Управление акциями государственных предприятий
Управление акциями государственных предприятий
Статья 39. Особенности правового положения акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями
(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Права акционеров акционерных обществ, участников обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации и не закреплены за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, от имени Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и (или) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная корпорация.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Права акционеров акционерных обществ, участников обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями, от имени субъекта Российской Федерации, муниципального образования осуществляют соответственно органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Представителями интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью могут быть лица, замещающие соответственно государственные и муниципальные должности, а также иные лица.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В отдельных случаях от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования некоторые права акционера акционерного общества или участника общества с ограниченной ответственностью могут осуществлять продавцы государственного имущества, муниципального имущества в объеме и в порядке, которые определены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, правовыми актами органа местного самоуправления.
Порядок управления находящимися в собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности акциями акционерных обществ, долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае, если в государственной или муниципальной собственности находятся не закрепленные за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями 100 процентов акций акционерного общества, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, составляющая 100 процентов его уставного капитала, полномочия высшего органа управления общества осуществляются от имени соответствующего собственника акций акционерного общества, собственника доли в обществе с ограниченной ответственностью в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров, общего собрания участников общества не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров, общего собрания участников общества.
(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Созданные путем приватизации государственного или муниципального унитарного предприятия акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью вправе осуществлять предусмотренные их уставами виды деятельности на основании лицензий и иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному унитарному предприятию.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 11.07.2011 N 201-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Единоличный исполнительный орган акционерного общества, включенного в перечень стратегических акционерных обществ, не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в соответствии с решением Правительства Российской Федерации в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление без согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сделка, совершенная без такого согласия, ничтожна.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
Что такое ОАО
И в чем его особенности
С 2015 года ОАО — открытые акционерные общества — больше не создаются. До этого момента акционерные общества создавали в двух формах: закрытые и открытые. Когда законодательство изменилось, акционерные общества стали двух видов — публичные и непубличные.
Но ОАО и ЗАО, которые были созданы и существовали до реформы, никуда не делись. Они будут именоваться так до тех пор, пока в учредительные документы такого юридического лица не внесут изменения.
Чтобы статья была актуальной, дальше речь пойдет про публичные и непубличные акционерные общества.
Характеристики акционерного общества
Публичное акционерное общество (ПАО) — это общество, чьи акции и ценные бумаги, которые конвертируются в акции, публично размещаются или публично обращаются. То есть их можно свободно приобрести на рынке ценных бумаг.
Есть еще один случай — ПАО являются те акционерные общества, устав и фирменное наименование которых содержат указание об этом. Например, публичным акционерным обществом является ПАО «Совкомфлот», где 100% акций принадлежит России.
Непубличные акционерные общества — это общества, которые не отвечают признакам ПАО.
Юридические признаки АО
Учредительные документы и уставный капитал
Учредительный документ АО, то есть документ, который является основанием для его деятельности, — это устав. В нем есть основные положения об обществе:
Уставный капитал АО — это условная сумма, выраженная в рублях. Одна из главных его функций — распределение размера долей акционеров в АО. Уставный капитал АО разделен на определенное количество акций, которые имеют номинальную стоимость. Совокупность всех номинальных стоимостей и составляет сумму уставного капитала. Решение о том, сколько акций и какая будет у них номинальная стоимость, принимают акционеры, когда учреждают АО либо позже.
Акции бывают обыкновенные и привилегированные. Обыкновенные предоставляют право голоса на общем собрании акционеров. Привилегированные права голоса не дают, но дают право получать фиксированную доходность при соблюдении определенных условий.
Привилегированные акции могут составлять не более 25% от уставного капитала АО и бывают разных типов: например, одни предоставляют один объем прав, другие — иной.
Объем прав устанавливается в каждом акционерном обществе индивидуально и зависит от того, какой акцией вы владеете — обыкновенной или привилегированной. Подробнее о правах, а также о том, какие права есть у миноритарных акционеров, мы уже писали.
Управление АО
Акционерным обществом управляют не непосредственно акционеры, а органы. В АО обязательно образуется два таких органа: общее собрание акционеров и исполнительный орган. Наряду с ними в непубличном АО по решению акционеров может создаваться совет директоров, а в ПАО совет директоров обязателен. Каждый орган обладает своей компетенцией и принимает решения по определенным вопросам.
Если изобразить схематично, то управление АО выглядит так:
Общее собрание акционеров. Общее собрание акционеров — высший орган АО, который состоит из объединившихся акционеров. Все другие органы АО прямо или косвенно образуются по воле общего собрания акционеров.
Например, в некоторых АО совет директоров избирается общим собранием акционеров. А тот, в свою очередь, избирает единоличный исполнительный орган, или, если использовать более привычное наименование — генерального директора.
Общее собрание акционеров принимает решения по вопросам, которые отнесены к его компетенции законодательством и уставом АО. Перечень этих вопросов зависит от того, каким является АО, — публичным или непубличным.
Если это ПАО — общее собрание акционеров не может рассматривать и принимать решения по вопросам вне своей компетенции. Если это непубличное АО — все наоборот. Часть вопросов можно передать совету директоров. Но в любом случае у общего собрания акционеров есть вопросы исключительной компетенции, которые передать нельзя. Например, никто, кроме общего собрания акционеров, не может:
Общее собрание акционеров бывает годовым и внеочередным.
Годовое проводится в сроки, которые установлены уставом общества и связаны с финансовым годом — не ранее, чем через два месяца, и не позднее, чем через шесть месяцев после окончания финансового года. На таком собрании, например, решаются вопросы об избрании совета директоров, ревизионной комиссии, утверждении аудитора общества.
Внеочередное общее собрание акционеров проводится в любое другое время помимо годового по инициативе совета директоров, ревизионной комиссии, аудитора или акционеров, которые владеют не менее чем 10% голосующих акций.
Процедура подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров регулируется в основном федеральным законом «Об акционерных обществах» и Положением Банка России «Об общих собраниях акционеров».
Исполнительный орган общества. Он может быть в двух вариантах — коллегиальный (правление) и единоличный (генеральный директор). Единоличный исполнительный орган образуется всегда, а коллегиальный исполнительный орган — нет: все зависит от усмотрения и решения акционеров. Но единоличный должен быть в любом случае.
Единоличным исполнительным органом может быть физическое или юридическое лицо. В последнем случае такое юридическое лицо называется управляющей организацией и полномочия единоличного исполнительного органа получает по договору.
Исполнительные органы общества руководят текущей деятельностью. Исключение — вопросы, которые отнесены к компетенции общего собрания или совета директоров общества, если он образован.
Совет директоров общества. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью и избирается общим собранием акционеров кумулятивным голосованием — голоса акционеров умножаются на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров. Акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами.
К компетенции совета директоров относятся, например, такие вопросы:
Эмиссия ценных бумаг АО
Акционерное общество выпускает ценные бумаги в строго регламентированном порядке. Общий порядок эмиссии подразумевает пять этапов.
Первый — принимается решение о размещении эмиссионных ценных бумаг. Например, это может быть решение об увеличении уставного капитала через размещение дополнительных акций. Такое решение может принимать общее собрание акционеров или совет директоров — в зависимости от положений устава.
Второй — утверждается решение о выпуске ценных бумаг. Аналогично первому этапу такое решение может принимать общее собрание акционеров или совет директоров — в зависимости от положений устава.
Третий — государственная регистрация выпуска ценных бумаг. После первых двух этапов документы направляют в соответствующее подразделение Банка России, которое регистрирует выпуск ценных бумаг. Выпуску присваивается государственный регистрационный номер.
Четвертый — размещение ценных бумаг. Этот этап подразумевает непосредственное совершение сделок с ценными бумагами. Это может быть, например, договор купли-продажи, который заключается между акционерным обществом и его акционером.
Пятый — государственная регистрация отчета об итогах выпуска. Это финальный этап, на котором в подразделение Банка России предоставляется отчет о размещении ценных бумаг. В таком отчете содержится информация, например, о сроках и способах размещения, количестве размещенных акций.
Выплата дивидендов и распределение прибыли
Считать, что в АО есть распределение прибыли, ошибочно. Оно есть только в ООО. В АО выплачивают только дивиденды, если оно получило прибыль. Дивиденды — это часть чистой прибыли АО, которую акционеры получают по приобретенным акциям. Дивиденды могут быть выплачены как по окончании года, так и по окончании квартала.
Чтобы выплатить дивиденды, АО должно принять решение о такой выплате. Принять такое решение в определенных случаях может совет директоров, в других — общее собрание акционеров. В таком решении определяются размер дивиденда, порядок и сроки выплаты, а также дата, на которую определяются лица, имеющие право на дивиденд.
Реорганизация и ликвидация акционерного общества
Реорганизация АО. АО вправе принять решение о реорганизации — выделении, слиянии, присоединении, разделении и преобразовании. Если решение принято, а акционер проголосовал против или не участвовал в таком общем собрании акционеров, он имеет право требовать, чтобы его акции выкупили. Общество информирует акционеров о возможности требовать выкупа, а цена выкупа определяется оценщиком и не может быть ниже рыночной.
Ликвидация АО. Ликвидация подразумевает прекращение деятельности АО. Если решение о ликвидации принято, назначается ликвидационная комиссия и к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Она выявляет кредиторов и получает неполученную задолженность от должников.
После того как ликвидационная комиссия рассчитается с кредиторами, она распределяет оставшееся имущество между акционерами по определенной очередности:
Когда и зачем нужно открывать АО
АО, как правило, создается по нескольким причинам. Например, если необходимо привлечь дополнительное значительное финансирование — в АО количество акционеров не ограничено. Еще АО является формой получения денежных средств за рубежом, поскольку его ценные бумаги можно размещать на иностранных биржах.
Как открыть АО
Учреждение АО происходит в несколько этапов.
Принятие решения об учреждении. АО создают по решению собрания учредителей или одного учредителя. Решение об учреждении АО должно содержать определенную информацию, в том числе результаты голосования учредителей и принятые ими решения по определенным вопросам:
Регистрация юридического лица. Общество обязательно нужно зарегистрировать в органе, который осуществляет государственную регистрацию юридических лиц — ФНС России. Для этого в ФНС России подается заявление о государственной регистрации юридического лица.
Эмиссия акций. Акции при учреждении АО распределяются среди учредителей этого общества. Они считаются распределенными среди учредителей в день государственной регистрации акционерного общества до государственной регистрации их выпуска.
Для государственной регистрации выпуска необходимо утвердить решение и отчет о выпуске акций, а также предоставить их вместе с другими необходимыми документами в Банк России в течение 30 дней после даты государственной регистрации АО.
При учреждении акционерного общества процедура эмиссии проходит в упрощенном порядке — государственная регистрация выпуска акций и государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций осуществляются одновременно. Если все требования соблюдены, Банк России примет решение о регистрации выпуска акций. После этого акции размещаются.
Размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется на основании договора о его создании.
Отличия АО от других типов организаций
Наиболее часто юридические лица учреждаются в форме ООО и АО. Другие формы, например товарищества и артели, создаются гораздо реже и служат для выполнения узких задач. Поэтому есть смысл рассказать об отличиях АО от наиболее частой формы — ООО.
Отличий АО от других юридических лиц много. Приведу некоторые из них:
Преимущества и недостатки АО
Преимуществ у АО меньше, чем недостатков:
Недостатки АО следующие:
Энциклопедия решений. АО с государственным участием
АО с государственным участием
В тех случаях, когда акции, принадлежащие публично-правовым образованиям, принадлежат на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарным предприятиям, учреждениям, переданы в доверительное управление, права акционеров по таким акциям осуществляют соответствующие унитарные предприятия, учреждения, доверительные управляющие с учетом ограничений, установленных законом (абз. третий п. 3 ст. 94 Закона об АО).
Внимание
Выступать в качестве акционера от своего имени государственные органы и органы местного самоуправления не вправе, если иное не установлено законом (абз. первый п. 6 ст. 66 ГК РФ, абз. второй п. 1 ст. 10 Закона об АО).
— определяется порядок деятельности представителей интересов РФ в совете директоров АО. С данными представителями заключаются договоры на представление интересов РФ в совете директоров (п. 16 Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями). Примерная форма договора установлена приказом Росимущества от 05.10.2011 N 313.
Также Росимуществом был разработан ряд приказов, носящих рекомендательный характер для акционерных обществ, акционером которых является Российская Федерация, например:
— Приказ от 29.12.2014 N 524 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке дивидендной политики в акционерных обществах с государственным участием»,
— Приказ от 24.12.2014 N 515 «Об утверждении Типового положения о закупочных процедурах, проводимых для нужд акционерных обществ с государственным участием»,
— Приказ от 27.03.2014 N 94 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы корпоративного секретаря в акционерных обществах с государственным участием»,
— Приказ от 06.03.2014. N 71 «Об утверждении Методики индивидуальной оценки членов советов директоров акционерных обществ с государственным участием».
Для АО, акционером которого являются публично-правовые образования, установлен ряд особенностей, в частности:
1. Если владельцем от 2 до 50% включительно голосующих акций АО являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены размещения акций в соответствии со ст. 77 Закона об АО осуществляется советом директоров (наблюдательным советом), обязательно уведомление уполномоченного органа (Росимущества) о принятом советом директоров решении об определении цены размещения акций в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия решения (п. 3 ст. 77 Закона об АО, постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2002 N 4529/01).
2. АО, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, осуществляют закупки товаров, работ, услуг с соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1 указанного Федерального закона).
3. На АО с госучастием, которые были созданы при приватизации, может распространяться законодательство о приватизации. Например, при наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации АО, предоставляющих более чем 25% голосов на общем собрании акционеров, установлено требование к сохранению определенной доли публично-правового образования при увеличении уставного капитала АО путем дополнительного выпуска акций (ст. 40.1 Закона о приватизации).
4. В отношении некоторых из таких АО может использоваться специальное право на участие РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении акционерными обществами («золотая акция») (п. 5 ст. 1 Закона об АО, ст. 38 Закона о приватизации).
Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»)» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738
«Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»)»
С изменениями и дополнениями от:
20 декабря 2006 г., 21 марта 2007 г., 28 июля, 29 декабря 2008 г., 1 декабря 2009 г., 31 декабря 2010 г., 29 июня, 5 сентября, 26 декабря 2011 г., 1 ноября 2012 г., 11 августа 2016 г., 28 января, 19 июля 2017 г., 3 февраля 2018 г., 18 апреля 2020 г., 18, 31 марта 2021 г.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»).
Информация об изменениях:
2. Установить, что Министерство финансов Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации или Управление делами Президента Российской Федерации ежегодно, до 1 сентября, представляют в Правительство Российской Федерации отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции») за прошедший год, содержащий в том числе следующие сведения:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. N 740 в подпункт «а» внесены изменения
а) об исполнении поручений и указаний Президента Российской Федерации и поручений Правительства Российской Федерации, включая информацию о целевых и фактически достигнутых характеристиках и показателях в отношении проделанной работы за прошедший год в отраслевом разрезе;
б) о мерах, направленных на совершенствование системы корпоративного управления в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности;
в) обо всех принятых решениях по выплате дивидендов (с указанием суммы дивидендов), в том числе в отраслевом разрезе, с указанием крупных плательщиков дивидендов, а также акционерных обществ, которыми принято решение о невыплате дивидендов;
г) о результатах финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, динамике рентабельности по чистой прибыли и уровне долговой нагрузки по сравнению со среднеотраслевыми значениями, включая ретроспективную динамику и анализ, показатели достаточности собственных средств;
д) об итогах проведенных общих собраний акционеров за отчетный год.
3. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом обеспечить направление регистраторам и эмитентам, осуществляющим ведение реестров акционеров акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, анкет зарегистрированного лица, предусматривающих осуществление Федеральным агентством по управлению государственным имуществом прав акционера (владельца акций) акционерных обществ от имени Российской Федерации.
Информация об изменениях:
5. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 44 «О порядке управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использования специального права Российской Федерации на участие в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 4, ст. 340).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1214 в наименование внесены изменения
Положение
об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»)
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738)
С изменениями и дополнениями от:
20 декабря 2006 г., 21 марта 2007 г., 28 июля, 29 декабря 2008 г., 1 декабря 2009 г., 31 декабря 2010 г., 29 июня, 5 сентября, 26 декабря 2011 г., 1 ноября 2012 г., 11 августа 2016 г., 28 января, 19 июля 2017 г., 3 февраля 2018 г., 18 апреля 2020 г., 18, 31 марта 2021 г.
ГАРАНТ:
Настоящее Положение не применяется в случае управления находящимися в федеральной собственности акциями:
АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», АО «РОСНАНО», АО «Особые экономические зоны», АО «Росинфокоминвест» (постановление Правительства РФ от 12 марта 2021 г. N 358)
АО «Росагролизинг» (постановление Правительства РФ от 12 сентября 2019 г. N 1193),
АО «Атом-ТОР» (постановление Правительства РФ от 30 июня 2018 г. N 764),
АО «Курорты Северного Кавказа» (постановление Правительства РФ от 29 сентября 2017 г. N 1190),
АО «Корпорация развития Северного Кавказа» (постановление Правительства РФ от 29 сентября 2017 г. N 1189),
АО «ВО «Безопасность» (постановление Правительства РФ от 17 июля 2017 г. N 843),
Фонда национального благосостояния (постановление Правительства РФ от 5 ноября 2013 г. N 990),
акционерных обществ, которые передаются Государственной корпорации «Ростехнологии» (постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 831),
ОАО «Особые экономические зоны» (постановление Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 641),
а также на случаи осуществления РФ прав акционера по привилегированным акциям банков, размещенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ (постановление Правительства РФ от 11 мая 2010 г. N 325)
Информация об изменениях:
Министерство обороны Российской Федерации, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в отношении акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий и акции которых находятся в собственности Российской Федерации, а также по решению Правительства Российской Федерации в отношении иных акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, осуществляет права акционера от имени Российской Федерации.
Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации права акционера акционерных обществ, созданных в процессе приватизации подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1150 в пункт 2 внесены изменения
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1150 в пункт 3 внесены изменения
ГАРАНТ:
Об оформлении проекта решений годового (внеочередного) общего собрания акционеров открытого акционерного общества, 100 процентов акций которого находятся в собственности РФ см. приказ Федерального агентства по промышленности от 6 февраля 2006 г. N 37
ГАРАНТ:
Пункт 4 настоящего Положения в отношении акционерных обществ, указанных в абзаце втором пункта 1, не применяется
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Подпункт «б» пункта 5 настоящего Положения в отношении акционерных обществ, указанных в абзаце втором пункта 1, не применяется
Информация об изменениях:
В отношении акционерных обществ, входящих в специальный перечень, в случае если федеральное министерство имеет подведомственные ему федеральные агентства, представленные в Агентство предложения по каждому вопросу должны отражать консолидированную позицию федерального министерства и подведомственного ему федерального агентства.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Пункт 6 настоящего Положения в отношении акционерных обществ, указанных в абзаце втором пункта 1, не применяется
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Пункт 7 настоящего Положения в отношении акционерных обществ, указанных в абзаце втором пункта 1, не применяется
7. Федеральное министерство либо федеральный орган направляет в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом свои предложения по вопросу предъявления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров:
не позднее чем за 30 дней до предполагаемой даты его предъявления для акционерных обществ, указанных в подпункте «а» пункта 5 настоящего Положения;
не позднее чем за 20 дней до предполагаемой даты его предъявления для акционерных обществ, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящего Положения.
Указанные предложения должны содержать формулировки вопросов, подлежащих внесению в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров, и формулировки решений по ним, а также предложения о форме проведения общего собрания акционеров. Предложения представляются с пояснительной запиской, содержащей обоснование внесения в повестку дня предлагаемого вопроса, а также с приложением материалов, необходимых для принятия решения. При внесении в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров вопроса об изменении состава органов управления, ревизионной и счетной комиссий представляется также информация о кандидатах для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии акционерного общества (справки кадровых служб места работы кандидата).
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Пункт 8 настоящего Положения в отношении акционерных обществ, указанных в абзаце втором пункта 1, не применяется
8. Федеральное министерство либо федеральный орган направляет в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом свои предложения по внесению вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвижению кандидатов для избрания на указанном собрании в органы управления (за исключением единоличного (коллегиального) исполнительного органа), ревизионные комиссии в отношении акционерных обществ:
Предложения должны содержать позицию, касающуюся голосования по предлагаемым вопросам, формулировки решений по ним с приложением пояснительной записки и необходимых материалов, а также информацию о кандидатах для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии акционерного общества (справки кадровых служб места работы кандидата).
Информация об изменениях:
занимать должности в органах управления, быть работниками акционерного общества или его дочерних и зависимых обществ, а также занимать должности в органах управления, быть работниками управляющей организации акционерного общества либо быть управляющим;
являться аффилированными лицами акционерного общества или его дочерних и зависимых обществ, за исключением исполнения обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества;
осуществлять функции аудитора акционерного общества (в том числе в качестве сотрудника аудиторской организации), а также являться аффилированными лицами аудитора акционерного общества;
исполнять обязательства либо быть сотрудниками организации, исполняющей обязательства по договору с акционерным обществом, в случае, если совокупный объем сделок в целях реализации договора в течение года составляет 10 и более процентов балансовой стоимости активов акционерного общества;
представлять интересы лиц либо организаций, связанных обязательствами по договору с акционерным обществом, с которыми совокупный объем сделок в течение года составляет 10 и более процентов балансовой стоимости активов акционерного общества;
получать от акционерного общества вознаграждения, компенсационные выплаты или выплаты иного характера, размер которых составляет 10 и более процентов совокупного годового дохода указанных лиц, за исключением выплат, связанных с осуществлением деятельности в качестве независимого директора и заключением сделок для обеспечения личных, домашних, семейных или иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также участвовать в опционных программах общества.
Кроме того, лицо, выдвигаемое Российской Федерацией как акционером для избрания в совет директоров в качестве независимого директора, не должно:
замещать должности государственной гражданской службы Российской Федерации или являться служащим Центрального банка Российской Федерации;
являться непрерывно в течение последних 12 лет членом совета директоров (наблюдательного совета) общества, в которое оно избирается;
занимать должности в органах управления или являться работником другого акционерного общества, в котором любое из лиц, занимающих должности в органах управления общества, в которое лицо выдвигается в качестве независимого директора, является членом комитета при совете директоров по кадрам и вознаграждениям общества;
являться одновременно независимым директором более чем в 3 акционерных обществах.
Информация об изменениях:
8.2. Федеральное министерство либо федеральный орган направляет в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом свои предложения по кандидатам для избрания в качестве единоличных (коллегиальных) исполнительных органов акционерных обществ, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящего Положения, в следующем порядке:
а) в отношении акционерных обществ, все голосующие акции которых находятся в федеральной собственности, не позднее наименьшего из следующих сроков:
60 дней до даты прекращения полномочий единоличного (коллегиального) исполнительного органа;
60 дней до даты проведения общего собрания акционеров, на котором должны быть рассмотрены вопросы формирования единоличного (коллегиального) исполнительного органа;
б) в отношении акционерных обществ, за исключением акционерных обществ, предусмотренных в подпункте «а» настоящего пункта, не позднее наименьшего из следующих сроков:
120 дней до даты прекращения полномочий единоличного (коллегиального) исполнительного органа;
120 дней до даты проведения общего собрания акционеров, на котором должны быть рассмотрены вопросы формирования единоличного (коллегиального) исполнительного органа.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
8.4. Организации, в том числе общественные организации, ассоциации (союзы), автономные некоммерческие организации, сфера деятельности которых связана с объединением профессиональных (независимых) директоров, вправе направить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом свои предложения по выдвижению кандидатов, соответствующих утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации критериям, для избрания в качестве единоличного (коллегиального) исполнительного органа, в составы советов директоров (наблюдательных советов) и ревизионных комиссий акционерных обществ в сроки, указанные в пунктах 8 и 9 настоящего Положения.
Информация об изменениях:
8.5. Физические лица вправе направить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заявки о выдвижении для избрания в качестве единоличного (коллегиального) исполнительного органа, в составы советов директоров (наблюдательных советов) и ревизионных комиссий акционерных обществ в сроки, указанные в пунктах 8 и 9 настоящего Положения.
Информация об изменениях:
8.6. Предложения федерального министерства, федерального органа и организаций по выдвижению кандидатов для избрания в качестве единоличного (коллегиального) исполнительного органа, в составы советов директоров (наблюдательных советов) и ревизионных комиссий, а также заявки физических лиц о выдвижении для избрания в качестве единоличного (коллегиального) исполнительного органа, в составы советов директоров (наблюдательных советов) и ревизионных комиссий акционерных обществ рассматриваются на заседаниях создаваемой Федеральным агентством по управлению государственным имуществом комиссии по отбору кандидатов для избрания в органы управления и ревизионные комиссии.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
9. Федеральное министерство, федеральный орган направляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом свои предложения, касающиеся голосования по вопросам повестки дня общего собрания акционеров и назначения представителя для голосования на общем собрании акционеров, в течение 3 дней после получения сообщения о проведении общего собрания акционеров акционерных обществ, но не позднее чем:
за 20 дней до даты проведения общего собрания акционеров акционерных обществ, указанных в подпункте «а» пункта 5 настоящего Положения;
за 15 дней до даты проведения общего собрания акционеров акционерных обществ, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящего Положения.
В случае если в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров включается вопрос о реорганизации акционерного общества, указанные сроки составляют:
40 дней для акционерных обществ, указанных в подпункте «а» пункта 5 настоящего Положения;
30 дней для акционерных обществ, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящего Положения.
При неполучении в соответствующий срок сообщения о проведении общего собрания акционеров предложения могут быть сформулированы на основании повестки дня общего собрания акционеров, утвержденной советом директоров.
Предложения представляются с пояснительной запиской, содержащей обоснование предлагаемых решений, а также с приложением необходимых материалов.
Предложения могут быть подготовлены и направлены в Агентство заблаговременно на основании протокола заседания совета директоров, на котором определена повестка дня общего собрания акционеров. Представление таких предложений в отношении акционерных обществ, включенных в специальный перечень, является обязательным, при этом предложения направляются в Агентство не позднее 25 дней до даты проведения общего собрания акционеров.
Количество кандидатов, предлагаемых к включению в список для избрания в совет директоров, ревизионную и счетную комиссии акционерного общества, не может превышать количественного состава этих органов, определенного общим собранием акционеров.
В отношении акционерных обществ, не входящих в специальный перечень, федеральное агентство или федеральный орган вправе направить в Агентство свои предложения (в том числе в отношении кандидатов, предлагаемых для включения в список для избрания в совет директоров), подготовленные в соответствии с требованиями настоящего пункта. В случае непоступления таких предложений Агентство вправе сформировать предложения по позиции Российской Федерации как акционера самостоятельно.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1150 в пункт 10 внесены изменения
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Пункт 11 настоящего Положения в отношении акционерных обществ, указанных в абзаце втором пункта 1, не применяется
11. Руководитель (заместитель руководителя) Федерального агентства по управлению государственным имуществом обеспечивает проведение согласительного совещания при наличии разногласий у федерального министерства или федерального органа и Агентства относительно:
В случае если на указанном совещании не выработана согласованная позиция, Агентство не позднее дня, следующего за днем проведения совещания, представляет необходимые материалы, включая перечень разногласий с обоснованиями позиций сторон и предложения федерального министерства, федерального органа либо федерального агентства, в Министерство финансов Российской Федерации.
Информация об изменениях:
а) предложений, полученных от федерального министерства или федерального органа;
б) информации о кандидатах для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии акционерного общества (справки кадровых служб места работы кандидата);
в) информации об акционерном обществе (доля Российской Федерации в уставном капитале, состав органов управления акционерного общества, ревизионной и счетной комиссий, основные финансово-экономические показатели и другие необходимые сведения);
г) заверенных нотариально или Министерством копий учредительных документов, бухгалтерской отчетности акционерного общества за последний год.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Порядок деятельности представителей интересов Российской Федерации в совете директоров
Информация об изменениях:
Представители интересов Российской Федерации осуществляют следующие обязанности, которые в том числе в обязательном порядке должны быть предусмотрены в договоре с профессиональным поверенным:
добросовестное и разумное осуществление возложенных на него обязанностей и полномочий, отнесенных к компетенции совета директоров;
своевременное уведомление о заседаниях совета директоров, в повестку дня которых включены вопросы, требующие выдачи директив;
голосование в соответствии с выданными директивами (в случае если по вопросам повестки дня заседания совета директоров установлена необходимость выдачи директив);
участие в работе комитетов и комиссий совета директоров (в случае избрания профессионального поверенного в состав комитета и комиссии);
созыв заседания совета директоров и включение в повестку дня заседания совета директоров вопросов, предложенных Российской Федерацией как акционером (в случае избрания профессионального поверенного председателем совета директоров).
Федеральное министерство либо федеральный орган рассматривают направленные Агентством предложения о замене профессионального поверенного и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Агентство мотивированную позицию.
При наличии разногласий Агентство проводит согласительные совещания и направляет предложения о замене профессионального поверенного в Министерство финансов Российской Федерации с приложением протоколов согласительных совещаний.
В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения профессиональным поверенным своих обязанностей Агентство в отношении акционерных обществ, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящего Положения, в течение 10 дней со дня, когда ему стали известны сведения о неисполнении и (или) ненадлежащем исполнении своих обязанностей профессиональным поверенным, направляет в федеральное министерство либо федеральный орган предложения о замене профессионального поверенного.
Федеральное министерство либо федеральный орган рассматривают направленные Агентством предложения о замене профессионального поверенного и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Агентство мотивированную позицию.
Федеральное министерство либо федеральный орган в течение 10 дней со дня, когда им стали известны сведения о неисполнении и (или) ненадлежащем исполнении своих обязанностей профессиональным поверенным, вправе самостоятельно направить в Агентство предложения о замене профессионального поверенного.
В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения профессиональным поверенным своих обязанностей Агентство в отношении акционерных обществ, за исключением акционерных обществ, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящего Положения, в течение 45 дней со дня, когда ему стали известны сведения о неисполнении и (или) ненадлежащем исполнении своих обязанностей профессиональным поверенным, принимает решение о замене профессионального поверенного.
В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения профессиональным поверенным своих обязанностей Министерство обороны Российской Федерации или Управление делами Президента Российской Федерации в отношении акционерных обществ, указанных в абзацах втором и третьем пункта 1 настоящего Положения, в течение 45 дней со дня, когда им стали известны сведения о неисполнении и (или) ненадлежащем исполнении своих обязанностей профессиональным поверенным, принимают решение о замене профессионального поверенного.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2016 г. N 786 Порядок дополнен пунктом 16.1
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2016 г. N 786 Порядок дополнен пунктом 16.2
16.2. Федеральное министерство, федеральный орган либо федеральное агентство в течение 10 рабочих дней со дня, когда им стали известны сведения о возникновении обстоятельств, препятствующих осуществлению полномочий представителя интересов Российской Федерации, а также об увольнении представителя интересов Российской Федерации с государственной должности или должности государственной службы, направляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом предложения о целесообразности:
а) прекращения полномочий представителя интересов Российской Федерации, ранее избранного в совет директоров, в том числе замещавшего государственную должность или должность государственной службы, после его увольнения с такой должности с одновременным предложением в установленном порядке кандидатов для избрания в совет директоров на общем собрании акционеров, повестка дня которого включает вопрос об избрании членов совета директоров;
б) сохранения ранее избранного представителя интересов Российской Федерации в совете директоров, замещавшего государственную должность или должность государственной службы, после его увольнения с такой должности с одновременным заключением с ним договора как с профессиональным поверенным.
Информация об изменениях:
Агентство (Министерство обороны Российской Федерации или Управление делами Президента Российской Федерации) обязано выдавать директивы представителям интересов Российской Федерации в совете директоров акционерных обществ по вопросам, указанным в подпунктах 3, 5, 9, 11 и 17 1 пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об акционерных обществах», по вопросу согласия на совершение или последующее одобрение сделок, предусмотренных главой X указанного Федерального закона, по вопросу об отказе от выплаты процентов по облигациям без определения срока их погашения, по вопросу об одобрении существенных условий трудового договора с единоличным исполнительным органом общества или членом коллегиального исполнительного органа общества или договора с управляющей организацией или управляющим, по вопросу избрания (переизбрания) председателя совета директоров, по вопросу о приобретении дочерним или зависимым хозяйственным обществом акций (долей в уставном капитале) других хозяйственных обществ, в том числе при их учреждении, в случае, если уставом акционерного общества определение позиции акционерного общества или его представителей (при рассмотрении органами управления дочерних или зависимых хозяйственных обществ вопросов повестки дня общего собрания акционеров и заседания советов директоров) по указанному вопросу отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, а также иным вопросам в целях исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Председателя Правительства Российской Федерации или Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.
Директивы по другим вопросам, относящимся к компетенции совета директоров, выдаются Агентством (Министерством обороны Российской Федерации или Управлением делами Президента Российской Федерации) в порядке, установленном настоящим Положением, в случае поступления предложения председателя совета директоров.
В случае прекращения контроля исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Председателя Правительства Российской Федерации или Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, в целях исполнения которых были выданы письменные директивы для голосования по вопросам повестки дня заседания совета директоров, Агентство (Министерство обороны Российской Федерации или Управление делами Президента Российской Федерации) информирует об этом представителей интересов Российской Федерации.