Что такое скороговорки сообщение

Скороговорка

Что такое скороговорки сообщение. Смотреть фото Что такое скороговорки сообщение. Смотреть картинку Что такое скороговорки сообщение. Картинка про Что такое скороговорки сообщение. Фото Что такое скороговорки сообщение

Скороговорка это короткое предложение или фраза, преднамеренно составленная так, что её трудно правильно произносить, обычно из-за различных комбинаций подобных звуков; малый поэтический жанр фольклорного происхождения.

Происхождение

Русские скороговорки появились в народном творчестве в результате устной словесной игры, в которой соревновались в умении «скоро говорить», т. е. чисто, правильно и быстро произносить сложные сочетания звуков или созвучных многосложных слов. Скороговорка составлялась в форме ритмизованной прозы или короткого стиха с шуточным содержанием. Таким образом, скороговорка возникла в фольклоре как шуточное сочинение, предназначенное для проговаривания вслух, с целью развлечения. Скороговорку также называли «чистоговоркой» и «частоговоркой».

Скороговорка в литературе

Скороговорка в литературе оформилась в отдельный поэтический жанр, основанный на приёмах фонетической организации художественного текста. Скороговорка представляет собой предложение или фразу, трудную для произношения, потому что включает в себя аллитерацию, омонимию, рифму или все эти явления одновременно.

В основе скороговорки – игра специально скомпонованных труднопроизносимых слов и звуков, которые создают трудности для быстрого и выразительного произношения фразы. Ошибки, которые возникают во время неправильного произношения скороговорок говорящим, создают юмористический эффект, в результате чего выполняется развлекательная функция скороговорки.

Каждая скороговорка – не случайное сочетание звуков и слов; в ней преднамеренно подобраны слова, состоящие из одинаковых звуков («Купи кипу пик»), что затрудняет произношение фразы. Такой повтор согласных звуков называется аллитерацией. Аллитерация часто дополняется рифмой, что придаёт скороговорке форму стихотворения. Скороговорками также называют стихи, которые быстро произносятся.

Примеры скороговорки:

Осип охрип, Архип осип.
Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Скороговорки встречаются как сами по себе, так и в литературных произведениях. В художественном тексте скороговорка часто используется как комедийный элемент, фокусирующийся на том, насколько сложно правильно сказать фразу.

Эквивалент скороговорки существует в языке жестов, в котором фразы, трудно поддающиеся выражению, называются «палец-путаник».

Скороговорка и пословица

Знаменитый русский писатель и этнограф XIX века В. И. Даль в сборнике «Пословицы русского народа» писал, что многие скороговорки содержат также пословицу, например: «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не исправишь). Такое сочетание указывает на тесную связь фольклорных жанров, а также их многофункциональность. В этом отношении скороговорка выступает словесной игрой, упражнением для дикции, кратким народным изречением с назидательным смыслом. В. И. Даль также подчёркивал значимую роль скороговорок в процессе выработка правильного произношения.

Скороговорка и шибболет

Шибболет, т. е. фраза на определённом языке, сложная для произношения человеку, не являющемуся носителем этого языка, рассматривается как тип скороговорки. Например, грузинское выражение baq’aq’i ts’q’alshi q’iq’inebs («лягушка квакает в воде») или чешское и словацкое strc prst skrz krk («просунь палец сквозь горло») трудно выговорить не местному человеку из-за отсутствия гласных, хотя силлабический r – распространенный звук в чешском, словацком и других славянских языках.

Скороговорки в педагогике и логопедии

Скороговорки распространены в педагогике и логопедии как средство, с помощью которого тренируется дикция и исправляются дефекты речи. Короткие рифмованные скороговорки представляют собой эффективный метод развития артикуляционного аппарата ребёнка. Изучение скороговорок включено в учебную программу младших классов, что благоприятно влияет на развитие речи детей с раннего возраста.

Скороговорки в логопедии подбираются согласно звуку или звукосочетанию, произношение которого тренируется. Например, скороговорка «Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии» предназначена для отработки согласных звуков р, л, г.

Русские скороговорки характеризуются сложностью, поскольку содержат труднопроизносимые сочетания звуков, скопляющиеся на коротком отрывке текста. Как правило, произносить скороговорки легче в медленном темпе речи. Но текст сначала произносят медленно и отчетливо, а затем многократно повторяют в ускоренном темпе. Постоянные тренировки способствуют улучшению артикуляции и усилению выразительности речи.

Современное значение

В современной языковой практике скороговорки используются не только с целью развлечения или создания комического эффекта в произведении, но и для развития речи. Скороговорки совершенствуют ораторские способности человека: чёткое произношение формирует правильно поставленную речь. В подготовке к речевому выступлению скороговорки часто используют представители профессий, предполагающих демонстрацию голосовых навыков, – дикторы телевидения, радиоведущие, переводчики, певцы, актёры и др.

Термин «скороговорка» употребляется также для обозначения краткой, торопливой речи, например: «Писатель скороговоркой закончил повесть» (т. е. быстро).

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Все о скороговорках

Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! От того, как вы говорите, зависит порой даже больше, чем от того, что вы говорите. Так давайте учить своих детей правильной речи вместе. Ведь это так забавно и полезно не только малышу, но и вам!
Что такое скороговорки?

Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка (да и не только). Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего совместного с малышом времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.

Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был В.И.Даль. Он дает такое определение скороговорки: «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья». Однако современные логопеды, в отличие от Даля, различают скороговорки и чистоговорки как два разных жанра. Последние, например, не требуют быстрого произношения, но непременно должны произноситься правильно и осознанно:

В поле Поля-Полюшка

Сорняков не будет в поле,

Если полет поле Поля.
Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого. Например, «Мама мыла мылом Милу». Ребенок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Да, логопеды очень успешно применяют скороговорки в процессе исправления косноязычия у детей и взрослых. Этот метод вот уже многие столетия оправдывает себя как нельзя лучше. Но вовсе не обязательно ждать, пока такая потребность возникнет у вашего ребенка. И даже если он не будет нуждаться в проговаривании скороговорок в обязательном порядке (с произношением всех звуков у вас тьфу-тьфу), то все равно такие тренировки будут ему крайне полезны и интересны.

Поэтому начинайте разучивать скороговорки с малышом, как только он научился говорить. Пускай он сначала больше слушает – ему это тоже будет очень нравиться, вот увидите. Только проговаривайте фразы медленно и четко. Потом детка подключится к проговариванию вместе с вами – ведь так трудно удержаться, чтобы не проверить свои возможности. А позже научится без труда произносить заковыристые предложения.

Начинайте с самых простых и легких скороговорок. При этом маленькие детки могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!
Как проговаривать скороговорки с ребенком?

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

Итак, проделывайте все пошагово:

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.

Каждому звуку – своя скороговорка

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.

Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Для звука [к]: Около кола колокола.

Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком

Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).

Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Самые известные скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Осип охрип, Архип осип.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Кoсаpь кoсил, кoсу носил,

Коси, коса, пока poса.

Роса дoлoй — косец домой.

Коса косит гладко, коса любит лопатку,

Лопатка песoчек, косец — пиpoжочек.

Ехал Гpека через реку,

Видит Гpека — в рeкe рак,

Сунул Гpека руку в pеку,

Рак за руку Гpеку цап.

Сopoк сорок ворoвали горох,

Сopoк ворон отoгнали сорок.

Сopoк орлов напугали вoрон,

Сopoк коров разoгнали орлов.

Pыла свинья, тупopыла, белopыла,

Пoлдвopа рылом из-pыла,

Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.

На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.

Кукушка кукушoнку купила капюшoн.

Надел кукушoнoк капюшoн,

Как в капюшoне oн смешoн!

