Условные обозначения электрооборудования автомобиля
Устройство автомобилей
Условные обозначения изделий электрооборудования
Для изделий автотракторного электрооборудования используется цифровое обозначение из восьми цифр, где первые два знака соответствуют порядковому номеру модели (первая модель – 11, вторая модель – 12 и т. д.), третий знак – модификация изделия, четвертый – исполнение, четыре знака после точки указывают номер типовой подгруппы (таблица 1).
Пример обозначения: 133.3701 – третья базовая модель, третья модификация базовой модели генератора.
Исполнение изделий может быть следующим:
Таблица 1. Обозначение некоторых типовых подгрупп изделий электрооборудования, применяемых на отечественных автомобилях
Обозначение выводов изделий электрооборудования и их обозначение на схемах отечественных автомобилей все более приближается к обозначениям, принятым за рубежом. В частности, определяемое германским стандартом DIN 72 552, который устанавливает следующие обозначения некоторых выводов:
Номинальные параметры изделий автомобильного электрооборудования (мощность, сила тока, напряжение и т. д.) устанавливаются при нормальных климатических условиях окружающей среды: температура 25±10 ˚С, атмосферное давление 630…800 мм рт. ст.
Значение номинального напряжения потребителей электроэнергии принимается из ряда: 6, 12, 24 В и определяется номинальным напряжением аккумуляторной батареи. Для генераторов – 7, 14, 28 В.
Номинальные значения параметров для источников и потребителей тока, работающих до начала движения автомобиля, устанавливают при номинальном напряжении. Номинальные значения параметров для потребителей тока, работающих только при движении автомобиля, устанавливают при напряжениях: 6,7, 13,5 или 27 В.
Потребители электроэнергии, работающие при движении автомобиля, должны быть работоспособными при изменении подводимого напряжения в диапазоне 90…125 % от установленного номинального напряжения.
Умение разбираться в условных обозначениях в электрических схемах — безусловное преимущество любого автовладельца
Каждая машина оснащается электрическим оборудованием, будь то потребители напряжения либо его источники. Все использующиеся девайсы, а также электроцепи, соединяющие их, отмечаются на электросхеме. Как самостоятельно расшифровать условные обозначения в электрических схемах, для чего это нужно и какие компоненты включает в себя оборудование? Об этом мы расскажем ниже.
Что представляют собой автомобильные электросхемы?
Какие девайсы и элементы включает система электропроводки и электрооборудования автомобиля? Принципиальная электросхема являет собой визуальные изображение, где указываются все без исключения пиктограммы использующихся компонентов. Все девайсы находятся в конкретном порядке на схеме, а друг с другом они могут быть соединены как последовательным, так и параллельным образом. Надо учитывать, что сама электро схема легкового или грузового автомобиля по факту не показывает реального расположения оборудования. Она только показывает, как все потребители и источники энергии связаны.
Вне зависимости от машины, схема включает в себя следующие компоненты:
Какие возможности открываются перед автовладельцем, разбирающемся в схемах?
В автосхеме электрики должен разбираться каждый владелец машин, так как при появлении неполадок в работе оборудования можно будет самому разобраться с поломкой. Естественно, если произошли более сложные проблемы в работе сети и оборудования, то выявить их самостоятельно без опыта вряд ли получится. Особенно, если учесть, что в современных авто используются более сложные схемы, что связано с применением большего числа всевозможных девайсов.
Также необходимость разбираться в работе той или иной схемы для авто может возникнуть у тех владельцев машин, которые желают внести коррективы в работу системы. Например, если вы планируете произвести совершенствование и тюнинг транспортного средства, это не обязательно подразумевает использование модернизированных обвесов или бамперов. Если тюнингуется салон, то автовладелец может установить новую аудиосистему или кондер, в таком случае без внесения правок не обойтись. Помимо этого, понимать работу схемы нужно и в случае, если вы решите самостоятельно установить противоугонную установку.
Уметь разбираться в схеме должны и те автолюбители, которые периодически пользуются прицепом, поскольку часто наши соотечественники сталкиваются с проблемой подключения. Так или иначе, если вы хотите установить дополнительные устройства и добавить их систему, то разбираться в электросхеме просто необходимо.
Как устроено электрооборудование любого автомобиля?
Как сказано выше, любая бортовая сеть включает в себя источники энергии, потребители, проводники, а также компоненты управления. К источникам энергии относятся аккумулятор авто, а также генераторный узел. Назначение АКБ заключается в питании током всех потребителей при отключенном моторе, его запуске а также при функционировании силового агрегата на пониженных оборотах. Но основным источником энергии все же считается генераторный узел, позволяющий обеспечить питание всего оборудования и восстановление заряда АКБ. Нужно учитывать, что емкость АКБ, а также мощность генераторного устройства должны полностью соответствовать техническим параметрам потребителей напряжения, это нужно для поддержки баланса энергии.
Что касается потребителей, то все они делятся на несколько групп:
Также любая система проводки подразумевает использование и компонентов управления. С их помощью обеспечивается согласованная работа источников энергии, а также ее потребителей. В список компонентов управления входят монтажные блоки с предохранительными устройствами и реле, управляющие модуля. Эти устройства обычно располагаются децентрализованным образом. В современных транспортных средствах большинство опций, которые должны выполнять реле, возлагаются на управляющие модули, то есть блоки управления. Также во многих авто сегодня применяются мультикомплексные системы, в частности, шины данных, которые соединяют электронные блоки.
Основные аспекты правильного чтения электросхемы оборудования
Итак, как читать автомобильные схемы и что нужно знать об их расшифровке? Как вы уже поняли, без знаний о расшифровке вы не сможете выполнить ремонт проводки и оборудования при необходимости. Подробная схема к конкретной модели авто должна быть отмечена в сервисном мануале к машине. Посмотрев на нее, вы сможете увидеть десятки всевозможных обозначений электрооборудования, которые соединены линями. Каждая из этих линий окрашена в определенный цвет — это цвет проводов в системе проводки (видео снято каналом MR.BORODA).
В более современных автомобилях используются сложные схемы, поскольку такие транспортные средства оснащаются большим количеством оборудования и устройств. В таких электросхемах проводники могут быть указаны отрезками или с разрывами.
Какие аспекты для расшифровки электросхемы машины следует учитывать:
Фотогалерея «Обозначения электросхем»
Заключение
Как правило, вместе с сервисным мануалом пользователя прилагается специальная таблица, с помощью которой вы сможете оптимально расшифровать те или иные компоненты электросети. У тех автовладельцев, которые ранее никогда не сталкивались с необходимостью расшифровки, могут возникнуть сложности при выполнении этой задачи. Нужно быть более внимательным, чтобы точно расшифровать все составляющие и компоненты. Непосредственно принцип расшифровки аналогичен не зависимо от того, о какой машине идет речь — об иномарке или авто отечественного производства.
Видео «Как самостоятельно выявить неполадки в работе электрики?»
Если вы не знаете, как своими руками определить неполадки в работе системы электропроводки автомобиля, то рекомендуем ознакомиться с роликом, где подробно описан этот процесс (видео опубликовано каналом Автоэлектрика ВЧ).
Как читать автомобильные электрические схемы
Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе – такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!
Почему полезно разбираться в автоэлектрике
Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах – замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту “карусель” значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное – уметь их читать и понимать.
Электросхемы? – разберется даже школьник!
Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов – стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях – обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.
Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления – это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.
Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом – на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.
Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.
Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.
Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.
Стандартные цепи питания и соединение элементов
Цепи питания – элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом (“плюс” аккумулятора), а внизу – с нулевым, т.е. земля (или “минус” аккумулятора).
Цепь 30 – идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 – от аккумулятора через замок зажигания – “Зажигание 1”
Цепь под номером 31 – заземление
Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):
Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:
Иногда можно встретить пустую окружность в узле – это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.
Обозначение разъемов на электросхеме – коннекторы
Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них – разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой “С” и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не “пин №2”, а “терминал №2”, если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.
Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны “мамы” с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны “папы”, соответственно, зеркально.
Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют “фишками”, в гугле по поводу такой “этимологии” никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.
Соединение проводов в автомобиле – соединительные колодки (Splice)
Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском – Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой “S” и порядковым номером, например: S202, S301.
В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.
Обозначение предохранителей на электросхемах
Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию – предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef – предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) – предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом – в блоках предохранителей и реле.
Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.
Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.
Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах – примеры схем
Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.
Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.
На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как – блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ – только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.
На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.
На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.
На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.
Автоэлектрика? Проще простого!
Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!
Как читать электросхемы автомобиля. Мини гайд.
По специальности я электромонтер по ремонту и обслуживанию электроборудования. В простонародье — электрик.
Нынче работаю электрослесарем в цехе тепловой автоматики и измерений, в простонародье опять же — КИПовец)
Но это так, лирика.
А если серьезно, пока я не пришел проходить практику от ПТУ, я понятия не имел что такое схемы)
Схему пускателя ПМЕ-211 за 2 года обучения я выучил на зубок, и знал ее по принципу «этот провод идет сюда, а этот туда». Это не дело. И вот, разбираясь с принципиальной электросхемой своего автомобиля, и показывая своему знакомому, я увидел не понимание в его глазах, и желание чтобы от него отстали. А ведь он тоже автолюбитель!
В общем, к сути.
Разберем основные буквенные и цифровые обозначения на схеме.
Есть вот такая. От ШНивы. За достоверность ВСЕГО не ручаюсь, но в целом она верна и взята с форума Нива-Шевроле. Для доступности выложил на свой личный Яндекс Диск. Качайте, кому нужна 🙂
ТЫК на ссылку со схемой.
Я не знал как подать материал, это мой первый опыт написания подобного материала, потому некоторые вещи я мог упустить.
На любой схеме есть обозначения. Что в промышленных, что в автомобильных — некоторые обозначения схожи.
Вот основные из них:
Принцип работы реле не буду расписывать. Вкратце, жмем кнопку, срабатывает катушка от которой замыкается контакт. На схеме по ссылке даже указано где, что и куда(с помощью пунктира).
Каждый, будь то реле или прибор должен чем-то питаться. Питание происходит по тем самым цветным линиям на схеме, которые и есть провода. Буквами обозначены цвета.
К примеру, ЗЧ — зелено-черный, ЖГ — желто-голубой и т.д.
Они уже уходят в общие жгуты, или косы проводов.
Например вот:
Почти над каждым проводом есть числа.
Первое число обозначает номер оборудования, куда уходит\откуда приходит данный провод.
Второе число обозначает номер пина, на который уходит\приходит провод.
Т.е. 16 — номер оборудования, 8 — номер пина колодки на приборе.
В нашем случае он уходит в колодку переднего жгута.
Если обозначение, начинается с буквы S, то это соединение, на котором сидит данный провод.
Соединения тоже есть на схеме.
Т.е. на данном фото черный провод уходит на соединение S3:
На самом деле слишком объемная, и сгодится только для того, чтобы разобраться во всех тонкостях. В интернете давно гуляют схемы отдельных участков цепи, собранных на небольшом изображении.
Например подобного плана:
Надеюсь, кому нибудь моя инфа окажется полезной)
- Условные обозначения стиральная машина бош
- Условные обозначения электросхем автомобилей