Термореле для автомобиля своими руками
Терморегулятор для вентилятора автомобиля, автоэлектрика
Терморегулятор для вентилятора, с уверенностью можно использовать для автомобиля, в помощь приходит автоэлектрика. Подобная система, неоднократно доказала свою доступность, простоту и надёжность. Основу устройства, составляют всего лишь три компонента – подстроечный резистор, силовой транзистор и термистор на 10 килоОМ. Терморегулятор – сделай сам!
Потребуется мощный транзистор, поскольку он будет являться, силовой частью регулятора и во время подключения вентиляторов повышенной мощности, именно через него, протекает большой ток. В качестве датчика температуры, будет использоваться термистор. Для более точной настройки устройства, подстроечный резистор, на 10 килоОМ, лучше взять многооборотный.
Установку нужной температуры, также как и чувствительность к температуре, регулируют путём вращения переменного резистора. Термистор, по сути, является переменным резистором, его сопротивление, напрямую зависит от температуры, чем она выше – тем меньше сопротивление у термистора. Куллер, следовательно, будет увеличивать вращения, именно при больших температурах.
Термистор, играет роль термодатчика и крепится либо на радиатор, либо на блок двигателя.
Подобная система, буквально создана, для старых, отечественных марок автомобилей, в которых вентилятор работает, не зависимо от того, какая температура воды в двигателе. При желании, можно заменить полевой транзистор более мощным, например IRF3205, IRZF44, IRL3705, IRFZ40, IRFZ48, IRFZ46. Кстати, IRF3205 является достаточно сильным, его рассеивающая мощность составляет 200 ватт. Вне зависимости от вашего выбора, транзистор необходимо укрепить на теплоотвод (но при маломощных нагрузках, до 50, теплоотвод не потребуется), его просто прикрепляют на кузов автомобиля, через изолирующие пластинки и обязательно, шайбы.
Следом, необходимо добиться нужной степени температурного срабатывания системы. Этого можно добиться, медленно вращая переменный резистор.
Известно, что термисторы делятся на два вида, с отрицательным и положительным температурным коэффициентом. И, как следствие, при понижении температуры, сопротивление уменьшается, а с повышением, соответственно увеличивается. В рассмотренном опыте, был использован термистор с положительным коэффициентом температуры.
Когда термистор разогревается и достигает определённой температуры, то его сопротивление резко увеличивается и на затвор силового ключа, прекращается подача тока. Благодаря этому, закрывается полевой ключ и при прекращении нагрева, уменьшается сопротивление термистора (в данном опыте, 220 – 230 Ом при температуре в комнате 19 градусов). На затвор ключа, возобновляется подача тока, благодаря чему он открывается и подаёт напряжение на вентилятор.
Если поставить вместо нагрузки (маленького вентилятора) автомобильное реле, то с лёгкостью можно подсоединить автомобильный вентилятор включения охлаждения, то есть карлсона))), а если ещё и переменный резистор вывести на панель приборов или просто в салон авто, то можно будет регулировать порог срабатывания вентилятора прямо на ходу.
Используя эту простейшую схему, можно соорудить довольно чувствительный датчик температуры, который с успехом можно применить в быту. А если использовать более точные переменные резисторы (многооборотные), вполне реально добиться, срабатывания и отключения разного устройства от температуры человеческого тела.
Управлять мощными сетевыми нагрузками, становится, возможно, подключив вместо вентилятора, электромагнитное реле на необходимое напряжение и ток. Автоматическое включение и выключение обогревателя, когда температура в комнате выше или ниже нормы, может служить тому примером.
Также, схожее устройство, можно соорудить, используя биполярные транзисторы, применяя германиевые диоды, вместо термодатчиков.
И ещё хочу отметить один момент, если у вас произошла неприятность или вы просто решили починить кузов своего автомобиля, то есть отличный центр, который занимается именно кузовным ремонтом машины. Доверьтесь профессионалам и ваш кузов снова будет как новенький.
Автоматическое термореле для охлаждения двигателя в автомобиле
У многих, даже у большинства, легковых автомобилей в системе охлаждения двигателя работает электрический вентилятор, периодически обдувающий воздухом радиатор системы охлаждения двигателя. В разных автомобилях, схема управления этим вентилятором решена по-разному, в одних на радиаторе установлен датчик-термовыключатель, который уже на заводе-изготовителе настроен на определенную температуру, и при её достижении, замыкает контакты, подающие ток на обмотку реле включения электромотора электровентилятора.
В других, используется общий датчик датчик температуры двигателя, представляющий собой терморезистор, а решение включать электроветилятор или не включать принимает ЭБУ (электронный блок управления)автомобиля.
У современных автомобилей, у которых решение о включении вентилятора принимает ЭБУ на основе сопротивления датчика температуры, проблему можно решить внесением изменений в прошивку ЭБУ, но это дорого и не всегда возможно. У автомобилей с термовыключателем есть возможность один термовыключатель заменить другим, на другую температуру, но это процесс трудоемкий и не всегда можно найти подходящий датчик.
А ведь, хотелось бы, просто иметь возможность подкрутить отверткой некий подстречный винтик, и им отрегулировать необходимую (или желаемую) температуру включения вентилятора системы охлаждения. Понятно, что решить вопрос можно обыкновенной схемой терморегулятора, где информацию о температуре можно будет брать с датчика температуры. Это может быть тот самый датчик, который взаимодействует с ЭБУ, либо датчик на стрелочный индикатор температуры, все зависит от конкретного автомобиля, вернее, его схемы.
Схема термореле
Схем терморегуляторов в радиолюбительской литературе описано великое множество, поэтому, ни сколько не претендуя на оригинальность, привожу ту схему, которую собрал лично для своего автомобиля. Как уже сказал выше, схема практически типовая. Состоит она из компаратора на операционном усилителе и двух цепей, задающих напряжение на его входах.
Напряжение на неинвертирующем входе устанавливается подстроечным резистором R2, а напряжение на инвертирующем входе берется с датчика температуры двигателя, который представляет собой терморезистор, образующий, вместе с другими деталями схемы автомобиля, термозависимый делитель напряжения.
Рис. 1. Принципиальная схема термореле для включения охлаждения двигателя в авто.
На выходе схемы есть ключ на транзисторе VT1, его коллектор подключают к обмотке реле, управляющего электровентилятором. А питание на схему подают с выхода замка зажигания автомобиля, так, чтобы питание на схему поступало только при включенном зажигании. Это нужно потому, что при выключенном зажигании напряжение на цепь датчика температуры обычно не поступает, соответственно, напряжение на датчике температуры падает до нуля, независимо от величины температуры.
Работа схемы
Подстроечным резистором R2 устанавливается некоторое напряжение на выводе 3, которому соответствует температура включения вентилятора.
Когда температура охлаждающей жидкости ниже заданной, сопротивление датчика температуры высоко, и напряжение на нем существенно выше напряжения на выводе 3 А1. Поэтому, на выходе операционного усилителя А1, работающего как компаратор, будет низкое напряжение. Транзистор VT1 будет закрыт, и ток через него на обмотку реле включения вентилятора поступать не будет.
Так как в качестве компаратора здесь используется обычный операционный усилитель типаКР140УД608, минимальное напряжение на его выходе несколько отлично от нуля, поэтому, чтобы улучшить закрывание транзистора VT1 в цепь его эмиттера включены два диода типа 1N4004. Если при налаживании этого окажется недостаточно, количество этих диодов нужно увеличить.
Как сделать терморегулятор для вентилятора всего на 3 деталях
Для того, чтобы сделать автоматическое включение вентилятора охлаждения не нужно сложных схем, понадобится всего 3 детали. Такой регулятор невероятно прост в построении и регулировке. Для схемы не нужно делать плату, все паяется навесным монтажом за 15 минут.
Детали
Принципиальная схема
Схема регулятора, как говорилось ранее, очень проста. Включается в разрыв цепи питания регулятора 12 В и не требует дополнительного питания, что является несомненным плюсом данной конструкции.
На транзисторе собран пороговый элемент, который отслеживает изменение в цепи резистора и термодатчика. Потенциометром настраивается порог срабатывания.
Как сделать простейший терморегулятор вентилятора 12 В
Закрепляем транзистор и лудим вывода.
Припаиваем переменный резистор, предварительно замкнув один из боковых контактов с центральным.
Термоэлемент будет выносным. Припаиваем к нему провода и изолируем термоусадочной трубкой.
Припаиваем провода от терморезистора к транзистору согласно схемы.
Включаем регулятор в разрыв питания вентилятора.
Подаем питание, производим регулировку срабатывания на нужную температуру.
Проверяем работу терморегулятора
Изначально вентилятор не крутится. Но стоит нагреть датчик теплом руки, как крыльчатка вентилятора начинает вращаться.
В дальнейшем термодатчик можно закрепить на радиаторе охлаждаемой схемы, или оставить просто так в корпусе, внутри которого нужно поддерживать необходимую температуру.
Данная схема прота, а значит очень надежна в работе.
Смотрите видео
Самодельный ТЕРМОРЕГУЛЯТОР для ЭлектроПомпы
Всем привет! Всех с праздником!
. (Добавлен видеообзорчик)
На днях установил в машину ВАЗ 2102 дополнительную помпу от Газели…
Очень помогает отапливать салон, даже в лютый мороз который был у нас ( — 35 С* ) в салоне машины значительно теплее становится ( под потолком + 20 С* ). —
.
.
.
На этот раз решил её автоматизировать, изготовить терморегулятор из того что было дома… Для этого понадобилось:
1) Реле поворотов неисправная (не работала лампочка в панели)
2) Терморезистор (выпаял из нерабочего блока питания ПК)
3) Транзистор С815 (n-p-n)
4) Регулировочный резистор
.
.
.
.
.
Так же прилагаю схему подключения если кому интересно —
.
.
.
Ну а теперь принцип работы и настройки —
Сам термодатчик я прикрепил с помощью изоленты прямо на патрубок из печки.
Перед установкой я дома отрегулировал момент срабатывания датчика по температуре с помощью «регулируемым резистором» — просто засунул датчик в кружку с горячей водой, а помпой служил вентилятор на 12v
.
.
.
Спасибо за внимание, всем добра!
Комментарии 103
Спасибо конечно.)) но руки обычные — просто иногда что нить получается.))
Есть мысль, что выгоднее сделать включение помпы зависимым от оборотов. Упали ниже установленного предела — дополнительная помпа в деле. Добавил газу — отключилась. Надо бы знающих электронщиков, чтоб схемку накидали.
Ну можно придумать — я думаю в этом деле пригодился бы блок ЭПХХ — он отвечает за клапан холостого хода — а тут он отвечал бы за включение помпы.))
Да, тоже про него подумал) Это почти то, что надо. А если совместить с термодатчиком, то получается вообще замечательно: при холодном тосоле нет смысла прокачивать его. По достижении, скажем, 70 включается в работу схема, отслеживающая обороты, и подключает по мере необходимости дополнительный насос.
Посмотрю на досуге что можно из блока соорудить, может правда получится
давай дерзай — интересно будет почитать или посмотреть )))
Вобщем, обдумав вариант с ЭПХХ, понял, что лучше воспользоваться схемой шифт-лайта. Это когда лампочка горит по достижении определенных оборотов, показывая, что надо переключать передачу. Потому как блок ЭПХХ работает в узком диапазоне оборотов. А нам надо именно предел. Нашел вот такую схемку. Если её запитать через терморегулятор, то получится комбинированное устройство, работающее только на горячем моторе и малых оборотах.
По схеме вроде ничего сложного. Обороты нужные выставляются регулятором вручную. Вместо светодиода-индикатора подключаем обычное пятиконтактное реле, и с обратного выхода реле запитываем помпу
Смотра какой карбюратор. Если ЭПХХ заложена конструкцией, как на Озоне или Солексе, то там уже есть концевик на карбюратре, сигнализирующий об отпущеной педали. Согласен, это куда проще реализовать
У меня чисто механический озон.)
Но там все равно есть место под установку кронштейна и штатного микровыключателя. Корпус у них одинаковый, насколько мне известно
Еще вместо помпы ставят «жиклер» — шайбу на толстую трубу охлаждения. Заужение до 8 мм. Помпа двигателя начинает больше гнать в печку, чем по малому кругу и радиатору охлаждения. Но на лето убирают эту шайбу.
Нельзя по идее этого делать — 4 цилиндр страдать начнёт
Каким образом? Почему именно 4й? Откуда считаем?
ну 4 закипит от нехватки
В блоке что ли не 2 отверстия? Вход и выход.
ну вот — входит через первый цилиндр, но пока дойдёт до 4 цилиндра ОЖ — она уже вскипит. Кипение это плохо для него
а печка-то на что? это ведь тоже радиатор, во-первых, а во-вторых, датчик температуры идет отдельно от печки, и он покажет, что жидкость близка к кипению, и включит вентилятор.
а какой вентилятор то включит он?
Карлсон радиатора охлаждения. Или у вас совмещенный с коленвалом?
да, у меня принудительный — на помпе стоит
В блоке что ли не 2 отверстия? Вход и выход.
по этому датчик температуры стоит на 4 цилиндре всегда, так как там самая высокая температура.))
Подсветка клево смотрится, особенно ночью.
У меня была ваз 2013 кусок картона перед радиаторов и в машине жара в любой мороз.
стоит за решёткой утепляшка и автоодеяло лежит на моторе.)) температура то норм двигателя — просто печка быстро остывала — тосол медленно проходил
У меня была ваз 2013 кусок картона перед радиаторов и в машине жара в любой мороз.
я так чуть движок не перегрел, посреди ночи на трассе отрывал ее от радиатора, чтобы воздух пропустить.
Нужная вещь, но нужно его ставить как можно ниже
Да я заметил, это ни как не повлияло на проточность — воздух весь выгнал.)))
Ну я в этом не первый.)))
Да, понятно, я просто не припомню, что бы классике было холодно. Москвичи да, страдали этой болезнью а вот Жиги некогда этим не болели.
Да, понятно, я просто не припомню, что бы классике было холодно. Москвичи да, страдали этой болезнью а вот Жиги некогда этим не болели.
Ну у меня же универсал — больше объём в салоне
так я и не понял зачем ставить терморегулятор? можно помпу с кнопки сделать, или это для того чтобы «автоматика» все делала?
Да, «умная» машина типа.))
Поставь термостат от Шеви-нивы. Забудешь про недогрев двигателя при продувке печки, а сама печка горячее станет. На двух нивах так делал. Не дай случай, опять на ниву сяду, это будет первая доработка.
Термостат норм у меня, помпа родная не очень видать качает — 3 шт поменял уже.((
А зазор в помпе как то проверял?
Нет, тогда не проверял. думал раз новая — то норм.)) а теперь знаю что надо.)
гмм.а зачем такой огород городить?у меня уже на второй машине эта помпа стоит.подключена через реле от вентилятора печки.включил печку-работает помпа.выключил-помпа остановилась и ож просто течёт через неё.никаких изменений летом от того что она просто стоит в потоке не заметил.
У меня нет электро вентилятора, принудиловка стоит — так что обычный реле не воткнёшь. да и к тому же — я могу регулировать температуру включения — 50 до 100 С*
гмм.помню у меня была 6ка, так машина очень тёплая была без всяких помп.да я тогда и не слышал об них.правда и принудиловки не было.принудиловка насколько я понимаю стояла на тройках или копейках.точно уж и не помню.
Сейчас родные помпы делают не качественно, я 3 шт поменял — давления нет почти (в горлышке радиатора уровень не поднимается почти когда газуешь) — с электропомпой видно это давление
электропомпа от газели хорошо помогает.ставлю её уже на вторую машину на вход печки.без неё зимой не мыслю ездить.очень люблю когда тепло в машине.
Во-во. а то многие не понимают зачем эти помпы.))
не понимают?пусть мёрзнут!лично я подключил помпу через реле к вентилятору печки и когда включаю печку, включается и помпа.летом печка выключена и ож идет просто через выключенную помпу
Да, я тоже думаю что не работающая эл. помпа не влияет на проточность ОЖ
уже доказано что помпа в статистике не мешает прохождению ож по системе.
Ну кто то не вкурсе видать.))
У меня нет электро вентилятора, принудиловка стоит — так что обычный реле не воткнёшь. да и к тому же — я могу регулировать температуру включения — 50 до 100 С*
что за принудиловка?
Я про основной радиатор написал…)
У меня нет электро вентилятора, принудиловка стоит — так что обычный реле не воткнёшь. да и к тому же — я могу регулировать температуру включения — 50 до 100 С*
у вас нет вентилятора печки?
Есть — я ниже исправил комент.
гмм.а зачем такой огород городить?у меня уже на второй машине эта помпа стоит.подключена через реле от вентилятора печки.включил печку-работает помпа.выключил-помпа остановилась и ож просто течёт через неё.никаких изменений летом от того что она просто стоит в потоке не заметил.
ой — не понял сначала твой первый комент.)) Дело в том что помпа стоит снаружи, а провода вентилятора печки в салоне — и мне на улице никак не прокинуть провода в салон — по этому я и упростил в какой то мере задачу.)) К тому же печку я сразу включаю на лобовуху — и без электропомпы мотор быстрее прогревается для поездки. а помпа уже после вступает в дело — когда ОЖ нагрелась прилично
Не высоко насос стоит?
Я тож так подумал как установил, но при прогоне ОЖ воздух вышел весь
Я позже займусь с али — просто посылки долго идут. а тут из подручного изготовил — так же могу регулировать температуру включения
-37 на улице, температура двигателя в рабочей зоне
При движении тепла поступает мало, включаю печку на 1-е положение, температура двигателя падает в белую зону (21074)!
Тоже думал помпу поставить, а смысл? ОЖ чуть теплая и от помпы тепла не добавиться. Шестой год воюю с отоплением 21074.
Термостат жёще поставь — твой видать рано открывает
-37 на улице, температура двигателя в рабочей зоне
При движении тепла поступает мало, включаю печку на 1-е положение, температура двигателя падает в белую зону (21074)!
Тоже думал помпу поставить, а смысл? ОЖ чуть теплая и от помпы тепла не добавиться. Шестой год воюю с отоплением 21074.
тепло добавится точно — так как жидкость поступает в печку сразу из поршневой. Обмен будет быстрее, и печка не будет успевать остывать
Печка не будет успевать остывать, от чего? Если нет температуры в двигателе.
Радиаторы оба два медные, термос шнивский на 85.
Под нагрузкой нагревается, ОЖ пошла в расширитель до полного, карлсон не включается, датчиков 5/7 штук поменял, Фенокс(е@аный) других не продают. Включаю карлсон с кнопки, остывает и больше не поднимается до рабочей если включена печка. Выключаю печку температура полезла, ОЖ снова в бачок. И так шестой год. Уже 3 комплекта разных радиаторов, 5 термостатов и штук 7 датчиков включения карлсона.
я тоже сколько датчиков поменял на вентилятор, ставил 08 все не рабочие 3 штуки, поставил с классики и заработало
с классики и ставлю. 08 если не ошибаюсь горячее, если его ставить пока он сработает голова уже сварится. Думаю.
Печка не будет успевать остывать, от чего? Если нет температуры в двигателе.
Радиаторы оба два медные, термос шнивский на 85.
Под нагрузкой нагревается, ОЖ пошла в расширитель до полного, карлсон не включается, датчиков 5/7 штук поменял, Фенокс(е@аный) других не продают. Включаю карлсон с кнопки, остывает и больше не поднимается до рабочей если включена печка. Выключаю печку температура полезла, ОЖ снова в бачок. И так шестой год. Уже 3 комплекта разных радиаторов, 5 термостатов и штук 7 датчиков включения карлсона.
Странно что в бачок лезет — у меня уровень не меняется там…
Надёжно ли их сейчас делают, эти помпы?
В былые времена они сопливить из под крышки любили
Надёжно ли их сейчас делают, эти помпы?
В былые времена они сопливить из под крышки любили
У меня вторую зиму работает.Всё ОК.
Включаю кнопкой.Пользуюсь только на холодном моторе и в сильный мороз.В салоне реально пекло.Очень эффективный
девайс.Всем рекомендую.
У меня в первую зиму чудесить начала, правда это был 2003год тогда они только появились.
Вот и интересуюсь, как уровень качества изменился.
Я бы таким заморочился с алика. На аналогичном у меня инкубатор работал.
Ну это потом уже сделаю, с алика только к весне придёт посылка. )) а надо было срочно изготовить
В данном случае польза эль помпы только в том, что при заглушеном движке можно продолжать использлвать температуру мотора для отопления, тем самым экономить топливо.Нужно лиш на мотор печки поставить шим регулятор, очень удобно.да и всё просто.
ну да — если акб хороший — то она продолжит гонять тосол на заглушенную.)) но пока этого нет у меня…
В данном случае польза эль помпы только в том, что при заглушеном движке можно продолжать использлвать температуру мотора для отопления, тем самым экономить топливо.Нужно лиш на мотор печки поставить шим регулятор, очень удобно.да и всё просто.
Самая главная польза от доп помпы это быстрый прогрев салона и какой смысл делать её включение когда мотор уже прогрелся и печка уже вышла на свой режим. Наоборот её включение нужно делать когда мотор ещё холодный и только прогреваеться, а из воздуховодов идет уже горячий воздух через пару минут после запуска двигателя. Удобнее всего сделать включение доп помпы на кнопку включения вентилятора печки, включил печку — помпа сразу заработала, если через время стало сильно жарко, то помпа отключаеться. Для этого нужна трёхпозиционная кнопка, с её помощью делается работа помпы в трёх режимах: 1й — вкл одновременно с печкой, 2й — выкл 3й — постоянная работа помпы, независимо от печки, когда печка выключенная, для улучшения охлаждения двигателя в летний период.
Толку от этого автоматизма, если салон холодный пока мотор не прогрелся…ну дело хозяйское…
Я ща сниму видос как работает и подробнее попробую суть рассказать там.)
Толку от этого автоматизма, если салон холодный пока мотор не прогрелся…ну дело хозяйское…
в какой патрубок врезал помпу вход или выход с радиатора?