Уэллс машина времени сюжет
Краткое содержание Уэллс Машина времени
Рассказчик, очутившись в новом для него мире, оставил машину времени на открытом пространстве и отправился в населённый пункт налаживать контакт с его жителями. Мужчина, побыв какое-то время среди элоев, сделал вывод, что прогресс на его родной Земле остановился. Путешественник в новом мире подружился с Уиной, которую он спас во время купания. Она влюбилась в своего спасителя и старалась проводить много времени со своим спасителем.
А морлоки, которые жили в поземном городе и выходили на поверхность только ночью, нашли машину времени и спрятали её. Обнаружив это, рассказчик начал предпринимать шаги к поиску механизма.
От Уины рассказчик узнал о том, что элои боятся темноты. Мужчину заинтересовал этот факт, и он стал проводить исследование в ночное время. Путешественник случайно встретился с морлоками. Несколько существ он увидел в старом здании, которое имело вход в Подземный Мир, где и обитали мерлоки. Рассказчик отправился по подземному ходу. Он вначале попал гигантскую пещеру, в которой находилось огромное количество работающих механизмов. Здесь мужчина чуть не погиб, но сумел вернуться на поверхность.
Это путешествие позволило рассказчику сделать вывод о том, откуда взялись существа в странном мире. Морлоки, были когда-то простыми бедняками. Они всю свою жизнь обитали среди темноты Подземелья и обслуживали работу механизмов. Постепенно морлоки научились прекрасно видеть в темноте. Эти существа были меньше ростом и намного слабее тех, которые жили на поверхности. Тело морлоков покрылось беловатой шерстью, и глаза стали болеть от света дня.
Элои были потомками богатых. Они ослабли и стали изящными. Так же они потеряли навыки выполнять какие-либо физические усилия. Представителям обоих ветвей не требовалось применять умственные способности. За продолжительное время жизни без раздумий они потеряли способность мыслить логически и превратились в полулюдей-полуживотных. Долгое время морлоки поставляли элоям всё необходимое на поверхность, но затем запас продуктов в подземном мире истощился. Морлоки в безлунные ночи выходили на поверхность, похищали элоев и съедали их мясо.
Рассказчик захотел поскорее убраться из этого мира. Он взял с собой Уину и активно принялся искать машину времени. В одну из ночей мужчина и Уина оказались в лесу, и на них напали морлоки. Чтобы спастись, рассказчик устроил пожар, Уина в огне погибла.
На следующий день путешественник нашёл помещение, в котором морлоки спрятали машину времени. Но там для мужчины была устроена ловушка. Но он разгадал замысел морлоков, сумел перехитрить их и проник в машину времени. Затем мужчина переместился в другой мир. Здесь рассказчик увидел, что Солнце почти померкло, и на Земле нет жизни. Этот вид подействовал удручающе на рассказчика, и он захотел побыстрее вернуться в своё время. В конце концов, он оказался в своём времени в родном городе.
На Земле рассказчик поведал о своём путешествии своим родным и близким, но ему никто не поверил. Поэтому мужчина отправился в новое путешествие, чтобы добыть доказательства своих путешествий. Но не вернулся из него.
В произведении ГербертУэллс пытался доказать, что и богатый человек, и бедняк могут поглупеть, если не будут предпринимать попыток развивать себя.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Уэллс. Все произведения
Машина времени. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Рассказ повествуется от лица маленького мальчика, папа которого уехал по делам, а в доме начали происходить странные вещи. Когда ребенок играл в детской комнате, дверь неожиданно открылась, как будто бы без чьей-то помощи
Твардовский родился в июне 1910 года в Смоленской губернии в многодетной семье. В 30-е годы двадцатого столетия семья Твардовских была сослана в Сибирь, что впоследствии внесло определенную лепту в его поэтическое творчество.
Правление Анны Иоанновны. Зима 1739-1740 годов. Императрица больна и слаба. Страна фактически управляется Бироном, охваченным желанием безграничной власти и Артемием Волынским, всей душой преданным отчизне.
Главные герои произведения – супруги Афанасий и Пульхерия Товстогуб. Афанасию Ивановичу – 60 лет, его жене – 50. Живут они в маленькой уединённой малороссийской деревушке. Старики бездетны, живут мирно, всегда улыбчивы, гостеприимны и добры
Творчество Константина Георгиевича Паустовского примечательно тем, что оно вбирает в себя большое количество жизненного опыта, который писатель старательно накапливал годами, путешествуя и охватывая различные сферы деятельности.
«Машина времени» Герберта Уэллса. Взгляд в далекое будущее
Научно-фантастическое произведение «Машина времени», написанное английским писателем Гербертом Джорджем Уэллсом, рассказывает о мире будущего. В этот мир отправился создатель фантастической машины, которая позволяла ему перемещаться в пространстве. Герой попал в то месте, где человеческие существа деградировали и образовались две ветви — элои и морлоки.
Рассказчик, очутившись в новом для него мире, оставил машину времени на открытом пространстве и отправился в населённый пункт налаживать контакт с его жителями. Мужчина, побыв какое-то время среди элоев, сделал вывод, что прогресс на его родной Земле остановился. Путешественник в новом мире подружился с Уиной, которую он спас во время купания. Она влюбилась в своего спасителя и старалась проводить много времени со своим спасителем.
А морлоки, которые жили в поземном городе и выходили на поверхность только ночью, нашли машину времени и спрятали её. Обнаружив это, рассказчик начал предпринимать шаги к поиску механизма.
От Уины рассказчик узнал о том, что элои боятся темноты. Мужчину заинтересовал этот факт, и он стал проводить исследование в ночное время. Путешественник случайно встретился с морлоками. Несколько существ он увидел в старом здании, которое имело вход в Подземный Мир, где и обитали мерлоки. Рассказчик отправился по подземному ходу. Он вначале попал гигантскую пещеру, в которой находилось огромное количество работающих механизмов. Здесь мужчина чуть не погиб, но сумел вернуться на поверхность.
Это путешествие позволило рассказчику сделать вывод о том, откуда взялись существа в странном мире. Морлоки, были когда-то простыми бедняками. Они всю свою жизнь обитали среди темноты Подземелья и обслуживали работу механизмов. Постепенно морлоки научились прекрасно видеть в темноте. Эти существа были меньше ростом и намного слабее тех, которые жили на поверхности. Тело морлоков покрылось беловатой шерстью, и глаза стали болеть от света дня.
Элои были потомками богатых. Они ослабли и стали изящными. Так же они потеряли навыки выполнять какие-либо физические усилия. Представителям обоих ветвей не требовалось применять умственные способности. За продолжительное время жизни без раздумий они потеряли способность мыслить логически и превратились в полулюдей-полуживотных. Долгое время морлоки поставляли элоям всё необходимое на поверхность, но затем запас продуктов в подземном мире истощился. Морлоки в безлунные ночи выходили на поверхность, похищали элоев и съедали их мясо.
Рассказчик захотел поскорее убраться из этого мира. Он взял с собой Уину и активно принялся искать машину времени. В одну из ночей мужчина и Уина оказались в лесу, и на них напали морлоки. Чтобы спастись, рассказчик устроил пожар, Уина в огне погибла.
На следующий день путешественник нашёл помещение, в котором морлоки спрятали машину времени. Но там для мужчины была устроена ловушка. Но он разгадал замысел морлоков, сумел перехитрить их и проник в машину времени. Затем мужчина переместился в другой мир. Здесь рассказчик увидел, что Солнце почти померкло, и на Земле нет жизни. Этот вид подействовал удручающе на рассказчика, и он захотел побыстрее вернуться в своё время. В конце концов, он оказался в своём времени в родном городе.
На Земле рассказчик поведал о своём путешествии своим родным и близким, но ему никто не поверил. Поэтому мужчина отправился в новое путешествие, чтобы добыть доказательства своих путешествий. Но не вернулся из него.
В произведении ГербертУэллс пытался доказать, что и богатый человек, и бедняк могут поглупеть, если не будут предпринимать попыток развивать себя.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Не поверил Ленину
5 октября 1920 года состоялась знаменитая встреча Уэллса с лидером большевиков Владимиром Лениным. Писатель скептически отнесся к планам преобразования нашей страны и чуть позже в книге «Россия во мгле» назвал вождя «кремлевским мечтателем». Но при этом отметил его прекрасный английский язык и талант полемиста.
А вы знали об этом? Телепортация знакома человеку с древности
Владимир Ленин беседует с писателем Гербертом Уэллсом в своём кабинете в Кремле.
Ленин рассказал Уэллсу о грядущем строительстве мощных электростанций и крупных промышленных предприятий — и приглашал его приехать в Москву лет через десять и лично убедиться, что все это будет выполнено.
Кстати, книгу Герберта Уэллса «Россия во мгле» Владимир Ильич прочел в оригинале — и карандашом отметил для себя некоторые места (в частности, особо выделил абзац, где писатель утверждал, что, согласно марксистской теории, в России будут новое небо и новая земля»). Несмотря на резкую критику и явное неверие великого фантаста в возможности большевиков, книга уже через два года (в 1922 году) была переведена на русский язык и напечатана в СССР.
Секретный агент
Чекистов продолжала интересовать возможность создания машины времени. Глеб Бокий дал задание одному из своих лучших агентов — Марии Игнатьевне Закревской, выдававшей себя за баронессу и дочь сенатора Российской империи. До революции она работала на германскую разведку, потом была двойным агентом российских и немецких спецслужб. После прихода к власти большевиков стала трудиться в системе ЧК. Судя по всему, женщина умела очаровывать мужчин. поскольку все ее задания проходили по одной схеме: стать любовницей того или иного нужного чекистам человека.
Закревская Мария Игнатьевна.
Потом перед Закревской поставили новую задачу — соблазнить Герберта Уэллса, который дружил с Горьким. По одной из версий, Уэллс гостил в доме Горького и ночью, перепутав двери, оказался в комнате Муры (так в донесениях называли Марию Игнатьевну). По другой — она сама пришла в его спальню. В любом случае Мария Закревская не только соблазнила писателя-фантаста, но и стала для него самым необходимым человеком.
Их связь длилась долгих 13 лет — до самой смерти писателя в 1946 году. Мария Игнатьевна поселилась в Лондоне рядом с домом Герберта Уэллса, заверив его, что останется с ним, пока он этого хочет, но замуж за него никогда не выйдет. Согласно завещанию, знаменитый фантаст оставил Муре 100 тысяч долларов.
Мария Закревская дожила до глубокой старости, она скончалась в 1974 году. Любопытная деталь: на склоне лет эта женщина намеревалась опубликовать свои мемуары. Но ее личный архив, находившийся в автомобильном прицепе, неожиданно сгорел. Почему для документов был выбран именно такой способ хранения и что случилось на самом деле — неизвестно.
А вы знали об этом? Предсказательница с кладбища Пер-Лашез
Машина времени
Про устройства для хронопутешествий в целом см. Машина времени. Про Макаревича см. Машина времени (группа).
«Машина времени» (The Time Machine) — научно-фантастический роман Герберта Уэллса, изданный в 1895 г. Это далеко не первое произведение о путешествиях во времени (и даже не первое, что написал на эту тему сам Уэллс). Однако именно этот роман стал кодификатором и тропнеймером названия применяемого для таких путешествий устройства и стал эталонной классикой научной фантастики, положив начало жанру хронофантастики. Следует также упомнить, что это как раз первое из произведений Уэллса, ставшее крайне популярным.
Содержание
Сюжет [ править ]
Роман написан в «шкатулочном» стиле: в начале и конце повествование ведётся от лица неназванного рассказчика, основную же часть произведения занимает история, рассказанная Путешественником по Времени. Действие начинается в викторианском Лондоне. Некий учёный, имя которого также не названо, излагает друзьям свою теорию о природе Времени. Он сообщает, что создал приспособление, позволяющее осуществлять хронопутешествия, и даже демонстрирует работу действующей модели данного устройства. Через неделю друзья снова собираются у Путешественника, и тот, спустя несколько часов, появляется перед ними в потрёпанном и голодном состоянии. Придя в себя, он утверждает, что всё-таки совершил путешествие во времени, и начинает свой рассказ.
Итак, Путешественник переместился в будущее, причём сразу на огромный промежуток — аж в 802 701 год, где сразу же встретил тамошних (вернее, тогдашних) людей. Эти люди, очень невысокие, но красивые, называют себя «элои», живут в античной на первый взгляд обстановке, а их общество поначалу выглядит для Путешественника утопично-коммунистическим. Мир будущего кажется этаким раем-на-земле: элои дружелюбно относятся к пришельцу, питаются обильными дарами природы и ведут в целом праздный образ жизни. Тем не менее, в первый же день происходит нечто странное: пока герой знакомится с бытом аборигенов, его Машина исчезает. По следам он понимает, что кто-то утащил её внутрь большой скульптуры, напоминающей Сфинкса, но крепкие ворота в пьедестале заперты, взломать их нечем, а элои явно не собираются помогать. Герою приходится остаться у них, и в общей сложности он проживает с ними восемь дней (бо́льшую часть действия). Пожив несколько дней с элоями, Путешественник разочаровывается в них. Они глупы, инфантильны и ничем, кроме развлечений, не интересуется, так что становится непонятно, откуда у таких лентяев вообще берётся одежда, посуда и прочие блага. Но это ещё не самая худшая их черта: выясняется, что элои напрочь лишены эмпатии. Когда одна из них, элойка по имени Уина, начинает тонуть в реке, ни один из находившихся рядом соплеменников вообще никак на это не реагирует, и спасать её приходится главному герою, после чего между девушкой и спасителем возникает подобие дружеских отношений.
Вскоре герой обнаруживает ещё одну жуткую тайну этого мира: здесь водится другой вид гуманоидов, обезьяноподобные существа также невысокого роста, обитающие под землёй. Элои называют этих созданий «морлоки» и страшно боятся их, а также темноты, поскольку морлоки ведут ночной образ жизни. Путешественнику становится понятно, что морлоки по ночам похищают элоев. Он предполагает, что нынешнее положение дел в мире будущего является следствием запущенной степени капитализма, когда угнетатели и угнетённые со временем эволюционировали в две совершенно разные расы. Элои, раса господ, выродились в беззаботных идиотов, морлоки же, раса слуг, вынужденные жить в подземных трущобах, деградировали до обезьяньего вида, но при этом именно морлоки продолжают производить для элоев всё необходимое — видимо, уже инстинктивно. Кроме того, он понимает, что морлоки заботятся об элоях не как слуги, а как фермеры. Да, морлоки элоев едят. Путешественник догадывается, что именно морлоки утащили его машину.
Герой, несмотря на протесты Уины, предпринимает попытку экспедиции в подземелье морлоков и едва уносит оттуда ноги — морлоки хоть маленькие, да удаленькие, к тому же их много, и они, в отличие от него, превосходно видят в темноте. Отбиться от них удалось лишь определив их уязвимость — они не выносят яркого света, так что прихваченный с собой коробок спичек стал для героя спасением. Днём он, прихватив с собой Уину, предпринимает поход к находившемуся в нескольких километрах зданию с целью раздобыть там какие-то инструменты, чтобы проникнуть внутрь сфинкса, но раздобыть ему удаётся разве что спички да камфору. На обратном пути приходится ночевать в лесу, где, естественно, на героев нападают морлоки. При попытке разогнать их огнём Путешественник вызывает пожар. Морлоки в ужасе разбегаются, многие из них гибнут, но увы, в потасовке герой теряет и упавшую в обморок Уину.
По возвращении к элоям Путешественник обнаруживает, что ниша под сфинксом открыта, и в ней действительно стоит Машина. Очевидно, морлоки пытались заманить героя в ловушку, однако он с боем пробирается к Машине, заводит её и перемещается во времени. Случайно он отправляется не в ту сторону и попадает в ещё более далёкое будущее. Насколько далёкое, не совсем понятно, но Солнце в небе стало огромным, тёмным и неподвижным (про физико-астрономический обоснуй см. ниже в тропе «мета-пророчество»). От человечества не осталось и следа, в этом мире водятся гигантские бабочки и крабы. Едва удрав от последних, он уже чисто из научного интереса уносится ещё дальше в будущее, чтобы увидеть совсем удручающую картину — нескончаемая ночь, ледяной ветер, зловещее море, в котором по-прежнему шебуршится что-то живое со щупальцами… Решив, что с него хватит, герой отправляется домой в XIX век.
Путешественник завершает свою историю, POV снова переходит к «автору»-рассказчику. Друзья, конечно, не могут поверить в чудеса, которые изложил им герой. Единственное доказательство, которое он может предоставить — пара неизвестных науке цветов, оставшихся на память от Уины. На следующий день Путешественник сообщает рассказчику, что собирается снова переместиться во времени, на этот раз прихватив с собой фотоаппарат и сумку для образцов, чтобы вернуться с доказательствами, и обещает вернуться через полчаса. Рассказчик, заглянув в лабораторию, успевает даже заметить завершение перемещения Машины и Путешественника в неведомом направлении. Но увы, герой так и не возвращается ни через полчаса, ни вообще когда-то. Что и в какой эпохе с ним случилось, остаётся лишь предполагать.
О Путешественнике и его детище [ править ]
Уэллс больше внимания уделял своим философским идеям, фантастика же для него была способом их выражения. Поэтому он многое оставлял на усмотрение читателя — в частности, что и кто как выглядит. Путешественник представлен любимым типажом Уэллса — это экспрессивный гений, любитель восторженно читать лекции о своих идейках. Внешность героя описана урывками (серые глаза, бледная кожа, тонкие пальцы), о биографии его нам толком ничего не известно кроме того, что он автор множества трудов по оптике. Упомянуто, что он тот ещё тролль, любитель дурачить друзей фокусами, потому-то они с сомнением относятся к действительно работающей Машине, помня о его прежних проделках. Ко всему, он крутой ботан, морлоки его явно надолго запомнили. Что касается взглядов на будущее, то, как упомянуто в конце книги, Путешественник всегда был в этом плане пессимистичен, считая, что прогресс цивилизации — это «хорошо, но плохо», поскольку в итоге из-за достижений науки и техники людям станет попросту не к чему стремиться (и, как видим, он оказался прав). Кстати, интересно, что он, будучи человеком учёным, верит в привидения, ну или хотя бы не исключает возможность их существования.
Теперь о Машине. Подробностей о её внешнем виде нам, опять же, не рассказали, и известно лишь из чего она сделана. По каким-то причинам устройство изготовлено из недешёвых материалов — в его состав входят детали из чёрного дерева, слоновой кости, горного хрусталя, бронзы и никеля. Имеется седло для пользователя (saddle — это именно седло для конной езды или такое, как на велосипеде/мотоцикле). Управление осуществляется при помощи рычагов — один ведёт в будущее, другой — в прошлое. Годы отсчитываются на циферблатах. Собственно, это всё, что мы знаем о том, как она выглядит. Как правило, на иллюстрациях и в адаптациях изображают машины разной степени шизотехничности. Ах да, кстати, как вам фраза «у этой пластинки [1] очень смутная поверхность, как будто бы она в некотором роде не совсем реальна»? Не правда ли, это уже отсвечивает какой-то техномагией?
При движении во времени в любую сторону Машины не видно и не слышно. Путешественник, объясняя это друзьям, проводит не очень удачную аналогию с тем, что движение машины человек не воспринимает, как не видит спицу быстро вертящегося велосипедного колеса или летящую пулю. Вообще-то факт существования спицы несложно проверить, сунув в плоскость её вращения палец палку, Машина же никак не взаимодействует с окружающей материей, пока не остановится. Так или иначе, Машина движется в каком-то неописанном «подпространстве» и не воспринимается извне, а вот Путешественнику изнутри происходящее вокруг видно. Из разгоняющейся Машины он видит, как движущиеся объекты перемещаются в ускоренном темпе (при движении в прошлое они ещё и двигаются задом наперёд), и даже при большой скорости он различает смену дня и ночи. Также вполне разумно предположить, что в каком-то радиусе вокруг Машины образуется «пузырь» времени, перемещающийся вместе с ней, — чем-то же Путешественник внутри дышит (в фильме 2002 года этот «пузырь» наконец-то продемонстрировали — кстати, как и то, что будет, если выйти за его пределы во время движения Машины).
Элои и морлоки [ править ]
Элои — обитатели «верхнего мира». Выглядят вполне как люди, хотя довольно маленького роста — четыре фута, то есть около 120 см. Удивительно красивые, грациозные и хрупкие, хотя их внешность Путешественник сравнивает с «чахоточной красотой». Носят короткие курчавые волосы, другой растительности на лице не наблюдается. В целом элои внешне напоминают подростков и несколько андрогинны — по одежде, телосложению и поведению не сразу поймёшь, кто какого пола. Путешественник предполагает, что взрослеют они быстрее современных людей. Дети элоев выглядят маленьким подобием взрослых, а стариков у них нет — по понятным причинам. Элои носят туники с поясами и сандалии, смешливы, жизнерадостны и миролюбивы, питаются исключительно фруктами (в связи с вымиранием многих животных у них нет выбора, чем питаться), любят цветы и ведут гедонистический образ жизни. Как говорилось выше, при ближайшем рассмотрении оказывается, что представители этого «прекрасного народа» инфантильны, глупы и быстро теряют интерес к занятиям. Они мало чем интересуются, кроме развлечений, и им даже на погибающего в двух шагах сородича плевать. Чувство страха перед чем-то незнакомым, тем не менее, притуплено (слишком глупые, чтобы бояться), не считая панического ужаса перед темнотой. Что касается элойского языка, то он звучит красиво, мелодично, но довольно беден и состоит из коротких слов — в основном существительных и глаголов, — а также лишён отвлечённых понятий и переносных значений.
Мо́рлоки — подземные жители. Их внешность легче описать словами «облик Голлума» — ну очень уж они похожи на того Голлума, которого показали в фильме (впрочем, тут как бы не перепутать причину и следствие — вполне возможно, что как раз описанная Уэллсом внешность морлоков и повлияла на этот образ). Тысячелетиями обитая в тёмных подземельях, морлоки чудовищно деградировали. Они выглядят, как обезьяноподобные карлики, сгорбленные, покрытые светлой шерстью, с острыми зубами и большими серовато-красными глазами без век. Эти глаза отлично видят в темноте и очень уязвимы к яркому свету, поэтому морлоки выбираются из своих подземелий только в безлунные ночи. То ли они передвигаются на четвереньках, то ли у них настолько длинные руки, что касаются земли — Путешественнику эти создания напоминают «человекообразных пауков» из-за своей манеры передвижения. Именно морлоки изготавливают для элоев одежду и прочие необходимые вещи. При всём своём уродстве подземные жители явно умны — всё-таки они обслуживают серьёзные машины, и у них есть свой язык — они переговариваются странными звуками и даже, кажется, умеют смеяться. И, как уже говорилось выше, их забота об элоях обусловлена лишь тем, что элои для морлоков — всего лишь «скот», употребляемый в пищу.
Названия двух этих рас — авторские неологизмы. Оба слова — элойские, хотя морлоков элои стараются в речи не упоминать, но всё-таки иногда используют: в главе 8 говорится: «„морлоки“, как их называли обитатели Верхнего Мира…». Скорее всего, герой услышал это слово от Уины, которую доставал расспросами (вот забавно, если оно на самом деле значит что-то вроде «отстань!»). Как видите, слова под стать тем, кого они обозначают — «элои» ввиду буквы «л» и обилия гласных звучит нежно, «морлок» же — неожиданно грубо и отрывисто для этого мелодичного языка. Некоторые исследователи предполагают, что названия выведены автором из имён «Элохим» и «Молох», но имел ли Уэллс в виду именно это, неизвестно.
Что ещё тут есть [ править ]
Общие тропы [ править ]
Дыра в сюжете [ править ]
Топливо ночного кошмара [ править ]
Экранизация 1960 года [ править ]
Американский цветной фильм, режиссёр — Джордж Пал, в главной роли — Род Тейлор. Нетленная классика кинофантастики, хотя и заметно отличающаяся от оригинала. Если в книге делался акцент на том, к каким невероятным последствиям может привести классовая борьба, то фильм содержит в основном антивоенный посыл. Главный герой начинает своё путешествие в самом-самом конце 1899 года (друзья ещё и журят его за то, что он не использует свой талант на благо тогдашней войны). Он не сразу отправляется в бог знает какие времена, поначалу совершая перемещения в недалёкое будущее — и каждый раз застигает войну. В 1917 он узнаёт, что на войне погиб его друг, в 1940 — становится свидетелем бомбардировки Лондона, ну потом оказывается в 1966 в разгар ещё одной войны и прямо перед ядерным ударом. В результате взрыва герой оказывается замурован вместе с машиной под толщей породы и вынужден перемещаться в будущее, пока его «курган» не развалится от времени (не спрашивайте, почему он просто не отправился обратно в 1899).
В целом получился блестящий неканон. Да, авторы наворотили отсебятины, переделали основную идею, добавили экшна в триллер, но всё-таки фильм смотрится хорошо. Не только из-за актёрской игры — спецэффекты тоже для шестидесятых настолько хороши, что «Машина времени» получила за них «Оскар». Конечно, современный зритель ухохочется, глядя на резиновые морды морлоков, но поверьте, в своё время они поселились в ночных кошмарах особо впечатлительных зрителей. А вот эффекты ускорения времени, которые наблюдает герой из Машины в ходе путешествия, действительно хороши, и ради них, в отсутствие компьютерной графики, пришлось основательно постараться. Кстати, запоминается манекен, который находится в витрине за окном прямо перед «едущим» на Машине главным героем — год за годом в течение как минимум шестидесяти шести лет эта «дамочка» торчит там в одной и той же позе, пережив две мировые войны, и лишь одежда и шляпы на ней меняются, иллюстрируя развитие английской моды первой половины XX века. Этакий вечный Сфинкс на минималках, воспринимается как дополнительный неодушевлённый персонаж, и герой даже в шутку проявляет к ней подобие симпатии. Образ же самой Машины времени стал каноничным — её с тех пор именно такой изображают на иллюстрациях, да и в других произведениях встречаются отсылки к ней.