Тракторный номер на авто
Коллекция номерных знаков. С 1978 по настоящее время. Часть 2 — Краткая история номеров СССР.
Итак, главная тема коллекции. Номера СССР по типам. Но чтобы в СССР появились номера, сначала должен был образоваться и сам СССР, что и произошло в декабре 1922 г, если кто забыл. До этого 6 республик, учредителей СССР, существовали отдельно. Вы думаете, после образования СССР сразу появились и единые номера? Нет.
Начнем с того, что в каждом городе правила были своими. Появился в 1918 г. Декрет Совнаркома о правилах движения на автомобилях по Москве и окрестностям. В Интернете, кстати, много путаницы и неточностей, поэтому известен более поздний аналогичный декрет 1920 г., который часто называют первым. На самом деле большевики озаботились правилами еще в 1918 г. Правила эти были очень простыми, состояли сначала всего из нескольких пунктов. Впоследствии они расширялись. Но с самой первой редакции одним из пунктов было обязательное наличие на автомобиле номерного знака. Вот такого, как на фото ниже. Это номерной знак для автомобиля г. Астрахани на 1918 г., кстати самый ранний послереволюционный автомобильный знак в моей коллекции. Следующий датируется лишь обр. 1933 г.
Общее руководство автомобильным делом возлагалось на НКПС (Народный комиссариат путей сообщения). Но номерные знаки он не выдавал. С 1921 г. в составе НКПС РСФСР было создано Центральное управление местного транспорта (ЦУМТ). По порядкам, существовавшим еще с царских времен, номерные знаки извозчикам, которые были основным транспортом, велосипедам и незначительному числу автомобилей, номерные знаки выдавали местные органы власти. Где-то это были Отделы коммунального хозяйства, где-то Финансовые отделы. Номерные знаки в каждом городе были своими. Общие требования к номерным знакам по стране были определены правилами ЦУМТ лишь в 1927 г. с созданием первых общесоюзных правил учета автомобилей и мотоциклов. Но их не очень-то соблюдали.
Городские номерные знаки, а это название к номерам прилипло и сохранилось в обиходе чуть ли не до 90-х годов ХХ в, в каждом городе выдавались на год. Они лишь подтверждали уплату налога, а в некоторых случаях также говорили о прохождении предшествовавшего выдаче номера техосмотра повозки, велосипеда или транспортного средства. Чтобы легче различить нарушителей, номера ежегодно, а иногда и раз в полгода, менялись по цвету или форме.
В 1928 г. ЦУМТ был выведен из состава НКПС и преобразован в Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранс). Он стал отдельным ведомством при Совнаркоме и ведал строительством и ремонтом дорог, транспортными перевозками, складами, а также учетом автомобилей.
Если в двадцатые годы число автомобилей измерялось одной — двумя десятками тысяч, то в начале 30-х с вводом в действие заводов АМО и ЯАЗ, число транспорта в народном хозяйстве выросло на порядок. Следовало ввести четкую систему учета такого количества автомобилей, в том числе исходя из мобилизационных целей.
Поэтому первое постановление об общесоюзном учете авто-мото-транспорта было, наконец, разработано в 1931 г. С ним и появились первые общие по Союзу ССР номера. С него мы и начинаем отсчет типов и серий. Стандарт быстро перестал отвечать потребностям времени, т.к. имел небольшую емкость. Номерной знак состоял из одной буквы серии, определявшей регион учета, и четырех цифр, выполнявшихся черным цветом на белом фоне, например, «А-1234». В этом стандарте существовали также номера серии «Проба». Числа комбинаций было недостаточно для быстро растущего числа автомобилей в СССР.
Пришлось в 1933 г. изменять стандарт. Новый номерной знак также имел белый фон и черные символы. Он состоял из цифр числом до пяти, в нижней части указывался условный регион учета, т.н. «Дортранс». Дортрансы создавались и изменялись вместе с реорганизацией административно-территориального деления страны. Их было около пятидесяти на момент упразднения стандарта. Сначала различали мото и автономера, а также «Пробы». Чуть позже в стандарте появились транзиты для перегона автомобилей и дипломатические.
В 1936 г. было решено сосредоточить учет, регистрацию транспорта и выдачу номерных знаков в одном органе — Государственной автомобильной инспекции. Созданная 5 ноября 1934 г. в составе Цудортранса, она в 1936 г. была выведена оттуда и передана в Главное управление Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Цудортранс также был передан в состав НКВД и реорганизован в Гушосдор — Главное управление шоссейных дорог. С выходом 3 июля 1936 г. Постановления Совета народных комиссаров №1182 утверждено «Положение о ГАИ ГУ РКМ НКВД СССР». Эта дата принята как день рождения ГАИ, хотя служба ведет свою историю с конца 20-х годов, когда в ряде городов были созданы Отделы регулирования уличного движения (ОРУДы).
Гаишники быстро приняли новый стандарт на номера, правда их введение неоднократно переносилось. Лишь в 1938 г. старые номера с Дортрансами окончательно были запрещены. Мотоциклетные номера этого периода, также как и раньше, ставились как впереди, так и сзади. Впереди их обычно крепили на крыло мотоцикла по направлению движения, склепывая два знака между собой — получался двухсторонний номер. К специальным типам — «транзитам», «пробам», дипломатическим номерам добавились номера для прицепов.
Но стремясь избавится от недостатков номеров обр. 1933 г., увеличили размер пластин. Передний номер был длиной 575 мм — на 5 см длиннее современного. А задний превосходил по размерам белый советский квадратный номер для юрлиц.
Это потребовало металла, и для номеров стали применять металл самого низкого качества и недостаточной толщины. Большие «лопухи» трескались, часто отваливались от автомобилей, несмотря на существенный штраф за утерю номера. Поэтому ориентировочно в 1940 г. решили ввести новые номера уменьшенного размера. Про них пока известно очень мало, даже точной даты утверждения стандарта нет. Собственно, поиски ответа на этот вопрос и сподвигли автора начать работу, которая позже переросла в полноценное исследование истории номеров СССР. Но за более чем 6 лет я не смог найти норматива на эти номера. Поиск продолжается, а сами номера в коллекции есть. Вот пример такого номерного знака уменьшенного размера на ГАЗ-67, фото было взято с «молотка».
Что характерно, при присоединении к СССР республик Прибалтики, там были заменены номерные знаки, но выдача номеров во всех трех новых республиках шла не в соответствии с общесоюзными образцами. Более-менее соответствовали им номера Литовской ССР, где отличием от номеров обр. 1936 г. была лишь латинская серия «RL». А вот, например, образец номерного знака Эстонской ССР, выдача которых была начата весной 1941 г. Номер очень похож на знак времен независимости. Отличием является серия «ER» из двух букв вместо одной буквы серии национальных номеров.
Ввести уменьшенные знаки помешала война. С ней были утрачены учеты подразделений, большая часть парка транспорта была мобилизована и погибла в войну. Поэтому в 1946 г. довоенные номера стали менять новыми, т.н. «желтыми». При этом передние мотономера упразднили.
Номера 1946 г. до сих пор можно встретить на старых автомобилях. Особенно частыми являются номера серии «ЧР», выдававшиеся в Харьковской обл. УССР. Неудивительно, что именно такие знаки стали первыми в коллекции автора. Что интересно, в Москве передних номерных знаков не было на легковых автомобилях примерно до 1954 г, а фон номеров легковушек был черным, а не желтым. Грузовые автомобили Москвы имели стандартный желтый фон у номеров. Номера «Проба» и «Транзит» отменили. Дипломатические номера получили вид «д1-23» и выпускались на черном фоне.
Ну а потом и двух букв серии стало мало. Пришлось в 1958 г. увеличивать размер переднего номера для появления третей буквы. Теперь две буквы серии (т.н. «основа») по-прежнему означали региональную привязку, а третья буква менялась, как только цифровой набор достигал 99-99. Размерность заднего номера оставлена без изменений.
Попутно буквы сместили за цифровой набор, а фон знаков поменяли на черный, как было принято в тогдашней Европе. Но основной причиной называлась неравномерность окраски желтых номеров — их перекрашивали, а колер краски, конечно, никто в соответствии с ГОСТ не подбирал. Поэтому они могли быть и почти белыми, и коричневыми. В то время внешнему виду автомобилей уделяли много внимания, поэтому было решено ввести знаки на черном фоне — тут уж с цветом сложно перепутать. Мотономера, как и раньше, были меньше автомобильных в размерах. Фон дипломатических знаков изменился на белый, а структура их тоже поменялась — буква переехала за цифры или под них: «32-10 д».
В 1965 г. в ГОСТ были внесены изменения. Появились номера для тракторов и других самоходных машин, тракторных прицепов и мопедов. Чтобы выделить тихоходные трактора решили им вернуть на номера желтый фон, как у номеров 1946 г. Поэтому часто несведущие люди причисляют тракторные номера к номерам более раннего стандарта, хотя между их появлением почти 20 лет разницы. Также, вероятно в 1964 г., были возвращены номера «Проба» и «Транзит» многоразового применения.
Что характерно, регистрацию тракторов решили сосредоточить не в ГАИ или в каком-то независимом на тот момент органе, а сделали по отраслевому принципу. Минсельхоз имел в своем составе Главсельтехнадзор, ему и поручили заниматься регистрацией тракторов в сельском хозяйстве. А для остальных министерств выделили серии номеров — каждому свою, и поручили им самим контролировать свои трактора и тракторные прицепы, занимаясь учетом и выдачей номеров. Конечно это повлекло за собой бардак в учете, но в целом повысило контроль за трактористами.
Некоторые виды номеров имели белый фон — в основном, дипломатические разных видов. Они поменялись в конце 60-х. Были введены новые номера для иностранцев. Они состояли из буквы серии и пяти цифр. Первые две означали код посольства, а последующие три — цифровой набор номера. Буквенная серия означала категорию иностранца: D — дипломат, К — корреспондент, М — представитель инофирмы или гражданин, приехавший в СССР на работу или учебу по международному соглашению. Позже появились знаки серии «М» из шести цифр — для обычных проживающих в СССР иностранцев, на автомобили которых выдавались технические паспорта (на автомобили с номерами из пяти цифр техпаспорта не выдавались, и их продажа гражданам СССР напрямую была запрещена).
В 1977 г. был разработан новый ГОСТ, фон обычных знаков стал белым. ГОСТ предусматривал появление номерных знаков в световозвращающем исполнении. Это улучшило бы распознаваемость автомобилей на неосвещенных дорогах. Но проблемы с освоением качественной пленки для номерных знаков решены не были, а на закупку импортной денег не было. Поэтому номера появились к Олимпийским играм 1980 г. Самой массовой серией таких номеров была «ОЛМ».
Также было несколько знаков серий «МОА», а ветераны в числе олимпийских упоминают еще «МОО» и «МОЛ». Их после проведения Олимпиады с автомобилей сняли, впрочем серия «МОА» появилась на грузовиках, «МОЛ» — на легковых автомобилях преимущественно различных правоохранительных служб, а «МОО» недолго была довольно статусной серией служебных легковых автомобилей — настолько немногочисленной и крутой, что сейчас об этом никто и не помнит.
Да, в этом стандарте номера для автомобилей частников и организаций были разделены. У машин юрлиц все три буквы были вместе, а у частников сначала одна меняющаяся буква, затем 4 цифры и потом две буквы основы серии. Проблемой было несовпадение применявшихся на номерах букв кириллического алфавита и требований Конвенции о дорожном движении. Для выезда за рубеж при наличии кириллицы на номерах приходилось номера менять. Были выделены особые серии для таких случаев, номера предполагалось по возвращении сдавать и получать назад свои собственные сданные на хранение. Знаки некоторых категорий иностранцев было решено окрашивать в красный и желтый цвета. Военные номера оставались черными двухбуквенными.
В ГОСТ 3207-77 несколько раз вносились изменения и дополнения. Одним из них в конце 80-х был введен специальный тип номерного знака для специальных легковых автомобилей. Такой номер устанавливали на спецтранспорте, контроль за которым был усилен. Позже, с разрешением продаж частным лицам грузовиков, был добавлен специальный номер и для них, но его успели выдать лишь в Хабаровском крае и Свердловской обл.
Отдельной темой являются военные номерные знаки. Появились они в годы Великой отечественной войны. Обычным транспортом тех лет являлись полуторки и трехтонки. На них номера рисовались краской — на заднем борту, боковых дверях и т.п. Специальные пластины для номеров были, в основном, у легковых автомобилей и мотоциклов. Поэтому до наших дней таких номеров дошло мало.
Структура военных номеров из буквы и пяти цифр сохранилась до 1962 г. Тогда были введены, по аналогии с гражданскими номерами обр. 1958 г., новые военные номера из четырех цифр и двух букв серии. Они не имели региональной привязки. Разные серии можно было встретить в разных регионах СССР. Эти знаки, меняясь по исполнению несколько раз, дожили до 1993 г., когда появился новый ГОСТ на российские номера.
С открытием границ, распадом СССР старые советские номера в бывших республиках заменялись национальными. Первой тут была Эстония, введшая собственные номера в 1991 г. В конце 1993 г. появились такие номера в России. Вместо буквенных серий у них код региона. Ну мы их знаем — вот они. Эти знаки в раннем, т.н. «бесфлаговом» исполнении.
Кстати, уже в этом году текущий ГОСТ Р 50577-93 на регистрационные знаки будет изменен. Об этом я еще рассказать успею в следующий раз, когда остановлюсь подробнее на тех номерах России, что имеются в ГОСТ на настоящий момент или были упразднены, но существовали в прошлом.
Как зарегистрировать трактор в Гостехнадзоре в 2021 году?
Добрый день, уважаемый читатель.
С 1 января 2021 года начали действовать новые Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники. В отличие от предшествующего документа (Постановления правительства Российской Федерации «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации») новые правила являются более подробными и дают ответы на многие вопросы, которые могут возникнуть при регистрации тракторов и самоходных машин.
В данной статье речь пойдет о том, как зарегистрировать трактор или самоходную машину в органах Гостехнадзора:
Какая техника регистрируется в гостехнадзоре?
Регистрации в гостехнадзоре подлежат трактора и самоходные машины. В том числе:
Данный пункт говорит о том, что в гостехнадзоре регистрируются транспортные средства, двигатель которых отвечает одному из следующих условий:
Примечание. Автобусы, легковые и грузовые автомобили регистрируются не в Гостехнадзоре, а в ГИБДД. Регистрация в ГИБДД рассмотрена в отдельной статье.
Где можно зарегистрировать трактор или самоходную машину?
8. Государственная регистрация техники производится органом гостехнадзора по месту обращения владельца техники вне зависимости от места регистрации физического лица, индивидуального предпринимателя или места нахождения юридического лица, являющихся владельцами техники, в пределах одного субъекта Российской Федерации.
В отличие от автомбилей, которые можно зарегистрировать в любом подразделении ГИБДД на территории страны, самоходную технику можно зарегистрировать только в том регионе, где проживает (физическое лицо) или находится (юридическое лицо) ее владелец. При этом в пределах региона можно выбрать любое подразделение Гостехнадзора, занимающееся регистрацией транспорта.
В какой срок нужно зарегистрировать самоходную технику?
5. Владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или в течение 10 календарных дней со дня выпуска техники в свободное обращение в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, либо со дня выдачи паспорта техники (для техники, не подлежащей таможенному декларированию), либо со дня временного ввоза техники на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, либо со дня приобретения прав владельца техники, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Зарегистрировать трактор или самоходную машину нужно в течение 10 дней с момента покупки.
Какие документы нужны для регистрации?
Для государственной регистрации техники представляются следующие документы:
Сведения о факте уплаты государственной пошлины, об оформлении электронного паспорта техники, страхового полиса страхования гражданской ответственности, сведения о сертификате соответствия или декларации соответствия в случае, если обязательная сертификация установлена законодательством Российской Федерации, сведения из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей могут быть запрошены с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
.
26. Государственная регистрация техники осуществляется только за одним юридическим или физическим лицом.
Государственная регистрация техники, принадлежащей 2 и более собственникам, осуществляется за одним из них при наличии письменного согласия на это остальных собственников, поданного ими в орган гостехнадзора при государственной регистрации техники.
Обязательные документы для регистрации самоходной техники:
Дополнительные документы, которые потребуются в некоторых случаях:
Документы, которые можно предоставить по желанию заявителя (если их не предоставить, Гостехнадзор проверит информацию самостоятельно):
Как подать документы на регистрацию в Гостехнадзор?
7. Заявление владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники и прилагаемые к нему документы могут быть поданы владельцем техники или его представителем лично в орган гостехнадзора.
Правила предлагают 2 варианта для подачи заявления в Гостехнадзор:
Госпошлины за регистрацию в Гостехнадзоре в 2022 году
Статья 333.33 части 2 Налогового кодекса РФ предусматривает следующие государственный пошлины:
Например, в случае регистрации в Гостехнадзоре нового трактора придется заплатить 3 пошлины:
1 500 + 350 + 500 = 2350 рублей.
Примечание. До 1 января 2023 года можно оплатить указанные пошлины через портал государственных услуг со скидкой 30%. В этом случае размер пошлины составит 1 645 рублей.
Можно ли сохранить номера предыдущего владельца?
Напомню, что в настоящее время владельцы автомобилей могут сохранить номера предыдущего собственника, если код региона на этих номерах совпадает с регионом прописки нового собственника. Это позволяет сэкономить на уплате государственных пошлин. Для тракторов и самоходных машин такая возможность в 2022 году не предусмотрена.
Нужен ли осмотр техники при регистрации?
63. При государственной регистрации техники, изменении регистрационных данных, выдаче свидетельств о государственной регистрации техники взамен утраченных или непригодных для использования, дубликатов паспортов техники, владельцы обязаны предъявить технику для осмотра с целью проверки соответствия основных компонентов техники учетным данным.
При подаче заявления о государственной регистрации техники или о внесении изменений в регистрационные данные техники по форме, приведенной в приложении N 1 или 2 к настоящим Правилам, с использованием Единого портала место и время осмотра выбираются заявителем самостоятельно, но не позднее истечения обязательного срока государственной регистрации техники, указанного в пункте 5 настоящих Правил.
Осмотр тракторов и самоходных машин является обязательным во всех случаях, когда Гостехнадзор выдает документы на указанную технику.
Осмотр проводится даже тогда, когда собственник трактора не меняется и требуется только выдача дубликата утерянного документа.
При осмотре техники осуществляется ее идентификация и проверка отсутствия признаков изменения, сокрытия, уничтожения заводского, идентификационного номера техники или номера основного компонента техники.
По завершении осмотра техники в заявление о государственной регистрации техники вносится отметка о его результате.
Срок действия результатов осмотра техники составляет 30 календарных дней со дня его проведения.
Осмотр техники может быть проведен либо в органах Гостехнадзора. либо по месту нахождения техники. Естественно, во втором случае следует заранее обратиться в Гостехнадзор и согласовать с инспектором время и места осмотра трактора или самоходной машины.
При осмотре сотрудник Гостехнадзора проверяет:
Результаты осмотра действительны в течение 30 дней. За это время собственник должен обратиться в Гостехнадзор для регистрации и получения номеров.
Какие документы оформляются при регистрации в Гостехнадзоре?
В случае отсутствия в паспорте техники записей о собственнике, его адресе, дате продажи (передачи) при государственной регистрации техники органом гостехнадзора осуществляется заполнение этих строк на основании представленных владельцем техники документов, подтверждающих право собственности на технику.
.
21. При проведении государственной регистрации техники, не связанной с прекращением государственного учета или снятием с учета после утилизации техники, органом гостехнадзора владельцу техники или его представителю выдается свидетельство о государственной регистрации техники по форме согласно приложению N 3.
В результате посещения Гостехнадзора владельцу трактора или самоходной машины должны быть выданы:
В отличие от автомобилей, на самоходную технику свидетельство о регистрации может быть выдано в электронном виде. В этом случае по желанию собственника может быть дополнительно выдано и бумажное свидетельство.
Что касается номеров транспортных средств, то их присвоение имеет определенные особенности. В отличие от автомобилей, которым выдаются все серии номеров в пределах одного региона, Гостехназдор выдает в каждом регионе только номера определенных серий, закрепленных в приложении.
Например, в Тульской области (регион 71) могут выдавать номера типа 3 серий ТА, ТВ, ТЕ, ТМ, ТН, ТО, ТУ, ТХ.
В каких случаях трактор нужно снять с учета?
49. Владельцы обязаны снять технику с государственного учета в случае:
Обратите внимание, техника снимается с учета в том числе и в случае ее продажи или дарения.
51. Снятие с государственного учета техники в случае ее отчуждения осуществляется органом гостехнадзора на основании заявления прежнего владельца техники о снятии с государственного учета техники по формам, приведенным в приложениях N 1 и 2 к настоящим Правилам, с приложением документов, удостоверяющих личность заявителя, документов о заключении сделки, направленной на отчуждение техники, паспорта техники, государственного регистрационного знака и свидетельства о государственной регистрации техники, при условии отсутствия подтверждения государственной регистрации техники за новым владельцем.
При снятии с государственного учета техники в связи с ее списанием (утилизацией) осмотр не проводится.
Заявление прежнего владельца техники о снятии с государственного учета техники может быть подано с использованием Единого портала и подписано простой электронной подписью без необходимости подачи такого заявления в иной форме.
Пункт 51 правил регистрации, в котором рассказывается о снятии техники с учета при продаже, вызывает определенные вопросы. Из текста не понятно, в какой именно момент требуется снятие с учета.
С одной стороны, в списке необходимых документов присутствуют документ о заключении сделки (договор купли-продажи) и документы техники (паспорт, свидетельство о регистрации). То есть получается, что снять технику с учета нужно сразу же после заключения договора купли-продажи, но до ее передачи новому собственнику.
С другой стороны, в пункте говорится о том, что снятие с учета осуществляется при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем. Из этой части следует, что новый владелец после покупки техники может забрать все документы и зарегистрировать ее самостоятельно.
Александр продал трактор Борису 10 января 2021 года. Они договорились о том, что Борис самостоятельно зарегистрирует технику. 15 января 2021 года Александр узнал, что Борис не зарегистрировал технику и не собирается этого делать. Александр хочет обратиться в Гостехнадзор для снятия трактора с учета, однако сделать этого не может, т.к. документы и номера переданы покупателю.
В общем, данный пункт вызывает вопросы, т.к. не понятно, какой должна быть ситуация, чтобы его применить.
Как перегнать технику в другой регион?
Выше речь шла о том, что предыдущий собственник может прекратить регистрацию самоходной машины, а новый собственник должен ее зарегистрировать на свое имя. Однако ситуация становится сложнее, если техника приобретается в «чужом» регионе и ее требуется перегнать. В этом случае покупателю нужно получить транзитные номера:
На технику, перегоняемую к месту регистрации ее владельцами, государственные регистрационные знаки «ТРАНЗИТ» выдаются органами гостехнадзора по месту обращения владельца техники.
Транзитные номера для перегона к месту регистрации можно получить в любом подразделении Гостехнадзора в любом регионе.
В какой срок Гостехнадзор должен зарегистрировать технику?
65. Предоставление государственной услуги по государственной регистрации техники осуществляется в соответствии с административным регламентом.
Сроки осуществления административных процедур, устанавливаемые в административном регламенте, не могут превышать:
Максимальные сроки не регистрацию техники в Гостехнадзоре составляют 17 рабочих дней:
В отличие от ГИБДД, которая фактически проводит регистрационные операции в течение часа, Гостехнадзору отводится гораздо больше времени на проведение всех операций.
В заключение хочу отметить, что в данной статье рассмотрены все основные вопросы, связанные с регистрацией тракторов и самоходных машин. Однако если Вам что-то осталось непонятным, то напишите Ваш вопрос в комментариях к данной статье или обратитесь к тексту Правил регистрации: