Что мешает нам достичь успеха курпатов
«На наших улицах нет бомжей — и это беда!»: психотерапевт Курпатов о том, что мешает добиться успеха
Что нам мешает достигать успеха — об этом на своем YouTube-канале с точки зрения психологии и мышления рассказал Андрей Курпатов — популярный психотерапевт, автор бестселлеров, руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка. Приводим его лекцию в сокращении.
В этой лекции Андрей Курпатов рассматривает вопрос с трех сторон: отношения сознания и мозга, потребности и богатство выбора.
«„Не знаю, чего хочу“, — это оксюморон»
«Люди, которые говорят об успехе, поразительным образом также произносят „Не знаю, чего хочу“. Но „не знаю, чего хочу“ — это оксюморон. Если вы не знаете, что у вас за желание, то его попросту нет. Значит, вы не хотите. И дальше начинается: „Я хочу найти в себе что-то, потому что я предполагаю, что у меня должно быть внутри то, что я хочу“. Но с чего вы взяли, что внутри что-то есть?»
«На наших улицах нет бомжей, и это беда!»
«У людей есть потребность в трех вещах: безопасности, власти и сексе (в широком смысле, восхищения). Что из этого сейчас является недостижимым результатом? Ничего.
На наших улицах нет бомжей. И это беда! Потому что это не объясняет молодым людям, что их жизнь дальше будет примерно такой же — если они не учатся, прокрастинируют, сидят в бесконечных социальных сетях, занимаются прогулками и другой инфантильной фигней. Мы должны завезти актеров, чтобы они бомжевали в наших городах в огромных количествах. И мы ходили и натыкались на них, видели все это.
Наша проблема состоит в том, что нам создали «мышиный рай», и он у нас отвратительный. Наши базовые потребности закрыты. В целом, все же у нас есть! Мы живем в мире, где вообще нет ощущения, что жизнь требует инвестиций.
Безопасность есть: в крайнем случае, устроимся продавцами в «Пятерочку», а если заболеем, то врачи у нас добрые, давали клятву Гиппократа.
Фото с сайта frmall.ru
Власть есть — это ощущение, что вы правы. Раньше правоту нужно очень сильно заслужить. Вы не могли в принципе высказываться там, где была мало-мальская иерархия. А сейчас все правы! Все могут сообщить свое мнение, да даже в Instagram.
«В вашей жизни есть только то, до чего вы можете дотянуться»
«И наконец, богатство выбора, которое всем мерещится. Если что-то и не позволяет нам добиться успеха, то это отсутствие правды, объективного взгляда на то, что происходит. Правда состоит в том, что «не хочу» — напрягаться, фрустрировать, чтобы работа был скучной, чтобы мной кто-то командовал. И вот замыкается круг: «я не знаю, чего хочу».
Фото с сайта familywithkids.com
Правда состоит в том, что из всего богатства выбора у вас есть только то, что находится в доступе, что вы можете реально делать и за это вам будут платить. В этот момент голова начинает работать по-другому. Но если исходить из конструкции «но вот у других-то людей…» Нет никаких других людей. В вашей жизни есть только то, до чего вы можете дотянуться. Есть только то, за что вам готовы платить.
И когда вы начинаете так правдиво смотреть на вещи, возникает легкое беспокойство. И вы начинаете видеть, что на одной чаше весов «не хочу» — откладывать телефон с прекрасными новостями, не хочу, чтобы мной командовали, и с другой стороны — есть риск, что безопасность будет под вопросом».
Такого комплексного предложения на рынке еще нет. Всего за 50 BYN/месяц платформа предоставит вам:
Не забудьте подписаться на наш telegram-канал и на наш канал в Дзене.
Об успехе мы с Андреем условились поговорить отдельно. Ну просто потому, что успех как термин, в который люди вкладывают какой-то свой смысл, живет сам по себе. Он каким-то образом связан с работой, деньгами, но явно не самым прямым.
Что считали успехом в жизни при социализме, а что вкладывают сейчас в это понятие? Из-за чего люди чувствуют себя успешными и, наоборот, неуспешными? И приходят на прием к психотерапевту: «Доктор, помогите мне, я неудачник, я не могу добиться успеха в жизни». Доктор Курпатов снова удивляет меня нетривиальным вопросом.
Ну, я имела в виду не приятность, а силу запаха, силу ощущения. Это как нашатырный спирт — в чувство приводит. Кажется, я начинаю оправдываться. А значит, все-таки чувствую себя немного не правой.
Человек и работа
— Андрей, у вас вышло уже очень много книг, и каждая посвящена особенностям психологии людей, каким-то типичным проблемам, взаимоотношениям человека с собой либо с какой-то частью внешнего мира. Но почему-то я не нашла среди них книг про работу, про психологические правила трудовых взаимоотношений, про взаимоотношения начальника и подчиненного.
— В книге «Флирт глазами эксперта» ровно половина посвящена успеху в работе. В предыдущей книжке нашей серии — «Деньги большого города» — мы с Шекией, конечно, тоже никак не смогли обойти тему производственных отношений. Но вообще вы правильно заметили этот «пробел».
Хотя я, наверное, и не могу написать такую книгу. Обычно в книгах я определяю некую цель и показываю, как до нее добраться. Но для конкретного описания пути нужна карта, на ней должны быть обозначены дороги. Если дорог нет, если речь идет о пересеченной местности, полях и целине — я не могу показать, как доехать, я могу только дать человеку компас и сказать: «Двигайся на юг» или «Иди на север». Вот и весь рассказ. На книгу не тянет.
Почему? Потому что все, что у нас касается работы, не представляет собой сеть неких дорог, где есть понятные перекрестки, где действуют правила движения, где есть большегрузный и гужевой транспорт, есть развязки, некие автобаны, узкие улочки. У нас этого нет. У нас — «Поле, русское поле. Светит луна или падает снег. » И поэтому написать какую-то именно деловую инструкцию — не получится.
Все, чем я могу быть полезен в этой части, — это изложение принципов, главный из которых — изменение отношения к работе, изменение отношения человека к самому себе как к человеку работающему. То есть как нужно относиться к работе, чтобы она была тем, что тебе нужно, и как ощущать самого себя, чтобы быть эффективным в этом пространстве.
Что мешает нам достичь успеха курпатов
Андрей Курпатов — врач-психотерапевт, эксперт по вопросам психологической культуры и психического здоровья, генеральный директор ООО «Красный квадрат», телевизионный продюсер, автор 40 книг.
Все, кто готов помочь себе получить то, что заслуживает.
В книге рассказывается о том, как добиться жизненного успеха. Все перечисленные автором способы были опробованы тысячами людей, сделавших возможными личное счастье, высокий заработок и признание коллег.
В школе не учат тому, как создавать и организовывать жизнь, более того, никто не рассказывает, для чего нужны серьезность при организации личной жизни и легкость в отношении к карьерному росту. Мы часто «сгораем» на работе, а в личной жизни получаем ссоры, страдания, дрязги и взрывы.
Не бывает такого, чтобы мы не могли обустраивать данную нам жизнь так, как нам хочется. Здесь мы говорим о настоящей жизни, до организации которой нам следует разобраться с тремя главными парадоксами. Когда мы поймем их суть, то можем считать, что удача у нас в кармане и мы достаточно скоро наладим жизнь.
Одно из универсальных правил успеха заключается в том, что люди должны оценивать жизнь по достоинству и на полную использовать подаренные ею возможности. Для этого необходимо отказываться от всяческих страданий, помнить о нашем везении, проводить инвентаризацию наших жизненных сил, заменять «цели» на «задачи» и «смыслы», сосредоточиваться на «задачах», заменять растерянность конструктивностью, не преувеличивать тяжесть наших «проблем» и быть настроенными на позитив. Итоговая формула такова: у нас все хорошо, а дальше будет еще лучше.
В профессиональной сфере тоже работают некоторые общие принципы, согласно которым мы должны:
Воспринимая флирт как работу, мы не должны манипулировать другими людьми, если не хотим оставаться одинокими и несчастными.
Автор рассуждает также о самореализации и самоактуализации. Первая дает возможность воплотить наши способности и таланты в жизнь. Вторая представляет собой путь, идя по которому мы совершенствуем нашу природу. Мы признаем проигрышными дела, не приводящие к ощутимым результатам, и, какими бы они ни были, они все равно принесут нам прибыль — важно уметь разглядеть ее.
Когда люди начинают применять описанные в книге формулы, они приходят к следующим открытиям:
«Главное правило отношений звучит просто: хотите хороших отношений — потрудитесь над созданием хороших отношений».
— Психика и мозг работают намного эффективнее, если последний сам мотивирует человека на осуществление какой-либо деятельности. Работая в тандеме, они подсказывают, как ничего не делать или как делать то, что не нужно.
— Отношения с близкими людьми являются настоящей и долгой работой, которая требует физических, душевных и иных затрат.
— Наш мир живет в таком времени, когда качество даже не оговаривается.
«Перестаньте жить в состоянии сдачи экзамена, вы так все прошляпите». Советы Андрея Курпатова в условиях неопределенности
Иногда мы воспринимаем желаемое за действительное, а это, как известно, чревато рядом нежелательных последствий. Иногда у нас «от страха глаза увеличиваются», а потому невинные в сущности события воспринимаются нами как «настоящая катастрофа». Иногда нам начинает казаться, что мы достигли с кем-то «абсолютного взаимопонимания», а потом глядь — он нас не понял, не поддержал, подвел или даже предал.
⠀
Налицо допущенные нами ошибки, или, психотерапевтически говоря, «иллюзии». Можно, конечно, в таких обстоятельствах посетовать на «гнусную человеческую натуру», на «жесткость жизни», на свой «прошлый опыт». Но проблема-то в другом, проблема в том, что мы неправильно воспринимали действительность, а потому и сели в калошу. Исходили из ошибочных суждений, а потому и действия наши были ошибочными. А реальность просто все расставила на свои места.
Что с этим делать?
Мы любим свои иллюзии. Это приводит к печальным последствиям, а потому наши иллюзии обходятся нам очень дорого. В иллюзорном мире не может быть по-настоящему хорошо, там все иллюзорно — даже счастье. Чтобы изменить свое отношение к жизни, чтобы увидеть мир таким, каков он есть на самом деле, нужно отказаться от иллюзий и прийти к честным решениям.
Наш мозг не выносит неопределенности, а противоречия он с легкостью игнорирует. Он зарисовывает слепые пятна, скрадывает недочеты и прячет от самого себя собственные ошибки. Он делает все, чтобы мы сохранили иллюзию понятности и стабильности мира, в котором мы живем.
Попытки придумывать «цель» — это оксюморон (сочетание противоречащих друг другу понятий. — Прим. ред.). Цель — это то, к чему стремятся. Она возникает как результат наличия стремления. И у вас или есть стремление, или его нет. Всё!
Сознательно повлиять на свой мозг и принимаемые им решения нельзя. Сознание вторично — сначала мозг делает что-то, а затем наше сознание лишь формулирует, вербализует его решение. Это как минимум логично, и это научно доказанный факт. Но на деле все не так просто. Ведь это знание является для нас контринтуитивным, т.е. противоречит нашим ощущениям: нам кажется, что мы принимаем решения и действуем сознательно.
⠀
Тут у многих возникает вопрос: «Но если все так — значит, всё бессмысленно! Ложиться и помирать?!» Не думаю, что это правильное решение. Вы столько уже прожили, пока узнали об этом факте! Помирать же вам не хотелось. Что же изменилось, когда вы узнали правду? Впрочем, кое-что и в самом деле может измениться, если вы поймете, как ваш мозг принимает решения. Знание этих механизмов позволит вам создать условия, которые помогут вашему мозгу принимать те решения, которые вам нужны.
Мышление — это специфическая функция мозга, которую необходимо тренировать с помощью специальных методик. Например, факт-карты. Допустим, вы столкнулись с какой-то проблемой, и ваши тревожные мысли побежали по кругу, вгоняя вас в еще больший стресс. Что делать? Возьмите большой лист бумаги (А3, например) и дайте себе полчаса-час. Подумайте, какие факты создают сложившуюся ситуацию. Вообще, если вы хотите решать существенный, важный вопрос — выделите себе время на него в календаре. Если вы решили, что с 15 часов до ночи будете о чем-то думать и записали себе это в задачу, то мозг будет сам заранее к этому готовиться. Он на подсознательном уровне «соберет ранец» и будет готов к занятиям. Далее записывайте в разных частях листа события, людей, информацию по вопросу и так далее. Кратко и не каким-то списком, а просто пометками: одно, другое, третье. В какой-то момент вы увидите, что между этими записями есть что-то общее, — соединяйте их стрелками, объединяйте факты в группы.
Задача в том, чтобы дать вашей мысли разогнаться, увидеть ситуацию в объеме, с разных точек зрения, с учетом деталей. Наверняка вы почувствуете, что по какому-то пункту вам недостает информации, а какой-то не так однозначен и прост, как выглядит на первый взгляд. В итоге вы поймете, в чем состоят ваши когнитивные ограничения, где есть противоречия, которых вы прежде не замечали. И главное — осознаете, какие шаги вам следует предпринять в реальности. Это очень эффективный метод, но тут, конечно, важна практика.
Для чего нам успех и признание
Сам по себе «успех» не приносит человеку счастья. В конце концов это лишь оценка другими того, что ты сделал. Важно же то, что ты сам чувствуешь: если ты чувствуешь себя вполне счастливо, если ты всем доволен — этого должно быть достаточно.
Признание со стороны других людей — штука, наверное, приятная, но это не имеет существенного значения, если сам ты несчастлив, одинок или мучаешься бессмысленностью собственного существования. Нет «объективного критерия» успеха.
Даже если твой успех заслужен, кто-то обязательно скажет — по глупости или из зависти, что ты никто, звать тебя никак и ничего путного ты не достиг. Это тупиковый путь — искать признания. Если мотивировать себя ожиданием общественного признания, попадаешь в зависимость от чужих оценок и в какой-то момент уже не можешь заниматься тем, что внутренне считаешь действительно важным.
Если вам в бизнесе и жизни кажется, что вы все время сдаете экзамен, то велик риск, что вы проигрываете. Если же вы изучаете реальность и ищете эффективные способы функционирования в ней, то удача с большей вероятностью будет на вашей стороне. Следуйте простым инструкциям, изучайте сложные знания и навыки, а все остальное придет само. Если у нас и есть какая-то иррациональная установка, мешающая нам жить, это сама установка на некий гипотетический, никому толком не понятный и неизвестный «успех».
Самооценка — это степень моей «удаленности» от моего же собственного идеала.
Мы представляем себе, что должны быть такими-то и такими-то, а на деле не соответствуем этому эталону. Что в такой ситуации чувствуем? Самоуничижение.
Разумеется, начинает казаться, что мы ни на что не годимся, что люди воспринимают нас критически и так далее. Как результат — трудности.
⠀
Или другая крайность: человек признал себя идеалом и привет! Самооценка у такого человека замечательная: «Я такой, какой я есть. Я идеальный. Не нравится — до свидания!» И у такого товарища появятся трудности. В таких случаях имеет смысл задуматься: а не слишком ли мы перестарались?
⠀
Но извините, а кто этот «идеал» выдумал? Это ведь мы сами поставили перед собой такую планку, а потом сами же и отчаиваемся, что не можем ее взять. А смысл? Может, сдвинуть планочку-то? Не требовать от себя невозможного, но добиваться результатов одного за другим? А потом уже передвигать планку выше.
Если у вас не получается задуманное, тому есть несколько причин:
1. Вы просто не ладите с собственным временем и не наладили жизненный тайм-менеджмент, а это очень важно сделать.
2. Возможно, вы боитесь взять ответственность и таким образом находите для себя объяснение, что вы очень заняты и не можете приступить к делу.
3. Вы не проработали план того, что надо сделать, вы не знаете первого шага. Пока вы не знаете первого шага для реализации ваших дел и планов, вы не можете начать шагать.
Мы разучились отдыхать. Современный человек не знает, что такое отдых, для него отдых — это другого рода работа. И знаете почему? Потому что он никогда не может расстаться со своими проблемами, думами, со своей работой и со своими делами — вот в чем беда. Он разучился быть «здесь и сейчас», жить тем, что есть, а не тем, о чем он думает и чего боится.
Почему нужно учиться отдыхать?
⠀
Без полноценного отдыха не может быть и нормальной работы. Если же мы учтем, что среднестатистический современный человек трудоголик, а значит, невротично стремится к каким-то результатам, то отдых, причем настоящий и полноценный, для него просто жизненно необходим, иначе жди беды. А отдыхать-то он и не умеет.
⠀
Создается порочный круг: если человек не умеет отдыхать, он не может набраться сил, а если он не может набраться сил, то он не может реализовать свои планы, а если он не реализует свои планы, желание реализовать их усиливается, поэтому он перестает отдыхать вовсе, и, как следствие, — сил остается все меньше и меньше, так что он по прямой дорожке входит в невроз.
Только если мы заставим себя вернуться в настоящее, у нас есть шанс отдохнуть, приблизиться к истинной реальности и, почувствовав свободное дыхание нашей жизни, набраться сил. Так что смотрите, вглядывайтесь, наблюдайте и не думайте, что попусту тратите время, вы учитесь жить, как все живое под этим солнцем, — рационально, естественно и целесообразно.
В молодости думаешь о том, как изменить мир, чтобы он стал лучше. Мечтаешь, что-то даже пытаешься делать в этом направлении и непременно разочаровываешься. Это неизбежно, ведь изменить мир нельзя, это иллюзия. Впрочем, можно научиться ему помогать. Так что избавление от иллюзий и в самом деле имеет смысл…
На форуме в Минске 1 октября Андрей Курпатов выступит с новой темой: «Психология бизнеса и современные технологии мышления».
Речь пойдет о психологии современного бизнесмена, сотрудника, клиента. И о том, как человеку бизнеса создавать в своем мышлении такие модели реальности, которые помогут эффективно достигать желаемых результатов.
Купить билет можно здесь.
Не забудьте подписаться на наш канал в Дзене!
Наконец, третий парадокс, который необходимо для себя уяснить, чтобы превратить свою жизнь в «настоящую жизнь», и это парадокс успеха. Успех — это не просто какая?то удача или фантастические достижения. Мы говорим: «Ему повезло!», «Он должен быть счастлив, ведь он состоялся!» Но счастлив ли он? Спросите его, и вы узнаете, что «успешность» и «счастье» — далеко не одно и то же. Настоящий успех — это, когда вы ощущаете себя успешным человеком, когда вы чувствуете свой успех.
Вкачестве психотерапевта я консультировал исключительно состоятельных людей — преуспевающих бизнесменов (включая и тех, которые именуются у нас «олигархами»), политиков, крупных государственных чиновников, актеров и именитых деятелей науки. Их финансовые достижения, социальное положение, состояние личной жизни и т. д., и т. п. без всякого преувеличения были успешными, но я практически не встречал тех, кто бы чувствовал себя успешным. Иметь все и не дорожить ничем из этого по?настоящему — худшее из наказаний.
В этом парадокс. Есть люди, которые формально достигают немногого, гораздо меньшего, нежели упомянутые «счастливчики», но ощущают себя куда более успешными. В конечном счете, счас тье — это психологическое состояние, а не деньги, не звания, не слава и не пресловутое пассивное благополучие. Впрочем, об этом узнают, только достигнув желаемого, которое, как оказывается, совсем не то, чего по?настоящему хотелось бы достичь. Вот почему стремиться к успеху только для того, чтобы чего?нибудь добиться, — это бессмысленная цель и пустая трата времени.
Об этом парадоксе должен помнить всякий, кто хочет быть по?настоящему счастливым, а потому и успешным. Хорошо толь?до то, что радует, а если хорошо и не мило, то грош этому цена. Представьте себе Сизифа, который катал, катал по склону горы свой злополучный камень, а потом все?таки загнал его на недосягаемую прежде вершину. Что ж, успешный вояж, предприятие удалось! Теперь он смотрит сверху вниз. И если раньше ему хотя бы казалось, что счастье может быть достигнуто где?то там на вершине горы, теперь он расстался и с этой иллюзией. «Его грядущее и пусто, и темно…»
Успех должен наполнять собою жизнь че ловека, делать ее яркой, насыщенной, пол нокровной. В противном случае он — этот с позволения сказать «успех» — просто не сто ит того, чтобы тратить на него время и силы, которые, как известно, ограничены. Впрочем, и об этом узнаешь слишком поздно, когда уже растрачены возможности и потенциал на ту бессмыслицу, которая прежде казалась «верхом блаженства», «вершиной успеха» и макушкой еще бог знает чего.
Так ли трудно быть успешным человеком? Значительно проще, чем это может показаться на первый взгляд. Просто не нужно путать стремление достичь некий «идеал», который, кстати, может статься, не оправдает возложенных на него ожиданий, с нашими реальными достижениями, оценить которые по достоинству у нас не хватает ни ума, ни сердца. Тот факт, что объективно очень успешные люди не ощущают себя вполне успешными, что им, несмотря на все их достижения, продолжает казаться, что «вершина» еще не достигнута, свидетельствует только об одном — успех вы носите у себя внутри. Ощущение успеха возможно испытать, приготовив суп или сдав квартальный отчет, но можно и не почувствовать, даже став президентом достаточно крупной мировой державы. Хрестоматийная фраза «Ай да Пушкин, аи да сукин сын!» — это лучший пример того, как можно ощущать успех. И она должна быть лейтмотивом жизни, в противном случае, как бы ни велики были ваши свершения, вы о своей успешности никогда не узнаете.
Впрочем, есть и еще одна существенная деталь, о которой я не могу не упомянуть, рассказывая о парадоксе успеха. Желание добиться успеха — лучший способ лишить себя какой?либо успешности. Всякое желание свидетельствует о том, что желаемое не достигнуто, не получено, не имеется в наличии, а следовательно, до тех пор пока мы гоняемся за успехом, он убегает от нас. Но как только мы перестаем гоняться за успехом, как только мы переключаемся с мечтаний и грез на осуществление необходимых действий, результат немедленно дает о себе знать. Знаменитый датский философ Серен Кьеркегор писал: «Двери счастья отворяются, к сожалению, не вовнутрь — тогда их можно было бы растворить бурным напором, — а изнутри, и потому ничего не доделаешь!»
Но парадоксально то, что, переставая ломиться в эти двери, за которыми томится наше счастье, мы вдруг обнаруживаем, что они сами — эти двери — с готовностью спешат отвориться. И то, что мы в них ломились, было на самом деле не способом достичь счастья, а действием по его удержанию. Мы подпирали двери всеми силами, не позволяя счастью выйти нам навстречу. Переставая удерживать счастье в зоне его вынужденного заточения, мы обнаруживаем, что оно спит и видит, чтобы оказаться в нашем милом обществе! Иными словами, всякий раз, когда мы перестаем гоняться за удачей, за «птицей счастья завтрашнего дня», она сама благополучно заявляется к нам в качестве непрошеной гостьи!
Конечно, у успеха есть свои секреты. И если вы попросите раскрыть их, я готов. Моя формула успеха в личной жизни и карьере содержит всего пять пунктов.
ФОРМУЛА УСПЕХА
1.Относитесь к работе как к флирту, а к флирту как к работе.
2.Пользуйтесь предоставляемыми жизнью возможностями как безразмерным кредитом, как тотальной инвестицией.
3.Навсегда избавьтесь от страха поражения, от чувства неминуемой скорой катастрофы.
4.Взаимодействуйте с людьми так, чтобы быть им по?настоящему интересными и нужными.
5.Умейте владеть собой даже в самых трудных ситуациях.
Согласитесь, правила несложные, а главное, выполнимые. Нам осталось только раскрыть их, рассмотреть заключенные в них подробности и нюансы. Собственно этим мы сейчас и займемся, памятуя о том, что флирт и работа — это то, что следует поменять местами. Итак, введение закончено, мы переходим к сути дела!
Зарисовка из психотерапевтической практики: «Все познается в сравнении…»
С этим замечательным человеком я познакомился не как с пациентом, а как с руководителем фирмы, где консультировал отдел маркетинга и проводил психологические тренинги с персоналом. Мне кажется, история этого человека (я буду называть его Алексеем) очень поучительна для любого из нас. Лихие перестроечные годы канули в Лету, и сейчас уже даже трудно вспомнить, какими они были. А были они действительно лихими. Для людей, чей потенциал не был востребован советским застоем, наконец, пришло время.
До перестройки мой герой бог знает где учился и бог знает чем занимался. Кажется, везде и всем. Когда же легендарный Михаил Сергеевич затеял в стране советской свой великий эксперимент, жизнь Алексея круто переменилась. Начинали, как и положено, с малого, но в течение всего нескольких лет его с компаньоном небольшая фирма превратилась в одно из крупнейших предприятий, поставлявших в Россию продовольствие. Очень это тогда было нужное и важное дело, а потому и финансовые средства это предприятие аккумулировало гигантские.
Большинству людей трудно даже представить, что значит тратить сотни тысяч долларов, не считая эти траты существенными. Такое способно вскружить голову любому. Но Алексею, прямо скажем, было не до этого. Он работал по 24 часа в сутки — встречи, переговоры, контракты, соглашения. Плюс к этому инспектирующие органы, инвесторы, кредиторы, партнеры, конкуренты, банки и т. д. И наконец, огромные риски, колоссальная ответственность, а также люди, причем самые разные — те, о ком надо беспокоиться, и те, кто всегда готов доставить дополнительное беспокойство.
Сложные перипетии становления молодого российского бизнеса и, мягко говоря, не самые честные правила игры привели к тому, что Алексей в какой?то момент был вынужден, ни много ни мало, бежать из страны, оставив здесь жену и ребенка. Какое?то время он пытался уладить дела со своими злопыхателями из?за границы, но дело оказалось неподъемным, а жить так дальше было невыносимо. И тогда Алексей принял самое рискованное в своей жизни решение: он решил вернуться в Россию, а там — будь что будет, «Бог не выдаст, свинья не съест».
Тот вечер, а Алексей до сих пор помнит его дату, хотя прошло уже почти десять лет, был самым счастливым вечером в его жизни. Просто, вот так «просто» найти себя дома, рядом со своей любимой женой и ребенком — вот, что оказалось настоящим счастьем. «Многие спрашивают, — рассказывал мне Алексей, — что такое счастье? Они не знают, а я знаю. Тогда, в тот самый вечер, я ощутил, понял, что такое настоящее счастье».
Алексею пришлось оставить свой бизнес на растерзание организаторам этой вакханалии. И они его растерзали, оставив ни с чем. Все пришлось начинать сначала. «Это я только потом понял, что упал с двадцатого этажа на пятый, но тогда казалось, что упал совсем». Да, все случившееся было поражением, но если бы у Алексея не хватило ума и мужества признать поражение, если бы он продолжал биться со своими недругами, то, верно, потерял бы и те позиции, на которые пришлось откатиться, — тот условный «пятый этаж». Возможно, пришлось бы заплатить еще большую цену — жизнь.
Впрочем, пересказываю я эту историю ради всего одной произнесенной Алексеем фразы: «В пору расвета моего бизнеса мне все время казалось, что счастье где?то уже рядом, уже даже должно быть. Уже пора… Но я все бежал, бежал, бежал. Целыми днями одна работа — бесконечные звонки, встречи, переговоры. Жизни?то на самом деле не было. Было все, а жизни не было. И только потом, когда я уже почти все потерял, оказалось, что за счастьем вообще никуда не нужно было бежать».
Теперь бизнес Алексея не сопоставим по масштабам с его прежними «оборотами», и, наверное, кто?то скажет, что это большая неудача. Но Алексей стоит на своем: это удача, а то, что он имеет, — большое счастье. И глядя на этого человека, ему нельзя не поверить. Счастье — это то, что ты чувствуешь, а не то, о чем рассказывают, не то, о чем гласят мифы о счастье. Удача — это то, что ты делаешь с удовольствием и радостью, а не то, что вдруг падает тебе на голову по стечению каких?то неведомых обстоятельств.
Глава первая
УСЛОВИЯ УСПЕХА
Проведите инвентаризацию своих жизненных сил
Какой же жизненной энергией мы обладаем? Оказывается, что у нас два источника энергии — один внешний, другой внутренний. Все, конечно, начинается со «стартового капитала», которым является сама наша жизнь, благополучно с щедрого плеча судьбы нам выданная. Но дело этим не закончилось, дальше нас, что называется, «посадили на зарплату». В нас постоянно вырабаты вается физическая и психическая энергия, которая позволяет нам жить дальше, т. е. под держивать в себе жизнь и организовывать ее. Желающие могут этим и ограничиться — это действительно очень неплохой куш. Тот же, кто воспринимает как угрозу сакраментальное советское проклятье: «Что б тебе всю жизнь жить на одну зарплату!», должен обратиться за «внешними источниками финансирования».
Что включают в себя эти «источники»? В самом общем смысле — это все то, что нас окружает, но если быть более конкретными — это, во?первых, другие люди, а во?вторых, дела и проекты, в которых мы участвуем. Но здесь нужно всегда помнить об одной детали: оба указанных «источника внешнего финансирования» сами по себе являются инвестиционными проектами, т. е. это то, во что мы должны вложиться, чтобы получить прибыль. Иными словами, все ваши отно шения с другими людь ми, все, что связано с вашей профессиональной деятельностью, мо жет быть, образно выражаясь, очень прибыль ным мероприятием, при условии соответствующего подхода к делу. Прежде чем к этому перейти, рассмотрим небольшую схему.
Из этой схемы вытекают, по крайней мере, два очень важных вывода. Во?первых, если мы ничего не будем делать, это не катастрофа. Пусть и кривая дорога, но куда?то, да выведет. Это очень важный вывод, поскольку позволяет нам перейти ко второму без ужаса и тревоги. Чаще всего мы постоянно «боремся» за свою жизнь, воспроизводя в сознании доисторический уже лозунг: «Вся наша жизнь — борьба!» Подобный подход, как мы уже говорили, сам по себе неконструктивен, ведь к работе нужно относиться с легкостью, как к флирту, и только тогда она начнет спориться и приносить удовольствие; а к флирту надо относиться как к работе, но вовсе не как к тяжелому труду, а просто как к объемному мероприятию.
Если же от тревоги и предчувствия неминуемой катастрофы мы избавлены, то эффективность нашей «инвестиционной политики»(когда мы вкладываем себя и свои силы в других людей и в какие-то важные для нас дела) оказывается существенно выше, нежели при невротических формах «борьбы за выживание».
Второй вывод, логично вытекающий из этой схемы, состоит в оправданности «инвестиционной политики». Мы можем, конечно, тупо просадить весь свой «жизненный капитал» вместе с «пожизненной рентой» — беды не будет. Но мы можем и целенаправленно заняться управлением своим «имуществом» и «активами», т. е. жизненными возможностями и энергетическими ресурсами.
Большинству из нас, конечно, кажется, что мы и так управляем своими ресурсами, что мы и так в полной мере используем свои возможности, просто того и другого нам недостаточно. Однако поверьте мне, все это не более чем серьезное заблуждение. В действительности же мы чрезвычайно консервативны и все время катаемся, как заведенные, по одним и тем же рельсам, будучи не в силах вырваться из круга обыденности. Кроме того, мы, в лучшем случае, снабжены некими целями, т. е. отдаем себе отчет в том, чего именно хотим достичь (впрочем, и это редкость), но многие ли из нас понимают зачем?
То, что мы считаем обычной и нормальной жизнью, на деле оказывается хождением по кругу. С одной сто роны, мы недостаточно мобильны, т. е. не готовы изме нять свою жизнь, отступать от привычных стереотипов. С другой стороны, мы заняты погоней за некими целями, не осознавая при этом смысла производимых нами дей ствий, не задумываясь над оправданностью собственных вложений и трат. Если эти ошибки не будут устранены, мы окажемся заложниками своей жизни, а вовсе не ее устроителями.
Замените «цели» на «задачи» и «смыслы»
Если вы помните знаменитые советские фильмы, то, верно, вам знакома пафосная фраза, которая вкладывалась в уста «положительных героев»: «А у тебя есть цель в жизни?» или «А ты знаешь, какая у тебя цель?» Вспомнили? Теперь аккуратно запишите эти вопросы на листочке бумаги с тем, чтобы потом нещадно его разорвать и выбросить в мусорную корзину. Жизнь — это крайне переменчивая штука, а потому мы со своими «целями» походим на рыбака, который пытается снарядить свои снасти в девятибалльный шторм. У всех нас, кто вошел в пору сознательности к моменту начала «перестройки», были цели. И где они теперь? Иных уж нет, а те далече…
Разумеется, жить без «цели» нельзя. У нас всегда есть «цели», правда, получается с ними странная штука. Вот вспомните сейчас свои цели, которые были у вас, скажем, десять лет назад. Впрочем, это мое предложение содержит в себе некоторую закавыку. Вы сможете вспомнить те «цели», которые более или менее осуществились, а вот те, которые не осуществились, благополучно и безвозвратно вами забыты. На самом деле этих — забытых — «целей» было в несколько раз больше. Они существенно влияли на нашу жизнь, определяли направление наших действий, но все это оказалось пустой тратой времени и сил. «Цель» бестелесна, ее трудно взять в производство, она всегда манит, но очень редко пригревает.
Если мы хотим быть успешными, нужно отказаться от этого «идеологического релик та», разделив его на два конструктивных, зна чительно более удобных в использовании по нятия — «смысл» и «задачи».Да, на жизнь надо смотреть как на набор «задач». Перед нами всегда стоят какие?то задачи, которые требуют своего решения. Причем, отмечаю это особо, не «проблемы», а «задачи».
Но «задачи» эти надо различать и решать исходя из понимания «смысла» того, что вы делаете, проще говоря, с пониманием того, ради чего вы это делаете. Если вы ощущаете: то, что вы делаете, — важно, то в этом случае зада чи будут решаться пра ктически сами собой, поскольку процесс про дуктивного инвестирования ваших сил и возможностей будет происходить автомати чески.
Очень важно понимать «смысл» собственных решений и поступков, в этом случае мы всегда можем пожертвовать собственными амбициями, переступить через собственные эмоции и сделать то, что нам, нам самим, нужно. Не нашим эмоциям и амбициям, не нашей лени и нашим страхам, а нам, лично нам. Ощущая «смысл» своих действий, вы становитесь виртуозным игроком на пространстве жизни, игроком, который всегда готов пожертвовать тактической победой, отдав ее кому и чему угодно ради достижения стратегического выигрыша, который, поверьте, при подобной тактике не заставит себя ждать.
Если вы хотите быть успешными, помните, что перед вами всегда стоят «задачи», решение которых имеет для вас определенный «смысл». Не делайте ничего, в чем бы вы не ощущали присутствие этого «смысла». Даже самое маленькое действие, даже самые никчемные, на первый взгляд, поступки и события могут быть исполнены ощущением «смысла». А это ощущение способно сделать вас счастливыми.
Каковы эти «смыслы»? Хотите чувствовать себя счастливыми? Хотите быть востребованными, нужными? Хотите быть активными и деятельными? Хотите разнообразить свою жизнь? Хотите узнавать новое, интересное, важное? Хотите быть созидательными? Хотите ощущать себя любимыми? Хотите любить? Хотите жить? Хотите хотеть жить? — все это наши истинные, глубокие, подлинные «смыслы», заручившись которыми нам вполне по плечу любая жизненная «задачка».
Зарисовка из психотерапевтической практики: «Что может быть нужно, если все есть?»
То, что можно без всяких натяжек назвать «смыслом жизни», всегда лежит на поверхности. Искать его, этот смысл — значит совершать исключительную глупость. Мне кажется это вполне очевидным, ведь любой найденный таким образом «смысл» обязательно будет надуманным, неестественным, а потому ошибочным.
У нас есть истинные желания, которые зародились еще в нашем детстве. Мы хотим быть востребованными, только по?настоящему, и мы хотим восхищаться, только искренне, всей душой, т. е., проще говоря, мы хотим любить и быть любимыми. К сожалению, часто эту простую мысль очень трудно донести до сознания определенных «трудящихся».
Эти «трудящиеся» не вложили своих сил, своего труда в это «дело», а потому потерпели фиаско и разочаровались в возможности такого простого человеческого счастья. Нас не будут любить просто так, «просто так» в нас могут только влюбиться, а вот любить просто так нас не будут. Любовь, сколь бы прискорбно это ни звучало, нужно заслужить. Любовь — это восхищение, но восхищаться можно лишь чем?то, нельзя восхищаться «ничем». Кто?то, конечно, может восхититься нашей внешностью, но в этом случае и любить он будет именно нашу внешность, а не нас самих
Вот почему Поступок (именно с большой буквы!) — это то, чем мы можем заслужить настоящее восхищение, а проще говоря, любовь. Если мы хотим быть любимыми, мы должны совершать Поступки, а если мы хотим любить, мы должны замечать Поступки других людей. Все достаточно просто, но, как оказывается, у кого?то все получается куда сложнее…
Максиму на момент нашей встречи было 37 лет — роковой по российским меркам возраст. К этому времени он уже успел жениться и развестись, родить ребенка (если подобное выражение может быть применено в отношении представителя «сильного пола»), но наиболее существенные достижения Максима лежали в плоскости профессиональной деятельности. На заре появления в России Интернета он окунулся в эту деятельность с головой, создал свою фирму, которая занималась обеспечением этого «спрута» и быстро завоевала свою нишу на рынке. Посредством своего бизнеса Максим на свое же несчастье заработал достаточное количество денег, чтобы не думать о хлебе насущном, и начал думать бог знает о чем.
В какой?то момент Максим задался вопросом: зачем он живет, какой смысл его жизни? К решению этого вопроса, как и ко всем подобным проектам в своей жизни, он подошел с исключительной серьезностью: накупил книг по философии и психологии, стал ходить на разнообразные курсы, заниматься по различным «системам» — йогой, парапсихологией, голоданием и т. д. Количество свалившейся на него информации было огромным, авторы книг и методов обещали ему «просветление», «познание смысла бытия» и т. п. В голове Максима воцарился настоящий хаос, ему стало казаться, что «просветление» где?то рядом, надо только «ухитриться ощутить это».
Тем временем его бизнес стал приходить в упадок. Это было связано и с «субъективными», и с «объективными» факторами. С одной стороны, он сам отошел от дел, его флирт с работой закончился. С другой стороны, на рынке изменилась конъюнктура, надо было приспосабливаться, менять тактику; но, не «флиртуя» со своей работой, быть эффективным управленцем невозможно. И чем менее успешным был бизнес Максима, тем с большей настойчивостью он пытался проникнуть в мир «непознаваемого». Казалось, он нашел смысл жизни — ему надлежало «познать истину» и приобщиться к сонму «святых». С точки зрения буддизма, в этом нет ничего богохульного, даже напротив; однако стратегию своего личностного роста Максим избрал «прозападную», а никак не восточную: «пришел, увидел, победил». Так буддийское «просветление» днем с огнем не найдешь.
Что же на личном фронте? Женщина, с которой он сошелся во время строительства своего бизнеса, теперь перестала его интересовать. Их дороги разошлись, и хотя Марина (ее звали Мариной) из кожи вон вылезала, чтобы вернуть Максима в прежнюю колею — и личную, и профессиональную, — результативность ее потуг была минимальной. Максим тем временем познакомился с другой девушкой, которая была значительно моложе его и с юношеским простодушием слушала излагаемые им «теории». Близость их была очень условной, и хотя они жили как муж и жена, понимание на деле было лишь поверхностным. Ей было интересно, а он искал «единомышленника», «соратника», чего эта юная особа, воспитанная в другой жизни (как и все те, кто взрослел вместе с «перестройкой»), конечно, дать ему не могла.
В результате Максим превратился в настоящую «философскую развалину», свалку теорий и мировоззрений, являя собой пример человека, который знает «что», «где» и «как», но не знает «зачем». И действительно, ради чего он предпринимал все эти свои поиски? Зачем он осваивал эти теории, мировоззренческие системы, техники и практики? Именно на этот вопрос Максим и не мог мне ответить. Он пытался отвечать, но его ответы выглядели странными и нелепыми. Он говорил, что хочет «обрести покой», «узнать истину», «стать просветленным». И я снова спрашивал его: «Зачем?» «Ну как… — терялся Максим, — чтобы было».
«Но что ты будешь делать со своей просветленностью? Зачем она тебе нужна?» — повторял я из раза в раз, стараясь продемонстрировать ему одну простейшую вещь. Какую? На самом деле таким странным образом Максим искал возможность почувствовать себя счастливым, ему хотелось, чтобы то, чем он занимался, приносило ему удовольствие, чтобы люди, с которыми он общался, были близки ему, дорожили им, чтобы, наконец, он мог любить их. При этом все его действия, все, что он делал, не приближало его к искомому, а, напротив, лишь удаляло от этого. Любое занятие, в свете его мировоззрения, казалось Максиму бессмысленным и неинтересным, отношения с другими людьми не складывались, поскольку вместо подлинной заинтересованности в них он требовал от них понимания некой «истины», которую сам он искал и найти не мог.
Вот, собственно, на этом мы и сосредоточили свои усилия. Максиму нужно было сформулировать свои подлинные «смыслы», то, ради чего стоит жить, то, во что стоит инвестировать жизнь. И только когда Максим смог признаться себе в том, что главным для него является не некое «абстрактное счастье», дарованное ему «абстрактной истиной», а живые, по?настоящему ценные отношения с другими людьми, возможность ощутить себя в деятельности, только тогда этот порочный круг и был преодолен.
Всю жизнь он работал, боясь оказаться вторым, боясь обвинений в неполноценности, несостоятельности, а не потому, что его работа ему нравилась. Именно поэтому, достигнув хороших результатов, он потерял к ней всякий интерес. Всю жизнь он строил свои отношения с другими людьми, не рискуя им доверять, боясь открыться им и положиться на них. Именно поэтому эти отношения с окружающими никогда не приносили ему действительной сердечной радости.
Что ж, оказывается, вопрос — «Что может быть нужно человеку, если у него все есть?» — отнюдь не лишен смысла. Это «все есть» — достижение «целей», но далеко не все достигнутые нами «цели» служат тому, что насыщает нашу жизнь «смыслом». Иногда, напротив, наши достижения оказываются препятствием к тому, чтобы чувствовать, что ты знаешь, зачем и ради чего ты живешь.
Жить ради достижений — значит мучиться. Жить, ощущая радость от того, что ты делаешь, и радуясь тому, что ты любим и любишь, — вот тот «смысл» жизни, от которого ни один нормальный человек в ясном уме и твердой памяти не откажется. Но чтобы быть в этом ясном уме и твердой памяти, нужно, как оказывается, проделать непростой путь.
Противопоставьте своей растерянности конструктивность
Итак, перед нами большие, можно сказать, гигантские задачи: нам предстоит освоить фантастические средства и, даст бог, реализовывать умопомрачительные возможности. Что ж, учитывая это, введем «законы военного времени». Вот первый из них: мы не имеем права чувствовать себя растерянными, в противном случае у нас ничего не получится.
Всякий раз, когда мы испытываем чувство растерянности, нам кажется, что единственным средством спасения является бегство. Если же мы поддадимся этому искушению и сбежим, то в следующий раз в подобной ситуации иного способа реагирования у нас уже не будет. Наше подсознание, очень довольное нашим прежним бегством, спасшим его от необходимости идти вопреки собственному страху, станет уверять нас, что иного выбора у нас просто нет. Потворствуя своим страхам, мы делаем их сильнее, а себя слабее. И только научившись преодолевать собственные страхи и собственную растерянность, мы обретаем подлинные силы.
Как же справиться со своей растерянностью? Здесь есть только один способ: мы должны заменить ее на конструктивность. Растерянность — это чувство, переживание, а конструктивность, напротив, продукт здравого смысла и сознательного рассуждения. Впрочем, если нами овладело чувство страха, то здравый смысл вполне может нас подвести; в подобных ситуациях он склонен подчиниться и даже сыграть на стороне чувства. Вот почему здесь категорически нельзя терять инициативу! В первые же мгновения, когда вы сталкиваетесь с тем, что вам приходится принимать решение, взять на себя ответственность, встретить что?то новое и необычное в своей жизни, необходимо включить механизм конструктивного решения задач. Этот механизм заключен в трех вопросах: «что?», «где?», «как?»
Вам необходимо ответить себе на вопрос, что представляет собой предмет задачи или ситуация, с которой вы столкнулись, что требуют от вас обстоятельства. Если вам удастся сепарировать данную задачу от всего прочего, вы непременно убедитесь в том, что она отнюдь не так тяжела и тягостна, как может показаться на первый, слишком эмоциональный взгляд. К сожалению, мы очень редко даем себе труд определить содержание ситуации прежде, нежели бросимся в бой или наутек. Если же делать это заблаговременно, то перед вами будет даже не «задача», а «задачка», с которой грех не справиться.
Далее вы определяете где, в какой плоскости лежат средства решения этой задачи. Поскольку безвыходных ситуаций не бывает в принципе, то вам абсолютно не нужно паниковать. Нужно лишь выяснить, где лежит, располагается этот выход. Возможно, для решения стоящей перед вами задачи необходимо привлечь какие?то дополнительные силы, знания, возможно, понадобится чье?то участие. Наконец, в ряде случаев необходимо банальное изменение тактики, например с наступательной на примиренческую или с оценивающей на исследовательскую. Так или иначе, после того как вы определили то, где сокрыто решение стоящей перед вами задачи, где расположились средства ее решения, можно считать, что полдела сделано. Остался третий вопрос: «как?» Вы должны ответить себе, как добиться вовлечения в решение задачи тех средств, ресурсов или возможностей, которые были выявлены вами при ответе на вопрос «где?» В ряде случаев мы находим средства решения задачи, однако не задумываемся над тем, как «подтащить» эти средства к этой задаче. Получается совершенно дурацкая и нелепая ситуация: решение есть, а задача не решается.
Мы не задумываемся, что на этом этапе также может потребоваться привлечение каких?то новых элементов, введение в действие каких?то дополнительных сил и возможностей. Мы говорим себе: «Я знаю, что нужно делать, но как?» Вот над этим «как?» и нужно покумекать, а не разводить руками, поскольку, как уже было сказано, безвыходных ситуаций не бывает, решение всегда отыщется. Зачастую же мы отчаиваемся, только приступив к делу, полагая, видимо, что оно должно решаться лишь оттого, что мы соизволили за него взяться. Разумеется, подобная тактика редко оказывается продуктивной.
Если же не робеть, если не позволить себе растеряться, а взять себя за грудки и последовательно ответить себе на три указанных вопроса — «что?», «где?» и «как?» — оказывается, что задача эта лишь дело техники!
Алгоритм решения любой задачи достаточно прост: необходимо ответить себе на вопрос, «что?» представля ет собой эта задача, потом определиться с тем, «где?» находятся средства ее решения. И наконец, определить ся, «как?» свести одно с другим, добившись тем самым желаемого результата. Для абсолютного облегчения про цесса поучитесь сначала отвечать на эти вопросы при решении конкретных задач письменно — это замечатель но дисциплинирует и оттачивает мысль.
Победите своего главного врага — «драматизацию»
Еще один злейший наш враг — это «драматизация». Мы склонны преувеличивать тяжесть наших «проблем», кстати, именно поэтому мы называем стоящие перед нами задачи этим словом — «проблемы». Мы склонны впадать в отчаяние, в страдание, начинаем заламывать руки, кусать локти и параллельно выть на луну. Как часты в нашем репертуаре восклицания: «Это ужасно!», «Это катастрофа!», «Как жить дальше?!», «Все пропало!» По сути же, это самые настоящие инструкции, буквально вменяющие нам пассивность и бездеятельность. Но при подобной жизненной политике далеко не уедешь. Мы любим искать виноватых, рассказывать о том, почему что?то невозможно, определять и пестовать «причины» наших бед и несчастий. Разумеется, после того как мы на все 100% объясним себе, почему «все плохо», почему «жизнь кончилась», почему «трагедия неизбежна», жизнь, и вправду, оказывается такой. Впрочем, и в этом случае «трагедия» — это только название. В действительности, трагедия — это театральное действо, в котором, впрочем, все мы преуспели, причем очень и очень профессионально.
Но что значит это «все плохо». Уж прямо так и все! А что значит «жизнь кончилась»? Знаете, когда она кончится, то вы этого даже и не заметите, а уж восклицать что?либо точно не будете. Да и «неизбежность трагедии» или «катастрофы» — это чистой воды иллюзия. Конечно, не приятности в нашей жизни встречаются, ник то этого отрицать не будет, но называть или не называть эти неприятности «трагедиями» и «катастрофами» — это сугубо личное дело. Назовете «катастрофой» — будет катастрофа, а назовете «жизненным обстоятельством» — будет жизненное обстоятельство, причем ря довое, в числе других.
То, что мы называем «несчастьями», «трагедиями» и «катастрофами», — это просто события, которые разрушают нашу картинку будущего, наше представление о нем, но вовсе не само наше будущее. Разрушить будущее невозможно, потому что его еще нет. Некоторые события способны существенно изменить наши планы, возможно, нам придется скорректировать траекторию своего жизненного пути, но, может статься, это и к лучшему! Быть может, засиделись мы в своем нынешнем состоянии, вот судьба и дает нам пинка, чтобы начали двигаться. Зачастую других средств преодолеть нашу нерешительность у нее просто нет.
Впрочем, драматизироваться можно и совершенно на пустом месте. Кто?то драматизирует вопрос собственной несостоятельности; кто?то переживает из?за высказанных кем?то на его счет оценок; кто?то недоволен собственным образованием и клянет судьбу; кто?то болезненно обеспокоен своей внешностью, стройностью, фигурой и т. п.; кто?то полагает себя неизлечимо больным, тогда как на самом деле действительных причин для беспокойства нет никаких.
Короче говоря, у каждого, как говорится, свои «тараканы», но все они откормлены самым выдающимся образом, причем нами же самими и откормлены. Мы взращиваем собственные проблемы так, словно бы они наши близкие и дорогие родственники. Мы их пестуем, вместо того чтобы гнать поганой метлой.
Помните, если вы хотите быть успешными, то делать из мухи слона категорически запрещается! Мы, как пра вило, существенно преувеличиваем тяжесть тех или иных трудностей и неприятностей, что лишает нас конструк тивности, что делает нас неэффективными управленцами собственных психологических ресурсов. Просто уберите от греха подальше из своего словарного запаса такие слова: «трагедия», «проблема», «катастрофа», «ужас», и вы даже не заметите, как вам сразу станет легче жить.
Корней Иванович Чуковский даже написал по этому поводу сказочку. В ней рассказывается о том, как «рыжий и усатый та?ра?кан» одним своим появлением «задраматизировал» всю уважаемую звериную общественность. Слоны и носороги — и те «по канавам, по полям разбежалися» и тряслись в указанных местах, готовые пойти на все, даже самые чудовищные требования террориста. А тот восклицал: «Принесите мне своих детушек, я их за ужином скушаю!» То, что проблема (в смысле — этот таракан) и выеденного яйца не стоит, мы узнаем лишь при появлении воробья, который «вот и клюнул таракана, вот и нету великана, даже усов от него не осталося». Но для этого необходимо отказаться от драматизации, перестать преувеличивать тяжесть «обрушившихся» на вас проблем.
Как это сделать? Просто перестать драматизировать! Никаких катастроф не происходит, а трудности — это только трудности. И на то они и трудности, чтобы с ними справляться, а впадать в эмоциональный паралич — дело и глупое, и бессмысленное. Сам этот эмоциональный паралич и создаст нам настоящую проблему!
Зарисовка из психотерапевтической практики: «Происшествия на дорогах»
Служители закона достаточно часто оказываются на приеме у психотерапевта. Работа у этих людей непростая, кому?то приходится участвовать в «локальных боевых действиях», а кто?то воюет с «внутренним врагом». Постоянные стрессы сказываются на психологическом состоянии людей не лучшим образом, вот, собственно, и предмет для нашей встречи. Так или иначе, но я не сильно удивился, когда в мой кабинет вошел молодой человек, представившийся, если мне не изменяет память, оперуполномоченным в делах борьбы с «организованной экономической преступностью». Он с ходу поведал мне цель своего визита: «Доктор, я испытываю чувство тревоги, когда сажусь за руль». Что ж, в этом симптоме нет ничего особенного, он часто возникает у людей, которые оказались однажды в аварии. Воспоминания о пережитой тобой аварии могут сильно испортить удовольствие от езды на автомобиле.
— Вы были в аварии? — спросил я у своего нового пациента.
— В какой аварии? — искренне удивился он.
— А вы не были в аварии? — теперь настала моя очередь удивляться.
— Нет, не был… — протянул оперуполномоченный.
— Я вас правильно понял, вы испытываете тревогу, когда ведете машину?
— Да, испытываю, — сообщил он без доли сомнения.
— И не были в аварии? — я подумал, может быть, он не правильно меня понял.
—Нет.
— Но вы боитесь попасть в аварию? — я блеснул «догадкой».
— Нет, аварии не боюсь. С чего вы взяли?
— А чего вы тогда боитесь? — правда, это становилось интересным.
— Я… ну как вам сказать… — оперуполномоченный смутился.
— Говорите, как есть, там разберемся.
— Ну… в общем… — мялся он, а потом вдруг выпалил:— Я боюсь, что меня изобьют.
— Изобьют?! — мои брови совершили странный танец, изогнувшись от состояния изумления к состоянию недоумения.
— Ну… в общем, да, — мой собеседник решился не менять признательных показаний.
— А почему вас должны избить?
— Ну… понимаете, на дороге подрезают… — казалось, он думает, что я знаю, о чем идет речь. Он ошибался.
— Подрезают, и что?
Настройтесь на «позитив»
«Вбеде не растеряться — вот главная задача!» — пел барон Мюнхгаузен в замечательном мультфильме прежних времен. Впрочем, «беда» — понятие относительное. Мы иногда способны впадать в настоящую депрессию из?за сущих мелочей, что, конечно, никуда не годится. Жизнь так устроена, что о своей расточительности ты понимаешь только в момент финансового краха. То, что ты был когда?то счастлив, осознаешь, лишь переживая тяжелые душевные потрясения. Наше счастье всегда где?то впереди, в будущем, или где?то позади, в прошлом. И днем с огнем его не сыскать в настоящем, тогда как это настоящее и есть единственное место его пребывания.
Народная мудрость гласит: что имеем — не храним, потерявши — плачем. Воистину так! По этому поводу есть даже психотерапевтический анекдот. Приходит пациент к психотерапевту и говорит: «Тяжело и мучительно стало мне жить, доктор!» «Такова жизнь, — отвечает ему врач, — полоса белая, полоса черная». Через полгода на пороге психотерапевтического кабинета снова появляется этот же пациент: «Господи, доктор, как вы были правы! Только почему вы не сказали, что та полоса была белой?!»
Что ж, нужно срочно менять тактику! Продолжать в том же духе — значит обрекать себя на постоянную тревогу и, в итоге, на хроническую депрессию. Психика наша устроена в каком?то смысле очень примитивно, она занята проблемой выживания, постоянно нацелена на поиск потенциальной угрозы и на попытки от нее предохраниться.,
Получается, что мы по самой природе своей как бы нацелены на негатив, именно он для нас актуален. А позитивное, напротив, наше внимание к себе не приковывает. Что ж, если так, придется приковать насильственными мерами.
Задумаемся о том, что у нас хорошо. Руки, ноги есть? Хорошо! Глаза видят, уши слышат, сердце стучит? Замечательно! Семья есть, друзья есть, работа есть (какая?никакая)? Прекрасно! Впрочем, это мы по большому счету, а если еще и мелочи к этому присовокупить… Вот вы читаете книгу — это возможность получить информацию. Скажете плохо? Неправда, хорошо. Вот вы сидите сейчас, лежите или стоите — это что, тоже плохо? Отнюдь! У вас еще сегодня дела есть? Хорошо. Нет дел, можете отдыхать? Еще лучше! Иными словами, если провести инвентаризацию всего, что есть в вашей жизни, то получится, что вы просто наисчастливейший человек! Вы этого не замечаете? В том и беда, что не считаете это существенным? Что ж, когда отнимется это «несущественное», тогда узнается, что способность ходить, видеть, слышать и т. п. — это самое существенное, что вообще может у человека быть. Хотите проверить? Завяжите себе глаза, посидите так с часок?другой, а потом представьте, что это навсегда…
Мы хронически игнорируем позитивные моменты в своей жизни, следовательно, нам нужно изменить эту тактику на противоположную. В то же время, мы не только сосредоточены на поисках негатива, но, кроме прочего, постоянно заглядываем в свое собственное будущее. Если же мы нашли негатив, позитивные моменты своей жизни проигнорировали, а после этого заглянули в будущее, то, понятное дело, ничего хорошего мы там увидеть уже не сможем. Следовательно, нужно и на этот счет подстраховаться. Если сейчас все хорошо, если сейчас все у нас благополучно, то с какой стати дальше должно быть плохо? Нет такого закона, чтобы плодородная почва зерна не родила! А потому примем за аксиому, что дальше будет лучше.
Итак, результирующая нехитрая формула приобретает следующий вид: «У меня все хо рошо, а дальше будет лучше». Насколько это соответствует действительности? Ну, не меньше, чем формула: «У меня все плохо, а дальше будет хуже». Но какая из них перспективней? С какой жить легче? Какая из этих двух установок позволяет эффективнее справляться с жизненными трудностями? Разумеется, первая. Помните: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет»? Ну, так что, «Победа» или «Беда»?
Если вы хотите быть успешными, не позволяйте себе рассматривать какую?либо ситуацию как негативную или убыточную. Помните, какими бы ни были обстоятель ства, вы всегда сможете извлечь из них прибыль, если займетесь не бегством от ситуации, а ее освоением. Всякая ситуация — это кладезь опыта и информации, а ничего дороже этого в современном мире просто не существует. Если вы хотите, что называется, «быть в цене», вы должны обладать опытом и информацией, причем разным и разной. Подходя к жизненным обстоятельствам таким образом, вы всегда можете извлекать из жизни прибыль или, по крайней мере, повышать собственную «рыночную стоимость».