Что лыжники применяют для смены ходов
Что лыжники применяют для смены ходов
В зависимости от рельефа трасс, условий скольжения и ряда других факторов лыжникам-гонщикам порой приходится часто переходить с хода на ход. Очень важно при этом не нарушить слитность и не снизить темп движений. Задержка движений и потеря хотя бы 0,1 с при каждой смене ходов в итоге гонки оборачиваются проигрышем от нескольких секунд до минуты, а порой и более, в зависимости от длины дистанции.
Вот почему всем лыжникам независимо от квалификации необходимо в совершенстве овладеть наиболее рациональными способами переходов с хода на ход.
Для смены ходов в лыжных гонках применяются следующие виды переходов: с попеременного двухшажного на одновременные — переход без шага, через один шаг; с одновременных на попеременные — прямой переход, переход с прокатом. В лыжных гонках могут встречаться и другие виды переходов (например, с попеременного на одновременные — через два шага), но перечисленные способы переходов наиболее эффективны, экономичны, поэтому и шире распространены.
В лыжных гонках, слаломе и скоростном спуске для преодоления спусков на высокой скорости применяются различные стойки (позы). Выбор их зависит от цели, условий скольжения, рельефа местности, длины и крутизны склонов, а также наличия неровностей и посторонних предметов на трассе спуска. Стойки спусков классифицируются в зависимости от высоты расположения общего центра тяжести (ОЦТ) тела, что внешне проявляется в степени сгибания туловища и ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Применяются следующие стойки: основная (средняя), высокая и низкая. Указанные стойки в зависимости от расположения проекции ОЦТ на опоре имеют следующие разновидности: основная, передняя и задняя.
Основная (средняя) стойка наиболее универсальна, поэтому она получила наибольшее распространение. Эта стойка устойчива, неутомительна и удобна для выполнения поворотов и преодоления неровностей склона. В основной стойке в зависимости от условий спуска, при изменении на склоне условий скольжения легко переместить ОЦТ вперед или назад, а также принять более высокую или низкую стойку.
По ширине ведения лыж при спуске различают нормальную, широкую и низкую стойки, возможен также спуск в выпаде. В лыжных гонках применяются и различные специальные виды стоек: «аэродинамическая», стойка «отдыха»; кроме этого, в горнолыжном спорте используют основную стойку, «яйцо», «болид», «ракету». Все указанные стойки применяются при прямом спуске со склонов различной крутизны и рельефа, большая часть из них используется и при спуске наискось. В этом случае лыжник расположен боком к склону. Это приводит к изменению позы и характера ведения лыж по снегу, что позволяет избежать соскальзывания лыж вниз по склону.
При подъеме применяются следующие способы их преодоления: скользящим и ступающим шагом (попеременными ходами), «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой».
Все указанные способы могут быть использованы при преодолении подъемов в прямом направлении, наискось или зигзагом. Выбор способов передвижения в подъемы зависит от крутизны склона, условий скольжения и сцепления лыж со снегом, технической и физической подготовленности лыжника-гонщика, а также от качества подготовки лыжни и глубины снежного покрова (в туристских походах). В лыжных гонках для преодоления подъемов чаще всего применяется попеременный двухшажный ход. При хорошем скольжении и на подъемах малой крутизны попеременный двухшажный ход по технике мало чем отличается от передвижения по ровному участку, но с увеличением крутизны (до 4—12°) в характеристиках движений появляются заметные изменения.
Физическая культура. 6 класс
Конспект урока
Физическая культура, класс 6
Урок № 23. Передвижение на лыжах
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Выпад — продолжение маха ногой, после того как она уже миновала опорную ногу.
Граничный момент фазы — мгновенные положения тела лыжника в момент смены фаз. Они служат конечными положениями для предыдущих и начальными (исходными) для последующих, удобными ориентирами для контроля за правильностью движений.
Дистанция — расстояние на трассах, обусловленное правилами соревнований.
Длина скользящего шага — длина выпада плюс длина скольжения.
Длина цикла — расстояние, пройденное лыжником за один цикл (расстояние между местами отталкивания одной и той же палкой или одной и той же лыжей).
Значимость ошибок — влияние неправильных технических движений на скорость передвижения и структуру хода в целом (мелкие ошибки не оказывают заметного влияния на эффективность действий лыжника — скорость при их появлении не снижается или снижается незначительно, основные движения в цикле хода не нарушаются; значительные ошибки не вызывают изменений в системе движений, но заметно влияют на скорость передвижения; грубые ошибки нарушают систему движений в цикле хода, влекут за собой ряд других ошибок и значительно снижают скорость передвижения на лыжах).
Маховая нога — нога, которая совершает свободное маховое движение сначала назад вверх (после окончания отталкивания), а затем активное движение вперед.
Одновременный бесшажный ход — ход, состоящий из свободного скольжения на двух лыжах и одновременного отталкивания руками.
Одновременный одношажный ход — ход, состоящий из одного скользящего шага, в течение которого выполняется одновременное отталкивание руками и отталкивание ногой (правой или левой).
Одновременный двухшажный ход — ход, состоящий их двух скользящих шагов, одновременного отталкивания руками и свободного скольжения на двух лыжах.
Опорная нога — нога, выполняющая опорную функцию (принимающая на себя полностью или частично массу тела лыжника).
Перекат — перемещение центр массы тела лыжника над опорой во время скольжения (после окончания толчка ногой перемещение центр массы тела лыжника, находящегося сзади стопы опорной ноги, вперед относительно опоры).
Переходы с одного лыжного хода на другой — смена лыжных ходов, обусловленная меняющимся рельефом трассы, возможностью более равномерно распределять нагрузку на основные группы мышц, участвующих в передвижении на лыжах, а также стремлением избежать монотонности движений, которая приводит к преждевременной усталости.
Попеременный двухшажный ход — ход, состоящий из двух скользящих шагов, при выполнении которых лыжник делает два попеременных отталкивания руками.
Продолжительность цикла — время (с.), в течение которого лыжник, выполнив все движения в цикле, возвращается в исходное положение.
Ритм движения — закономерное чередование элементов движения, строго определенных по продолжительности. Ритм движения выражается во времени (с) или в отношении длительности частей движений в цикле хода (%).
Скольжение на одной или двух лыжах — часть цикла, в которой реализуется эффективность отталкивания. Скольжение условно делят на активное — при отталкивании лыжей и палками и свободное — после отталкивания ими.
Скользящий шаг — основа техники лыжника (движение, в котором объединены два характерных действия — отталкивание и скольжение).
Согласованность движений — комплекс движений, основывающийся на изучении структурных связей в циклах лыжных ходов, отражающий ритмические характеристики движений, которые во многом зависят от двигательной координации спортсменов.
Стойка лыжника — исходное положение для всех упражнений, при котором масса тела равномерно распределена на обе лыжи, ноги слегка согнуты, туловище чуть наклонено вперед, руки опущены.
Структура движений — закономерные способы объединения элементов движений в цикле хода. Она имеет кинематическую (согласованность движений в пространстве и во времени) и динамическую (закономерности силового взаимодействия частей тела лыжника и инвентаря с внешней средой и опорой) характеристики.
Толчковая нога — опорная нога, которой лыжник отталкивается.
Фаза — условно выделенная часть цикла хода.
Центр массы тела лыжника (ц.м.т.) — точка приложения равнодействующей массы всех частей тела лыжника.
Цикл лыжного хода — закономерное чередование элементов движений, образующих целостное двигательное действие, многократно повторяющихся при передвижении на лыжах. Цикл любого хода имеет временнýю и пространственную характеристики.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Матвеев А. П. Физическая культура. 6-7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / А. П. Матвеев. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.: ил.
2. Физическая культура 5-6-7 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова и др.: под ред. М. Я. Виленского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с
Скорохватова Г. В., Ансимова З. Ю., Лобанов Ю. Я. Зимние виды спорта на снегу. Олимпийские дисциплины: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Скорохватовой – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – 360 с. (страницы 11-102).
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Урок включает сведения, раскрывающие:
Одновременный одношажный ход входит в группу классических лыжных ходов, которую составляют:
Характерными особенностями в структуре движений классическими ходами являются:
1) необходимость сцепления лыж со снегом при выполнении отталкивания ногой (период стояния лыжи);
2) продольные перемещения туловища при движении;
3) однохарактерность в работе рук.
Основными требованиями при смене ходов являются:
Основными причинами возникновения ошибок при изучении техники передвижения на лыжах являются:
Советские и российские лыжники неоднократно становились чемпионами и призерами Олимпийских игр и чемпионатов мира, демонстрируя стабильность результатов на самом высоком уровне. В период с 1924 по 2014 год на зимних олимпийских играх команда СССР завоевала 68 медалей, из них 25 – золотых, 22 – серебряных, 21 – бронзовых. Команда России завоевывала 33 медали, из них 14 – золотых, 10 – серебряных, 9 – бронзовых. Объединённая команда завоевала 9 медалей, из них 3 – золотых, 2 – серебряных, 4 – бронзовых.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
Выберите тип интерактивного теста:
Информация о тестовом вопросе:
Какие из перечисленных лыжных ходов входят в группу классических лыжных ходов? Выберите правильные ответы.
а) одновременный одношажный коньковый ход;
б) попеременный двухшажный ход;
в) поворот переступанием;
г) одновременный одношажный ход.
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные)
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): б, в
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): а, в.
Подсказка: к группе классических лыжных ходов относятся лыжные ходы в структуре движений которых отталкивание ногой осуществляется от неподвижной опоры.
Выберите тип интерактивного теста:
Подстановка элементов в пропуски в тексте
Рисование / Географические карты / Электронная пропись / Кастомный интерактив)
Информация о тестовом вопросе:
Текст вопроса: Характерной особенностью классических лыжных ходов является отталкивание ногой от ____________ опоры.
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные)
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): в
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): а, б, г.
Подсказка: в структуре движений классических ходов необходимо сцепление лыжи со снегом при выполнении отталкивания ногой (период стояния лыжи).
Задание 3 (высокий уровень сложности)
Номер (уникальный номер заполненного шаблона для указания его в разделах 3-6)
Выберите тип интерактивного теста:
Рисование / Географические карты / Электронная пропись / Кастомный интерактив)
Информация о тестовом вопросе:
Текст вопроса: Разгадайте кроссворд.
1. расстояние на трассах, обусловленное правилами соревнований;
2. закономерное чередование элементов движения, строго определенных по продолжительности. Ритм движения выражается во времени (с) или в отношении длительности частей движений в цикле хода (%);
3. условно выделенная часть цикла хода;
4. основа техники лыжника (движение, в котором объединены два характерных действия — отталкивание и скольжение);
5. специально подготовленный участок местности шириной.
1. неправильное действие;
2. продолжение маха ногой, после того как она уже миновала опорную ногу;
3. частота движений (циклов) в единицу времени (выражается количеством циклов или шагов в минуту);
4. закономерное чередование элементов движений, образующих целостное двигательное действие, многократно повторяющихся при передвижении на лыжах;
5. исходное положение для всех упражнений, при котором масса тела равномерно распределена на обе лыжи, ноги слегка согнуты, туловище чуть наклонено вперед, руки опущены.
Способы переходов с хода на ход
Постоянно меняющийся рельеф местности, а также нарастающее при передвижении на лыжах утомление из-за однообразной работы требуют от лыжника постоянной смены ходов. Смена ходов позволяет более равномерно распределить нагрузку на основные группы мышц, участвующих в передвижении на лыжах. В лыжном спорте известно несколько способов перехода.
При переходе с попеременного двухшажного хода на одновременный наиболее целесообразно применять переход без шага (наиболее быстрый) и переход через один шаг.
Рис. 1. Переход с попеременного на одновременный ход (прямой)
Переход без шага (рис. 1) выполняется следующим образом:
1. Одноопорное скольжение на правой лыже, но левая палка в отличие от попеременного двухшажного на снег не ставится. Задерживается в крайне заднем положении и левая нога.
2. Скольжение продолжается, но лыжник быстрым движением выносит вперед правую руку с палкой.
3. Начинается маховый вынос левой ноги вперед и заканчивается вынос правой руки.
4. Палки одновременно ставят на снег и начинают отталкивание с «навалом» туловища.
5. Продолжается толчок палками, маховая нога приближается к опорной.
6. Одновременно заканчивается толчок руками и происходит приставление ноги. Лыжник таким образом перешел на одновременный ход. Чаще всего такой переход выполняется при хорошем скольжении.
Рис. 2. Переход с попеременного на одновременный ход
Переход от попеременного двухшажного хода к одновременному через один шаг (рис. 2) выполняется следующим образом:
1. Одноопорное скольжение на левой лыже в попеременном ходе.
2. Скольжение продолжается. Правая рука выводит палку кольцом вперед. Вынос левой палки кольцом назад.
3-5. Толчок левой ногой, левая палка догоняет и присоединяется к правой перед постановкой их на снег.
6. После окончания толчка левой ногой палки одновременно ставят на снег и начинается отталкивание двумя палками.
7. Продолжается одновременный толчок двумя палками.
8. С окончанием толчка палками маховая (левая) нога приставляется к опорной, и лыжник может продолжать движение любым одновременным ходом.
Перечисленные способы позволяют без задержки сменить лыжные ходы. Лыжники, хорошо овладевшие отдельно каждым ходом, осваивают их довольно легко. Образцовый показ и объяснение позволяют ученикам после нескольких попыток освоить схему движений.
Дальнейшее совершенствование продолжается на учебно-тренировочной лыжне с таким микрорельефом и участками с различными условиями скольжения, чтобы это диктовало необходимость частого перехода с хода на ход.
При выполнении переходов встречаются следующие основные ошибки: отсутствие согласованности движений в выносе и постановке палок на снег с отталкиванием ногами; отсутствие непрерывности, слитности движений, порой замедление их, что приводит к нарушению ритма; слабый толчок руками в момент перехода с хода на ход.
Для устранения указанных ошибок необходимо повторить способы ходов, выполнить все движения по разделениям под команду учителя. В дальнейшем мелкие ошибки устраняются при передвижении по учебной лыжне.
Рис. 3. Переход с одновременного на попеременный ход
При переходе от одновременного хода к попеременному двухшажному наиболее целесообразно применять прямой переход. Он наиболее эффективен и в то же время довольно успешно осваивается (рис. 3).
1. После окончания одновременного толчка руками лыжник медленно выпрямляется и выносит палки вперед.
2. Продолжая скользить на двух лыжах, лыжник, перенося вес тела на правую ногу, готовится к толчку.
3. С шагом левой и толчком правой ногой правая палка подготовлена к постановке на снег, а левая продолжает выводиться кольцом вперед.
4. После окончания толчка правой ногой лыжник скользит на левой лыже, правая палка ставится на снег, продолжается вынос левой палки кольцом вперед.
5. Продолжение скольжения на левой лыже, начало отталкивания правой рукой, махового выноса правой ноги вперед.
6. Правая рука заканчивает толчок, левая палка опускается и подготовлена для постановки на снег, левая нога в положении подседа перед заключительной фазой отталкивания.
7. Правая рука закончила толчок (рука и палка составляют прямую линию), левая нога заканчивает отталкивание, левая рука подготовлена к постановке на снег. В следующий момент с толчком левой руки лыжник переходит на попеременный двухшажный ход.
Прямой переход применяется, как правило, при переходе от одновременного одношажного (основной вариант) или от одновременного бесшажного к попеременному двухшажному, но может с успехом использоваться и в других случаях. Методика обучения этому способу перехода такая же, как и при обучении переходам к одновременным ходам.
В том случае, если лыжники недостаточно уверенно осваивают способы перехода с хода на ход целостным методом, целесообразно предварительно выполнить все движения расчлененно под счет. Вначале после каждого движения можно сделать кратковременную остановку для контроля за принятым положением; затем все движения выполняются слитно, постепенно увеличивается скорость движений. Дальнейшее обучение и совершенствование проходят на учебном круге и учебной лыжне. Учебный круг целесообразно проложить на площадке, имеющей небольшой (2-3°) уклон.
В дальнейшем на учебной лыжне необходимо так подобрать рельеф, чтобы он многократно стимулировал смену ходов.
Физическая культура. 4 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «4» класса
Урок № 29. Техника лыжных ходов
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Урок посвящён основным видам лыжных ходов и их чередованиям.
Лыжный ход – способ передвижения на лыжах, содержащий определенный набор элементов движений.
Одновременно одношажный ход – один из основных лыжных ходов, применяется в основном на равнинной местности и позволяет развить высокую скорость.
Поворот переступанием – используется на спусках для изменения направления движения.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
В настоящее время существует множество видов лыжных ходов. В этом уроке мы познакомимся с ними, а также узнаем о причинах выбора и отличия лыжных техник.
Лыжные трассы могут быть достаточно ровными, а могут проходить через пересечённую местность со множеством подъемов и спусков. Лыжный ход следует выбирать в зависимости от проложенного маршрута, рельефа местности, количества подъёмов, спусков и даже погодных условий.
Лыжные ходы делятся на две основные группы: классический ход и коньковый (свободный) ход. Каждый из них в свою очередь имеет несколько разновидностей.
Рассмотрим разновидности ходов классическим стилем.
Одновременно бесшажный ход применяется на равнине и пологих спусках при отличном скольжении, и на спусках средней крутизны при плохом скольжении. Чаще всего он применяется на старте гонок, так как позволяет достигать высоких скоростей. Движение происходит за счёт одновременного отталкивания палками и скольжения на двух лыжах.
Одновременно одношажный ход применяется на равнине при хорошем скольжении и на пологих спусках при ухудшении скольжения. Он также позволяет достигать высоких скоростей – до 8 метров в секунду. Движение происходит за счёт одного скользящего шага и одновременного отталкивания палками с последующим скольжением.
Одновременно двухшажный ход применяется на равнине при отличном и хорошем скольжении и на пологих спусках при ухудшении скольжения. Позволяет достигать высоких скоростей, но уступает одношажному, поэтому в гонках применяется редко. Движение происходит благодаря циклу двух скользящих шагов и одновременного толчка палками.
Попеременно двухшажный ход применяется практически при любых условиях скольжения и на любой местности. Он является одним из самых популярных способов передвижения на лыжах. Движение происходит благодаря двум скользящим шагам и попеременному отталкиванию палками на каждый шаг.
Попеременно четырёхшажный ход применяется чаще всего на равнинах и пологих спусках при плохой опоре на палки. Последние годы он используется реже, так как уступает по скорости другим ходам. Движение происходит за счет четырёх шагов и двух попеременных толчков палками.
Используется чередование лыжных ходов.
Лыжные гонки проходят с использованием всех изученных нами лыжных ходов. Гонки классическим и коньковым стилем проходят отдельно. Но существует ещё один вид лыжных гонок. Спортсмены сначала бегут классическим стилем, потом переобуваются и продолжают проходить дистанцию коньковым ходом. Такой вид гонок называется скиатлоном.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
Раскрасьте пары «иллюстрация хода – название» одним цветом.
— из этой схемы видно, что движение лыжника происходит только за счет скольжения на лыжах и одновременного отталкивания палками, значит этот ход является «одновременно бесшажным».
— из этой схемы видно, что движение лыжника происходит за счет одновременного отталкивания палками и попеременного отталкивания ногами, значит этот ход является «одновременно двухшажным».
2.Слова по теме урока.
Найдите четыре слова, относящихся к лыжным спускам.
Решение. В задании спрятаны названия «поворот», «ход», «лыжи» и «шаг». Слово «поворот» является частью термина «поворот переступанием». Слова «ход» и «лыжи» относятся к термину «лыжный ход». Слово «шаг» характеризует любой конкретный вид лыжного хода, в том числе на спусках.
Способы передвижения на лыжах
Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, переходы с хода на ход, стойки спусков, способы подъемов, повороты на месте и в движении, способы торможений, прыжки на лыжах с трамплина, прикладные упражнения на лыжах, преодоление неровностей при спуске.
Указанные два признака и определяют классификацию всех лыжных ходов, применяемых в лыжных гонках: попеременный двухшажный, попеременный четырехшажный, одновременный бесшажный, одновременный двухшажный.
Различают два варианта одновременного одношажного хода: основной и скоростной. Последний вариант хода иногда называют стартовым.
Лыжник выбирает тот или ход в зависимости от условий скольжения и сцепления лыж со снегом, рельефа местности, уровня физической подготовленности, состояния лыжни и опоры для палок.
В зависимости от рельефа трасс, условий скольжения и ряда других факторов лыжникам-гонщикам порой приходится часто переходить с хода на ход. Очень важно при этом не нарушить слитность и не снизить темп движений. Задержка движений и потеря хотя бы 0,1 с при каждой смене ходов в итоге гонки оборачиваются проигрышем от нескольких секунд до минуты, а порой и более, в зависимости от длины дистанции. Вот почему всем лыжникам независимо от квалификации необходимо в совершенстве овладеть наиболее рациональными способами переходов с хода на ход.
Для смены ходов в лыжных гонках применяются следующие виды переходов:
В лыжных гонках, слаломе и скоростном спуске для преодоления спусков на высокой скорости применяются различные стойки (позы). Выбор их зависит от цели, условий скольжения, рельефа местности, длины и крутизны склонов, а также наличия неровностей и посторонних предметов на трассе спуска. Стойки спусков классифицируются в зависимости от высоты расположения общего центра тяжести (ОЦТ) тела, что внешне проявляется в степени сгибания туловища и ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Применяются следующие стойки: основная (средняя), высокая и низкая. Указанные стойки в зависимости от расположения проекции ОЦТ на опоре имеют следующие разновидности: основная, передняя и задняя.
Основная (средняя) стойка наиболее универсальна, поэтому она получила наибольшее распространение. Эта стойка устойчива, неутомительна и удобна для выполнения поворотов и преодоления неровностей склона. В основной стойке в зависимости от условий спуска, при изменении на склоне условий скольжения легко переместить ОЦТ вперед или назад, а также принять более высокую или низкую стойку.
При подъеме применяются следующие способы их преодоления: скользящим и ступающим шагом (попеременными ходами), «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой». Все указанные способы могут быть использованы при преодолении подъемов в прямом направлении, наискось или зигзагом. Выбор способов передвижения в подъемы зависит от крутизны склона, условий скольжения и сцепления лыж со снегом, технической и физической подготовленности лыжника-гонщика, а также от качества подготовки лыжни и глубины снежного покрова (в туристских походах). В лыжных гонках для преодоления подъемов чаще всего применяется попеременный двухшажный ход. При хорошем скольжении и на подъемах малой крутизны попеременный двухшажный ход по технике мало чем отличается от передвижения по ровному участку, но с увеличением крутизны (до 4-12°) в характеристиках движений появляются заметные изменения.
При увеличении крутизны подъемов (до 13-15°) лыжники обычно преодолевают их скользящим бегом, а с дальнейшим увеличением крутизны подъема переходят на ступающий шаг. На выбор способа преодоления подъемов оказывают влияние не только их крутизна, но в значительной мере сцепление лыж со снегом.
Повороты на месте в основном применяются на равнине для подготовки к передвижению в новом направлении, но могут быть использованы с той же целью на подъемах и спусках, при остановках.
Способы торможений применяются с целью снижения скорости или полной остановки лыжника при скольжении по склону или на ровном участке после спуска. Торможения выполняются лыжами путем изменения их положения по отношению к склону (кантование) и направлению движения (разведение лыж или поворот) с целью увеличения сопротивления снега. Применяются следующие способы торможений: упором, «плугом», боковым соскальзыванием, палками.
В исключительных случаях при неожиданном появлении препятствий, когда тормозной путь при торможении лыжами слишком велик, применяется торможение падением. Этот способ порой является единственным возможным приемом для быстрой остановки с целью избежания наезда на препятствие и возможного получения травм. Также исключением является торможение палками. Они применяются, когда другие способы торможения невозможны из-за внешних условий.
Олимпийские игры
Самые авторитетные и представительные международные соревнования – Олимпийские игры (летние и зимние).
Они берут свое начало с 776 г. до н. э. и были проведены в честь заключения перемирия между Элладой и Спартой. В тот период спортивные соревнования в Греции организовывались в различных местах, но самыми почетными были Олимпийские игры, проводимые в Олимпии на берегу реки Алфей.
Древние Олимпийские игры проводились до 394 г. н. э., и всего их было проведено 293. Игры устраивались один раз в четыре года. Первоначально игры включали бега на один стадий (192,27 м). Один стадий был равен длине дорожки, которую, по преданию, определял сам Геракл в 600 своих ступней. В последующем программа игр расширялась и в нее были включены бег на 24 стадия, борьба, пятиборье «пентатлон» (бег на один стадий, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба), кулачный бой, гонки на колесницах и др. Участвовать в играх могли только свободнорожденные греки; рабы и женщины, а также иностранцы к соревнованиям не допускались. По условиям, установленным для участников, они должны были, готовясь к играм, тренироваться 10 месяцев вне Олимпии, а затем 1-2 месяца в Олимпии под наблюдением специально назначенных для этого) лланодиков – жрецов храма Зевса Олимпийского, которому и посвящались игры.
На время проведения игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался греческими городами-полисами.
У древних греков была хорошая традиция: выбивать имена победителей на мраморных колоннах, установленных вдоль реки Алфей. Поэтому нам стала известна дата первых Олимпийских игр и имя первого победителя – его звали Корэб, он был поваром из Элиды.
Олимпийские игры современности возникли в конце XIX века, большую роль в этом сыграл французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен (1863-1937), который в 1889 г выступил с идеей возрождения Олимпийских игр. 23 июня 1894 года, спустя ровно 1500 лет после запрета Олимпийских игр, по его инициативе был созван Международный спортивный конгресс. Конгресс принял решение о возрождении игр и о создании Международного олимпийского комитета (МОК). Президентом МОК был избран Пьер де Кубертен (1895-1925 гт).
«Олимпийские идеи означают дружбу народов, взаимопонимание и мир» – писал Пьер де Кубертен. В олимпийской хартии заложены эти идеи, она провозглашает: «Цели олимпийского движения заключаются в содействии развитию тех прекрасных физических и моральных качеств, которые приобретаются в соревнованиях на дружеских полях любительского спор-1а и объединении молодежи мира раз в четыре года на великом спортивном празднике, создавая тем самым международное доверие и добрую волю и способствуя созданию лучшего и более спокойного мира. ».
Олимпийская клятва гласит: «От имени всех спортсменов я обещаю, что будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу имени и чести своих команд».
Первые Олимпийские игры нашего времени состоялись в 1896 г. в Афинах, на родине древних Олимпийских игр. На первых играх было 13 стран, которые состязались по 9 видам спорта. На II играх было уже 20 стран и состязались по 18 видам спорта. В знак заслуг Пьера де Кубертена Не Олимпийские игры проводились в Париже в 1900 г. Впервые в них участвовали женщины.
Впервые команда России из 5 человек участвовала в IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 г. На VI Олимпийские игры в Стокгольм в 1912г. царская Россия направила команду численностью 169 человек.
В 1951 году в СССР создается Национальный Олимпийский комитет (НОК), который признается МОК. На VI Олимпийские игры в Хельсинки (Финляндия) в 1952 г. впервые были направлены советские спортсмены. В общекомандном зачете наши спортсмены поделили 1 и 2 места с командой США и с тех пор стали успешно выступать на Олимпийских играх.
ХХП-е Олимпийские игры проводились в Москве в 1980 году. Начиная с 80-х годов в международном Олимпийском движении широкие масштабы приобретает коммерциализация спорта (Олимпийские игры в 1976 году принесли Монреалю убытки в млрд. долларов, а игры 80-х и 90-х годов оказались прибыльными). В 1974 году МОК принял «Положение о любительстве», разрешающее спортсменам получать финансовую помощь, а по сути разрешающее профессионализацию Олимпийского спорта.
В корне изменилось одно из основополагающих требований Олимпийской хартии о том, что участниками игр могут быть только спортсмены-любители. В настоящее время разделение спортсменов на любителей и профессионалов с точки зрения допуска к Олимпийским играм практически отсутствует.
Зимние Олимпийские игры начинают свою историю с 1924 года. Однако первые соревнования проведенные по зимним видам спорта в 1924 г. в Шамони (Франция), еще не назывались Олимпийскими, а именовались международной спортивной неделей. Вопрос о зимних Олимпийских играх вновь обсуждался на сессии МОК в 1925 году, где они получили официальное призвание.
Советские спортсмены начали выступать на зимних Олимпийских играх с 1956 г. на VII зимних играх в Кортино д’ Ампеццо (Италия). Первую золотую медаль для нашей страны завоевала тогда ленинградская студентка Любовь Козырева, выигравшая лыжную гонку на 10 км.
Таким образом, спорт это составная часть физической культуры, специфической особенностью которого является собственно-соревновательная деятельность и подготовка к ней со стремлением занимающихся к достижению высоких спортивных результатов.
Контрольные вопросы:
1. Характеристика массового спорта.
2. характеристика спорта высших достижений.
3. Характеристика системы физических упражнений.
4. Что такое спорт. Цель спорта.
5. Классификация видов спорта.
6. Системы физических упражнений, характеристика систем.
7. Древние Олимпийские игры. Когда начало проведения и в каком городе.
8. Кто является родоначальником современных Олимпийских игр, в каком году они состоялись впервые.
9. Зимние Олимпийские игры. Когда и где впервые проведены.
10.Способы передвижения на лыжах.
Тема 9. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА:
ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА
Введение
Ещё Аристотель говорил: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное бездействие». Занятие лёгкой атлетикой является мощным средством профилактики различных заболеваний и на протяжении всей истории человеческого общества легкоатлетические упражнения использовались для поддержания, укрепления и восстановления здоровья.
Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 7623 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