Устройство дверного замка автомобиля
Виды автомобильных замков и уязвимость
Какие типы и разновидности замков используются в автомобилестроении? Речь пойдёт только о механических замках, то есть о разновидностях личинок и цилиндров. Встроенный в замок автомобильный актуатор (привод) всегда выполнен по одной схеме, и на стойкость к взлому его устройство не влияет. Сразу отметим, что в двери авто устанавливаются замки двух типов – штифтовые и рамочные. Оценка их уязвимости основана на методах взлома, которые, в свою очередь, связаны с внутренним устройством личинки, то есть цилиндра. Ответить на вопрос «Что лучше?» будет сложно, но приведем рекомендации специалистов, которые подойдут владельцам авто определённого бренда.
Какой механизм замка используется в автомобилях?
Для использования в автомобиле подходит только плоский ключ, а не сейфовый и не «финский» (см. рис.).
Разновидностей замков, совместимых с плоским ключом, есть две – рамочные и штифтовые (пиновые). Ключи, подходящие для замков указанных типов, по внешнему виду не отличаются никак. Разве что, когда речь идёт об автомобилях, рамочные замки обычно устанавливаются двусторонние, поэтому и насечки на ключе будут с двух сторон.
Любой замок, используемый совместно с плоским ключом, называется «цилиндровым», так как ключ вставляется во вращаемый цилиндр. Сейчас идёт тенденция усложнять механизм, увеличивая число насечек или делая ключ перфорированным. Пластина с перфорацией, то есть с отверстиями, может подходить только к замкам с пиновым механизмом. Ну а методы взлома подобных замков являются широко известными (один из них – это «бампинг»).
Уязвимости замков (штифтовых и рамочных)
Как уже выше было сказано, цилиндровые замки делятся на два класса – штифтовые и рамочные. На рисунке показано, как выглядит механизм замка первого из двух типов.
Весь блок, отображённый на фото, имеет название «личинка». Данный узел является сменным, что характерно для всех моделей авто. Дальше подробно рассматривается, как устроены механизмы двух типов, а также то, каким уязвимостям они подвержены.
Штифтовый механизм в отечественных авто
Судя по названию, механизм должен содержать штифты. И это – действительно так. Каждый штифт на рисунке обозначен «синим» (элементы «4»).
Впрочем, штифты «4» называют «кодовыми», а ещё есть запирающие штифты (элементы «5»). Понятно, что цилиндр не поворачивается, когда насечки ключа не соответствуют правильному коду. Кстати, деталь «4» при неосторожном обращении может не вернуться в паз, но это свойство характерно скорей для некачественной продукции.
Методов взлома штифтовых механизмов существует несколько: считывание кода, бампинг, использование отмычек. При выполнении считывания от внутреннего пина к внешнему ведут специальный зонд. При этом нужно следить и запоминать, в какой именно момент раздастся щелчок, который вызывается попаданием штифта «5» в цилиндр. Метод «бампинга» выглядит проще: вместо ключа тут используют специальную заготовку, ударяя по ней молотком. Заготовку в подходящий момент поворачивают, и цилиндр поворачивается вместе с ней.
Отметим, что сделать бампинговую заготовку можно и для современного замка, где вместо насечек используются кодовые отверстия.
Ну а отмычками, если речь идёт о пиновых замках, сегодня почти не пользуются. Сама отмычка, позволяющая выполнить подбор кода «на месте», является дорогостоящим устройством. Кстати, увеличение числа пинов защищает именно от взлома отмычкой. В автомобилях ВАЗ, например, используются личинки с 6-ю пинами (все квартирные замки снабжаются 5-ю пинами).
Нужно отметить, что не оставляет никаких следов взлом отмычкой и считыванием. «Бампинг» их всё же оставляет, но лишь до первого отпирания.
Важно знать, что «бампингу» лучше сопротивляется механизм, изготовленный из мягкой или второсортной стали.
Правда, к другим методам это относится меньше. Получается, самым не рекомендуемым является использование новых личинок. Но совет покупать детали, бывшие в употреблении, выглядел бы нелепо. Выбор оставим владельцу.
Рамочный или пластинчатый механизм
Зададимся актуальным вопросом: существуют ли замки, невосприимчивые к «бампингу», но являющиеся при этом цилиндровыми. Ответ будет положительным. Для плоских ключей были придуманы рамочные механизмы, устройство которых является отличным от пиновых:
Здесь, как видим, просечки надавливают на пластины, расставляя последние в определённом порядке. Когда пластины (рамки) расположены соосно, цилиндр можно повернуть. В иных случаях, разумеется, выполнить отпирание нельзя.
Чтобы повысить стойкость к взлому, автомобильные замки снабжают двусторонними рамочными механизмами (на рисунке показан односторонний). Если ключ имеет просечки с двух сторон, система будет двухсторонней. Такой тип замков используют фирмы:
Выполнение «бампинга» в случае использования пластин исключается. Но другие методы, трудоёмкие и сложные, остаются вполне действенными. И вообще, цилиндр можно просто высверлить, чем не пренебрегают.
На фото показан набор, предназначенный для вскрытия японских авто либо корейских.
Отмычки называются «прочёсками», ну а пинцет – это «протяг». Похожий набор есть для автомобилей BMW:
Конечно, обращаться с подобным оборудованием ещё нужно уметь, и как раз потому пластинчатые цилиндры высверливают чаще, чем штифтовые.
Нужно помнить, что заметив даже малейшие следы взлома, нельзя пытаться производить отпирание даже однократно.
Возможно, механизм остаётся исправен, но следы преступления будут уничтожены, как только сработает штатный ключ. Так выглядят рекомендации во всём мире: есть подозрения – обращайтесь в полицию, а не упрощайте угонщикам жизнь. Не «стирайте» следы чужого преступления.
Завершая обзор, придётся сделать неприятный вывод. Если цилиндр снабжён пинами, по нему будут «стучать». А если используются рамки, всё будет зависеть от квалификации угонщиков: либо начнут применять отмычки, либо цилиндр просто высверлят. Сложности может представлять старая личинка с пинами, но и её попытаются высверлить, если механизм не поддастся.
Ford Focus, использование отмычек
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Дверные замки автомобилей
Как театр начинается с вешалки, так и автомобиль начинается с дверного замка. Дверные замки автомобилей выполняют различные функции. На первый взгляд, неприметный механизм, на практике имеет большое значение в безопасности, эксплуатации, комфорте эксплуатации и охране автомобиля. Вот о том, какими бывают дверные замки автомобилей, мы и поговорим в этой статье.
Системы замков автомобиля
Система замков включает замки и защелки дверей, крышки багажника, капота двигателя, крышки наливной горловины топливного бака и перчаточного ящика и соответствующие электронные блоки управления. Электронная часть системы замков включает систему дистанционного радиоуправления или систему отпирания дверей автомобиля без ключа с использованием приемопередающих устройств. В сегменте автомобилей представительского класса система дополняется электроприводом автоматического открытия/закрытия бесступенчатой фиксации положения боковой двери.
Система замков должна выполнять следующие типичные функции:
Большое разнообразие ситуаций, возникающих в ходе повседневной эксплуатации автомобиля, вызывает необходимость наличии сложной системы логических функций. На случай аварийных ситуаций все электронные логические цепи должны полностью дублироваться механическими элементами. Соответственно, система должна включать большое количество прецизионных механических узлов.
Кроме вышеуказанных функций компоненты боковой двери являются частью пассивной системы защиты водителя и пассажиров, поскольку в случае столкновения большая часть структурных усилий, воздействующих на дверь, рассеивается в кузове автомобиля дверным замком и держателем замка. Экстремальные ускорения, возникающие в ходе этих процессов, не должны выводить из строя механизм замка или изменять логическое состояние цепи. Например, замок предотвращающий открывание двери детьми, должен оставаться запертым даже после столкновения. Для достижения этого для предотвращения самопроизвольного срабатывания механические узлы точно сбалансированы или снабжены сильными пружинами.
В ходе повседневной эксплуатации автомобиля система замков в сочетании с уплотнениями дверей играет важную роль в создании впечатления автомобиля высшего класса. Приятный звук и осязательные ощущения при закрывании дверей — это то, к чему сегодня стремятся конструкторы.
Конструкция замков автомобиля
(на примере боковой двери)
Центральным компонентом системы является электромеханический дверной замок. Механический интерфейс замка включает держатель замка, внутренний и наружный приводы и тросы или соединительные рычажные механизмы (см. рис. «Конструкция замка боковой двери автомобиля» ). Замок активируется электрически при помощи блока управления дверями.
Основными функциями дверного замка являются закрывание, запирание, двойное запирание и открывание двери. В соответствии с этими функциями дверной замок включает следующие узлы: запорный механизм, рычажный механизм и систему двойного запирания.
Функция закрытия замков автомобиля
В запорном механизме поворотная защелка, стопорная собачка и корпус замка совместно воздействуют на рабочий рычаг ударной пластины замка (см. рис. «Запорный механизм замка с держателем» ). Когда дверь закрывается, держатель замка входит в поворотную защелку. За счет поворота защелки дверь устанавливается в надлежащее конечное положение по вертикали (функция центровки). Это подъемное действие поворотной защелки имеет большую важность для иммобилизации двери во время движения автомобиля. В противоположном направлении на держатель замка воздействует подпружиненный корпус замка (ловитель). Во время движения по неровной дороге относительное перемещение замка и фиксатора может вызывать раздражающий скрип.
Во время закрывания дверь тормозится в горизонтальном направлении. При этом высокая кинетическая энергия, при типичной скорости 1,2 м/с рассеивается на протяжении нескольких миллиметров перемещения фиксатора замка. Для достижения требуемого звука при закрывании двери система уплотнений двери и запорный механизм должны быть очень точно согласованы друг с другом. При этом свою эффективность продемонстрировали геометрические формы контактных поверхностей, сводящие к минимуму импульсные ударные воздействия. Геометрия контактных поверхностей оптимизирована таким образом, что кинетическая энергия может быть равномерно рассеяна на протяжении увеличенных расстояний вхождения компонентов в зацепление. Количество остаточной энергии уменьшается звукоизолирующими элементами.
Когда держатель замка оказывается полностью убранным, стопорная собачка входит в первую фиксирующую выемку поворотной защелки. Механизм теперь заперт. Структурные силы, действующие между дверью и кузовом, надежно передаются без разрушающих вибраций или относительных перемещений элементов.
Из соображений безопасности нормативные положения требуют наличия дополнительного предварительного фиксатора. Если система не достигает основного фиксатора (например, из-за недостаточной энергии закрытия или застрявшего в проеме ремня безопасности), дверь не открывается, а надежно удерживается в положении предварительной фиксации.
Функция открытия двери автомобиля
Для открытия двери автомобиля требуется механическая работа, совершаемая наружной или внутренней ручкой, передаваемая промежуточным рычажным механизмом и в конечном итоге воздействующая на стопорную собачку. При этом необходимо преодолеть усилия сопротивления со стороны стопорной собачки и поворотной защелки. Следует учесть, что при открытии двери происходит резкое высвобождение энергии, запасенной в системе уплотнений двери. При этом усилия обычно могут достигать 300 Н (на автомобилях представительского класса 700 Н). Здесь также возможны безупречные с точки зрения акустики технические решения с использованием специальных фиксаторов, исключающие воздействие на стопорную собачку циклических нагрузок.
Для многих пользователей критериями качества являются гармоничная характеристика усилий и низкое требуемое максимальное усилие. На ощущение комфорта очень большое влияние оказывает передаточное отношение рычажного механизма стопорной собачки и поворотной защелки. В современных конструкциях это передаточное отношение составляет от 1:2 до 1:2,5 (см. рис. «Передаточное отношение рычажного механизма поворотной защелки замка» ).
На рис. «Переменные, влияющие на усилие открытия замка» показано влияние соотношения плеч запорных элементов на усилие открытия. В то же время не следует игнорировать усилия возвратных пружин в рычажном механизме.
Запорный механизм с двумя стопорными собачками
(функция i-comfort)
Обычный механизм со стопорной собачкой является самозапирающимся, что обеспечивает надежное запирание двери во время движения по неровной дороге или в случае столкновения. Запирание замка осуществляется всего лишь одной собачкой.
На смену этой конструкции вскоре может прийти запорный механизм с промежуточной стопорной собачкой. Эта конструкция обеспечит значительно более благоприятные передаточные отношения рычажного механизма (направление усилий) поворотной защелки. При этом требуемое для открывания двери усилие значительно снижается.
Что еще важнее, применение промежуточной стопорной собачки позволит сгладить зависимость усилия от величины перемещения рычажного механизма отпирания замка (см. рис. «Зависимость усилия открывания замка от величины перемещения освобождающего элемента автомобильного замка» ).
Функции двойного запирания
Двойное запирание означает, что при определенных условиях механизм отпирания замка снаружи может быть деактивирован. Поскольку система запирания дверей должна продолжать надежно функционировать в случае аварийного отключения электропитания, вся система двойного запирания должна быть механически избыточна. В каждом случае состояние системы двойного запирания запоминается механически. Здесь хорошо зарекомендовали себя соединительные механизмы с принудительной блокировкой, включающие двухпозиционную пружину и запорный рычаг. Приведение механизма в действие обычно осуществляется электрически (в целях повышения уровня комфорта). Механическое открытие используется только в чрезвычайных ситуациях, затем, пока дверь открыта, может быть произведено двойное запирание с использованием гнезда в декоративной панели; отпирание производится принудительно каждый раз, когда пассажир, выходя из автомобиля, приводит в действие внутреннюю дверную ручку. Только на водительской двери имеется скрытый цилиндрический механизм замка, дающий возможность доступа в автомобиль снаружи при помощи ключа.
Из соображений экономии и в целях исключения излишних механических соединений внутри двери классическая запорная кнопка в дверной обшивке исключена. В будущем состояние системы двойного запирания будет индицироваться светодиодным индикатором.
Дополнительные функции замков автомобиля
Защита от угона
В дополнение к функции двойного запирания деактивируются внутренние ручки открывания дверей и запорные кнопки. Теперь автомобиль можно отпереть только при помощи пульта дистанционного управления или механического ключа.
Блокируемый замок двери автомобиля
Деактивируется только цепь отпирания замка изнутри. Тем не менее, пассажиры имеют возможность изменить состояние системы двойного запирания (аварийные сценарии). Деактивирована только функция открывания двери изнутри.
Электрическая система открывания двери
Замок в механизме фиксатора деактивируется электродвигателем (привода стопорной собачки).
Блокировка
Во избежание запирания человека внутри автомобиля механизм двойного запирания во время открывания двери блокируется изнутри.
Защита от запирания
Когда поворотная защелка открыта, функция двойного запирания водительской двери невозможна.
Двойное приведение в действие
При выходе пассажиров из автомобиля требуется двойное приведение в действие механизма замка задней двери (требование для США).
Силовая доводка дверей автомобиля
(функция i-close)
Эта функция была первоначально предусмотрена для автомобилей представительского класса, на которых она была предназначена для преодоления высоких противодавлений со стороны дверных уплотнений. По достижении предварительного фиксатора дверь притягивается в конечное положение электромеханическим устройством, преодолевающим возрастающее сопротивление уплотнений. Операция закрывания двери может быть механически прервана в любой момент времени (см. рис. «Система доводки двери функция i-close» ).
Эта функция позволяет исключить раздражающий хлопающий звук при закрывании дверей. Пользователю более не требуется хлопать дверью, чтобы закрыть ее — достаточно легким усилием направить ее в сторону закрытия.
Еще одно преимущество этой системы заключается в том, что после силовой доводки двери автомобиля оказываются надежно закрытыми в основном фиксаторе во всех мыслимых ситуациях (пассажиры такси, дети, пассажиры с багажом в руках и т.д.)
Акустика замков автомобиля
Сегодня акустические свойства замков являются одним из главных показателей качества дверных замков. Для достижения «сочного» и в тоже время приятного, четко воспринимаемого звука при закрывании дверей могут быть приняты специальные конструктивные меры. Эти меры включают минимизацию моментов инерции компонентов и усилий пружин, снижение усилий реакции на изменение нагрузки, специальную геометрию контактных поверхностей, использование звукоизолирующих элементов и изоляцию резонирующих поверхностей (см. рис. «Акустическая оптимизация поворотной защелки автомобильного замка» ). Объем исследовательских и опытно-конструкторских работ в этой области, проводимых производителями автомобилей, достаточно велик.
Согласование параметров трения поворотной защелки и фиксатора замка с жесткостью запорного механизма позволяет исключить раздражающие щелчки и скрипы. Критические относительные смещения поворотной защелки и фиксатора замка сдвигаются в области, которые при нормальных условиях движения недостижимы.
Воздушный поток внутри двери автомобиля
Воздушный поток, обтекающий автомобиль во время движения, создает перепад давления между салоном автомобиля и наружной обшивкой двери. Величина этого перепада давления может достигать 80 МПа. В результате внутри двери автомобиля возникает вторичный воздушный поток. Этот поток обычно содержит пыль, а его направление зависит от относительного положения линии уплотнения двери и входного отверстия дверного замка.
Конструкция дверного замка по определению не может быть абсолютно герметичной (вследствие наличия входного отверстия в фиксаторе замка). Отсюда вытекает необходимость в принятии специальных мер для отвода этого, содержащего пыль, потока от прецизионных механических узлов. На практике это сводится к установке специальных дефлекторов. Оптимизация потока осуществляется с использованием методов визуализации, измерения перепадов давления и т.д.
Электрическая система запирания дверей
Ввиду имеющейся сегодня тенденции к переходу на электромобили снова приобретают важность электрические замки. Замок этого типа состоит только из запорного механизма и его привода. Дверные ручки и иные элементы управления снабжены датчиками. Роль механических соединительных элементов выполняют электрические провода.
Электрическая система запирания дверей обладает рядом значительных преимуществ: меньшие размеры и вес замков, один единственный вариант замка на автомобиле и т.д.
При этом более не требуется перемещения дверных ручек, или в конечном счете, от них можно полностью отказаться.
Анализ частоты отказов демонстрирует, что система электрических замков имеет, как минимум, не меньшую надежность, чем обычные системы. Важным аспектом является надежное электропитание, т.е. наличие отдельного аккумулятора для системы электрических замков в то время как основная аккумуляторная автомобиля используется только в чрезвычайных ситуациях.
Системы привода дверей (i-move)
Дальнейшим развитием систем обеспечения комфорта станут автоматические приводы дверей (системы i-move). Они значительно облегчат пользователю вход и выход из автомобиля.
Эти технические решения основаны на электроприводе. Сначала дверь движется по команде оператора до предварительного фиксатора. По достижении этой точки сигнал предварительного фиксатора активирует систему доводки двери (функция i-close).
В целях обеспечения плавной работы и удобства для пользователя (например, на тесных парковках) ограничитель открывания двери будет плавно регулируемым. В настоящее время разрабатываются гидродинамические и вязкостно-механические технические решения.
Технологии изготовления дверных замков автомобиля
Компоненты замков изготавливаются из стали (методом прецизионной штамповки). В целях предотвращения коррозии и снижения трения и износа требуются сложные методы термообработки и обработки поверхностей (такие как чистовая обработка, закалка и отпуск, нанесение покрытий).
В целях обеспечения эффективной шумоизоляции и уменьшения шума при закрывании двери поворотная защелка и стопорная собачка замка заключаются в пластиковую оболочку. Высококачественные дверные замки, как правило, содержат элементы шумоизоляции, встроенные в рычажные механизмы и приводы.
Дорогостоящие гальванопокрытия уходят в прошлое. Теперь на корпусы замков методом окраски наносятся слоистые цинковые покрытия.
Металлические компоненты рычажных механизмов в значительной степени заменяются пластмассовыми деталями из армированного полибутиленового терефталата. Основными преимуществами являются отсутствие необходимости в обработке поверхностей, сокращение времени изготовления, снижение веса.
Крупные пластмассовые компоненты изготавливаются из микропористого пенопласта. Внутренние части имеют пористую структуру; близкие к поверхности зоны остаются незатронутыми (см. рис. «Компоненты из микропористого пенопласта» ). Что касается прочности на изгиб, которому в основном подвергаются компоненты, снижение прочности этой структуры с технологической точки зрения является пренебрежимо малым. Снижение на 10% массы и на 35% технического времени, затрачиваемого на единицу продукта, более чем оправдывают дополнительные затраты на разработку и мониторинг технологического процесса.
В прошлом замки дверей автомобиля представляли собой чисто механические устройства. Затем появились системы центрального запирания дверей (с использованием электрических и пневматических исполнительных устройств). В настоящее время эти исполнительные устройства полностью встроены в корпус замка. Пневматические устройства практически полностью вытеснены электрическими исполнительными механизмами. Команды системы санкционирования доступа выполняются миниатюрными электродвигателями, осуществляющими механические перемещения элементов замков. При помощи червячных передач вращательное движение вала высокоскоростного двигателя преобразуется в поступательное движение управляющего элементов замка (см. рис. «Система центральной блокировки дверей автомобиля» ). Основное преимущество червячной передачи заключается в высоком передаточном отношении (при небольшом занимаемом пространстве) и низком уровне шума.
Состояние замка определяется датчиками. В современных системах применяются датчики Холла и микровыключатели.
Сигналы датчиков передаются с дверных замков на блок управления системы обычными способами. В блоке управления системы центрального запирания дверей осуществляется цифровое преобразование сигналов с целью облегчения связи с замками других дверей и центральным блоком всей системы. В современных системах используется передача данных по шине LIN.