Зорко одно лишь сердце самого главного глазами не увидишь кто сказал
Антуан де Сент-Экзюпери
Точность | Выборочно проверено |
Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (29 июня 1900, Лион, Франция — 31 июля 1944) — французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.
Содержание
Цитаты [ править ]
Планета людей [ править ]
Ты построил свой тихий мирок, замуровал наглухо все выходы к свету, как делают термиты. Ты свернулся клубком, укрылся в своем обывательском благополучии, в косных привычках, в затхлом провинциальном укладе, ты воздвиг этот убогий оплот и спрятался от ветра, от морского прибоя и звезд. Ты не желаешь утруждать себя великими задачами, тебе и так немалого труда стоило забыть, что ты — человек. Нет, ты не житель планеты, несущейся в пространстве, ты не задаешься вопросами, на которые нет ответа: ты просто-напросто обыватель города Тулузы. Никто вовремя не схватил тебя и не удержал, а теперь уже слишком поздно. Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то. — перевод Норы Галь
Tu as construit ta paix à force d’aveugler de ciment, comme le font les termites, toutes les échappées vers la lumière. Tu t’es roulé en boule dans ta sécurité bourgeoise, tes routines, les rites étouffants de ta vie provinciale, tu as élevé cet humble rempart contre les vents et les marées et les étoiles. Tu ne veux point t’inquiéter des grands problèmes, tu as eu bien assez de mal à oublier ta condition d’homme. Tu n’es point l’habitant d’une planète errante, tu ne te poses point de questions sans réponse: tu es un petit bourgeois de Toulouse. Nul ne t’a saisi par les épaules quand il était temps encore. Maintenant, la glaise dont tu es formé a séché, et s’est durcie, et nul en toi ne saurait désormais réveiller le musicien endormi ou le poète, ou l’astronome qui peut-être t’habitait d’abord.
Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. [3] — перевод Норы Галь
Il semble que la perfection soit atteinte non quand il n’y a plus rien à ajouter, mais quand il n’y a plus rien à retrancher.
Маленький принц [ править ]
Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. [7] — перевод Норы Галь
.Voici mon secret. Il est tres simple: on ne voit bien qu’avec le coeur. L’essentiel est invisible pour les yeux.
…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. [7] — перевод Норы Галь
Tu deviens responsable pour toujours de ce que tu as apprivoisé.
— Знаешь, отчего хороша пустыня? — сказал он [Маленький принц]. — Где-то в ней скрываются родники… [8] — перевод Норы Галь
Ce qui embellit le désert, dit le petit prince, c’est qu’il cache un puits quelque part…
Военный лётчик [ править ]
Письмо заложнику [ править ]
Ночной полёт [ править ]
Цитадель [ править ]
— Расплоди тараканов, — сказал отец, — и у тараканов появятся права. Права, очевидные для всех. Набегут певцы, которые будут воспевать их. Они придут к тебе и будут петь о великой скорби тараканов, обречённых на гибель. [12] — перевод: Кожевникова М.
Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (фр. Antoine Marie Jean-Baptiste Roger de Saint-Exupery)
(29 июня 1900, Лион, Франция — 31 июля 1944, Средиземное море)
Французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.
• Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
фр.: Voici mon secret. Il est tres simple: on ne voit bien qu’avec le coeur. L’essentiel est invisible pour les yeux.
англ.: This is my secret. It is only with the heart that one can see rightly; What is essential is invisible to the eye.
(«Маленький принц»)
• — Вот тебе ящик. А в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется.
(«Маленький принц»)
• Вот я постиг и еще одну истину: попечение о будущем – тщета и самообман. Проявлять уже присутствующее – вот единственное, над чем можно трудиться. Проявить – значит, из дробности создать целостность, которая преодолеет и уничтожит разброд. Значит, из кучи камней создать тишину.
Остальные притязания – ветер слов…
(«Цитадель»)
• Врач, осматривая больного, не слушает стонов: врачу важно исцелить человека. Врач служит законам всеобщего. (Часть Восьмая, Люди)
(«Планета людей»)
• Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
(«Маленький принц», 1942)
• Всё, что уже не живется, превращается в подделку.
(«Цитадель»)
• Всего-то у меня и было, что просто роза. Какой же я после этого принц?
(«Маленький принц», 1943)
• Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.
(«Маленький принц»)
• Всякое восхождение мучительно. Перерождение болезненно. Не измучившись, мне не услышать музыки. Страдания, усилия помогают музыке зазвучать.
• Вы красивые, но пустые. Ради вас не хочется умереть.
• Вы, наверное, сами заметили, что люди всячески стремятся обогатить свою память, свои познания, упражняются в красноречии, но они почти никогда не заботятся о культуре мышления. Они стараются рассуждать логически, не заботясь о том, чтобы правильно мыслить. Они смешивают эти вещи.
• Вы ничего не найдете, если превратитесь в оседлых, веря, будто сбылись и завершены, сами запас среди накопленных запасов. Нет на земле запаса – тот, кто перестал расти, умирает.
(«Цитадель»)
• — Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете.
Розы очень смутились.
— Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя.
(«Маленький принц»)
• Главное — идти. Дорога не кончается, а цель — всегда обман зрения странника: он поднялся на вершину, но ему уже видится другая…
50 цитат из книг Антуана де Сент-Экзюпери
Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно. Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил.
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Глаза слепы. Искать надо сердцем.
Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою.
У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.
Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать.
Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете.
Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться.
И когда ты утешишься (в конце концов, всегда утешаешься), ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною. Иной раз ты вот так распахнёшь окно, и тебе будет приятно. И твои друзья станут удивляться, что ты смеёшься, глядя на небо. А ты им скажешь: «Да, да, я всегда смеюсь, глядя на звёзды!» И они подумают, что ты сошёл с ума. Вот какую злую шутку я с тобой сыграю.
А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце.
Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.
Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей всю душу.
— А где же люди? В пустыне так одиноко.
— Среди людей тоже одиноко.
У каждого человека свои звезды.
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Ведь тщеславные люди воображают, что все ими восхищаются.
Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками.
Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.
Он не ответил ни на один мой вопрос, но ведь когда краснеешь, это значит «да», не так ли?
Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую. И все напрасно.
Да, да, я люблю тебя. И моя вина, что ты этого не знал.
Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают если у них шипы, их все боятся.
Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают всю душу тряпичной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут.
Все дороги ведут к людям.
— Ах, малыш, малыш, как я люблю, когда ты смеешься!
Живется мне скучновато. Но если ты приручишь меня, моя жизнь точно озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка и я выйду из своего убежища. Пожалуйста… приручи меня!
Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете.
Слова только мешают понимать друг друга.
Там хорошо, где нас нет.
Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека.
Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать.
Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники.
Сожалеть о любви — значит по-прежнему любить. Если не любишь — не сожалеешь.
Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок. » Но если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли!
Это очень печально, когда забывают друзей. Не у всякого был друг. И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр.
— Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза! Знаешь. когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце.
— Значит, в тот день, когда ты видел сорок три заката, тебе было очень грустно?
Но Маленький принц не ответил.
Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь.
Странный народ эти взрослые.
Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврёшь.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
«Зорко одно лишь сердце» («Маленький принц» А.Сент-Экзюпери)
Разделы: Литература
– Почему он никак не хочет успокоиться в своем поиске истины бытия?
Может быть, чтобы чувствовать себя человеком!
ки всемирной “печали”! Но без этих вопросов – люди ли мы? (В.Распутин)
Вам не странно, что эти взрослые вопросы я задаю вам, детям, только вступающим в жизнь? Но разве никто из вас уже сейчас не спрашивал себя: “Зачем я здесь? На этой Земле?” “Кто я?” “Что значит мир вокруг меня?”
Разве никто из вас не удивлялся ночному небу и зачарованно не вглядывался в звезды, ища ответа там: в вечном и неизвестном…
Может быть в такие минуты вы вспомните и героев Л.Н. Толстого, пытающихся найти истину, задаваясь вопросом: “Есть ли в моей жизни смысл, который не уничтожался предстоящей мне смертью?”, и героев Шекспира с неразгаданным “Быть или не быть?” Но, скорей всего, вам вспомнится удивительный сказочник, подаривший Земле и Небу Маленького принца. Сказочник этот – человек-легенда Антуан де Сент-Экзюпери.
(Биография А.Сент-Экзюпери Фон-музыка Поля Мариа, 2 выступающих)
“Детство – это огромный край, откуда приходит каждый” – писал Экзюпери. “Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны”. В его творчестве нет книги, где бы ни вспомнил о детстве. Смотреть на окружающее глазами ребенка, видеть в привычном и знакомом новые, неповторимые черты – эти качества были присущи и маленькому мальчику и писателю Экзюпери, и поэтому в альбоме для стихов у Антуана можно увидеть схемы двигателей. Взрослый летчик Сент-Экзюпери видит возле своего самолета сказочного Маленького принца. Детские игры в рыцарей и королей, маскарады с костюмами сменялись внезапным интересом к машинисту и секретам его паровоза.
Щедро одаренный разнообразными талантами, гораздый на всякие выдумки, живой, непоседливый и озорной, Тонио был главным заводилой во всех играх детей. Среди его разнообразных увлечений особенно выделяются два: искусство и техника. Мир живописи, музыки и особенно поэзии и сказки…
И рядом – мир телефонов, моторов, велосипедов, паровозов, аэропланов…
Уже в шесть лет Тонио пробует свои силы в литературе: пишет стихи, сказки. И одновременно, в тех же тетрадях, с детским азартом он вычерчивает схемы моторов, рисует аэропланы, паровозы.
После окончания колледжа он готовится в военно-морское училище.
Авиация и литература вошли в жизнь Антуана почти одновременно. Однажды его прямо спросили: что он предпочитает – летать или писать? Он ответил: “Не понимаю, как можно разделить эти вещи. Для меня летать и писать – одно и то же”.
В своих книгах он утверждал: “Умирают только за то, ради чего стоит жить”, … “нельзя купить за деньги счастье полета и близость к ярким звездам…”, “… невозможно жить без поэзии, без любви”.
Жить… Для Антуана в этой формуле содержится особый, глубочайший смысл.. Жить – это вовсе не значит сделать удачную карьеру, обретя уютное гнездышко в декоративном лесу современной цивилизации. Безмятежному застойному существованию обывателей с их культом “нужных связей” и денег Антуан противопоставляет жизнь активную, деятельную, жизнь среди бурь, опасностей, молний, жизнь, одухотворенную высокой целью служения людям, прогрессу.
“Я не люблю войну, но для меня немыслимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью. Я хочу участвовать в этой войне, во имя любви к людям”.
31 июля 1944 года менее чем за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя свое последнее боевое задание.
… Долгое время его считали пропавшим без вести. Только в 50-е годы, в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись документа, подтверждающая его гибель.
А в 1986 году “Обществу друзей Сент-Эк” удалось найти очевидца его гибели, пятнадцатилетнего подростка. Экзюпери совершал разведывательный полет, пулемета на борту не было. Сент-Экзюпери оказался беззащитным перед фашистским истребителем. Самолет загорелся и пошел на снижение в сторону моря… навстречу звездам, в никуда…
Сент-Экзюпери ушел от нас, землян, несказанно, и совсем незаметно, но так ли уж бесследно?
И как итог: Быть человеком, значит осознавать, что ты в ответе за все.
Пророчески звучат строки:
Ищите меня в том, что я пишу…
Чтобы писать, надо, прежде всего, жить.
Давайте попробуем “поискать” Сент-Экзюпери в его книгах, мысли писателя – в поступках героев.
И, может быть, мы в итоге найдем самих себя, а иначе – все теряет смысл, и мы станем походить на тех напыщенных взрослых людей, которых так же понимал и Сент-Экзюпери и его Маленький Принц
Посмотрим вокруг себя, вглубь себя глазами ребенка, ведь мы все “родом из детства”.
Проводником в этот “удивительный край” будет философская сказка Сент-Экзюпери “Маленький принц” С жанром сказки вы знакомы давно. (Что это?)
Что такое философия? (наука об окружающем человека мире, законах его развития и познания): Любомудрие
Взрослая наука о вечных вопросах жизни человечества.
Посмотрим на мир взрослых глазами ребенка, может быть найдем истину, ведь детский взгляд неподкупен.
(Песня “Маленький принц” Добронравов, Пахмутова, 1–3 куплет)
… Итак, в путь на сказочном паруснике мечты и искренности. Может быть и нам удастся хоть на минуту “звездный заметить свет из-под ресниц”.
Может и нам навстречу “выйдет доверчивый Маленький принц”…
– Маленький Принц! Кто он? Как относится к своей планете? По каким правилам живет?
Да! Долгое время Маленький Принц путешествовал бесцельно, не понимая, чего он ищет!
Герой побывал на нескольких планетах – астероидах, где повстречался с удивительными взрослыми обитателями этих планет.
И о каждом из них у малыша сложились особые представления:
1 группа. На 1 планете – король (в каждом видит подданного, не может пожить без приказов. Вся мечта о власти) На 2 планете – честолюбец (самолюбование и самовосхищение – цель Ч. Этим он смешон и глуп) На 3 планете – пьяница (не может порвать с этой страстью. Ничем полезным не занят.) Что думает Маленький Принц после посещения этих планет?
(Странный народ – эти взрослые)
II группа. Встречает в своих странствиях Маленький Принц и “Делового человека”, занятого бессмысленным подсчетом звезд
– Почему Делец не может быть человеком, он гриб?
Вывод. Обитатели соседних планет наводят Маленького Принца на грустные размышления: Какие? (Взрослые заняты пустым бессмысленным делом, за пустыми делами, алчностью, чистолюбием они забыли о своем призвании – заботе о планете).
Только в детях Экзюпери видит основу человеческой жизни, ибо они видят вещи в их истинном свете.
– Прочтите посвящение к сказке. В чем его своеобразие? (Леону Верту, когда он был мал.)
– Чем мир взрослых отличается от мира детей?
Цитата (Почему взрослые любят цифры?)
Картина 1. Что это за картина? Заслуживает ли доверия человек, спутавший “удава” с шляпой?
– Что дает истинное представление о доме, его стоимость или розовые колонны.
Картина 2. Что это за картина? Опишите мне барашка, который внутри! (Сможет ли это сделать взрослый человек?)
– Почему надо выпалывать ростки баобабов (1943).
Вывод: Сент-Экзюпери подводит к истине: нельзя заставить генералов порхать как бабочки, нельзя прятать звезды в банк.
Человек должен отвечать за тех, кого приручил!
Все просто – и сложно!
III группа. На 5 планете Маленький Принц встречает Фонарщика. В чем смысл его работы? (Это полезно потому что красиво!)
На 6 планете – Географ кажется настоящим, но Маленький Принц в нем разочарован: Почему?
(Именно Географ, размышляющий о вечном, заставляет Маленького Принца вспомнить о Розе, о том, что она не вечна)
Он советует Маленькому Принцу посетить землю, у которой “неплохая репутация”. Какая? (2 млн. взрослых, огромное количество не вычищенных вулканов, много поездов, садясь в которые люди едут, не зная куда.)
IV группа. И вот земля. (Выразительное чтение отрывка.) Пустыня встретила героя. Почему?
Выразительное чтение по ролям отрывка “Встреча с Лисом и Змеей”.
– Почему змея считает себя могущественнее людей?
– В чем мудрость простого цветка на земле?
– Почему Маленький Принц испытывает разочарование, попав в сад с розами?
– Кто приходит на помощь Маленькому Принцу в трудную минуту?
– Чему Лис учит Малыша?
Что значит приручить? (Создать узы.)
Человек или прирученная вещь нуждается в нас так же, как и мы в ней – мы в ответе за тех, кого приручили.
– Почему принц решает вернуться к Розе?
– Что в дружбе самое главное? (Верность.)
– Но давая себя приручить иногда случается и плакать! Почему?
Маленький Принц возвращается к своей Розе.
– Но какой ценой? (Цена – жизнь.)
Чтение по ролям эпизода смерти главного героя.
Цитата: “Умирать надо за то, ради чего стоит жить”.
За что отдает жизнь Маленький Принц? (Любовь к Розе.)
Сент-Экзюпери (любовь к людям).
Именно любовь заставляет автора вглядываться в ночное небо, искать среди звезд знакомый астероид Б-612, пытаться услышать звонкий смех звездных колокольчиков и шептать: “Прилетай скорей!”
В каждом из нас живет Маленький Принц. Поэтому мы вглядываемся в ночное небо, ищем знакомую звезду, которая улыбается нам и шлет свою нежность.
Кто знает, может это нежность звезды, где живет Антуан-де Сент-Экзюпери!
Если можешь, прилетай скорей! (Песня “Нежность” Пахмутова, Добронравов)
Домашнее задание. Сочинение-рассуждение “Какие слова сказки показались мне самыми важными?”
Чему учит сказка «Маленький принц: смысл и мораль в том, что главного глазами не увидишь
Некоторые книги созданы для того, чтобы перечитывать их снова и снова. Каждый раз одни и те же события вызывают разные ощущения и мысли. Одна из таких книг – «Маленький принц». Смысл произведения для детей в том, что нужно учиться мудрости, ценить дружбу, слушать свое сердце.
О чем рассказывает книга «Маленький принц»: главная мысль и суть кратко
Книга начинается с рассказа летчика о своем детстве. В 6 лет взрослые казались ему странными. С тех пор мало что изменилось. Мальчик вырос и стал летчиком. Однажды его самолет сломался, и он оказался в пустыне. Он увидел Маленького принца, который настойчиво упрашивал нарисовать ему барашка.
