Температура в салоне авто на солнце
Автомобиль летом. До какой температуры нагреваются отдельные элементы автомобиля?
Автомобиль летом. До какой температуры нагреваются отдельные элементы автомобиля?
Представьте, вы припарковали автомобиль на 5-10 минут, внутри вашей машины комфортно и прохладно благодаря кондиционеру. Но после того как вы выключите двигатель, охлаждение салона прекратится. Если же вы оставите машину на солнце даже на короткий срок, то после возвращения, открыв дверь, вы сразу почувствуете, что садитесь в духовку! Жара тут же ударит прямо вам в лицо. Особенно если салон вашей машины темный и автомобиль не оснащен атермальными стеклами.
А знаете ли вы, что после десяти минут стоянки в жаркую погоду температура в салоне вашей машины будет в среднем на 20 градусов больше, чем на улице?
Вот таблица, которая показывает, как меняется температура в салоне в зависимости от длительности стоянки машины с выключенным двигателем:
Это означает, что в умеренно теплый день в салоне припаркованной машины температура может легко приблизиться к 50 градусам. При температуре на улице выше 30 градусов Цельсия воздух в салоне может нагреться до 70 градусов!
Также стоит отметить, что мы говорим только о температуре воздуха в салоне. А знаете ли вы, что некоторые элементы автомобиля, такие как руль, панель приборов, экран информационно-развлекательной системы, навигатор, видеорегистратор, расположенный на лобовом стекле, могут нагреваться еще больше?
Почему высокая температура в автомобиле очень опасна?
В душном горячем салоне машины можно отравиться
Высокие температуры вызывают быстрое увеличение концентрации токсичных химических веществ в салоне автомобиля. Вам нравится мягкий, приятный на ощупь пластик внутри автомобиля? Вы должны знать, что из многих таких материалов при высоких температурах выделяются так называемые пары-пластификаторы или агенты, которые начинают отравлять организм тех, кто находится в машине.
Также опасны пары растворителей, которые начинают под нагревом выделяться из клеевых основ и герметиков. Проблема в том, что в жаркую погоду в закрытой машине концентрация вредных веществ действительна опасна. Как этого избежать? Для этого, прежде чем сесть в душный салон, необходимо хорошо проветрить автомобиль, раскрыв все двери. Далее откройте окна автомобиля и первые сто метров проедьте в машине, не закрывая их. Так вы не только хорошо проветрите салон, но и остудите в нем воздух. Благодаря этому кондиционеру будет легче охладить салон.
Почему не нужно оставлять телефон в машине?
Особенно подвержены повреждениям из-за жары навигаторы и мобильные телефоны, оставленные закрепленными на лобовом стекле. Солнечные лучи, проходя через лобовое стекло, становятся мощнее (эффект лупы), в результате чего могут повредить дисплей устройства или аккумулятор. Вы также должны понимать, что любые электронные устройства имеют максимальный рабочий диапазон работы. В душном горячем салоне, который может нагреться выше 50 градусов, может выйти из строя любая электорника. Кроме того, нужно помнить, что во многих гаджетах сегодня предусмотрена защита от перегрева – устройство перестает работать, если температура окружающего воздуха превышает рабочий диапазон.
До какой температуры нагреваются отдельные компоненты автомобиля?
Некоторые элементы интерьера могут нагреваться свыше 50 градусов. Например, при температуре на улице в 35 градусов сиденья машины могут нагреться до 51 градуса, рулевое колесо – до +53 градусов, приборная панель – до 69 градусов (данные значения приведены для автомобиля, припаркованного на солнце).
В свою очередь, машина, припаркованная в тени, нагревается меньше. Так, при температуре на улице 35 градусов воздух в салоне может нагреться только до +38 градусов, приборная панель – до 48 градусов, рулевое колесо – до 42 градусов, а сиденья – до 41 градуса.
Температура нагрева автомобиля в жаркий день зависит от цвета кузова: тест
Вот результаты проверки нагрева кузова в солнечный жаркий день.
Вы когда-нибудь задумывались, до какой температуры нагревается кузов вашей машины, которую вы оставили под прямыми солнечными лучами в жаркий летний день? Угадайте, до какой температуры может нагреться автомобиль красного, синего, белого, серебристого и черного цвета? Для того чтобы подтвердить свою догадку, вот вам результат блогера из Китая, который решил выяснить это на практике.
Блогер решил взять инфракрасный термометр и проверить точно, до скольких градусов нагревается поверхность кузова, окрашенная в разные цвета. Вот что вышло:
До скольких градусов нагревается автомобиль синего цвета
Да, чудес от этого цвета ждать не стоит. Красивый «синий металлик» также подвержен сильному нагреву под прямыми солнечными лучами. Во время замера цифровой градусник показал почти 75 градусов по Цельсию.
Далее блогер замерил красный автомобиль.
До скольких градусов нагревается автомобиль красного цвета
Красное лакокрасочное покрытие показало 73,2 градуса, что меньше, чем у синего автомобиля. Тем не менее результат все равно близок к тому же, что и у синего.
До скольких градусов нагревается автомобиль с цветом кузова «серебристый металлик»
Цвет «серебристый металлик» нагревается на солнце меньше, чем синий и красный. Инфракрасный градусник показал температуру в 62,6 градуса, что уже значительно ниже температур вышеуказанных окрасок кузова.
До скольких градусов нагревается автомобиль белого цвета
Далее блогер из Китая проверил уровень нагрева белого автомобиля. Результат хоть и предсказуем, но все равно удивляет. Так, градусник показал, что кузов нагрелся только до 55,4 градуса. Это, пожалуй, самый выгодный цвет кузова.
А теперь наш антипобедитель – автомобиль черного цвета, который показал самые большие температурные значения.
До скольких градусов нагревается автомобиль черного цвета
Конечно же, черный не оправдал ожиданий. Но температура в 81,2 градуса пугает. Ведь это очень много, с учетом того, что вода начинает закипать уже ближе к 100 градусам. Так что летом черный автомобиль самый нагреваемый. Естественно, это приводит к ускоренному повреждению лакокрасочного покрытия. Вот почему автомобиль черного цвета необходимо более тщательно защищать от воздействия ультрафиолета с помощью различных составов, которые необходимо наносить на кузов.
Так что если ваш автомобиль черного цвета, старайтесь не парковать его на открытом пространстве в летнее время, защищая лакокрасочное покрытие от прямых солнечных лучей.
Также стоит отметить, что, так как кузов черного автомобиля нагревается больше всего, вы будете тратить больше денег на топливо при включенном кондиционере, поскольку ему будет необходимо больше мощности, чтобы поддерживать заданную температуру в салоне.
В перегретом салоне автомобиля резко возрастает концентрация вредных веществ
Автомобиль летом. До какой температуры нагреваются отдельные элементы автомобиля?
Представьте, вы припарковали автомобиль на 5-10 минут, внутри вашей машины комфортно и прохладно благодаря кондиционеру. Но после того как вы выключите двигатель, охлаждение салона прекратится. Если же вы оставите машину на солнце даже на короткий срок, то после возвращения, открыв дверь, вы сразу почувствуете, что садитесь в духовку! Жара тут же ударит прямо вам в лицо. Особенно если салон вашей машины темный и автомобиль не оснащен атермальными стеклами. А знаете ли вы, что после десяти минут стоянки в жаркую погоду температура в салоне вашей машины будет в среднем на 20 градусов больше, чем на улице?
Вот таблица, которая показывает, как меняется температура в салоне в зависимости от длительности стоянки машины с выключенным двигателем:
Это означает, что в умеренно теплый день в салоне припаркованной машины температура может легко приблизиться к 50 градусам. При температуре на улице выше 30 градусов Цельсия воздух в салоне может нагреться до 70 градусов!
Также стоит отметить, что мы говорим только о температуре воздуха в салоне. А знаете ли вы, что некоторые элементы автомобиля, такие как руль, панель приборов, экран информационно-развлекательной системы, навигатор, видеорегистратор, расположенный на лобовом стекле, могут нагреваться еще больше?
Почему высокая температура в автомобиле очень опасна?
В душном горячем салоне машины можно отравиться
Высокие температуры вызывают быстрое увеличение концентрации токсичных химических веществ в салоне автомобиля. Вам нравится мягкий, приятный на ощупь пластик внутри автомобиля? Вы должны знать, что из многих таких материалов при высоких температурах выделяются так называемые пары-пластификаторы или агенты, которые начинают отравлять организм тех, кто находится в машине.
Также опасны пары растворителей, которые начинают под нагревом выделяться из клеевых основ и герметиков. Проблема в том, что в жаркую погоду в закрытой машине концентрация вредных химических веществ действительна опасна. Как этого избежать? Для этого, прежде чем сесть в душный салон, необходимо хорошо проветрить автомобиль, раскрыв все двери. Далее откройте окна автомобиля и первые сто метров проедьте в машине, не закрывая их. Так вы не только хорошо проветрите салон, но и остудите в нем воздух. Благодаря этому кондиционеру будет легче охладить салон.
Почему не нужно оставлять телефон в машине?
Особенно подвержены повреждениям из-за жары навигаторы и мобильные телефоны, оставленные закрепленными на лобовом стекле. Солнечные лучи, проходя через лобовое стекло, становятся мощнее (эффект лупы), в результате чего могут повредить дисплей устройства или аккумулятор. Вы также должны понимать, что любые электронные устройства имеют максимальный рабочий диапазон работы. В душном горячем салоне, который может нагреться выше 50 градусов, может выйти из строя любая электроника. Кроме того, нужно помнить, что во многих гаджетах сегодня предусмотрена защита от перегрева – устройство перестает работать, если температура окружающего воздуха превышает рабочий диапазон.
До какой температуры нагреваются отдельные компоненты автомобиля?
Некоторые элементы интерьера могут нагреваться свыше 50 градусов. Например, при температуре на улице в 35 градусов сиденья машины могут нагреться до 51 градуса, рулевое колесо – до +53 градусов, приборная панель – до 69 градусов (данные значения приведены для автомобиля, припаркованного на солнце).
В свою очередь, машина, припаркованная в тени, нагревается меньше. Так, при температуре на улице 35 градусов воздух в салоне может нагреться только до +38 градусов, приборная панель – до 48 градусов, рулевое колесо – до 42 градусов, а сиденья – до 41 градуса.
Вот это ад! Измеряем пекло и проверяем, как от него спастись
Вы слышали историю, как у жителя Кобрина в автомобиле взорвался йогурт? Немудрено! Под прямыми солнечными лучами салон прогревается до +50°С, а в некоторых местах температура может превышать и +85°С!
Мы знаем это наверняка: в тот самый день, когда незадачливый автомобилист очищал свой автомобиль от остатков биологической бомбы, мы как раз занимались тем, что, вооружившись термометрами и тепловизором, измеряли, до какой температуры прогревается салон машины под солнцем. А заодно проверяли, насколько эффективны те рекомендации по защите от жары, которые сами давали вам два года назад.
Как проверяли
Для начала мы дождались жарких дней. Затем задались вопросом поиска двух одинаковых автомобилей, ведь все измерения мы собирались производить в сравнении. Спасибо дилеру Skoda, который откликнулся на нашу просьбу и оперативно выделил для нашего эксперимента две одинаковых «Октавии». У обеих белый низ, темный верх (черная крыша и глубокая тонировка задних стекол), а также климат-контроль – так что условия по технике равные.
Как насчет инструментария? Температуру в салоне было решено измерять при помощи бытовых спиртовых термометров. Как бы архаично они не выглядели, считается, что погрешность будет не более 0,5–1 градуса, что нас вполне устраивает. Единственный недостаток – приборы инертные, изменения отражают неспешно, что в некоторых случаях для нас было совершенно не существенно, но в некоторых, наоборот, принципиально.
Поэтому мы вооружились еще двумя приборами. Один из них – бесконтактный термометр, которым мы точечно замеряли разные зоны салона. Другой – тепловизор. Он появился в нашем распоряжении в самый последний момент и в первую очередь мы использовали его ради наглядной демонстрации того, насколько разной может быть температура в салоне.
Несмотря на то, что оба прибора считаются очень точными, второй даже поверен, имеется ряд нюансов, из-за которых мы неизбежно получим погрешность измерений. Например, если направить прибор на человека, он покажет что-то в районе +33°С, хотя температура здорового человеческого тела колеблется в пределах +35,5…+37°С. Как же так?
Все тела испускают излучение в инфракрасном диапазоне электромагнитных волн. Измеряя мощность этого излучения, можно получить температуру поверхности. Но, во-первых, температура поверхности, скажем, приборной панели, это не одно и то же, что и температура воздуха в салоне. Во-вторых, у разных тел разный коэффициент излучения. В тепловизоре мы установили его на уровне 0,95, что справедливо далеко не для каждой поверхности. А в термометре коэффициент и вовсе установлен производителем и неизменен.
Но использование трех приборов позволяет делать больше измерений и, сопоставляя результаты, приходить к наиболее верному значению. К тому же мы получаем дополнительные возможности. Например, точечного измерения температуры в разных зонах салона, которая действительно будет отличной, особенно в летний день.
Открывайте окна!
Спустя час проводим замеры. С начальных +28°С салон полностью закрытой машины хорошенько прогрелся – там отменная парилка. Спиртовой термометр показывает +40°С.
Во втором автомобиле дышать легче, поэтому кажется, что температура намного ниже. Хотя термометр показывает +37°С – разница в три градуса совсем невелика. Но цифры цифрами, а субъективно садиться в салон с «вентиляцией» гораздо приятнее!
Без шторки никак!
Оставляя на солнце автомобиль, мы получаем не только сильно прогретый салон, но и раскаленные руль, рычаг КП, панель. Дедовский способ решения проблемы – полотенце на панель. А лучше специальная шторка – экран с зеркальной поверхностью.
При помощи климатических установок охлаждаем салоны обоих автомобилей до +25°С, разворачиваем «лицом» к солнцу и снова оставляем на прогрев. При этом в одной из машин устанавливаем солнцезащитный экран. Мы знаем, что польза от него точно есть. Но какова она в цифрах?
Спустя полтора часа проводим измерения. В автомобиле со шторкой салон прогрелся до +42°С – такая температура в районе центральной консоли и в нижней части передней панели. Столько же бесконтактный термометр показывает на ободе рулевого колеса. Верхняя часть торпедо и козырек щитка приборов прогрелись чуть больше, до +53°С.
Но все это мелочи в сравнении с тем пеклом, которым нас встретил салон второго автомобиля! Спиртовой термометр бесполезен – красный столбик уперся в верхнее деление шкалы, так что температура внутри заметно выше +50°С.
При помощи бесконтактного термометра и тепловизора пытаемся составить общую картину по отдельным точкам. Нижняя часть передней панели – +54°С, руль – +55°С (эту температуру мы и возьмем за среднюю), а верхняя часть торпедо – +78…+82°С!
Область в районе головы водителя также прогрелась почти до +60°С, в то время как в автомобиле с экраном измерения показывали не более +46°С. Таким образом, можно говорить о том, что использование солнцезащитного экрана позволяет снизить температуру на 10–20 градусов (в зависимости от зоны).
От цвета зависит?
«Тыкая» бесконтактным термометров в капот или крышу автомобилей разного цвета, получаем любопытные цифры: на белом – +39°С, на сером – +55°С, на черном – +59°С! Но это как раз тот случай, когда данные не совсем корректные: поверхности разного цвета имеют разный коэффициент излучения, так что полученные цифры требуют пересчета по формуле.
Но ведь салон темного автомобиля нагревается сильнее, чем светлого? Мы измерили температуру серой «Октавии», стоявшей на той же площадке и также передней частью к солнце. Температура в салоне – +55°С, то есть столько же, сколько и у одного из наших автомобилей, стоявших против солнца без шторки. Выходит, разницы нет? Будем считать, что эксперимент не был чистым, ведь у белой машины была черная крыша, а именно она и должна притягивать солнечные лучи!
Лучше в тень
А если от солнца закрывать не просто переднюю панель, а всю машину? Снова охлаждаем салоны и один автомобиль оставляем на солнце, вновь поставив его кормой к прямым лучам, а второй загоняем в тень. Выжидаем 40 минут – в разгар жаркого дня этого более чем достаточно, чтобы уже получить весомую разницу в температуре.
Так и есть! Оставшийся под воздействием прямых солнечных лучей салон мигом прогрелся до +44°С, в то время как внутри оставленного в тени автомобиля мы получили всего +35°С.
Сквозняк против кондиционера
Мы уже не раз говорили о том, что прежде, чем усаживаться в автомобиль, салон лучше проветрить: открыть окна, а еще лучше и двери распахнуть. Кстати, а насколько существенна разница между этими двумя вариантами?
Доводим температуру в салонах машин до +39°С, в одной открываем окна, в другой – еще и двери. Спустя 10 минут получаем +37°С и +36°С соответственно. Впрочем, здесь надо сделать скидку на инертность спиртовых термометров и их расположение в салоне. Субъективно же температура снизилась заметно больше, особенно во второй машине. Также следует учитывать погодные условия. В момент испытаний стоял полный штиль. В ветренную погоду эффект был бы большим.
Кстати, а что будет, если охлаждать салон при помощи климатической установки? Посмотрите на снимок, сделанный при помощи тепловизора: верхняя часть приборной панели «пылает» (+50°С…+70°С), а из дефлекторов валит холодный воздух (+15°С…+18°С). Под эти потоки лучше не попадать, лучше направлять их от себя в стороны, чтобы не получать резкую порцию холода в общем пекле.
Впрочем, как потоки не распределяй и как не направляй, климатической системе требуется определенное время, чтобы охладить воздух до приемлемого уровня. Но как до этого момента «выживать» водителю и пассажирам? И не лучше ли до этого устроить гипервентиляцию, открыв окна /двери?
Для ответа на этот вопрос проводим еще один эксперимент. Снова «прогреваем» салоны до +39°С, затем пытаемся остудить до +25°С разными способами. Первый из них – просто включаем климат-контроль, выставляем желаемую температуру и ждем до тех пор, пока система не перейдет в поддерживающий режим, то есть не снизит эффективность обдува. На это потребовалось порядка 9 минут.
Теперь попробуем устроить активное проветривание салона: открываем все окна и три минуты с выключенной климатической системой катим со скоростью 10–15 км/ч, как если бы мы выезжали со стоянки или катили по дворовой территории. После этого закрываем окна и также включаем климат-контроль в автоматическом режиме, установив значение +25°С.
Во втором случае вентилятор сбавляет обороты всего через пару минут работы, а суммарно – на 6-й минуте после начала движения. То есть охладить салон удается в полтора раза быстрее. Еще важнее, что в салоне автомобиля можно находиться с первой же минуты, как только открыли окна и начали движение.
Наш вердикт
Мы наглядно показали, насколько сильно может нагреваться на солнце салон. Причем это зависит даже от того, какой стороной машина ставится к светилу. Если имеется задняя тонировка, лучше ставить автомобиль под прямые лучи кормой. Солнцезащитный экран обеспечивает разницу в 10–15 градусов, что очень существенно, так что девайс полезный. Еще лучше поставить автомобиль в тень, желательно с чуть приоткрытыми окнами.
А после стоянки остудить салон позволит гипервентиляция: на пару минут открываем двери, а первые метры дистанции делаем с опущенными стеклами – так вы заметно снизите температуру в салоне и поможете климатической системе быстрее достигнуть требуемого значения. Только помните о том, что разница между тем, что в салоне, и тем, что за бортом, не должна превышать 10 градусов!
От теплового удара до ОРЗ. О чем следует помнить при поездках на автомобиле в жару
Ну вот они наконец-то и наступили, долгожданные теплые дни! Точнее, жаркие. Теперь водителям и пассажирам стоит быть начеку: высокая температура грозит разными неприятными последствиями.
Не так уж безобидно
Впрочем, длительное нахождение в душном салоне еще более серьезное испытание для организма. Для пожилых людей, а также тех, кто страдает от сердечно-сосудистых и других заболеваний, это несет в себе высокие риски ухудшения самочувствия, вероятность теплового удара и обезвоживания.
Жаркая погода представляет угрозу и для безопасности дорожного движения. Даже молодые водители в таких условиях быстрее утомляются, а это чревато потерей концентрации и снижением реакции. Именно по этой причине рекомендуется в дальних поездках делать остановки чаще и увеличивать их продолжительность. Также не забываем больше пить, чтобы избежать обезвоживания организма.
В свое время мы проводили измерения температуры в оставленном под солнцем автомобиле, а также проверяли, насколько эффективны те или иные способы снижения температуры. Например, мы убедились, что сила прогрева салона зависит от того, в каком состоянии оставлен автомобиль на стоянке.
В идеале машину лучше оставлять в тени, поскольку именно под прямыми солнечными лучами салон прогревается очень быстро и очень сильно. При этом, если оставляете автомобиль надолго, учитывайте, что в течение дня тень двигается, поэтому выбирайте место, где солнца не будет дольше всего или ближе к окончанию стоянки.
Если же без солнца никак, все равно есть несколько секретов, которые помогут снизить температуру в салоне. Так, если у вас тонированы задние стекла или имеются солнцезащитные шторки, оставляйте машину кормой к светилу. Если тонировки нет, но имеется солнцезащитный экран на лобовое стекло, ставьте автомобиль передней частью к солнцу.
Если экрана нет, стоит накрыть переднюю панель и руль полотенцем или чем-то похожим (на крайний случай сойдет даже газета или бумажное полотенце). Если это не помогло, горячие детали перед поездкой можно быстро охладить, протерев их влажной салфеткой или губкой.
Сначала гипервентиляция, затем кондиционер
В любом случае самое главное здесь не переусердствовать с охлаждением салона. В самом начале поездки температура внутри должна не сильно отличаться от той что снаружи, иначе резкий перепад чреват риском перегрева или переохлаждения.
Избегая прямых потоков
Что в машине лучше не оставлять
Оставлять в машине маленьких детей без присмотра нельзя при любой погоде. Крайне нежелательно оставлять и животных. Если же иначе нельзя, припаркуйте машину в тени и оставьте для питомца приоткрытыми окна.
Помните про «железо»
Про машину в летнюю жару тоже стоит подумать. С повышением температуры окружающего воздуха двигатель и трансмиссия работают в термонагруженном режиме, при этом включенный кондиционер только усугубляет ситуацию. Во-первых, его компрессор создает дополнительную нагрузку на мотор. Во-вторых, его радиатор установлен в непосредственной близости от радиатора системы охлаждения (как правило, перед ним) и снижает эффективность системы. В общем, если жаркий денек проводите в медленном городском трафике и больше стоите, чем едете, чаще посматривайте на приборную панель, чтобы не «проморгать» перегрев двигателя.
Ездить в жару лучше спокойно. Про самочувствие водителей мы уже сказали. Но помните о том, что в условиях высокой окружающей температуры проще перегреть и сложнее остудить тормоза, то есть риск их перегрева и снижения эффективности в целом выше. А если вы решили не «переобуваться» и остались на зимних шинах, помните о том, что при высоких температурах их сцепные качества ухудшаются, а значит, управляться и тормозить автомобиль будет хуже.