Что может быть при переходном возрасте
Переходный возраст: чего стоит и не стоит бояться?
Постоянный спикер «Родительского университета» Елена Кузина — автор программы МГИМО «Коучинг для деловой среды» и психолог-методолог проекта ГЕРОИ — объяснила родителям и учителям, почему одно только определение «переходный возраст» вызывает целую гамму чувств. Мы знаем, что это сложно, приблизительно знаем, с какими трудностями нам предстоит столкнуться, но что в действительности должно нас настораживать? Какие признаки в переходном возрасте требуют нашего немедленного вмешательства, а какие являются нормой, — разбираемся вместе со специалистом.
« Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
Кто виноват?
Нейропсихологи, психиатры, эндокринологи утверждают, что гормональная перестройка организма, которая происходит в пубертатный период, в действительности просто не может не повлиять на поведение человека. И это вполне объяснимо. Простой пример: вспомните себя во время тяжелой болезни с высокой температурой, осложнениями, сильным кашлем. Ну а женщинам и вовсе знакомо это состояние — в определенные периоды настроение может меняться молниеносно из-за всплеска гормонов.
«Не дожидайтесь, когда ребенок окончательно съедет с катушек. Бейте тревогу, как только услышали тревожные звоночки».
Яркие цвета, чрезмерный пирсинг — все это говорит о самовыражении. Но если на эти проявления сделан большой акцент, значит внутри накопилось сильнейшее внутреннее напряжение. В этом и есть суть подросткового бунта. Поэтому на вопрос: «Почему ты бросил учебу?» ребенок зачастую отвечает: «Я не хочу».
А если ребенок ничего не может и не хочет, присмотритесь повнимательнее — возможно, у него настоящая депрессия. Это означает, что у него не просто отсутствует желание учиться, а в действительности пропадает интерес к жизни, уходит энергия, силы и здоровье — психическое и физическое.
Конечно, важно вовремя обратиться к специалистам: психологам, эндокринологам, психиатрам. Врачи могут порекомендовать витаминные комплексы и другие препараты для поддержания функций организма и облегчения депрессивных симптомов. Возможно, в каких-то случаях лучше обойтись без медикаментозного лечения, — но без советов профессиональных медиков обойтись вряд ли получится.
В 12-14 лет подросток перестает прислушиваться к родителям, теряет доверие к авторитетам. И тут важно найти взрослых людей, мнение которых станет для него приоритетным, и попытаться создать безопасное пространство дома.
Дело, кстати, может быть и в генетике — возможно, кто-то в семье был странным, вел себя неадекватно происходящему. Ядро характера действительно может сыграть злую шутку: вдруг оказывается, что отец ребенка уже много лет ленится и не может найти себе работу.
Еще один тревожный компонент, который уже напрямую касается поведения родителей, — излишний контроль со стороны взрослых, стертые детские границы, завышенные ожидания от ребенка.
А вот изменения в поведении, образе жизни и режиме дня, которые сопровождаются перевозбуждением, раздражением и сонливостью, могут говорить о проблемах со здоровьем и о побочных эффектах от наркотиков.
«Не думайте, что наркотики — это что-то далекое. Такова наша реальность — в любом дворе сейчас можно найти закладку».
Что делать?
Плохо: «Опять играешь в свой Minecraft?! Что за ересь!»
Хорошо: «О, ты играешь в Minecraft? Здорово! Что там новенького?»
Относитесь внимательнее к тому, во что играет, чем интересуется ребенок. Проявляйте к нему дружелюбие, живой интерес и неподдельное любопытство. Примите его со всеми странностями, увлечениями, заморочками, оставьте в прошлом оценочное мнение. В конце концов, безусловная любовь творит чудеса — убедитесь в этом сами.
Плохо: «Ты посмотри, снова двойка по алгебре! Второй раз за месяц! А мы с отцом столько сил, столько денег на тебя тратим. Вырастили бездаря! Да-а-а, не ожидала я от тебя такого!»
Хорошо: «Ну что поделать, двойка так двойка. Давай будем думать, как исправить. Я тебе помогу, не волнуйся.»
Дети не обязаны быть такими, как хочется нам. Сын или дочь не виноваты в том, что родители хотят пристроить их в физико-математический, а им больше нравится рисовать. Будьте честны со своими детьми и самими собой — не тратьте энергию на глупые разбирательства. Лучше помогите ребенку исправить ситуацию. И совет вдогонку — если подросток не просит помощи или отказывается от нее, то, наоборот, не влезайте. Отстранитесь, но с теплом и любовью объясните, что вы всегда где-то рядом, чтобы в случае чего прийти на помощь.
И родители, и учителя для подростка — своеобразные живые тренажеры. Он может хамить, дерзить и проверять вас на прочность, ждать, каким будет фидбек. Договоритесь с ним, как именно он хочет получать замечания (потому что они все равно будут!): «Если ты хочешь получить от меня ответ, давай договоримся, в какой он будет форме».
«Родительская агрессия и обесценивание детских интересов приводят к увеличению дистанции в отношениях с ребенком».
Что может быть при переходном возрасте
Особенности переходного возраста
Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться.
Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений, в это время только начинает развиваться. Подростки пока не способны нормально воспринимать критику. Не до конца сформированный мозг полагается на лимбическую систему, а это зона эмоций.
Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.
Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.
Однако не всегда пубертатный период ребёнка оборачивается для семьи проблемами.
Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.
Многое зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведенческой и воспитательной стратегии мамы и папы. Гипер- или гипоопека создают взаимоотношения, при которых подростку трудно доверять взрослому.
Так как же сохранять контакт и тёплые отношения с подрастающим человеком, который остро нуждается в поддержке, но порой демонстративно от неё отказывается?
Совет 1. Наделите ребёнка обязанностями
От родителей часто можно услышать фразу: «У тебя сейчас только одна задача — хорошо учиться!». Однако требовать от подростка исключительно учебных достижений, ограждая от домашних дел, ошибочно.
Для успешной учёбы важно осознавать последствия своих действий, а бытовые обязанности — прекрасный тренажёр ответственности. Чем больше подросток будет отвечать за чистоту в своих вещах, тем быстрее наведёт порядок в делах и взаимоотношениях. Пусть отвлекается на помощь родителям, пусть знает, сколько пыли за неделю скапливается на полке, пусть сам начинает замечать, что футболка несвежая и закончились носки.
Всё это укрепляет процесс саморегуляции, а значит и границы, самоощущение и самооценку подростка, которые так важны для успешной учёбы.
Совет 2. Установите правила и заранее обговорите санкции
Если вы чувствуете, что ваши взаимоотношения необходимо регламентировать, установите чёткие правила. Пусть подросток заранее знает, какие санкции последует за ту или иную провинность. Говорите тоном, которого требует ситуация: волнуясь, раздражаясь, радуясь. Не делайте параллельно других дел.
Разговор с подростком — это отдельное мероприятие.
Во время беседы смотрите на своего ребёнка и дайте ему возможность наблюдать за вашими эмоциями. Ждите ответа столько, сколько нужно, не торопитесь.
Установив правила для подростка, следуйте им и сами. А главное — будьте готовы проявить стойкость, когда дело дойдёт до санкций. Оговоренное наказание должно быть приведено в жизнь, иначе поступок повторится.
Совет 3. Не налагайте табу на общение с друзьями из-за плохой оценки
В 12–16 лет ведущей деятельностью человека, безусловно, является интимно-личностное общение. Порой даже кажется, что сын или дочь любит друзей больше мамы с папой, и именно друзья отвлекают чадо от учёбы. На самом деле, при значимости коммуникаций, подрастающим детям не менее важно демонстрировать в дружеском общении усвоенные в период познавательной активности знания и навыки.
Большинство подростков с удовольствием учатся новому.
Правда, это не всегда связано со школой. Например, тинейджер может написать контрольную работу на «два», потому что в момент подготовки к ней вдруг отвлёкся на паперкрафт и клеил гигантскую лисью голову всю ночь. Всё потому, что не оценил значимость мероприятия и увлёкся другим процессом, который не дал ему сконцентрироваться.
Совет 4. Не читайте морали — разговаривайте по душам
Возрастные ограничения медиков неслучайны: ваш ребёнок — ещё действительно ребёнок, как бы логично ни рассуждал и как бы «не по годам» держался.
Вредные привычки и прочее рискованное поведение в переходном возрасте связано с потребностью быть причастным к сообществу, проявлять себя, испытывать новые сильные переживания.
Ошибочно думать, что подросток пробует сигареты или алкоголь ради эффекта от самих веществ. Он ищет возможности усмирить колебания своих эмоций и хочет убедиться, что все эти «взрослые штуки» ему не помогут.
Ребёнок, который уже, возможно, выше вас ростом, нуждается в заботе, внимании и поддержке не меньше, чем едва вставший на ноги малыш.
Не читайте подростку морали, тем более не стоит выливать на него свои переживания за его жизнь и здоровье. Постарайтесь спокойно рационально объяснять, каковы могут быть последствия тех действий, что он совершает.
Если подросток получает необходимую поддержку дома, чувствует себя уверенно, даже ошибаясь, и знает, что его поддержат в любых начинаниях, то он не испытывает необходимости искать альтернативное сообщество и проверять свои границы на улице. Гораздо ценнее для него открытая поддерживающая беседа с матерью или отцом, совместный просмотр фильма ужасов или поход в парк аттракционов за ясной, но контролируемой порцией адреналина.
Совет 5. Не сваливайте на ребёнка проблемы взрослых и не принижайте его собственные
Мальчики и девочки в переходном возрасте частот впервые испытывает влечение к противоположному полу, порой сильное и не осознанное. Взрослым же кажется это ерундой. «У тебя ещё миллион таких будет» — отмахиваются родители от первых влюблённостей своих детей.
Но для подростка это может быть реальной проблемой. Нельзя недооценивать важность происходящего, осуждать выбранный объект чувств и обесценивать сами чувства. Важно оставаться в контакте в этот период: слушать, делиться опытом, помогать опознавать чувства, проговаривать их.
Обратная сторона медали — перекладывание на подростка проблем взрослых. Ребёнок не должен вместе с вами переживать ваши проблемы на работе или быть в курсе того, из каких денег вы купили ему новые ботинки. Но не скрывайте от ребёнка развод, потерю близких, предстоящий переезд или смену материального достатка, свою усталость и слёзы.
Здесь трудно отыскать грань, но в этих отношениях вы взрослый, а значит только вы сможете помочь юному человеку сформироваться в высоко интеллектуальную и эмоционально здоровую личность, которая сможет своим интеллектом воспользоваться.
Если подростковый возраст проходит тяжело для вас и ребёнка, просите поддержку у специалистов. В Экстернате и Домашней школе Фоксфорда дети и родители получают бесплатную психологическую помощь в течение всего периода обучения.
Подростковый кризис
Содержание статьи
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Физиологические причины
Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.
Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.
Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.
В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:
Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.
Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.
Что может быть при переходном возрасте
Организм ребёнка отличается от организма взрослого человека быстрым ростом и развитием. Среди этапов онтогенеза самыми важными являются внутриутробное развитие и детство. Процесс формирования полового фенотипа у ребёнка совершается в течение всего периода роста и созревания организма, однако наиболее значимыми в этом отношении являются период формирования пола у плода, занимающий около 4 месяцев, и подростковый возраст. Половое созревание – чрезвычайно сложный процесс со значительными изменениями в физическом и нервно-психическом развитии.
Часто приходится наблюдать, как разговорчивый, искренний и открытый ребёнок вдруг становится резким, раздражительным, порой грубым. Происходит это обычно с 10-15-летними детьми. Меняется не только их поведение, но и внешность. Они быстро вытягиваются, худеют, становятся неуклюжими, на лице иногда появляются угри. Именно с детьми такого возраста родители обращаются к врачу-педиатру по поводу головокружения, обмороков, болей в области сердца. При определённых ситуациях – и к психоневрологу.
Что с ребёнком – недоумевают родители: влияет компания, не высыпается, мало отдыхает, заболел? Ребёнок и сам не может понять того «нового», что так внезапно нахлынуло на него. Что происходит в организме в подростковом возрасте? Как помочь ребёнку справиться с появившимися трудностями и проблемами?
В подростковом возрасте совершается переход от детства к юности. Для него характерны изменения как в физическом, так и в нервно-психическом развитии. В этом периоде наступает резкая гормональная перестройка организма: усиливается деятельность желез внутренней секреции – гипофиза, надпочечников, щитовидной железы, начинают усиленно функционировать половые железы.
Для девушки это то время, когда она перестает быть девочкой и начинает превращаться в женщину. Через половое созревание проходят все, хотя и не в одно и тоже время. Это составляет неотъемлемую часть процесса взросления. Половое созревание влечет за собой физические, умственные и эмоциональные изменения. Тело девочки становится более сильным и развитым, изменяются также мысли и чувства. Могут быть резкие перепады настроения. Сегодня она можете считать себя самым счастливым человеком на свете, а завтра чувствовать себя самым несчастным. В период полового созревания такие ощущения нормальны.
Период полового созревания у каждой девушки индивидуален. У большинства девушек он приходится на возраст от 8 до 13 лет. У некоторых он наступает немного раньше, у других несколько позже. При этом в период полового созревания изменения происходят не только в половых органах. Перестраивается весь организм. Он интенсивно развивается, усиленно работают внутренние органы, перестраивается деятельность нервной системы, изменяется психика.
Возникают новые отношения между полами. У девочек обостряется интерес к своей внешности. Мальчики стремятся показать перед девочками свою силу.
Половое созревание начинается, когда железа, называемая гипофизом, направляет в яичники сигнал начать выработку определенного химического соединения. Это соединение является гормоном и называется « эстроген». Эстроген вызывает многие изменения, которые происходят в организме девочки в период полового созревания.
Одним из самых значительных событий в период полового созревания является начало менструации. Это вполне нормальный и не опасный для здоровья процесс. Своевременным считается начало менструации не раньше 10 лет и не позже 15.
Появление первой менструации говорит только о начале половой зрелости. И хотя девочка уже можете забеременеть, половые органы и весь организм ещё не созрели для половой жизни. Развитие женского организма заканчивается к 20-23 годам.
Менструальный цикл начинается от первого дня менструации и до первого дня следующей менструации. Длительность менструации от трёх до восьми дней. У каждой девушки это по-разному. Как правило, в начале менструации выделений больше, а в конце меньше. За всё время менструации девушка теряет около 100 – 120 мл крови. Если менструации установились, то они повторяются каждый месяц через 21 – 35 дней. Цикл считается регулярным, когда менструация появляется через одинаковые промежутки времени, длится одинаковое число дней и с одинаковой интенсивностью.
В начале (около 1 – 1,5 лет) менструации часто бывают нерегулярными: они то продолжаются 7 – 8 дней, то исчезают на несколько месяцев. Нервное потрясение, сильная физическая боль могут ускорить наступление менструации. Нередко менструальный цикл нарушается при переезде с низменности в горы, с севера на юг. Изнурительная длительная работа, сильное переутомление, резкое похудание могут вызвать прекращение менструации. Первая менструация порой сопровождается плохим общим состоянием, слабостью, болями или значительной потерей крови. Иногда, может быть и слабое повышение температуры, понос или запор, головокружение.
У некоторых девушек во время менструации появляются неприятные ощущения, которые называются менструальными болями. Боли могут быть тупыми, ноющими, схваткообразными, часто небольшая их интенсивность отмечается и до начала менструации. Ощущаются они внизу живота, в пояснице, в крестце, иногда распространяются на бёдра. Боли могут сочетаться с тошнотой, рвотой, головной болью, расстройством желудочно-кишечного тракта. Причины возникновения болей разнообразны. Они могут появляться в результате изменений в половых органах (воспаление, недоразвитие, неправильное положение матки), вследствие некоторых хронических соматических и нервных заболеваний. У девушек болезненные менструации чаще всего обусловлены некоторым недоразвитием матки. Маленькая матка с неполноценным мышечным слоем, с резким изгибом кпереди или кзади, удлиненной и узкой шейкой матки заполняется менструальной кровью. Для её изгнания матка начинает сильно сокращаться, что сопровождается болями, иногда чрезмерно сильными, с потерей трудоспособности. Лечение обычно направлено на устранение причины, вызывающей боль. Существенное значение имеет спокойный образ жизни, умеренные занятия спортом, которые укрепляют нервную систему и тем самым способствуют ослаблению менструальных болей. Если же менструации очень болезненные и обильные, то следует обратиться к врачу.
Для контроля качества менструальной функции девушке необходимо отмечать на календаре начало, конец и длительность каждой менструации – вести менструальный календарь.
При хорошем самочувствии во время менструации можно вести обычный образ жизни, продолжать заниматься утренней гимнастикой, несложными физическими упражнениями. Запрещаются на это время упражнения, связанные с прыжками, езда на велосипеде, поднятие тяжестей. Не рекомендуется кататься на коньках, лыжах, совершать длительные пешие переходы, принимать ванну, купаться в реке, в море.
Из пищевого рациона во время менструации следует исключить такие сильно возбуждающие вещества, как уксус, горчица, перец, хрен, кофе, крепкий чай, шоколад. Нельзя употреблять пиво, вино и другие алкогольные напитки, т. к. вследствие усиления кровотока это может привести к менструальным кровотечениям.
Особенно следует следить за своевременным опорожнением мочевого пузыря и кишечника, т. к. их переполнение приводит к смещению матки, что может дополнительно служить причиной болей.
Девушка должна особенно тщательно следить за чистотой своего тела во время менструации, т. к. внутренняя поверхность полости матки в этот период кровоточит, превращается в раневую поверхность, где при благоприятных условиях микробы могут найти отличную питательную среду. Поэтому при менструации важно часто менять бельё, пользоваться гигиеническими прокладками и своевременно их менять, обязательно подмываться тёплой кипячёной водой не реже 2 раз в день, принимать душ.
Как часто надо менять прокладки? В начале менструации, когда выделения обычно обильнее, нужно менять прокладку каждые 2-3 часа. К концу менструации, когда выделения обычно уменьшаются, прокладки можно менять раз в 4-6 часов. Больше, чем 6 часов использовать одну и ту же прокладку нельзя. При длительном контакте с воздухом менструальная кровь инфицируется, начинает издавать запах. Поэтому необходимо менять прокладки регулярно.
Ванну или душ нужно принимать регулярно ещё и потому, что сальные железы, в особенности на лице и на груди, в периоде полового созревания работают активнее. Сальные железы выделяют жировое вещество, называемое кожным салом. Если это сало забивает поры кожи и вступает в контакт с бактериями, то на коже могут появляться угри. У многих такие угри составляют характерный признак полового созревания (юношеские угри). Обязательно мойте лицо не менее двух раз в день. Нельзя трогать лицо немытыми руками и выдавливать угри. В противном случае можно занести инфекцию, и на лице останутся шрамы. Если обычные гигиенические меры не помогают, то можно попробовать лосьон или очищающие салфетки, крем против угрей. Если и это не помогает – необходимо обратиться к косметологу, врачу-дерматологу.