Установка китайского двигателя на мопед рига

Mini Riga с двигателем от Альфы. Процесс создания.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

В середине лета ко мне в руки попал интересный образец советского мопедостроения Mini Riga 87 года выпуска с двигателем V-50.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Покатался я не нем пару недель, и порядком надоела нехватка мощности и система включения скоростей на руле.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Сразу в голову пришла идея подсунуть сюда более мощный и современный силовой агрегат. Посмотрел как это делают люди Смотрел тут
В принципе ничего сложного. Был найден двигатель 139 FMB от мопеда «Альфа».
Сразу скажу огромное спасибо товарищу MexaHucT за помощь и качественные сварные швы.
Для начала все лишнее и не лишнее было отрезано ))

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

После чего вырезаны уши из листового металла, согнуты и приварены.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Задний маятник не переворачивали. Просто перевернули колесо и переделали место крепления оси колеса к маятнику.
Самое сложное было поймать соосность двигателя и заднего колеса. Для чего были применены особо точные приборы На глаз

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Получилось как не странно достаточно ровно. Цепь, звезду не жерет.
После пробных заездов оказалось что родная седенька не хочет держать в себе ездока. Было решено заменить на теплое седло от мотоцикла Урал. Вилку пришлось удлинить, были поставлены штоки с мопеда Дельта 90х годов (иначе не влезала башка FMB)
Места сварки были покрашены из баллончика, все собрано + накинули глушитель. Поставил родные фары, но лампочки в них установил светодиодные (с алиэкспресс). Как позже оказалось головной свет получился отличным. Светит ярко и далеко, в сравнение с родным светом даже рядом не стоит.

Источник

Mini Riga 26. Вариации с разными движками.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Почему именно в мокики, да потому что впихуть невпихуемое всегда интересно. Да и мертворожденные В50 ещё с детства напрягали.
Попробую в порядке очерёдности выложить извращения с мотобздёхами.

Это оригинал. Берегу как зеницу оЧка.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Всё было склее но быстро на коленке, из говна и палок. Это был первый опыт именно с миниками.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Дале задолбало переключать педарачи и был собран мутант из скутреных частей.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Мини рига со скутерным движком QMB139

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Далее настала очередь мини риги с китайским FMB

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Все мини риги песочатся

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

И красятся порошковой покраской.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Потом штук 5 миников на заказ слепил с ФМБ, но чтобы поставить точку и сделать Царь Миника, родился симбиоз мини риги и ЯВАы
Мини рига 350 кубов От явы старухи 350- 360.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Ну и просто фотки остальных миников, побывавших на хирургическом столе.

Это Мини рига 155 кубов.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Мини рига 26 «сухарь» С двигателем FMB 72cc

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Мини рига 30 125сс

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Мини рига 30 FMB100cc

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

На заднем плане симсон

ЗИД Птаха. Досталась без движка. У них это проблема номер один.
Китайский F-80 аналог нашеи Д-серии с мотовелов и лёгких мопедов.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Мини рига 26 сухарь с FMB. Диски от мини питбайка.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Китайская мини рига.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Мини 72сс полуавтомат

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Пара близнецов для питбайкеров

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

В общем всё что не с мертворождённым В50 летает только в путь.
Для свапа выбираютя самые укокошенные пионерами и некомплектные миники. все более менее живые в оригинал стараемся освежить.
На данный момент приблизительно свапнуто порядка 20 миников и 10 риг.
Но всё равно получаешь дикое удовольствие, когда еле-еле срёшь по городу на двухтактом совкопеде, поливая всё вокруг маслом и бензином.

Источник

Турист на мопеде

Страничка Зигмунда Колоссовского

«Рига-7» с китайской «дэшкой»

Сейчас свободного времени стало больше. Осенью 2008 года «реанимировал» мопед, установив на него только появившуюся в те годы в российских магазинах так называемую «китайскую дэшку». Правильно этот двигатель называется F-50 и представляет собой дальнейшее развитие модельного ряда советских двигателей Д-4 – Д-8 для велосипедов и легких мопедов. Не знаю, покупали китайцы лицензию на производство какого-либо двигателя серии «Д» или просто скопировали многие его узлы, но, например, говорят, что корзину сцепления с F-50 без проблем можно установить на Д-6 и наоборот. Однако есть у F-50 и существенные отличия от советской «дэшки». Китайские инженеры отказались от золотника в системе газораспределения. Рабочий объем двигателя увеличен до 48 куб. см по сравнению с 45 куб. см у Д-4 – Д-8. Мощность также стала выше – 1,6л.с. (1,2 кВт). F-50 снабжен очень простым и надежным электронным зажиганием. Также следует отметить, что F-50 продавался по весьма привлекательной цене. В 2008 году, когда я покупал двигатель, а точнее комплект для установки навелосипед, он обошелся мне в 4500 рублей. В комплект входил собственно двигатель, глушитель, тросы и ручки управления, бензобак, ведомая звезда, крепеж, короче все необходимое для установки F-50 на велосипед. Сейчас в России еще в большем количестве магазинов (обычно интернет-магазинов) продается F-50 по ценам 4500 – 6500 рублей за комплект. В продаже появилась и модификация этого двигателя с большей кубатурой – F-80. Она стоит чуть дороже.

Но, вернемся к моему мопеду. Благодаря почти одинаковым габаритам F-50 и Д-6, китайский двигатель без проблем встал в раму «Риги-7».

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Казалось бы, все хорошо, обладая надежным двигателем, катайся и радуйся. Но, как зуд в руках – захотелось, чтобы двигатель стал хоть чуть мощнее. Первое, что пришло в голову, установить свечу с более длинной юбкой и за счет уменьшения объема камеры сгорания несколько увеличить степень сжатия. Все знакомые, сколько-нибудь разбирающиеся в двигателях внутреннего сгорания, отговаривали меня от этого шага. Они дружно утверждали, что лишние витки резьбы свечи станут зарастать нагаром, после чего свечу невозможно будет вывинтить из головки цилиндра без повреждения резьбы головки. Несмотря на подобные уговоры, я обзавелся свечой NGK 5111 BP7HS, а лишние полтора витка резьбы на юбке свечи удалил с помощью знакомого токаря. На фотографии слева «штатная» свеча F-50, справа – с удлиненной юбкой после 3000 км пробега.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

После смены свечи решил заняться глушителем. Штатный глушитель, заканчивающийся около педальной каретки, забрасывал маслом обувь и заднее колесо. Кроме того, как отмечали много владельцы F-50, штатный глушитель сильно «душит» двигатель. Поэтому, вместо штатного глушителя была установлена «сигара» от советского двухскоростного мопеда.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Проблема газоотвода была решена. Маслом обувь и заднее колесо загаживаться перестали. Сложнее было с мощностными характеристиками двигателя. Несколько возросла тяга «на низах». Максимальная скорость оказалась несколько выше, чем со штатным глушителем, но ниже, чем, если ехать с полуоткрытым глушителем, болтающимся на шпильках. (Было у меня один раз такое, когда прогорела прокладка между патрубком глушителя и цилиндром). И еще, возникли проблемы устойчивой работой двигателя на оборотах холостого хода. Заводился-то двигатель по прежнему нормально, но, если во время езды резко сбросить «газ» и выключить сцепление, двигатель мог заглохнуть. Возникла мысль, что при резком сбросе оборотов происходит заброс воздушного фильтра горючей смесью. Поэтому, между карбюратором и воздухофильтром был установлен самодельный промежуточный патрубок.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Неприятное явление исчезло, глохнуть при сбрасывании оборотов двигатель перестал. И, кроме того, как-то резвее стал откликаться на ручку «газа».

В фару мопеда вставил спайку из 18 светодиодов. Питание осуществляется от трех пальчиковых аккумуляторов. Дорогу такая фара освещает не очень хорошо, но, все же, делает мопед более заметным в потоке транспортных средств.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

На мопеде установлен велосипедный электрический звуковой сигнал.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Работает он от кнопки на рукоятке «газа».

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Щелкнув по этой ссылке: видео

можно увидеть, как мой мопед ездит.

Поломки. На протяжении первых 4000 километров пробега (для легкого мопеда это не так уж мало!) произошли лишь две пустяшные поломки. Примерно после 500 км пробега прогорела штатная прокладка между фланцами глушителя и цилиндра. Вопрос был решен с помощью паронита и высокотемпературного герметика. А, примерно после 3500 км, вырвало трос сцепления из наконечника. Такие, с позволения сказать, «проблемы» легко решаются с помощью подручных средств. Вот и я, с помощью винта и гайки зафиксировал трос и продолжил движение.

Примерно после 4500 км заменил цепь и обе звезды. Можно было еще пользоваться, но износ был уже ощутим.

После 4700 км пробега отказала свеча NGK. Заменил.

Родные покрышки 1975 года выпуска выдержали около 5000 км. Как только увидел, что корд начинает портиться – заменил.

Пока все произошедшие поломки расцениваю как несущественные. Так же, как и замену износившихся деталей (звезды, цепь, покрышки). Ездить продолжаю.

Источник

Моя Рига

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Мокик «Рига-30», он же, по поздней советской классификации, «Мини» РМЗ-2.130-01.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Изначально, весной 1983 года, когда «Мини» только появился, он назывался «Рига-26», но уже тогда велась разработка новой модели, и вот в конце 1985 года на ней появилась задняя подвеска с маятником и парой амортизаторов с ходом 70мм (раньше «хвост» был полностью жёстким), а также установленным повыше глушителем и мокик стал именоваться «Рига-30».

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Насколько я знаю, завод не планировал выпускать эти модели параллельно, но на самом деле свой путь на конвейере в 1990 году они закончили вместе. Что касается моей красно-белой «Риги», то она выпущена в конце 1985 года, либо самом начале 1986-го и имеет номер на раме 000756. Красная окраска — наверное, наиболее популярная для этой модели (оранжевые, тёмно-голубые и зелёные как лягушки мокики встречаются пореже), а вот двухцветное оформление не было стандартным — таким образом окрашивалась лишь часть «Мини».

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

В раме стоит двигатель В-50 Шяуляйского завода мощности 1.8 л.с., рассчитанный на коробку передач с ручным переключением двух скоростей на руле — именно таким оснащены почти все мокики этой модели. К моменту появления «Риги-30» этот мотор был новинкой, пришедшей на смену агрегату Ш-62М — в частности его отличают более прочные гильзы и пластмассовые диски сцепления. К слову, часть экземпляров «Рига-26» была выпущена ещё со старым мотором.

В головке двухтактного моторчика, понятно, нет ни распредвала, ни клапанов – только свеча А17В (такая же стоит на а/м «Волга» и многих советских мотоциклах). Шкивов на моторе тоже нет – просто на коленчатый вал слева от рамы надето сцепление и ведущая шестерня, справа — генератор. Позади мотора стоит коробка передач с шестернями первой и второй передачи, за ней — вал кик-стартера. Ведущая шестерня привода спидометра установлена на вторичном валу, ведомая — в плоскости под углом 90 градусов, к первой.

Сверху на моторе установлен карбюратор К-60 с кнопкой ручной подкачкой топлива (кнопка утапливает поплавок и бензин поступает в камеру), бензонасоса нет – топливо льётся из бака самотёком через краник. Регулировка качества смеси производится нижним болтом — он заворачивается до упора, после чего отворачивается на 1.5 оборота. В случае, если при такой настройке холодный мотор будет плохо пускаться, можно немного обогатить смесь, вывернув болт ещё на половину оборота. На моём мопеде при покупке была настройка в пять оборотов, из-за чего свечу, естественно, безбожно заливало.

Если бензин кончится (указателя-то на приборной панели, как, впрочем, и самой панели тут нет) и мокик заглохнет, можно повернуть краник ещё в одно положение и ручеёк потечёт из резерва. Пробка бака на первый взгляд очень герметична – у неё есть резиновый уплотнитель, однако когда я перевернул мокик для перевозки в машине, то бензин всё-таки потёк, и я решил весь его слить, открыв краник и отсоединив тонкую трубочку над карбюратором.

Позже я понял, что 5.5-литровый бак у Риги съёмный – по замыслу конструкторов это сделано для того, что при хранении в квартире от неё не пахло бензином, бак же мог отдельно перезимовать на балконе.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Можно хранить на балконе и мокик целиком — именно с этой целью руль у него выполнен складным.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

В стандартное оснащение «Мини» входил задний багажник (он у меня имеется, но на фотографиях его нет), в комплектации «Люкс» устанавливался багажник на руль и корзина на багажник. В их отсутствии небольшой набор инструментов и запасную чистую свечу можно возить под сиденьем, а вот съездить в магазин за продуктами уже неудобно.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

45-ваттный генератор произведён на Орджоникидзевском заводе автотракторного электрооборудования (ныне — ОАО «ОЗАТЭ», г. Владикавказ). Надо сказать, что при отсутствии фары, габарита и сигналов поворота, рижским мопедам хватало и втрое меньшей мощности.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Генератор нужен, чтобы работала фара и задний габаритный фонарь, но поскольку аккумулятора нет, то фара на холостом ходу лишь «тлеет», разгораясь при повороте ручки «газа». Также электрооборудование представлено звуковым сигналом 14.3721, а больше, вроде, как ничего и не нужно. На вышеупомянутый «Люкс», стоивший на 10 рублей дороже (260 рублей против 250) ставились, правда, ещё и сигналы поворота.

Естественно, нет замка зажигания и кнопки стартера – запуск мотора предусмотрен только кик-стартером, а чтобы заглушить мопед нужно повернуть манетку выключателя «массы» (П-201), расположенную на руле справа.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Само зажигание, кстати, здесь бесконтактное (блок коммутатор-стабилизатор БКС 261.3734) и проблем с ним обычно не бывает. Кстати, если на моём мокике стоит уже БКС-261 выпуска июня 1985 года, то в октябре 1984 года точно ещё использовалась предыдущая модель БКС-251, она же указана в заводской инструкции на мокик, написанной, естественно, в самом начале его выпуска.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Из карбюратора капает бензин, из коробки течёт масло несмотря на новые сальники – силовой агрегат нужно оборачивать целлофаном, чтобы в машине не испачкать ковры в багажнике. Объём масла (летом это М-10Б1, зимой М-6Б1) в картере КПП – 500 г, менять его нужно раз в 2 тысячи километров, а расчётный ресурс поршневой группы – примерно 10 тысяч километров. Реальный ресурс может случиться каким угодно, но обычно низким — причём в сроке службы поршневой в 50-100 километров (!) виноваты не только нынешние запчасти, подобная ситуация была нередка и в 80-ее годы с моторами, собранными на заводе. На этом фоне заявленный ресурс в 8 тысяч километров воздушного фильтра выглядит издевательством.

Сцепление сделано многодисковым – три диска последовательно надеты на вал и находятся в масляной ванне. В заводском исполнении оба ведомых диска сделаны из металлокерамики, но на моём «тырчике» все диски стоят стальные, как это было сделано на моторе Ш-62.
Основная проблема сцепления — кривые диски, которые при обточке и попытке «вывести плоскость» становятся такими тонкими, что иногда можно поставить и четвёртый диск — нужно лишь следить, чтобы подшипник коленчатого вала оказался при этом не очень нагружены. Вторая проблема — малый ресурс новодельных дисков: может не хватить и на сотню километров.

Переключение передач (их две) на моём мокике выполнено ручкой на руле, реже встречаются модификации с ножным переключением – такая коробка шла только с мотором V501 начиная с 1985 года и даже в конце производства ставилась только на 25-30% мокиков. Прокладка и крепление тросов выполнена неудачно конструктивно – скорости на Ригах включаются и выключаются нечётко, в советском журнале я видел чертежи для самостоятельно изготовления упоров тросовых рубашек, примерно так сейчас делают на горных велосипедах.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Колёса между собой взаимоменяемые и выполнены без спиц — то есть «восьмёрки» им не знакомы, а две штампованные половинки стянуты между собой тремя болтами — это сделано для простоты замены камеры. Давление в переднем — 1.4 МПа, в заднем — 1.6 МПа.

Оба тормоза – барабанные, с тросовым приводом — задний трос натягивается при нажатии на педаль ногой, а передний – ручкой на руле, как на велосипеде. Мне удалось найти паспортные данные по длине тормозного пути – 7.5 метров при торможении с 30 км/ч.
Если говорить о субъективных впечатлениях, то тормозов хватает – забавно, но на самых современных «японцах» с дисковыми тормозами такого чувства нет, ведь масса Риги – всего 50кг, а нынешние скутеры уже перешагнули за сотню.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Подшипник на переней оси оказался в хорошем состоянии — не люфтит и крутится тихо.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Конструкция тормоза проса — замена колодок аналогична подобной операции на автомобиле с барабанными тормозами. Натяжение троса регулируется вращением втулки, через которую он проходит.

Ну, что, я готов — включаю «массу», чуть подкачиваю топливо вручную, ударяю ногой по ручке «кика», и «Рига» громко затарахтела. Нет, ехать сразу нельзя, пусть постоит на подножке — надо дать мотору прогреться пару минут, легче будет тронуться. Переключения передач – с небольшими ударами, синхронизаторов нет.
Посадка, между прочим, абсолютно нормальная для взрослого человека (мой рост 181 см) — это вам не ковровская «Птаха»!

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

По асфальту крейсерская скорость – примерно 30-35 км/ч, причём от оригинальных шин К-90 идут сильный шум и вибрации, поэтому долго по твёрдому покрытию желания не возникает — я бы с удовольствием поехал бы неспеша на каком-нибудь советском «полтиннике» в дальний путь, но это точно должен быть не «Мини». Хотя, его создатели и не планировали ему такую роль — в инструкции указаны «деловые поездки и прогулки по дорогам с различным покрытием».

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Также я попробовал поездить по Москве и сначала не понял в чём дело – вроде бы и скорость сравнима с велосипедом, на котором я езжу ежедневно на работе по проезжей части, точно так же нет зеркал и «поворотников» — почему же так тяжело ехать в потоке машин?

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

А дело оказалось в том, что на велосипеде я слышу автомобили позади себя, «Рига» же очень сильно тарахтит сама, вот и приходится постоянно вертеть головой, что утомляет. Паспортный расход топлива — 2.1л/100км при скорости 30 км/ч, но, полагаю, во-первых, что аппетит всё же зависит от массы пилота, во-вторых, никто не выдержит долго ехать на «Мини» по прямой дороге с постоянной скоростью, а, в-третьих, этот мокик просто не способен откатать полный бак без ремонта.

Другое дело – гравийные и грунтовые дороги, полевые, лесные, сухие и мокрые – не важно! «Риге», в отличии от «пластиковых» японских мопедов, не страшно что-то задеть «днищем» (клиренс-то всего 120 мм), да даже и столкновения со спрятавшимися в траве пеньками ей нипочём – только крепче держись за руль.

К сожалению, при весе пилота в 90кг моторчику не тянет тяги «снизу» — медленнее 20 км/ч на второй передаче он ехать не хочет, а на подъемах ее в принципе можно использовать только хорошо разогнавшись. В общем, приходится быстро включать первую скорость, передаточное число которой на 75% больше (2.08 и 1.17 соответственно, главная пара — 4.75). Кстати, согласно заводской инструкции, оптимальная скорость для смены передач — 12-15 км/ч. Надо, сказать, что на моторе Ш-62 вторая скорость была повышающая (0.93), да и первая заметно «длиннее» (1.64) из-за чего мокик ехал быстрее, но тяжело трогался с места, а главное — очень тяжело ехал на второй передаче с небольшими скоростями.

Сцепление не очень чувствительно и для того, чтобы медленно ехать с пробуксовкой дисков, нужна некоторая привычка. Но можно ехать и по принципу «больше газа — меньше ям»- «двухтактник» любит высокие обороты (максимум мощности приходится на 4800 об/мин), только на ноги лучше одеть прочную обувь, чтобы не повредить пальцы.
А если прошёл дождик и полевые дороги превратились в непроходимую для машин кашу из грязи и травы, Рига становится непослушной – несмотря на мягкие и зубастые 10-дюймовые шины шириной 3 дюйма с хорошим поперечным зацепом, мокик так и норовит встать поперёк дороги.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Вилка перевёрнутого типа работает только на сильных кочках, причём перемещение ног происходит ступенчато — увы, плавная работа с адекватным демпфированием, боюсь, для неё нехарактерна в принципе.
Толщина ног — всего 22 мм, хотя сегодня на горных велосипедах производители отказались от 28 и даже 30-миллиметровых ног по причине низкой жёсткости таких вилок на скручивание.
На левой ноги виден ограничитель перемещения «штанов» при работе вилки — её конструктивный максимальный ход составляет 68 мм — опять же меньше, чем на современных велосипедах.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

«Рига», такая какой вы её видите на фотографиях, выпускалась недолго – уже через год, в 1987-ом, передняя фара стала квадратной, а в конце 1988 года ей на смену пришла модель РМЗ-2.134 с именем «Стелла».

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Стеллу отличал более современный дизайн с двухместным седлом, немного иная вилка, хотя главное, и самое ожидаемое отличие, конечно, заключалось в установке чехословацкого двигателя вместо низкокачественного шяуляйского. Однако и эту модель мокика делали недолго — до момента начала ввоза в Россию поддержанных японских мотороллеров, сборщики которых понимают разницу между понятиями «водитель мопеда» и «квалифицированный мотомеханик» — конкуренцию с «японцами» в вопросе качества Рига, понятное дело, не выдержала, а то, что японские скутеры на просёлке ей совсем не конкуренты – так и немногим это надо – съезжать с асфальта.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Идеологически самая похожая на Ригу иностранная модель называется Honda Monkey, но, надо ли говорить, — что при цене б/у аппарата в 70-100 тысяч рублей подобных «мартышек» в России очень немного. И, кстати, у Хонды тоже складывается руль.

Ещё есть чуть более доступная Yamaha TowmMate (45-60 тысяч), априори более спокойный характер четырехтактного мотора которой отлично компенсируется большим объёмом — у неё 90 «кубиков» и трёхступенчатая коробка с автоматическим сцеплением. Но назначение этого мотороллера немного иное — в отличие от обычных городских японских скутеров, он, конечно, подходит для неровных дорог, но не для любых.

Что касается цен на дожившие до наших дней мокики «Мини», то они стартуют примерно с 15-20 тысяч рублей за некомплектные и «уколхоженные» экземпляры, основная масса предложений на технику в хорошем состоянии лежит в диапазоне 25-40 тысяч рублей, а верхний предел можно обозначить в 60-70 тысяч, но он скорее теоретический — навряд ли многие уже готовы столько потрать на относительно массовый советский мокик. Аппарат, который вы видите на этих снимках, был куплен в 2016 году за 27 тысяч рублей в подарок на сороколетие мужу сестры. Сергей родился в 1976 году и был одним из тех, кому в школьной юности «Ригу» так и не купили…

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

И почему маленький смешной мокик стоит дороже, чем сравнимые с ним по скорости, но более солидные внешне «Карпаты-2» (этот львовский мопед — также новинка 1986 года) — зачастую на уровне дорожных мотоциклов вроде ижевской «Планеты»? Ответ прост — их произведено гораздо меньше: начало выпуска «Мини» выпало на период катастрофического падения спроса на мопеды в СССР (это произошло как раз накануне, в 1983 году). Догадываетесь почему?

Вот фрагмент беседы журналиста «За рулём» с директором Всесоюзного научно-исследовательского института мотоциклостроения и легких двигателей (ныне не существующий ВНИИМотопром, расположенный тогда в г. Серпухов) В. Д. Богуславским, случившейся летом 1984 года:

— Виктор Данилович, насколько упал спрос на мопеды за последние годы в нашей стране?

— Три завода, выпускавшие мопеды и мокики, — рижский, львовский и пензенский — несколько лет держались на примерно одном уровне: 713—728 тысяч машин в год. Этот объем производства соответствовал сложившемуся в свое время спросу на них. Но после увеличения выпуска, не подтвержденного спросом, в 1984 году сбыт машин начал резко падать, и в прошлом году пришлось свернуть выпуск мопедов в Пензе, ощутимо уменьшить его в Риге и Львове. В итоге — сокращение производства почти вдвое.

— Может быть, потеря интереса к мопедам — побочный эффект от развития автомобилизации?

— Нет, не так. Рост парка автомобилей индивидуального пользования может повлечь за собой падение спроса на мотоциклы, причем на те, которые в известной мере были дешевой альтернативой автомобилю, но не на мопеды.

Дело в том, что мопед, родившийся из сочетания велосипеда и легкого моторчика, всегда во всех странах имел и имеет стабильный круг потребителей со своими транспортными запросами. Посмотрите, во Франции и Италии сегодня парк двухколесных машин — мопедов, мокиков, моф, минибайков, микромотороллеров — очень велик и не обнаруживает тенденции к сокращению. И это при росте количества легковых автомобилей. Более того, в мировом производстве двухколесных транспортных средств доля машин с двигателями рабочим объемом до 50 см3 составляет 36%.

— Но если это так, то чем вызвано снижение спроса на мопеды у нас?

— Я вижу три основные причины, тесно связанные одна с другой. Первая — снижение качества изготовления машин, прежде всего двигателей. Вторая — отсутствие технического роста в конструкции мопедов, их недостаточно высокие потребительские качества. И третье — узость, ограниченность типажа мопедов и мокиков. В результате — три модели, которые стояли в 1983 году на производстве, как раз в силу своей универсальности не удовлетворяли запросов значительной части потенциальных покупателей.

В качестве итога скажу, что покупать рижский мокик, как и любую советскую малокубатурную мототехнику, не стоит, если нет желания прикладывать к ней руки на постоянной основе — даже идеальный на первый взгляд аппарат всегда будет пребывать в состоянии перманентного ремонта и настройки, благо запчасти (но какого качества?) пока ещё можно найти на рыночных развалах и магазинах «Спорт, туризм и рыбалка». При покупке единственный совет — выбирайте прилично выглядящий мокик, радующий глаз и укомплектованный заводскими деталями, ибо скорее он станет для вас не полноценным транспортом, а игрушкой и живой мечтой из детства.

Что касается техники, то всё равно придётся всё переделывать и не по одному разу — если «Рига» не требует ремонта прямо сейчас, не значит, что она будет способна передвигаться через несколько десятков километров. Мне грустно признавать это, но для постоянной эксплуатации (речь даже не о нескольких тысячах километров за летний сезон, я пожму руку тому, кто преодолеет несколько сотен!) эта техника едва ли подходит даже в опытных руках. Для людей с головой, терпением и временем он может стать хорошей учебной партой, но может случиться и такое, что вы его бросите, не закончив ремонт.

И надо понимать, что поломки бывают как мешающими эксплуатации, но не отменяющие её полностью (плохо отрегулированное сцепление, износ направляющих внутри вилки и т.п.), так и фатальными — например, при выдавливании левого сальника коленвала или при проникновении бензина из двигателя в коробку передач мокик просто перестаёт ездить — именно так и произошло на моей Риге примерно через 100 километров после покупки, хотя предыдущий владелец, передавая аппарат мне, собственноручно собрал двигатель.

В таком недвижимом виде «Рига» простояла 4 года — с 2016-го по 2020-ый и лишь в этом году я понял, что хозяин заниматься мокиком не будет (не от отсутствия интереса (как он о нём мечтал!) и не из-за технической неграмотности — с этим у него всё в порядке, но имела место череда других жизненных обстоятельств), а подарил я его, по сути, сам себе. Ну что же — я о «Мини» никогда не мечтал — всегда больше нравились «Карпаты» и тульский «Электрон», но я не могу оставить его, не попробовав привести в порядок.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

Что интересно, в октябре 1987 года прошёл испытательный пробег в честь 70-летия Октябрьской Революции, удачно совмещённый с дорожными испытаниями новой «Стеллы». Но на маршрут от Братиславы до Риги вышли не только две «Стеллы», но и семь мопедов рижского и львовского производства с большими колёсами и моторами В-50, причём вся техника прошла 2 тысячи километров без поломок. Вы представляете как тщательно их готовили?

Так что, наверное, оптимальный вариант — при желании владеть «Ригой» в качестве хобби, и ездить при этом на чём-нибудь другом — хоть на ковровском «Пилоте» с более живучим мотором собственной разработки, способным реально отходить 10 тысяч километров до большого ремонта, хоть на «китайце» — даже «Альфа» способна ездить чаще. Мне, правда, китайская техника неинтересна категорически, но объективно — она хотя бы пытается ездить, особенно — при квалифицированном уходе и щадящей езде.

Но совсем отговаривать вас от советской малокубатурной техники я не буду — просто «Мини» не повезло с периодом выпуска.

Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть фото Установка китайского двигателя на мопед рига. Смотреть картинку Установка китайского двигателя на мопед рига. Картинка про Установка китайского двигателя на мопед рига. Фото Установка китайского двигателя на мопед рига

А так вы можете купить, например, более раннюю Ригу-16 с более надёжным мотором Ш-58 (к сожалению, коробка передач, в частности шестерни, у этого агрегата слабее) или вообще мопед с ленинградским мотором серии «Д» у которого нет коробки передач, а, значит, и связанных с ней проблем.

А что стало с самим заводом «Саркана Звайгзне» (Красная Звезда) в Риге? Сильное падение спроса, начавшееся в 1983-1984 годах продолжилось — от обозначенных 700 тысяч мопедов и мокиков к 1990 году осталось всего 170 тысяч, причём львиную долю производства составляла «Рига-13», оставшуюся часть — «Мини» всех трёх поколений — Рига-24, Рига-26 и только начавшая набирать обороты выпуска «Стелла». А ведь именно с этого старого завода, выпускавшего и экспортировавшего по всей Европе хорошие велосипеды ещё в 30-ее годы, собственно началась история всех советских мопедов — именно отсюда в марте 1961 года покупателям (поначалу, это были рижане) отгружали первые советские мопеды «Рига-1».

После завершения выпуска мототехники завод на какое-то время переключился на выпуск альтернативной продукции (в Риге делали глушители для популярных в то время поддержанных иномарок из Германии) и окончательно прекратил существование в 1997-98 годах: давно уже на арендованных территориях расположились склады и магазины, а маленький рижский мокик всё так же весело жжужа прыгает по лужам и кочкам, обгоняя облачко синего дыма – если пользоваться современным двухтактным маслом, то его можно перемешивать в баке с топливом в пропорции 1/50, а не 1/25, как того требовала заводская инструкция.

Источник

2 комментария для “Установка китайского двигателя на мопед рига

    • 26.11.2022 в 08:49
      Постоянная ссылка

      Добрый день. Наш ресурс носит исключительно информационный характер. Мы не занимаемся реализацией каких-либо товаров или услуг.

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *