Уровень шума в децибелах автомобиля разрешенный
Новый ГОСТ регламентировал громкость выхлопа автомобиля
Как ГИБДД штрафует водителей за громкий выхлоп автомобиля?
Наверное, нигде в мире не стоит так остро вопрос о тюнинге автомобиля. Наша страна еще со старых времен славится народным тюнингом. Надо признать, в нашей стране живет много творческих автолюбителей. К сожалению, в последние годы способов узаконить прямоток, или колесные диски с выносом осталось немного. Во-первых, это дорого и чаще всего невозможно.
В итоге многие автовладельцы улучшают своих железных коней, забывая, что за незаконный тюнинг есть административная ответственность. В том числе за превышение нормативов уровня шума транспортных средств согласно действующим ГОСТам. Портал 1Gai.Ru напоминает, что изменение выхлопной системы может оказаться вне закона.
Многие любители тюнинга очень любят в первую очередь модернизировать выхлопную систему. Особенно этим увлекаются молодые водители, которые хотят, чтобы на них обратили внимание.
Естественно, чем громче будет шуметь выхлопная система, тем лучше. 100 децибелов? 150 децибелов? Кому-то и этого мало. Ведь при таком громком звуке двигателя/выхлопа даже обычный автомобиль может показаться агрессивным мускулкаром. Но чаще всего подобный народный тюнинг оказывается вне закона.
Насколько громким может быть автомобиль, какой тюнинг выхлопной системы разрешен?
Предельный уровень шума автомобилей регламентирован новым ГОСТом 33997-2016, введенным в действие Приказом Росстандарта РФ от 18.07.2017 N 708-ст. Речь идет о пункте 4.12 ГОСТа 33997-2016 «Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки». Также на этот ГОСТ ссылается Технический регламент Таможенного союза, регламентирующий безопасность транспортных средств.
Согласно ГОСТу 33997-2016, предельный уровень шума автомобилей категории M1, N1, L не должен быть выше 96 дБА (децибелов).
Для транспортных средств категории М2, N2 максимально допустимый уровень шума составляет 98 дБА. Для автомашин категории М3, N3 максимальный уровень шума не должен превышать 100 дБА.
Согласно пункту 4.9.9 ГОСТа 33997-2016, уровень шума отработавших газов транспортного средства измеряется на расстоянии 0,5±0,05 м от среза выпускной трубы под углом 45°±15° к оси потока газа при работе двигателя на холостом ходу.
Чем проверяют уровень шума выхлопа в автомобилях?
Согласно Техническому регламенту Таможенного союза, а также ГОСТу 33997-2016, уровень шума выхлопных газов проверяется специальным прибором – шумомером (5.10 Проверка шума выпуска отработавших газов КТС).
Результат измерения шумомера признают, если он превышает фон шумовых помех не менее чем на 10 дБА. Дробные показания округляют до ближайшего целого числа: если цифра после запятой от 0 до 4, то округляют в сторону уменьшения, а если от 5 до 9 – в сторону увеличения. Результат сравнивают с установленным изготовителем в эксплуатационной документации, а при его отсутствии – с предельно допустимым значением регламентируемых ГОСТом 33997-2016.
Какая ответственность за превышение допустимого уровня шума выхлопной системой автомобиля?
Согласно действующему законодательству за превышение нормативов уровня шума транспортных средств предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 8.23 КоАП РФ, которая предусматривает наложение штрафа в размере 500 рублей.
Стоит отметить, что в Сети ходят слухи и сплетни о том, что по этой статье водителя не могут привлечь сотрудники ГИБДД, так как эта административная норма не входит в главу 12 КоАП РФ о безопасности дорожного движения. Однако спешим вас разочаровать. Сотрудники МВД РФ, в том числе инспекторы Госавтоинспекции, вправе привлекать водителей к ответственности по статье 8.23 КоАП РФ. Точку в этом споре поставил Верховный суд РФ, разъяснив, почему ГИБДД имеет право привлекать автовладельцев и водителей за превышение уровня шума транспортного средства. Вот это решение.
Но это еще не все беды, которые ждут любителей тюнинга и громкого выхлопа. Согласно действующему законодательству внесение изменений в конструкцию автомобилей должно быть оформлено надлежащим образом. Для этого необходимо для начала получить разрешение в ГИБДД, затем обратиться в испытательную лабораторию, для того чтобы получить добро на установку дополнительных конструкций для транспортного средства или элементов тюнинга, затем посетить специализированную организацию для модернизации автомобиля.
Далее требуется снова приехать в лабораторию для получения свидетельства о безопасности внесенных изменений в конструкцию автомобиля. После чего необходимо пройти техосмотр и обратиться в Госавтоинспекцию для перерегистрации автомобиля и внесения записи в ПТС о внесенных изменениях.
Естественно, что подобная сложность отпугивает водителей от легализации тюнинга автомобилей. Плюс не все изменения в конструкцию автомобилей могут быть оформлены. Например, если изменения в конструкцию автомобиля ухудшат его безопасность, испытательная лаборатория не даст разрешение на тюнинг работы.
В итоге по дорогам страны ездят тысячи машин с неоформленным тюнингом, чьи владельцы рискуют быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ (Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»).
Например, любителям шумного выхлопа стоит помнить, что инспектор ГИБДД вправе ограничить эксплуатацию транспортного средства, выхлопная система которого превышает установленную законом норму (пункт 6.5). Так, движение автомобиля может быть запрещено до устранения неисправности, которая является препятствием для эксплуатации на дорогах общего пользования. Также автомобиль может быть эвакуирован на штрафстоянку, если в месте остановки машины инспектором ГИБДД автомобиль будет мешать безопасности других участников дорожного движения.
В том числе водителю, управляющему автомобилем, у которого шум выхлопа превышает предельную норму согласно ГОСТу, инспектор ГИБДД может выдать предписание-требование об устранении неправильный работы выхлопной системы, уровень шума которой превышает установленные ГОСТом нормы.
Если же водитель повторно попадется на превышении нормативов шума выхлопной системы, то он может быть уже привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ (Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей), что грозит штрафом в размере 1000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток.
Вот пример судебного дела, где водителя привлекли за громкий выхлоп автомобиля к административной ответственности не только по статье 8.23 КоАП РФ, но и в последующем привлекли к ответственности за невыполнение законного требования инспектора ГИБДД.
Наконец, напомним, что, согласно регламенту МВД о государственной регистрации транспортных средств, за незаконное внесение изменений в конструкцию автомобиля (неоформленный тюнинг, колеса с выносом, фаркоп, незаводские фары и т. д.) регистрационный учет автомобиля может быть прекращен. В этом случае для восстановления регистрации транспортного средства автовладельцу придется устранить причины прекращения регистрации, то есть вернуть конструкцию автомобиля к заводскому виду (демонтировать незаконный тюнинг).
Грозит ли штраф за превышение шума в случае демонтажа катализатора?
В последние годы многие автолюбители стали снимать катализатор (в дизельных машинах сажевый фильтр) с выхлопной системы автомобиля. Кто-то это делает, когда сажевый фильтр или катализатор пришел в негодность, поскольку эти новые детали стоят очень дорого. Кто-то считает, что данные автокомпоненты сильно душат современный автомобиль. В итоге немало водителей обращаются в специализированные технические центры, где им удаляют с выхлопной системы катализатор или сажевый фильтр.
К сожалению, часто это приводит не только к превышению допустимого уровня вредных веществ в выхлопе, но и к увеличению шума выхлопной системы. Нередко этот шум превышает допустимую ГОСТом норму. Естественно, за подобную экономию водителю может грозить административная ответственность по статье 8.23 КоАП РФ. Также подобное вмешательство в выхлопную систему может быть признано незаконным внесением изменений в конструкцию автомобиля со всеми отсюда вытекающими.
Шум в цифрах
120 дБ:это порог боли. При этом шуме человек может начать чувствовать боль в ушах
● 100-110 дБ: концерт, отбойный молоток
● 90 дБ: грузовик, движение мотоцикла
● 80-85 дБ: автодорога в рабочий день
● 20 дБ: шум листьев при ветре
● 10 дБ: дыхание
Уровень шума в децибелах автомобиля разрешенный
ГОСТ 27436-87
(CT СЭВ 4864-84)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ВНЕШНИЙ ШУМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Допустимые уровни и методы измерений
External noise of motor vehicles.
Permissible levels and methods of measurement
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР
И.И.Малашков (руководитель темы); Ю.К.Есеновский, канд. техн. наук; Б.М.Енукидзе, канд. техн. наук; В.Е.Тольский, д-р техн. наук; Г.В.Латышев, канд. техн. наук; А.А.Носенкова, канд. техн. наук; В.И.Сальников; С.А.Воронцов, канд. техн. наук
2. УТВЕРЖДЕН и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.09.87 N 3808
3. Срок первой проверки 1992 г.
4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 4864-84 и Правилам ЕЭК ООН N 51
5. ВЗАМЕН ГОСТ 19358-85 в части разд.1-3, пп.4.1, 4.2.1, 4.2.3-4.2.7, 4.3, 4.5-4.7
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, подпункта, перечисления
1.1; 2.1, перечисление 1
Стандарт устанавливает допустимые уровни внешнего шума автомобилей и методы его измерения.
Допустимые уровни не распространяются на автомобили, находящиеся в эксплуатации.
1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА
1.1. В качестве оценочного показателя устанавливается уровень звука в децибелах (дБ ) по ГОСТ 17187-81.
1.2. Допустимые уровни шума опытных образцов автомобилей приведены в табл.1.
1.3. Рекомендуемые допустимые уровни шума опытных образцов автомобилей, производство которых начнется после 01.01.89, приведены в табл.2.
1.4. Уровни шума серийных автомобилей при испытаниях в объеме гарантийного пробега не должны превышать более чем на 1 дБ допустимых значений, приведенных в табл.1 и 2.
Допустимые уровни шума базовых моделей автомобилей
Уровни звука дБ автомобилей, производство которых начато
Легковые и грузопассажирские автомобили
Автобусы с двигателем мощностью до 147 кВт и полной массой, кг:
Автобусы с двигателем мощностью 147 кВт и выше
Грузовые автомобили, автопоезда с полной массой, кг:
» 12000 с двигателем мощностью 147 кВт и выше
1. Под мощностью двигателя подразумевается номинальная мощность нетто по ГОСТ 14846-81. Мощность нетто 147 кВт соответствует примерно мощности брутто 162 кВт.
2. Для седельных тягачей за полную массу автомобиля принимают массу тягача, увеличенную максимальной массой, которая передается от полуприцепа тягачу через седельное устройство.
3. Масса оборудования специальных автомобилей (автокраны, рабочие мастерские и др.) входит в полную массу соответствующего автомобиля.
4. Для модифицированных автомобилей допустимые нормы устанавливаются равными нормам для базовых моделей.
Допустимые уровни шума базовых моделей автомобилей и их модификаций (с 01.01.89)
Легковые и грузопассажирские автомобили
Автобусы с полной массой св. 3500 кг и с двигателем мощностью, кВт:
Автобусы и грузовые автомобили с полной массой, кг:
св. 2000, но не более 3500
Грузовые автомобили, автопоезда с полной массой св. 3500 кг и с двигателем мощностью, кВт:
75 и более, но менее 150
1. Под мощностью двигателя подразумевается номинальная мощность нетто по ГОСТ 14846-81. Мощность нетто 75 и 150 кВт соответствует примерно мощности брутто 82,5 и 165 кВт.
2. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
2.1. При измерении внешнего шума применяют следующие приборы:
1) шумомер 1-го класса по ГОСТ 17187-81;
2) приборы для измерения скорости движения автомобиля и частоты вращения коленчатого вала двигателя (погрешность измерения ±3%);
3) прибор для измерения скорости ветра (диапазон измерения не менее 1-10 м/с, погрешность измерения ±0,5 м/с);
4) прибор для измерения температуры окружающего воздуха, погрешность измерения ±1 °С;
5) прибор для измерения атмосферного давления, погрешность измерения ±2,6 гПа (±2,0 мм рт. ст.).
3. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ
3.1. Автомобиль, предназначенный для испытаний, должен быть технически исправным, отрегулирован, обкатан, укомплектован, заправлен топливом и маслом в соответствии с нормативно-технической документацией на автомобиль конкретной модели.
3.2. Шины не должны иметь повреждений. Износ их не должен превышать 30% первоначальной высоты рисунка протектора. Давление в шинах должно отвечать требованиям завода-изготовителя автомобиля.
3.3. Автомобили испытывают без полезной нагрузки, прицепов и полуприцепов, за исключением нерасцепляемых автотранспортных средств.
3.4. Перед испытаниями двигатель и другие агрегаты автомобиля должны быть прогреты до рабочей температуры.
3.5. При измерении окна автомобиля должны быть закрыты.
3.6. Оборудование специальных и специализированных автомобилей, работающее во время движения автомобиля (например, холодильные установки), при измерении шума должно быть включено.
3.7. В автомобиле должно находиться не более двух человек (включая водителя).
Схема измерительного участка
3.9. Акустические условия при измерениях должны соответствовать условиям свободного звукового поля. Проверка условий свободного звукового поля проводится по ГОСТ 12.1.026-80.
Ну раз такая пьянка по поводу нововведений, оглашу ГОСТ по которому обязаны измерять шумность выхлопа.
4 Допустимые уровни шума
4.1 Показателем внешнего шума при проверке технического состояния автомобиля считают уровень шума выпускной системы двигателя (см.3.5), измеренный согласно 5.4.
4.2 При проверке технического состояния автомобиля допустимый уровень шума не должен превышать более чем на 5 дБА контрольного значения, установленного в ЭД ( эксплуатационной документации )
Подробнее: zakonrus.ru/gost/gr52231-2004.htm
.
4.3 Если в ЭД не указаны контрольные значения уровня шума, то допустимый уровень шума выпускной системы автомобиля не должен превышать значений
5 Измерение уровня шума
5.1 Общие положения
5.1.1 Измерение уровня шума проводят на неподвижном автомобиле.
5.1.2 Для измерения уровня шума используют приборы в соответствии с приложением А.
5.2 Условия для проведения измерения
5.2.1 Перед измерением двигатель автомобиля должен быть прогрет до рабочей температуры, рекомендованной изготовителем. При отсутствии этих данных температура охлаждающей жидкости (моторного масла) двигателя должна быть не ниже 60 °С.
5.2.2 Минимальная частота вращения nmin, должна быть в пределах, установленных изготовителем.
5.2.3 Проверку проводят при следующих метеорологических условиях :
— отсутствии атмосферных осадков;
— температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 30°С;
— скорости ветра, измеренной на высоте 1,2 м, — не более 5м/с;
— давлении атмосферного воздуха — от 92 до 105 кПа;
— относительной влажности воздуха — не более 80%.
5.2.4 Покрытие площадки для испытаний должно быть асфальтобетонным или цементобетонным сухим, гладким и чистым, имеющим минимальные размеры 10х10 м. Уклон поверхности должен быть не более 3%. Расстояние от микрофона до шумоотражающих объектов должно быть не менее 3 м.
5.2.5 Фон шумовых помех (окружающий шум, шум ветра) должен быть не менее чем на 10 дБА ниже уровня измеряемого шума.
5.2.6 Перед началом измерения проводят визуальный осмотр основных элементов автомобиля, влияющих на уровень шума. Автомобиль с неисправностями, указанными в приложении Б, измерениям не подвергают.
5.3 Подготовка к измерениям
5.3.1 Размещают автомобиль на испытательной площадке в соответствии с 5.2.3.
5.3.2 Заглушают двигатель.
5.3.3 Затормаживают автомобиль с помощью стояночной тормозной системы.
5.3.4 Подкладывают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (с общей массой для автобусов более 5 т и грузовых автомобилей более 3,5т).
5.3.5 Устанавливают тахометр на автомобиль в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
5.3.6 Устанавливают микрофон в соответствии с 5.4.1.
5.3.7 Подготавливают шумомер к работе в соответствии с инструкцией по эксплуатации шумомера.
5.3.8 Устанавливают рычаг переключения передач (для автомобилей с автоматической коробкой передач — избиратель передач) в нейтральное положение.
5.3.9 Запускают двигатель.
5.4 Измерение
5.4.1 Расположение микрофона
5.4.1.1 Устанавливают микрофон над поверхностью площадки на высоте расположения выпускной трубы глушителя, но не ниже 0,2 м (позиция 7 на рисунке В.1 приложения В).
5.4.1.2 Микрофон размещают на расстоянии 0,5 м от среза выпускной трубы (позиции 1-5 на рисунке В.1 приложения В).
5.4.1.3 Главная ось микрофона должна быть параллельна поверхности площадки с отклонением не более ±10° и составлять угол 45°±10° с вертикальной плоскостью, проходящей через ось потока отработавших газов, выходящих из выпускной трубы глушителя (позиции 1-5 на рисунке В.1 приложения В).
5.4.1.4 Для автомобиля с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми не более 0,3 м, микрофон устанавливают у выпускной трубы, расположенной ближе к боковой стороне автомобиля или в более высокой точке над поверхностью площадки (позиция 2 на рисунке В.1 приложения В).
5.4.1.5 Для автомобиля с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми более 0,3 м, микрофон устанавливают у каждой выпускной трубы (позиция 3 на рисунке В.1 приложения В).
5.4.1.6 Для автомобиля с вертикальным расположением выпускной трубы микрофон устанавливают на высоте среза выпускной трубы на расстоянии 0,5 м в направлении к ближайшей стороне автомобиля. Ось микрофона направляют вертикально, мембрану ориентируют вверх (позиция 6 на рисунке В.1приложения В).
Приложение А(обязательное)
Приборы, используемые для измерения уровня шума
Для измерения уровня шума выпускной системы используют следующие приборы:
— шумомер первого (второго) класса по ГОСТ 17187.Обслуживание и подготовку к работе шумомера проводят в соответствии с инструкцией по его эксплуатации. Шумомер должен быть включен в Гос реестр и иметь действующее свидетельство о поверке. Измерения шума проводят при включенной частотной коррекции, соответствующей шкале А. При измерении уровня шума выпускной системы автомобиля включают постоянную времени усреднения»Быстро» (Fast);
— тахометр для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя в диапазоне от 0 до 6000 мин-1 с приведенной погрешностью не более±2,5% наибольшего значения по шкале. При отсутствии возможности подключения тахометра допускается использовать штатный прибор автомобиля, измеряющий частоту вращения коленчатого вала двигателя;
— прибор для измерения скорости ветра (диапазон измерения —не менее 10 м/с, абсолютная погрешность измерения — 0,5 м/с);
— термометр для измерения температуры окружающего воздуха от минус 15 °С до плюс 45 °С с абсолютной погрешностью измерения не более ±2,5 °С;
— барометр для измерения атмосферного давления с абсолютной погрешностью измерения ±2,6 гПа (±2,0 мм рт.ст);
— рулетка с абсолютной погрешностью измерения ±1 мм;
— секундомер с абсолютной погрешностью измерения ±0,1 с;
— прибор для измерения влажности атмосферного воздуха с относительной погрешностью измерения ±2%;
— угломер с абсолютной погрешностью измерения ±2°.»
*3.3 повышенная частота вращения nпов, мин-1: Частотавращения в режиме холостого хода, равная 0,75 номинальной частоты вращения, установленной изготовителем автомобиля. (прим. — Номинальная частота вращения- частота вращения вала двигателя, указанная предприятием-изготовителем дляноминальной мощности. Т.е., при каких оборотах ваш двигатель развиваетноминальную мощность)
выглядит это примерно так:
Шум в автомобиле
Автомобиль с минимальными показаниями шума – это одна из целей современных автомобилестроительных компаний. Выбирая авто, покупатель смотрит не только на модельный ряд, но и на удобства в эксплуатации. Если в салоне будет много шума, это приведет к утомлению водителя. Существуют разные шумовые характеристики, которые отличаются между собой в зависимости от типа автомашины.
Допустимый уровень шума
Для оценки уровня шума нужно сверяться с показателями, указанными в ГОСТ. Данные представлены в децибелах, оформлены в виде таблицы испытанных образцов транспортных средств. Допустимое отклонение от нормы составляет 2 децибела.
Допустимые нормы звука в дБ:
Такой стандарт действует на все автомобили, которые предназначены для передвижения по общим дорогам страны.
Приборы для измерения шума
Чтобы измерять шум автомобиля, используют такие приборы:
Порядок измерения шума в автомобиле
Перед тем как измерять шумовые показатели, необходимо подготовить автомобиль к испытанию.
Условия, которые нужно выполнить перед испытанием автомобиля:
После выполнения всех подготовительных мер можно приступать к измерению уровня звука. Применяются три варианта испытания.
Операции измерения шума в автомобиле
Проводят измерения после того, как авто на последней передаче разгонится до 120 км/ч или до скорости равной 0,9 ×n, где n – номинальная скорость вращения коленвала. В случае если при скорости вращения 0,9 ×n транспортное средство едет быстрее 120 км/ч, нужно понизить передачу. Для четырех и более ступенчатой коробки, можно понижать до третьей скорости. В случае с трехскоростными коробками понижать можно до второй.
При достижении наименьшей допустимой скорости начинают проводить измерения. Такая скорость равна 0,45×n. Когда выбранная передача разгоняет автомобиль свыше 120 км/ч, начальную скорость считают 60 км/ч.
В автомобилях с коробкой автомат измерения начинают при достижении скорости 0,45×n. Основное условие при этом, чтобы скорость не превышала 60 км/ч. В случае если разогнавшись до скорости, равной 0,9 ×n произошло переключение передачи, начальная скорость будет равна половине скорости, во время которой произошло переключение.
В тот момент, когда автомобиль приблизился к начальной скорости, нужно резко надавить на педаль управления подачи топлива и удерживать ее, пока авто не разгонится до 0,9 ×n. Шум измеряется шумомером. Берется наибольшее показание.
Измерение проводят не менее трех раз во всех точках расположения микрофона. Результатом будет среднее, округленное до целого число. Окончательным результатом считается наибольшее показание шумомера, после измерения во всех необходимых точках. Полученный результат сверяем с данными в таблице.
Рейтинг авто по шумоизоляции
Рассмотрим конкретные автомобили и их шумоизоляцию.
Топ 10 лучших
Из лучших по шумоизоляции можно вывести:
Топ 10 худших
Наиболее низкие показатели шумоизоляции в автомобилях:
Методы борьбы с шумом
Перед тем как искать методы борьбы, необходимо разобраться в причине возникновения шумов.
Источники шума можно условно разделить на две основные группы.
Методы борьбы можно разделить на конструктивные и пассивные.
Шумоизоляционная обработка – эта самое эффективное средство в борьбе с шумом. Установку шумки можно выполнить двумя разными способами. Первый — это использовать уже готовые комплекты. Такой способ очень удобен, поскольку они изготовляются для конкретного автомобиля. В комплект входит вырезанные куски материала и схема, с указанными местами установки. Достаточно простой способ для тех, кто не хочет заморачиваться. С помощью такой изоляции можно снизить уровень звука в полтора раза. При использовании дорогих импортных материалов можно добыть большего, но и на стоимость материала придется выложиться.
Второй способ — это приобрести необходимый материал в рулонах или листах. В этом случае нужно самому обрезать, подгонять под размеры кузова. Такой способ удобен для покрытия больших площадей.
Посторонние звуки в автомобиле очень утомляют, особенно когда долго находишься в дороге. Они способствуют созданию аварийных ситуаций. Чтобы такого не было, нужно по правилам измерять уровень звука с помощью специального оборудования. Полученные данные нужно сверить с допустимыми нормами по ГОСТ. В случае превышения допустимых показателей необходимо воспользоваться одним из методов для решения проблемы.