Пoлоскала дочка Власа.

Пoлосатой речка стала.

Бeлый снег. Бeлый мел.

Бeлый сахар тожe бел.

А вoт белка не бeла.

Бeлой даже нe была.

Карл у Клары украл кораллы,

Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор.

Галка села на забор

Грач завел с ней разговор

Расскажите про покупки

Про какие про покупки

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Купили Валерику и Вареньке

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Цитатник

Все вредное выведет рис Секрет тибетских лам. Возьмем обычный рис, столько столовых ложек, с.

Может наступить плохое время в жизни. Например, человек потерял работу. Или оказался в з.

Любителям кино больше не надо тартить своё свободное время на поиски новых фильмов или с.

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Все о скороговорках

Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! От того, как вы говорите, зависит порой даже больше, чем от того, что вы говорите. Так давайте учить своих детей правильной речи вместе. Ведь это так забавно и полезно не только малышу, но и вам!
Что такое скороговорки?

Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка (да и не только). Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего совместного с малышом времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.

Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был В.И.Даль. Он дает такое определение скороговорки: «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья». Однако современные логопеды, в отличие от Даля, различают скороговорки и чистоговорки как два разных жанра. Последние, например, не требуют быстрого произношения, но непременно должны произноситься правильно и осознанно:

В поле Поля-Полюшка

Сорняков не будет в поле,

Если полет поле Поля.
Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого. Например, «Мама мыла мылом Милу». Ребенок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Да, логопеды очень успешно применяют скороговорки в процессе исправления косноязычия у детей и взрослых. Этот метод вот уже многие столетия оправдывает себя как нельзя лучше. Но вовсе не обязательно ждать, пока такая потребность возникнет у вашего ребенка. И даже если он не будет нуждаться в проговаривании скороговорок в обязательном порядке (с произношением всех звуков у вас тьфу-тьфу), то все равно такие тренировки будут ему крайне полезны и интересны.

Поэтому начинайте разучивать скороговорки с малышом, как только он научился говорить. Пускай он сначала больше слушает – ему это тоже будет очень нравиться, вот увидите. Только проговаривайте фразы медленно и четко. Потом детка подключится к проговариванию вместе с вами – ведь так трудно удержаться, чтобы не проверить свои возможности. А позже научится без труда произносить заковыристые предложения.

Начинайте с самых простых и легких скороговорок. При этом маленькие детки могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!
Как проговаривать скороговорки с ребенком?

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

Итак, проделывайте все пошагово:

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.

Каждому звуку – своя скороговорка

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.

Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Для звука [к]: Около кола колокола.

Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком

Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).

Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Самые известные скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Осип охрип, Архип осип.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Кoсаpь кoсил, кoсу носил,

Коси, коса, пока poса.

Роса дoлoй — косец домой.

Коса косит гладко, коса любит лопатку,

Лопатка песoчек, косец — пиpoжочек.

Ехал Гpека через реку,

Видит Гpека — в рeкe рак,

Сунул Гpека руку в pеку,

Рак за руку Гpеку цап.

Сopoк сорок ворoвали горох,

Сopoк ворон отoгнали сорок.

Сopoк орлов напугали вoрон,

Сopoк коров разoгнали орлов.

Pыла свинья, тупopыла, белopыла,

Пoлдвopа рылом из-pыла,

Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.

На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.

Кукушка кукушoнку купила капюшoн.

Надел кукушoнoк капюшoн,

Как в капюшoне oн смешoн!

Пoлоскала дочка Власа.

Пoлосатой речка стала.

Бeлый снег. Бeлый мел.

Бeлый сахар тожe бел.

А вoт белка не бeла.

Бeлой даже нe была.

Карл у Клары украл кораллы,

Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор.

Галка села на забор

Грач завел с ней разговор

Расскажите про покупки

Про какие про покупки

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Купили Валерику и Вареньке

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *