. А настоящий аудиофил крепко стоит на ногах без всяких подпорок и дополнительных регулировок, слушая систему, которая честно передает особенности сведения и мастеринга. Зря, что ли, дипломированные звукорежиссеры двигали ползунки на пульте? Для вас старались. Доверяйте же профессионалам.
Причем простота архаичного тойотовского интерфейса — та, что хуже воровства, — здесь даже в масть: за пару нажатий можно попасть в нужную папочку, а громкость регулируется обычной крутилкой.
Mercedes не был бы Мерсе… Хотя сейчас уже ни в чем нельзя быть уверенным.
Однако GLB был с базовой «музыкой» — и я не думаю, что нужно доплачивать за «продвинутую» версию Advanced или за Burmester. Тем более что доплата по премиум-меркам какая-то совсем символическая, 37 и 87 тысяч рублей соответственно. Полагаю, за эти деньги мерседесовцы продадут вам лишь красивые решеточки и пару пунктов в меню MBUX — на мой вкус, оно самое удачное в нынешнем автопроме, хоть иногда и кажется переусложненным.
Хорошо играет «база» в GLB! По басам чуть похуже, чем у RAV4, но верх чище, да и в целом тембральной окраски здесь меньше — что особенно помогает любителям классики.
E-tron по аудиочасти я ставлю выше GLB за интеллигентность — этот звук не поразит вас яркостью, но общий тембральный баланс и чистота ложатся в масть с концепцией бренда Audi в целом и этого электромобиля в частности. Хороший пример относительно нежанровой аудиосистемы, которая сносно отыгрывает и джаз, и классику. Кстати, опять влезу на аудиотабуреточку: граждане, если вам говорят о том, что «эти колонки не играют рок», — разворачивайтесь и бегите. Вопрос — куда, поскольку универсальных систем на рынке почти нет. За любые деньги, увы. Но в идеале аудиоустановка не должна вас ограничивать, воспроизводя музыку всех жанров. Как хороший кроссовер, который и на треке быстр, и на… Да-да, такой абсолютный подход применим и здесь.
Может ли e-tron иметь мощный звук? Ведь эти ватты напрямую сокращают дальность электрохода!
И как в нашем полигоновском тесте, на вершине пищевой аудиоцепочки та же сладкая белая парочка семиместных. Не исключаю, что если бы наш GLS имел не младшую систему Burmester, а топовую, с 26 динамиками и более чем полуторакиловаттным усилением, то лучшим был бы он. Провал, по сравнению с BMW, как раз по энергетике: звук детальный и чистый, но не хватает напора — например, контрабас играет бледнее, чем должен. Поэтому джазовые трио или квартеты в GLB или RAV4 слушать поинтереснее. Зато как объемно и выпукло играют барабаны! И оркестр дышит.
Красивые грили имени герра Бурместера еще ничего не означают: GLS имеет два варианта брендированного аудио
Но еще естественнее и ярче звук системы Bowers & Wilkins в BMW: 20 динамиков, каждый со своим каналом усиления, и примерно полтора киловатта суммарной мощности. Плюс куда более широкие возможности по настройке всего этого хозяйства — которыми, увы, все-таки пришлось воспользоваться. До идеала ведь все равно далековато.
Жесткие диффузоры динамиков — в гармонии с остальными чертами характера X7
Если взять абсолютную пятибалльную шкалу и за единицу принять какой-нибудь Renault Logan, а за пятерку Bugatti Chiron — лучший штатный автозвук, который я пока что слышал, — то вся наша десятка уложится практически в один балл. От троечки за Karoq до четверки за X7.
Но если брать по гамбургскому счету… Вернее, по мюнхенскому: самая крупная выставка аудиоаппаратуры класса hi-end традиционно проходила именно там, и среди шести сотен экспонентов всегда бывало несколько по-настоящему впечатляющих. Не только ценником около полумиллиона евро или выше, но и звучанием.
Так вот, если ориентироваться на уровень лучших звукозаписывающих студий и хай-энд-систем, включая мою домашнюю, то оценки за X7 и GLS сползут на уровень куда ниже тройки. Возможен ли бескомпромиссный звук в салоне автомобиля? Уверен, что да. Как минимум я точно знаю, как радикальным образом улучшить любую штатную автоаудиосистему даже без вмешательства в акустику и электронику.
Однако нужно ли это ширнармассам? Которые лишь иногда врубают Моргенштерна, Басту или, ну не знаю, Монеточку. Динамика и хорошие басы, кстати, все равно нужны и для рэпа с попсой.
Когда мы прогоняем машины через лосиный тест, когда измеряем тормозной путь или выводим семейный кроссовер на гоночную трассу, как в этот раз, то подвергаем жесткой проверке жизненно важные качества автомобиля. В буквальном смысле: надежные тормоза или правильный алгоритм ESP однажды могут спасти вам жизнь. Хорошая аудиосистема на это не способна. Но она может повысить качество этой самой жизни. «Почитал вас, начал слушать живую музыку, купил хорошие колонки, как я раньше жил без этого?» Лучший комплимент, который я слышу сейчас от миллениалов.
Мораль сей басни? Во-первых, в целом корреляция между ценой машины и возможностями штатного аудио среди именитых брендов есть (а другие в нашу десятку не попали). А во-вторых, я не вижу смысла отдельно тестировать качество звучания в рамках наших испытаний. Лучше я дам вам не рыбу, а удочку — ловите свою удачу сами. Для того чтобы найти и выбрать свой звук, не нужны полигоны или V-Box — просто флешка с той музыкой, которую вы любите. Запоминайте нюансы, сравнивайте ощущения. Доверяйте своему слуху и вкусу. И запишите в качестве тестовых еще и пару-тройку композиций, которые для вас слишком сложны и звучат неприятно, — например, того же Стравинского или Kronos Quartet. Не понимаете этой музыки, не любите кошек? Возможно, вы найдете систему, которая умеет их готовить. И ваша жизнь изменится. К лучшему.
Штатный автозвук: топ-10 вариантов в 2021 году
Когда-то мы уже писали об автозвуке. Прошло чуть больше 6 лет — и как же все изменилось. Возможности и, главное, количество кастомных автозвуковых инсталляций сокращаются под ударами крупных автопроизводителей, как шагреневая кожа.
Вмешательство в штатную аудиосистему чревато со всех сторон: начиная от потери гарантии — например, из-за замены двух динамиков — и заканчивая невозможностью «выкорчевать» штатную «голову», вросшую в электронику.
Погрустив о временах ISO-коннекторов и шахт 1 DIN, в которые новая магнитола вставлялась одним движением (а остальное — нарастет!), вспомним, что профессионалы все же по определению опережают любителей. Вопрос лишь в бюджете — и при должном подходе результаты могут оказаться впечатляющими. С другой стороны — не бюджетом единым!
Расставить совместные проекты профессионалов автозвука и автомобилестроения можно в любом порядке: по мощности, количеству усилителей, динамиков или даже хвалебных эпитетов в их описании. Выбрать трудновато, поэтому расставим их в алфавитном порядке — по марке автомобиля.
Итак, вашему вниманию предлагается десятка если не самых лучших — тут надо слушать! — то наиболее многообещающих современных «фабричных» систем car audio по яркости впечатлений. В том числе и по соотношению цена-качество.
Audi A8
Аудиобренд: Bang & Olufsen
Название оснащения: 3D Advanced Sound System
Количество динамиков: 23
Суммарная мощность: 1 920 Вт
На самом деле, Bang & Olufsen сотрудничает не только с Audi, но как минимум и с Bentley, Aston Martin, Ford и Lamborghini. В Audi системы B&O можно встретить повсеместно, начиная с самой доступной модели A3.
Флагманский седан Audi A8 получил систему активной компенсации шума и объемный 3D-звук. Усилитель BeoCore обслуживает 23 канала, причем все драйверы оснащены неодимовыми магнитами. Фирменная технология Acoustic Lens, задействованная в моторизированных модулях, отвечает за широкую дисперсию звука в горизонтальной плоскости. Слушателям обещан «самый качественный 3D-звук».
Два драйвера, расположенные в передней панели, выдвигаются при включении мультимедийной системы. Сам 3D-звук обеспечивается DSP-процессорной обработкой по специальным алгоритмам — причем система формирует звуковое поле отдельно для слушателей переднего и заднего ряда.
Также 3D Advanced Sound System готова обеспечить и автомобильно-кинотеатральное звучание. В дизайне использованы фирменные элементы и LED-подсветка диффузоров.
Стоимость системы Bang & Olufsen 3D Advanced Sound System в эквиваленте составила около 5 900 долларов.
Bentley
Аудиобренд: Naim
Название оснащения: —
Количество динамиков: 20
Суммарная мощность: 1 780 Вт
Итак, Bang & Olufsen сотрудничает еще и с Bentley. Будущим владельцам предлагается несколько версий аудиооснащения. Как вариант, это суммарные 590 Вт, 12-канальный усилитель и, соответственно 12 динамиков.
Но премиальным для большинства моделей этой марки считается аудиооснащение Naim. Пара сабвуферов вмонтирована в нижней части сидений, а в передней части салона расположена пара супер-твитеров, дополняющих обычные пищалки и расширяющих высокочастотный диапазон.
Система предусматривает восемь режимов прослушивания, ориентированных на различные музыкальные жанры и даже на устную речь. Стоимость аудиооснащения Naim в Bentley — 8 800 долларов США.
BMW 5, 6 и 7 серии
Аудиобренд: Bowers & Wilkins, Harman Kardon
Название оснащения: «Diamond Surround Sound System» (Bowers & Wilkins), Logic 7 или Quantum Logic (Harman Kardon)
Количество динамиков: 12, 16
Суммарная мощность: 500–1 400 Вт
Акустикой Bowers & Wilkins комплектуются, в частности, автомобили BMW 5, 6 и 7 серий. Можно выбрать несколько вариантов с различным числом излучателей, разной суммарной мощностью и, соответственно, ценой. На выбор также предлагаются системы настройки и обработки звука Logic 7 или Quantum Logic производства Harman Kardon.
В штатном оснащении флагманской модели 7-й серии фигурирует 500-Вт усилитель и 12 динамиков. Флагманская система BMW от Bowers & Wilkins «Diamond Surround Sound System» — 1 400 Вт и 16 динамиков — может быть установлена опционально на такие модели, как седаны 7-й серии или модель M850i.
Bowers & Wilkins использует в этих сетапах твитеры с алмазным покрытием — как в топовой 800-й серии своей домашней акустики. Диффузоры среднечастотных динамиков выполнены из фирменного материала Continuum, пришедшего в свое время на замену кевлару. В низкочастотниках они созданы из фирменного материала Rohacell, который B&W применяет в своих сабвуферах.
Металлические грили динамиков получили фрактальный узор перфорации, созданный с использованием рядов Фибоначчи. Топовое аудиооснащение BMW от Bowers & Wilkins «Diamond Surround Sound System» можно установить за 3 400 долларов.
Corvette Stingray
Аудиобренд: Bose
Название оснащения: Bose Performance
Количество динамиков: 16
Суммарная мощность: —
В концерне Bose имеется автозвуковое подразделение — Bose Automotive. Оно-то и создало систему Bose Performance для очередного выпуска спорткара Corvette Stingray. Задача вполне амбициозная, а специфика машины (компактность, мощность, динамика, асимметричный салон) накладывает на аудиоинсталляцию массу ограничений.
Поэтому, хотя такой вариант встречается сравнительно редко, пара 10-дюймовых сабвуферов размещена в дверях. Выше, за металлическими грилями закреплены 2,5-дюймовые среднечастотники Twiddlers и дюймовые твитеры. Три СЧ/ВЧ-динамика работают на приборной панели.
Все драйверы системы оснащены неодимовыми магнитами. Результат — звуковое давление в салоне доходит до 126 дБ. Утверждается, что в этом смысле новый Corvette Stingray поставил рекорд среди спортивных автомобилей.
Ожидаемо, система Performance Series оснащена технологией компенсации шума AudioPilot 2, работающей почти как ANC в наушниках. Микрофоны системы установлены в задней части дверей. Обработка звука Centerpoint 2 Surround работает в трех режимах: Normal, Driver и Centerpoint. Последний режим генерирует объемный звук из стереосигнала.
Jeep Grand Cherokee L (Overland и Summit)
Аудиобренд: McIntosh
Название оснащения: MX950
Количество динамиков: 19
Суммарная мощность: до 1 000 Вт
19 динамиков аудиосистемы McIntosh MX950 в Jeep Grand Cherokee L 2021 года озвучат три ряда сидений, работая от 17-канального усилителя. Об использовании радиоламп в этом сетапе не упоминается.
Сотрудничество Jeep и McIntosh можно считать традиционным, как и применение в этих системах саr audio многих известных технологий McIntosh. В частности, это фирменные запатентованные басовики LD/HP с низким уровнем искажений. Они получили защиту от клиппирования McIntosh Power Guard.
Ожидаемо и обилие элементов дизайна McIntosh на всех аудиокомпонентах: металлические ребристые ручки управления, логотипы с синей подсветкой на грилях дверных динамиков. На защитной решетке сабвуфера Jeep Grand Cherokee L размещен тот же логотип McIntosh, что и на фирменных радиаторах Monogrammed Heatsinks, которыми оснащены мощные «домашние» усилители компании.
Аудиосистема McIntosh MX950 уже стала частью стандартной комплектации различных модификаций Jeep Grand Cherokee L.
Kia K8
Аудиобренд: Meridian Audio
Название оснащения: —
Количество динамиков: 14
Суммарная мощность: —
Компания Meridian Audio создала OEM-аудиооснащение для флагманского седана Kia K8. Это сделано в рамках партнерского соглашения, о котором объявили обе компании. Естественно, главными в этом сетапе стали технологии Meridian — в частности, способные формировать объемное звучание.
За это в K8 отвечает целый пакет DSP-систем. Обычный стереосигнал «раскладывается» в многоканальное аудио по технологии Meridian Horizon. Технология Meridian lntelli-Q Data-Driven Equalisation подстроит звучание, компенсирующее звуки, присутствующие в салоне автомобиля во время движении.
Получить повышенное качество звука даже от сильно сжатого аудиофайла позволит обработка Meridian Digital Precision, а технология Meridian RE-Q Cabin Correction призвана компенсировать резонансы и шумы. При этом представители Meridian Audio заявили: несмотря на все это обилие технологий, штатное аудио Kia K8 будет очень простым в использовании.
Mercedes-Benz S-Class 2022 г. в.
Аудиобренд: Burmester
Название оснащения: High-End 3D-Surround-Sound
Количество динамиков: 28
Суммарная мощность: 2 000 Вт
Аудиосистемами Burmester нынче оснащается большинство моделей Mercedes-Benz. В том числе электрический внедорожник EQC, а в ближайшем будущем — S-Class 2022 года. Сетапы Burmester также устанавливаются в автомобилях Porsche и Bugatti.
Флагманская версия оснащения Burmester устанавливается в седанах Mercedes S-класса, наряду с менее продвинутым вариантом того же аудиобренда. Система Burmester High-End 3D-Surround-Sound состоит из 27 динамиков, на которые приходится выходная мощность до 1 590 Вт. Установленный в багажнике сабвуфер обслуживается отдельным усилителем мощностью в 400 Вт.
Систему выделяет наличие потолочных динамиков объемного звучания. В ней также задействованы два вращающихся твитера с подсветкой. Настройки «VIP» позволяют локализовать звучание для отдельных пассажиров. Всего в Burmester High-End 3D-Surround-Sound предусмотрено пять предустановленных режимов прослушивания.
В следующем году S-Class получит две системы Burmester: одна с 15 динамиками мощностью 710 Вт, вторая — система объемного звучания 4D с 30 источниками мощностью на 37 выходных каналов.
Максимальная комплектация аудиосетапа Burmester High-End 3D-Surround-Sound обойдется в 6 400 долларов США.
Suzuki SX4
Аудиобренд: Pioneer
Название оснащения: Tabi
Количество динамиков: 6
Суммарная мощность: до 670 Вт
Системой Tabi (этот иероглиф в логотипе серии в переводе с японского означает «путешествие») компания Pioneer оснастила лимитированную серию автомобилей Suzuki SX4. В связи с этим к названию модели добавили словосочетание «Tabi powered by Pioneer».
Вместо обычных OEM-динамиков в Suzuki SX4 Tabi powered by Pioneer установлена акустика Pioneer серии А в 4-канальной конфигурации. Компонентные двухполосные системы TS-A1600C с номинальной мощностью по 80 Вт обеспечивают фронт, а в тылу стоит пара коаксиалов TS-A1670F номинальной мощностью по 70 Вт.
Все эти динамики получили низкочастотные диффузоры из усиленного карбона и полипропилена инжекционного литья (IMPP). В сочетании с увеличенными звуковыми катушками они обеспечат более масштабные низкие частоты и улучшенную линейность звучания даже на высокой громкости.
Всего было выпущено 50 автомобилей Suzuki SX4 Tabi powered by Pioneer, доступных по предзаказу.
Volvo 60, 90
Аудиобренд: Bowers & Wilkins, Dirac, Harman
Название оснащения: —
Количество динамиков: 19
Суммарная мощность: 1 400 Вт
Автомобили Volvo 2021 года серий 60 и 90 оснащаются аудиосистемой на базе акустики Bowers & Wilkins. За процессорно-усилительную часть отвечает Harman. Инженеры этой корпорации использовали запатентованную Dirac технологию коррекции смешанной фазы MIMO, которая, в частности, позволяет повторять звучание в заданной акустической обстановке, подстраивая амплитуду и фазовую характеристику в каждом из управляемых каналов.
В автомобилях Volvo серий 60 и 90 уже доступен режим «Концертный зал», имитирующий звучание знаменитого Концертного зала Гетеборга (Gothenburg Concert Hall). Следующим знаковым местом, акустику которого смогут повторить аудиосистемы Volvo 60 и 90, станет джаз-клуб Nefertiti — известная концертная площадка, также расположенная в Гетеборге.
С этой целью главный научный сотрудник Dirac Ларс-Йохан Бреннмарк (Lars-Johan Brännmark) и его сотрудники побывали в Гетеборге, где измерили акустическую сигнатуру зала Nefertiti. Эти данные использовали вкупе с алгоритмом нейтрализации влияния на звук автомобильного салона. Также в системе car audio Volvo 60 и 90 появится еще один режим — «Джаз-клуб». А в перспективе оснащение Volvo 60 и 90 наверняка позволит добавить еще не одну подобную предустановку.
AlpineF#1Status
Система производства компании Alps Alpine замыкает наш алфавитный список, поскольку ни к какой марке автомобилей она пока не привязана. Набор под названием AlpineF#1Status, конфигурация и цена которого пока не заявлена, имеет по крайней мере одно главное преимущество: по данным производителя, это первый вариант 4-полосного автозвука в формате 32 бит/384 кГц.
AlpineF#1Status разработан в фирменной концепции «Эмоции в движении», причем уровню чистоты сигнала, по данным компании, будут соответствовать и все остальные компоненты. Цифровая обработка преследует три цели.
Первая — точная синхронизация, для которой в системе используется ядро Master Clock Managements System с кварцевым генератором OCXO DuCULoN. Его сверхнизкий фазовый шум нужен для снижения джиттера. Обработки сигнала в разрешении 32 бит/384 кГц реализованы при помощи ЦАПа ES9038PRO.
Четыре цифровых звуковых процессора Griffin UL DSP 64 бит/1 ГГц отвечают за второй пункт возможностей системы — настройку задержек (позиционирования) в каналах воспроизведения с рекордным шагом 0,9 мм, что почти вдесятеро точнее предыдущих 7,2 мм.
Общему замыслу соответствуют и динамики AlpineF#1Status, получившие диффузоры из CFRP — армированного углеродным волокном пластика с отличным сочетанием плотности и жесткости. Кроме того, динамики оснащены фирменными технологиями магнитных систем DDDrive, DDLinear и DualEmission.
Весь набор AlpineF#1Status будет выпускаться только целиком. Будет ли он представлен в виде OEM-комплектации или системы для кастомных инсталляций, пока неизвестно.