Самый большой танк ссср

Самый сильный тяжёлый танк СССР – Объект 705

Если в качестве основного вооружения для седьмого Сталина планировалось использовать морскую 130 мм пушку, то на 705-й Объект хотели поставить ещё более мощное орудие – 152 мм пушку М51.

2 апреля 1946 года в СССР вышел приказ №80. В этом приказе регламентировались технические характеристики разрабатываемых тяжёлых танков. А в частности их масса, которая была ограничена 65 тоннами.

Именно в рамках этого приказа и начались работы сразу по нескольким тяжёлым машинам, одной из которых и был Объект 705.

Вопреки традиции, этот танк разрабатывало сразу две команды инженеров, причём находящихся, достаточно, далеко друг от друга. Одна в Ленинграде, в НИИ-100, другая – аж в Челябинске, на ЧКЗ. Однако, обе команды работали под общим руководством гуру советского тяжёлого танкостроения, Жозефа Котина.

Кроме сверхмощной пушки, в конструкции новой машины предусматривался целый ряд различных технических нововведений. Так коробка передач должна была стать 6-и ступенчатой. Трансмиссия рассматривалась сразу двух вариантов: гидромеханическая и электромеханическая.

Ходовая часть, традиционно, должна была стать торсионной, однако при этом в её конструкции должны были использоваться телескопические гидроамортизаторы.

Для нового сверхтяжа, был с нуля разработан гидропривод башни на основе узлов гидропередач больших габаритов, выпускаемых ЧКЗ. Правда, ещё на стадии проектирование это ноу-хау, из-за его сложности, одобрения не получило.

Что касается орудия, то, судя по всему, для машины планировалась не только 152 мм пушка, прорабатывались варианты установки и 122 мм пушки Д-25, и 130 мм С-70, от танка ИС-7. Но это мои домыслы, чёткой информации по этому направлению в сети нет.

Объект 705 со 130 мм пушкой

Ну и самое главное, новый танк должен был иметь нетрадиционную для СССР компоновку, с задним размещением боевого отделения. Такое решение было принято для улучшения проходимости. Теперь пушка совсем немного выступала за габариты танка и не мешала ему преодолевать крутые подъёмы и спуски.

Стоит отметить, что с большой вероятностью, на конструкцию танка, повлияли работы Фердинанда Порше, многие технические решения были подсмотрены у выдающегося немецкого инженера.

И видимо, не смотря на всю гениальность Порше, копировать его технические решения было не лучшей идеей. Так же как и большинство боевых машин Порше, уже на стадии проектирования, стало понятно, что танк получается слишком сложным и как следствие дорогим. Поэтому даже на изготовление опытной машины добро получено не было. Машина так и осталась на чертёжной доске.

Источник

Самый большой танк в мире: от «Мауса» до детища Лебеденко

Первые танки сконструированы во Франции, Великобритании и Российской империи. С появлением первых технологий сразу в нескольких странах моментально встал вопрос конкуренции. Конструкторским бюро передовых держав поставили задачу: построить самый большой танк, а значит, самый мощный и неуязвимый.

«Объект 279»

После окончания Великой Отечественной войны руководство СССР поставило задачу создать танк для ведения боевых действий в условиях ядерного конфликта. В 1957 году на Кировском заводе была сконструирована машина под индексом «Объект 279», которую оснастили экстремальным количеством защиты.

Несмотря на свой маленький для данного рейтинга размер и вес в 60 т, советский танк был оснащен литой башней с толщиной стенок в 305 мм. Лобовая броня достигала 269 мм, а защищенность бортов обеспечивал слой сверхпрочного металла в 182 мм.

А39 «Сухопутная черепаха»

Несмотря на сходство с САУ из-за габаритов и веса, машина классифицировалась как танк. А39 изготавливался для битв с Третьим рейхом. Первая партия в размере 25 единиц была заказана в начале 1944 года. Закончившиеся боевые действия в 1945 году поставили под сомнение целесообразность серийного производства и дальнейшего апгрейда машины.

Таким образом, Tortoise был изготовлен в 5 экземплярах. Вес «черепахи» достигал 78 т, длина – 10 м, а экипаж составлял 7 человек. На вооружении А39, помимо главного орудия, имел 3 пулемета BESA, лобовая броня – 228 мм.

FCM 2C

Французский гигант, известный также как Char 2C, задумывался как танк для натиска и прорыва. На момент создания первых экземпляров боевые действия Первой мировой войны подходили к концу. В дальнейшем из-за дороговизны проект так и не был испытан в сражении, а в общей сложности свет увидело 10 изделий.

Вес машины составлял 75 т, в составе экипажа числилось 13 человек. На вооружении танка стояли 75-мм орудие и 4 пулемета. С запасом топлива в 1280 л хода этой махины хватало на 120 км по относительно ровной поверхности.

TOG2 «Старая школа»

Еще одно изобретение британских конструкторов. Работа над TOG2 велась одновременно с реализацией его первой версии TOG1. Новая машина должна была стать более защищенной, но одновременно обладать высокой проходимостью.

Задача руководства была выполнена. Танк увеличил свою массу до 82 т из-за более крупного размера и толстой брони, а за счет гусениц с отдельными электродвигателями и торсионной подвески мог преодолевать высокие стены и широкие рвы. Однако реализация проекта не стала успешной из-за низкой скорости и уязвимости ходовой части.

Представитель американского танкостроения времен Второй мировой войны. Проект, как и британский A39, испытывал сложность в классификации. Для форсирования укреплений фашистов танк был оснащен 105-мм орудием Т5Е1.

В конечном итоге в заказ поступили модели с измененными характеристиками. Военные затребовали увеличение толщины брони до 305 мм и оснащение изделия двойными гусеницами. Конечный вес Т-28 составлял 86 т.

K-Wagen

Немецкие конструкторские бюро отличались от коллег обилием грандиозных идей. Одним из таких решений стало создание самого большого танка Первой мировой войны весом в 150 т. Проектирование началось в конце международного конфликта, поэтому K-Wagen остался на стадии не проверенного боем прототипа.

Единственный выпущенный экземпляр был оснащен двумя 6-цилиндровыми двигателями «Даймлер», каждый из которых обладал мощностью в 650 л. с. Огневая составляющая была представлена в виде 4 77-мм пушек и 7 пулеметов MG-08. Управлять передвижным фортом должны были 22 человека.

FCM F1

Одним из требований руководства к бюро было наличие у FCM F1 защиты от попадания любых существующих на тот момент противотанковых снарядов. Выходу первого прототипа помешало немецкое вторжение.

Чудо японских инженеров, окутанное тайнами и небылицами. В рейтинг эта машина попала из-за слухов о наличии одного экземпляра, документальных подтверждений которому нет. Различные источники утверждают, что O-I был замечен в Маньчжурии, на одном из фронтов Второй мировой войны.

Разработка датирована 1944 годом. В чертежах танк был оборудован 105-мм и 37-мм пушками, а дополнением шли 3 пулемета. Управлять 10-метровым O-I должны были 11 человек.

Изобретение немецкой инженерии, усовершенствованный Maus, о котором пойдет речь ниже. Не упомянуть экземпляр невозможно, поскольку в случае успеха, Германия имела бы в своем распоряжении боевые машины с самыми мощными пушками за всю историю строения сверхтяжелых танков. Калибр орудий составлял 150 мм.

Начать серийное производство немцам помешало поражение в войне. Также одной из целей модификации было снижение веса, который в чертежах соответствовал отметке в 140 т.

Pz.Kpfw 7 Maus

В 1942 году специалисты конструкторского бюро Фердинанда Порше представили фюреру модель самого тяжелого танка на тот момент времени. Характеристики изделия «Маус» впечатляли даже самих разработчиков. Толщина лобовой пластины составляла 200 мм, бортовая – 160 мм. Общий вес достигал 188 т. Уникальность этого монстра еще и в том, что для своей массы он обладал высокой проходимостью и неплохой скоростью.

После небольших доработок в 1944 году был выпущен второй экземпляр данной модели, который сегодня можно увидеть в музее.

«Царь-танк» и другие фантастические проекты

Еще одной нереализованной идеей стало строительство 1000-тонного танка Landkreuzer Ratte в Германии. Напоминающая чудовище махина была 35 м в длину и имела на вооружении корабельную башню с парой 280-мм орудий.

Самый большой танк в истории человечества весил 60 т и был создан в России в 1915 году. «Царь-танк», известный также как «Летучая мышь» или «Машина Лебеденко», внешне выглядит как артиллерия XVIII века. Конструкция опиралась на два 9-метровых колеса со спицами, которые легко выводились из строя даже мелкокалиберными снарядами. Длинна русского танка составляла 18 м, ширина – 12, а высота – 9.

Источник

Самый мощный танк в мире: Почему в СССР не приняли на вооружение ИС-7

КВ-1 и КВ-2

В Советском Союзе в 1939 г. появился небольшой, но хорошо защищённый однобашенный танк КВ. Его вооружение не уступало вооружению двухбашенных танков Т-100 и СМК.

По результатам испытаний именно КВ был принят на вооружение Красной армии. С февраля 1940 г. началось его серийное производство. В то время не существовало танка, равного КВ.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср
Танк КВ-1 стал основным тяжёлым танком Красной армии в начальный период Великой Отечественной войны

Однако в это время всё же появился более мощный танк, который сегодня всем известен как КВ-2. Идея его создания появилась у военных во время штурма опытными танками КВ, Т-100 и СМК финских укреплений на Карельском перешейке. Красной армии потребовались ещё более мощные танки, оснащённые пушкой большого калибра, снаряды которой могли бы проламывать бетонные казематы. Такие огневые точки могла крушить тяжёлая 152-мм гаубица, стрелявшая снарядами весом 50 кг! И тогда на танк КВ поставили огромную башню весом 12 т, в которой едва поместилась тяжёлая гаубица.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср
КВ-2

В конце зимы 1939/40 г. три таких танка появились на Карельском перешейке. Боевое крещение прошло успешно, и сверхмощную боевую машину запустили в серийное производство. В серии танк немного изменили: для него спроектировали более просторную башню с дверью в кормовом бронелисте. Такая «калитка» ослабила броню, но она служила для загрузки в танк боеприпасов. Затаскивать на крышу башни тяжёлые, скользкие снаряды весом по 50 кг и опускать их через верхний люк внутрь танка было неудобно. В то время названия КВ-2 ещё не существовало. Просто был танк КВ в двух вариантах — с большой башней и малой. И лишь перед войной с Германией танк с 76,2-мм пушкой стали называть КВ-1, а танк со 152-мм орудием — КВ-2. Тогда же на танки КВ начали устанавливать дополнительную броню, прикручивая её на болтах к башне и корпусу. Первые бои показали, что она не нужна — имевшейся бронезащиты оказалось достаточно. Огромные КВ-2 вскоре сняли с производства. КВ-2 предназначались для наступления и штурма укреплённых районов противника, а в первые месяцы войны Красная армия вынуждена была отступать, и ни о каком штурме вражеских укреп-районов речь уже не шла.

Когда Красная армия перешла в наступление, вновь потребовались танки, вооружённые мощными 152-мм пушками. Такие боевые машины быстро создали, причём используя ходовую часть танка КВ. Это были самоходные артиллерийские установки Су-152.

Наземный линкор: исполинский супер танк ТГ 5

В начале 1930 года по просьбе Советского Союза был приглашен немецкий инженер Эдвард Гроте для оказания помощи в проектировании бронетехники. Им было разработано несколько вариантов тяжелых машин, одним из которых явился «наземный линкор».

Эта громадная машина, по идее автора, должна была иметь шесть башен с различными видами вооружения, лобовую 300 мм броню, три гусеницы, четыре корабельных двигателя, мощностью 24 000 л. с. каждый.

Стальной исполин весом в 1 000 тонн должны были обслуживать 40 человек. Но ввиду слишком большой громоздкости и сложности конструкции, реализация этого проекта была нереальной.

Т-34 – лучший танк столетия

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср
В начале войны Т-34 расстреливали немецкие танки всех типов с предельных дистанций прямого выстрела

Непобедимый

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср
Германские пехотинцы, прошедшие всю Европу и умевшие эффективно бороться с французскими и английскими танками, впервые встретившись с Т-34, были в шоке

Немецкий генерал Шнейдер писал: «Т-34 показал нашим привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности». Немцам Т-34 казались заколдованными, а броня – неуязвимой. Даже противотанковые пушки пробивали только бортовую броню Т-34, да и то – в упор, с расстояния не более 100 м.

Танк Т-34 прошёл всю Великую Отечественную войну от первого её дня и до последнего: первый бой «тридцатьчетвёрки» приняли 22 июня 1 941 г. на западной границе, а закончили войну 10 мая 1945 г. в освобождённой Праге.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср
За годы войны советская промышленность выпустила более 60 тыс. танков Т-34. Это абсолютный рекорд в истории мирового танкостроения

Новая «тридцатьчетвёрка»

Для Т-34 срочно требовалась более мощная 85-мм пушка. Однако в старую башню новая пушка не влезала. Спроектировали новую башню, где нашлось место ещё и для наводчика. Командир стал заниматься только своим делом. После доводки фактически был создан новый бронекорпус. На фронте новые танки, получившие обозначение Т-34-85, появились осенью 1944 г. Маневренность этих боевых машин не пострадала.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср
Т-34-85 долгие годы состоял на вооружении армии Египта

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср
Т-34-85 сражался в рядах вьетнамской народной армии в 1971 г.

Колесно-гусеничного типа, входил в семейство быстроходных танков. В отличие от предшественников, третья модель семейства имела сварной корпус и новый двигатель. Вооружение оставалось прежним, в некоторых машинах была установлена радиостанция.

БТ-7 были на вооружении танковых бригад и предназначались для прорыва в глубину обороны. Использовались для ведения боев в течение всей Великой Отечественной войны.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Танки ИС

Советские конструкторы постоянно совершенствовали свои боевые машины. Опыт боёв показал, что основная часть вражеских снарядов попадает в лобовую часть и в башню танков. Вот поэтому на новом тяжёлом танке, преемнике КВ, решили сделать лобовой бронелист и башню толще, броневые листы установить под большим углом (так их и пробить сложнее, и снаряды от них могут рикошетировать).

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср
ИС-1

Новый танк был у́же, чем КВ. Его вес снизился за счёт того, что лобовой, кормовой, верхний и нижний бронелисты стали уже. Выигрыш в массе конструкторы направили на увеличение толщины брони лобовой детали корпуса и башни. 120-мм лобовой лист отлили так, что снаряды отскакивали от брони по касательной. Бортовую броню довели до 90 мм. Бронестойкость башни обтекаемой формы повысилась за счёт утолщения до 100 мм. Раньше танк не могли сделать уже: в узкий корпус не входила коробка передач с бортовыми редукторами. Но инженеры сделали малогабаритные механизмы поворота, а конструкторы уменьшили ширину бронекорпуса. На эту боевую машину поставили длинноствольное 122-мм орудие. Толстая броня, надёжный мотор и мощная пушка соединились в единое целое. Танк получил название ИС.

В конце войны на вооружение Красной армии начал поступать танк ИС-3. Его новая башня бронёй как бы обтекала внутренние механизмы. За счёт удачного компоновочного решения толщину брони в лобовой части довели до 230 мм (у ИС-2 – 160 мм). При этом масса башни не возросла! На ИС-3 в лобовой части корпуса бронелисты поставили так, что получилась конструкция в форме носика утюга (она получила прозвище «щучий нос»). В лобовых листах ИС-3 не было вырезов под смотровой люк механика-водителя, а значит, не было ослаблений в бронеплитах. Их снарядостойкость улучшилась.

Экипажи для ИС-2 и ИС-3 готовили тщательно. Управлять танком ИС доверяли только офицерам! Это уже были не вчерашние шофёры или трактористы, прошедшие ускоренный курс подготовки, а квалифицированные военные инженеры.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср
Водитель ИС-3 забирался в свой отсек через верхний люк и наблюдал за местностью через перископические приборы, установленные на крыше бронекорпуса

Прекращение производства тяжелых танков

Разработка и производство данных тяжёлых танков было прекращена из-за прихоти тогдашнего руководителя Советского Союза Никиты Хрущева.Он считал, что подобные боевые тяжёлые машины вообще были не нужны, так как он сам был большим поклонником ракетной техники. После тщательного осмотра новых образцов тяжёлых танков Хрущёв запретил разрабатывать подобные боевые машины.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср
Никита Хрущев

После того, как Хрущёв издал соответствующий приказ, производство и разработка тяжелых танков было полностью прекращено. На арену вышли средние танки, которые стали основными для Красной армии на долгие годы. Средние танки со временем наращивали свой потенциал, вооружение и технические характеристики.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср
Танк Т-80

Источник

ТОП 7 самых лучших танков в СССР

Танк – бронированная военная машина на гусеничном ходу, на которую установлено основное артиллерийское орудие и пулеметы. В конструкции современных танков предусмотрена башня с поворотным механизмом. Из-за брони вес машины увеличивается до 35-50 тонн. В армии Советского Союза, как и в армиях других стран, они использовались на вооружении весь период существования страны. Рассмотрим, какими были самые лучшие танки СССР.

МС-1 (Т-18)

МС-1 – легкий танк, созданный в 1920-е годы для поддержки пехоты. Первая модель, разработанная в СССР, выпускалась серийно в период с 1928 по 1931 г. Общее число выпущенных экземпляров составило 959 штук. В 1930-е годы МС-1 были основой танкового парка, применялись в боевых условиях.

К 1938-39 г. устарели, износились и были сняты с вооружения. В небольшом количестве советские МС-1 использовались в начале Великой Отечественной войны.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Колесно-гусеничного типа, входил в семейство быстроходных танков. В отличие от предшественников, третья модель семейства имела сварной корпус и новый двигатель. Вооружение оставалось прежним, в некоторых машинах была установлена радиостанция.

БТ-7 были на вооружении танковых бригад и предназначались для прорыва в глубину обороны. Использовались для ведения боев в течение всей Великой Отечественной войны.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Т-34/76

Средний танк, выпускаемый серийно с 1940 г. В период с 1942-1947 г. был основным в советской армии и Вооруженных силах СССР. Т-34 – самый массово применяемый танк в период Второй мировой войны и послевоенные годы. Серийно было произведено более 35 тысяч машин. Кроме Советского Союза использовались в Китае.

Т-34 ощутимо повлиял на исход войны, и в дальнейшем – на мировое танкостроение. Благодаря боевым качествам он был признан специалистами и экспертами лучшим из использованных танков во Второй мировой войне. Разработчики нашли удачное соотношение между характеристиками – технологическими, ходовыми, эксплуатационными и защитными. Это самый известный танк СССР и узнаваемый символ Второй мировой войны. Сохранилось большое число экземпляров разных модификаций как экспонатов музеев и памятников.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

От других модификаций отличался большими размерами, весом, увеличенным числом человек в команде – 5.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Мощный, с тяжелой броней, по этим показателем был лидером среди советских серийных и союзных военных танков. Также он был сильнейшим в мире на то время.

ИС-2 участвовали в боях в 1944-45 г., особенно в штурмах городов. После окончания войны танки прошли модернизацию и остались на вооружении армии Советского Союза и даже России вплоть до 1993 г. Машины поставлялись после 1945 г. в некоторые страны для участия в вооруженных конфликтах.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Средний танк, выпускался с 1947 г., постоянно проходил модернизацию. Выпускался не только в СССР, но и в ряде стран вместе с модернизированными версиями, приспособленными к местным условиям. Является первым в мире, созданным после окончания войны.

Т-54 производился для экспорта и стоит на вооружении в ВС других стран мира, его применяли в локальных конфликтах. Танк известен тем, что надежен, прост в управлении, за что ценится эксперт амии и командой. Был основным на вооружении подразделений советского контингента в Афганистане.

В течение периода войны танковый парк не изменялся, потому что Т-54 были надежны, двигатели справлялись в условиях высокогорья. Из-за этого Т-54 оставался на вооружении, несмотря на наличие в армии более мощных современных моделей техники благодаря постоянно проводившейся модернизации.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Массовая модель 2-го поколения. Производился с 1974 г по 2005 г., остается на вооружении до сих пор. Кроме СССР и затем России, производится еще в 5 странах: Индии, Ираке, Польше, Чехословакии и Югославии.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Рекомендуем также почитать

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Источник

Три ветки послевоенного танкостроения. Топ советских танков

Со времен Второй мировой войны СССР стал одним из законодателей моды в мировом танкостроении. На смену легендарному Т-34 приходили все новые и новые машины. За промежуточным Т-44 явились Т-54, Т-55, Т-62. Эти танки были выпущены общим количеством около 100 тысяч штук и распространились практически по всему миру. Они до сих пор несут службу в армиях различных стран в разных уголках планеты.

Но сегодня речь пойдет не о них, а о танках, пришедших на смену этим замечательным машинам. По стечению многих обстоятельств в 70-е годы СССР получил сразу 3 различных танка, очень схожих внешне, но отличающихся своей конструкцией. Среди них сложно выделить явного лидера, поэтому весь наш рейтинг достаточно условен.

3-е место. Т-64 — первенец нового поколения, или первый блин комом

Начиная с 60-х годов в Харьковском конструкторском бюро машиностроения начались работы по танку нового поколения. Он должен был кардинально превосходить как отечественные Т-55 и Т-62, так и все танки стран НАТО. Многие конструкторские решения, узлы и агрегаты, примененные на Т-64, были использованы впервые.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Так Т-64 получил механизм заряжания (МЗ), позволивший сократить экипаж до 3 человек, убрав заряжающего, и таким образом уменьшить размеры и вес машины. Также впервые на Т-64 появилось комбинированное бронирование корпуса и башни, позволившее, с одной стороны, повысить стойкость брони, а с другой — уменьшить ее массу. Слой стали сменяли стеклотекстолит или керамика, затем опять шла сталь. Эти новшества впоследствии перекочевали и на Т-72, и на Т-80.

Специально для Т-64 был разработан компактный и мощный оппозитный двигатель 4ТПД (в дальнейшем 5ТДФ). Была применена планетарная трансмиссия. Впервые в СССР танк получил Систему управления огнем (СОУ). На Т-64 сразу было установлено 115 мм гладкоствольное орудие, сменившееся впоследствии на 125 мм пушку 2А46, остававшуюся на протяжении многих лет самым мощным танковым орудием в мире.

Технические характеристики Т-64БВ:

• экипаж — 3 человека;

• вооружение — 125 мм пушка 2А46М-1, спаренный пулемет ПКТ 7,62 мм, зенитный пулемет 12,7 мм «Утес»;

• комплекс управляемого вооружения — «Кобра»;

• двигатель — 5ТДФ, мощность 700 л. с.;

• максимальная скорость — 60 км/ч;

• защита — многослойная комбинированная броня, навесная динамическая защита (НДЗ) «Контакт-1»;

• стойкость от ОБПС — до 500 мм, стойкость по КБЧ — до 800 мм с НДЗ.

Новые танки стали поступать на вооружение наиболее боеспособных и укомплектованных частей в Западной Европе. В так называемую ГСВГ — Группу советских войск в Германии. На момент появления противниками Т-64 были немецкий Леопард-1 и американский М-60. Надо сказать, что Т-64 имел подавляющее преимущество над танками НАТО как по вооружению, так и по бронированию, уступая, разве что, в СУО. В дуэльной ситуации на средних дистанциях у западных танков практически не было шансов.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Т-64 выпускался около 20 лет. За этот период в Харькове было построено более 8000 машин. На протяжении всего этого времени Т-64 постоянно модернизировался. Усиливалось бронирование, совершенствовалась СУО. В состав вооружения впервые в мире была введена ТУР — танковая управляемая ракета, позволяющая поражать танки противника на расстоянии, недоступном обычным снарядам. Таким образом нивелировалось отставание СССР от Запада в области прицелов и танковой электроники.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Первые машины были очень ненадежными. Из войск поступали постоянные жалобы и рекламации. Оппозитный двигатель 5ТДФ был капризным и сложным в ремонте. Хрупкой была подвеска танка. Механизм заряжания тоже был не легок для освоения танкистами. В результате выдающийся по своим характеристикам танк пришел в войска почти на 10 лет позже, чем планировалось, что явно не способствовало росту обороноспособности.

По этим причинам Т-64 так и не стал «главным» танком СССР, не поставлялся на экспорт и не получил широкого распространения. Машина не принимала участия в боевых действиях вплоть до последнего времени — до конфликта на востоке Украины. На данный момент Т-64 находится на вооружении только в украинской армии.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Последняя модернизация Т-64БМ «Булат» оценивается специалистами хорошо. Но и она не исправила многие врожденные недостатки Т-64. За время боевых действий на Донбассе было уничтожено почти 150 Т-64 различных модификаций, в том числе более десятка «Булатов».

2-е место. Т-80 — летающий танк, или технологический шедевр советского танкостроения

Насколько спорным получился этот уникальный танк, настолько он получился красивым и динамичным.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Идея установить на танк газовую турбину давно витала в головах танкостроителей разных стран. Но впервые это удалось сделать советским танкостроителям в инженерной столице СССР — Ленинграде — в 70-е годы. Первоначально ГТД (газотурбинный двигатель) устанавливали в корпус Т-64. Но впоследствии от этой идеи отказались и разработали свою собственную «телегу» для очень мощного двигателя. Процесс создания нового танка был сложным и требовал больших усилий и средств, тем не менее танк с авиационным мотором увидел свет. Т-80 после Т-64 стал наиболее инновационной машиной. Башня, вооружение, МЗ у этих машин были практически одинаковыми. Но мотор и ходовая Т-80 были гораздо совершеннее. Танкисты, впервые севшие за рычаги Т-80, восхищенно отзывались о новой машине.

Появившийся в середине 80-х годов Т-80У стал венцом советского танкостроения.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Танк оснащался встроенной динамической защитой (ВДЗ), не пробивавшейся ни одним западным снарядом того времени. На танковом тендере в Греции Т-80У развил максимальную скорость больше 80 км/ч, что является рекордом Книги Гиннеcса. На различных танковых выставках и шоу Т-80 — всегда желанный гость, поражающий зрителей своей легкостью и динамикой.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Многие помнят характерный шелест газотурбинного двигателя Т-80БВ в фильме «Чистилище», где этот танк был одним из главных героев. Коронным номером является стрельба из орудия в прыжке.

Технические характеристики Т-80У

• экипаж — 3 человека;

• вооружение — 125 мм пушка 2А46М-1, спаренный пулемет ПКТ 7,62 мм, зенитный пулемет 12,7 мм «Утес»;

• комплекс управляемого вооружения — «Рефлекс»;

• двигатель — ГТД1250, мощность 1250 л. с.;

• максимальная скорость — 80 км/ч;

• защита — многослойная комбинированная броня, встроенная динамическая защита (ВДЗ) «Контакт-5» ;

• стойкость от ОБПС — до 700 мм, стойкость по КБЧ — до 1000 мм с ВДЗ.

Так почему не эта замечательная машина возглавляет наш рейтинг?

У Т-80 было и есть два главных недостатка. Это чрезвычайная прожорливость газотурбинного двигателя (ГТД) и огромная стоимость даже для богатого в то время СССР как самого ГТД, так и всего танка. По этим причинам и Т-80 не стал основным танком Советского Союза, хотя всего в Ленинграде и Омске было выпущено около 10 тысяч машин.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Т-80У поставлялся на экспорт в Южную Корею (отдали за долги) и в Республику Кипр. Т-80 в модификации БВ были и на вооружении Республики Беларусь.

Но эти немногочисленные машины проданы в Йемен, а основу бронетанковых войск нашей страны составляют танки Т-72, победители нашего рейтинга.

1-е место. Т-72 — танк-боец, танк-трудяга, рабочая лошадка сухопутных войск

После принятия на вооружение Т-64 его планировали выпускать не только в Харькове, но и на основном танкостроительном заводе СССР — «УралВагонЗаводе» в Нижнем Тагиле. Тем не менее, конструкторам УКБТМ (Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения) многие решения Т-64 казались спорными и требующими замены. Так, достаточно хрупкая ходовая Т-64 была заменена своей, эволюционировавшей от Т-62, а вместо капризного и сложного в производстве оппозитного дизеля 5ТДФ тагильчане поставили старый добрый В-46. Харьковский механизм заряжания (МЗ) был заменен на свой автомат заряжания (АЗ).

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

В итоге армия получила танк, пусть немного и уступающий Т-64 (на которые шли все СУО, производимые в СССР), но простой в освоении и производстве, дешевый и надежный, как автомат Калашникова. Именно Т-72 стал основой бронетанковых войск СССР, его рабочей лошадкой. Всего было изготовлено более 30 тысяч Т-72 различных модификаций — больше, чем Т-64 и Т-80 вместе взятых. Он производился по лицензии в Чехословакии, Польше, Индии, Иране, поставлялся на экспорт по всему миру, в более чем три десятка стран, в большинстве которых до сих пор остается основной машиной.

За годы производства Т-72, как и другие советские танки, непрерывно совершенствовались. Так, для усиления защиты на танк сразу была установлена навесная динамическая защита «Контакт-1», позднее замененная на встроенную «Контакт-5», как на Т-80У. Если «Контакт-1» останавливал только кумулятивные боеприпасы, то ВДЗ «Контакт-5» — и бронебойные подкалиберные снаряды. Непрерывно совершенствовалась и пассивная защита, прицельные приборы. Так рождалась легендарная машина.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Технические характеристики Т-72Б (обр. 89 г.)

• экипаж — 3 человека;

• вооружение — 125 мм пушка 2А46М-1, спаренный пулемет ПКТ 7,62 мм, зенитный пулемет 12,7 мм «Утес»;

• комплекс управляемого вооружения — «Свирь»;

• двигатель — В-84-1, мощность 840 л. с.;

• максимальная скорость — 60 км/ч;

• защита — многослойная комбинированная броня, навесная динамическая защита (ВДЗ) «Контакт-5» ;

• стойкость от ОБПС — до 650 мм, стойкость по КБЧ — до 900 мм с ВДЗ.

На данный момент Т-72 является самым воюющим танком на планете. Впервые боевое крещение Т-72 получил в Сирии, более 30 лет назад. С тех пор он поучаствовал практически во всех крупных конфликтах настоящего времени. Ирано-Иракская война, война в Персидском заливе, Карабах, Чечня, Южная Осетия, Украина — вот неполный список мест, где принимали участие Т-72. Танк зарекомендовал себя как надежная, неприхотливая и простая в освоении и эксплуатации машина.

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Вместе с тем стоит признать, что Т-72, появившийся более 40 лет назад, уже устаревает. Врожденный недостаток всех советских машин, начиная от Т-64, — большая пожаро- и взрывоопасность из-за сверхплотной компоновки — практически неустраним. Но тысячи и тысячи Т-72 еще долго будут нести службу. Дальнейшим развитием танка Т-72 стал Т-90, о котором мы расскажем позже.

Для повышения боевых характеристик Т-72Б необходима модернизация. Ряд стран предлагает свои варианты для модернизации Т-72. Есть российские, польские, чешские и даже израильские варианты модернизации. Одним из лучших был вариант «Рогатка».

Самый большой танк ссср. Смотреть фото Самый большой танк ссср. Смотреть картинку Самый большой танк ссср. Картинка про Самый большой танк ссср. Фото Самый большой танк ссср

Т-72Б, состоящие на вооружении Республики Беларусь, тоже нуждаются в улучшении, особенно в области СУО. В данный момент Российская Федерация активно модернизирует свои Т-72Б до уровня Т-72Б3. Главным отличием модернизированного танка от стандартного является установка нового дорогостоящего прицельного комплекса «Сосна-У» с тепловизионным каналом, производимого, кстати, в Беларуси.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *