у организмов разных царств аминокислоты кодируются одними и теми же кодонами поэтому код
Биология. 11 класс
§ 23. Генетический код и его свойства
Как вы знаете, признаки и свойства каждого организма определяются прежде всего белками, которые синтезируются в его клетках. Белки выполняют самые разнообразные функции (вспомните какие), обеспечивая тем самым протекание процессов жизнедеятельности. Можно сказать, что именно от этих биополимеров в первую очередь и зависит существование организма. Однако время функционирования белков, как и многих других биомолекул, весьма ограничено. Поэтому синтез белков в организме должен осуществляться непрерывно. Этот процесс протекает во всех клетках одноклеточных и многоклеточных организмов.
Вам также известно, что хранителем наследственной (генетической) информации, т. е. информации о первичной структуре белков, является ДНК. Участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка, получил название ген. Кроме того, генами называют участки ДНК, хранящие информацию о строении молекул рРНК и тРНК.
В биосинтезе белков, который осуществляется в рибосомах, ДНК прямого участия не принимает. Передача генетической информации, содержащейся в ДНК, к месту синтеза белка происходит с помощью посредника. Этим посредником является матричная (информационная) РНК (мРНК, иРНК), которая синтезируется на одной из цепей молекулы ДНК по принципу комплементарности.
В молекулах ДНК и мРНК информация о первичной структуре белков «записана» в виде последовательности нуклеотидов. Сами же белки синтезируются из аминокислот. Значит, в природе существует особая система кодирования, на основании которой последовательность нуклеотидов расшифровывается в виде последовательности аминокислот молекул белков. Этот «шифр» называется генетическим кодом. Таким образом, генетический код — это система записи информации о первичной структуре белков в виде последовательности нуклеотидов ДНК (мРНК).
Генетический код обладает следующими свойствами.
1. Код является триплетным. Это значит, что каждая аминокислота кодируется триплетом (кодоном) — сочетанием трех последовательно расположенных нуклеотидов. В состав молекул ДНК и РНК входит по 4 типа нуклеотидов. Если бы за определенную аминокислоту «отвечал» один нуклеотид, можно было бы закодировать только 4 из 20 белокобразующих аминокислот. Дублетов (по два нуклеотида) хватило бы лишь на 4 2 = 16 аминокислот. Количество возможных триплетов (сочетаний трех нуклеотидов) составляет 4 3 = 64. Этого с избытком хватает для кодирования всех 20 видов аминокислот (табл. 23.1).
Обратите внимание, что 3 из 64 кодонов (в молекулах мРНК — УАА, УАГ и УГА) не кодируют аминокислоты. Это так называемые стоп-кодоны *или нонсенс-кодоны (от англ. nonsense — бессмыслица)*, они служат сигналом окончания синтеза белка. *Остальные триплеты называются смысловыми.*
* Генетический код расшифровали американские биохимики Р. Холли, Х. Г. Корана и М. Ниренберг в середине прошлого века. Работа стартовала в 1961 г. В бесклеточные системы, содержащие все необходимые компоненты для синтеза белка (рибосомы, аминокислоты, тРНК и др.), ученые сначала вводили искусственно синтезированные мРНК, состоящие только из одного типа нуклеотидов. Было выяснено, что в присутствии, например, полицитидиловой мРНК (ЦЦЦЦЦЦ. ) синтезируется полипептид, состоящий только из остатков аминокислоты пролина, в присутствии полиуридиловой (УУУУУУ. ) — из фенилаланина. Стало понятно, что кодону ЦЦЦ соответствует пролин, а триплет УУУ кодирует фенилаланин. К 1965 г., благодаря использованию искусственно синтезированных молекул мРНК с известными повторяющимися последовательностями нуклеотидов, удалось расшифровать все остальные триплеты. В 1968 г. это открытие было удостоено Нобелевской премии.*
2. Код однозначен — каждый триплет кодирует только одну аминокислоту.
3. Как уже отмечалось, число триплетов превышает количество кодируемых аминокислот. Поэтому генетический код является избыточным (вырожденным) — одна и та же аминокислота может кодироваться разными триплетами. Например, в мРНК цистеин (Цис) может быть закодирован триплетом УГУ или УГЦ, треонин (Тре) — АЦУ, АЦЦ, АЦА или АЦГ. Некоторые аминокислоты, например лейцин (Лей), кодируются шестью различными триплетами, в то же время метионину (Мет) и триптофану (Трп) соответствует только по одному кодону (проверьте по таблице генетического кода).
4. Код не перекрывается — один и тот же нуклеотид не может одновременно входить в состав двух соседних триплетов.
5. Код непрерывен. В полинуклеотидной цепи нуклеотиды располагаются непрерывно и соседние триплеты ничем не отделены друг от друга. Это значит, что фактически деление на триплеты условно — все зависит от того, с какого именно нуклеотида начинается их считывание. Поэтому в клетках считывание информации, содержащейся в генах, всегда начинается со строго определенного нуклеотида.
Если в составе гена происходит изменение количества нуклеотидов (их выпадение или вставка) на число, не кратное трем, наблюдается так называемый сдвиг рамки считывания (рис. 23.1). Это прив одит к существенному изменению последовательности аминокислот в белке, который кодируется измененным геном. В некоторых случаях сдвиг рамки считывания приводит к возникновению стоп-кодонов, из-за чего синтез белка обрывается.
*Суть происходящего при сдвиге рамки считывания можно понять на следующем примере. Прочитайте предложение, составленное из трехбуквенных слов (аналогично триплетам):
ЖИЛ БЫЛ КОТ ТИХ БЫЛ СЕР МИЛ МНЕ ТОТ КОТ.
В этом предложении заключен определенный смысл, понять который можно и без знаков препинания. Выпадение одной буквы аналогично выпадению одного нуклеотида. Оно приводит к изменению порядка считывания и потере смысла:
ЖЛБ ЫЛК ОТТ ИХБ ЫЛС ЕРМ ИЛМ НЕТ ОТК ОТ — выпадение второй буквы.
То же самое произошло бы и после вставки лишней буквы. В случае замены одной буквы либо при изменении их количества на три смысл предложения меняется не столь значительно. Например:
ЖИВ БЫЛ КОТ ТИХ БЫЛ СЕР МИЛ МНЕ ТОТ КОТ — замена третьей буквы;
БЫЛ КОТ ТИХ БЫЛ СЕР МИЛ МНЕ ТОТ КОТ — выпадение первых трех букв.
Однако смысл предложения (в нашей аналогии — первичная структура белка) во многом зависит от положения измененных букв (нуклеотидов). Так, смысл может существенно исказиться:
ЖИЛ БОТ ТИХ БЫЛ СЕР МИЛ МНЕ ТОТ КОТ — выпадение пятой, шестой и седьмой букв.
Аналогичная ситуация наблюдается и с белками. В зависимости от расположения замененной (утраченной, добавленной) аминокислоты молекула белка может сохранить пространственную конфигурацию и функции, частично изменить их или же полностью утратить свои исходные характеристики.*
Как уже отмечалось, правильное считывание генетической информации обеспечивается только тогда, когда оно начинается со строго определенной позиции. У эукариот стартовым кодоном молекулы мРНК является триплет АУГ. Именно с него и начинается считывание.
6. Код универсален — у всех живых организмов одним и тем же триплетам соответствуют одни и те же аминокислоты. Иными словами, у всех организмов генетический код расшифровывается одинаково (за редким исключением). Это свидетельствует о единстве происхождения живых организмов.
*Некоторые вариации генетического кода обнаружены у бактерий, инфузорий, дрожжей, в коде митохондриальной ДНК и т. д. Например, у бактерий триплет мРНК ГУГ может играть роль стартового кодона, а у эукариот он предназначен только для кодирования аминокислоты валин. В митохондриях млекопитающих триплет УГА кодирует триптофан, в то время как в матричной РНК, синтезированной в ядре клетки, он служит стоп-кодоном. И наоборот, в коде митохондрий триплеты АГА и АГГ являются сигналами окончания синтеза белка, а в «основной версии» генетического кода им соответствует аминокислота аргинин.*
Презентация по биологии на тему «Химическая организация живого вещества» (10, 11 классы при подготовке к ЕГЭ)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Повторение и обобщение темы «Химическая организация живого вещества» ЛГ МАОУ СОШ №2 Учитель биологии Феоктистова Т.М.
Белки. Верны ли следующие суждения о свойствах белков? А. Разнообразие белков обусловлено количеством и последовательностью аминокислотных остатков в их молекулах Б. При разрушении первичной структуры белка он легко ренатурируется верно только А 2) верно только Б оба суждения верны 4) оба суждения неверны Какие химические связи разрушаются при денатурации вторичной структуры белка? ковалентные 2) водородные гидрофобные 4) ионные
Процесс изменения пространственной структуры белка называется Связи, удерживающие спираль вторичной структуры молекулы белка, называются 1) репликация 2) инициация 3) денатурация 4) трансляция 1) пептидными 2) S-S связями 3) гидрофобными 4) водородными Гемоглобин орла отличается от гемоглобина зайца-беляка 1) видом мономеров 2) последовательностью мономеров 3) уровнем организации молекулы 4) функциями
Схема строения какой молекулы изображена на рисунке? 1) Вторичная структура белка 2) Вторичная структура ДНК 3) Третичная структура белка 4) Четвертичная структура ДНК Ферментативную, транспортную, строительную, защитную функции в клетке выполняют молекулы 1) липидов 2) углеводов 3) ДНК 4) белков
ферменты слюны активны в нейтральной или слабощелочной среде, которая характерна для ротовой полости; 2) в желудке среда кислая, поэтому ферменты слюны неактивны. С1. Ферменты слюны активны в ротовой полости, но теряют свою активность в желудке. Чем это можно объяснить? С5. Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации? Большинство ферментов – белки. Под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента.
Содержащийся в крови человека фибриноген это- Фермент фагоцитов Растворимый углевод эритроцитов Растворимый белок плазмы Незаменимая аминокислота 1) глобулу из одной полипептидной цепи 2) двойную полипептидную спираль 3) несколько соединенных полипептидных цепей 4) последовательность аминокислот в полипептидной цепи 5. Четвертичная структура молекулы гемоглобина представляет собой
Ответ: Молекулы белков различаются числом аминокислотных остатков; Молекулы белков различаются составом аминокислотных остатков ; Последовательность соединения аминокислотных остатков различается у разных белков. Белки, входящие в состав организма, сильно различаются, однако известно всего 20 видов аминокислот, из которых они образуются. Объясните, с чем связано разнообразие белков. В8. Белки в организме человека и животных служат основным строительным материалом расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот образуются из аминокислот в печени превращаются в гликоген откладываются в запас в качестве ферментов ускоряют химические реакции
В3. Выберите признаки, отличающие белки от жиров Состоят из остатков глюкозы Легко расщепляются в организме Состоят из аминокислот Откладываются в запас в организме Определяют признаки организма Индивидуальны у каждой особи вида
37. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот Участвуют в образовании плазматической мембраны Входят в состав хромосом Участвуют в гуморальной регуляции Осуществляют транспортную функцию Выполняют защитную функцию Переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме Строение хромосомы Осокина Ковшикова
1. Фермент – биологический катализатор. Ускоряет химические реакции, происходящие в клетках живых организмов. Все ферменты являются белками. В пищеварительном канале происходит переваривание, расщепление крупных молекул сложных органических веществ до более простых. Ферменты ускоряют этот процесс. 2. Гормоны – биологически активные вещества. Участвуют в гуморальной регуляции работы внутренних органов. Многие гормоны являются веществами белковой природы. Гормоны поступают в кровь и регулируют работу органов, обмен веществ в организме, его рост и развитие, постоянство внутренней среды. В пищеварительный канал гормоны не поступают! 3. Витамины – биологически активные вещества. Функции: витамины влияют на обмен веществ; участвуют в образовании ферментов. 4. Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие чужеродного вещества – антигена. Каждое антитело распознает свой антиген.
Ответы к тесту по биологии 3 части 36 вопросов вариант 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов М 1 под номером выполняемого вами задания (Al—А36) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1.Генеалогический метод используют для
1) получения генных и геномных мутаций
2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека
3) исследования наследственности и изменчивости человека
4) изучения этапов эволюции органического мира
А2.Что служит доказательством единства органического мира?
1) специализация клеток в многоклеточных организмах
2) сходство в строении клеток организмов разных царств
3) жизнь организмов в природных и искусственных сообществах
4) способность организмов к бесполому размножению
А3.Водородные связи между СО- и NH-группами в молекуле белка придают ей форму спирали, характерную для структуры
1) первичной 3) третичной
2) вторичной 4) четвертичной
А4.Главная роль в хранении и передаче наследственной информации в клетке принадлежит
1) хромосомам 3) клеточному центру
2) рибосомам 4) комплексу Гольджи
А5.Организмы, способные синтезировать органические вещества и з неорганических за счёт энергии света, — это
1) хемотрофы 3) фототрофы
2) сапротрофы 4) гетеротрофы
А6. Повышению генетического разнообразия потомства способствует размножение
1) вегетативное 3) почкованием
2) половое 4) столонами
А7.Г. Мендель сделал важный шаг в познании закономерностей
1) онтогенеза 3) эволюции
2) эмбриогенеза 4) наследственности
А8. Какой закон проявляется, если при моногибридном скрещивании доминантной и рецессивной гомозигот в F1 получено потомство, отличное по фенотипу от родителей?
1) закона расщепления 3) независимого наследования
2) неполного доминирования 4) закона доминирования
А9 Степень развития мускулатуры у человека в зависимости от частоты и интенсивности тренировок — пример изменчивости
1) соотносительной 3) модификационной
2) комбинативной 4) неопределённой
А10. В систематике животных классы объединяются в
1) типы 2) роды 3) семейства 4) отряды
11. Углекислый газ, используемый в процессе фотосинтеза, поступает в растение через
1) устьица в листьях 3) корневые волоски
2) клетки луба 4) проводящую ткань
А12. Какой признак является главным для цветковых растений?
1) размножаются вегетативными органами
2) имеют зелёную окраску
3) образуют плоды и семена
4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза
А13. Какую функцию выполняют у зелёной эвглены органоиды, содержащие хлорофилл?
1) образуют органические вещества из неорганических на свету
2) накапливают запас питательных веществ
3) переваривают захваченные частицы пищи
4) удаляют избыток воды и растворённых в ней ненужных веществ
А14.Позвоночные животные с трёхкамерным сердцем, тесно связанные с водной средой, объединены в класс
1) пресмыкающихся 3) земноводных
2) ланцетников 4) хрящевых рыб
А15. К какой группе тканей относят костную и хрящевую ткани?
1) мышечной 3) соединительной
2) эпителиальной 4) механической
А16. В скелете человека с помощью сустава соединяются
2) теменная и затылочная кости
3) шейные позвонки с грудными
4) бедренная кость с тазовой
17. Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов, называют
1) лечебными сыворотками 3) вакцинами
2) антителами 4) антигенами
А18. Изменение содержания сахара в крови происходит в результате нарушения деятельности
1) гипофиза 3) печени
2) поджелудочной железы 4) щитовидной железы
А19. При малокровии больным рекомендуют принимать лекарственные вещества, содержащие
1) железо 2) натрий 3) калий 4) кальций
А20. Ареал, занимаемый видом в природе, — это критерий
1) морфологический 3) экологический
2) физиологический 4) географический
А21. Фактор эволюции, проявляющийся в обострении конкуренции между особями одного или разных видов, называют
1) естественным отбором 3) модификационной изменчивостью
2) борьбой за существование 4) методическим отбором
А22. Приспособленность насекомого медведки к обитанию в почве — наличие
1) хитинового покрова
2) хорошо развитых ротовых органов
3) ковшеобразных передних конечностей
4) мозаичного строения органа зрения
А23. Биологический регресс характеризуется
1) расширением ареала
2) изменением среды обитания вида
3) повышением жизнеспособности особей
4) уменьшением числа видов и особей
А24. Недостаток какого экологического фактора вызывает появление светло-зелёных листьев у растений?
2) углекислого газа 4) кислорода
А25. Численность популяций разных видов в экосистеме поддерживается на относительно постоянном уровне благодаря
1) саморегуляции 3) обмену веществ
2) круговороту веществ 4) равному соотношению полов
1) абиотические факторы 3) живые организмы
2) климатические условия 4) электромагнитные излучения
А27. Сходство химического состава ДНК у особей вида свидетельствует о
1) триплетности генетического кода
2) неперекрываемости генетического кода
3) наличии в молекулах ДНК двух соединённых между собой цепей
4) видоспецифичности молекул ДНК
А28. У организмов разных царств аминокислоты кодируются одними и теми же кодонами, поэтому код наследственности
1) триплетный 3) универсальный
2) генетический 4) однозначный
А29. Конъюгация хромосом характерна для процесса
2) профазы второго деления мейоза
4) профазы первого деления мейоза
А30. Чем характеризуется геномная мутация?
1) увеличением диплоидного набора хромосом
2) рекомбинацией генов благодаря кроссинговеру
3) случайным сочетанием генов при оплодотворении
4) независимым расхождением гомологичных хромосом в мейозе
А31. В основе создания селекционерами чистых линий культурных растений лежит процесс
1) сокращения доли гомозигот в потомстве
2) сокращения доли полиплоидов в потомстве
3) увеличения доли гетерозигот в потомстве
4) увеличения доли гомозигот в потомстве
А32. Русский биолог Д.И. Ивановский, изучая заболевание листьев табака, открыл
1) вирусы 3) бактерии
2) простейших 4) грибы
А33. Обезвреживание ядовитых веществ, попавших в организм человека с пищей, происходит в
1) почках 3) мочевом пузыре
2) печени 4) поджелудочной железе
А34. Функция зрачка в организме человека состоит в
1) фокусировании лучей света на сетчатку
2) регулировании светового потока
3) преобразовании светового раздражения в нервное возбуждение
4) восприятии цвета
А35. Многообразие видов вьюрков на Галапагосских островах — иллюстрация
1) дивергенции 3) полиплоидии
2) конвергенции 4) ароморфоза
А36. Укажите неверное утверждение. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как
1) культурные растения вытесняются сорняками
2) он не может существовать без удобрений и ухода
3) он не выдерживает конкуренции с естественными биоценозами
4) усиливается конкуренция между культурными растениями
Ответом к заданиям этой части (B1—В8) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.
В заданиях B1—ВЗ выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам, в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов М 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений?
1) происходит слияние ядер женской и мужской гамет
2) яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов
3) гаплоидное ядро спермия сливается с диплоидной центральной клеткой
4) в процессе участвуют подвижные мужские гаметы
5) процесс может происходить вне организма
6) происходит в зародышевом мешке взрослого организма
Какова роль испарения воды в жизни растений?
1) защищает от перегрева
2) способствует двойному оплодотворению
3) увеличивает тургор клеток
4) ускоряет процесс дыхания
5) обеспечивает всасывание воды корнями
6) способствует передвижению веществ в растении
В3. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между
1) берёзами и елями
2) берёзами и грибами-трутовиками
3) тлями и муравьями
4) ежами и насекомоядными птицами
5) берёзами и подберёзовиками
6) черёмухой и опыляющими ее мухами
В заданиях В4—В6 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В4. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ
A) в большинстве — травянистые растения 1) Папоротниковидные
Б) преобладают деревья и кустарники 2) Голосеменные
B) размножаются спорами
Г) размножаются семенами
Д) оплодотворение не связано с водной средой
Контрольная работа «Итоговая контрольная работа » (10 класс)
Биология 10 класс. Учитель Г.М. Клецова
Биология – 10 класс ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ВАРИАНТ 1
I .Выберите один правильный ответ
1.Генеалогический метод используют для:
1) получения генных и геномных мутаций
2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека
3) исследования наследственности и изменчивости человека
4) изучения этапов эволюции органического мира
2.Что служит доказательством единства органического мира:
1) специализация клеток в многоклеточном организме
2) сходство в строении клеток организмов разных царств
3) жизнь организмов в природных и искусственных сообществах
4) способность организмов к бесполому размножению
3. Водородные связи между СО- и NH — группами в молекуле белка придают ей форму спирали, характерную для структуры:
1) первичной 2) вторичной 3) третичной 4) четвертичной
4. Главная роль в хранении и передачи наследственной информации в клетке принадлежит:
1) хромосомам 2) рибосомам 3) клеточному центру 4) комплексу Гольджи
5. Организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических за счет энергии света – это:
1) хемотрофы 2) сапротрофы 3) фототрофы 4) гетеротрофы
6. Повышению генетического разнообразия потомства способствует размножение:
1) вегетативное 2) половое 3) почкованием 4)столонами
7. Г. Мендель сделал важный шаг в познании закономерностей :
1) онтогенеза 2) эмбриогенеза 3) эволюции 4) наследственности
8.Какой закон проявляется, если при моногибридном скрещивании доминантной и рецессивной гомозигот в F 1 получено потомство, отличное по фенотипу от родителей?
1) закон расщепления 3) независимого наследования
2) неполного доминирования 4) закон доминирования
9.Степень развития мускулатуры у человека в зависимости от частоты и интенсивности тренировок – пример изменчивости
1) соотносительной 2) комбинативной 3) модификационной 4) неопределенной
10.Растворение ядрышек в процессе митоза происходит в
1) интерфазе 2) профазе 3) метофазе 4) анафазе
11.У организмов разных царств аминокислоты кодируются одними и теми же кодонами, поэтому код наследственности
1) триплетный 2)генетический 3) универсальный 4) однозначный
12.Конъюгация хромосом характерна для процесса
1) оплодотворения 2) профазы второго деления мейоза 3) митоза 4) профазы первого деления мейоза
13.Чем характеризуется геномная мутация?
1) увеличением диплоидного набора хромосом
2) рекомбинацией генов благодаря кроссинговеру
3) случайным сочетанием генов при оплодотворении
4) независимым расхождением гомологических хромосом в мейозе
1) низших растений 3) одноклеточных животных
2) бактерий и цианобактерий 4) плесневых грибов и дрожжей
15.Какую роль выполняет вода в жизнедеятельности клетки?
1) растворителя 2) строительную 3) энергетическую 4) защитную
16.Парные гены, расположенные в гомологических хромосомах и контролирующие проявления окраски семян гороха, называют
1) аллельными 2) доминантными 3) рецессивными 4) сцепленными
17.В основе геномных мутаций в клетке лежит изменение
1) структуры цитоплазмы 2) числа хромосом 3) числа нуклеотидов в ДНК 4) структура хромосом
18. Отрезок молекулы ДНК, контролирующий синтез инсулина в клетке,-
1) кодон 2) триплет 3) генетический код 4) ген
19.Благодаря конъюгации и кроссинговеру при образовании гамет происходит
1) уменьшение числа хромосом вдвое
2) увеличение хромосом вдвое
3) обмен генетической информацией между гомологическими хромосомами
4) увеличение числа женских и мужских половых клеток
20.Частота нарушения сцепления между генами зависит от
1) структуры хромосомы 2) расстояния между ними
3) числа групп сцепления 4) доминантности или рецессивности генов
II . Выберите три правильных ответа из шести.
1.При половом размножении животных:
1) участвуют, как правило, две особи
2) половые клетки образуются путем митоза
3) споры являются исходным материалом при образовании гамет
4) гаметы имеют гаплоидный набор хромосом
5) генотип потомков является копией генотипа одного из родителей
6) генотип потомков объединяет наследственную информацию обоих родителей
2.Мутацию считают генной, если
1) она возникла в процессе удвоения ДНК
2) происходит замена одного нуклеотида в ДНК на другой
3) осуществляется перенос участка одной хромосомы на другую
4) происходит выпадение участка хромосомы
5) осуществляется переворот участка хромосомы на 180 градусов
6) происходит образование нового аллеля
III . Установите соответствие:
1.Между признаком и органоидом растительной клетки, для которого она характерна.
А) накапливает воду 1) вакуоль
Б) содержит кольцевую ДНК 2) хлоропласт
В) обеспечивает синтез органических веществ из неорганических
Г) содержит клеточный сок
Д) поглощает энергию солнечного света
Е) синтезирует молекулы АТФ
2.Между характеристикой и способом размножения растения
ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ
А) осуществляется видоизмененными побегами 1) вегетативное
Б) осуществляется с участием гамет 2) половое
В) дочерние растения сохраняют большое сходство с материнскими
Г) используется человеком для сохранения у потомства ценных признаков материнских растений
Д) новый организм развивается из зиготы
Е) потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов
IV . Установите последовательность этапов жизненного цикла бактериофага:
1) встраивание ДНК бактериофага в ДНК бактерии
2) синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактерии
3) прикрепление бактериофага к оболочке бактерии
4) проникновение ДНК бактериофага в клетку бактерии
5) выход бактериофага из клетки, заражение других клеток.
Биология – 10 класс ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ВАРИАНТ 2
I .Выберите один правильный ответ
1.Генеалогический метод использует наука
1) морфология 2) биохимия 3) генетика 4) эмбриология
1) клеточной мембраны и цитоплазмы 3) оформленного ядра и ядрышка
2) митохондрий и рибосом 4) пластид, вакуолей с клеточным соком
3.Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется
1) плазматической мембраной 3) ядерной оболочкой
2) эндоплазматической сетью 4) цитоплазмой
4.Расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в
1) анафазе 2) телофазе 3) профазе 4) метафазе
5.К автотрофным организмам относятся
6.Пример полового размножения –
1) партеногенез 2) почкование 3) спорообразование 4) регенерация
7.Какие виды гамет образуются у организма с генотипом АаВ b при независимом наследовании генов?
8.В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, четверть особей имеет рецессивный признак, три четверти – доминантный – это формулировка закона
1) единообразия поколения 3) независимость распределения генов
2) расщепление признаков 4) сцепленного наследования
1) ультрафиолетовые лучи 3) уксусная кислота
2) смена времен года 4) муравьиная кислота
10.В молекуле ДНК нуклеотидов с тимином насчитывается 10% от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?
1) 10% 2) 40% 3) 80% 4) 90%
11.Большую роль в биосинтезе белка играет тРНК, которая
1) служит матрицей для синтеза белка
2) служит местом для сборки полипептидной цепи
3) переносит информацию из ядра к рибосомам
4) доставляет аминокислоты к рибосомам
12.В ядре оплодотворённой яйцеклетки животного содержится 16 хромосом, а в ядре клетки его желудка –
1) 4 хромосомы 2) 8 хромосом 3) 16 хромосом 4) 32 хромосомы
13.К какому типу мутаций относят выпадение участка хромосомы?
1) генная 2) хромосомная 3) точковая 4) геномная
14.Органические вещества в клетке перемещаются по
1) системе вакуолей 2) лизосомам 3) эндоплазматической сети 4) митохондриям
15.какие структуры клетки распределяются строго равномерно между дочерними клетками в процессе митоза?
1) рибосомы 2) митохондрии 3) хлоропласты 4)хромосомы
16.На свету способны синтезировать органические вещества из неорганических
1) водоросли 2) все простейшие 3) все бактерии 4) бактериофаги
17.Потомки животных получают наследственную информацию от родителей в виде
1) последовательности аминокислот
2)последовательности нуклеотидов ДНК
3) молекул информационных РНК
4) триплетов нуклеотидов молекулы РНК
18.Появление новых аллелей гена – это пример
1) наследственности 2) изменчивости 3) адаптации к среде 4) модификации
19.Избирательное поступление в клетку веществ через плазматическую мембрану связано с
1) наличием целлюлозной оболочки 3) особенностями строения билипидного слоя
2) постоянством концентрации веществ в цитоплазме 4) наличием гликокаликса
20.Что представляет собой бластула?
1) личинку головастика 3) делящуюся клетку
2) однослойную стадию развития зародыша 4) образовавшуюся от слияния половых клеток зиготу
II . Выберите три правильных ответа из шести.
1.Какие процессы протекают во время мейоза?
1) транскрипция 3) денатурация 5) конъюгация
2) редукционное деление 4) кроссинговер 6) трансляция
2.Чем пластический обмен отличается от энергетического?
1) энергия записывается в молекулах АТФ
2) запасенная в молекулах АТФ энергия расходуется
3) органическое вещество синтезируется
4) происходит расщепление органических веществ
5) конечные продукты обмена – углекислый газ и вода
6) в результате реакций обмена образуются белки
III . Установите соответствие:
1.Между характеристикой органоида клетки и его видом
ХАРАКТИЕРИСТИКА ОРГАНОИДА ОРГАНОИД КЛЕТКИ
А) система канальцев, пронизывающих цитоплазму 1) комплекс Гольджи
Б) система уплощенных мембранных цилиндров и пузырьков 2) эндоплазматическая сеть
В) накапливает продукты биосинтеза белков
Г) на мембранах могут размещаться рибосомы
Д) участвуют в формировании лизосом
Е) обеспечивают выведение органических веществ из клетки
2.Между особенностью питания и организмами, для которых она характерна
ОСОБЕННОСТЬ ПИТАНИЯ ОРГАНИЗМЫ
А) захватывают пищу путем фагоцитоза 1) автотрофы
Б) используют энергию окисления неорганических веществ 2) гетеротрофы
В) получают пищу путем фильтрации воды
Г) синтезируют органические вещества из неорганических на свету
Д) преобразуют солнечную энергию в энергию АТФ
Е) используют энергию, заключенную в пище
IV . Установите последовательность этапов преобразования молекул крахмала в ходе энергетического обмена.
1) образование ПВК (пировиноградной кислоты)
2) образование дисахаридов
3) образование углекислого газа и воды
4) образование глюкозы
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Данная итоговая контрольная работа предназначена для проверки знаний обучающихся. Контрольная работа проводиться в рамках промежуточной аттестации. Включает задания по всему материалу изученному в десятом классе. Структура заданий соответствует заданиям Единого Государственного Экзамена по биологии.
Номер материала: ДБ-220240
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Стартовал Всероссийский конкурс «Лучшая столовая школы»
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В Москве увеличат зарплату педагогам
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор соберет данные о частоте проведения контрольных работ в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.