В чем суть повести-сказки кратко:
«Летчик, потерпевший крушение в безлюдной пустыне, неожиданно встречает пришельца с далекой звезды – Маленького принца. Таинственный мальчик кажется летчику любопытным. Пока он чинит свой самолет, они беседуют. Летчик узнает о крошечной планете и Розе, которую оставил там принц. Он побывал на многих удивительных планетах, встречал странных персонажей, подружился с Лисом.
Маленький принц открыл летчику глаза на многие важные вещи. В конце он возвращается к Розе и просит не забывать его. Летчик часто вспоминает малыша, смотря на звездное небо».
Главная мысль
В повести-сказке «Маленький принц» затронуты темы любви, дружбы, одиночества и много других жизненных тем. Но все же основной сюжет касается взаимоотношений мальчика и летчика. Летчик восторгается чувственным и ранимым пришельцем. Он привязывается к нему и грустит о расставании. Главную мысль произведения можно выразить цитатой из книги:
«Самое главное то, чего глазами не увидишь…Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают».
Если говорить простыми словами, автор пытается донести читателям, как хорошо любить и иметь друга. Даже если вы не вместе, прекрасные высокие чувства освещают жизнь, дарят смысл существованию.
В чем смысл произведения?
«Маленький принц» – философская сказка с признаками притчи. В простом сказочном сюжете таится глубокий смысл. Собственно, на это намекает автор в начале произведения. Будучи ребенком 6 лет, летчик рисует змею, проглотившую слона, и показывает картинку взрослым с вопросом, не страшно ли им? Но взрослые видят только очертания, похожие на шляпу. Ему приходится нарисовать удава изнутри.
В сказке «Маленький принц» представлены только очертания вещей. Стоит присмотреться к ним, осмыслить, подумать, чтобы понять, что скрывают в себе сказочные персонажи и события.
Через метафоры, символы и иносказания в произведении затронуты вечные темы добра и зла, дружбы, любви, нравственности, одиночества, жизни и смерти.
Чему учит?
Самое главное, чему учит книга «Маленький принц» – это мудрости. В ней скрыто много тайн, которые помогают жить счастливо и находить верный путь. Например, мудрости учит фраза короля:
«Тогда суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
Детей «Маленький принц» учит:
Отрывок про Лиса
Лис (не лиса) – сказочный персонаж, который символизирует друга, мудрость. Отрывок про него учит детей дружбе. Лис говорит герою мудрые слова о том, что в мире множество других ребят и множество лисиц. Но, если принц его приручит, они станут необходимы друг другу. Тогда для принца Лис станет единственным во всем мире, а для Лиса станет единственным принц. Жизнь заиграет красками, и шаги друга будут узнаваемы среди всех остальных.
Лис раскрывает, в чем секрет приручения. Приручать, значит, создавать любовные узы, соединяющие души.
Если оборвать их, будет больно. Нужно понимать свою ответственность. Понимая, что юный герой покинет Лиса, он все же просит его приручить. Лис готов плакать, прощаясь с принцем. Ведь дружба дает большее – наполняет жизнь смыслом. Теперь он будет сравнивать желтые колосья пшеницы с волосами мальчика.
Мудрый Лис также помогает мальчику понять свои чувства к Розе, посмотреть на цветок под другим углом. Он открывает ему мир человеческого сердца. Дружба с Лисом научила принца ритуалам дружбы и любви, о которых многие люди не помнят.
Отрывок про Честолюбца
Честолюбец является воплощением пустого тщеславия. Для него не имеет значения, что стоит за восхищением окружающих, восхищаются ли им за полезные дела или только притворяются. Самое главное для Честолюбца – аплодисменты, восторженные взгляды и другие внешние проявления восхищения. Маленькому принцу кажется такое стремление к поклонению бессмысленным.
Отрывок про Честолюбца учит детей, что восхищения достойны хорошие поступки и добрые дела. Неправильно восхищаться человеком только из-за его желания.
Отрывок про Розу
Маленький принц прежде не видел роз и очень восхищался красотой Розы, которая волей случая выросла на его планете. Он старательно поливал ее, убирал гусениц, защищал от сквозняков. Но цветок оказался очень гордым и требовательным. Вскоре мальчик устал от заносчивости Розы, и решил поискать других друзей. Маленький принц в этот момент не думает, насколько они важны друг для друга. Путешествуя, он скучает и вспоминает свой цветок. Он считает, что в мире нет прекраснее цветка. Когда на Земле ему встречается на пути целый розовый сад, наступает разочарование. Оказывается, существует сотни тысяч таких же роз.
Позже Лис открывает ему глаза. Его Роза уникальная, потому что мальчик полюбил ее. Он заботился о ней день ото дня, и она стала особенной. После рассказа Лиса мальчик хочет вернуться к покинутому цветку. Он вдруг понимает, что Роза дарила свою красоту и благоухание, и к ее капризам следовало бы относиться снисходительно.
Разлука с Розой научила юного героя ценить дружбу, быть мудрым, чтобы прощать недостатки друга.
Мораль
В чем мораль «Маленького принца» как нельзя лучше расскажут цитаты:
Эти фразы из сказки стали крылатыми. Кроме того, мораль сказочной повести можно выразить пословицами:
Вопросы и ответы к сказочной повести
Повесть-сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» дети проходят в младшем школьном возрасте, а затем неоднократно к ней возвращаются. В разном возрасте смыслы и выводы видятся по-своему. Детям следует задавать наводящие вопросы. Они помогают вызвать интерес к произведению, и сформировать собственное мнение о прочитанном.
Почему автор решил нарисовать удава, проглотившего слона? Что его вдохновило?
В 6 лет он прочитал книгу про джунгли и его обитателей. Он узнал, что удав глотает добычу целиком, и после этого не может шевелиться, и переваривает пищу полгода. В книге была картинка. На ней огромная змея вот-вот проглотит хищника. Автора, вероятно, впечатлила эта история, и он решил нарисовать свой рисунок на тему.
Какая главная мысль посвящения перед текстом сказки? Кто такой Леон Верн?
Леон Верн – лучший друг автора, взрослый мужчина, который проживает во Франции. Автор посвящает ему книгу для утешения, потому что во Франции сейчас холодно и голодно. Он просит прощения у детей, что книга посвящена взрослому и уточняет, что она для Леона, когда он был маленьким. Главная мысль эпиграфа – «Маленький принц» предназначен для любого возраста. Книгу можно читать и взрослым, и детям. Ведь все взрослые когда-то были детьми.
Как ухаживал Маленький принц за своим астероидом, и что символизирует баобаб?
Главный герой соблюдал важное правило – после того, как умоешься и приведешь себя в порядок, нужно позаботиться о планете. Чтобы вредное растение баобаб не проросло корнями вглубь и не разорвало астероид на куски, следует вовремя удалять ростки. Вначале баобаб и роза очень похожи, поэтому следует дать им немного подрасти, а затем вырвать вредное растение с корнем. Баобаб символизирует мировое зло, которое нужно искоренять.
Что общего у персонажей сказки?
Они все очень одиноки: летчик, маленький принц, Роза, Король, Лис. Каждый живет на своей планете, и стремиться найти близкого человека, почувствовать себя нужным.
Сколько планет посетил маленький принц?
В повести описывается семь планет: планета Короля, Честолюбца, Пьяницы, Делового человека, Фонарщика, Географа и планета Земля. Но, возможно, планет было больше. Так, главный герой упоминает планету лентяя и серьезного господина.
Как называется планета, которую маленький принц посетил седьмой по счету? Кого он там встретил?
Земля. Первой ему повстречалась Змея, затем невзрачный цветок с тремя лепестками, сад, полный роз. Дальше он приручил Лиса, поговорил со стрелочником, торговцем, познакомился с летчиком.
Сколько времени пробыл маленький принц на Земле?
Что подарил принц летчику напоследок?
Звезды. Он сказал, что при виде звезд, летчик будет теперь думать, что где-то там астероид маленького принца. На нем он счастливо смеется. Смотря на звездное небо, летчик почувствует, как смеются звезды. На душе станет приятно от воспоминаний.
«Маленький принц» – произведение, которое заставляет задуматься. Каждый в ней находит что-то свое, близкое и сокровенное. При перечитывании книга открывается с новой стороны. Во взрослом возрасте в простом сказочном сюжете видится иной смысл, недоступный для детского понимания. Что правда, не все считают важным его находить.
Это как с повзрослевшим летчиком, который показывал собеседникам свой первый нарисованный рисунок в надежде, что на нем разглядят слона внутри удава. Но большинство видело на рисунке только шляпу. Тогда он молчал о звездах и джунглях, и говорил о политике, галстуках, игре в гольф. И взрослые тогда считали его здравомыслящим.