Природоведение для самых маленьких

Я познаю мир: география и природоведение для малышей

Как летают птицы, где север, а где юг, зачем идет дождь и почему трава зеленая? Вопросов, на которые хочется получить ответы, у малышей так много! Перед родителями стоит непростая задача – стать на время педагогами по природоведению, географии, ботанике и зоологии одновременно. Как это правильно сделать?

Знакомство с природой часто исключается из списка обязательных развивающих занятий, таких как чтение, письмо или счет. А зря! Сведения об окружающем мире крохе тоже нужно подавать, причем делать это не просто дозированно и системно, но познавательно и увлекательно. Ведь если новые знания найдут отклик у него в душе, они точно надолго сохранятся в памяти.

1-1,5 года

В самом нежном, казалось бы, возрасте малыш впитывает информацию о том, что его окружает, как губка. Ему хочется не только посмотреть или послушать, но и потрогать, понюхать, пощипать, погрызть… Не запрещайте ему исследовать даже таким интересным способом заведомо безопасные вещи, но помогайте: называйте все, к чему тянется кроха.

Не торопитесь хвататься за развивающие книжки и тетрадки! Ваша главная задача сейчас – расширить информацию об окружающем мире и увеличить словарный запас маленького человечка.

1. Рассказывайте малышу обо всем, что происходит каждый день, и пробуждайте интерес: где мы бываем, что нового узнаем, чем занимаемся, что происходит вокруг? Познание мира в маленьком возрасте – это обсуждение практически всего, что встречается на пути.

2. Выделяйте какой-нибудь один объект (явление природы, детская площадка, растительность, животные и т. п.) и исследуйте его. Выбирайте предмет, многократно повторяйте его название, проговаривайте составные части, по возможности давайте потрогать-пощупать, сравнивайте и обобщайте. Постепенно, по мере накопления в памяти необходимых сведений, переходите от «я называю» к «ты мне называешь» (например, открывая утром шторы, спрашивайте: «Что это у нас там светит в окошке?»).

3. Показывайте малышу картинки с изображением различных животных, называйте каждое по несколько раз. Поиграйте в игру на запоминание и классификацию: называйте животное, и, если оно летает (птица, бабочка), малыш должен махать руками, если плавает (рыба, крокодил) – изображать, как будто он плывет, если прыгает (лягушка, кузнечик) – прыгать, если ходит на четырех лапах – хлопать в ладоши.

4. После того как вы «познакомили» ребенка с животными, проведите обобщающие занятия (для этого вам потребуются картинки или игрушки-животные). Называйте разных животных и изображайте, как они «разговаривают»: пчела жужжит (ж-ж-ж), утка крякает (кря-кря), кошка мяукает (мяу-мяу), петух кукарекает (ку-ка-ре-ку), ворона каркает (как-кар), лягушка квакает (ква-ква), свинья хрюкают (хрю-хрю), лошадь ржет (и-го-го), коза блеет (бе-е-е), собака лает (гав-гав), сова ухает (уху-уху), гусь гогочет (га-га), корова мычит (му-у-у), слон трубит (ту-у-у), лев рычит (р-р-р). Не нужно за один «урок» воспроизводить голоса всех животных. Делать это можно во время других игр или на прогулке.

В помощь: обучающие мультфильмы. Интерактивные «уроки» помогают крохе расширять кругозор практически с рождения. Например, мультики «Бэби Нептун – изучаем воду» (дает представление о том, что такое круговорот воды в природе, и знакомит малышей с океанами, морями, озерами и реками) или «Местные обитатели» (рассказывает об отличиях домашних и диких животных) из серии Baby Einstein рассчитаны на возраст от 6 месяцев! Для самых маленьких также подойдут выпуски видеопрезентаций серии «Вундеркинд с пеленок»: «Мир вокруг нас», «Природа» или «Животные».

2-3 года

Малыш пока только начинает осознавать, что кроме дома, в котором он живет, есть еще и другие дома, улицы, города и страны. Поэтому начните с самого простого – изучения его собственной комнаты. К знакомству с пространством можно приступить, составив простейшую карту «местности» (от нее потом удобно будет перейти к изучению обычной географической карты). Объясните малышу, что такое «вид сверху» на примере постройки из конструктора – пусть он заберется на стул и взглянет на свою башню. Расскажите, что предметы невозможно изображать на картах и планах в натуральную величину. Помогите ему составить план детской комнаты, затем – квартиры, после чего нарисуйте вместе карту местности вашего двора.

Теперь можно приступать к изучению окрестностей. В этом возрасте малышу уже можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья, закаты и рассветы, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. Рассказывайте и комментируйте все, что встречается на вашем пути: цветы (белые, розовые или голубые, маленькие или большие, ромашки или одуванчики и т. д.), животных (маленькая кошечка, большая собака, черная ворона), дома и детские площадки (новые или старые, высокие или низкие, из дерева, кирпича или бетона и т. п.). Берите на прогулку фотоаппарат и запечатлевайте все, что вас заинтересовало. Потом из этих снимков можно сделать фотоальбом и по нему «тренироваться»: называть объект, его отличительные признаки, местонахождение.

По миру, пока кроха еще мал, отправляйтесь путешествовать с помощью любимых сказок и мультфильмов. Например, перечитывая на ночь «Бармалея», задайтесь целью на следующий день выяснить, где же эта загадочная Африка, куда нельзя ходить гулять маленьким детям?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *