Техника безопасности при эксплуатации авто с гбо
Правила безопасного пользования газобаллонными установками
В последнее время на территории Российской Федерации участились случаи пожаров с гибелью людей по причине нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации газобаллонных установок. Распространенными нарушениями являются эксплуатация газобаллонных установок при монтаже натяжных потолков в жилых и офисных помещениях и эксплуатация газобаллонных установок придорожных кафе, а также в жилых домах, в том числе в садово-огороднических товариществах. В связи с этим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо принять меры по недопущению эксплуатации газобаллонных установок с нарушением требований пожарной безопасности.
Баллоны могут взрываться от ударов, падения, соударения между собой, перегрева, повышающегося внутреннего давления, нарушения работы вентилей, наполнения другим газом. При совместном хранении баллонов, наполненных разными газами, в помещении может образовываться взрывоопасная среда.
Баллоны маркируются клеймом, содержащим товарный знак изготовителя, номер баллона, даты изготовления и следующего освидетельствования, вместимость и массу порожнего баллона, рабочее и пробное давление.
Не допускается полное опоражнивание баллонов. Остаточное давление является показателем герметичности баллона.
При транспортировке и хранении на баллоне должны быть навернуты предохранительные колпаки, а на штуцерах вентилей установлены заглушки.
При хранении на открытом воздухе баллоны должны быть защищены от солнечных лучей и атмосферных осадков.
При эксплуатации в помещении баллоны не должны располагаться на расстоянии менее 1,5 м от отопительных приборов и газовых плит и не менее 5 м от источников открытого огня.
Действующими нормами пожарной безопасности запрещено использование газобаллонных установок и оборудования на рынках, в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей.
Установка индивидуальных газобаллонных установок (не более 2-х баллонов) не разрешается во встроенные в жилые здания и пристроенные к ним помещения предприятий общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения, на территории рынков. Кроме того, запрещено размещение газового оборудования в помещениях детских дошкольных учреждений, больниц, учреждениях отдыха и школах-интернатах, культурно-зрелищных, досуговых, спортивных, торговых, транспортных, культовых и других учреждениях с возможным массовым пребыванием людей более 50 человек.
Техника безопасности при эксплуатации ГБО
Эксплуатация комплекта ГБО, работающего под давлением 1,6 МПа, должна осуществляться в соответствии с требованиями настоящей инструкции.
Следует обращать особое внимание на герметичность соединений трубопроводов, газовых и бензиновых Клапанов, редуктора-испарителя и надёжное крепления газового баллона. Появление утечек при ежедневном осмотре можно обнаружить по запаху, создаваемому одорантом, добавляемым в газ. Не допускается эксплуатация автомобиля на газовом топливе с истекшим сроком испытания газового баллона. Баллоны подлежат периодическому освидетельствованию в сроки, установленные «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (один раз в два года). Освидетельствование производится на специальных испытательных пунктах, имеющих разрешение местных органов Ростехнадзора. Дата проверки и клеймо наносятся на пластине, расположенной на обечайке баллона. Необходимо раз в 10 000 км проходить ТО ГБО для замены фильтрующих элементов, чтобы предотвратить повреждения клапанных механизмов, форсунок механическими примесями. Расходный вентиль на мультиклапане необходимо открывать полностью, чтобы избежать дросселирования газа при проходе через него.
ПРИМЕЧАНИЕ: Не рекомендуется закрывать расходный вентиль без необходимости. Закрывать его следует при длительной стоянке, при въезде в закрытое помещение, а также в случае неисправности газовой системы. После закрытия расходного вентиля необходимо выработать газ из системы, и после остановки двигателя переключить его питание на бензин.
Прежде чем приступить к проверке или ремонту электрооборудования автомобиля, необходимо перевести двигатель на питание бензином и проверить подкапотное пространство на наличие утечки газа.
Сварочные, окрасочные работы (включая горячую сушку), а также работы с электродрелью, другими инструментами и абразивными материалами, дающими искрение, производятся на ГБТС с дегазированными баллонами. В случае возникновения на автомобиле пожара необходимо немедленно выключить зажигание, закрыть расходный вентиль на мультиклапане и приступить к тушению пожара.
Автомобиль должен быть укомплектован хладоновым или порошковым огнетушителем ёмкостью не менее 2-х литров.
Газ пропан-бутан, выходя в атмосферу в виде жидкости, испаряется, интенсивно отнимая тепло от окружающей среды. Попадание струи сжиженного газа на тело человека может вызвать обмораживание. Избегайте того, чтобы бензиновый бак полностью опустошался это может привести к выходу из строя бензонасоса
Не рекомендуется отключать бензонасос для карбюраторных двигателей
Запрещается отключать бензонасос для инжекторных двигателей
Эксплуатация автомобиля с ГБО
ЗAПPАВКА ГАЗОВОГО БАЛЛОНА
При заправке газового баллона до максимального уровня (80% объема баллона) происходит автоматическое прекращение подачи газа в результате срабатывания отсечного клапана.
После окончания заправки необходимо закрыть запорный кран заправочного пистолета и осторожно его отсоединить, поскольку в этот момент происходит выброс газа. Заправив баллон, не забудьте завернуть пробку, закрывающую заправочное устройство.
ПРИМЕЧАНИЕ: Не рекомендуется закрывать наполнительный вентиль без необходимости.
При обнаружении неисправностей обратных клапанов выносного заправочного устройства и мультиклапана для их устранения необходимо срочно обратиться в специализированную мастерскую.
Количество газа в баллоне контролируется с помощью рычажного поплавка, визуально по показаниям заправочной колонки и на стрелке мультиклапана.
Пуск, остановка двигателя, перевод питания двигателя с одного вида топлива на другое.
Для автомобилей с ГБО 4-е поколение
Переход с газа на бензин и обратно в штатной режиме происходит автоматически при достижении всех заданных параметров
Для автомобилей с ГБО 2-е поколение
Для перевода питания двигателя на газ следует прогревать двигатель на бензине до 60 С.
Остановка двигателя при кратковременной стоянке автомобиля.
Остановку двигателя следует производить выключением зажигания.
Перед длительной стоянкой (на несколько дней) необходимо выработать жидкую фазу из трубопровода между мулътиклапаном и электромагнитным газовым клапаном. Для этого следует закрыть расходный вентиль на мультиклапане и выработать газ из системы до остановки двигателя.
Хранение автомобиля с ГБО
Хранение автомобиля, оборудованного ГБО, допускается как на открытых площадках, так и в помещениях (гаражах). При хранении автомобиля на открытой площадке останавливать двигатель следует выключением зажигания.
При хранении автомобиля в закрытом помещении необходимо соблюдать следующий порядок въезда и выезда:
Министерство транспорта Российской Федерации РОСТРАНСНАДЗОР
Телефон доверия +7 (499) 231-53-50
Карта территориальных органов Ространснадзора
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Основные правила техники безопасности при эксплуатации авто с ГБО!
Дата последнего изменения 8 декабря 2021 15:50
Техника безопасности при эксплуатации авто с гбо
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ ГАЗ В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА
Общие технические требования к эксплуатации на сжиженном природном газе, техника безопасности и методы испытаний
Automotive vehicles using gas as a motor fuel. General technical requirements for the operation of liquefied natural gas, safety testing methods
Дата введения 2015-06-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на КБТС, устанавливаемые на АТС категорий M и N в соответствии с ГОСТ Р 52051, снабженные двигателями внутреннего сгорания.
Технические требования к криогенным системам питания и методы их испытаний установлены в ГОСТ Р 56218.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 8505-80 Нефрас-С 50/170. Технические условия
ГОСТ 9968-86 Метилен хлористый технический. Технические условия
ГОСТ Р 56218-2014 Автомобильные транспортные средства, работающие на сжиженном природном газе. Криогенные системы питания. Технические требования и методы испытаний
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вскипание: Процесс парообразования при снижении давления ниже равновесного значения.
3.2 дренаж: Выход паров криогенной жидкости из сосуда в окружающую среду.
3.3 дренажный вентиль: Запорный вентиль на дренажном трубопроводе.
3.4 максимально допустимый уровень жидкости: Уровень жидкости в сосуде, при котором исключено переполнение сосуда при термическом расширении жидкости.
3.5 заправочный резервуар: Резервуар, из которого производится заправка криогенной бортовой топливной системы.
4 Характеристика криогенной бортовой топливной системы
4.2 КБТС характеризуется параметрами, значения которых должны быть обоснованы при проектировании, подтверждены испытаниями и приведены в технической документации на КБТС:
— геометрический объем криогенного бака, л;
— наибольшее количество СПГ, заправляемого в бак, кг;
— рабочее давление, МПа;
— максимальная производительность испарителя, м /ч;
— допустимое давление в баке, МПа;
— время подъема давления в баке, мин;
— время заправки холодного бака, мин;
— время заправки теплого бака, мин;
— величина потерь от испарения, кг/ч;
— масса КБТС (нетто), кг;
— АТС или силовая установка/силовые установки, для которых может быть использована данная КБТС.
Значения параметров указывают в технических условиях на конкретное изделие.
4.3 КБТС включает (см. приложение Б, рисунок Б.1):
— систему регазификации СПГ;
— запорную и распределительную арматуру;
— систему обеспечения безопасности;
— систему измерений параметров жидкой и газовой фазы;
— трубопроводы (включая газопроводы), аппараты технологической обвязки, машинное оборудование, (включая насос для подачи СПГ в двигатель, насос для циркуляции теплоносителя и др.);
— комплект крепежных элементов;
Состав КБТС может уточняться при конкретном исполнении.
4.4 КБТС должна обеспечивать:
— поддержание устойчивого расхода газа на входе в газовый двигатель при любом количестве СПГ в БКТ;
— параметры мощности двигателя в соответствии с характеристиками, заявленными в технических условиях (ТУ) на двигатель;
— стабильность температуры газа на входе в двигатель;
— запуск газового двигателя в диапазоне рабочих температур, указанных в ТУ на двигатель;
— возможность проведения всех технологических операций.
4.5 При эксплуатации КБТС проводят следующие технологические операции:
— хранение и регазификация СПГ на борту АТС;
— подготовка КБТС к заправке СПГ и заправка теплого и холодного БКТ;
— опорожнение и отогрев КБТС;
— проверка КБТС на герметичность;
— вакуумирование изоляционного пространства.
5 Хранение и регазификация сжиженного природного газа на борту автомобильного транспортного средства
При хранении и регазификации СПГ на борту АТС необходимо обеспечить:
— устойчивую подачу газа в двигатель в необходимом количестве и при заданной температуре;
— безопасность при хранении и регазификации СПГ.
5.1 Особенности хранения сжиженного природного газа на борту автомобильного транспортного средства
5.1.1 Хранение СПГ на борту АТС может проводиться при открытом или закрытом дренажном вентиле.
5.1.2 Потери СПГ при хранении с открытым дренажным вентилем определяются величиной внешнего теплопритока (см. приложение В), значение которого приводится в эксплуатационной документации на КБТС.
5.1.3 Расчет длительности бездренажного хранения СПГ в криогенном топливном баке при различной степени заполнения приведен в приложении Г.
5.2 Меры по устранению засорения коммуникаций и аппаратов твердыми отложениями
Наиболее вероятными местами для кристаллизации являются криогенная арматура, через которую проходит СПГ, необогреваемые участки испарителя-газификатора. Перед началом отогрева следует убедиться, используя газоанализаторы или другие аппаратные средства, в отсутствии взрывоопасной концентрации метана около КБТС. Для отогрева можно использовать горячую воду. Не разрешается использовать для отогрева устройства с открытым пламенем.
5.3 Требования безопасности при хранении и регазификации сжиженного природного газа на борту автотранспортного средства
5.3.1 Хранение АТС на открытой площадке с централизованным сбросом газа на свечу проводится с открытым дренажем. В этом случае дренажный газопровод КБТС должен быть присоединен к устройству сброса на свечу. Также допускается хранение АТС на открытой площадке с открытым дренажем при сбросе газа.
5.3.2 Если в конструкции КБТС отсутствует система поддержания наименьшего допускаемого давления, то при хранении с открытым дренажем следует контролировать изменение атмосферного давления, чтобы при необходимости путем отключения дренажного устройства исключить подсос атмосферного воздуха в БКТ.
5.3.3 Проверку герметичности предохранительного клапана проводят сигнализатором или обмыливанием выходного отверстия дренажного трубопровода. При протечках предохранительного клапана эксплуатация АТС не допускается.
6 Заправка криогенной бортовой топливной системы сжиженным природным газом
6.1 Общие положения
6.1.1 В процессе заправки следует уменьшать длительность операции и сокращать потери жидкости, а также обеспечивать условия безопасности при выполнении операции.
6.1.2 Скорость заправки бака определяют расходом жидкости, зависящим от давления в заправочном резервуаре, и потерями на трение в подающих и дренажных коммуникациях.
6.1.3 Упрощенный расчет длительности заправки КБТС и потерь жидкости при заправке приведен в приложении Д. Существенное отклонение реальной длительности процесса заправки от расчетного значения свидетельствует о появлении паровой фазы в заправочной коммуникации, о засорении заправочной коммуникации или о повышенном сопротивлении дренажной коммуникации.
Техника безопасности при эксплуатации авто с гбо
VIII. Требования охраны труда при техническом
обслуживании, ремонте и проверке технического состояния
транспортных средств, работающих на газовом топливе
84. Транспортные средства, работающие на газовом топливе, должны въезжать на посты ТО после перевода их двигателей на работу на нефтяном топливе.
Допускается въезд транспортного средства, работающего на газовом топливе с герметичной газовой системой питания, на пост ТО без перевода двигателя на работу на нефтяном топливе, если его работа на нефтяном топливе невозможна, и при условии, что расход газа будет производиться из одного баллона при рабочем давлении газа в нем не более 5,0 МПа (50 кгс/см 2 ). Вентили остальных баллонов должны быть закрыты.
Запрещается оставлять расходные вентили в «промежуточном положении»: они должны быть или полностью открыты или полностью закрыты.
85. Перед въездом транспортного средства, работающего на газовом топливе, в производственное помещение газовая система питания должна быть проверена на герметичность.
Запрещается въезжать в производственное помещение транспортному средству с негерметичной газовой системой питания.
86. Газ из баллонов транспортного средства, работающего на газовом топливе, на котором должны проводиться сварочные, окрасочные работы, а также работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит (выпущен) в специально отведенном месте (посту), а баллоны продуты инертным газом.
87. Регулировку приборов газовой системы питания непосредственно на транспортном средстве следует производить в специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками (стенами).
88. При неисправности элементов газовой системы питания подача газа должна быть перекрыта, неисправные элементы сняты с транспортного средства и направлены для проверки и ремонта на специализированный участок.
89. При проведении технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния транспортных средств, работающих на газовом топливе, запрещается:
1) подтягивать резьбовые соединения и снимать с транспортного средства детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;
2) выпускать (сливать) газ вне специально отведенного места (поста);
3) скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
4) устанавливать газопроводы не заводского изготовления;
5) применять дополнительные рычаги при открывании и закрывании магистрального и расходных вентилей;
6) использовать для крепления шлангов не предназначенные для этих целей хомуты и стяжки.
90. Перед выводом транспортных средств, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов должен быть полностью выработан (слит, выпущен), а сами баллоны продегазированы.
При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на специализированный склад.
92. После замены или заправки газовых баллонов, а также устранения неисправностей газовой системы питания на газобаллонном транспортном средстве должна быть проверена ее герметичность.