Тойота японская машина или американская
Путь семьи Тоёда: как Toyota дошла до вершины мирового автомобилестроения
В 2020 году Toyota Motor стала крупнейшим автоконцерном планеты. Доля России в ее глобальных продажах невелика — всего 1,62%, но в нашей стране эта марка и популярна, и значима: с выручкой 263,9 млрд рублей Toyota занимает восьмое место в рейтинге 50 иностранных компаний в России и входит в тройку крупнейших продавцов автомобилей. Forbes рассказывает историю легендарной компании.
На руинах железных дорог
В начале XX века Япония была одной из самых быстроразвивающихся экономик мира. В стране шли быстрые реформы, росла промышленность, железнодорожная сеть покрыла всю страну, развивалась банковская сфера. Процесс плотно контролировался правительством, которое определяло стратегические направления развития отраслей, выделяло субсидии и почти по-госплановски ставило задачи промышленным группам, решая, какие направления хозяйства нужно развивать. Но до 1923 года из сферы внимания правительства страны и крупных промышленников начисто выпадал автопром: считалось, что с транспортировкой грузов справляются железнодорожные и морские перевозки, а личный транспорт — блажь, не стоящая внимания. Появлялись единичные опытные образцы машин, но до крупносерийного производства дело не доходило: к примеру, первый японский серийный автомобиль Mitsubishi Model A (копия одной из моделей FIAT) был выпущен в 22 экземплярах.
Ситуацию развернуло Великое землетрясение Канто 1923 года, в котором погибло от 140 000 до 160 000 человек — больше, чем при ядерной бомбардировке Хиросимы. Оно уничтожило не только два крупнейших города Иокогаму и Токио, но и железные дороги на берегах Токийского залива; власти обнаружили, что не в состоянии оперативно эвакуировать пострадавших, подвозить спасателей и продовольствие, а затем восстанавливать регионы.
Чтобы избежать подобных проблем в будущем, была принята программа автомобилизации — прежде всего с упором на грузовики и автобусы. За 1920-е годы при полной правительственной поддержке в стране появились сборочные производства Ford, GM и Chrysler. В 1930 году в Японии выпускалось уже около 20 000 автомобилей в год, и тогда императорское правительство решило, что иностранцы свое дело сделали, пора японцам стать хозяевами в своем автопроме. В 1931 году начали вводиться протекционистские меры для развития национальной автоиндустрии. Через два года, 1 сентября 1933 года, в известной своими текстильными станками компании Toyoda Loom Works открылось автомобильное подразделение.
Сына плотника Сакити Тоёду в биографиях иногда называют японским Эдисоном. На рубеже XIX и XX веков он сделал несколько прорывных изобретений. Среди них ткацкий станок, который автоматически останавливался, когда рвалась подаваемая нить, а затем полностью автоматический ткацкий станок с электроприводом. Интересно, что сформулированный им принцип дзидока — автоматической остановки работы при возникновении любых проблем на производственной линии — до сих пор является одним из столпов производственной культуры Toyota. К середине 1920-х Сакити Тоёда был совладельцем текстильных фабрик в Японии и Китае, которые объединил в компанию Toyoda Automatic Loom Works. Бизнес был построен по клановому принципу: непосредственно руководил компанией зять Сакити Ридзабуро Тоёда, а сын основателя бизнеса Киитиро изучал за рубежом инженерное дело. Ридзабуро Тоёда, возглавивший семейный бизнес после смерти в 1930 году Сакити, принял решение инвестировать деньги, полученные от продажи лицензии на производство станков, в автомобильное производство. Возглавил его, понятно, Киитиро Тоёда.
Первой разработкой Toyota (в написании компании и марки заменили одну букву, чтобы сделать произношение благозвучным) стал шестицилиндровый 3,4-литровый двигатель, скопированный с мотора Chevrolet 1929 года. Мощность и габариты мотора позволяли устанавливать его как на легковые машины для розничного рынка, так и на легкие грузовики: компания получила госзаказ на 3000 грузовых автомобилей. Оборудованные этим двигателем и выпущенные в середине 1930-х годов легковая Toyota AA и грузовая G1 позаимствовали конструкцию у Dodge и Chevrolet. К этому моменту японское правительство вытеснило американских производителей со своего рынка, и первый завод Toyota, введенный в действие в 1936 году, быстро наращивал производство. К началу Второй мировой войны Toyota Motor, ставшая в 1937 году самостоятельной компанией, уже была крупным поставщиком грузовиков для государства и армии. Помимо грузовых автомобилей, она строила амфибии и первые внедорожники собственной разработки.
Война разрушила экономику Японии, но Киитиро Тоёде удалось получить от армии США контракт на ремонт автомобильной техники, а вскоре местным производителям было дозволено возобновить выпуск грузовиков. В 1947 году Toyota вывела на рынок свою первую послевоенную легковую модель Toyota SA, в которой было скопировано много технических решений немецкого «Жука» от Volkswagen.
Тем не менее до 1950 года поддерживать компанию на плаву удавалось с огромным трудом: попытки правительства обуздать послевоенную инфляцию привели страну к финансовому кризису, поставившему Toyota и других автопроизводителей на грань краха. Правительство и Банк Японии выделили компании крупные кредиты на реструктуризацию и разработку новых моделей, но одним из условий была смена руководства и отставка Киитиро Тоёды. Фактический основатель компании, удостоенный почитания на родине и места в Автомобильном зале славы в США, умер в 1952 году, всего через два года после отставки. Новым главой Toyota стал его двоюродный брат Эйдзи Тоёда, которому было суждено руководить компанией почти полвека (окончательно он отошел от дел только в 1994 году и скончался в столетнем возрасте в 2013 году) и сделать ее транснациональным гигантом.
По склону горы Фудзи
В июне 1950 года началась первая Корейская война, в которой Республику Корея поддержала коалиция западных держав во главе с США. Американцы все еще базировались в оккупированной Японии, и Toyota получила от них заказ на 1000 грузовиков, а через год компания представила на конкурс, организованный Резервным полицейским корпусом Японии, внедорожник Toyota Jeep BJ — модель, построенную на платформе собственной разработки, машину по мотивам американского военного Willys MB. На конкурсе сошлись три японских «Виллиса»: модель от Toyota, внедорожник Mitsubishi, купившей у Willys лицензию, и точно такой же автомобиль от Nissan, который лицензию не покупал, а просто разобрал и скопировал Willys силами своего КБ. Победила Mitsubishi, но и Toyota оказалась в центре внимания: чтобы продемонстрировать способности автомобиля, испытатели устроили на нем «восхождение» на Фудзияму. Toyota Jeep BJ забралась на высоту 2400 м (другим это оказалось не под силу), и компания получила заказ на 300 машин для полиции, лесной службы и других госструктур. Правда, вскоре выяснилось, что компания не имеет никаких прав на слово Jeep, и автомобилю дали новое название, придуманное техническим директором компании Хэндзи Умэхарой: Toyota Land Cruiser (сам он утверждал, что идея родилась по аналогии с британским Land Rover). С тех пор эти две марки стали непримиримыми конкурентами сначала на бездорожье, а через несколько десятков лет на рынке роскошных внедорожников. За 70 лет в мире было продано больше 10 млн всех модификаций Land Cruiser; сейчас внедорожник продается в 170 странах мира по 400 000 автомобилей ежегодно.
«Японское экономическое чудо», бум, который начался в японской экономике в начале 1960-х, сделал приобретение автомобиля доступным для массового покупателя. Вместе с другими местными производителями Toyota сосредоточилась на выпуске компактных легковушек: в 1966 году увидело свет первое поколение Toyota Corolla — маленького семейного автомобиля, которому было суждено стать одной из самых массовых машин в истории автомобилестроения.
Toyota вместе с другими японскими автопроизводителями согласилась добровольно ограничить поставки автомобилей в США, но одновременно начала переговоры с Ford и GM о строительстве совместных автосборочных заводов. Взамен компания предлагала американцам доступ к конструкциям малолитражных двигателей и компактных японских автомобилей. Согласие удалось получить от GM, и в начале 1980-х в Калифорнии развернулось строительство совместного предприятия NUMMI (New United Motor Manufacturing Inc.). Важный для компании проект возглавил один из представителей клана, младший сын основателя Тацуро Тоёда.
В 1981 году Эйдзи Тоёда отошел от непосредственного руководства компанией, заняв пост председателя правления. Его последней идеей, воплощать которую было суждено уже его преемнику, было создание марки Lexus — премиальной версии Toyota. Разрабатывалась она для продаж на американском рынке, но в 1990-х захватила весь мир. Бразды правления Эйдзи передал старшему сыну основателя компании Сёитиро Тоёде.
Инновационный консерватизм
Хотя Эйдзи Тоёде удалось сделать компанию крупнейшим в Японии и одним из крупнейших в мире автопроизводителей и создать знаменитую систему контроля качества, во многих отношениях Toyota оставалась крайне консервативной. Ее легковое подразделение выпускало в основном малые и среднеразмерные заднеприводные машины, что к концу его правления уже становилось анахронизмом. Поэтому 1980-е и 1990-е ушли не только на расширение международной экспансии компании, но и на создание гаммы новых моделей самых разных классов. За роскошным Lexus последовал не менее роскошный пикап T-100, позже переименованный в Toyota Tundra, переднеприводная модель бизнес-класса Toyota Camry, спортивные MR2 и Supra. Сейчас символом экологичности и новых технологий принято считать созданную Илоном Маском электрическую Tesla, но первым массовым автомобилем, который начал менять правила игры в этом направлении, стала Toyota Prius с гибридным (бензиновый плюс электрический) двигателем, вышедшая на рынок в 1997 году. В 2002-м некогда консервативная компания даже начала принимать участие в гонках «Формулы-1».
В 2007 году Toyota открыла автосборочный завод под Санкт-Петербургом, на котором выпускаются седан Camry и кроссовер RAV4. В прошлом году Toyota продала в нашей стране 91 598 новых автомобилей — как и у многих других производителей, ее выручка в России значительно снизилась, падение составило 11,75%. На мировом рынке ее продажи упали на 11,3%, при этом Toyota в 2020 году отвоевала первое место по продажам у Volkswagen, реализовав более 7,5 млн автомобилей.
Удастся ли компании удержать лидерство, во многом зависит от того, насколько быстро она будет следовать мировым трендам. Руководители Toyota не раз высказывали скептицизм относительно перспектив электромобиля. Тем не менее в этом году Toyota вместе с дочерними Hino и Isuzu учредила предприятие по производству электрических грузовиков. Сейчас консерватизм компании выгодно отличает ее в глазах покупателей от многих производителей, которые в погоне за малым расходом топлива и экологичностью выхлопа пошли на снижение ресурса своих автомобилей: машины, как жалуются клиенты, становятся «одноразовыми». Но это не про Toyota. «Человек, покупающий нашу машину, должен быть уверен в том, что она не подведет его и через 150 000 км. Пусть эту надежность оценит не первый, а уже второй владелец! Мы не стремимся непременно быть первыми. Главное — не отходить от принципов. Мы возвратимся к нашим истокам», — заявляет нынешний президент Toyota Акио Тоёда, правнук основателя семейного бизнеса и внук создателя крупнейшего автопроизводителя в мире.
Это последний текст Кирилла Горского для Forbes. C 2005 по 2013 гг. он занимал пост заместителя главного редактора российской версии Forbes, скончался 19 сентября.
Вехи истории Toyota
История Toyota Motor Co., Ltd. берет свое начало в 1926-ом, когда начала работу фирма по производству автоматических ткацких станков Toyoda Automatic Loom Works, Ltd, возглавляемая Сакичи Тойода
1936 Toyota AA
1957 Toyopet Crown
1973 Toyota Publica Starlet
1994 Toyota RAV4
Помимо этого Toyota продолжает свою мировую экспансию. А в новых разработках большое внимание уделяет экологии. Именно поэтому в 1997-ом году на конвейер встал первый в мировой практике серийный гибрид Toyota Prius. За год до этого, в 1996-ом, Toyota выпустила свой 90-миллионный автомобиль, а через три года – уже 100-милионный. В 2000-ом году продажи модели Prius достигли 50 тысяч по всему миру, было запущено новое поколение RAV4. Кстати, тогда же был открыт европейский дизайн-центр фирмы. 2002-ой можно выделить благодаря сотрудничеству Toyota Motor Corporation с PSA по созданию троицы микролитражек: Toyota Aygo, Citroen C1 и Peugeot107, открытию в России ООО «Тойота Мотор»(маркетинг и продажи) и, конечно же, в связи с появлением тойотовской команды в гонках Formula 1, которая просуществовала семь лет. В 2007-ом строится завод Toyota под Санкт-Петербургом, где с 2011-ого выпускается Toyota Camry седьмого поколения. В том же 2007-ом Toyota Motor Corporation впервые выпустила и продала больше автомобилей, чем General Motors. К слову, GM удерживала пальму мирового первенства на протяжении 76 лет. На сегодняшний день Toyota Motor Corporation один из крупнейших мировых производителей автомобилей выпускающий примерно по одной машине каждые пять секунд. В 2012-ом, свой 75-летний юбилей Toyota отметила выпуском 200миллионного автомобиля.
1936 Toyota AB
1943 Toyota AC
1947 Toyota SA
1951 Toyota BJ
1960 Toyota Land Cruiser 40
1965 Toyota Sports 800
1966 Toyota Corolla
1968 Toyota Hilux
1982 Toyota Camry первого поколения
1984 Toyota MR2
1997 Toyota Prius первого поколения
1999 Toyota Yaris
2009 Toyota Prius третьего поколения
2011 Toyota Camry седьмого поколения
2012 Toyota GT86
*Предложение ограничено и действует с 1 по 31 декабря 2011 г. Количество сертификатов – ограничено. Сертификат дает право на проживание 4-х человек в загородном клубе «Трава» в течение 2-х дней (будни). Предварительное бронирование коттеджа – обязательно – по телефону (812) 438 18 18. Так же сертификат дает право на конную прогулку в течение 2-х часов с инструктором по заранее оговоренному маршруту. Передача сертификата третьим лицам – запрещена. Сертификат действует до 30 апреля 2012 г.
**Предложение ограничено. Специальные цены на Volvo XC90 действуют до 15 декабря 2011 г. Подробности – у менеджеров отдела продаж в автоцентрах или по тел. (812) 303 85 85.
Какие автомобили лучше — японские или американские?
Статья о японских и американских автомобилях — какие машины лучше: сравнение по различным критериям. В конце статьи — видео о сравнении японских и американских внедорожников. Статья о японских и американских автомобилях — какие машины лучше: сравнение по различным критериям. В конце статьи — видео о сравнении японских и американских внедорожников.
Затяжной спор о том, автомобили чьего производства лучше, тянется десятилетия. Сторонники японских и американских машин редко меняют свою точку зрения, ибо вопрос вкусовых пристрастий часто лежит в области, недостижимой для инженерных или технических объяснений.
Определяемся с терминологией
Давайте для начала определимся, что подразумевается под термином «японский» или «американский» автомобиль. Американские автомобили давно перестали быть «аборигенами» Соединенных Штатов. Есть, конечно же, исконно американские марки:
Эти автомобили существуют и продаются на всех континентах. Хотя делаются они уже по большей части не для внутреннего рынка.
Среди машин-американцев можно встретить и японские модели, выпускаемые под суббрендами (Infiniti, Acura, Lexus). Американцами считаются и хорошо известные в Европе детища американской автомобильной компании Ford, в том числе столь популярные в России Fiesta и Focus.
Большое число американских автомашин, представленных на российском рынке, имеют мало общего с теми версиями, что колесят по просторам США. А те, что в какой-то момент в изобилии привозились из Штатов, часто были далеко не лучшего качества – но это не вина американского автопрома, а только перекупщиков, играющих на большой ценовой разнице и скупающих «утопленников» и иной автохлам.
Японские машины могут быть произведены где угодно, выпускаясь как для рынков Америки и Европы, так и для внутреннего. Автомобили, сделанные для японских потребителей, по отзывам автовладельцев, имеют лучшую комплектацию, но в целом малом отличаются от экспортных вариантов.
Японские автомобили – это почти эталон совершенства, акцентированный не только на технически грамотные решения, но и на практицизм и рациональность. В японском автопроме нет ничего лишнего, никаких «наворотов», не имеющих под собой практической ценности.
Американские автомобили имеют ряд существенных отличий, начиная от их размеров и харизмы и заканчивая техническими решениями.
Ценовая политика
В Америке среднестатистическая машина ни разу не является роскошью. Старая машина не представляет ценности, особенности страхования и службы сервиса делают так, чтобы с машинами, отъездившими свой срок, расставались непринужденно.
Вторичные автомобили из Америки поэтому часто в автосалонах стоят не слишком дорого. На цену влияет курс доллара и стоимость растаможки и доставки до потребителя. Новые модели иногда могут поразить своей высокой ценой, сопоставимой с суперкарами.
Японские машины служат долго, отличаются надежностью и относительно невысокой стоимостью. Закупаются вторичные машины через интернет-аукционы. Японцы очень активно следят за рынком и поддерживают интерес покупателей через снижение цен.
Предполагается, что в ближайшее время стоимость многих моделей в классе малолитражек и гибридов снизится на 15%. Новые же автомобили представляют собой сплав мощности, практичности, хорошей динамики и неплохого экстерьера при доступной цене.
Внешний вид
Классические автомобили-«американцы» узнаваемы по экстерьеру и столь популярны, что их фотографии регулярно появляются на страницах журналов, печатаются на постерах и используются в рекламных проектах. Автомобили стали символом Америки, ее независимости, а их дизайн самобытен и узнаваем.
В России в первую очередь американские машины известны по культовым фильмам и сериалам. В сериале «Рыцарь дорог» главный герой вовсе не полицейский, а его «железный напарник» – Pontiac Trans Am. В продолжении популярного сериала его заменил Ford Mustang Shelby GT500KR.
Еще в одном культовом сериале – «Сверхъестественное» вместе с двумя главными героями борется со злом черная Chevrolet Impala. В мультфильме «Тачки» также популяризируется победитель гонок родом из Детройта — Hudson Hornet.
Ну и напоследок нельзя не напомнить об эпической саге «Форсаж», в разных частях которой «звездят» Plymouth Barracuda и Dodge Charger Daytona. На этом легендарном фоне современные американские машины несколько теряются, заслоненные славой своих предшественников.
Машины в целом практичные и безотказные, но скучноватые по внешности, не обладающие, подобно «американцам», яркой харизмой.
Но и среди них есть яркие дизайнерские решения. Несмотря на мировую известность автомобильных брендов Японии, они не отмечены съемками в культовых сериалах и скорее напоминают рабочих лошадок, верой и правдой служащих своим владельцам.
Наиболее популярная машина — Toyota Corolla, за ней следуют известный кроссовер Toyota RAV4 и первый гибрид Toyota Prius.
Длительность эксплуатации
Тут автопромы Америки и Японии почти равны. Американские машины, сделанные до середины 70-х годов прошлого века, до сих пор в строю. В тот период не существовало понятия «техники на три года эксплуатации». Материалы и технологии рассчитывались так, чтобы автомобиль мог работать долго и исправно.
На японских автопромышленных заводах существует девиз, передающий тонкость японского менталитета. «Ты сделал это, ты и отвечаешь за это», поэтому японские машины столь надежны.
Существует множество примеров, когда «японки» эксплуатировались подолгу, без соответствующего техобслуживания, и все равно оставались на ходу. Инженеры закладывали изначально куда больший запас прочности, нежели это отображалось в документации.
Использование качественных элементов и деталей, постоянная доработка и доведение до совершенства узлов позволяют функционировать всем системам машины очень долго.
Отличия подвески
Американцы оснащают свои машины мягкой и комфортной подвеской, ведь у них помимо асфальтированных трасс достаточное количество бетонных дорог. Все неровности дороги нивелируются, кочки не доставляют неудобств.
Японский автомобиль более капризный в плане подвески — она более жесткая и чувствительная к качеству дорожного полотна.
Размеры и мощность машин
Американцы – поклонники всего большого. Для них чем больше и просторнее автомобиль, тем лучше, причем это одинаково касается и салона, и багажника. Особенно бросаются в глаза огромные бамперы «американцев», позволяющие сохранять целостность машины при небольших авариях.
Зато парковаться на «больших американцах» в условиях российских городов и небольших дворов крайне тяжело, ведь в Америке большая часть машин все-таки «ночует» около частных коттеджей или на выделенных машиноместах в гараже под домом.
Японцы производят различные модели автомобилей, среди которых тоже довольно много «объемных», но внутри страны выбор все-таки делается с упором на небольшие размеры машины и объем потребляемого топлива.
В Японии купить обычный автомобиль, если нет удостоверения о наличии парковочного места, невозможно, что приводит к росту продаж внутри страны облегченных маломощных «кей-каров».
Мощности двигателей у «американцев» немаленькие, хотя часто и дефорсированные, способные работать вполсилы, в максимально благоприятном режиме, что сказывается на долговечности мотора. Пока не грянул в 70-е годы XX века топливный кризис, американский автопром не слишком заморачивался с объемами двигателей, ведь большие машины требовали большого усилия для начала и поддержания движения.
Прожорливые и неэкологичные моторы оказались вдруг плохими, поэтому оставив прежний литраж их стали урезать по мощности. В итоге американские двигатели крутятся медленно, зато машину разгоняют быстро.
Японские автомобили славятся мощью и надежностью моторов. Они долгое время беспрекословно работают, не требуя ремонта. Тихие, не сильно вибрирующие двигатели обычно бывают 2 и 3-литровыми, выдавая мощность до 300 л.с.
Японцы большой упор делают на экологичность моторов и малый расход топлива. Машины капризны к качеству бензина — их нужно заправлять только на проверенных АЗС.
Трансмиссия
Американский автопром фактически полностью перешел на автоматическую коробку передач, встретить трансмиссию «на ручке» – большая редкость и раритет, который способен оценить только фанат драйва.
Японский автопром больше подстраивается под запросы потребителей. В линейке японских машин всегда можно найти как автоматическую коробку передач, так и механическую. Поэтому эти машины чаще востребованы любителями механической трансмиссии.
Технологии и ремонт
Машины из США редко комплектуются при всем богатстве начинки сложными системами, влияющими на ресурс, надежность и цену. В самой Америке потребитель, выбирая машину, смотрит на цену покупки и стоимость дальнейшей эксплуатации.
Большая часть автомобилей также продается на правах лизинга, поэтому за техническим состоянием машины следит не владелец (который может быть как аккуратистом, так и крайне небрежным человеком), а лизинговая компания, строго соблюдающая все необходимы регламенты техобслуживания, страхования и ремонта.
Автомобиль, продающийся сразу по окончании срока лизинга, может считаться весьма неплохим приобретением.
Стоит отметить и постоянно «богатую», даже на уровне базовой, комплектацию авто. Зато фактическое отсутствие зимы в большинстве штатов приводит к тому, что машины имеют несильную антикоррозийную защиту (хотя и кузов, и двигатель обычно в прекрасном состоянии), что не слишком хорошо сказывается в тяжелых погодных условиях «реальной России», где посыпанные реагентом дороги способны разъесть любой металл.
Но при этому японцы не стремятся запихнуть в машину сверхсложные узлы и высокотехнологичные системы. Все рассчитано на практическую сторону работы и долговечность, что существенно упрощает ремонт и обслуживание. При этому иногда японский автопром внедряет крайне сложные передовые наработки, например, моторы GDI или трансмиссию с интеллектуальным крутящим моментом.
Основная позиция японцев – производство «рабочих» машин, не снижая их надежность и не задирая ценник на продукцию.
Японские автомобили также представлены на мировых рынках большим количеством модельных рядов, нежели американцы.
Заключение
Однозначно ответить на вопрос о том, какой автопром лучше, предпочесть ли «американца» «японцу» или наоборот, невозможно. Выбор машины всегда зависит от манеры вождения, вкусовых предпочтений, качества дорог.
Для одних водителей важны простота и легкая ремонтопригодность, другие предпочитают мощность и вместительность «американской мечты», а для кого-то еще выбор становится поиском престижной марки, чтобы подчеркнуть личный статус.
Известное правило – прежде чем купить машину, пройдите тест-драйв, посмотрите, что удобней лично для вас и что больше подходит под ваш бюджет.
Видео о сравнении японских и американских внедорожников: