Установка коаксиальных динамиков в авто

Коаксиальная автомобильная акустика против компонентной: что лучше?

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Содержание

Содержание

Сделать музыку в авто задача нехитрая, кажется на первый взгляд. Аудиосистемы в автомобиле бывают двух типов — коаксиальные и компонентные. Но в чем между ними разница? Какая звучит качественнее? Какую проще монтировать? Что придется докупать? Какой вариант обойдется дешевле? Попробуем разобраться.

Отличия в конструкции

В конструкции все просто. Компонентная система состоит из нескольких компонентов. Как правило это два типа отдельных динамиков: высокочастотные, именуемые твитерами, и широкополосные, отвечающие за средние и высокие частоты. Бывает и трехкомпонентная акустика — в ней дополнительно есть среднечастотный динамик.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

В коаксиальные динамики в один общий корпус встроен и высокочастотный, и широкополосный динамик. Бывают и трех, и четырехполосные коаксиальные динамики, но все они собраны в единое целое.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

И в коаксиальной, и в компонентной акустике разные динамики воспроизводят разные наборы частот, только в первой эти динамики смонтированы в единое устройство, а во второй состоят из нескольких компонентов. Смысл такого деления очевиден, ведь чем у́же полоса частот, которую ему «скармливает» усилитель, тем меньше он нагружается, и тем чище и качественнее он воспроизводит предназначенный ему диапазон.

Чтобы автомагнитола преподнесла каждому из динамиков частоты, предназначенные именно для него, используется кроссовер. В коаксиальную систему он чаще всего встроен, причем представляет собой довольно простую конструкцию — нередко это обычный конденсатор.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

В компонентной акустике кроссовер — отдельное устройство, которое чаще всего качественнее встроенного, как минимум, в нем будет защита от перегрузок. Продвинутые модели предоставляют большие возможности. Например, они позволяют скорректировать разницу в расстоянии от динамика до слушателя — ведь водитель сидит в автомобиле не по центру. Чтобы это компенсировать, в некоторых кроссоверах есть переключатель, позволяющий на 1-2 Дб убавить громкость одной из сторон. Топовые модели также умеют настраивать фазу и другие специфические опции, позволяющие скорректировать звучание аудиосистемы.

Нередко динамики компонентной акустики настолько мощные, что обычная автомагнитола не справляется с ними — звук хрипит. В этом случае понадобится отдельный усилитель. Если усилитель обладает достаточным количеством фильтров и каналов, то подключить компонентную акустику к нему можно и без кроссовера. Например, к четырехканальному усилителю можно подключить сразу четыре динамика, каждый канал будет усиливать свой.

Динамики должны быть очень точно подобраны под усилитель, поскольку из-за разницы в сопротивлении или неверной настройке среза фильтров они могут сгореть. Усложняет дело то, что для каждой модели значения индивидуальны.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Однако если усилитель достаточно продвинутый и обладает нужными настройками, либо есть аудиопроцессор — открываются большие возможности. Например, можно полностью управлять фильтрами, то есть настраивать диапазоны частот, которые подаются на динамики. Также можно управлять крутизной среза фильтра и временными задержками, чтобы еще точнее компенсировать разницу в расстоянии динамиков до слушателя. Опытный автомеханик может очень точно настроить звуковую сцену, создав ощущение, будто источник звучания находится не сбоку, а спереди от водителя.

Отдельно стоит сказать про сабвуфер. Он воспроизводит саббас от 20 до 80 Гц — с такими частотами плохо справляются динамики диаметром меньше 8 дюймов. Подключить сабвуфер можно в дополнение и к коаксиальной, и компонентной системе.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Активные сабвуферы уже имеют встроенный усилитель, их достаточно просто подключить к магнитоле, но для этого в магнитоле должно быть минимум три линейных стереовыхода. К пассивному сабвуферу вообще понадобится отдельный усилитель.

Разница в качестве звучания

По качеству звучания компонентная акустика в автозвуке выигрывает у коаксиальной. И причина не в самой конструкции, не в кроссоверах и даже не в точности их настройки. Доказательством тому служит факт, что коаксиальные динамики изначально использовались в Hi-Fi-аппаратуре — они впервые были представлены компанией Tannoy еще в 1947 году. Фирма эта была настолько популярна среди аудиофилов того времени, что «танно́ями» часто называли вообще любую Hi-Fi-акустику. Главным преимуществом новинки стало отсутствие фазовых сдвигов при работе высокочастотного и среднечастотного динамиков. Звук исходит из одной точки, поэтому область комфортного прослушивания более четкая. Коаксиальная акустика и поныне широко используется в профессиональной аудиотехнике — студийных мониторах, порталах и т.п.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Но то, что является плюсом для студийных и домашних Hi-Fi-систем, становится минусом для автозвука. Объясняется это достаточно просто: коаксиальные динамики, вмонтированные в дверь, излучают звук не по направлению к ушам слушателя. А это значит, что высокие частоты, которые излучаются твитером довольно кучно и направленно, будут улавливаться ухом только после их многократных отражений от элементов салона авто. Так звучание становится размытым, неточным и глухим. Хоть некоторые и модели оборудуются поворотными твитерами, это не особо помогает.

Правильное расположение динамиков — один из ключевых фактор для получения хорошего звука.

Не важно, сколько стоит аудиосистема и ее компоненты, если динамики не направлены на слушателя. Именно возможность правильно расположить динамики — ключевое преимущество компонентной аудиосистемы. Например, твитеры будут установлены на уровне ушей и повернуты в сторону слушателя. Как правило, их монтируют в уголках зеркал или в стойках лобового стекла. Только так можно получить максимально качественный звук.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Угол распространения звука в среднечастотных динамиках больше, поэтому нет проблемы, если они установлены в двери. Но все равно для максимального качества и лучшей детализации среднечастотник направляют на слушателя, для чего в двери конструируется специальный подиум. Очевидный минус такой конструкции — сложность монтажа. Потребуется модификация корпуса автомобиля.

Разница в монтаже

Несомненным плюсом коаксиальных динамиков является простота их установки в автомобиле. Пару таких динамиков легко вмонтировать в двери или в полку багажного отделения — в предусмотренные конструкцией авто штатные места. Профессионалы советуют монтировать их в задние двери, поскольку при установке в передние высоких частот почти не будет слышно из-за узконаправленности твитеров.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Чтобы оборудовать авто коаксиальной акустикой, потребуется лишь пара динамиков, провода и автомагнитола достаточной мощности. Останется лишь смонтировать и подключить — система готова!

В компонентной акустике больше элементов — как минимум 4 динамика, пара кроссоверов и значительно больше проводов. При этом далеко не у каждой автомагнитолы достаточная номинальная мощность, чтобы справиться с такой системой. Поэтому нередко требуется еще и усилитель, а для тонкой настройки и максимального качества звучания — звуковой процессор. Монтаж всего этого великолепия также представляет собой нетривиальную задачу. Потребуется вмешаться в конструкцию салона и создать подиумы для динамиков, развести проводку и грамотно все подключить. Кроме того, рекомендуется сделать шумо- и виброизоляцию салона, чтобы избежать шума улицы и различных скрипов кузова или салона.

Источник

Коаксиальная акустика под другим углом.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Данный пост посвящен людям интересующимся звуком, но у которых динамики спереди или сзади коаксиальные. И тем, кто будет приобретать и устанавливать их, без объяснения почему.

У кого же “по феншую” компонентные, возможно, что-то для себя почерпнет полезное.

Как обычно поговорим о теории, заблуждениях, практике и советах по улучшению звука от этих изделий.

Объяснять, что коаксиальная акустика это система динамиков с расположением их на акустической оси, думаю никому не нужно – удобно, практично, дешево.

Такая конструкция, где твиттер и мидбас расположены очень близко с точки зрения синфазного излучения совместного диапазона частот, где они работают (примерно 1500-5000Гц) — круто.

Чтобы фазовый сдвиг был еще меньше, то можно обратить внимание на конструкции KEF и URAK (АК серия), где пищалка утоплена для физического совмещения центров излучения мидбаса и твиттера.

Главное достоинство коаксиалов — отличная фокусировка образов при условии идентичности динамиков по АЧХ (справедливо в системах с излучением звука “в лицо”).

Но вот мы устанавливаем такой продукт в двери авто и … начинается автозвук.

Акустика на нас смотрит (или мы на неё) под разными углами.

Для примера приведу графики АЧХ одной и той же акустики под разными углами.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Надо отдать должное производителям акустики – они ее разрабатывают для прослушивания в машине.
Как видите под углом 30-45 гр. АЧХ становится приемлемой для прослушивания.
Вот так и надо, под углами оценивать коаксиальную акустику. Вот именно так мы и будем слышать наши динамики в машине.
Поэтому пытливый пользователь должен оценивать графики АЧХ, которые иногда приводят в тестах под углами 30 и 45-60 гр., и не обращать внимание на осевую АЧХ.
А теперь немного о грустном и как с этим бороться.
Если посмотреть на графики динамиков со стороны водителя (45-60гр.) и пассажира (30гр.), то мы увидим главную печальку коаксиалов.
С водительской стороны динамики играют глуше (начиная с 2-4 кГц), с пассажирской ярче на 6-10 дБ (в 2 раза громче).
По факту звук смещается сильно в сторону пассажира и нарушается фокусировка. Регулируем баланс – пропадает общая громкость и басы, а фокусировка лучше не становится.
Если эту проблему победить, то звук в авто становится не хуже чем от разнесенной акустики, а зачастую даже интереснее (это про фокусировку).

Я вижу несколько доступных способов решения данной проблемы.

Способ 1. Использовать динамики с близкой АЧХ под углами 30 и 45-60 градусов.
Способ 2. Лепить подиумы с доворотом.
Способ 3. Использовать коаксиалы с твиттерами имеющими угол наклона.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Вот пример АЧХ такой акусики где пищалки работают под углом

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

АЧХ водительского и пассажирского динамиков с твиттером 0 градусов.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

АЧХ водительского с доворотом твиттера и пассажирского динамиков с отворотом твиттера.

Теперь вы знаете, зачем это делают некоторые производители.

Совет. Водительский динамик разворачиваем твиттером на себя, пассажирский в пол.

Способ 4. Использовать магнитолы со встроенным шельф фильтром. У кого-то это называется фильтр твиттера. Есть у Кенвуда, Ауры, Накамичи…

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Способ 5. Самостоятельно изготовить пассивный шельф фильтр.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Вот пример уравновешивания АЧХ с помощью пассивного шельф фильтра.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

АЧХ водительского и пассажирского динамиков.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

АЧХ водительского и пассажирского динамиков с шельф фильтром.

Совет. 1.При выборе коаксиальной акустики слушайте ее под углом 30-45 градусов, как в машине.

2.При использовании шельф фильтра выбирать акустику с ровной АЧХ с водительской стороны.

Гудящий бас коаксиальной акустики является следующей проблемой на пути к хорошему звуку.

Эта проблема часто присутствует у штатной акустики (включая компонентную).
И одним из заблуждений здесь является тотальная ШВИ дверей, с дальнейшим разочарованием, гудеж не уходит.
Нет, я совсем не против ШВИ, ее делать надо, но проблема, в другом.
Проблема в параметрах динамиков.
Если производитель гонится только за низким прайсом, или как у штатных динамиков, за условной громкостью, то вот вам результат. И вот вам снова особенности автозвука.
К сожалению, без параметров Тиля-Смолла нам не обойтись.
Vas – эквивалентным объемом динамиков 10-20см, которые мы обычно устанавливаем в двери составляет обычно от 1 до 20 литров.
При объеме двери

45 литров, можно считать, что динамик работает во фри эйр оформлении.
В этом варианте, важным становится подбор динамика по характеристикам Qts – общая добротность и Fs – собственная резонансная частота.
При низкой Qts=0,3-0,5 динамик из двери баса не издаст по уровню, но бас будет аудиофильским, система для раскачки потребует много мощности со всеми вытекающими последствиями.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Поведение АЧХ динамика в двери при Qts=0.4 и Fs=70 Гц.

При Qts>1,6 мы получим тот гудящий горб на АЧХ, о котором писал выше.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Поведение АЧХ динамика в двери при Qts=1.6 и Fs=70 Гц.

Как пример, у товарища на Тигуане на штатной акустике мы намерили обычным шумомером горб в районе 75-80 Гц порядка 8,7 дБ. Я думаю у динамика там Qts порядка 3.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Поведение АЧХ динамика в двери при Qts=3 и Fs=70 Гц.

Учитывая, что в авто есть естественный подъем баса с 50-80 Гц, правильный подбор Fs =50-80Гц, при соответствуещем Qts =0,7-1,3 помогут вашим динамикам зазвучать низко ровно и громко.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Поведение АЧХ динамика в двери при Qts=0.7 и Fs=50 Гц.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Поведение АЧХ динамика в двери при Qts=1,15 и Fs=50 Гц.

Но тут важно определиться будет ли в вашей системе сабвуфер или нет.

Если да (это лучшее решение), то подход к выбору один, если нет, то все меняется.

Система с сабвуфером.

Тогда не обязательно искать динамики очень низко играющие. Достаточно Fs выбрать 65-80Гц. А относительно высокий Qts до 1,3 позволит динамикам играть громко в диапазоне стыковки с сабвуфером. Система получится громкой, с фронтальным басом.

Совет. При покупке обязательно сравнивайте динамики с включенным фильтром высоких частот на ГУ или усилителе. Уже на этом этапе сможете приблизительно определиться с частотой среза фильтра 50-80Гц для аудиосистемы.

Система без сабвуфера.

Для систем без сабвуфера динамики должны отыгрывать от 40-45 Гц. Для этого Fs выбирают 45-60Гц с Qts до 0,8-1,2.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Поведение АЧХ динамика в двери при Qts=0.8 и Fs=45 Гц.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Поведение АЧХ динамика в двери при Qts=1 и Fs=45 Гц.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Поведение АЧХ динамика в двери при Qts=0.8 и Fs=60 Гц.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Поведение АЧХ динамика в двери при Qts=1,1 и Fs=60 Гц

Но если вам не повезло и у вас гудит. Предлагаю варианты.

Способ 1. Меняем динамики.

Способ 2. При удачном стечении обстоятельств уменьшаем усиление на гудящей частоте возможностями магнитолы. В случае с Тигуаном мы на 4 деления уменьшили в темброблоке регулятор баса и система заиграла на басах ровно и ниже (от 45 Гц).

Если в магнитоле есть параметрический эквалайзер — пользуемся им.

Способ 3. Изготовляем пассивный режекторный фильтр.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

О тыловой акустике.

Если вы делаете звук для себя, а не для тещи или компании на заднем диване, то звуковая сцена должна быть спереди (желательно за лобовым стеклом).

Чтобы задние динамики не перетягивали звук назад (особенно установленные в полку и работающие на отражение от стекла), а дополнительно давали громкости, баса и объемности в звучании, то они не должны воспроизводить высокие частоты.

Спад по высоким частотам должен быть плавный с 6-8 кГц.

Просто отключить пищалку результата не даст. Это связано с горбами в АЧХ всех динамиков в районе 4-6 кГц. Эти горбы сделают акцент на смещение звука назад.

Решение проблемы в использовании фильтра НЧ от 6-8 кГц в магнитоле, усилителе, если есть, или изготовить самостоятельно.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Немного об коаксиалах под лобовым стеклом.

Эти изделия работают на отражение от стекла. Тут с одной стороны просто – угол падения равен углу отражения. Соответственно за рабочий график АЧХ при выборе должен быть 0-15 гр., максимум.
Динамиков с линейной АЧХ на оси излучения, как мы понимаем немного.
И завал по АЧХ будет, скорее всего, со стороны пассажирского динамика.
В этом случае очень интересны динамики с вращающейся пищалкой.

Если к коаксиальной акустике относиться с должным вниманием, то на ней можно строить аудиосистему с правильным звуком.

Источник

Установка коаксиальной акустики Вернуться

Акустическая система – одна из составляющих комфорта современного легкового автомобиля, поэтому качество ее звучания является немаловажным фактором для многих владельцев. Основная масса производимых авто на этапе конвейерной сборки оснащается недорогими и маломощными динамиками. Такая акустика воспроизводит звук на сравнительно низком уровне качества и не способна удовлетворить взыскательного слушателя. Справедливости ради необходимо заметить, что далеко не все так безрадостно. Для многих автомобилей, находящихся в средней и высокой ценовых категориях, доступны качественные акустические системы. Последние разрабатываются компаниями, работающими в сфере автозвука, и состоят из качественных компонентов, которые устанавливаются и настраиваются в полном соответствии с габаритами салона автомобиля. Но такие системы доступны только в самых дорогих комплектациях, поэтому радуют своим звучанием очень ограниченное количество автовладельцев. Претензии к звучанию подобных систем предъявляются достаточно редко, хотя и находятся автовладельцы, которые допускают определенные вмешательства.

Вот и получается, что в подавляющем количестве автомобилей установлена простенькая акустика (а для некоторых комплектаций автомобилей низкой ценовой категории и ее может не быть), поэтому интерес к замене штатной акустики с каждым годом только возрастает. На выбор автовладельцу доступны коаксиальная, компонентная, а также отдельные компоненты автоакустики. Но чаще всего выбор происходит именно между коаксиальной и компонентной акустикой.

Компонентная акустика – стандартный комплект включает два динамика для средних и низких частотных диапазонов (НЧ/СЧ акустика или мидбасы), два высокочастотных (твитеры, или «пищалки») и два блока кроссоверов (делитель, или фильтр частот аудиосигнала с направлением их в соответствующий динамик, с возможностью настройки). Отличительная особенность – компоненты устанавливаются отдельно друг от друга.

Коаксиальная акустика – все компоненты смонтированы на базе основного динамика, твитер вынесен вперед относительно него так, что их оси совпадают (отсюда и название – coaxial – соосный). Блок с кроссовером отсутствует, а его функции гораздо менее эффективно выполняет конденсатор, который так же крепится на корпусе основного динамика.

И те и другие комплекты – всегда парные, для симметричной установки в салоне автомобиля. Каждый из видов акустики имеет ряд интересных особенностей и заслуживает отдельного описания, поэтому в данной статье остановимся только на коаксиальной акустике.

Установка коаксиальной акустики – технические характеристики

Коаксиальная акустика бывает 2-х, 3-х, 4-х и даже 5-ти полосной. То есть на оси основного мидбасового (НЧ/СЧ) динамика могут находиться два, три и даже четыре дополнительных соосных динамика – твитера. Подразумевается, что любой коаксиальный динамик должен охватывать максимальный диапазон слышимого спектра частот – 20-20000 Гц. Конечно, нижнюю границу этого диапазона подобный динамик “отыграть” не способен (это задача сабвуферного динамика), но основную его часть он все-таки захватывает. То есть наш основной мидбасовый динамик воспроизводит диапазон в пределах 60-4000 Гц, а твитер захватывает остальной промежуток в верхнем диапазоне. Это деление очень условное, так как у каждого комплекта производитель может срезать частоты (в данном случае конденсатором) в довольно широком диапазоне.

Многие автовладельцы полагают, что чем больше полос у коаксиального динамика, тем более качественный и сбалансированный звук он сможет выдать. То есть если высокочастотный диапазон будет разделен на несколько головок (две, три или четыре), то это улучшит качество воспроизведения этого диапазона. Но слушатель не почувствует особой разницы от того, сколько высокочастотных полос играют ему “в ноги”. Поэтому 2-х, максимум, 3-х полосных динамиков будет вполне достаточно.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в автоУстановка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в автоУстановка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Но у коаксиальной акустики есть и еще ряд особенностей и характеристик, на которые необходимо обращать внимание при выборе комплекта.

Размеры динамиков, как правило, соответствуют диаметру штатных мест под их установку и варьируются от 1.8 до 10 дюймов (от 4.5 до 25 см, соответственно). Наиболее стандартными размерами считаются – 10 см (4 дюйма), 13 см (5.25 дюйма), 16 и 16.5 см (6.3 и 6.5 дюймов, соответственно). Именно эти размеры характерны для основной массы штатных мест под установку динамиков. Выше речь идет о динамиках круглой формы, хотя имеется огромный ассортимент динамиков овальной формы. Здесь наиболее востребованным размером является 15х23 см (6х9 дюймов).

Основным местом установки динамиков круглой формы выступают двери автомобиля, в то время как овальные динамики чаще устанавливаются в полку багажного отделения. Основное отличие этих двух форм – площадь поверхности диффузора динамика, которая больше у овального динамика. Именно поэтому овальный динамик затрагивает более низкие (басовые) частоты, что интересно очень многим автовладельцам.

Многие автовладельцы также обращают внимание на мощность коаксиальных динамиков. Основной ассортимент коаксиальной акустики находится в диапазоне от 60 до 120 Вт. Что-то конкретное рекомендовать очень сложно, так как многое будет зависеть от тех целей, ради которых и происходит установка коаксиальной акустики.

Также можно обратить внимание на такой показатель, как чувствительность, который показывает уровень громкости воспроизводимого динамиком аудиосигнала. Оптимальными показателями можно считать 90-92 Дб. В любом случае, все точные параметры акустики указываются в техпаспорте, и при выборе служат ориентиром для определения подходящего для конкретных целей варианта.

Установка коаксиальной акустики – особенности и рекомендации по размещению

Обычно производитель выпускает модель акустической системы и в компонентном варианте, и ее коаксиальный аналог. Рассмотрим преимущества коаксиальной версии при равных размерах и технических характеристиках.

• Цена комплекта ниже. Это достигается благодаря отсутствию такого дорогостоящего компонента, как фильтр частот – кроссовер – в количестве двух. Также предполагается наличие только двух динамиков (в комплекте), а не четырех (у 2-компонентного варианта).

• Установить комплект коаксиальной акустики проще и быстрее. Не требуется искать места для установки твитеров и закрепления кроссоверов. Также нет необходимости протягивать провода от кроссоверов к динамикам. Устанавливаем в штатное место (иногда на проставочное кольцо) и подключаемся к штатной же проводке.

• Готовая и сбалансированная акустическая система, не требующая настройки. Система коаксиальных динамиков не предполагает никаких настроечных работ и выдает звук в соответствии с заводскими настройками и характеристиками мест под установку.

• Некоторые модели выпускаются с поворотными твитерами, что позволяет выбрать направление высокочастотного звукового потока.

Но у коаксиальной акустики есть и ряд недостатков, о которых и поговорим.

Самый главный недостаток – отсутствие разнесенности. Все частоты проигрываются одним корпусом, который устанавливается в нижней части двери или на полке. То есть пропадает возможность разделить частоты и организовать направление звука именно так, чтобы слушатель мог получить наиболее оптимальное (в рамках салона автомобиля) звучание.

Ни для кого не должно быть секретом, что звуковая сцена в автомобиле должна быть ориентирована на переднюю часть (водитель и передний пассажир), поэтому именно в передней части автомобиля должна быть установлена акустика, которая и сможет выдать полноценный звук. И именно поэтому коаксиальная акустика не рекомендуется к установке в переднюю часть автомобиля. Звучание динамиков, которые установлены в задней части автомобиля, доходит до передней части с большими искажениями, поэтому нет никакой необходимости устанавливать там соизмеримую с передней акустику. Так что именно в задние двери и рекомендуется устанавливать коаксиальную акустику, которая будет выступать в качестве “подзвучки” для передней.

То есть основная рекомендация при замене штатной акустики может выглядеть так – компонентный фронт и коаксиальный тыл. И даже если штатная система подразумевает коаксиальный фронт (два динамика), то ничего не мешает автовладельцу заменить фронтальную акустику на 2-компонентную, а в заднюю часть (при необходимости) установить более качественную коаксиальную акустику. Но все это, конечно же, далеко не обязательно. Огромному количеству автовладельцев будет вполне достаточно того звучания, которое может дать коаксиальная акустика, даже будучи установленная в качестве передней. Этот вариант очень часто имеет место в том случае, когда “просто” требуется улучшить звучание штатной акустической системы.

Также у автовладельцев очень часто возникает вопрос – а что может дать коаксиальная акустика (как правило, овальная) в полке багажника? Дать однозначный ответ – хорошо или плохо – нельзя. Многое зависит от потребностей автовладельца. В некоторых штатных системах динамики установлены и в полке (их может не быть в задних дверях), но здесь все гораздо сложнее. Если разговор о действительно качественных штатных системах, то все настроено таким образом, что и задние пассажиры получают более качественную сцену, и это не идет во вред фронтальной сцене. Но многие автовладельцы (чаще на бюджетные автомобили) любят устанавливать по два, и даже четыре “овала” в полку. А еще очень любят, чтобы все они играли от усилителя. Итог здесь один – очень громко. Кроме того, многие автовладельцы уверены, что таким образом удается охватить и “сабвуферный диапазон” (большая площадь диффузора динамиков, как говорилось ранее). Действительно, “овалы” могут затрагивать более низкие частоты (чем круглые коаксиальные динамики), но подобный динамик все равно полноценно не отыграет тот диапазон, который предназначен для сабвуферного динамика. Да и здесь сразу можно забыть о таким понятиях, как “качественный”, “полноценный”, “звуковая сцена”. Просто будет очень громко. Ну а если автовладельцу это и требуется – то почему бы и нет?

Установка коаксиальной акустики – ассортимент продукции

Во всем мире насчитываются десятки компаний-производителей качественной автомобильной акустики. Среди них есть бренды, специализирующиеся только на разработке динамиков, например итальянский Hertz, израильский Morel, американский ArtSound. Другие производят весь спектр автомобильного мультимедийного оборудования, в том числе магнитолы, усилители и прочую электронику, а также комплектующие и расходные материалы, применяемые при установке. К примеру, японские бренды Alpine и Pioneer, американские Boss и Bose. Некоторые больше ориентированы на выпуск профессиональных систем, другие выпускают в основном бюджетные, третьи – и то и другое. И у каждого производителя находятся свои поклонники. При покупке коаксиальной акустики выбрать можно не только бренд, но и ценовую категорию без ощутимой потери в качестве звука. Исключение составляют лишь самые дешевые динамики, установка которых будет оправдана только если нужно хоть чем-то “закрыть” пустые штатные места. Акустика, которая будет стоить в несколько раз дороже другой, необязательно настолько же превзойдет ее в качестве звучания. Просто так ее позиционирует изготовитель, исходя из стоимости технологий и материалов, применяемых при производстве. Поэтому критерий высокой цены не должен быть единственным сравнительным показателем.

Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в автоУстановка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в автоУстановка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть фото Установка коаксиальных динамиков в авто. Смотреть картинку Установка коаксиальных динамиков в авто. Картинка про Установка коаксиальных динамиков в авто. Фото Установка коаксиальных динамиков в авто

Если автовладелец не очень хорошо ориентируется во всех этих брендах, то за консультацией по выбору желательно обратиться к специалистам. Это важно и потому, что звучание каждого бренда (и отдельных комплектов) может характеризоваться своими неповторимыми особенностями. Например, звучание акустики Alpine выделяется резкостью, четкостью звука, с выраженными металлическими нотками. Если после этого послушать динамики от Morel с похожими характеристиками, то они будут звучать заметно мягче, приглушенней, глубже. И именно помощь специалиста позволит подобрать именно тот комплект, который будет играть так, как и нужно автовладельцу.

Как уже говорилось выше, процесс установки коаксиальной акустики несложен. Ее вполне можно установить своими силами, при наличии мало-мальских навыков ремонта и обслуживания автомобиля, а также знаний основ электроники. Но могут возникнуть и некоторые трудности, которые также необходимо будет решить. Даже если новые коаксиальные динамики будут соответствовать размерам штатного посадочного места, то может возникнуть проблема с глубиной динамика. Очень часто у новой акустики более длинный магнит, поэтому стекла (при закрывании) могут в него упираться. В этом случае потребуется отодвинуть динамик в сторону салона, но так, чтобы обшивка двери встала обратно на свое место. То есть потребуются проставочные кольца необходимых размеров (крепятся на металл двери, а уже на них происходит монтаж коаксиального динамика). Но новая коаксиальная акустика может и не соответствовать монтажным размерам штатного места. В этом случае также могут выручить проставочные кольца, либо потребуется доработка штатного места. Если требуется установка коаксиальной акустики в полку, то может потребоваться укрепление, либо изготовление полки под установку.

Дополнительные вопросы могут возникнуть и при желании поменять штатную магнитолу, а также установить сабвуфер или усилитель. Все-таки аудиосистема автомобиля – это единое целое, где каждый компонент играет свою немаловажную роль. Может возникнуть вопрос и с необходимостью дополнительной шумоизоляции мест установки. Но если разговор только о коаксиальной акустике, то, как правило, каких-то серьезных требований к звучанию не предъявляется, поэтому далеко не всегда могут возникнуть эти дополнительные вопросы.

Какие бы вопросы не возникали перед автовладельцем, решить их он может либо самостоятельно, либо с помощью специалистов, которые данными вопросами и занимаются. Эти специалисты могут находиться и в дилерском центре, и в специализированном центре автозвука, и среди гаражных мастеров. Каждый из вариантов подразумевает свои плюсы и минусы, так что конечное решение всегда за автовладельцем. Мы, как специализированный центр автозвука, также предоставляем широкий спектр услуг по различным направлениям, поэтому будем рады, если установку коаксиальной акустики вы доверите именно нам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *