Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Устранение вредного влияния реакции якоря

В связи с тем что реакция якоря неблагоприятно влияет на рабочие свойства машины постоянного тока[1], при проектирова­нии машины принимают меры к устранению реакции якоря или хотя бы к ослаблению ее влияния до допустимых пределов.

Компенсационная обмотка. Наиболее эффективным средством подавления влияния рёакции якоря по поперечной оси является применение в машине компенсационной обмотки. Эту обмотку укладывают в пазы полюсных наконечников (рис. 26.7) и вклю­чают последовательно с обмоткой якоря таким образом, чтобы МДС компенсационной обмотки Fк была противоположна по на­правлению МДС обмотки якоря Fa. Компенсационную обмотку делают распределенной по поверхности полюсного наконечника всех главных полюсов машины. При этом линейную нагрузку для компенсационной обмотки принимают равной линейной нагрузке обмотки якоря.

Включение компенсационной обмотки последовательно в цепь якоря обеспечивает автоматичность компенсации МДС якоря при любой (в пределах номинальной) нагрузке машины. Таким образом, в машине постоянного тока с компенсационной обмот­кой при переходе от холостого хода к режиму нагрузки закон распределения магнитной индукции в зазоре главных полюсов остается практически неизменным. Однако в межполюсном про­странстве часть МДС якоря остается некомпенсированной. Не­желательное влияние этой МДС на работу щеточного контакта устраняют применением в машине добавочных полюсов (см.§ 27.4).

Компенсационные обмотки применяют лишь в машинах сред­ней и большой мощности — более 150—500 кВт при U > 440 В,

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Рис. 26.7. Компенсационная обмотка

работающих с резкими колебаниями нагрузки, например в дви­гателях для прокатных станов. Объясняется это тем, что компен­сационная обмотка удорожает и усложняет машину и ее приме­нение в некоторых машинах экономически не оправдывается.

Увеличение воздушного зазора под главными полюсами. В машинах малой и средней мощности, не имеющих компенса­ционной обмотки, вредное влияние реакции якоря по поперечной оси ослабляют соответствующим выбором воздушного зазора под главными полюсами. При этом следует иметь в

виду, что при достаточно малом воздушном зазоре и значительной линейной нагрузке реакция якоря по поперечной оси может не только осла­бить магнитное поле под одной из частей главного полюса, но и перемагнитить его, т. е. изменить полярность — «опрокинуть поле». Некоторое увеличение воздушного зазора под главными полюсами, особенно на их краях, значительно ослабляет действие реакции якоря. Однако не следует забывать, что увеличение воз­душного зазора ведет к необходимости повышения МДС обмотки главных полюсов, а следовательно, и к увеличёнию размеров полюсных катушек, полюсов и габарита машины в целом.

На этом же принципе уменьшения МДС поперечной реакции якоря за счет повышенного магнитного сопротивления на пути ее действия основан и другой способ ослабления действия реакции якоря. Этот способ состоит в том, что сердечники главных полю­сов делают из листовой анизотропной (холоднокатаной) стали (обычно применяют сталь марки 3411). Эта сталь в направлении проката обладает повышенной магнитной проницаемостью, а «поперек проката» — небольшой магнитной проницаемостью. Штамповать пластины полюсов из такой стали следует так, что­бы ось полюса совпадала с направлением проката листа стали. § 26.5. Способы возбуждения машин постоянного тока

Для работы электрической машины необходимо наличие маг­нитного поля. В большинстве машин постоянного тока это поле создается обмоткой возбуждения, питаемой постоянным током. Свойства машин постоянного тока в значительной степени опре­деляются способом включения обмотки возбуждения, т. е. способом возбуждения.

По способам возбуждения машины постоянного тока можно классифицировать следующим образом:

машины независимого возбуждения, в кото­рых обмотка возбуждения (ОВ) питается постоянным током от источника, электрически не связанного с обмоткой якоря (рис. 26.8, а);

машины параллельного возбуждения, в ко­торых обмотка возбуждения и обмотка якоря соединены парал­лельно (рис. 26.8, б) ;

машины последовательного возбуждения, в которых обмотка возбуждения и обмотка якоря соединены последовательно (рис. 26.8, в);

машины смешанного возбуждения, в которых имеются две обмотки возбуждения — параллельная ОВ1 и после­довательная ОВ2 (рис. 26.8, г);

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Рис. 26.8. Способы возбуждения машин постоянного тока

машины с возбуждением постоянными маг­нитами (рис. 26.8, д Все указанные ма­шины (кроме послед­них) относятся к маши­нам с электромаг­нитным возбуж­дением, так как маг­нитное поле в них созда­ется электрическим то­ком, проходящим в об­мотке возбуждения.

Начала и концы об­моток машин постоянного тока согласно

ГОСТу обозначаются: обмотка якоря — Я1 и Я2, обмотка добавоч­ных полюсов — Д1 и Д2, компенсационная обмотка — К1 и К2, об­мотка возбуждения независимая — Ml и М2, обмотка возбужде­ния параллельная (шунтовая) — Ш1 и 1112, обмотка возбуждения последовательная (сериесная) —С1 и С2.
Контрольные вопросы

Какие участки содержит магнитная цепь машины постоянного тока?

В чем сущность явления реакции якоря машины постоянного тока?

Почему МДС якоря, действующая по поперечной оси, вызывает размагничи­вание машины по продольной оси?

Как учитывается размагничивающее действие реакции якоря при расчете чис­ла витков полюсной катушки обмотки возбуждения?

С какой целью компенсационную обмотку включают последовательно с об­моткой якоря?

Почему с увеличением воздушного зазора ослабляется размагничивающее влияние реакции якоря?

Какие способы возбуждения применяют в машинах постоянного тока?

Источник

Устранение вредного влияния реакции якоря

В связи с тем, что реакция якоря неблагоприятно влияет на рабочие свойства машины постоянного тока, при проектирова­нии машины принимают меры к устранению реакции якоря или хотя бы к ослаблению ее влияния до допустимых пределов.

Компенсационная обмотка. Наиболее эффективным средством подавления влияния реакции якоря по поперечной оси является применение в машине компенсационной обмотки. Эту обмотку укладывают в пазы полюсных наконечников (рисунок 19) и вклю­чают последовательно с обмоткой якоря таким образом, чтобы МДС компенсационной обмотки FK была противоположна по на­правлению МДС обмотки якоря Fa. Компенсационную обмотку делают распределенной по поверхности полюсного наконечника всех главных полюсов машины. При этом линейную нагрузку для компенсационной обмотки принимают равной линейной нагрузке обмотки якоря.

Включение компенсационной обмотки последовательно в цепь якоря обеспечивает автоматичность компенсации МДС якоря при любой (в пределах номинальной) нагрузке машины. Таким образом, в машине постоянного тока с компенсационной обмот­кой при переходе от холостого хода к режиму нагрузки закон Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнениемраспределения магнитной индукции в зазоре главных полюсов остается практически неизменным. Однако в межполюсном про­странстве часть МДС якоря остается нескомпенсированной. Не­желательное влияние этой МДС на работу щеточного контакта устраняют применением в машине добавочных полюсов.

Увеличение воздушного зазора под главными полюсами. Вмашинах малой и средней мощности, не имеющих компенса­ционной обмотки, вредное влияние реакции якоря по поперечной оси ослабляют соответствующим выбором воздушного зазора под главными полюсами. При этом следует иметь в виду, что при достаточно малом воздушном зазоре и значительной линейной нагрузке реакция якоря по поперечной оси может не только осла­бить магнитное поле под одной из частей главного полюса, но и перемагнитить его, т. е. изменить полярность — «опрокинуть поле». Некоторое увеличение воздушного зазора под главными полюсами, особенно на их краях, значительно ослабляет действие реакции якоря. Однако не следует забывать, что увеличение воз­душного зазора ведет к необходимости повышения МДС обмотки главных полюсов, а следовательно, и к увеличению размеров полюсных катушек, полюсов и габарита машины в целом.

Тема: Коммутация в машинах постоянного тока

Источник

Реакция якоря в генераторах постоянного тока и способы её устранения

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

При работе генератора в режиме холостого хода в магнитной системе генератора имеется только одно магнитное поле – поле индуктора от тока в ОВ (рис. 4.9). В параллельных ветвях ОЯ возникают лишь ЭДС, которые уравновешивают друг друга.

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Рис. 4.9. Магнитное поле генератора постоянного тока в режиме холостого хода

Щетки расположены на нейтральной линии ab, поэтому искрения на коллекторе нет, так как в секциях, коммутируемых щетками, ЭДС равны нулю.

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнениемЕсли к генератору подключить нагрузку, то электрическую схему можно будет представить так, как изображено на рис. 4.10, а магнитное поле генератора постоянного тока в режиме нагрузки – как на рис. 4.11.

Рис. 4.10. Электрическая схема генератора постоянного тока в режиме нагрузки

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Рис. 4.11. Магнитное поле генератора постоянного тока в режиме нагрузки

Ось магнитного поля якоря перпендикулярна к оси магнитного поля индуктора.

У набегающего края каждого полюса магнитные силовые линии поля якоря имеют направление, противоположное направлению магнитных силовых линий индуктора – ослабляют его – а у сбегающего края – одинаковое направление – усиливают поле индуктора.

Результирующее поле можно рассматривать, как исходное, искаженное в результате воздействия на него поля якоря.

Воздействие поля якоря на магнитное поле индуктора называется реакцией якоря в генераторе постоянного тока.

С увеличением Iа искажение поля увеличивается, магнитные силовые линии результирующего поля еще больше отклоняются от направления, перпендикулярного к нейтральной оси ab (угол α увеличивается) (рис. 4.12). Поэтому искрение под щетками увеличивается.

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Рис. 4.12. Искажение основного магнитного поля машины постоянного тока магнитным полем реакции якоря

Если щетки переместить с геометрической нейтрали ab (ГН) на физическую нейтраль (ФН) Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением, то искрение прекратится, так как щетки будут замыкать секции обмотки якоря в тот момент, когда эти секции не пересекают магнитные силовые линии.

Но этот способ борьбы с искрением не универсален, так как с изменением нагрузки положение щеток надо все время изменять.

Кроме этого: со сдвигом щеток на новую нейтраль появляется размагничивающая составляющая у поля якоря, которая ослабляет поле индуктора, следовательно уменьшает ЭДС.

Для устранения искрения щеток при любой нагрузке служат добавочные полюсы, расположенные на нейтрали (ab) (рис. 4.13).

Своим противоположным полем они размагничивают магнитное поле якоря и устраняют причину искажения магнитного поля индуктора.

Чтобы размагничивание происходило автоматически в соответствии с нагрузкой генератора, обмотка добавочных полюсов включается последовательно с внешней цепью.

Добавочные полюсы не устраняют создаваемое реакцией якоря неравномерное распределение индукции под главными полюсами и уменьшение полезного тока.

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Рис. 4.13. Устранение влияния магнитного поля реакции якоря с помощью добавочных полюсов

В крупных электрических машинах, а также в электрических машинах, работающих в тяжелых условиях, сильное местное повышение индукции под главными полюсами может вызвать перекрытие изоляционного промежутка между пластинами коллектора, а затем и круговой огонь.

Необходимо полностью компенсировать реакцию якоря. Для этого делаются специальные компенсационные обмотки, которые размещаются в пазах, сделанных в несколько расширенных полюсных наконечниках главных полюсов (рис. 4.14).

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Рис. 4.14. Компенсационная обмотка

Компенсационные обмотки соединяются последовательно с якорем, таким образом, что каждый из её стержней как бы образует с находящимися под ним стержнем обмотки якоря бифилярную систему, магнитное поле у которой почти отсутствует. Однако компенсационные обмотки – дорогие, увеличиваются и потери в них.

Источник

Сдвиг щёток с нейтрали

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Методы компенсации влияния реакции якоря

Вредные последствия реакции якоря.

1. Смещение физической нейтрали

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнениемРис.1

В генераторах физическая нейтраль смещается по направлению вращения якоря, в двигателях — против направления вращения. Это ухудшает коммутацию машины, т. е. способствует возникновению искрения под щетками.

2. Результирующий магнитный поток машины Фрез при насыщении магнитной цепи уменьшается, т. е. уменьшается и э. д. с. E, индуцированная при нагрузке, по сравнению с э. д. с. Е0 при холостом ходе. Хотя уменьшение магнитного потока под действием м. д. с. якоря обычно невелико и составляет всего 1—3 %, это существенно сказывается на характеристиках генераторов постоянного тока и приводит к уменьшению э. д. с. Е машины при нагрузке по сравнению с э. д. с. Е0 при холостом ходе.

3. В кривой распределения результирующей индукции в воздушном зазоре (см. рис. 106, в) возникают пики индукции Вмах под краями главных полюсов, способствующие, что ещё больше ухудшает коммутацию машины и способствует образованию в машине кругового огня.

Реакция якоря неблагоприятно влияет на рабочие свойства машины постоянного тока, поэтому при проектировании машины принимают меры к устранению или ослаблению ее влияния.

Устранение вредных последствий реакции якоря.

Увеличение воздушного зазора под главными полюсами. В машинах малой и средней мощности, не имеющих компенсационной обмотки, вредное влияние реакции якоря по поперечной оси ослабляют соответствующим выбором воздушного зазора под главными полюсами. Некоторое увеличение воздушного зазора под главными полюсами, особенно на их краях (рис.2), значительно ослабляет действие реакции якоря. Однако не следует забывать, что увеличение воз­душного зазора ведет к необходимости повышения МДС обмотки главных полюсов, а следовательно, и к увеличению размеров полюсных катушек, полюсов и габарита машины в целом.

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнениемРис.2

Использование анизотропной электротехнической стали. Сердечники главных полюсов делают из листовой анизотропной (холоднокатаной) стали (обычно марки 3411). Пластины полюсов из такой стали штампуют так, чтобы ось полюса совпадала с направлением проката листа стали.

Компенсация влияния реакции якоря увеличением потока возбуждения

Устранить уменьшение потока возбуждения, вызванное влиянием реакции якоря, можно усилением потока возбуждения при нагрузке. Для этого применяют сдвиг щёток с нейтрали или используют стабилизирующую обмотку. Способ не устраняет искажения магнитного поля в зазоре машины.

Сдвиг щёток с нейтрали

Щётки могут быть преднамеренно или случайно сдвинуты с нейтрали на какой-то угол. На рис. 3 показан генератор, у которого щетки сдвинуты по направлению вращения на угол β. В соответствии с этим МДС якоря также поворачивается на угол β, в ту же сторону.

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Рис.3 Сдвиг щёток с нейтрали

МДС якоря Fa можно разложить на две составляющие:

— поперечную Faq, направленную по геометрической нейтрали,

— продольную Fad, направленную по оси главных полюсов,

Продольная составляющая МДС якоря (щетки смещены по направлению вращения ротора генератора) направлена против МДС обмотки возбуждения, т. е. действует размагничивающе. При смещении щёток против вращения ротора генератора продольная составляющая МДС якоря усиливает магнитный поток. В последнем случае продольная реакция якоря может использоваться для компенсации уменьшения магнитного потока при нагрузке в генераторном режиме. В двигательном режиме направление токов в якоре меняется на обратное, меняется и направление продольной реакции якоря. Поэтому, для компенсации реакции якоря в двигательном режиме, щётки надо смещать в противоположную сторону. Метод прост, применяется в машинах малой мощности до нескольких киловатт.

Стабилизирующая обмотка это небольшая дополнительная обмотка последовательного возбуждения, которая располагается либо у полюсного наконечника, либо между секциями катушек 2 (Рис.4) главных полюсов, при этом она одновременно выполняет роль дистанционной прокладки.

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнениемРис.4

Стабилизирующая обмотка подключена последовательно цепи якоря, поэтому возрастающий ток в цепи якоря протекая через стабилизирующую обмотку вызывает усиление магнитного потока. Ток обмотки наводит магнитный поток, который стабилизирует магнитный поток возбуждения при нагрузке. Ток стабилизирующей обмотки меняет направление при переходе машины из двигательного в генераторный режим, поэтому при смене режима полярность стабилизирующей обмотки надо менять. Применяется в машинах средней мощности.

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Полностью скомпенсировать все проявления реакции якоря можно спомощью компенсационной обмотки. Ею снабжают крупные машины постоянного тока, в частности генераторы тепловозов и тяговые двигатели мощных электровозов переменного и постоянного тока.

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Рис.5 Компенсационную обмотка

Компенсационную обмотку укладывают в пазы полюсных наконечников и включают последовательно с обмоткой якоря таким образом, чтобы МДС компенсационной обмотки Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнениембыла противоположна по направлению МДС обмотки якоря Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением.

Компенсационную обмотку включают таким образом, чтобы поток Фк, создаваемый ею, был направлен, против потока якоря Фя. При условии равенства м. д. с. этих обмоток FK = Fя происходит полная компенсация поперечного потока якоря и устраняются все вызываемые им вредные последствия. Компенсационную обмотку включают последовательно с обмоткой якоря, что обеспечивает компенсацию потока якоря при любой нагрузке машины. При увеличении тока якоря возрастает поток якоря Фя, но одновременно увеличивается и поток компенсационной обмотки, вследствие чего результирующий поперечный поток машины Фп = Фя— Фк = 0. Компенсационные обмотки применяют лишь в машинах средней и большой мощности – более 150-500 кВт при напряжении более 400 В, работающих с резкими колебаниями нагрузки, т.к. она удорожает и усложняет машину.

Источник

Устранение вредного влияния реакции якоря

Петлевые обмотки якоря

Основные понятия.Обмотка якоря машины постоянного тока представляет собой замкнутую систему проводников, определенным образом уложенных на сердечнике якоря и присоединенных к коллектору. Элементом обмотки якоря является секция (катушка), присоединенная к двум коллекторным пластинам. Расстояние между пазовыми частями секции должно быть равно или мало отличаться от полюсного деления τ (рисунок 10):

Обмотки якоря обычно выполняют двухслойными. Они характеризуются следующими параметрами: числом секции S; числом пазов (реальных) Z;чис­лом секций, приходящихся на один паз, Sп = S/Z; числом витков секции wc;числом пазовых сторон в обмотке N; числом пазовых сторон в одном пазу пп=N/Z=2wcSп.Верхняя пазовая сторона одной секции и нижняя пазовая сторона другой секции, лежащие в одном пазу, образуют элементарный паз. Число элементарных пазов в реальном пазе Zпопре­деляется числом секций, приходящихся на один паз: Sп = S/Z(рисунок 11).

Схемы обмоток якоря делают развернутыми, при этом все секции показывают одновитковыми. В этом случае каждой секции, содержащей две пазо­вые стороны, соответствует один элементарный паз. Концы секций присоединяют к коллекторным пласти­нам, при этом к каждой пластине присоединяют на­чало одной секции и конец другой, т. е. на каждую секцию приходится одна коллекторная пластина. Таким образом, для обмотки якоря справедливо S=Zэ=К, где Zэ— число элементарных пазов; К — число коллекторных пластин в коллекторе. Число секций, приходящихся на один реальный паз, опре­деляется отношением Zэ/Z.

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнениемПростая петлевая обмотка якоря. В простой пет­левой обмотке якоря каждая секция присоединена к двум рядом лежащим коллекторным пластинам. При укладке секций на сердечнике якоря начало каждой последующей секции соединяется с концом предыдущей, постепенно перемещаясь при этом но поверхности якоря (и коллектора) так, что за один обход якоря укладывают все секции обмотки. В результате конец послед­ней секции оказывается присоединенным к началу нерпой секции, т. е. обмотка якоря замыкается.

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

На рисунок 12, а, б изображе­ны части развернутой схемы простой петлевой обмотки, на которых показаны шаги обмот­ки — расстояния между пазо­выми сторонами секций по яко­рю: первый частичный шаг по якорю у1, второй частичный шаг по якорю у2 и результирующий шаг по якорю у.

Если укладка секций обмот­ки ведется слева направо по якорю, то обмотка называется правоходовой (рисунок 12, a), a если укладка секций ведется справа налево, то обмотка на­зывается левоходовой (рисунок 12,б). Для правоходовой об­мотки результирующий шаг:

Расстояние между двумя коллекторными пластинами, к которым присоединены начало и конец одной секции, назы­вают шагом обмотки по коллек­тору ук . Шаги обмотки по якорю выражают в элементарных пазах, а шаг по коллектору — в коллекторных делениях (пластинах). Начало и конец каждой секции в простой петлевой обмотке присоединены к рядом лежащим коллекторным пластинам, следо­вательно, у=ук=±1, где знак плюс соответствует правоходовой обмотке, а знак минус левоходовой.

Для определения всех шагов простой петлевой обмотки дос­таточно рассчитать первый частичный шаг по якорю:

где ε — некоторая величина, меньшая единицы, вычитая или сум­мируя которую получают значение шага у1, равное целому числу. Второй частичный шаг обмотки по якорю

Пример 1. Рассчитать шаги и выполнить развернутую схему простои петлевой обмотки якоря для четырехполюсной машины (2р = 4) постоянного тока. Обмотка правоходовая, содержит 12 секций.

Решение. Первый частичный шаг по якорю по (3)

у1 = Zэ /(2p)± ε = (12/4) ±0 = 3 паза. Второй частичный шаг по якорю по (4)

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

а – правоходовая; б – левоходовая; в – развернутая схема.

Прежде чем приступить к выполнению схемы обмотки, необ­ходимо отметить и пронумеровать все пазы и секции, нанести на предполагаемую схему контуры магнитных полюсов и указать их полярность (3, в). При этом нужно иметь в виду, что отме­ченный на схеме контур является не полюсом, а зеркальным ото­бражением полюса, находящегося над якорем. Затем изобража­ют коллекторные пластины и наносят на схему первую секцию, пазовые части которой располагают в пазах 1 и 4. Коллекторные пластины, к которым присоединены начало и конец этой секции, обозначают 1 и 2. Затем нумеруют все остальные пластины и наносят на схему остальные секции (2, 3, 4 и т. д.). Последняя секция 12 должна замкнуть обмотку, что будет свидетельство­вать о правильном выполнении схемы.

Далее на схеме изображают щетки. Расстояние между щет­ками А к В должно быть равно К /(2р) = 12/4 = 3, т.е. дол­жно соответствовать полюсному делению. Что же касается расположения щеток на коллекторе, то при этом следует руковод­ствоваться следующим. Предположим, что электрический контакт обмотки якоря с внешней цепью осуществляется не через кол­лектор, а непосредственно через пазовые части обмотки, на кото­рые наложены «условные» щетки (рисунке 13, а). В этом случае наибольшая ЭДС машины соответствует положению «условных» Щеток на геометрической нейтрали. Но так как кол­лекторные пластины смещены относительно пазовых сторон соединенных с ними секций на 0,5 τ (рисунок 13,б), то, переходя к реальным щеткам, их следует расположить на коллекторе по оси главных полюсов, как это показано на рисунке 13, в.

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Параллельные ветви обмотки якоря.Если проследить за про­хождением тока в секциях обмотки якоря (см. рисунок 12, в), то можно заметить, что обмотка состоит из четырех участков, соеди­ненных параллельно друг другу и называемых параллельными ветвями. Каждая параллельная ветвь содержит несколько после­довательно соединенных секций с одинаковым направлением тока в них. Распределение секций в параллельных ветвях показано на электрической схеме обмотки (рисунок 14). Эту схему получают из развернутой схемы обмотки (см. рисунок 12, в) следующим обра­зом. На листе бумаги изображают щетки и имеющие с ними кон­такт коллекторные пластины, как это показано на рисунке 14. Затем совершают обход секций обмотки начиная с секции 1, которая оказывается замкнутой накоротко щеткой В1. Далее идут секции 2 и 3, которые образуют параллельную ветвь. Таким же об­разом обходят все остальные секции. В результате получаем схему с четырьмя параллельными ветвями, по две секции в каж­дой ветви.

Из полученной схемы следует, что ЭДС обмотки якоря опре­деляется значением ЭДС одной параллельной ветви, тогда как значение тока обмотки определяется суммой токов всех ветвей обмотки:

В простой петлевой обмотке число параллельных ветвей рав­но числу главныхполюсов машины:2а = 2р.

Нетрудно заметить, что число параллельных ветвей в обмотке якоря определяет значение основных параметров машины — тока и напряжения.

Пример 2.Шестиполюсная машина постоянного тока имеет на якоре прос­тую петлевую обмотку из 36 секций. Определить ЭДС и силу тока в обмотке якоря машины, если в каждой секции наводится ЭДС 10 В, а сечение провода секции рассчитано на ток не более 15 А.

Решение. Число параллельных ветвей в обмотке 2а=2р= 6, при этом а каждой параллельной ветви Sп = S/(2a) = 36/6 = 6 секций. Следовательно, ЭДС обмотки якоря Еа = 6*10 = 60 В, а допустимый ток машины Iа = 6*15=90 А.

Если бы машина при прочих неизменных условиях имела восемь полюсов, то ее ЭДС уменьшилась бы до 40 В, а ток увеличился бы до 120 А.

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Тема: Построение простой волновой обмотки.

2. Волновые обмотки якоря

Простая волновая обмотка. Простую волновую обмотку полу­чают при последовательном соединении секций, находящихся под разными парами полюсов (рисунок 15). Концы секций простой волновой обмотки присоединены к коллекторным пластинам, уда­ленным друг от друга па расстояние шага обмотки по коллекто­ру ук = у. За один обход по якорю укладывают столько секций, сколько пар полюсов имеет машина, при этом конец последней по обходу секции присоединяют к пластине, расположенной ря­дом с исходной.

Простую волновую обмотку называют левоходовой, если ко­нец последней по обходу секций присоединяется к пластине, находящейся слева от исходной (рисунок 15, а). Если же эта плас­тина находится справа от исходной, то обмотку называют правоходовой (рисунок 15,б). Секции волновой обмотки могут быть од-новитковыми и многовитковыми. Шаг простой волновой обмотки по коллектору

Знак минус соответствует левоходовой обмотке, а знак плюс правоходовой. Правоходовая обмотка не получила прак­тического применения, так как ее выполнение связано с дополни­тельным расходом меди на перекрещивание лобовых частей.

Первый частичный шаг обмотки определяют по (3), а второй частичный шаг у2 = у — у1.

Пример 3. Четырехполюсная машина постоянного тока имеет простую волновую обмотку якоря из 13 секций. Построить развернутую схему и схему параллельных ветвей этой обмотки.

При первом обходе по якорю укладываем секции 1 и 7 (рисунок 15, в). При втором обходе укладываем секции 13 к 6 и т. д., пока не будут уложены все 13 секций и обмотка не ока­жется замкнутой. Секции 3, 6 и 9 в рассматриваемый момент времени замкнуты накоротко через щетки одинаковой полярности и провода, соединяющие их. Затем определяем полярность ще­ток. Далее выполняем электрическую схему (схему параллельных ветвей), из которой видно (рисунок 16), что обмотка состоит из двух параллельных ветвей (2а = 2). Это является характерным для простых волновых обмоток, у которых число параллельных ветвей не зависит от числа полюсов и всегда равно двум.

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Из рассмотренных схем видно, что секции, входящие в одну параллельную ветвь, равномерно распределены под всеми полю­сами машины. Следует также отметить, что в простой волновой обмотке можно было бы обойтись двумя щетками, например щет­ками В2 и А2. Но в этом случае нарушилась бы симметрия обмотки и число секций в параллельных ветвях стало бы неоди­наковым: в одной ветви семь секций, а в другой — шесть. Поэто­му в машинах с простыми волновыми обмотками устанавливают полный комплект щеток, столько же, сколько главных полюсов, тем более что это позволяет уменьшить значение тока, приходя­щегося на каждую щетку, а следовательно, уменьшить размеры коллектора.

Тема: Реакция якоря машины постоянного тока

Приработе машины в режиме х.х. ток в обмотке якоря практически отсутствует, а поэтому в машине действует лишь МДС обмотки возбуждения FВ0. Магнитное поле машины в этом случае симметрично относительно оси полюсов (рисунок 17,а). График распределения магнитной индукции в воздушном зазоре представляет собой кривую, близкую к трапеции.

Если же машину нагрузить, то в обмотке якоря появится ток, который создаст в магнитной системе машины МДС якоря Fa. Допустим, что МДС возбуждения равна нулю и в машине дей­ствует лишь МДС якоря. Тогда магнитное поле, созданное этой МДС, будет иметь вид, представленный на рисуноке 17, б. Из этого рисунка видно, что МДС обмотки якоря направлена по линии щеток (в данном случае по геометрической нейтрали). Несмотря на то, что якорь вращается, пространственное положение МДС обмотки якоря остается неизменным, так как направление этой МДС определяется положением щеток.

Наибольшее значение МДС якоря — на линии щеток (рисунок 17,б кривая 1), а по оси полюсов эта МДС равна нулю. Однако распределение магнитной индукции в зазоре от потока якоря совпадает с графиком МДС лишь в пределах полюсных наконечников. В межполюсном пространстве магнитная индукция резко ослабляется (рисунок 17,б кривая 2). Объясняется это увеличением магнитного сопротивления потоку якоря в межпо­лосном пространстве. МДС обмотки якоря «на пару полюсов пропорциональна числу проводников в обмотке N и току якоря Ia:

Введем понятие линейной нагрузки (А/м), представляющей собой суммарный ток якоря, приходящийся на единицу длины его окружности по наружному диаметру якоря Da:

А = Nia/( Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнениемDa), (8)

где ia = la/(2a) — ток одного проводника обмотки, А.

Значение линейной нагрузки для машин постоянного тока об­щего назначения в зависимости от их мощности может быть (100ч Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением500) Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением10 2 А/м. Воспользовавшись линейной нагрузкой, запишем выражение для МДС якоря: Fa = A Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Таким образом, в нагружен­ной машине постоянного тока действуют две МДС: возбуждения Fв0 и якоря Fa.

Влияние МДС обмотки якоря на магнитное поле машины называют реакцией якоря. Реакция якоря искажает магнитное поле машины, делает его несимметричным относительно оси полюсов.

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

На рисунке 17, в показано распределение магнитных силовых линий результирующего поля машины, работающей в генератор­ном режиме при вращении якоря по часовой стрелке. Такое же распределение магнитных линий соответствует работе маши­ны в режиме двигателя, но при вращении якоря против часовой стрелки. Если принять, что магнитная система машины не насыщена, то реакция якоря будет лишь искажать результи­рующий магнитный поток, не изменяя его значения: край полюса и находящийся по ним зубцовый слой якоря, где МДС якоря совпадает по направлению с МДС возбуждения, подмагничиваются; другой край полюса и зубцовый слой якоря, где МДС направлена против МДС возбуждения, размагничиваются. При этом результирующий магнитный поток как бы поворачивается относительно оси главных полюсов на некоторый угол, а физи­ческая нейтраль mm’ (линия, проходящая через точки на якоре, в которых индукция равна нулю) смещается относительно гео­метрической нейтрали nn’ на угол Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Чем больше нагрузка машины, тем сильнее искажение результирующего поля, а сле­довательно, тем больше угол смещения физической нейтрали.

Таковы последствия влияния реакции якоря на машину с ненасыщенной магнитной системой. Если же магнитная система машины насыщена, что имеет место у большинства элек­трических машин, то подмагничивание одного края полюсного наконечника и находящегося под ним зубцового слоя якоря происходит в меньшей степени, чем размагни­чивание другого края и находящегося под ним зубцового слоя якоря происходит в меньшей степени, чем размагничивание другого края находящегося под ним зубцового слоя якоря.

Это благоприятно ска­зывается на распреде­лении магнитной индук­ции в зазоре, которое становится более рав­номерным, так как мак­симальное значение ин­дукции под подмагничиваемым краем полюс­ного наконечника умень­шается на величину,определяемую высотой участка 1 на рисунке 17, в. Однако резуль­тирующий магнитный поток машины при этом уменьшается. Таким образом, реакция якоря в машине с насыщенной магнитной системой размагничивает машину (так же как и у синхронной ма­шины при активной нагрузке). В результате ухудшаются рабочие свойства машины: у генераторов снижается ЭДС, у двигателей уменьшается вращающий момент.

Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением

Влияние реакции якоря на работу машины усиливается при смещении щеток с геометрической нейтрали. Объясняется это тем, что вместе со щетками смещается и вектор МДС якоря (рисунок 18, а). При этом МДС якоря Fa помимо поперечной составляющей Faq = Fa cos Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнениемприобретает и продольную состав­ляющую Fad = Fa sin Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением, направленную по оси полюсов. Если машина работает в генераторном режиме, то при сме­щении щеток в направлении вращения якоря продольная со­ставляющая МДС якоря действует встречно МДС обмотки воз­буждения Fво, что ослабляет основной магнитный поток машины; при смещении щеток против вращения якоря продольная состав­ляющая МДС якоря Fad действует согласованно с МДС Fb0, что вызывает некоторое подмагничивание машины и может явиться причиной искрения на коллекторе. Если машина работает в двигательном режиме, то при смещении щеток по направлению вращения якоря продольная составляющая МДС якоря Fad подмагничивает машину, а при смещении щеток против вращения якоря продольная состав­ляющая Fad размагничивает машину. При дальнейшем рассмотрении вопросов, связанных с действием продольной составляю­щей МДС якоря, будем иметь в виду лишь ее размагничиваю­щее действие, так как подмагничивающее действие Fad в машинах постоянного тока общего назначения недопустимо из-за нару­шения работы щеточного контакта.

Следует обратить внимание на то, что смещение щеток с гео­метрической нейтрали влияет и на поперечную составляющую

1) щетки установлены на геомет­рической нейтрали и реакция якоря является только поперечной;

2) щетки смещены с геометрической нейтрали и реакция якоря имеет две составляющие — поперечную и продольную (размагни­чивающую). Принципиально также возможен случай, когда реак­ция якоря по поперечной оси отсутствует. Это имеет место, когда щетки расположены по оси, перпендикулярной геометрической нейтрали, т. е. когда Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением= 90° (рисунок 18, б). Однако такой случай не имеет практического применения, так как машина становится неработоспособной: в генераторном режиме ЭДС машины равна нулю, так как в параллельную ветвь обмотки входит равное число секций со встречным направлением ЭДС, а в двигательном режиме электромагнитные силы активных сторон обмотки якоря, дейст­вующие слева и справа от оси щеток, равны и противоположно направлены, а поэтому вращающего момента не создают.

Устранение вредного влияния реакции якоря

В связи с тем, что реакция якоря неблагоприятно влияет на рабочие свойства машины постоянного тока, при проектирова­нии машины принимают меры к устранению реакции якоря или хотя бы к ослаблению ее влияния до допустимых пределов.

Компенсационная обмотка. Наиболее эффективным средством подавления влияния реакции якоря по поперечной оси является применение в машине компенсационной обмотки. Эту обмотку укладывают в пазы полюсных наконечников (рисунок 19) и вклю­чают последовательно с обмоткой якоря таким образом, чтобы МДС компенсационной обмотки FK была противоположна по на­правлению МДС обмотки якоря Fa. Компенсационную обмотку делают распределенной по поверхности полюсного наконечника всех главных полюсов машины. При этом линейную нагрузку для компенсационной обмотки принимают равной линейной нагрузке обмотки якоря.

Включение компенсационной обмотки последовательно в цепь якоря обеспечивает автоматичность компенсации МДС якоря при любой (в пределах номинальной) нагрузке машины. Таким образом, в машине постоянного тока с компенсационной обмот­кой при переходе от холостого хода к режиму нагрузки закон Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Смотреть картинку Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Картинка про Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнением. Фото Устранение влияния реакции якоря в машине постоянного тока достигается выполнениемраспределения магнитной индукции в зазоре главных полюсов остается практически неизменным. Однако в межполюсном про­странстве часть МДС якоря остается нескомпенсированной. Не­желательное влияние этой МДС на работу щеточного контакта устраняют применением в машине добавочных полюсов.

Увеличение воздушного зазора под главными полюсами. Вмашинах малой и средней мощности, не имеющих компенса­ционной обмотки, вредное влияние реакции якоря по поперечной оси ослабляют соответствующим выбором воздушного зазора под главными полюсами. При этом следует иметь в виду, что при достаточно малом воздушном зазоре и значительной линейной нагрузке реакция якоря по поперечной оси может не только осла­бить магнитное поле под одной из частей главного полюса, но и перемагнитить его, т. е. изменить полярность — «опрокинуть поле». Некоторое увеличение воздушного зазора под главными полюсами, особенно на их краях, значительно ослабляет действие реакции якоря. Однако не следует забывать, что увеличение воз­душного зазора ведет к необходимости повышения МДС обмотки главных полюсов, а следовательно, и к увеличению размеров полюсных катушек, полюсов и габарита машины в целом.

Тема: Коммутация в машинах постоянного тока

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *