Управляемость и устойчивость автомобиля гост

Управляемость и устойчивость автомобиля гост

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЯЕМОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ

Road vehicles. Handling and stability.
Technical requirements. Test methods

Дата введения 2006-01-01

Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» и ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Государственным научным центром Российской Федерации Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ»), Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники» (ФГУП «НИЦИАМТ»), Академией проблем качества Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 164-ст

ВНЕСЕНО Изменение N 1, введенное в действие на территории РФ с 01.05.2010 Приказом Ростехрегулирования от 23.03.2010 N 32-ст

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 6, 2010

1 Область применения

— имеющие максимальную скорость менее 40 км/ч;

— прицепов-тяжеловозов и полуприцепов-тяжеловозов;

— не предназначенных для эксплуатации на дорогах общего пользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 17697, ГОСТ 16504 и [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 скорость автомобиля ( ): Линейная скорость центра масс автомобиля.

3.2 заброс угловой скорости автомобиля ( ): Превышение угловой скорости автомобиля над установившимся ее значением, возникающим при переходе от прямолинейного движения к движению по окружности.

3.3 усилие, на рулевом колесе ( ): Усилие, приложенное к ободу рулевого колеса в его плоскости, необходимое для его поворота или предотвращения поворота.

3.4 стабилизация рулевого управления: Свойство рулевого управления, заключающееся в самостоятельном возвращении выведенных из нейтрального положения управляемых колес и рулевого колеса в нейтральное положение, соответствующее прямолинейному движению АТС, после снятия усилия с рулевого колеса.

3.5 передаточное число рулевого управления ( ): Отношение угла поворота рулевого колеса к среднему углу поворота управляемых колес, которое может определиться при любом значении угла поворота рулевого колеса.

3.6 прицеп (полуприцеп)-тяжеловоз: АТС категории О, предназначенное для перевозки неделимых крупногабаритных, в том числе негабаритных тяжеловесных, грузов массой 20 т и более.

3.7 специализированные автотранспортные средства: АТС, предназначенные для перевозки грузов одного типа.

3.8 габаритный радиус автомобиля: Радиус окружности, которую описывает на горизонтальной опорной поверхности наиболее удаленная от центра поворота точка автомобиля во время его движения по окружности. Проекции выступающих частей кузова типа зеркал заднего вида при измерении габаритного радиуса не учитывают.

3.9 база автомобиля (прицепа): Расстояние между вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через ось передних колес, и вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через ось задних колес.

3.10 автотранспортные средства повышенной проходимости: АТС категории G по ГОСТ Р 52051.

4 Технические требования

4.1 Усилие на рулевом колесе

Усилие на рулевом колесе автомобиля не должно превышать значений, указанных в таблице 1.

Усилие на рулевом колесе, Н, не более

Источник

Управляемость и устойчивость автомобиля гост

УПРАВЛЯЕМОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ

Road vehicles. Handling and stability. Technical requirements. Test methods

Дата введения 2013-09-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2008* «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 41-2012 от 24 мая 2012 г.)

За принятие стандарта голосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 ноября 2012 г. N 1258-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31507-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 сентября 2013 г.

5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 52302-2004

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных (государственных) стандартов, издаваемых в этих государствах.

1 Область применения

— имеющих максимальную скорость менее 40 км/ч;

— прицепов-тяжеловозов и полуприцепов-тяжеловозов;

— не предназначенных для эксплуатации на дорогах общего пользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 17697-72 Автомобили. Качение колеса. Термины и определения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 17697 и ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 скорость автомобиля : Линейная скорость центра масс автомобиля.

3.2 заброс угловой скорости автомобиля : Превышение угловой скорости автомобиля над установившимся ее значением, возникающим при переходе от прямолинейного движения к движению по окружности.

3.3 усилие на рулевом колесе : Усилие, приложенное к ободу рулевого колеса в его плоскости, необходимое для его поворота или предотвращения поворота.

3.4 стабилизация рулевого управления: Свойство рулевого управления, заключающееся в самостоятельном возвращении выведенных из нейтрального положения управляемых колес и рулевого колеса в нейтральное положение, соответствующее прямолинейному движению АТС, после снятия усилия с рулевого колеса.

3.5 передаточное число рулевого управления : Отношение угла поворота рулевого колеса к среднему углу поворота управляемых колес, которое может определиться при любом значении угла поворота рулевого колеса.

3.6 прицеп (полуприцеп)-тяжеловоз: АТС категории О, предназначенное для перевозки неделимых крупногабаритных, в том числе негабаритных тяжеловесных, грузов массой 20 т и более.

3.7 специализированные автотранспортные средства: АТС, предназначенные для перевозки грузов одного типа.

3.8 габаритный радиус автомобиля: Радиус окружности, которую описывает на горизонтальной опорной поверхности наиболее удаленная от центра поворота точка автомобиля во время его движения по окружности. Проекции выступающих частей кузова типа зеркал заднего вида при измерении габаритного радиуса не учитывают.

3.9 база автомобиля (прицепа): Расстояние между вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через ось передних колес, и вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через ось задних колес.

3.10 автотранспортные средства повышенной проходимости: АТС категории G по [1].

3.11 тип автотранспортного средства в отношении управляемости и устойчивости: АТС одной марки, модели и изготовителя, не имеющие существенного различия в отношении следующих характеристик:

б) колесной формулы;

г) массы и ее распределения по осям, высоте центра тяжести;

д) габаритных размеров;

з) электронных систем контроля устойчивости АТС;

и) рулевого управления:

1) конструкции элементов рулевого привода и геометрии их установки;

2) рулевого механизма и его передаточного отношения;

3) усилителя и (или) демпфера;

4) автоматических систем, влияющих на рулевое управление;

к) подвески и ее геометрии:

1) направляющих, демпфирующих и упругих элементов, стабилизаторов;

2) начальной регулировки параметров подвески;

3) автоматических систем изменения параметров подвески;

3) категории скорости и индекса грузоподъемности;

4) области применения (летние, зимние, всесезонные, универсальные, повышенной проходимости, спортивные, запасные временного использования, специальные).

4 Технические требования

4.1 Усилие на рулевом колесе

Усилие на рулевом колесе автомобиля не должно превышать значений, указанных в таблице 1.

Источник

ГОСТ 31507-2012
Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний

Управляемость и устойчивость автомобиля гост. Смотреть фото Управляемость и устойчивость автомобиля гост. Смотреть картинку Управляемость и устойчивость автомобиля гост. Картинка про Управляемость и устойчивость автомобиля гост. Фото Управляемость и устойчивость автомобиля гост

Купить ГОСТ 31507-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

Стандарт опубликован ТОЛЬКО в электронном виде, имеет неточности, о которых сообщено разработчикам стандарта и в Росстандарт.

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Технические требования к АТС

4.1 Усилие на рулевом колесе

4.2 Стабилизация рулевого управления

4.3 Поперечная статическая устойчивость при испытаниях «опрокидывание на стенде»

4.4 Устойчивость при испытаниях «рывок руля»

4.5 Управляемость и устойчивость при испытаниях «поворот» и «переставка»

4.6 Управляемость при испытаниях «прямая»

4.7 Управляемость и устойчивость при испытаниях «пробег» в эксплуатационных режимах движения

4.8 Управляемость и устойчивость АТС с электронными системами контроля устойчивости

5 Методы испытаний

5.1 Требования к испытательному оборудованию и погрешности измерений

5.2 Условия проведения испытаний

5.3 Определение усилия на рулевом колесе

5.4 Испытания «стабилизация»

5.5 Испытания «опрокидывание на стенде»

5.6 Испытания «рывок руля»

5.7 Испытания «поворот» и «переставка»

5.8 Испытания «прямая»

5.9 Испытания «пробег»

Приложение А (обязательное) Нормативные значения скоростей выполнения маневров «поворот» и «переставка»

Приложение Б (рекомендуемое) Оценка управляемости и устойчивости АТС в эксплуатационных режимах движения

Приложение В (обязательное) Требования безопасности

Приложение Г (обязательное) Образец технического описания АТС

Приложение Д (рекомендуемое) Протоколы испытаний

Дата введения01.09.2013
Добавлен в базу12.02.2016
Актуализация01.02.2020

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

24.05.2012УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации41-2012
27.11.2012УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1258-ст
РазработанФГУП НАМИ
ИзданСтандартинформ2013 г.

Road vehicles. Handling and stability. Technical requirements. Test methods

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации

INTERSTATE CONCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ Г0СТ 31507-СТАНДАРТ 2012

Автотранспортные средства УПРАВЛЯЕМОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ Технические требования Методы испытаний

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2008 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 41-2012 от 24 мая 2012 г.)

За принятие стандарта голосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и

метрологии от 27 ноября 2012 г. № 1258-ст межгосударственный стандарт

ГОСТ 31507-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 сентября 2013 г.

5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 52302-2004

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных (государственных) стандартов, издаваемых в этих государствах.

О Стандартинформ 2013

Исключительное право официального опубликования настоящего стандарта на территории указанных выше государств принадлежит национальным органам по стандартизации этих государств

График зависимостей (3) и (4) для АТС различных категорий приведен на рисунке 2.

Д-диапазон значений qs для автомобилей категории Mi (за исключением автомобилей повышенной проходимости), прицепов категории Oi.

Для автомобилей-контейнеровозов, предназначенных для эксплуатации на магистральных автомобильных дорогах общегосударственного значения (в том числе для международного сообщения), республиканского, областного (краевого) значения, при загрузке более 0,8 полного объема контейнера и расположении центра

масс балласта в геометрическом центре контейнера минимальное допустимое значение асу равно 19°.

4.3.5 Угол крена ср подрессоренных масс определяют при угле наклона платформы, при котором происходит отрыв всех колес одной стороны одиночного АТС или всех колес одного из звеньев автопоезда от опорной поверхности. Максимальное допустимое значение угла крена ср подрессоренных масс в центре масс АТС, полученное в результате испытаний, не должно превышать предельных значений ф„, заданных в зависимости от коэффициента поперечной устойчивости qs.

При этом АТС всех категорий (аналогично 4.3.4) разделены на две группы, каждой из которых соответствует своя зависимость (рн= f(qs)

Критерием соответствия нормативным требованиям данного стандарта является условие

График зависимостей (5) и (6) представлен на рисунке 3.

4.4 Устойчивость при испытаниях «рывок руля»

4.4.1 Требования распространяются на АТС (за исключением троллейбусов) категорий М и N.

4.4.2 Курсовую устойчивость оценивают характеристиками поворачиваемости и чувствительности к управлению автомобиля, забросом угловой скорости и временем 90 %-ной реакции по угловой скорости.

4.4.3 Характеристика поворачиваемости и чувствительности к управлению автомобиля представляет собой зависимость угла поворота рулевого колеса б„ от установившегося бокового ускорения ау.

4.4.4 Углы поворота рулевого колеса, определенные по 4.4.3 для автомобилей категорий М1( М2 и N1t должны находиться в пределах, установленных в таблице 2.

Таблица 2- Предельные величины углов поворота рулевого колеса для АТС категорий Mi, М2, Ni

Источник

Приложение Г (обязательное). Описание типа транспортного средства в отношении управляемости и устойчивости в соответствии с требованиями ГОСТ 31507

Описание
типа транспортного средства в отношении управляемости и устойчивости в соответствии с требованиями ГОСТ 31507

Г.2 Техническая характеристика

Колесная формула и тип привода

Габаритные размеры, мм

Минимальный радиус поворота, м

Максимальная технически допустимая скорость, заявленная изготовителем, км/ч:

— в снаряженном состоянии

— передаточное число (в положении, соответствующем прямолинейному движению))

— число оборотов рулевого колеса от упора до упора

— тип рулевого механизма

— усилитель рулевого управления

— марка насоса гидроусилителя

— диаметр рулевого колеса, мм

— автоматические системы, влияющие на рулевое управление

Подвеска; тип, направляющие элементы, упругие элементы:

Автоматические системы, влияющие на параметры и характеристики подвески

Электронные системы контроля устойчивости

Стабилизаторы, диаметр, мм

Давление в шинах, кПа ( ):

Статический радиус колеса (переднего/заднего), мм

— расположение и число цилиндров

— рабочий объем, мощность

Модели, на которые распространяется техническое описание

Дополнительные сведения об объектах испытаний (конструктивные особенности)

(1) В случае, если на различных осях АТС применяются шины разной размерности, указываются характеристики шин для каждой из осей.

Г.3 Графическая информация

Схема рулевого управления.

Чертеж передней подвески.

Чертеж задней подвески.

Эскиз автоматической системы, влияющей на рулевое управление.

Эскиз автоматической системы, влияющей на параметры и характеристики подвески.

Эскиз электронной системы контроля устойчивости.

Г.4 Описание маркировки транспортного средства

Место расположения и форма знака соответствия.

Место расположения таблички изготовителя.

Место расположения идентификационного номера (код VIN).

Структура и содержание идентификационного номера (номеров) транспортных средств:

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Межгосударственный стандарт ГОСТ 31507-2012 «Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 ноября 2012 г. N 1258-ст)

Road vehicles. Handling and stability. Technical requirements. Test methods

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2008 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».

Сведения о стандарте

1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)

2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 41-2012 # от 24 мая 2012 г.)

За принятие стандарта голосовали:

Краткое наименование страны по

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 ноября 2012 г. N 1258-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31507-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 сентября 2013 г.

5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 52302-2004

1 Область применения

— имеющих максимальную скорость менее 40 км/ч;

— прицепов-тяжеловозов и полуприцепов-тяжеловозов;

— не предназначенных для эксплуатации на дорогах общего пользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 17697-72 Автомобили. Качение колеса. Термины и определения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 17697 и ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 скорость автомобиля v: Линейная скорость центра масс автомобиля.

3.2 заброс угловой скорости автомобиля : Превышение угловой скорости автомобиля над установившимся ее значением, возникающим при переходе от прямолинейного движения к движению по окружности.

3.3 усилие на рулевом колесе : Усилие, приложенное к ободу рулевого колеса в его плоскости, необходимое для его поворота или предотвращения поворота.

3.4 стабилизация рулевого управления : Свойство рулевого управления, заключающееся в самостоятельном возвращении выведенных из нейтрального положения управляемых колес и рулевого колеса в нейтральное положение, соответствующее прямолинейному движению АТС, после снятия усилия с рулевого колеса.

3.5 передаточное число рулевого управления : Отношение угла поворота рулевого колеса к среднему углу поворота управляемых колес, которое может определиться при любом значении угла поворота рулевого колеса.

3.6 прицеп (полуприцеп)-тяжеловоз : АТС категории О, предназначенное для перевозки неделимых крупногабаритных, в том числе негабаритных тяжеловесных, грузов массой 20 т и более.

3.7 специализированные автотранспортные средства : АТС, предназначенные для перевозки грузов одного типа.

3.8 габаритный радиус автомобиля : Радиус окружности, которую описывает на горизонтальной опорной поверхности наиболее удаленная от центра поворота точка автомобиля во время его движения по окружности. Проекции выступающих частей кузова типа зеркал заднего вида при измерении габаритного радиуса не учитывают.

3.9 база автомобиля (прицепа) : Расстояние между вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через ось передних колес, и вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через ось задних колес.

3.10 автотранспортные средства повышенной проходимости : АТС категории G по [1].

3.11 тип автотранспортного средства в отношении управляемости и устойчивости : АТС одной марки, модели и изготовителя, не имеющие существенного различия в отношении следующих характеристик:

б) колесной формулы;

г) массы и ее распределения по осям, высоте центра тяжести;

д) габаритных размеров;

з) электронных систем контроля устойчивости АТС;

и) рулевого управления:

1) конструкции элементов рулевого привода и геометрии их установки;

2) рулевого механизма и его передаточного отношения;

3) усилителя и (или) демпфера;

4) автоматических систем, влияющих на рулевое управление;

к) подвески и ее геометрии:

1) направляющих, демпфирующих и упругих элементов, стабилизаторов;

2) начальной регулировки параметров подвески;

3) автоматических систем изменения параметров подвески;

3) категории скорости и индекса грузоподъемности;

4) области применения (летние, зимние, всесезонные, универсальные, повышенной проходимости, спортивные, запасные временного использования, специальные).

4 Технические требования

4.1 Усилие на рулевом колесе

Усилие на рулевом колесе автомобиля не должно превышать значений, указанных в таблице 1.

Усилие на рулевом колесе, Н, не более

без рулевого усилителя

с рулевым усилителем

при отказе усилителя

* Для грузовых автомобилей с двумя или большим числом мостов (осей) с управляемыми колесами допускается 500 Н

4.2 Стабилизация рулевого управления

4.2.1 Требования распространяются на АТС категорий М и N.

4.2.2 Угол поворота рулевого колеса после его освобождения не должен увеличиваться.

4.2.3 Управляемые колеса и рулевое колесо должны самостоятельно возвращаться в сторону нейтрального положения.

4.2.4 Максимальное значение угла поворота рулевого колеса, не достигшего нейтрального положения в течение 6 с после его освобождения, не должно превышать 30% величины угла поворота рулевого колеса, соответствующего движению АТС по окружности радиусом 50 м.

4.2.5 Процесс возврата рулевого колеса через нейтральное положение не должен быть колебательным. Допускается один переход рулевого колеса через нейтральное положение в любом из заездов.

4.3 Поперечная статическая устойчивость при испытаниях «опрокидывание на стенде»

4.3.2 Показателями поперечной статической устойчивости против опрокидывания АТС являются:

Коэффициент поперечной статической устойчивости вычисляют по формуле

Величину колеи колес полуприцепа вычисляют как среднее между серединами наружных колес задней оси (тележки) тягача и серединами наружных колес оси (тележки) полуприцепа.

4.3.4 Высоту центра масс вычисляют по формуле

— боковое смещение центра масс, определяемое по результатам измерений боковой деформации шин, мм.

При отсутствии точных данных величина может быть принята равной статическому радиусу колеса АТС.

= (-2,4 + 42,4 )° при 0,55 1,0,

Критерием соответствия нормативным требованиям данного стандарта является условие

График зависимостей (5) и (6) представлен на рисунке 3.

4.4 Устойчивость при испытаниях «рывок руля»

4.4.1 Требования распространяются на АТС (за исключением троллейбусов) категорий М и N.

4.4.2 Курсовую устойчивость оценивают характеристиками поворачиваемости и чувствительности к управлению автомобиля, забросом угловой скорости и временем 90%-ной реакции по угловой скорости.

Радиус траектории, м (для справок)

— среднее передаточное число рулевого управления.

Радиус траектории, м (для справок)

— передаточное число рулевого управления.

4.4.6 Заброс угловой скорости автомобиля вычисляют по формуле

Заброс угловой скорости автомобиля над установившимся значением не должен превышать указанного в таблице 4.

90%-ная реакция при боковых ускорениях от 2 до 4 не должна превышать:

4.5 Управляемость и устойчивость при испытаниях «поворот» и «переставка»

При выполнении маневров на АТС категории не должен происходить отрыв всех колес одной из сторон от поверхности дороги.

4.5.4 Для легковых автомобилей с объемом двигателя до 1200 и специализированных АТС нормативные значения скоростей выполнения маневров «поворот» и «переставка» снижают на 5%.

4.5.5 При выполнении маневра «поворот» не должны возникать незатухающие курсовые колебания у АТС всех категорий.

4.5.6 При значении для испытуемого АТС ниже нормативного значения не более чем на 10%, возможность эксплуатации испытуемого АТС на дорогах общего пользования определяют по результатам испытаний «пробег» в соответствии с 4.7.

4.5.7 При значении для испытуемого АТС ниже нормативного значения более 10% эксплуатация на дорогах общего пользования не допускается.

4.6 Управляемость при испытаниях «прямая»

4.6.2 Средняя угловая скорость корректирующих поворотов рулевого колеса при движении по полосе заданной ширины не должна превышать значений, указанных в таблице 5.

4.7 Управляемость и устойчивость АТС при испытаниях «пробег» в эксплуатационных режимах движения

4.7.1 Испытания «пробег» проводят для определения допустимых скоростей в эксплуатационных режимах движения, если по результатам испытаний «поворот» и «переставка» скорости маневров АТС ниже нормативных значений.

4.7.3 Управляемость и устойчивость АТС в эксплуатационных режимах движения оценивают эксперты-испытатели в баллах по пятибалльной шкале (приложение Б). Оценки показателей должны быть не ниже рекомендованных значений.

4.7.4 При оценке любого из показателей ниже 3,5 балла испытания повторяют еще двое испытателей.

4.7.5 Если в результате испытаний оценки отдельных показателей оказались ниже значений, приведенных в приложении Б, АТС может быть допущено к эксплуатации на дорогах общего пользования при условии ограничения эксплуатационной скорости, обеспечивающей требуемый уровень оценок показателей. Это ограничение указывают в протоколе испытаний.

4.8 В случае оборудования АТС электронной системой контроля устойчивости, имеющей функцию отключения, испытания по 4.5 проводят с включенной и выключенной системами.

5 Методы испытаний

5.1 Требования к испытательному оборудованию и погрешности измерений

5.1.1 Погрешности показаний измерительной системы не должны превышать значений, указанных в таблице 6, для соответствующих диапазонов измерений.

Погрешность, не более

Угол поворота рулевого колеса, °

Определение усилия на рулевом колесе (5.3)

Испытания «стабилизация» (5.4), «рывок руля» (5.6), «поворот» и «переставка» (5.7)

Усилие на рулевом колесе, даН

Определение усилия на рулевом колесе (5.3)

Определение усилия на рулевом колесе (5.3).

Испытания «стабилизация» (5.4), «рывок руля» (5.6), «поворот» и «переставка» (5.7), «прямая» (5.8)

Угловая скорость АТС, °/с

Испытания «рывок руля» (5.6)

Испытания «опрокидывание на стенде» (5.5)

Угол наклона платформы стенда-опрокидывателя, °

Линейные размеры, мм

Испытания «опрокидывание на стенде» (5.5), «поворот» и «переставка» (5.7), «прямая» (5.8)

Испытания «поворот» и «переставка» (5.7)

Определение усилия на рулевом колесе

Испытания «стабилизация» (5.4), «рывок руля» (5.6), «прямая» (5.8)

5.1.2 Датчики для измерения различных параметров должны быть установлены в соответствии с инструкциями их использования и обеспечивать требуемую точность измерений.

5.1.3 Страховочные приспособления, предотвращающие опрокидывание АТС при испытаниях, должны быть оснащены элементами, защищающими от повреждений внешние панели и детали АТС.

5.1.4 Для определения поперечной статической устойчивости АТС используют стенд (стенд-опрокидыватель), имеющий платформу, размеры которой позволяют разместить автомобиль, прицеп или седельный автопоезд.

Опорная поверхность платформы стенда должна поворачиваться вокруг оси, параллельной продольной оси АТС, на угол не менее 60° относительно горизонтальной плоскости. Платформа должна быть оснащена страховочными приспособлениями в виде цепей или тросов и упорами, которые должны предотвращать скольжение шин АТС в поперечном направлении.

5.1.5 АТС при дорожных испытаниях не должны сбивать вертикальные элементы разметок полос движения.

5.2 Условия проведения испытаний

5.2.1 Испытания проводят при соблюдении правил техники безопасности, приведенных в приложении В.

5.2.2 Техническое состояние АТС, их агрегатов и узлов должно соответствовать техническим условиям или другой технической документации предприятия-изготовителя, утвержденной в установленном порядке.

Седельные тягачи испытывают в составе автопоезда, при этом прицепной состав испытывают со штатными тягачами.

Допускается проведение испытаний прицепов на статическую устойчивость без тягача.

5.2.3 При проведении испытаний должны соблюдаться требования руководства по эксплуатации.

5.2.4 Износ шин АТС перед испытаниями должен быть равномерным и не должен превышать 40% полной высоты протектора.

5.2.5 Перед испытаниями предприятие-изготовитель или заказчик испытаний должны представить техническое описание типа транспортного средства в отношении управляемости и устойчивости в соответствии с приложением Г.

5.2.6 Перед испытаниями АТС нагружают до полной массы, заявленной предприятием-изготовителем.

Масса балласта, имитирующего людей, должна соответствовать следующим значениям:

Масса балласта, имитирующего людей, для АТС, разработанных по заказу Минобороны России, должна соответствовать значениям, указанным в нормативной документации.

В качестве балласта, имитирующего людей, рекомендуется применять объемные манекены.

Специализированные АТС испытывают при высоте центра массы балласта, исходя из плотности груза, для перевозки которого предназначено данное специализированное АТС, подтвержденной документацией предприятия-изготовителя.

В качестве балласта для цистерн допускается использовать воду.

5.2.7 Участок дороги, на котором проводят испытания, должен быть горизонтальным, сухим, ровным, чистым, с асфальтобетонным покрытием.

Под сухим покрытием понимают асфальтобетонное покрытие с коэффициентом сцепления 0,75 0,05.

Дороги, на которых проводят испытания «пробег», должны быть как с сухим, так и с мокрым покрытием.

5.2.8 Участки испытаний размечают эластичными элементами, ограничивающими ширину коридора движения в зависимости от габаритной ширины АТС по колесам на высоте 150 мм.

Размеры участков и схемы разметки приведены в разделах стандарта, описывающих соответствующие методики.

5.2.9 При испытаниях скорость ветра не должна превышать 5 м/с в любом направлении.

Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от минус 5°С до плюс 30°С.

5.2.10 Состояние атмосферы при проведении дорожных испытаний должно обеспечивать видимость не менее 1000 м.

5.2.11 Перед проведением испытательных заездов проверяют давление воздуха в шинах, прогревают агрегаты и шины АТС пробегом не менее 15 км.

5.2.12 Во время испытаний оформляют протокол, в котором отмечают условия испытаний, выполненные заезды с указанием их особенностей (появление сноса, заноса, курсовых колебаний и их демпфирование, отрыва колес от поверхности дороги, возможные отклонения от условий испытаний, отклонения в работе средств измерений, замечания водителей-испытателей, оператора и контролера, результаты замеров).

5.3 Определение усилия на рулевом колесе

5.3.1 Испытания «усилие на рулевом колесе» предназначены для определения усилий, которые должен прилагать водитель для поворота управляемых колес.

5.3.3 Проведение испытаний на неподвижном АТС

5.3.3.3 Производят не менее двух поворотов рулевого колеса из одного крайнего положения в другое.

В процессе испытаний непрерывно измеряют и регистрируют:

— угол поворота рулевого колеса, °;

— усилие на рулевом колесе, Н;

5.3.4 Проведение испытаний при движении АТС

5.3.4.1 АТС разгоняют до скорости (10 2) км/ч, и с этой скоростью оно движется равномерно и прямолинейно.

Передачу в коробке передач выбирают наивысшую, которая обеспечивает устойчивую работу двигателя.

При въезде на испытательный участок поворачивают рулевое колесо с постоянной угловой скоростью поочередно: в одну сторону до крайнего положения, а затем в другую сторону также до крайнего положения.

5.3.4.2 Для АТС всех категорий без рулевого усилителя или с работающим усилителем скорость поворота рулевого колеса задают такую, чтобы обеспечить переход АТС в течение (4,00 0,25) с от прямолинейного движения к движению по окружности, габаритный радиус которой равен (12,00 0,05) м, или по окружности минимального габаритного радиуса, если больше 12 м.

Неисправность усилителя следует имитировать отсоединением гидронасоса или энергопитания электроусилителя.

5.3.4.4 Проводят не менее трех поворотов влево и вправо для условий, установленных в 5.3.4.2 и 5.3.4.3.

5.3.4.5 В процессе испытаний измеряют и регистрируют:

— угол поворота рулевого колеса, °;

— усилие на рулевом колесе, Н;

5.4 Испытания «стабилизация»

5.4.1 Испытания «стабилизация» предназначены для определения параметров, характеризующих самовозврат управляемых колес и рулевого колеса в нейтральное положение.

5.4.2 Проведение испытаний

5.4.3 Результатами испытаний являются:

— средние значения остаточного угла поворота рулевого колеса;

— вывод о наличии или отсутствии колебаний рулевого колеса.

5.5 Испытания «опрокидывание на стенде»

5.5.1 Испытания проводят с целью определения показателей поперечной устойчивости против опрокидывания при наклоне платформы стенда до величины, при которой наблюдается отрыв колес одной стороны одиночного АТС или колес одной стороны одного из звеньев седельного автопоезда от опорной поверхности.

5.5.2 Испытания «опрокидывание на стенде» проводят на стенде с опрокидывающей платформой.

Испытуемое АТС устанавливают на опорной поверхности платформы таким образом, чтобы его продольная ось была параллельна оси поворота платформы. Управляемые колеса АТС должны находиться в положении, соответствующем прямолинейному движению. Стояночный тормоз при этом должен быть включен. Для предотвращения скольжения и опрокидывания АТС устанавливают соответствующие приспособления (см. 5.1.4).

5.5.3 Наклон платформы осуществляют с угловой скоростью, не превышающей 0,5 °/с, до отрыва одного, а затем всех колес одной стороны одиночного АТС (звена автопоезда) от опорной поверхности. Момент отрыва определяют визуально.

Платформу возвращают в исходное положение.

5.5.4 В процессе испытаний измеряют и регистрируют:

— угол наклона опорной поверхности опрокидывающей платформы относительно горизонтальной опорной поверхности;

— углы наклона подрессоренных масс АТС относительно горизонтальной опорной поверхности в зонах переднего и заднего свесов, соответственно, в местах, удобных для установки измерительных приборов (на элементах вторично подрессоренных масс измерения не проводят),

При положении платформы, соответствующем углу опрокидывания АТС, дополнительно измеряют боковые деформации шин каждой из осей АТС.

Боковые деформации шины оси определяют как разницу двух расстояний между диском колеса и внешней боковой поверхностью неподвижного упора, измеренных параллельно плоскости платформы. Измерение производят в начальном положении, и положении платформы, соответствующем углу опрокидывания АТС. Измерение производится линейкой и угольником 90 градусов, прикладываемым к внешней боковой поверхности упора.

На записях = f(t), = f(t) и = f(t) делают отметки в моменты отрыва колес одной стороны от платформы.

для каждого i-го зачетного измерения.

Средние значения углов крена подрессоренных масс в центре масс определяют по формуле

— расстояние от заднего сечения, в котором проводят измерение крена, до центра масс АТС.

Для одноосных прицепов углы крена определяют по формулам (7) и (8).

5.5.6 Результатами испытаний являются:

— среднее значение угла крена в тот же момент.

5.6 Испытания «рывок руля»

5.6.1 Для испытаний используют площадку минимальным диаметром 100 м с примыкающей к ней разгонной полосой длиной не менее 1000 м и шириной не менее 7 м.

5.6.2 Проведение испытаний

5.6.2.1 АТС испытываются при скоростях:

Если максимальная скорость АТС равна или меньше указанной, то скорость при испытаниях принимают на 10 км/ч ниже максимальной, установленной в технических условиях предприятия-изготовителя.

При этой скорости АТС движется равномерно и прямолинейно до начала поворота рулевого колеса.

5.6.2.2 При испытаниях производят максимально быстрый, с угловой скоростью не менее 200 °/с, поворот рулевого колеса в заданное положение. Рулевое колесо удерживают в этом положении до начала установившегося кругового движения или, если криволинейное движение не становится установившимся, в течение 3 с.

Всего с постепенным увеличением бокового ускорения должно быть выполнено не менее 12 заездов в каждую сторону как влево, так и вправо.

5.6.2.4 В процессе испытаний измеряют и непрерывно регистрируют во времени:

— угловую скорость автомобиля, °/с;

— боковое ускорение автомобиля, ;

5.6.2.5 Образец записи угла поворота рулевого колеса и угловой скорости автомобиля приведен на рисунке 4.

5.6.3 Обработка результатов испытаний

5.6.3.1 При обработке результатов определяют:

— установившееся значение угла и момент времени достижения 50% этого значения;

— параметры записи угловой скорости автомобиля:

— установившееся значение угловой скорости автомобиля;

— заброс угловой скорости автомобиля над установившимся значением;

момент времени достижения значения угловой скорости автомобиля, равного 90% установившейся угловой скорости:

— время 90%-ной реакции автомобиля, представляющее собой интервал времени между моментами достижения 50% уставившегося значения угла поворота рулевого колеса и 90% установившегося значения угловой скорости автомобиля.

В случае если датчик крена не установлен, рассчитывают по формуле

5.6.4 Результатами испытаний являются следующие характеристики устойчивости АТС, представляемые в графической форме:

— характеристика чувствительности к управлению и поворачиваемости автомобиля, представляющая собой зависимость угла поворота рулевого колеса от установившегося бокового ускорения ;

— характеристика заброса угловой скорости автомобиля, представляющая собой зависимость заброса угловой скорости автомобиля от бокового ускорения ;

5.7 Испытания «поворот» и «переставка»

5.7.1 Испытания проводят с целью определения показателей, характеризующих управляемость и устойчивость АТС в критических режимах движения.

Испытания «поворот = 35 м» предназначены для определения максимальной скорости маневра при входе в поворот.

Испытания «переставка = 16 м», «переставка = 35 м» предназначены для определения максимальной скорости маневра при смене полосы движения на ограниченном участке пути.

5.7.2 Разметку участков для испытаний «поворот = 35 м» и «переставка» осуществляют в соответствии со схемами, приведенными на рисунках 5 и 7.

5.7.3 Ширина коридора участков 1 для всех вариантов испытаний «поворот», «переставка» и «прямая» приведена в таблице 7 в зависимости от максимальной ширины АТС, измеренной на высоте от 0 до 150 мм от опорной поверхности.

Максимальная ширина АТС

Ширина входного коридора

Дополнительно 0,5 к максимальной ширине АТС

5.7.4 Испытания «поворот = 35 м»

5.7.4.1 При испытаниях выполняют заданный разметкой маневр (разметка участка испытаний представлена на рисунке 5) при постепенном увеличении скорости от заезда к заезду.

5.7.4.2 АТС вводят в режим равномерного прямолинейного движения. Передачу в коробке передач выбирают наивысшую, обеспечивающую устойчивую работу двигателя. Положение рук водителя на рулевом колесе не регламентируют.

5.7.4.3 При пересечении передними колесами АТС границы между участками 1 и 2 размеченного коридора (рисунок 5) водитель быстро снимает ногу с педали газа и начинает поворачивать рулевое колесо вправо для выполнения маневра. Положение всех остальных органов управления должно оставаться постоянным.

5.7.4.4 Внешний наблюдатель отмечает отрывы колес от дороги, выходы АТС за пределы коридора и информирует о них водителя.

5.7.4.5 Все заезды подразделяются на предварительные и зачетные.

5.7.4.7 При появлении в заезде отрыва колеса от дороги или выходе АТС за боковые границы коридора, заезд повторяют с прежней скоростью. Если явление не повторяется, скорость увеличивают. Если в трех заездах на одной скорости происходит отрыв колеса от дороги или выход за пределы коридора, то испытания заканчивают.

5.7.4.8 В процессе испытаний регистрируют скорость АТС на участке 1 и отмечают заезды, в которых происходит отрыв колес от поверхности дороги или выход их за пределы размеченного коридора.

Дополнительно регистрируют угол поворота рулевого колеса, позволяющий определить максимальный угол поворота рулевого колеса, момент начала маневра, наличие заноса, сноса или ошибки водителя.

Заезд не засчитывают, если расстояние между границей участков 1 и 2 размеченной траектории и точкой, соответствующей началу поворота руля, превышает 1 м.

Форма графика записи и величина углов поворота руля позволяют судить о наличии сноса или заноса в заезде, о чем делают запись в протоколе, форма которого приведена в приложении Д.

5.7.4.10 Допускается по согласованию с заказчиком проведение испытаний «поворот = 25 м» (рисунок 6) вместо испытаний «поворот = 35 м» для автомобилей многоцелевого назначения категории N.

5.7.4.11 В испытаниях «поворот = 25 м» водитель, в отличие от испытания «поворот = 35 м», при пересечении границ участков 1 и 2 не снимает ноги с педали подачи топлива, а поддерживает скорость движения постоянной на протяжении всего заезда. Угол поворота рулевого колеса не регламентируется.

5.7.5 Испытания «переставка = 20 м» и «переставка = 16 м»

5.7.5.1 Разметка участков испытаний приведена на рисунке 7.

5.7.5.2 Испытания проводят на участке 2, имеющем длину = 20 м. Если на длине = 20 м максимальная скорость выполнения маневра не достигнута из-за ограниченной мощности двигателя, то испытания проводят при = 16 м.

5.7.5.3 При испытаниях выполняют заданный разметкой маневр при постепенном увеличении скорости от заезда к заезду.

5.7.5.4 АТС вводят в режим равномерного прямолинейного движения. Передачу в коробке передач выбирают наивысшую, обеспечивающую устойчивую работу двигателя. Положение рук водителя на рулевом колесе соответствует цифрам «3» и «9» циферблата часов.

5.7.5.5 При пересечении передними колесами АТС границы между участками 1 и 2 размеченного коридора водитель быстро снимает ногу с педали подачи топлива и начинает выполнение маневра.

5.7.5.6 Перехват рулевого колеса допускают только при достижении угла поворота, при котором происходит предельное перекрещивание рук водителя. Воздействия на остальные органы управления не допускаются.

5.7.5.7 Внешний наблюдатель отмечает отрывы колес от дороги, выходы АТС за пределы коридора и информирует о них водителя.

5.7.5.8 Перед зачетными заездами выполняют предварительные заезды, которые допускается проводить без регистрации измеряемых параметров. Эти заезды заканчиваться на скорости, при которой водитель вынужден корректировать поворотом рулевого колеса занос, снос, курсовые колебания АТС или возникновение опасности опрокидывания.

5.7.5.9 Начальную скорость зачетных заездов принимают на 10% ниже скорости окончания предварительных заездов.

5.7.5.10 При появлении в заезде отрыва колеса от дороги или выходе АТС за боковые границы коридора заезд повторяют с прежней скоростью. Если явление не повторяется, скорость увеличивают. Если в трех заездах на одной скорости происходит отрыв колеса от дороги или выход за пределы коридора, то испытания заканчивают.

В случае отсутствия явлений, ограничивающих скорость выполнения маневра, испытания заканчиваются при скорости АТС, на 5% превышающей нормативное значение (см. приложение А).

5.7.5.11 В процессе испытаний регистрируют скорость v АТС на участке 1 и отмечают те заезды, в которых происходит отрыв колес (колеса) от поверхности дороги или выход их (его) за пределы коридора.

Дополнительно регистрируют угол поворота рулевого колеса, позволяющий определить максимальный угол поворота рулевого колеса, момент начала маневра, наличия заноса, сноса или ошибки водителя.

Заезд не засчитывают, если:

— расстояние между границей участков 1 и 2 размеченной траектории (рисунок 7) и точкой, соответствующей началу поворота руля, превышает 1,0 м;

— передаточное число рулевого управления.

5.8 Испытания «прямая»

5.8.1 Испытания «прямая» предназначены для определения средней угловой скорости корректирующих поворотов рулевого колеса.

5.8.3 Проведение испытаний

При испытаниях выполняют испытательные заезды в размеченном коридоре без выхода АТС за его границы.

АТС испытывают при скоростях:

Выполняют не менее 10 заездов.

В процессе испытаний с общей длиной зачетного пробега не менее 4 км измеряют и регистрируют:

— угол поворота рулевого колеса;

Скорость АТС фиксируют в начале заезда и поддерживают постоянной на всем испытательном участке.

5.8.4 Обработка результатов испытаний

5.8.4.1 При испытаниях может производиться либо непрерывная запись угла поворота рулевого колеса, либо вывод на счетчик суммарного угла за время заезда. При обработке записи или выводе на счетчик должны учитываться углы поворота, превышающие 0,5°.

5.9 Испытания «пробег»

5.9.2 Управляемость и устойчивость в эксплуатационных режимах движения по дорогам общего пользования оценивают эксперты-испытатели с применением балльного способа выражения показателей в соответствии с ГОСТ 15467.

5.9.3 Испытатель должен оценивать управляемость и устойчивость АТС на дорогах с различным состоянием покрытия в следующих режимах:

— движение на участках, имитирующих горную дорогу (выполнение последовательных поворотов влево и вправо по кривым малого радиуса с допустимой по условиям безопасности скоростью);

— движение на прямой (стационарное, с ускорением, при торможении с различной интенсивностью);

— движение на повороте (стационарное, с ускорением, при торможении с различной интенсивностью);

— смена ряда (полосы) движения при ускорении и торможении;

— маневрирование в условиях интенсивного городского движения;

— маневрирование в ограниченном пространстве на скорости до 10 км/ч при вращении руля от крайнего левого до крайнего правого положения и обратно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *